Психоанализ

Эта статья входит в число избранных
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Психоана́лиз (греч. ψυχή — душа, греч. ανάλυοις — разложение, расчленение) — в узком значении — комплекс психотерапевтических и психодиагностических методов лечения психических заболеваний, разработанный 3игмундом Фрейдом, а также кластер теорий в психологии, ставящих в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации; также особая методология исследования психики; одно из ведущих направлений в глубинной психологии[1][2][3]. Впервые понятие «психоанализ» Зигмунд Фрейд использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной сперва на французском, а затем на немецком языках, соответственно 30 марта и 15 мая 1896 года[4][5].

Начальным моментом создания психоанализа как метода Зигмунд Фрейд считал разработку и применение в клинической практике метода свободных ассоциаций в 1896 году. Техническим средствами психоанализа, помимо анализа свободных ассоциаций, являются анализ снов и толкование сновидений, а также анализ и интерпретация различных ошибочных, непреднамеренных (случайных) и симптоматических действий в повседневной жизни. Организационное оформление психоанализа как направления в психологии началось в 1902 году с образования кружка врачей-единомышленников, которое впоследствии переросло в Венское психоаналитическое общество и завершилось распространением психоаналитического движения и идей психоанализа во многих странах Западной Европы и Америки[1][6][7][8][9].

Собственно психоаналитическая теория Фрейда с момента возникновения не только претендовала на обобщения общепсихологического характера, но и включала установку на создание своеобразной философии и антропологии, именующейся фрейдизмом или психоанализом в широком смысле[1][6]. То есть от психоанализа как конкретной психологической теории и метода психотерапии следует отличать фрейдизм как мировоззренческую доктрину, возводящую положения психоанализа в ранг философско-антропологических принципов[10][11]. Психоанализ принято подразделять на классический (ортодоксальный) психоанализ Зигмунда Фрейда и современный психоанализ, представляющий собой совокупность теорий и концепций, базирующихся на идеях Зигмунда Фрейда[5].

Истоки психоанализа

Предыстория возникновения психоанализа начиналась с так называемого катартического метода (очищения души), использованного австрийским врачом Йозефом Брейером при лечении одной молодой девушки в 1880—1882 годах. Данная терапия, основывалась на воспоминаниях о переживаниях, вызванных к жизни душевными травмами, и их воспроизведением в состоянии гипноза и соответствующим «отреагированием», которое ведет к исчезновению симптомов заболевания. Зигмунд Фрейд, отказавшись в 1895 году от применения гипноза в своей практике, начинает использовать технику свободных ассоциаций. Данный метод основывается на том, что пациенту, страдающему истерией, предлагается свободное высказывание всех мыслей, возникших у него в процессе обсуждения с лечащим врачом тех или иных вопросов и построения гипотез, связанных с поиском истоков заболевания[4][12].

В 1896 году вышла книга «Исследования истерии» об опыте применения метода лечения истерии на примере историй болезни, написанная в соавторстве с Йозефом Брейером, которая, помимо прочего, дала толчок к возникновению одной из важнейших для психоанализа идей — концепции трансфера (переноса)[13], а также легла в основу появившихся позднее учений об эдиповом комплексе и инфантильной (детской) сексуальности[14]. Финальным открытием, положившим начало психоанализу, стала разработка техники толкования сновидений. Эту технику Зигмунда Фрейд считал своим величайшим открытием. При этом, начиная с 1902 года, формирование психоанализа происходило экстремально быстро. Новое направление в психологии начало приобретать всё больше последователей, неустанно привлекая интерес интеллектуалов, к концу десятилетия сплотившихся под управлением Зигмунда Фрейда в «Венское психоаналитическое объединение». Впоследствии Альфред Адлер предложил свою теорию, известную как «индивидуал-психология», Карл Густав Юнг, любимый ученик и последователь Фрейда, выразив своё неприятие фрейдовской концепции, начал работу над своей «аналитической психологией», также впоследствии поступил и Отто Ранк[15].

В общем, использование метода свободных ассоциаций Зигмундом Фрейдом привело к формулированию составных частей психоанализа как психологической теории: концепций о бессознательном, о вытеснении и об этиологическом значении сексуальной жизни и детских переживаний. Впоследствии развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода на международную арену само понятие психоанализа стало столь распространенным и широко используемым в медицинской, психологической и культурологической литературе ХХ века, что превратилось в многозначное и неопределенное понятие[4][12][16].

Философские предпосылки психоанализа

Теория Зигмунда Фрейда является концентратом, содержащим множество философских и психологических идей. Так, к примеру, психоанализ имеет аналогии с монадологией Готфрида Вильгельма Лейбница и концепцией порога сознания Иоганна Фридриха Гербарта, который полагал, что ряд человеческих идей, располагающихся «ниже» порога сознания, бессознательны. Нельзя не отрицать влияние на теоретические построения Зигмунда Фрейда воззрений Густава Теодора Фехнера, подобно Иоганну Гербарту, разрабатывавшему идею бессознательного и, в частности, предложившего визуализировать понятие «психика» посредством изображения айсберга[17].

Иллюстрация биогенетического закона Геккеля, согласно которому онтогенез (индивидуальное) является повторением филогенеза (эволюции вида).

На развитие психоаналитической концепции Фрейда существенное влияние оказали также эволюционная теория Чарльза Дарвина, катартический метод Йозефа Брейера и теория Жана Шарко о воздействии гипноза для лечения истерии. Множество идей основателя психоанализа соотносится с идеями из трудов Карла Густава Каруса, Эдуарда Гартмана и Артура Шопенгауэра[18]. Значительное влияние на формирование взглядов Зигмунда Фрейда оказал немецкий философ и психолог Теодор Липпс, посвятивший несколько работ бессознательным психическим процессам[19]. В основе концепции психосексуального развития, являющейся значимой составляющей психоанализа, лежит трансформированный в психоаналитическом духе основной биогенетический закон Геккеля, согласно которому каждая органическая форма в своём индивидуальном развитии сокращённо повторяет основные фазы эволюции вида[20].

Проблема определения сущности психоанализа

Неопределенность в трактовке понятия психоанализа, о которой было сказано выше, вызвана тем, что в работах самого Зигмунда Фрейда содержатся многочисленные определения психоанализа. Они не только дополняют друг друга, но подчас вступают в противоречие между собой, что затрудняет адекватное понимание психоанализа как такового. Валерий Моисеевич Лейбин — российский специалист в области психоанализа приводит ряд дефиниций психоанализа[4][12]:

  • психоанализ — метод лечения нервнобольных;
  • психоанализ — один из видов самопознания;
  • психоанализ — часть психологии как науки и представляет собой незаменимое средство научного исследования, способ исследования психических процессов, учение о психически бессознательном;
  • психоанализ — это орудие, которое дает возможность «Я» овладеть «Оно»;
  • психоанализ — любое исследование, признающее факты переноса и сопротивления, как исходные положения работы, можно назвать психоанализом;
  • психоанализ — это вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни;
  • психоанализ — не научное, свободное от тенденциозности исследование, а терапевтический прием;
  • психоанализ — искусство истолкования ошибочных действий, сновидений, симптомов заболеваний;
  • психоанализ — нечто среднее между медициной и философией;
  • психоанализ — работа, при помощи которой в сознание больного вводится вытесненное им в его душевной жизни.

В энциклопедической статье «Психоанализ» и «Теория либидо» в 1923 году сам Зигмунд Фрейд подчеркнул, что психоанализом называется, во-первых, способ исследования психических процессов, иначе недоступных пониманию, во-вторых, основанный на этом исследовании метод лечения невротических расстройств и, наконец, возникший в результате этого ряд психологических концепций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину[3][4][5][9][12].

Общая характеристика психоанализа

Психоанализ первоначально возник как метод лечения истерических неврозов. Начальным моментом создания психоанализа сам Зигмунд Фрейд, как указывалось выше, считал открытие и применение в клинической практике метода свободных ассоциаций (1896)[1][12]. Психоанализ базируется на допущении о существовании бессознательного психического и на тезисе о том, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и тому подобное исчезают из сознания, но не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению в бессознательное, откуда продолжают активно воздействовать на жизнь человека, проявляясь часто в замаскированной, «зашифрованной» форме: в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках, описках), остротах. Психоанализ ввёл в научное рассмотрение ряд важных явлений человеческой психики: бессознательные процессы и мотивы, влияние переживаний раннего детства на формирование личности человека и её патологические деформации[10].

Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни — сновидений, ошибочных действий, остроумия — были проинтерпретированы Зигмундом Фрейдом как результат функционирования общих механизмов психики. Эти представления составили ядро психологического учения о доминирующей роли бессознательного, базирующегося на гипотетическом допущении его существования. Своё философское завершение психоанализ получил в умозрительной концепции развития общества, происхождения морали, искусства, религии[8][12].

Распространение психоанализа началось, примерно, с 1908 года, когда возникла Международная психоаналитическая ассоциация и особенно интенсивно шло после Первой мировой войны. В 1920 году был открыт Психоаналитический институт в Берлине, но с приходом к власти фашистов в Германии и Австрии психоанализ был запрещён и подвергся гонениям. Из Австрии и Германии психоаналитики эмигрировали в США и Англию. После Второй мировой войны психоанализ распространился в Латинской Америке и ряде стран Азии (Японии и Индии). В традиционно католических странах распространению психоанализа препятствовало отрицательное отношение римско-католической церкви, ведь лишь в 1950 году католикам папской буллой было разрешено лечиться у врачей-психоаналитиков[6][21].

Принципиально важным моментом, принятым всем психоаналитическим сообществом, считается подразделение психоанализа на классический (ортодоксальный) психоанализ, то есть психоанализ Зигмунда Фрейда и современный психоанализ, то есть всю совокупность разнообразных взаимодополняющих и конкурирующих (постфрейдовских) направлений, течений, школ, учений, теорий, концепций и психотерапевтических практик[5].

Компоненты психического аппарата Зигмунда Фрейда

Становление психоанализа

Становление взглядов Зигмунда Фрейда прошло два основных этапа. На первом этапе им была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трёх её составляющих — сознательном, предсознательном и бессознательном, отделённом от первых двух особой инстанцией — цензурой. Цензура занимается вытеснением в область бессознательного всех неприемлемых и осуждаемых чувств, мыслей и желаний, а также оказывает сопротивление активным бессознательным влечениям, которые стремятся найти удовлетворение в жизни человека. Бессознательные влечения и желания сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами, порождая тем самым внутрипсихические конфликты. Разрешение внутрипсихических конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных» влечений и желаний либо их сублимации — переключением психической энергии на социально-приемлемые цели[4][12]. Вместе с этим бессознательные тенденции окольными путями всегда находят возможность реализоваться в поведении и жизнедеятельности человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях и неврозах[8].

На втором этапе развития психоанализа Зигмунд Фрейд формулирует психоаналитическую концепцию личности, в психическом аппарате которой существуют три структуры: «Оно» или «Id» (нем. Das es), «Я» или «Эго» (нем. Ego) и «Сверх-Я» или «Супер-Эго», (нем. Das Über-Ich). Структура «Оно» содержит врождённые бессознательные инстинкты (влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти). «Оно» играет главную роль, определяющую поведение и психическое состояние человека. Структура «Я» образуется под влиянием внешнего мира, находясь постоянно под давлением «Оно» и «Сверх-Я». Структура «Сверх-Я» содержит систему идеалов, норм и запретов и складывается в прижизненно путём идентификации со «Сверх-Я» родителей и близких взрослых. Перманентный конфликт между этими структурами порождает как защитные механизмы, так и способствует сублимации бессознательных влечений, то есть замещению запретных влечений социально приемлемыми действиями[8][9].

Зигмунд Фрейд пересматривал собственную концепцию психики, но инвариантным (неизменным) положением в его теоретических построениях является установка на извечный антагонизм индивида и общества[22].

Практика психоанализа

По мере развития теории и практики психоанализа менялась и его техника. Первоначально во время катартического лечения целью терапии было разъяснение смысла невротических симптомов. Затем вместо разъяснения симптомов в центре внимания оказалось раскрытие комплексов. Потом основной задачей психоаналитического лечения стало выявление и преодоление различных видов сопротивления, работа с переносом и контрпереносом. Наконец, психоаналитическая техника претерпела некоторые модификации в зависимости от формы болезни (невроз, психоз, шизофрения и другие), преобладающих влечений у больных и их структуры личности[4]. Психоанализ начали изучать в теологических семинариях, психоанализ является элементом пасторской психологии и религиозной психотерапии, особенно в индивидуальных беседах с верующими[9].

Психоанализ является наиболее интенсивным и строгим по форме типом психотерапии. Пациент посещает психоаналитика 3-5 раз в неделю, продолжительность лечебного курса от нескольких месяцев до нескольких лет. Пациент лежит на кушетке и не видит психоаналитика, сидящего позади него. Пациент стремится к свободному ассоциированию, то есть пытается сказать всё, что «приходит ему в голову» чтобы проследить движение мыслей к их ранним корням; говорит также о сновидениях и чувствах переноса, возникающих в процессе психотерапии. Психоаналитик использует интерпретацию и прояснение, чтобы помочь пациенту в разрешении конфликтов, которые бессознательно воздействуют на его жизнь[16].

Существует два типа психоаналитической психотерапии: инсайт-ориентированная и суппортивная психотерапия. В первом варианте психотерапии пациент приходит 1-2 раза в неделю и, сидя напротив психотерапевта, стремится осознать бессознательный психологический конфликт. Акцент в данном случае ставится на реальных проблемах пациента и меньше подчёркивается проблема переноса. Во втором варианте психотерапии значимой является поддержка пациента, чем развитие у него инсайта. Данная терапия является продолжительной по времени и предполагает повышение реальных возможностей человека, успокоение, совет и помощь в социальных изменениях жизни пациента[16].

Техники психоанализа как психотерапевтического метода

Техническим средствами психоанализа являются анализ свободных ассоциаций, толкование сновидений и интерпретация различных ошибочных, непреднамеренных (случайных), симптоматических действий в повседневной жизни. На основе этих техник как фундаментальной основы выросла собственно психоаналитическая теория строения и функционирования психики и психосексуального развития личности[1][6][7][8][9].

Метод свободных ассоциаций

Метод свободных ассоциаций — исследовательский, диагностический и терапевтический приём психоанализа. Применение данного метода позволило Зигмунду Фрейду в 1896 году полностью отказаться от применения гипноза на сеансах, что и послужило толчком к появлению и развитию психоанализа[23][24]. Данная техника основывается на использовании феномена ассоциативности мышления для познания глубинных, по преимуществу бессознательных, психических процессов и явлений и применения полученных данных для коррекции и лечения функциональных психических расстройств через осознание пациентами причин, источников и характера психических проблем. Работа психоаналитика с ассоциациями пациента осуществляется по принципу совместно-разделённой деятельности и представляет собой осознанную и целенаправленную борьбу психоаналитика (врача, психотерапевта) и пациента против состояния психического дискомфорта и (или) заболевания[25][26][27].

Собственно применение техники свободных ассоциаций осуществляется в рамках психоаналитической сессии, во время которой между пациентом, лежащим на кушетке, и психоаналитиком, сидящим у его изголовья таким образом, чтобы пациент не видел выражения его лица, происходит беседа о жизни и самочувствии пациента в различных ситуациях бодрствования и сна. Необходимым условием применения метода свободных ассоциаций является открытость, предельная искренность пациента, который должен, не считаясь ни с какими ограничениями, высказывать всё то, что ему «приходит в голову». Для этого пациенту необходимо преодолеть все сознательные барьеры — страх, стыд или чувство вины[23][24]. В процессе беседы такого рода пациент, в силу ассоциативности мышления, сам того не осознавая, «проговаривается», то есть произносит фразы и слова, прямо или косвенно указывающие на доминирующие бессознательные тенденции[25][26][28].

С точки зрения Зигмунда Фрейда, никакая появляющаяся мысль не случайна и всегда является производной от процессов, происходивших и происходящих в бессознательном пациента. При всём при этом любая ассоциация может стать принципиально важной для установления причин возникновения заболевания. Анализ свободных ассоциаций, мыслей и стоящих за ними бессознательных тенденций позволяет выявить причину, источник и характер психического расстройства или тревоги. Дополнительными маркерами, на которые обращает внимание психоаналитик, являются тема разговора, оговорки, ослышки, заминки при высказывании и темп речи пациента. После выявления сути расстройства психоаналитик объясняет пациенту сущность его проблем и помогает ему осознать бессознательные причины страданий, их реальное содержание и подлинную ценность, осознание чего и даёт соответствующий терапевтический (оздоравливающий) эффект[25][26][28].

При работе психоаналитика со свободными ассоциациями ему необходимо учитывать сопротивление пациента, то есть активность цензуры, стоящей на границе сознания и бессознательного. Сопротивление, выражающееся, например, в отсутствии ассоциаций у пациента либо в желании прекратить психоаналитический процесс, возникает и связано с функционированием защитных психических механизмов. Анализ сопротивления включает в себя ряд последующих процедур: распознавание психоаналитиком сопротивления, демонстрация пациенту факта сопротивления, прояснение мотивов и форм сопротивления, интерпретация сопротивления и его дальнейшая проработка[27].

Толкование сновидений

Зигмунд Фрейд изложил целостную теорию возникновения сновидений в своей работе «Толкование сновидений», опубликованной в 1900 году. Основатель психоанализа раскрыл адаптивный смысл функции сна, который заключается в восстановлении психического равновесия человека через катарсическое действие сновидения. Сновидение как психическое явление отражает нечто существующее в глубинах психики человека и способствует разрядке нереализованных глубинных желаний человека. Сновидение, по мысли Зигмунда Фрейда, собственно замещает действие в реальности. Сновидение является искажённым исполнением желания, которое в состоянии бодрствования блокируется «Я» как неприемлемое и во сне претерпевает искажение благодаря работе «Сверх-Я».[29][30]. Подлинное содержание сновидения перед явлением сознанию человека в символической форме проходит ряд трансформаций[27]:

  • сгущение (или конденсация) — комбинация различных элементов, даже наложение этих элементов друг на друга в одном элементе сновидения, причём элементы объединяются по сходству переживания,
  • смещение — появление в сновидении «случайных» элементов, мало связанных с главным содержанием ситуации,
  • вторичная обработка — процесс при котором сновидение приобретает целостность и связанность, в нём заполняются пробелы и исправляются несоответствия.

Если сновидения являются замаскированным, искажённым проявлением бессознательного, то толкование сновидения является «королевской дорогой» (итал. via regia) к бессознательному. Толкование сновидений — это процесс обнаружения и раскрытия тайных смыслов в явном содержании сна при помощи ассоциативного метода и знаний о символике сновидений, способствующих пониманию бессознательных мотивов человеческого поведения. Техника толкования сновидений предполагает соблюдение важного условия: не исключать ни одной мысли, касающейся сновидения, если даже против неё возникнут различные возражения типа того, что данная мысль (ассоциация) незначительна, бессмысленна, не относится к делу или говорить о ней неприлично[29][30].

Если цензура сновидца выполняет работу по вуалированию бессознательных тенденций, то задача психоаналитика состоит в развёртывании пациенту скрытого содержания сновидения. Построение пациентом свободных ассоциаций к отдельным частям сновидения позволяет раскрыть его истинную сущность. При толковании сновидений необходимо не обращать внимание на то, что представляет собой сновидение и к каждому элементу следует подбирать замещающие представления. Необходимо отметить, что знание символики сновидений является лишь дополнением к методу свободных ассоциаций. В общем, толкование сновидений представляет собой выявление ценности, значимости сновидения для сновидца, который является единственным источником для понимания истинного «текста» сновидения[29][30].

Титульный лист книги «Психопатология обыденной жизни»

Анализ «случайных» (ошибочных) и симптоматических действий

Случайным действиям посвящена книга Зигмунда Фрейда — «Психопатология обыденной жизни». К «случайным», ошибочным действиям в психоанализе относятся три группы действий. К первой группе относится парапраксис: оговорки (обмолвки), описки, очитки и ослышки, ко второй группе — забывания намерений и обещаний, имён и названий, к третьей группе — различные заблуждения о действительности, а также утеря и запрятывание вещей. Зигмунд Фрейд стоял на позициях психического детерминизма и полагал, что так называемые случайности в поведении человека не случайны, а представляют собой психические акты, которые направляются и определяются бессознательным. Данные психические акты возникают в результате взаимодействия взаимоисключающих желаний, при котором одно из желаний вытесняется в предсознательное, но проявляется помимо воли человека в том или ином ошибочном действии[27][31].

Особой категорией «случайных» действий являются симптоматические действия. Симптоматическими действиями в психоанализе считаются такие действия, которые не встречают сопротивления и часто выражаются в жестах и выражениях, выражающих определённые эмоции. К этим действиям, являющихся знаками скрытых намерений, могут относиться все кажущиеся бесцельными действия, а также действия связанные с манипуляцией одеждой, частями тела, предметами, а также мелодии, которые человек напевает про себя. В общем, анализ данных действий становится предметом исследования, в котором психоаналитик с применением метода свободных ассоциаций старается совместно с пациентом выявить бессознательные причины этих действий[32].

Основные понятия и концепции психоанализа как психологической теории

Основная идея психоанализа

Научное мышление, по утверждению Зигмунда Фрейда, трижды потрясло самовлюблённость человечества. Впервые по самолюбию человечества нанёс космологический удар Николай Коперник. Человек первоначально верил, что Земля находится в центре Вселенной и вокруг неё вращаются Солнце, Луна и прочие планеты и звёзды. Открытие Николая Коперника разрушило иллюзию геоцентризма и представление о привилегированном положении Земли. Второй — биологический — удар по нарциссизму человечества нанёс Чарльз Дарвин, который показал, что высокомерное мнение человечестве о своём превосходстве в мире природы является лишь иллюзией, ведь человек произошёл из мира природы и родственен животным. Однако, самый чувствительный удар по самолюбию человечества, как полагал Зигмунд Фрейд, нанёс сам основатель психоанализа. Зигмунд Фрейд утверждал, что «Я» человека не является даже господином в своём собственном доме — душе. Психологический удар, вызванный психоанализом, показал, что психика не тождественна сознанию и включает в себя бессознательное, являющееся основной детерминантой психической жизни человека, то есть бессознательное управляет сознанием, человеческим «Я» и собственно человеком[33].

Основой человеческого бытия в психоанализе, как было указано выше, провозглашается бессознательное[2]. Бессознательное — часть психики человека, по объёму, содержанию и принципам функционирования отличающаяся от сознания. Зигмунд Фрейд сравнивал сферу бессознательного с «большой передней» (содержащей все душевные процессы), а сознание — примыкающей небольшой комнаткой, салоном. На пороге между двумя «помещениями» стоит некий «страж», решающий, что пропускать из передней в салон, а что нет. Даже если некий процесс оказывается прошедшим в «помещение салона», он не обязательно станет осознанным, поскольку «салон» разделён небольшой перегородкой на две зоны: непосредственно сознание и предсознание. Таким образом, Фрейд выделял два вида бессознательного — латентное (скрытое) и вытесненное. Латентное бессознательное (сокр. «vbw», от нем. Vorbewusst) располагается в области предсознания и способно стать частью сознания (сокр. «bw», от нем. Bewusst) без внешних усилий, а вытесненное бессознательное (сокр. «ubw», от нем. Unbewusst) требует аналитической работы для перехода в область сознания[34].

Введение концепта «бессознательного» обосновывалось Зигмундом Фрейдом тем, что существуют пробелы в данных сознания, понимание которых невозможно без допущения существования бессознательных психических процессов[35]. Но основной предпосылкой психоанализа является не только разделение психики на сознание и бессознательное, но и утверждение того, что бессознательные влечения и желания определяют мышление и поведение человека. В теории психоанализ нацелен на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на раскрытие и понимание механизмов функционирования человеческой психики. В клинической практике психоанализ ориентирован на устранение невротических симптомов, включающих в себя осознание пациентом бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов, что предполагает терпеливую работу аналитика по выявлению различных видов вытеснения, сопротивления и «потребности быть больным и страдающим», возникающих как в повседневной жизни анализируемого, так и в процессе психоаналитической терапии[4][12].

Структурная модель психики

Психику, по мнению Зигмунда Фрейда, можно рассматривать с двух точек зрения: описательной и системной. С точки зрения описательной имеются три сферы психики: сознательное, предсознательное и бессознательное. Сфера сознания противопоставляется предсознанию и бессознательному. Предсознательное — скрытое бессознательное, то есть потенциальное сознательное, близкое к сознательному, то что не сознаётся, но может быть осознано. Собственно бессознательное не обладает способностью проникнуть в сознание со своей естественной определённостью, в сознание может проникнуть только представитель бессознательной психики[33].

Динамическая (системная) точка зрения рассматривает бессознательное как одну целостную систему, которая противопоставляется сфере сознания. Бессознательное, являющееся извечным антагонистом сознания, состоит из предсознательного, вытесненного, архаического наследства и собственно бессознательного. Предсознательное, вытесненное и архаическое наследство возникли от сознания, то есть они были содержаниями сознания и только в процессе исторического развития человека стали бессознательными. Архаическая наследственность представляет собой такие психические определённости, которые являются присущими всем людям и передаются по наследству. Например, импульс влечения к смешению крови (инцест) передаётся в «Оно», а родовое табу запрещения инцестуозного стремления — в «Сверх-Я». Данные противоречивые тенденции составляют сущность Эдипова комплекса[33]. Исходя из предположений, связанных с архаическим наследием, Зигмунд Фрейд пришел к выводам, что с признанием архаического наследия уменьшается пропасть между человеком и животным, поскольку и тот и другой сохраняют в себе память о пережитом их прародителей, а также идея архаического наследия позволяет перекинуть мостик между индивидуальной и массовой психологией, в результате чего появляется возможность «рассматривать народы как отдельных невротиков», что и было осуществлено им в психоанализе цивилизации[36].

По пространственному аспекту психика подразделяется на три инстанции: «Оно» (или «Ид», нем. Das es), «Я» (или «Эго», нем. Ego) и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго», нем. Das Über-Ich). Понятие «Оно» (Ид) обозначает древнейшую, изначальную ступень психики, из которой впоследствии возникло «Я». «Оно» характеризуется тем, что в нём нет конфликтов. В «Оно» — резервуаре сексуально-агрессивных влечений нет понятий добра и зла, отсутствует регулятивная роль морали, «Оно» есть многообразие влечений, стремящихся к своему удовлетворению. «Я» есть слой, модифицированный путём воздействия внешнего мира (реальности) на «Оно». «Я» непосредственно направлено к внешнему миру и обладает сознанием как органом восприятия психического качества. «Я» регулируется принципом реальности, в то время как «Оно» — принципом удовольствия. Впоследствии исторически в «Я» выделилась особая инстанция «Сверх-Я», которая является моральным арбитром, цензором, идеалом и совестью, побуждающей «Я» к ограничению, моральному совершенствованию и противостоянию стремящимся к реализации влечениям[33].

По динамическому аспекту все психические силы и тенденции, сдерживающие друг друга, являются влечениями, которые подразделяются на две основные группы : сексуальные влечения (эрос, либидо) и влечения к деструкции (влечения к смерти). Первоначально влечения подразделялись на сексуальные влечения (либидо) и я-влечения, но после Второй мировой войны Зигмунд Фрейд противопоставил влечению к жизни (Эросу), функционирующему по принципу удовольствия, влечение к смерти. Данное отношений влечений является аналогией космических сил притяжения и отталкивания, созидания и разрушения Эмпедокла[33]. Влечение к смерти функционирует по принципу нирваны (термин был введён английским психоаналитиком Барбарой Лоу и интегрирован Зигмундом Фрейдом в свою теорию), согласно которому живое существо содержит в себе глубинную направленность на полное устранение возбуждения[37].

По экономическому аспекту психика имеет тенденцию избавляться от избыточного напряжения и регулируется двумя принципами: принципом удовольствия и принципом реальности. То есть человек вынужден жить в соответствии с «принципом реальности» (требования социума), но его природа настойчиво требует жизни по «принципу удовольствия», при котором сексуальные влечения и агрессивные устремления стремятся реализоваться во внешней среде. Энергетически «Я» зависимо от «Оно», то есть «Я» черпает энергию для своего функционирования из «Оно». Находясь как бы между молотом и наковальней «Я», с одной стороны, обороняется от требований «Оно» в удовлетворении бессознательных желаний, с другой стороны — вечно защищается от принуждения «Сверх-Я». Функция «Я», служащего трём господам («Оно», «Сверх-Я», внешняя среда), заключается в гармонизации психических сил, воздействующих на него и к тому, чтобы адаптироваться к жизни во внешней среде[33].

Психосексуальные фазы развития

В основе психоаналитической концепции развития сексуальности лежит идея об уподоблении психики ребёнка и невротика, невротика и первобытного человека и первобытного человека и ребёнка. Упростив этот ряд, Зигмунд Фрейд получил замкнутую цепь: дикарь — ребёнок — невротик, которая стала отправным пунктом его социокультурных и историко-религиоведческих изысканий. В основе этой цепи уподоблений лежал трансформированный в психоаналитическом духе основной биогенетический закон Геккеля, согласно которому каждая органическая форма в своём индивидуальном развитии сокращённо повторяет основные фазы эволюции вида[20].

На основе общих тезисов психоанализа Зигмунд Фрейд сформулировал концепцию происхождении детской психики, в основе которое лежит развитие либидо. Стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения эрогенных зон (областей тела, стиму­ляция которых вызывает удовольствие), в которых находит удовлетворение первичное сексуальное влечение. Младенец в возрасте до одного года находится на оральной стадии развития. Эрогенная зона — сли­зистая рта и губ: ребёнок получает удовольствие, когда со­сет молоко, а в отсутствии пищи — собственный палец или какой-нибудь предмет. Оральная стадия состоит из двух фаз — ранней и поздней, каждой из которых соответствует определённые либидинозные действия — сосание и укус. Ребёнком в первой фазе развития полностью управляется и подчинён «Оно», но сталкиваясь с ограничениями (отучение от груди, прекращение кормление) к концу второй фазы у ребёнка формируется психическая инстанция — «Я»[38][39].

За оральным периодом следует анальная стадия развития: с 12-18 месяцев до трёх лет. Эрогенная зона смеща­ется в слизистую оболочку кишечника. Ребёнка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего интенсивно развивается «Я», оп­ределяющим в поведении ребёнка становится принцип реальности. Требования и запреты способствуют развитию третьей психической инстанции — «Сверх-Я» как воплощения социальных норм. На данном этапе развития, по мнению Зигмунда Фрейда, формируются такие личностные черты, как аккурат­ность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрыт­ность, накопительство и прочее[38][39].

Начальные фазы развития психики индивида — оральная и анальная стадии соответствует филогенетическому периоду каннибализму и садизма в истории человечества, то есть ступени филогенетического развития доисторического человека[33]. Об этом этапе развития человечества известно, что между первобытным отцом и его сыновьями произошёл конфликт, в результате которого «в один прекрасный день изгнанные братья соединились, убили и съели отца», что породило чувство вины и стало отправным пунктом появления у человечества морали и религии (тотемизм)[40].

Фаллическая стадия, начинающаяся в возрасте трёх и заканчивающаяся в возрасте пяти лет, характеризует высшую ступень развития детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии и дети начинают испыты­вать привязанность к взрослым людям: маль­чики — к матери, девочки — к отцу[38][39]. Конфликт между различными влечениями, течениями либидо (нарциссизм, пассивность по отношению к матери, пассивность по отношению к отцу, активность по отношению к матери и активность по отношению к отцу) порождает Эдипов комплекс (англ. Oedipus complex)[38][41].

Для маленького мальчика особенно трудно примирить свою активность по отношению к матери с пассивностью по отношению к отцу. Когда он желает полностью выразить свою активность по отношению к матери, он встречает на своем пути отца. Тогда он желает избавиться от отца как от помехи, мешающей обладанию матерью … все лица мужского пола используют один метод решения основной дилеммы Эдипова комплекса: отождествление с отцом. Будучи в равной степени неспособен убить отца или полностью подчиниться ему, маленький мальчик находит выход, который примерно равен устранению отца и одновременно уходу от убийства. Он отождествляет себя с отцом. Вследствие этого он удовлетворяет как свои нежные, так и враждебные желания по отношению к отцу. Он не только выражает любовь к отцу и восхищение им, но также устраняет отца путем включения его в себя, как если бы он совершил акт каннибализма. С этого времени он сам становится великим обожаемым отцом … этот всемогущий, всемудрый, обладающий всеми добродетелями отец детства в результате его интроецирования ребёнком становится внутренней психической силой, которую в психоанализе мы называем Идеал-Я или Супер-Эго.Фрейд З., Буллит У., Томас Вудро Вильсон. 28-й президент США. Психологическое исследование

Эдипов комплекс — одно из краеугольных понятий в теории Зигмунда Фрейда, служащее для обозначения амбивалентного отношения ребёнка к своим родителям. Термин характеризует проявление человеком бессознательных влечений, в которых любовь граничит с ненавистью к родителям. В понимании Зигмунда Фрейда мальчик эротически привязан к матери и стремится обладать ею, а отца воспринимает как соперника и преграду для осуществления данного желания (у девочки ситуация обратна и носит название «Комплекс Электры»). По мнению учёного, присущая всем людям в раннем возрасте бисексуальность приводит к тому, что ребёнок может занимать как активную, так и пассивную позиции. В первом случае ребёнок испытывает ненависть к родителю своего пола и вожделеет родителя противоположного пола — это называется позитивным эдиповым комплексом. В пассивной же позиции, негативном комплексе, ребёнок стремится устранить родителя противоположного пола и, соответственно, испытывает любовь к одного с ним пола родителю. Способствует преодолению Эдипова комплекса кастрационная тревога — страх перед предполагаемой расплатой отца с ребёнком. Если ребёнок сможет успешно преодолеть Эдипов комплекс, то он сможет идентифицировать себя с родителем своего пола, если же этого не произойдёт то влияние внутрипсихического конфликта может кардинальным образом повлиять на последующий выбор объекта любви и фиксацию сексуальной ориентации — гомо- или гетеросексуальной[42][43][44].

Фаллическая стадия сменяется латентной стадии (5-12 лет), которая как бы временно преры­вает сексуальное развитие ребёнка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются, сексуальные пе­реживания вытесняются, и интересы ребёнка направляют­ся на познание окружающего мира. В 12 лет начинается генитальная стадия, соответствующая половому развитию. Все эрогенные зоны теоретически на данном этапе должны объединиться, благодаря чему человек становится способным получать нормальное сексуальное удовлетворение всем телом и у него появляется стремление к нормальному сексуальному об­щению с представителем противоположного пола. «Оно» усиливает свою активность и человеку, используя механизмы психологи­ческой защиты, необходимо бороться с натиском влечений[38][39]. Краткая таблица стадий психосексуального развития, представленная ниже, составлена по изданию «Теории личности» Ларри Хьелла и Дэниела Зиглера[45].

Стадия Возрастной период Зона сосредоточения либидо Задачи и опыт, соответствующие данному периоду развития
Оральная 0 — 18 месяцев Рот (сосание, кусание, жевание) Отвыкание от груди; отделение себя от материнского тела
Анальная 1,5 — 3 года Анус (удержание или выталкивание фекалий) Приучение к туалету (самоконтроль)
Фаллическая 3 — 6 лет Половые органы (мастурбация) Идентификация со взрослыми одного с собой пола, выступающими образцами для подражания
Латентная 6 — 12 лет Отсутствует (сексуальное бездействие) Расширение социальных контактов со сверстниками
Генитальная Пубертат — оставшаяся жизнь Половые органы (гетеросексуальные отношения) Установление интимных отношений или влюблённость; внесение своего трудового вклада в общество

Перенос и контрперенос

Понятие «перенос» обозначает процесс и результа смещения бессознательных представлений, влечений, стереотипов мышления и поведения с одного человека на другого, при котором опыт прошлых взаимоотношений становится актуально действующей моделью отношений в настоящем. Перенос (трансфер) — перенесение пациентом на психоаналитика чувств, испытываемых им к значимым близким в раннем детстве. Потребность в любви пациента, не находящая удовлетворения в реальности, приводит к тому, что человек обращает на всякое новое лицо свои надежды, чаяния на удовлетворение этой потребности. Активная сила либидо может объективироваться и в образе психоаналитика, при этом она может варьироваться как в страстной, чувственной влюбленности (позитивный перенос), так и в крайней степени неприятия, отталкивания и ненависти (негативный перенос)[46][47].

Признаками трансфера в психоаналитической процедуре считаются неадекватность эмоций настоящей ситуации, повторение прошлых переживаний и конфликтов, регрессия на предыдущую фазу развития, собственно перенос чувств со значимого лица из прошлого на психоаналитика[27]. Перенос на аналитика чувств в умеренной позитивной степени, с одной стороны, представляет собой «самую мощную способствующую работе силу» и о нём можно не беспокоиться, пока он благоприятствует осуществлению анализа. Когда же перенос превращается в силу, препятствующую анализу, его, как форму сопротивления, необходимо подвергать анализу[46][47].

Под контрпереносом (контртрансфером) понимается перенесение бессознательных чувств и реакций аналитика на пациента. Введение данного термина в психоанализ связано со случаем анализа Сабины Шпильрейн Карлом Густавом Юнгом, который колоритно показан в фильме «Опасный метод». Публичный доклад о сущности контрпереноса, возникшего в отношениях Карла Густава Юнга с его пациенткой, Зигмунд Фрейд сделал на Втором международном психоаналитическом конгрессе в Нюрнберге в апреле 1910 года[48][49]. Контрперенос, связанный с комплексами самого аналитика, является препятствием для успешного лечения пациента и требует социально-ответственного поведения и соблюдения этических профессиональных норм. В данном случае аналитик должен не просто отказывать пациенту в его требовании удовлетворения чувства любви, но делать это максимально тактично и деликатно, не обижая его и не оскорбляя его чувств[49].

Зигмунд Фрейд первоначально подчёркивал, что психоаналитик должен не только начинать свою карьеру с самоанализа, но и беспрерывно углублять его по мере расширения клинической практики. Впоследствии основатель психоанализа пришёл к выводу о том, что самоанализ весьма сложен из-за собственного сопротивления, поэтому аналитику самому необходим психоанализ (супервизия). Поэтому работа аналитика с переносом и контрпереносом является одним из первостепенных требований фрейдистской психотерапии[49].

Защитные механизмы

Защитные механизмы или психологические защиты — это бессознательные, автоматические действия человека, направленные на защиту от реальных или воображаемых опасностей, негативной информации и неприемлемых оценок и самооценок, которым «Я» подвергается со стороны окружающей реальности и собственного внутреннего мира («Оно», «Сверх-Я»). Понятие «психологическая защита» аналогично понятию «физиологическая защита». Оба термина в философско-методологическом аспекте содержат представление о тенденции к восстановлению гомеостаза организма или психики. С другой стороны, как воспаление и боль, так и психологические защиты могут играть и вредоносную роль[50]. Ведь, психологические защиты не только предохраняют сознание пациента от болезненных чувств, неприятных воспоминаний, тревоги, но и в то же время создают определённые препятствия для переработки этих психотравмирующих переживаний, являясь средствами самообмана, искажающими либо фальсифицирующими восприятие реальности человеком[51][52].

Зигмунд Фрейд определял психологические защиты как бессознательные механизмы психики, обеспечивающие сохранность «Я» и позволяющие достичь компромисса между психическими силами «Оно», «Сверх-Я» и внешней действительностью, и снижающие тревогу, возникающей в результате внутрипсихического конфликта[53]. Зигмунд Фрейд высказывал мысли о тесной взаимосвязи доминирования тех или иных психологических защит с определёнными психическими заболеваниями, например, указывал на связь проекции с паранойей, а также зависимость между уровнем развития психики и защитными механизмами. Так, для взрослого человека характерно использование защитных механизмов, при которых перерабатывается психическое содержание, а ребёнку свойственно вытеснение, отрицание. Он отводил значительную роль исследованию психологических защит, но попыток классифицировать их не предпринимал — это работу взяла на себя его дочь — Анна Фрейд[51].

Анна Фрейд в работе «Психология „Я“ и защитные механизмы» систематизировала ранее описанные основателем психоанализа психологические защиты. Зигмунд Фрейд выделял девять основных защитных механизмов, отмечая, что ни одна из них не используется по отдельности, а только в комбинации с несколькими другими[50]. Анна Фрейд описала следующие защитные механизмы[51]:

  • Регрессия — возвращение на более раннюю стадию психосексуального развития, к первоначальным примитивным способам мышления и поведения («ребячество»).
  • Вытеснение — процесс и результат активного удаления из сознания в бессознательное прежде осознаваемых болезненных воспоминаний, чувств и импульсов; процесс отстранения от сознания и удержания вне его некоторых психических содержаний[54].
  • Реактивное образование — изменение неприемлемого чувства, эмоции на приемлемое переживание, то есть, например, образование приязни при бессознательном переживании ненависти.
  • Изоляция — отделение невыносимых событий или идей от связанных с ними чувств, то есть лишение некоторого психотравмирующего события каких-либо эмоциональных знаков.
  • Аннулирование — мысленная отмена, уничтожение нежелательного действия или впечатления, в том числе посредством искупления[50].
  • Проекция — вынесение, например, внутрипсихического конфликта вовне; вынесение субъективных переживаний вовне, наделение внешних объектов внутренними бессознательными желаниями, перенесение вины и ответственности за отвергаемые в себе наклонности на кого-либо другого, приписывание другим людям собственных чувств, качеств, свойств и черт характера, которые не замечаются или не признаются человеком[55].
  • Интроекция — вбирание вовнутрь; процесс установления таких отношений между человеком и другим человеком или предметом, на который направлен его интерес, при которых свойства и качества объекта переносятся субъектом вовнутрь[56].
  • Борьба Я с самим собой.
  • Обращение — направленность влечения против себя, меняющая нацеленность импульса, то есть превращение подвергающегося нападению в нападающего.
  • Сублимация — переключение либидо с социально и культурно-неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно-приемлемые (высшие, возвышенные).

Помимо этих форм психологической защиты выделяют также аскетизм, девальвацию, замещение, идентификацию, подавление, примитивную идеализацию, проективную идентификацию, расщепление, фиксацию поведения[50]. Весь ряд психологических защит, список которых после смерти Зигмунда Фрейда значительно пополнился, может быть условно поделён на четыре группы. Первую группу составляют защитные механизмы, в которых не происходит переработка психического содержания (вытеснение, отрицание), вторую группу — психологические защиты, искажающие, преображающие содержание мыслей и эмоций (рационализация и другие), третью группу — механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения, которые активизируют экспрессивное поведение, четвёртую группу — защиты манипулятивного типа (регрессия)[53].

Психоанализ общественных феноменов

Психоанализ как психотерапевтический метод был применён Зигмундом Фрейдом для анализа групповых и широких социальных процессов. Групповой анализ, который практиковали последователи основателя психоанализа, представляет собой такую форму групповой психотерапии, при которой группа людей рассматривается сквозь призму фрейдистских идей и в ней активно применяются психоаналитические приёмы[57]. Собственно психоанализ социальных процессов привёл к тому, что психоанализ на некоем этапе развития вышел за пределы психологии и превратился в философско-антропологическую концепцию. При всём при этом наиболее общие закономерности функционирования больших масс людей выводились, с одной стороны, из особенностей функционирования психики единичного индивида, страдающего психическим расстройством, и, с другой стороны, поведения толпы[58].

Тремя китами, поддерживающими фрейдизм как философско-антропологическую доктрину, является уподобление психики ребёнка и невротика, невротика и первобытного человека и первобытного человека и ребёнка, о которой упоминалось ранее. Триада «дикарь — ребёнок — невротик» является основой культурологических изысканий основателя психоанализа. В общем, анализ общественных феноменов Зигмунд Фрейд проводил посредством психоанализа, рассматривая невротика, первобытного дикаря, ребёнка и общество, как равнопорядковые явления, обосновывая это тем, что индивидуальная психология является одновременно и социальной психологией. Психоанализ как психотерапевтический метод был использован Зигмундом Фрейдом для анализа всей человеческой цивилизации, так как основатель психоанализа рассматривал по аналогии и отождествлял законы функционирования общества и законы психической жизни индивида[20][33].

В ходе своих культурологических изысканий Зигмунд Фрейд дал психоаналитическое объяснение происхождения человека, культуры, семьи, брака, гомосексуальности, морали, искусства, религии, высказывался он о телепатии и оккультизме, полагая, что впоследствии наука восторжествует и сможет дать подлинное объяснение этих явлений[59]. Зигмунд Фрейд разъяснял в своём открытом письме Альберту Эйнштейну причины войн и существующего в мире зла. Не обошёл основатель психоанализа и вопроса революций, высказавшись об Октябрьском перевороте 1917 года в России[60]. Из психоаналитического понимания социальных процессов вытекала собственно основная задача психоанализа, который осуществлял приспособление (адаптацию) пациента к существующей социальной действительности, между которыми существовал извечный антагонизм[22][61].

Направления в психоанализе

Направления в психоанализе традиционно подразделяются на классический и постклассический психоанализ, где первый часто именуют фрейдизмом, классическим или ортодоксальным психоанализом, а ко второму относятся все школы и течения в психологии, использовавшие идеи психоанализа и возникшие и развивавшиеся как при жизни Зигмунда Фрейда, так и в постфрейдовский период[62].

Необходимо также отметить, что психоанализ в ходе своего постфрейдовского развития нашёл точки соприкосновения с феминизмом, что привело к появлению психоаналитического феминизма. Интеграция психоанализа и феминизма стала возможной благодаря критике фрейдовской модели субъективности и идеи структуры Жаком Лаканом. С одной стороны, феминистская теория использует методологию психоанализа, с другой стороны, исходные философско-методологические установки и идеологические обобщения фрейдизма были подвергнуты решительной критике со стороны феминистских психоаналитиков. Так, Симона де Бовуар и Кейт Миллетт критиковали биологический детерминизм Зигмунда Фрейда и теоретическое обоснование им женской пассивности. В целом, главная ценность психоанализа для некоторых феминисток заключается в том, что она сделала возможным обсуждение проблем гендера и сексуальности, которые ранее были скрытыми для сознания широкой общественности[63].

Критика психоанализа и дискуссия вокруг его эффективности

Психоанализ при самом своём появлении подвергся критике, психоанализ рассматривался как некая скандальная причуда, ставшая модной, а впоследствии он даже преследовался. Психоанализ подвергался значительным гонениям и был фактически запрещён в нацистской Германии и CCCP во время правления в последнем Иосифа Сталина[64]. Во второй половине 1950-х годов в СССР о психоанализе снова заговорили, но в основном в плане непримиримой идеологической борьбы с «антинаучными и реакционными» психоаналитическими концепциями[65].

Биолог и нобелевский лауреат Питер Медавар характеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века»[66]. В научном отношении психоанализ подвергался и подвергается критике из-за недостаточности эмпирического базиса и непроверяемости основных его положений; некоторые учёные и естествоиспытатели называют психоанализ учением, построенным на спекулятивных рассуждениях и «озарениях». Философ науки Карл Поппер утверждал, что теории психоанализа не обладают предсказательной силой и что невозможно поставить такой эксперимент, который бы мог их опровергнуть (то есть психоанализ нефальсифицируем). Следовательно, психоанализ как теория, согласно критериям научности Кара Поппера, псевдонаучна[67]. Философ Лесли Стивенсон, почётный лектор Сент-Эндрюсского университета, отмечал, что психоанализ представляет собой замкнутую логическую систему, нейтрализующую любые свидетельства, говорящие о фальсификациях, и может быть воспринят как идеология, принятие которой обязательно для каждого психоаналитика, а эмпирическая верификация психоаналитической концепции Фрейда — практически невыполнимая задача[68].

Вопрос о научном статусе психоанализа в целом остается проблематичным, несмотря на все усилия опытным путем подтвердить или опровергнуть различные психоаналитические идеи и концепции. В целом, приверженцы психоанализа и симпатизирующие ему исследователи считают, что психоанализ является такой же естественной наукой, как, скажем, химия или физика. Другие исследователи категорично и безальтернативно заявляют о том, что психоанализ не отвечает требованиям науки и представляет собой не что иное, как миф, интеллектуальное заблуждение одарённого воображением человека, каким был Зигмунд Фрейд[4][12].

В своей статье «Вреден ли психоанализ?» американский психолог Альберт Эллис отмечал, что психоанализ в целом построен на ошибочных предпосылках; уводит пациентов от необходимости работать над собой и даёт им оправдание бездействия; поощряет зависимость пациента от терапевта, при этом пациентам зачастую предлагается принять на веру интерпретации последнего, даже если они далеки от действительности; развивает в пациентах конформность[69]. Британский психолог Ганс Юрген Айзенк на основании анализа исследований эффективности психотерапии пришёл к заключению, что ремиссия без лечения («спонтанная ремиссия») развивается у невротических больных так же часто, как и излечение после психоанализа. Исходя из того, что психоанализ не намного эффективней, чем плацебо, Ганс Айзенк делает вывод, что сама теория, лежащая в его основе, неверна, а также что «совершенно неэтично назначать его больным, брать с них за это деньги или обучать терапевтов такому неэффективному методу»[70].

В целом, с момента, когда психоанализ получил широкое распространение в Европе и США, вопрос его эффективности остаётся одним из наиболее широко обсуждаемых в научных кругах. При этом, как отмечают психологи Мэтт Джарвис и Джулия Рассел, ранние исследования в этом направлении неизменно приходили к выводу о низкой эффективности психоанализа, в то время как современные работы трактуют его результаты уже в более позитивном ключе — как не менее эффективные, чем другие формы психологической терапии[71]. Основным же аргументом против эффективности психоанализа является неудовлетворение принципам верифицируемости такого рода «подтверждений» — то есть нельзя доподлинно установить первопричину выздоровления, поскольку отсутствуют чётко обозначенные критерии «позитивных изменений»[72]. Некоторые исследователи также указывают, что исследования по эффективности психоанализа основываются в большей степени на изучении психотерапии и в меньшей — на конкретных аналитических случаях[73].

В итоге, вопрос об эффективности психоанализа как метода лечения психических расстройств, как и вопрос о его научности, также остается открытым. Сторонники психоанализа убеждены, что психоанализ является эффективным средством лечения там, где оказывается бессильной психиатрия, ориентированная на медикаментозное лечение. Противники психоанализа считают, что психоанализ — дорогостоящее удовольствие, не приносящее реального выздоровления[4][12].

Литература

  • Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда / пер. с англ. В. Старовойтова. — М.: Гуманитарий АГИ, 1996. — 448 с. — ISBN 5-89221-006-5.
  • Какабадзе В. Л. Теоретические проблемы глубинной психологии. — Тбилиси: Мецниереба, 1982. — 184 с.
  • Клеман К. Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа / Общая редакция и предисловие профессоров Ф. В. Бассина и В. Е. Рожнова. — Москва: Прогресс, 1976. — 281 с.
  • Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с фр. Н. Автономовой. — М.: Высшая школа, 1996. — 623 с. — ISBN 5-06-002974-3.
  • Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М.: Политиздат, 1977. — 246 с. — (Psychology). — ISBN 978-5-17-063584-9.
  • Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с. — (Psychology). — ISBN 978-5-17-063584-9.
  • Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Б. Мура, Б. Файна. — М.: Класс, 2000. — 304 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). — ISBN 5-86375-023-5.
  • Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. — 288 с. — ISBN 5-88787-001-X.
  • Уэллс Г. К. Крах психоанализа : От Фрейда к Фромму / Общая редакция и послесловие действительного члена АМН профессора А. В. Снежневского. — Москва: Прогресс, 1968. — 287 с.
  • Феррис П. Зигмунд Фрейд / пер. с англ. Екатерины Мартинкевич. — Минск: Поппури, 2001. — 448 с. — ISBN 985-438-526-4.
  • Фрейд З. Толкование сновидений / под общ. ред. Е. С. Калмыковой, М. Б. Аграчевой, А. М. Боковикова. — М.: Фирма СТД, 2005. — 680 с. — ISBN 5-89808-040-6.
  • Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 704 с. — ISBN 978-5-93878-241-9.
  • Хьелл Л. Л., Зиглер Д. Дж. Теории личности.3-е междунар.изд. — СПб.: Питер, 2003. — 608 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-88782-412-3.
  • Ширвиндт М. Л. Психоанализ // Основные течения современной психологии / Под редакцией Б. А. Фингерта и М. Л. Ширвиндта. — М. - Л.: Государственное издательство, 1930. — С. 126—153. — 264 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Овчаренко В. И. Психоанализ // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  2. 2,0 2,1 Мазаник М. Н. Психоанализ // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, 2001. — С. 328. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
  3. 3,0 3,1 Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под редакцией Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Файна. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — С. 154. — 304 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 Лейбин В. М. Психоанализ // Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с. — ISBN 978-5-17-063584-9.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Овчаренко В. И. Психоанализ // Клиническая психология. Словарь / Под общей редакцией профессора Н. Д. Твороговой. — М.: Практическая медицина, 2016. — С. 37—38. — 608 с. — ISBN 978-5-98811-356-0.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Лейбин В. М. Психоанализ // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  7. 7,0 7,1 Гуревич П. С. Психоанализ // Современный гуманитарный словарь-справочник. — М.: Олимп, 1999. — С. 331—336. — 528 с. — ISBN 5-7390-0516-7.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Психоанализ // Большой психологический словарь / Под общей редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.: АСТ, 2002. — 816 с. — ISBN 978-5-17-059582-2.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Психоанализ // Военно-психологический словарь-справочник / Под общ. ред. Ю. П. Зинченко. — М.: ИД Куприянова / Общество психологов силовых структур, 2010. — С. 214—215. — 592 с. — ISBN 978-5-904581-04-6.
  10. 10,0 10,1 Ляликов Д. Н. Психоанализ // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  11. Овчаренко В. И. Фрейдизм // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, 2001. — С. 1162. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7 12,8 12,9 Лейбин В. М. Психоанализ // Психоанализ: Популярная энциклопедия / Составитель и научный редактор доктор философских наук, профессор П. С. Гуревич. — Москва; Назрань: ОЛИМП; АСТ, 1998. — С. 369—371. — 589 с. — ISBN 5-7390-0486-1.
  13. Kuper, Adam; Kuper, Jessica. The Social Science. Encyclopedia. — Taylor & Francis, 2003. — P. 544. — 952 p. — ISBN 9780415285605.
  14. Phillips, L. Mental Illness and the Body: Beyond Diagnosis. — Taylor & Francis, 2006. — P. 69. — 2008 p. — ISBN 9780415383202.
  15. Wodak, Ruth. From World War to Waldheim: culture and politics in Austria and the United States. — Berghahan Books, 1999. — P. 121. — ISBN 9781571811035.
  16. 16,0 16,1 16,2 Психоанализ // Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2006. — 944 с. — 3000 экз. — ISBN 5-318-00694-9.
  17. Шульц Д. П., Шульц С. Э. Психоанализ: истоки // История современной психологии. — СПб.: Евразия, 2002. — 532 с. — ISBN 5-8071-0007-7.
  18. Куттер П., Мюллер Т. Психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. — М.: Когито-Центр, 2011. — 384 с. — ISBN 978-3-608-94437-2.
  19. Лейбин В. М. Истоки возникновения психоанализа // Психоанализ. — Питер, 2008. — 592 с. — ISBN 978-5-388-00232-7.>
  20. 20,0 20,1 20,2 Попова М. А. Фрейдизм и религия / Т. А. Кузьмина. — Москва: Наука, 1985. — 200 с.
  21. Ляликов Д. Н. Психоанализ // Психоанализ: Популярная энциклопедия / Составитель и научный редактор доктор философских наук, профессор П. С. Гуревич. — М.; Назрань: ОЛИМП; АСТ, 1998. — С. 371—375. — 589 с. — ISBN 5-7390-0486-1.
  22. 22,0 22,1 Лейбин В. М. Фрейдизм // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  23. 23,0 23,1 Лейбин В. М. Свободные ассоциации // Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с. — ISBN 978-5-17-063584-9.
  24. 24,0 24,1 Свободные ассоциации // Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2006. — 944 с. — ISBN 5-318-00694-9.
  25. 25,0 25,1 25,2 Овчаренко В. И. Метод свободных ассоциаций // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  26. 26,0 26,1 26,2 Овчаренко В. И. Метод свободных ассоциаций // Психоанализ: Популярная энциклопедия / Составитель и научный редактор доктор философских наук, профессор П. С. Гуревич. — Москва; Назрань: ОЛИМП; АСТ, 1998. — С. 279—280. — 589 с. — ISBN 5-7390-0486-1.
  27. 27,0 27,1 27,2 27,3 27,4 Малкина-Пых И. Г. Классический психоанализ // Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2008. — 846 с. — ISBN 978-5-699-25138-4.
  28. 28,0 28,1 Метод ассоциативный (метод ассоциаций свободных) // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  29. 29,0 29,1 29,2 Сновидения и работа с ними в психотерапии // Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2006. — 944 с. — ISBN 5-318-00694-9.
  30. 30,0 30,1 30,2 Лейбин В. М. Толкование сновидений // Психоанализ: Популярная энциклопедия / Составитель и научный редактор доктор философских наук, профессор П. С. Гуревич. — Москва; Назрань: ОЛИМП; АСТ, 1998. — С. 477—478. — 589 с. — ISBN 5-7390-0486-1.
  31. Лейбин В. М. Ошибочные действия (промахи) // Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с. — ISBN 978-5-17-063584-9.
  32. Лейбин В. М. Симптоматические действия // Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с. — ISBN 978-5-17-063584-9.
  33. 33,0 33,1 33,2 33,3 33,4 33,5 33,6 33,7 Какабадзе В. Л. Психоанализ (З. Фрейд) // Теоретические проблемы глубинной психологии. — Тбилиси: Мецниереба, 1982. — С. 12—83. — 184 с.
  34. Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Бессознательное // Базисное руководство по психотерапии. — Речь, Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2002. — 790 с. — ISBN 5-88787-018-4.
  35. Тайсон Ф., Тайсон Р. Первичный и вторичный процесс // Психоаналитические теории развития / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Когито-Центр, 2006. — 408 с. — (Университетское образование). — 2200 экз. — ISBN 5-89353-156-6.
  36. Лейбин В. М. Архаическое наследие // Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с. — ISBN 978-5-17-063584-9.
  37. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Принцип нирваны // Словарь по психоанализу. — Москва: Высшая школа, 1996. — С. 363—364. — 623 с. — ISBN 5-06-002974-3.
  38. 38,0 38,1 38,2 38,3 38,4 Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 464 с. — ISBN 5-89144-162-4.
  39. 39,0 39,1 39,2 39,3 Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с. — ISBN 5-7567-0154-0.
  40. Фрейд З. Тотем и табу. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2005. — 253 с. — ISBN 5-352-01625-0.
  41. Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. 28-й президент США. Психологическое исследование. — М.: Канон+, 2017. — 333 с. — ISBN 978-5-88373-020-6.
  42. Психосексуальное развитие // Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Б. Мура, Б. Файна. — М.: Класс, 2000. — 304 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). — ISBN 5-86375-023-5.
  43. Кордуэлл М. Эдипов комплекс // Психология А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — 2001. — 448 с. — ISBN 5-8183-0105-2.
  44. Эдипов комплекс // Психологическая энциклопедия / Под редакцией Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. — 1096 с. — 3000 экз. — ISBN 5-272-00018-8.
  45. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — Санкт-Петербург; Минск: Питер, 2019. — 606 с. — ISBN 978-5-496-01171-6.
  46. 46,0 46,1 Перенос (перенесение, трансфер) // Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2006. — 944 с. — ISBN 5-318-00694-9.
  47. 47,0 47,1 Лейбин В. М. Перенос (трансфер) // Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с. — ISBN 978-5-17-063584-9.
  48. Эткинд А. М. Открытие контрпереноса // Эрос невозможного: Развитие психоанализа в России. — М.: Гнозис, 1994. — 376 с. — ISBN 5-7333-0446-4.
  49. 49,0 49,1 49,2 Лейбин В. М. Контрперенос (контртрансфер) // Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с. — ISBN 978-5-17-063584-9.
  50. 50,0 50,1 50,2 50,3 Овчаренко В. И. Защитные механизмы (механизмы защиты) // Клиническая психология. Словарь / Под общей редакцией профессора Н. Д. Твороговой. — М.: Практическая медицина, 2016. — С. 150—152. — 608 с. — ISBN 978-5-98811-356-0.
  51. 51,0 51,1 51,2 Лейбин В. М. Защитные механизмы // Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с. — ISBN 978-5-17-063584-9.
  52. Малкина-Пых И. Г. Теория фаз инфантильного развития. Основные психологические защиты // Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2008. — 846 с. — ISBN 978-5-699-25138-4.
  53. 53,0 53,1 Психологическая защита // Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2006. — 944 с. — ISBN 5-318-00694-9.
  54. Лейбин В. М. Вытеснение // Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с. — ISBN 978-5-17-063584-9.
  55. Лейбин В. М. Проекция // Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с. — ISBN 978-5-17-063584-9.
  56. Лейбин В. М. Интроекция // Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с. — ISBN 978-5-17-063584-9.
  57. Психоанализ групповой // Словарь практического психолога / Составитель С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  58. Решетников М. М. Психоанализ массовых процессов // Клиническая психология. Словарь / Под общей редакцией профессора Н. Д. Твороговой. — М.: Практическая медицина, 2016. — С. 42. — 608 с. — ISBN 978-5-98811-356-0.
  59. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. — Минск: Попурри, 2010. — С. 327. — 480 с. — ISBN 978-985-15-1063-0.
  60. Будущее одной иллюзии. От редакции Атеиста // Атеист. — 1928. — Сентябрь (№ 28). — С. 58—62.
  61. Психоанализ: задача // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  62. Карпенко Л. А. История психологии в лицах: персоналии / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — М.: Per Se, 2005. — С. 330—335. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6..
  63. Жеребкина И. Гендерная проблематика в философииФеминизм и психоанализ // Введение в гендерные исследования. Часть 1. — СПб.: Алетейя, 2001. — С. 346—370. — 708 с. — ISBN 5-89329-397-5.
  64. Лейбин В. М. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Антология российского психоанализа. В 2-х томах. Том 2 / Овчаренко В. И., Лейбин В. М.. — Москва: Московский психолого-социальный институт : Флинта, 1999. — С. 250—273. — 864 с. — ISBN 5-89349-194-7.
  65. Лейбин В. М. Психоаналитическая традиция и современность. — М.: Когито-Центр, 2012. — 406 с. — ISBN 978-5-89353-369-9.
  66. Jose B. Freud and politics of psychoalanysis. — N. J.: Transaction Publishing, 2001. — P. XXI. — 241 p. — ISBN 0-7658-0672-X.
  67. Schick, Theodore. Readings in the Philosophy of Science. — C.A.: Mayfield Publishing Company, 2000. — P. 9—13.
  68. Стивенсон Л. Фрейд: бессознательная основа ментального // Десять теорий о природе человека. — СЛОВО/SLOVO, 2004. — 232 с. — ISBN 5-85050-832-5.
  69. Ellis A. The Albert Ellis reader: a guide to well-being using rational emotive behavior therapy. — N. J.: A Citadel Press Book, 1998. — P. 316.
  70. Айзенк Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии : [арх. 22 февраля 2017] // Психологический журнал. — 1994. — Т. 14, № 4. — С. 3—19.
  71. Jarvis M; Russell J. Key Ideas in Psychology. — Nelson Thornes, 2002. — P. 42—70. — 200 p. — ISBN 9780748765645.
  72. Kachele H., Schachter J., Thoma H. From Psychoanalytic Narrative to Empirical Single Case Research. — Taylor & Francis, 2008. — P. 25. — 496 p. — ISBN 9781135468811.
  73. Fall K., Holden J. M., Marquis A. Theoretical Models of Counseling and Psychotherapy. — Taylor & Francis, 2009. — P. 58. — 520 p. — ISBN 9780415994767.