Индивид

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Картина «Перетягивание каната» Николая Богданова-Бельского иллюстрирует сущность понятия «индивид», который является одним из представителей биологического вида.

Индивид, индивидуум (лат. individuum — неделимое) — в философии под индивидом понимается единичное сущее, онтологическую основу которого составляет единство, неразложимость на элементы[1]; также это понятие используется, как правило, для описания и отображения ипостаси бытия человека[2]. В первом значении индивид есть человек как единичное природное существо, представитель вида «Человек разумный» (лат. Homo sapiens), являющийся продуктом филогенетического и онтогенетического развития. Во втором значении — отдельный представитель человеческой общности; выходящий за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности[3][4]. Довольно часто термин «индивид» используется как синоним понятия «индивидуальность»[1][5].

Индивид и его сущность

Становление жизни как адаптационной, самоорганизующейся системы сводится к образованию индивидуальных многомолекулярных комплексов. Индивидуализация представляет собой существенный этап становления самостоятельности жизни. Первым признаком индивида является обособление, отграничение от среды, выделение живой системы из среды и противопоставление ей. Самоорганизация такой системы невозможна без активного отражения среды, которое необходимо для преодоления сопротивления (энтропии) среды. Автономизация живого, формирующая её индивидуальность, приводит к возрастанию относительной независимости живой системы от внешних факторов[6].

Вместе с этим автономизацию необходимо понимать и как совершенствование связи живой системы со средой, которое осуществляется в результате эволюционного развития функции и структуры индивидуальной живой системы. Развитие живого, начиная с эукариот и заканчивая людьми, предполагает, что любой организм рождается как индивид, каждый из которых имеет свой генотип. Основными признаками любого индивида являются целостность (неделимость) и наличие особенных свойств, отличающих его от других представителей вида. Необходимо отметить, что в биологии понятие «индивид» довольно часто сводится к терминам «особь» и «организм»[4][6]. Вместе с этим относительная бесконечность и целостность жизни поддерживается через рождение и гибель конечного — индивидов. Смерть индивидов целесообразна для жизни в целом, ибо, отрицая самого себя, индивид «передаёт свой опыт» молодым особям[6].

Рисунок Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» содержит в себе идею о центральном месте человека в мироздании.

История термина «индивид»

Первоначально термин «индивидуум» встречается у Цицерона и является латинским переводом греческого понятия «атом» (греч. ατομος — неразделяемый, нерассекаемый). Неделимость в античности трактовалась физически, как неделимость атомов Демокрита, логически — как предельность общих понятий, онтологически, как нерасчленимость чувственных и сверхчувственных субстанций (растения, животные, люди, душа, ум, Бог), разделение которых тождественно их уничтожению как индивидуумов[1]. В дальнейшем термин использовался для обозначение единичного в отличие от совокупности; индивид как отдельное живое существо, особь, отдельный человек — в отличие от популяции, социальной группы, общества в целом[1][5].

В средние века человек как индивид рассматривался в соотношении с Богом, как высшим и самым совершенным индивидуумом, ценность же самого индивида определялась бессмертием души и его верой в воскресение. В эпоху Возрождения индивид становится на место Бога, а в Новое время, всё реже рассматривается в рамках онтологии и теологии и всё чаще — в социологии. Именно в социологии вместе с окончательным устранением трансцендентного начала индивид предстаёт как момент общественного целого, что было афористично выражено Карлом Марксом[7]:

Человек есть ансамбль общественных отношений.

В социологии индивид есть единичный источник социальности. Помимо этого в социологических опросах термин «индивид» отождествляется с понятием «респондент», сущность которого сводится к тому, чтобы выступать источником первичной эмпирической информации об изучаемых социальных явлениях и процессах. Помимо этого понятие «индивид» в социологии трактуется как единичный носитель социальности[2].

Бунт «единичного» против растворения во всеобщем связан с именем Сёрена Кьеркегора, который утверждал истинность существования человека только в индивидуальной форме, которая противопоставлялась им общественной[1][8]. Подобное противопоставление индивида и общества, в основе которого лежит гносеологическая робинзонада, является исходным пунктом различных философских концепций: философской антропологии, психоанализа, экзистенциализма, персонализма и индивидуалистических концепций[5][9][10]. Понятие «индивид» в целом сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе биологического вида, человеческого рода, социальной группы, класса, народа, общества, как «атоме», «единице», то есть принципиально неразложимом элементе[2].

Индивид в психологии

В психологии индивид трактуется как представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическим особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, собственной мерой активности реализующий их в повседневной жизни[2]. Наиболее общие характеристики индивида[3][4]:

  • целостность психофизиологической организации — системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида,
  • устойчивость во взаимодействии с окружающим миром — сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагающее вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости и вариативности,
  • активность — обеспечение способности к самоизменению, диалектически сочетающееся с зависимостью от ситуации и с возможностью преодоления её непосредственных воздействий.

В психологии, в частности советской и российской, понятия «индивид» и «личность» дифференцируются. Индивид рассматривается как безличная предпосылка для развития личности или, говоря словами психолога Алексея Николаевича Леонтьева, «индивидом рождаются, личностью становятся»[11].

Картина «Талант» Николая Петровича Богданова-Бельского иллюстрирует различие двух индивидов по возрастным свойствам.

Понятие «индивид» в том или ином виде входит во множество двучленных и трёхчленных концепций развития личности, где выступает органической основой: «индивид — личность» (Алексей Николаевич Леонтьев); «субъект — личность» (Пётр Яковлевич Гальперин); «индивид — лич­ность—индивидуальность» (Борис Герасимович Ананьев, Александр Григорьевич Асмолов); «инди­вид — субъект — личность» (Шота Александрович Надирашвили); «организм — инди­вид — личность» (Михаил Григорьевич Ярошевский)[12]. Психолог Борис Герасимович Ананьев выделял такие индивидные свойства, характеризующие человека как представителя биологического вида[13]:

  • первичные индивидные свойства:
    • возрастно-половые свойства: половой диморфизм (дифференциация органических свойств человека на две качественно различные формы — мужскую и женскую) и стадия онтогенетического развития (изменение индивидных свойств во временном аспекте);
    • индивидуально-типологические свойства: конституция человека (физиологические и анатомические особенности организма), нейродинамические (особенности строения нервной системы) и билатеральные свойства (функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга);
  • вторичные индивидные свойства: психофизиологические функции (функции коры головного мозга, обеспечивающие связь между физиологическими и психическими процессами) и органические потребности (естественные потребности человека, например, в активности, кислороде, отдыхе, причём содержание органических потребностей зависит от первичных индивидных свойств, то есть потребность в пище обусловливается типом телосложения человека, биохимическими и обменными процессами, активностью организма);
  • интегративные свойства: темперамент (совокупность формально-динамических характеристик, проявляющаяся в общей активности, временных параметрах реакций и особенностях эмоционального реагирования) и задатки (неспецифичные анатомо-физиологические особенности нервной системы, являющиеся предпосылками развития способностей, хотя задатки иногда определяют как отсутствие препятствий для развития способностей, то есть сохранность головного мозга и сенсорных систем[14]).

В целом, в философских, социологических и психологических изысканиях сути понятия «индивид» находит выражение не только вопрос об отношениях индивида и общества[15], но и проблема существования и сущности души[8], биологической и социальной детерминации способностей человека[16], роли наследственности и среды в психике и интеллекте и необходимости и свободы регуляции поведения человека[17].

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Гайденко П. П. Индивидуум // Новая философская энциклопедия / Под редакцией В. С. Стёпина. — Москва: Мысль, 2001.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Абушенко В. Л. Индивид, индивидуальность // Всемирная энциклопедия: философия / Главный научный редактор и составитель А. А. Грицанов. — Москва: АСТ, 2001. — С. 404. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
  3. 3,0 3,1 Асмолов А. Г. Индивид // Социальная психология. Словарь / Под редакцией М. Ю. Кондратьева. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — С. 51. — 176 с. — ISBN 5-9292-0141-2.
  4. 4,0 4,1 4,2 Индивид // Словарь практического психолога / Составитель С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  5. 5,0 5,1 5,2 Индивид // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и другие. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 Югай Г. А. Общая теория жизни. — Москва: Мысль, 1985. — 256 с.
  7. Майданский А. Д. Воспитание и природа: уроки Загорского эксперимента // Философская антропология. — 2019. — Январь (т. 5). — С. 81—101.
  8. 8,0 8,1 Мареева Е. В. Проблема души в классической и неклассической философии. — М.: Академический проект, 2003. — С. 389—390. — 400 с. — ISBN 5-8291-0207-2.
  9. Кукушкина Е. И., Логунова Л. Б. Мировоззрение, познание, практика. — Москва: Политиздат, 1989. — С. 15. — 303 с.
  10. Лобастов Г. В. Философия как деятельная форма сознания. — Москва: НП ИД «Русская панорама», 2018. — 262 с. — ISBN 978-5-93165-428-7.
  11. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. — Москва: Смысл : Academia, 2007. — 526 с. — ISBN 978-5-89357-221-6.
  12. Братусь Б. С. Аномалии личности. — Москва: Мысль, 1988. — 304 с. — ISBN 5-244-00008-X.
  13. Диянова З. В., Щёголева Т. М. Индивид и индивидные свойства человека // Общая психология. Краткий курс. — Иркутск: Издательство ИГУ, 2023. — С. 43—54. — 272 с. — ISBN 978‐5‐9624‐2210‐7.
  14. Абишев К. А. Человек. Индивид. Личность. — Алма-Ата: Казахстан, 1978. — С. 120. — 166 с.
  15. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — Москва: ИНТОР, 1996. — 544 с. — ISBN 5-89404-001-9.
  16. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности : введение в психологию. — Москва: Институт психологии РАН, 2009. — 654 с. — ISBN 978-5-9270-0162-0.
  17. Мироненко И. А. Российская психология в пространстве мировой науки. — СПб.: Нестор-История, 2015. — 304 с. — ISBN 978-5-4469-0721-2.