Лурия, Александр Романович
Александр Романович Лурия | ||||
---|---|---|---|---|
Дата рождения | 28 августа (16 июля) 1902 | |||
Место рождения | Казань, Российская империя | |||
Дата смерти | 14 августа 1977 (75 лет) | |||
Место смерти | Москва | |||
Страна | Российская империя → СССР | |||
Научная сфера | Психология, Нейропсихология | |||
Ученики | О.К. Тихомиров, А.И. Мещеряков, В.А. Иванников , Э.А. Голбдберг, Е.Д. Хомская | |||
Награды и премии |
|
Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия (28 августа (16 июля) 1902, Казань, Российская империя — 14 августа 1977, Москва, СССР) — советский психолог, врач-невролог, один из основателей отечественной нейропсихологии. Внёс значительный вклад в развитие таких областей психологии, как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология. Является одним из создателей факультета психологии Московского государственного университета, где с 1968 года по 1977 год заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии, член Русского психоаналитического общества, доктор педагогических наук (1937 год), доктор медицинских наук (1943 год), профессор (1944 год), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947 год) и АПН СССР (1967 год). А. Р. Лурия получил мировую известность благодаря научной и педагогической деятельности, является автором более 500 научных работ[1].
Биография
Семья и детство
Александр Романович Лурия родился в семье врачей в Казани в 1902 году во времена Российской империи. Его отец, Роман (Рувим) Лурия был врачом-терапевтом. Начиная практику в частной клинике, позже он специализировался на гастроэнтерологии и инфекционных заболеваниях, получил учёное звание профессора и в 1935 году разработал концепцию и ввёл термин «внутренней картины болезни». Мать Александра Романовича, Евгения Викторовна Лурия (урождённая Хаскина) была зубным врачом[2]. Александр Лурия — старший ребенок в семье, его младшая сестра Лидия так же продолжила семейную врачебную династию и специализировалась на психиатрии[3].
Детство Александра Лурии прошло в Казани. В семь лет он поступил в гимназию, но в связи с Революцией 1917 года был вынужден окончить ее в 16 лет досрочно в 1918 году. Его отец считался одним из лучших врачей-терапевтов в Казани и, занимаясь частной практикой, несколько дней в неделю принимал больных у себя дома. Так же в квартире у Романа Лурии был собственный рентгеновский аппарат, привезённый из Германии. Таким образом, Александр Романович Лурия имел перед глазами пример успешного врача в лице его отца и медицинской тематикой был окружен с раннего детства. Однако, об отношениях в семье Александр Лурия говорил: «Холодный был дом: каждый жил сам по себе»[4].
Образование и трудовая деятельность
В 1918 году Александр Лурия поступил на факультет Общественных наук Казанского Университета, где стал одним из организаторов научного студенческого сообщества — ассоциации общественных наук. Ассоциация занималась вопросами философии, социологии и медицины. Во время обучения на факультете Общественных наук Александр Лурия посещал клинические разборы больных в Медицинском институте. В тоже время он ходил на литературные диспуты и увлекался литературным творчеством — сочинением рассказов и стихотворений[4].
В 1921 году Александр Лурия закончил обучение на факультете общественных наук и начал учиться на медицинском факультете Казанского Университета. Интерес к психологии зарождался у Александра Романовича под влиянием прочитанных книг. В наибольшей степени он увлекся психоанализом и в 1922 году организовал Казанский психоаналитический кружок, на первом заседании которого выступил с сообщением «Современное положение психоанализа». Сообщение об организации кружка было послано Зигмунду Фрейду, от которого был получен ответ — выдающийся немецкий психолог выражает радость, что в отдаленном восточном русском городе создан психоаналитический кружок. Письмо хранится в архиве А. Р. Лурии[4].
На заседаниях психоаналитического кружка разбирались клинические случаи невротических расстройств, представлялись доклады о системе психоанализа, обсуждались с точки зрения психоанализа отношения и судьбы героев. В этот период А. Р. Лурия опубликовал несколько статей, основанных на идеях психоанализа и написал книгу об объективном подходе к психоанализу, но она не была опубликована. Однако, попытки использовать методы психоанализа в психиатрической практике не дали ожидаемых результатов. В своих воспоминаниях А. Р. Лурия пишет: «В конце концов я убедился, что ошибочно считать человеческое поведение продуктом „глубин“ сознания, игнорируя его социальные высоты»[4].
С 1922 года по 1930 год А. Р. Лурия был членом Русского психоаналитического общества[5]. Кроме того в 1922 году Александр Лурия принял активное участие в создании журнала «Проблемы психофизиологии труда и рефлексологии», в связи с чем получил предложение поехать в Ленинград, где состоялось его знакомство с Владимиров Михайловичем Бехтеревым. Статьи Александра Лурии, опубликованные в журнале «Проблемы психофизиологии труда и рефлексологии» привлекли внимание директора Московского института психологии профессора Константина Николаевича Корнилова, который в 1923 году пригласил А. Р. Лурию стать сотрудником Института и переехать в Москву[4].
В 1924 году А. Р. Лурия знакомится с Львом Семёновичем Выготским на Втором психоневрологическом съезде в Ленинграде, где тот выступал с докладом «Сознание как предмет психологии». По инициативе и приглашению А. Р. Лурии Л. С. Выготский переезжает из Гомеля в Москву, где поступает в аспирантуру. Позже в Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской была создана экспериментальная лаборатория, в которую вошли А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Владимирович Запорожец, Лия Соломоновна Славина, Лидия Ильинична Божович. В лаборатории исследовали опосредованное запоминание через метод пиктограммы, предложенный Л. С. Выготским. Деятельность этой лаборатории легла в основу создания новой школы, представленной Л. С. Выготским и основанной на положении о социальной природе психики человека[6]. А. Р. Лурия в докладе на заседании московского отделения общества психологов 25 марта 1974 года отмечает, что из деятельности этой лаборатории в значительной мере выросла нейропсихология[7].
В период с 1921 года по 1934 год А. Р. Лурия вел научную и педагогическую деятельность в трех городах: Москве, Казани и Харькове. В Москве Александр Романович читал лекции в Академии коммунистического воспитания, заведовал лабораторией в Московского института психологии и работал в Институте Криминалистики. В середине 1920-х годов А. Р. Лурия начал работать в Клинике нервных болезней, где позже к нему присоединился Л. С. Выготский. В 1929 году Александр Романович Лурия принял участие в iX Международном психологическом конгрессе в США, где выступил с двумя докладами — про сопряжённую моторную методику и совместный с Л. С. Выготским про функции и судьбу эгоцентрической речи ребенка[6].
В 1931 и 1932 годах А. Р. Лурия организует первые психологические экспедиции в Среднюю Азию — Узбекистан и Киргизию. Экспедиции стали причиной гонений и притеснений А. Р. Лурии со стороны коммунистической власти и в 1932 году он был вынужден уйти из Института психологии[6].
В 1931 году Александр Романович Лурия возглавляет Сектор психологии в Психоневрологической Академии в Харькове, в котором работает и проводит исследования до 1934 года. В этот период он вместе с Л. С. Выготским поступает в Харьковский национальный медицинский университет. Позже, закончив свой научную деятельность в Харькове, Л. С. Выготский переводится в 1-й Московский медицинский институт, где продолжает изучать медицину вплоть до 1937 года[6].
С конца 1933 года А. Р. Лурия работает в Медико-генетическом институте, где занимается психологическим исследованием близнецов. А в 1934 году начинает работать в Институте экспериментальной медицины в числе участников группы Л. С. Выготского. В 1936 году А. Р. Лурия увольняется из Института экспериментальной медицины и Медико-генетического института им. М. Горького после постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», вышедшего в июле 1936 года[6].
После окончания Первого Московского медицинского института в 1937 году А. Р. Лурия защищает в Тбилисском институте в качестве докторской диссертации свою рукопись на тему «Природа человеческих конфликтов» и в возрасте тридцать четырёх лет становится одним из самых молодых профессоров психологии в стране. В этот период он устраивается в Институт нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко, где работает неврологом в течение двух лет и разрабатывает систему методов диагностики нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга[6].
Во время войны А. Р. Лурии поручили организовать восстановительный нейрохирургический госпиталь на Южном Урале в Кисегаче для больных с мозговыми поражениями. Под его руководством в Кисегаче работала группа из 30 человек. Среди психологов были Блюма Вульфовна Зейгарник, Александр Владимирович Запорожец, Сусанна Яковлевна Рубинштейн, Эсфирь Соломоновна Бейн[6].
В конце 1944 года Александр Романович вернулся в Москву и стал работать и в Институте неврологии, и в Институте нейрохирургии. В этом же году он защищает докторскую диссертацию по медицине, в основу которой легли материалы многочисленных исследований сенсорной афазии. С 1945 года А. Р. Лурия работал в Московском университете на кафедре психологии философского факультета, где читал курс общей психологии, а с весны 1950 года — курс нейропсихологии[6].
В 1950 году в СССР состоялась «Павловская сессия» — совместная сессия Академии наук и Академии медицинских наук, на которой психология была подвергнута серьёзной критике, а деятельность А. Р. Лурии была охарактеризована как «нанесение ущерба развитию учения об афазии»[4]. В 1951 году закрыли его лабораторию в Институте нейрохирургии и Александр Романович перешел работать в Институт дефектологии, где стал заниматься изучением речевой регуляции действия у детей разного возраста и у детей с разными формами умственной отсталости[6].
В период оттепели Александр Романович начинал снова выезжать на конференции за границу, а в 1959 году возобновил работу в Институте нейрохирургии. С 1969 года по 1972 год Александр Романович являлся вице-президентом Международного союза научной психологии[8]. В середине 1970-х годов Александр Романович продолжал вести активную научную и преподавательскую деятельность, писал и публиковал научные труды. Он работал и вёл приёмы в Институте нейрохирургии и лаборатории по восстановительному обучению в Клинике нервных болезней, читал лекции в Университете и готовил к публикации научные труды и монографии[1].
Александр Романович Лурия умер в возрасте 75 лет 14 августа 1977 года от остановки сердца. Он похоронен на Кунцевском кладбище в Москве[9].
Личная жизнь
Александр Лурия был дважды женат. Первый раз его женой стала Вера Николаевна Благовидова, с которой он познакомился в Казанском университете в 1920 году. В 1923 году Вера переехала к нему в Москву и они поженились. Однако, спустя шесть лет в 1929 году их брак распадался и они развелись. В 1930 году на Кавказе Александр Романович встретил Лану Пименовну Линчину, микробиолога с учёной степенью доктора биологических наук. Следующая их встреча состоялась в 1933 году после чего завязались отношения. В этом же году они поженились. Лана Пименовна стала для Александра Лурии надёжной поддержкой и опорой в период гонений и репрессий. В 1938 году в семье Александра Лурии родилась дочь — Елена Лурия. Александр Лурия и Лана Линчина прожили в счастливом браке 44 года, до конца жизни[6].
Научная деятельность
Области профессиональных интересов
Александр Романович Лурия отличался широтой научных интересов. Он всегда работал на стыке наук — медицина, психология, физиология, философия, лингвистика, дефектология. В своей работе А. Р. Лурия опирался на экспериментальный метод. Во время обучения в Казанском университете он посещал клинические разборы больных в Медицинском институте. Позже стал сам организовывать такие разборы для своих студентов, выпускников и аспирантов[10].
Вклад в науку
Александр Романович Лурия признан одним из величайших психологов своего времени. Он внес огромный вклад в развитие отечественной психологии, дефектологии, неврологии. Отдельно стоит отметить развитие нейропсихологии, основоположником которой он по праву является. Одной из предпосылок к появлению нейропсихологии как отдельного направления психологической науки можно назвать стремление А. Р. Лурии обосновать синтез культурно-исторической психологии с естественно-научным фундаментом[6].
Еще в период работы Казанского психоаналитического кружка А. Р. Лурия с коллегами увлекался тем, что через призму психоаналитического подхода обсуждали закономерности жизни и судеб разных героев. Биографический метод исследования позже был широко им использован в работе «Потерянный и возвращенный мир», а так же «Маленькая книга о большой памяти»[4].
В 1924 году А. Р. Лурия объединяется в группу с двумя другими учёными — Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым. Вместе они разрабатывают новый подход, основанный на положении о социальной природе психики человека. Практическая работа, которую вели участники этой группы привела к развитию метода исследования культурно-организованных процессов и экспериментально-генетическому метода, что было описано в книге Л. С. Выготского и А. Р. Лурии «Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребёнок»[6].
С 1933 года известность стали приобретать работы из области психогенетики, в которых А. Р. Лурия использовал близнецовый метод. Одной из задач исследований было разделение биологических и социальных условий для определения силы их влияния на психическое развитие. Эксперименты носили не только исследовательский характер, но и были использованы для решения социальных задач. В частности, по итогам одного из исследований были разработаны психологически обоснованные варианты развивающих игр для детских садов. Подходы, сформулированные А. Р. Лурией в своих исследованиях были новыми для международного мира науки и быстро привлекли внимание и были переведены на иностранные языки[11].
В ходе поездки в Среднюю Азию А. Р. Лурия с группой ученых исследовали влияние культурных различий на интеллектуальную деятельность. Результаты исследований были опубликованы только в 1974 году. Сам Лурия после второй экспедиции был обвинён в расизме, что стало причиной его ухода из Института психологии[6].
Возглавив отдел в Харьковском психоневрологическом институте, А. Р. Лурия совместно с коллегами — Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным проводил исследования афазии, а в 1932 году на научной конференции Психоневрологической академии выступил с докладом «К вопросу о психологическом исследовании распада речевых функций». Об этом периоде своей деятельности в письме жене Л. П. Липчиной он пишет: «Сейчас наплыв дико интересного материала: агнозии и аграфии, послеродовые психозы с афазиями… мы захлебываемся в ред чайшем материале»[12].
Работая в у Институте нейрохирургии Н. Н. Бурденко А. Р. Лурия создает систему методов диагностики нарушений высших психических функций (ВПФ) при локальных поражениях мозга. Эта батарея методов получила название «луриевские методы». Методы нейропсихологической диагностики А. Р. Лурии основывались на идее о системном строении ВПФ, где каждая ВПФ является отдельной функциональной системой, состоящей из ряда звеньев и вносящей свой вклад в работу всей системы в целом. В этот период А. Р. Лурия разрабатывает «синдромный подход» в нейропсихологии и собирает большое количество клинического материала по трем формам афазии: сенсорной, моторной и семантической[6].
В период Великой Отечественной войны Александр Романович работал на Урале в восстановительном госпитале для больных с мозговыми повреждениями. Результатом его деятельности в этот период стали две книги, которые он издал спустя некоторое время, вернувшись в Москву — «Травматическая афазия» (1947 год) и «Восстановление функций после военной травмы» (1948 год)[6].
Александр Романович пишет, как менялся его подход к к изучению мозга от «горизонтального» — изучение процессов, происходящих на корковом уровне, к «вертикальному» — изучение связей между глубинными и поверхностными структурами мозг. Из этого подхода сформировалась концепция трех структурно функциональных блоков мозга, впервые описанная А. Р. Лурией в монографии «Основы нейропсихологии» в 1973 году[13].
В последние годы своей жизни Александр Романович активно работал над двухтомником «Нейропсихология памяти», в котором он собрал итоги работы последних 7-8 лет, книгой «Основные проблемы нейролингвистики», которая пересматривает и добавляет новые данные к проблеме исследования афазии, совместный труд с Е. Д. Хомской по анализу «лобных» синдромов, а так же книгу о принципах общей психологии, которую он писал совместно с А. Н. Леонтьевым[14]. Последним большим сочинением, написанным Александром Романовичем Лурия стала творческая автобиография «Этапы творческого пути», опубликованная на русском языке только в 1982 году. Англоязычная версия автобиографии «The Making the Mind» была издана в 1979 году Майклом Коулом[6].
Публикации
Перечень наиболее значимых публикаций в хронологическом порядке.
А. Р. Лурия за свою жизнь подготовил более 500 публикаций по различным проблемам психологии, более 30 монографий и сборников. Некоторые из них приводятся ниже[1].
Книги
- Лурия А. Р. Психологическое наследие: Избранные труды по общей психологии / Под ред. Ж.М. Глозман, Д.А. Леонтьева, Е.Г. Радковской.. — М.: Смысл, 2003. — 431 с. — ISBN 5-89357-131-2.
- Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка: Экспериментальные исследования речевых реакций ребенка / под ред. А.Р. Лурия.. — М.: Полиграфшкола им. А. В. Луначарского, 1927. — 259 с.
- Лурия А. Р. Учение об афазии в свете мозговой патологии. Ч.1. Височная (акустическая) афазия. / Рукопись. — 1940.
- Лурия А. Р. Травматическая афазия. Клиника, семиотика и восстановительная терапия.. — М.: тип. Упр. делами Совета Министров СССР, 1947. — 368 с.
- Лурия А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка [Текст : Эксперим. исследование] / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии.. — М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. — 94 с.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нару шение при локальных поражениях мозга. / А. Р. Лурия. - 2-е изд., доп.. — Высшие корковые функции и их нару шение при локальных поражениях мозга. 2е изд., испр. и доп. М., 1969.: Изд-во Московского ун-та, 1969. — 504 с.
- Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (Ис тория одного ранения). — М.: Издательство МГУ, 1971.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Издательство МГУ, 1973.. — 376 с.
- Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Эксперим.-психол. исследование / АН СССР. Ин-т психологии. — М.: Наука, 1974. — 172 с.
- Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. Научная авто биография / Под ред. Е.Д. Хомской. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 182 с.
- Лурия А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2004. — 320 с.
- Лурия А. Р. Восстановление функций после военной травмы» / А. Р. Лурия ; Акад. мед. наук СССР. Ин-т неврологии. — М.: Изд-ва Акад. мед. наук СССР, 1948. — 236 с.
- Лурия А. Р. Нейропсихология памяти Ч. I — II. — М.: Педагогика, 1976. — 310 с.
- Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М.: Издательство Московского университета, 1975. — 252 с.
- Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок : Очерки изучения особенностей высш. нервной деятельности детей-олигофренов / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии ; Под ред. проф. А. Р. Лурия. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 203 с.
- Лурия А. Р. Язык и сознание. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 335 с. — ISBN 5-211-03957-2.
- Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы / 1963-1970. - 2 т.;. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963—1970.
- Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста). / А. Р. Лурия. — М.: Издательство Московского Университета, 1968.
- Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека.. — М.: Когито-Центр, 2002. — 527 с. — ISBN 5-89353-032-2.
Соавторство в коллективных трудах
- Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения : обезьяна, примитив, ребенок / Л. С. Выготский и А. Р. Лурия. — М.: Гос. изд-во ; Ленинград, 1930. — 231 с.
- Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка (Экспериментальное исследование) / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. — М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. — 94 с.
- Лурия А. Р. Лобные доли и регуляция психических процессов / под ред. А.Р. Лурии, Е.Д. Хомской.. — М.: МГУ, 1966. — 740 с.
Статьи
- Лурия А. Р. К вопросу о психологическом исследовании распада речевых функций // Советская психоневрология. — 1933. — № 6.
- Лурия А. Р., Миренова А. Н. Экспериментальное развитие конструктивной деятельности. Дифференциальное. обучение однояйцевых близнецов // Труды Медико-биологического института. Неврология и Генетика. — 1936. — С. 18—32.
- Лурия А. Р. Восстановление функций при военных травмах нервов и мозга // Вестн. АМН СССР. — 1943. — С. 3—11.
Награды
- Александр Романович Лурия являлся почётным доктором ряда университетов: Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия и других)[1] и почётным членом зарубежных психологических обществ — британского, французского, швейцарского, испанского и других.
- В 1950-е годы был награждён орденом В. И. Ленина, который ему лично вручил Вячеслав Михайлович Молотов. Кроме того, Александр Лурия награжден орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза за научно-педагогическую деятельность.
- В 1967 году за цикл работ в области нейропсихологии Александр Лурия получил Ломоносовскую премию АН СССР 1-й степени.
- В 1968 году А. Р. Лурия был включён в Национальную академию наук США в статусе иностранного члена. Кроме того, он являлся членом Американской Академии Наук и Искусств и Американской Академии Педагогики[2].
Память
- В 2002 году Review of Genegal Psychology включил Александра Романовича в топ-69 самых цитируемых психологов XX века[3].
- В фильме Кристофера Дойла «Прочь слова!» идут прямые отсылки к исследованиям психики С. В. Шерешевского, описанных А. Р. Лурией в «Маленькой книжке о большой памяти»[15].
- В память об Александре Лурии на кафедре нейро- и патопсихологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) установлена мемориальная доска, а так же в его честь названа одна из аудиторий МГУ[16].
- В мировом научном сообществе проводятся регулярно международные конференции, посвященные памяти А. Р. Лурии. Так в 2017 году в Екатеринбурге прошёл "V Международный конгресс памяти А. Р. Лурия «Луриевский подход в мировой психологической науке»[17].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Ждан А. Н., Хомская Е. Д. Лурия Александр Романович . Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1997). Дата обращения: 15 июля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Лурия А. Р. - основатель отечественной нейропсихологии . Психологический журнал (23-12-2015). Дата обращения: 15 июля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Алексей Паевский. История нейронаук в биографиях. Выпуск 8. Александр Лурия: отец российской нейропсихологии . Живая история науки (16.07.2023). Дата обращения: 20 июля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Лурия Е. А. Мой отец А.Р. Лурия. — Москва: ГНОЗИС, 1994. — С. 10—30. — 222 с. — ISBN 5-7333-0384-0.
- ↑ Александр Романович Лурия . Психологическая газета. Дата обращения: 21 июля 2024.
- ↑ 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 6,12 6,13 6,14 6,15 Ахутина Т. В. А. Р. Лурия: жизненный путь // Культурно-историческая психология.. — 2012. — Т. 8, № 2. — С. 2—10.
- ↑ Лурия Е. А. Мой отец А.Р. Лурия. — Москва: ГНОЗИС, 1994. — С. 222. — 43 с. — ISBN 5-7333-0384-0.
- ↑ Величковский Б. М. Лурия Александр Романович . Большая Российская Энциклопедия (24 мая 2022 г.). Дата обращения: 21 июля 2024.
- ↑ Лурия Александр Романович . «Директ-Медиа». Дата обращения: 21 июля 2024.
- ↑ Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия. Воспоминания (1902—1977) // Выдающиеся психологи Москвы. — С. 217–232..
- ↑ Равич-Щербо И. В., Сигал H. Л. Александр Романович Лурия и отечественная психогенетика (наследуемость психологических черт) // Москва: “Смысл”. — 2003. — ISSN 5-89357-147-9.
- ↑ Елена Александровна Лурия. Мой отец А.Р. Лурия. — Москва: ГНОЗИС, 1994. — С. 80—81. — 222 с. — ISBN 5-7333-0384-0.
- ↑ Корсакова Н. К. , Рощина И. Ф. К истории концепции А.Р.Лурии о трех структурно-функциональных блоках мозга человека // Медицинская психология в России. — 2021. — Т. 13, № 2. — С. 3.
- ↑ Лурия Е. А. Мой отец А.Р. Лурия. — Москва: ГНОЗИС, 1994. — С. 204. — 222 с. — ISBN 5-7333-0384-0.
- ↑ Лурия Александр Романович: биография . Бизнес Гарант. Дата обращения: 21 июля 2024.
- ↑ Журналисты решили установить памятники ученым Выготскому, Лурии и Леонтьеву . Московская газета (17.11.2020). Дата обращения: 21 июля 2024.
- ↑ Основатель нейропсихологии Александр Лурия . Психологическая газета (14 августа 2019). Дата обращения: 24 июля 2024.
Ссылки
- Электронный архив А. Р. Лурия
- Хомская, Е. Д. Александр Романович Лурия: научная биография
- Фильм «Александр Лурия. Гении и злодеи уходящей эпохи»
Эта статья выставлена на рецензию. Пожалуйста, выскажите своё мнение о ней на подстранице рецензии. |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 16 июля
- Родившиеся в 1902 году
- Родившиеся в Казань, Российская империи
- Умершие 14 августа
- Умершие в 1977 году
- Умершие в Москве
- Кавалеры ордена «Знак Почёта»
- Кавалеры ордена Ленина
- Учёные по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Все статьи
- Знание.Вики:Статьи для рецензирования
- Родившиеся в Казани
- Лауреаты Ломоносовской премии МГУ
- Доктора педагогических наук
- Доктора медицинских наук
- Академики АПН РСФСР
- Академики АПН СССР
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Психологи XX века
- Психологи СССР
- Психологи по алфавиту
- Русское психоаналитическое общество
- Нейропсихологи
- Когнитивные психологи
- Преподаватели факультета психологии МГУ
- Преподаватели философского факультета МГУ
- Похороненные на Кунцевском кладбище
- Иностранные члены Национальной академии наук США