Тревога

Материал из «Знание.Вики»
Тревога
Мраморный бюст римского императора Деция из Музея Капитолийского «передаёт впечатление от тревоги и усталости человека, на плечах которого тяжесть [государственных] обязанностей».Мраморный бюст римского императора Деция из Музея Капитолийского «передаёт впечатление от тревоги и усталости человека, на плечах которого тяжесть [государственных] обязанностей».
МКБ-11 MB24.3
МКБ-10 F41.9

Трево́га, или беспоко́йство — это негативная эмоция, связанная с ощущением неопределённости и ожиданием неблагоприятных событий, а также с неясными предчувствиями. В отличие от страха, причины которого человек обычно осознаёт, источники тревоги чаще всего остаются неосознанными. Тревога может удерживать человека от потенциально опасного поведения или побуждать его к действиям, способным повысить вероятность благополучного исхода. Это состояние связано с бессознательной мобилизацией психических ресурсов организма, направленных на преодоление возможной опасности.

Описание

Тревога проявляется как длительное, расплывчатое чувство страха, направленного на предстоящие события. Она возникает в тех случаях, когда реальная угроза ещё не появилась (и может не проявиться), но человек её ожидает, не всегда ясно представляя себе, как с ней справиться. Некоторые исследователи полагают, что тревога представляет собой сочетание нескольких эмоций, таких как страх, печаль, стыд и чувство вины[1].

Для тревоги (как и для многих видов страха) характерен определённый ход мыслей: человек вспоминает из своего прошлого или находит в окружающей его действительности примеры опасных или неблагоприятных событий, а затем проецирует этот опыт на своё будущее. Например, завидев собаку вдали, человек может вспомнить, что в прошлом его уже кусала собака, и вновь ощутить страх перед возможным повторением ситуации. Или чиновник, который однажды получил выговор от начальника, каждый раз, заходя в кабинет руководителя, будет испытывать сильное чувство страха, предчувствуя очередную неудачу. Причём человек может испытывать тревогу не только в связи с событиями, произошедшими с ним лично, но и по поводу тех, которые случились с другими людьми, или даже были выдуманы.

Иногда такой механизм формирования тревоги приводит к появлению иррациональных страхов, которые, несмотря на свою абсурдность, оказывают сильное негативное воздействие на психическое состояние человека. Многие люди, например, не могут уснуть после просмотра триллера или фильма ужасов на ночь, несмотря на то, что они осознают, что фильм является плодом воображения сценариста и режиссёра, а монстры — результатом работы компьютерной графики или актёрской игры. Однако тревога всё равно сохраняется и продолжает оказывать влияние на их психику.

Значительно выраженная тревога имеет два ключевых компонента:

  • осознание физиологических ощущений (таких как учащённое сердцебиение, потливость, тошнота, дрожь),
  • осознание самого состояния тревоги.

В некоторых случаях тревожность усиливается чувством стыда, связанным с боязнью, что окружающие заметят переживаемое состояние («Другие увидят, что я боюсь»). Важным аспектом тревожного мышления является его избирательность: человек склонен сосредотачиваться на определённых темах из окружающей его действительности, игнорируя остальные, чтобы либо подтвердить свою правоту в оценке ситуации как угрожающей, либо, напротив, убедить себя в беспочвенности своей тревоги. Тревожность может приводить не только к спутанности и искажению восприятия времени и пространства, но и к неправильной оценке людей и событий.

Тревога и страх

Существует несколько подходов к разграничению понятий тревоги и страха. Одни исследователи полагают, что различия между этими состояниями носят количественный характер, в то время как другие убеждены в их принципиальном различии, основанном как на механизмах их возникновения, так и на способах проявления.

Согласно одной из точек зрения, когда человек не способен устранить источник тревоги, она может трансформироваться в страх. Например, Кэррол Изард рассматривает страх как базовую, самостоятельную эмоцию, тогда как тревогу определяет как сложную комбинацию нескольких эмоций — страха, печали, вины и стыда. Большинство учёных склонны определять тревогу как реакцию на неопределённый, часто неизвестный сигнал, а страх — как реакцию на определённую и очевидную угрозу[2].

Многие исследователи различают тревогу и страх по множеству признаков, которые касаются как происхождения этих состояний, так и их проявлений. Тревога чаще всего рассматривается как состояние, возникающее задолго до наступления опасности, в то время как страх — как реакция на непосредственное наступление опасности или на ситуацию, максимально приближенную к угрозе. Источник страха, как правило, осознаётся и имеет конкретный характер (например, агрессивная собака, предстоящий экзамен, строгий начальник и т.п.), в то время как источник тревоги часто остаётся неосознаваемым или трудно поддающимся логическому объяснению.

Тревога обычно связана с общим возбуждением организма, особенно активизацией симпатической нервной системы, тогда как страх может сопровождаться торможением активности и включением парасимпатической нервной системы, а в крайних случаях — даже параличом. Проекция тревоги чаще всего направлена в будущее, в то время как источник страха обычно коренится в прошлом травматическом опыте. Тревога может быть вызвана социальными обстоятельствами, тогда как страх чаще всего связан с биологическими инстинктами.

Большинство из этих различий между тревогой и страхом основываются не на экспериментальных данных, а на теоретических установках исследователей. Это обусловлено тем, что многие люди (а следовательно, и испытуемые) очень по-разному понимают разницу между этими состояниями (если вообще их различают) и могут называть одно и то же чувство разными словами или, наоборот, использовать одно и то же слово для обозначения различных эмоциональных состояний.

Тревожность

У этого термина существуют и другие значения, см Тревожность (значения).

Некоторые исследования выявили, что тревожность сама по себе не является исключительно негативной чертой личности, которая увеличивает частоту переживания страха по сравнению с нормой, но в определённых ситуациях может выполнять полезную функцию, способствуя социальной адаптации и деятельности человека. Было замечено, что люди с высоким уровнем тревожности лучше справляются с простыми логическими задачами, тогда как более сложные задания успешнее решаются людьми с низкой тревожностью. Это указывает на то, что тревога может иметь адаптивную функцию, сигнализируя об угрозе и подталкивая организм к действиям по её предотвращению или минимизации последствий. Эти действия могут быть как осознанными (например, подготовка к экзамену), так и преимущественно бессознательными (например, активация защитных механизмов)[3].

Работы Бернарда Вейнера и Курта Шнайдера показали, что успешность выполнения задач у людей с разным уровнем тревожности зависит от условий. У тех, кто склонен к высокой тревожности, эффективность работы увеличивается при получении положительной обратной связи о результатах, тогда как у людей с низким уровнем тревожности мотивация возрастает, когда они получают информацию о неудачах, особенно в контексте сложных задач. Эти данные позволяют авторам сделать вывод о том, что люди, подверженные высокой тревожности, лучше реагируют на позитивные стимулы, даже если они касаются незначительных успехов на промежуточных этапах работы, в то время как тех, кто ориентирован на успех, сильнее мотивирует информация о неудачах в процессе выполнения задания.

Люди значительно различаются по уровню тревожности. Для измерения этих различий в 1953 г. Джанет Тейлор разработала методику под названием «Шкала проявлений тревожности Тейлор», основанную на сокращении опросника MMPI. Со временем исследования показали, что существует два типа тревожности: первый тип представляет собой относительно стабильную черту личности, а второй — это реакция на угрожающую ситуацию. Хотя эти два типа тревожности рассматриваются как отдельные категории, между ними существует взаимосвязь. Как отмечал Хайнц Хекхаузен, под воздействием факторов, вызывающих тревогу (например, боль, стресс, угроза социального статуса и т. д.), различия между людьми с высоким и низким уровнем тревожности становятся более явными. Страх перед неудачей оказывает особенно сильное воздействие на поведение людей с повышенной тревожностью, делая их особенно восприимчивыми к информации о неудачах, что негативно сказывается на их результатах. В то же время положительная обратная связь, даже если она не имеет реальной основы, может способствовать улучшению их деятельности.

Для более точного разграничения личностной и ситуативной тревожности Чарльз Спилбергер разработал два опросника: один для оценки личностной тревожности, другой — для измерения ситуативной (реактивной) тревожности. Первую он обозначил как «Т–свойство», а вторую — как «Т–состояние».

Личностная тревожность характеризуется большей стабильностью и определяется типом высшей нервной деятельности, темпераментом, характером, воспитанием и выработанными стратегиями реагирования на внешние раздражители.

Ситуативная тревожность чаще связана с актуальными проблемами и переживаниями: например, её уровень заметно повышается перед важными событиями у большинства людей. Как правило, личностная и ситуативная тревожность коррелируют: люди с высоким уровнем личностной тревожности чаще демонстрируют сильные реакции на стрессовые ситуации. Это особенно выражено в случаях, когда события угрожают самооценке или социальному статусу индивида. В ситуациях, связанных с физической болью или реальной угрозой жизни, эта корреляция может быть менее выраженной, и высокотревожные люди не всегда демонстрируют значительно более высокую ситуативную тревожность по сравнению с низкотревожными.

Тревожность, особенно её личностный аспект, рассматривается как важная психологическая характеристика, определяющая поведение человека в различных ситуациях. При этом она может играть как адаптивную роль, побуждая к более осознанной и ответственной деятельности, так и дезадаптивную, приводя к излишней озабоченности и снижению эффективности в выполнении задач.

Тревожное расстройство личности

Тревожное (избегающее, уклоняющееся) расстройство личности представляет собой нарушение психики, которое характеризуется постоянной склонностью к социальной изоляции, ощущением собственной неполноценности, выраженной чувствительностью к критике и избеганием социального взаимодействия. Лица, страдающие данным расстройством, часто убеждены в своей неспособности к эффективному общению или считают свою личность непривлекательной. В результате они избегают контактов с окружающими, опасаясь быть подвергнутыми насмешкам, унижению, отвержению или неприязни. Внешне такие люди могут преподносить себя как индивидуалистов и часто говорят о своём чувстве оторванности от общества.

Чаще всего тревожное расстройство личности становится заметным в возрасте 18–24 лет, когда его связывают с восприятием или реальным опытом отвержения со стороны родителей или сверстников в детстве. Однако остаётся предметом споров, является ли это ощущение отверженности следствием повышенного внимания к межличностным взаимодействиям, что свойственно людям с данным расстройством.

В советской психиатрической традиции ближайшим аналогом этого диагноза является психастения[4].

Генетические основы тревожных состояний

Исследования показывают, что определённые гены могут быть связаны с проявлением тревожных состояний. В частности, выделяется ген PLXNA2[5], который, согласно данным некоторых исследований, может быть связан с развитием шизофрении, хотя результаты этих исследований неоднозначны. Также была выявлена связь полиморфизмов этого гена с проявлениями тревожности как у людей, так и у мышей.

Примечания

  1. Изард, Кэррол Эллис. Психология эмоций = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз..
  2. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. — Истоки, 1998. — 282 с. — 200 экз..
  3. Тревожность // Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. — Москва : ПЕР СЭ, 2007. — 416 с. — (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского). — 3000 экз..
  4. Comer, R. J. Avoidant personality disorder // Fundamentals of abnormal psychology. — 4-е изд. — New York: Worth Publishers, 2004. — 497 с..
  5. Wray N. R., James M. R., Mah S. P., Nelson M., Andrews G., Sullivan P. F., Montgomery G. W., Birley A. J., Braun A., Martin N. G. Anxiety and comorbid measures associated with PLXNA2: [арх. 20 июля 2009 // Arch. Gen. Psychiatry. — 2007. — Vol. 64, no. 3 (March). — P. 318–326. — doi:10.1001/archpsyc.64.3.318. — PMID 17339520.].

Ссылки