Стресс

Материал из «Знание.Вики»

Стресс — это универсальная реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие[1].

Стресс — это аромат и вкус жизни, и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает… Мы не должны, да и не в состоянии избегать стресса. Полная свобода от стресса означала бы смерть.Ганс Селье

Исследования стресса

Основоположником учения о стрессе считается канадский ученый Ганс Селье. Он считал, что стресс это общий синдром адаптации, то есть любая реакция организма на любой значимый раздражитель.

В настоящее время одно из направлений изучения стресса — в рамках системной модели адаптации человека. В этом направлении стресс также рассматривается как явление, созвучное адаптации.

Р. Лазарус подходит к стрессу через явление совладания (совладающее поведение). Он считает, что человек сознательно может оценивать ситуацию и те ресурсы, которые у него есть для решения этой ситуации. Если ресурсов достаточно, то ситуация оценивается как положительно стрессовая. Если ресурсов недостаточно, то ситуация оценивается как негативно стрессовая и задействуется та или иная стратегия совладания.

Также существует подход, в рамках которого стресс рассматривается через устойчивость к нему (стрессоустойчивость). То есть человек может быть готов к деятельности в напряженных ситуациях, если обладает высокой стрессоустойчивостью. В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривают как свойство личности, на которое влияют свойства нервной системы, мотивация человека, эмоциональный опыт, накопившийся в ходе решения негативных ситуаций, регуляции и сознательной оценки ситуаций[2].

Причины стресса (Стрессоры)

Воздействия на человека, вызывающие стресс, называются причинами, источниками стресса или стрессорами.

  1. Запредельные стрессоры (кризисы и/ или катастрофы).
  2. Основные события жизни (брак, развод, смерть близкого).
  3. Ежедневные стрессовые события (стояние в авто пробках, потерянные ключи, деньги, гиподинамия).
  4. Условия работы (высокие требования, психологическое давление, неудобная поза, неудовлетворённость работой, плохие условия труда, отсутствие солнечного света — кабинетная работа, гиподинамия).
  5. Химические (табак, алкоголь, наркотики, изменения метаболизма).
  6. Социальные (трудности взаимоотношений, требования со стороны социума и семьи).
  7. Факторы окружающей среды (климатические факторы, повышенный уровень шума, чрезмерная освещенность, перенаселение)[1].

Последствия стресса

К последствиям стресса относятся заболевания различных органов и систем организма человека. Последствия стресса обусловлены его психофизиологическими механизмами.

Чаще всего к последствиям стресса относят заболевания сердечно-сосудистой системы. Также люди, испытывающие стресс, страдают от бессонницы, усталости, недомоганий, тревожности.

Если стрессоры не перестают действовать, то это может вызвать более серьезные последствия: инсульт, ишемическую болезнь сердца, гипертонию, рак, аллергии, астму, язвы, головные боли, мигрень, боль в спине, височно-нижнечелюстной синдром, ревматоидный артрит.

Стресс в целом снижает эффективность работы иммунной системы[3].

Психофизиология стресса

Реакция организма на стресс

Стресс — результат активации в нашем мозге механизма выживания. На протяжении тысячелетий инстинкт выживания помогал человеку бороться за существование, поэтому он крепко-накрепко встроен в наш мозг. В тот момент, когда ор­ганизм испытывает стресс, мозг сигнализирует об опасности.

Первобытная часть нашего мозга реагирует без промедления и включает механизм защиты от опасности. Переклю­чаясь на режим «борьба или бегство», организм направляет все свои ресурсы на то, чтобы справиться с чрезвычайной ситуацией. Частота сердечных сокращений и кровяное дав­ление повышаются, кровь отливает от пищеварительных ор­ганов и направляется к конечностям, чтобы человек был готов действовать. В кровоток вбрасывается глюкоза, а вырабатываемые гормоны обеспечивают приток энергии. Средний мозг активизируется, человек становится более внимательным и способным реагировать на опасность.

Психическая боль во многом определяется теми же нейронными структурами, что и боль физическая. Откуда бы ни исходила угроза, наше миндалевидное тело посылает сигнал тревоги, запуская несколько реакций:

Таламус — посылает сигнал «проснись» в ствол мозга, а тот, в свою очередь, выделяет в мозг возбуждающий норадреналин.

Симпатическая нервная система посылает сигнал основным органам и группам мышц нашего тела с тем, чтобы они были готовы бежать или сражаться.

Гипоталамус «заставляет» гипофиз «приказать» надпочечникам начать выделять «гормоны стресса» — адреналин и кортизол.

Адреналин заставляет сердце биться быстрее (и перекачивать больше крови), расширяет зрачки (чтобы они собрали больше света).

Норадреналин способствует подаче крови к основным группам мышц, а наши легкие готовы к усилению газообмена, чтобы мы могли бежать быстрее и сильнее.

Кортизол подавляет иммунную систему и провоцирует стрессовые реакции двояким образом:

Во-первых, он заставляет ствол мозга ещё сильнее возбуждать миндалевидное тело, а то, в свою очередь, ещё сильнее возбуждает симпатическую нервную систему, а также провоцирует ещё большее выделение кортизола

Во вторых, кортизол подавляет активность гиппокампа (который обычно тормозит деятельность миндалевидного тела, и миндалевидное тело «получает свободу», что, в конце концов, приводит к поступлению в кровь ещё больших доз кортизола[4].

Диагностика стресса

В настоящее время диагностические методики, связанные со стрессом, можно разделить на несколько категорий:

  • психологическая диагностика, основанная на самоотчетах (диагностика уровня стресса со слов самих испытуемых);
  • психологическая диагностика уровня стрессоустойчивости: например, методика Т. Холмса и Р. Раге[5];
  • аппаратная диагностика психофизиологических состояний: например, анализ показателей биоэлектрической активности мозга, анализ показателей вегетативной нервной системы, анализ с помощью методики биологической обратной связи[6].

Профилактика стресса

Для снижения уровня стресса существует большое количество методик[7]. Их можно условно разделить на три категории:

  • Управление собственными состояниями. Например, ведение дневника стресса, работа с негативными убеждениями, техники работы с ресурсными состояниями.
  • Управление стрессогенностью коммуникации. Например, развитие коммуникативной компетентности, корректировка микроклимата в рабочем коллективе, преодоление коммуникативных барьеров, профилактика конфликтов, развитие ассертивности, противостояние манипуляциям, развитие навыков ведения переговоров.
  • Управление стрессогенностью ситуации. Например, снижение многозадачности, выполнение задач с первого раза, грамотное планирование рабочего дня.

Одно из популярных направлений работы со стрессом — использование антистрессовых игрушек.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Акарачкова Е.С., Байдаулетова А.И., Беляев А.А., Блинов Д.В, Громова О.А., Дулаева М.С., Замерград М.В, Исайкин А.И., Кадырова Л.Р., Клименко А.А., Кондрашов А.А., Косивцова О.В., Котова О.В., Лебедева Д.И., Медведев В.Э., Орлова А.С., Травникова Е.В., Яковлев О.Н. [https://stressundercontrol.ru/assets/docs/2021/Стресс%20причины%20и%20следствия.pdf Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации]. — СПб.: Скифия-принт, 2020. — С. 8. — 138 с. — ISBN 978-5-98620-480-2.
  2. Газиева М.В. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости // Мир науки, культуры, образования : журнал. — 2018. — № 3 (70).
  3. Шамхалова З.М., Шуруха Т.А., Шарбузова Х.З. Стресс и его последствия // Мировая наука : журнал. — 2017. — № 7 (7).
  4. Грехов Ростислав Александрович, Сулейманова Галина Павловна, Адамович Екатерина Ивановна. Роль тревоги в психофизиологии стресса // Природные системы и ресурсы : журнал. — 2017. — № 1.
  5. Гулиева Х.Б., Белобрыкина О.А. Стрессоустойчивость личности: к вопросу о диагностической информативности методики Т. Холмса и Р. Раге // PEM: Psychology. Educology. Medicine. — 2015. — № 3—4.
  6. Долбышев А.В. Классификация методов диагностики психофизиологического стресса // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral» : журнал. — 2020. — № 4.
  7. Е.Г. Ермакова. Профилактические меры борьбы со стрессом в жизни студентов, причины, способы и средства снятия стресса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 9—2.

Ссылки

Полезная статья «Стресс под контролем» Центра медицины и психотерапии «АланМед»

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!