Индивидуальность

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Картина «Нью-Йоркский кинотеатр» Эдварда Хоппера иллюстрирует одно из представлений об индивидуальности, как о неповторимости конкретного человека, который противопоставляется «среднестатистическому индивиду»

Индивидуальность (лат. individuum — неделимое) — особенное, характеризующее данную единичность в её качествах, отличиях, которое противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их; неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека[1][2][3]. В психологии используется в двух значениях, где первое — неповторимость, уникальность, своеобразие индивидных свойств (например, темперамента) и психологических признаков личности человека (интеллект, способности, характер), отличающих человека от всех других людей[4][5][6][7]. Второе значение термина «индивидуальность» — это высший уровень организации жизнедеятельности человека по отношению к индивидному и личностному уровням; особая форма социального бытия, в рамках которой человек обладает свободой, внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает ему возможность существенно проявлять своё активно-преобразующее отношение к миру[4][7][8][9].

Общество и индивидуальность

Понятие «индивидуальность» производно от термина «индивид» и первоначально использовалась древнегреческими атомистами — Левкиппом и Демокритом — для описания характеристик существования атомов. В Древней Греции гражданин полиса, живущий в отрыве от общественной жизни, то есть тот, кто не участвовал в собраниях граждан и не интересовался жизнью государства и был в ней несведущ, именовался идиотом[1][10]. В средние века, как отмечает медиевист Арон Яковлевич Гуревич, изучение индивидуальности человека средневековой эпохи встречается с большими трудностями. Основная из них, видимо, состоит в том, что общественное сознание этой эпохи не было ориентировано на индивидуальность. Поэтому индивидуальность либо не могла получить адекватной оценки, в том числе и самооценки, либо скрывалась за определёнными клише и формулами[11][12].

В лице гуманистов Возрождения во всеуслышание начала заявлять о себе человеческая индивидуальность, которая была поставлена ими на место Бога[13][14]. В новоевропейской общественной мысли была акцентирована значимость индивидуальности, рассматривающейся в качестве противовеса традиционалистских общественных установлений[1]. Окончательно же идея индивидуальности сформировалась в эпоху Просвещения[12][15].

В философии XVII века понятие «индивидуальность» получает наиболее полное развитие у Готфрида Вильгельма Лейбница в его учении о монадах как о множестве замкнутых в себе специфических субстанций бытия[2][3]. В философии Георга Гегеля индивидуальность, как нечто единичное, связывается со всеобщим и только тогда является «великим человеческим характером», когда особенным образом выражает всеобщее. Индивидуальность, как единичное выражение всеобщего, у Гегеля противопоставляется «дурной индивидуальности», то есть такой единичности, которая выражает только саму себя посредством случайных прихотей и страстей и полагается выражением природного в человеке[13].

Бунт «единичного» против гегелевского растворения во всеобщем связан с именем Сёрена Кьеркегора, который утверждал истинность существования человека только в индивидуальной форме, которая противопоставлялась им общественной. У датского теолога, оппонирующего Георгу Гегелю, выпадение единичного из всеобщего является благом, освобождением от влияния общественной жизни. Но подобное выпадение подразделяется у Сёрена Кьеркегора на индивидуальность эстетика и этика. Если для эстетика высшим благом является телесное здоровье, чувственность и наслаждение внешней красотой, то для этика — обретение Бога в момент экзистенциального выбора между культурой и духовностью[13][16].

В последующем развитии наук о человеке сохранилось представление об индивидуальности, как уникальном существе с неповторимым набором свойств, которое противопоставляется обществу и гипотетическому «среднему человеку». Иногда понятие «индивидуальность» рассматривается в качестве синонима термина «индивид». Эта бинарная оппозиция является исходным пунктом философской антропологии, психоанализа, экзистенциализма, персонализма и концепций индивидуализма[17][18][19].

Индивидуальность как неповторимость сочетания свойств и способ бытия

Индивидуальность как своеобразие свойств

В различных науках индивидуальность трактуется по-разному: в биологии индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретённых свойств[2][3], в социологии понятие «индивидуальность» служит описанию процессов индивидуализации как процесса и результата совмещения индивидуальных желаний и нормативных предписаний, индивидуальных поступков и социальных ожиданий[1]. В гуманистически ориентированной психологии понятие «индивидуальность» служит преодолению сведения личности к деиндивидуализированным социальным качествам человека (среднегрупповым тенденциям)[1].

Специфическим способом исследования индивидуальности является идиографический подход. Применение идиографического метода в психологии было предложено Вильямом Штерном и впоследствии методика была подробно разработана американским психологом Гордоном Оллпортом. Методы идиографического изучения индивидуальности ориентированы на исследование отдельных людей (а не усреднённых по группе показателей) и имеют своей целью изображение индивидуальности как уникального целого[4][20].

Индивидуальность в психологии довольно часто понимается как конкретный человек с неповторимой, присущей только ему совокупностью природных и социально-обусловленных качеств. В данном случае акцентируется внимание на своеобразии индивидных свойств и психологических признаков личности человека, то есть индивидуальность рассматривается как нечто внутриличностное, присущее конкретному индивиду[4][5][6][7]. В этом контексте индивидуальность противопоставляется «среднему» человеку, то есть проявления свойств отдельного человека рассматриваются противоположно типичным проявлениям (среднегрупповым тенденциям). Это выражается в требовании не переносить закономерности, характерные для группы, на конкретного человека[6].

Индивидуальность как способ бытия человека

Традиционному взгляду на индивидуальность, как чему-то внутриличностному, имманентному индивиду, советской психолог Борис Герасимович Ананьев противопоставил идею о том, что индивидуальность есть нечто надличностное и в то же время развёрнутое во времени[21]. Индивидуальность рассматривалась как форма социального бытия, как способ утверждения в социальном пространстве, в которой индикатором является «активность созидающей, творческой деятельности человека»[22]. Идеи Бориса Ананьева поддержал философ Иван Иванович Резвицкий, который дал широкое философское обоснование модели «индивид — лич­ность — индивидуальность»[23].

Модель индивидуальности, как надличностного образования, разрабатывалась пермским психологом Вольфом Соломоновичем Мерлиным, который в 1975 году на симпозиуме, посвящённом дифференциальной психофизиологии и её генетическим аспектам, выдвинул концепцию интегральной индивидуальности. В его концепции выделяются подуровни (парциальные индивидуальности) большой системы интегральной индивидуальности: биохимическая, соматическая, нейродинамическая, психодинамическая, личностного уровня и социально-психологическая индивидуальность[24].

Интегральная индивидуальность — это способ интеграции этих систем, характер функциональной связи, возникающей в процессе жизни между различными свойствами человека. Структура большой системы интегральной индивидуальности состоит из подсистем[24]:

  • индивидные свойства, куда включаются биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства организма;
  • индивидуальные психические свойства, в которые входят психодинамические свойства и психические свойств личности;
  • социально-психологические индивидуальные свойства, реализующихся посредством социальных ролей, исполняемых в группе и коллективе и в социально-исторических общностях.
Картина «Диоген» Жана-Леона Жерома иллюстрирует понимание индивидуальности, как формы социального бытия, способа утверждения, являющегося выражением ценностного отношения человека к миру

Первоначально идея об индивидуальности, как надличностном образовании, подвергалась критике. Например, Константин Константинович Платонов откровенно писал об «ошибке» Бориса Герасимовича Ананьева, возведённой в «принцип» Иваном Ивановичем Резвицким[25]. Но впоследствии взгляд на индивидуальность, как надличностном образовании, утвердился и был разработан Александром Григорьевичем Асмоловым в его историко-эволюционной концепции личности и получил своё афористическое выражение[9][26][27]:

Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают

Идея Александра Асмолова состоит в том, что индивидуальность необходима обществу для его изменения, развития и совершенствования. Развитие общества, с его точки зрения, осуществляется путём «рассеивающего отбора», который «подхватывает и закрепляет каждую отклоняющуюся вариацию». Становление индивидуальности происходит посредством осуществления человеком выборов на жизненном пути, утверждения и отстаивания своего образа жизни и ценностей. Индивидуальность содержит инструментальные и продуктивные проявления, где к первому относятся характер и способности человека, а ко второму — смысловые отношения и смысловые установки, то есть смысловое, сугубо личностное отношение человека к миру и людям[9][26].

Изучение сущности индивидуальности продолжается российским психологом Владимировичем Дмитриевичем Шадриковым, концепция индивидуальности которого связана с вопросом о возвращении в психологию концепта «душа», как потребностно-эмоционально-информационной субстанции[28].

Литература

  • Абишев К. А. Человек. Индивид. Личность. — Алма-Ата: Казахстан, 1978. — 166 с.
  • Асмолов А. Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе // Культурно-историческая психология и конструирование миров. — Москва; Воронеж: Издательство «Институт практической психологии» ; НПО «МОДЭК», 1996. — С. 434—522. — 768 с. — ISBN 5-272-00315-2.
  • Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность // Человек как предмет познания. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 288 с. — ISBN 5-272-00315-2.
  • Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Ответственный редактор С. С. Аверинцев. — Москва: Наука, 1989. — 270 с. — ISBN 5-02-008988-5.
  • Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. — Дубна (Московская область): Феникс+, 2005. — 511 с. — ISBN 5-9279-0032-1.
  • Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — Москва: Педагогика, 1986. — 254 с.
  • Небылицын В. Д. Проблемы психологии индивидуальности / Под редакцией А. В. Брушлинского и Т. Н. Ушаковой. — Москва ; Воронеж: Московский психолого-социальный институт ; Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 688 с. — ISBN 5-89502-068-2.
  • Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и её социально-философский смысл. — Москва: Политиздат, 1984. — 141 с.
  • Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности : введение в психологию. — Москва: Институт психологии РАН, 2009. — 654 с. — ISBN 978-5-9270-0162-0.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Абушенко В. Л. Индивид, индивидуальность // Всемирная энциклопедия: философия / Главный научный редактор и составитель А. А. Грицанов. — Москва: АСТ, 2001. — С. 404. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
  2. 2,0 2,1 2,2 Индивидуальность // Новая философская энциклопедия / Под редакцией В. С. Стёпина. — Москва: Мысль, 2001.
  3. 3,0 3,1 3,2 Индивидуальность // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и другие. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Егорова М. С. Индивидуальность // Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  5. 5,0 5,1 Индивидуальность // Словарь Л. С. Выготского / Под редакцией А. А. Леонтьева. — Москва: Смысл, 2004. — 118 с. — ISBN 5-89357-169-X.
  6. 6,0 6,1 6,2 Индивидуальность // Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности : словарь : учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений / Авторы-составители: Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. — Москва: Академический Проект : Фонд "Мир", 2005. — С. 178. — 846 с. — ISBN 5-8291-0506-3.
  7. 7,0 7,1 7,2 Индивидуальность // Словарь практического психолога / Составитель С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  8. Абишев К. А. Человек. Индивид. Личность. — Алма-Ата: Казахстан, 1978. — С. 120. — 166 с.
  9. 9,0 9,1 9,2 Асмолов А. Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе // Культурно-историческая психология и конструирование миров. — Москва ; Воронеж: Издательство «Институт практической психологии» ; НПО «МОДЭК», 1996. — С. 434—522. — 768 с. — ISBN 5-272-00315-2.
  10. Энциклопедический словарь : В 86 томах. — Санкт-Петербург: Издательство Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1890—1907.
  11. Словарь средневековой культуры / Под общей редакцией А. Я. Гуревича. — Москва: РОССПЭН, 2003. — 631 с. — ISBN 5-8243-0410-6.
  12. 12,0 12,1 Гуревич П. С. Индивидуальность // Современный гуманитарный словарь-справочник. — Москва: Олимп, 1999. — С. 174—175. — 528 с. — ISBN 5-7390-0516-7.
  13. 13,0 13,1 13,2 Мареева Е. В. Проблема души в классической и неклассической философии. — М.: Академический проект, 2003. — С. 389—390. — 400 с. — ISBN 5-8291-0207-2.
  14. Гайденко П. П. Индивидуум // Новая философская энциклопедия / Под редакцией В. С. Стёпина. — Москва: Мысль, 2001.
  15. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Ответственный редактор С. С. Аверинцев. — Москва: Наука, 1989. — 270 с. — ISBN 5-02-008988-5.
  16. Мареева Е. В. О парадоксах антропологии // Философия Гегеля: новые переводы, исследования, комментарии / Под общей редакцией Е. В. Мареевой. — Москва: Издательство СГУ, 2014. — С. 342—376. — 514 с. — ISBN 978-5-8323-0950-7.
  17. Индивид // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и другие. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  18. Кукушкина Е. И., Логунова Л. Б. Мировоззрение, познание, практика. — Москва: Политиздат, 1989. — С. 15. — 303 с.
  19. Лобастов Г. В. Философия как деятельная форма сознания. — Москва: НП ИД «Русская панорама», 2018. — 262 с. — ISBN 978-5-93165-428-7.
  20. Давыдов Ю. Н. Идиографический метод // Новая философская энциклопедия / Под редакцией В. С. Стёпина. — Москва: Мысль, 2001.
  21. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность // Человек как предмет познания. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 288 с. — ISBN 5-272-00315-2.
  22. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Том I. — Москва: Педагогика, 1980. — С. 172. — 232 с.
  23. Резвицкий И. И. Философские основы теории индивидуальности. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1973. — 174 с.
  24. 24,0 24,1 Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — Москва: Педагогика, 1986. — 254 с.
  25. Платонов К. К. Структура и развитие личности / Ответственный редактор А. Д. Глоточкин. — Москва: Наука, 1986. — С. 57. — 256 с.
  26. 26,0 26,1 Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. — Москва: Смысл : Academia, 2007. — 526 с. — ISBN 978-5-89357-221-6.
  27. Братусь Б. С. Аномалии личности. — Москва: Мысль, 1988. — 304 с. — ISBN 5-244-00008-X.
  28. Шадриков В. Д. Возвращение души: Теоретические основания и методология психологической науки. — М.: Институт психологии РАН, 2021. — 210 с. — ISBN 978-5-9270-0436-2.