Экзистенциализм

Материал из «Знание.Вики»
По часовой стрелке, начиная слева сверху — основоположники экзистенциализма Сёрен Кьеркегор, Фёдор Достоевский, Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше

Экзистенциализм (позднелат. — ex(s) istentia — «существование», или «философия существования») — одно из крупнейших направлений философии ХХ века, возникшее накануне первой мировой войны в России (Л. Шестов, Н. Бердяев), после неё в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер), и в период второй мировой войны во Франции (Г. Марсель, Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар)[1]. В середине ХХ века экзистенциализм широко распространился и в других странах: США (В. Кауфман, И. Ялом, Р. Мэй, Э. Хемингуэй), Италии (Н. Аббаньяно, Э, Пачи), Испании (Х. Ортега-и-Гассет). Близки к экзистенциализму — французский персонализм[2] и немецкая диалектическая теология[3]. Получив наибольшее признание и популярность в середине ХХ века, экзистенциализм стал одним из наиболее влиятельных и продуктивных культурогенных факторов эпохи, определившим духовно — интеллектуальные поиски широких слоёв интеллигенции, оказавшим сильное влияние на литературу, искусство, гуманитарные науки и другие области культуры.

История возникновения

Исходным пунктом экзистенциализма является философия Сёрена Кьёркегора[4], причём им самим не использовался именно этот термин, а только его «до — производные» от первичного понятия «экзистенция»[5]. В своём фундаментальном труде "Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам»[6] Кьеркегор цитирует[7]

Экзистенция есть непосредственное единство рефлексии-в-себе и рефлексии-в-другом. Отсюда следует, что экзистенция есть неопределённое множество существующего.

А в понятии «страха» Кьеркегор пишет:

Греховность вошла в мир через Адамов грех, а сексуальность стала для него означать «греховность».

Так была положена «сексуальность». Для Кьеркегора самым главным является наличное существование человека, которое не мыслится им без религиозного измерения жизни. В своих работах он защищал истинное христианство, полемизируя со спекулятивной философией Гегеля.[8] При этом, по мнению современного исследователя Х. Дрейфуса, философия Кьеркегора скорее близка к понятию нигилизма. А термин «экзистенциальная философия» одним из первых ввёл Карл Ясперс в работе «Духовная ситуация времени» в 1931 году.

Габриэль Марсель. 1969 год

Мартин Хайдеггер (18891976) пишет в своём фундаментальном труде «Бытие и время»[9][10]:

Вопрос экзистенции должен выводиться на чистоту всегда только через само экзистирование. Ведущую при этом понятность себе самой мы именуем экзистентной. Вопрос экзистенции есть онтическое „дело“ присутствия. Тут не требуется теоретической прозрачности онтологической структуры экзистенции. Вопрос о структуре нацелен на раскладку того, что конституирует экзистенцию. Взаимосвязь этих структур мы именуем экзистенциальностью. Их аналитика имеет характер не экзистентного, но экзистенциального понимания.

В связи с этим Н.Исаева, исследователь творчества Кьеркегора, пишет в комментариях к его работе «Или-или»[11]: «У Хайдеггера в „Бытии и времени“ мы находим всего лишь три примечания, где он прямо отсылает читателя к Кьеркегору. Однако на деле долг тут неоплатно высок, и большую часть основополагающих понятий экзистенциализма можно с лёгкостью найти у датского философа. И „Dasein“ как „наличное бытие“, и „заброшенность-в-мир“, и маркирующая роль „страха“, „тревоги“ („Angst“), и ощущение человеком своей смертности, вносящее глубинные деформации в рефлексирующее сознание, — введением всей этой проблематики Хайдеггер, безусловно, обязан Кьеркегору».

В «Заключительном ненаучном послесловии к „Философским крохам“» Кьеркегор утверждал"[12]:

Экзистенция, подобно движению, остаётся весьма трудным для рассмотрения предметом. Как только я начинаю её мыслить, я тотчас же отменяю эту экзистенцию, а это значит, что я перестаю и мыслить её. Представляется даже правильным утверждать, что тут мы имеем дело с чем-то, что не может быть помыслено, — то есть с экзистированием. И опять же тут присутствует некая трудность, которую экзистенция суммирует следующим образом: тот, кто мыслит, одновременно экзистирует.

В 1939 году после смерти русского философа — эмигранта Льва Шестова выходит его книга «Киргегард и экзистенциальная философия»[13]. В 1943 году книгу со сходным названием выпускает Отто Больнов[14]. Термин «Экзистенциализм» использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр (фр. L’existentialisme est un humanisme, 1946)[15], где экзистенциализм разделён им на религиозный (Карл Ясперс,Габриэль Марсель) и атеистический (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Мартин Хайдеггер). Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими (явлениями) может стоять таинственное Сущее (Бог), определяющее их «сущность» или истину.

Основные идеи

Экзистенциальная философия — это философия бытия человека. Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция. В философии существования нашёл отражение кризис оптимизма просвещения, опиравшегося на технический прогресс, но, согласно экзистенциалистам, бессильного объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности. Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм просвещения и немецкой классической философии.

Морис Мерло-Понти. 1908—1961.

По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта — объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой трансцендентной реальности.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой трактовку феноменологического метода Гуссерля.

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества. В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, свойственном Западной культуре, где он переживает конфликты, тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя, одиночество. Человек рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование: он способен мыслить и осознавать своё бытие. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

Принципы экзистенциализма:

  1. Существование человека предшествует его сущности. Свою сущность он обретает по ходу существования. Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни, хотя некоторые экзистенциалисты отвергают долговременное обретение его сущности.
  2. Существование человека — это свободное существование, где «Свобода» подразумевается не как «свобода духа», а как «свобода выбора», которую никто не может у него отнять. Люди, в своём большинстве, избегают осознавать свою свободу, предпочитая жить «как заведено в мире», то есть — неподлинно.
  3. Существование человека включает в себя ответственность не только за себя, но и за окружающих, поскольку мир, интерпретируемый свободой, есть целостный: решая как поступить, человек выбирает быть таким или другим всему миру, и себя в нём.
  4. Временное и конечное существование человека, то есть его существование — это бытие, обращённое в смерть. Разные представители экзистенциализма по-разному относятся к этому вопросу.

Страх в экзистенциальной философии

Карл Ясперс. 1910 год

Экзистенциалисты пришли к выводу, что страх (тревога) — это что-то значительно более глубокое, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями. Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни (чего-либо). Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы: — людей, обстоятельств, условий и явлений. Источник боязни всегда определён. В случае со страхом — отсутствует «предмет», возбуждающий страх. Человек даже не может сказать, что именно его страшит. В этой неопределённости и проявляется основное свойство страха, ощущение которого возникает без какой-либо определённой причины. Экзистенциалисты придают страху позитивную окраску: — он потрясает человека во всех его жизненных отношениях. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из его размеренного, бездумного проживания своей жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от ежедневных проблем и забот, посмотреть на всё происходящее как бы со стороны…

Страх подобен огню, сжигающему всё несущественное и временное, отвлекающему человека от всего мирского. Только тогда и проявляется истинное существование. Психологический очерк Кьеркегора «Понятие страха» целиком посвящён проблеме первородного греха , лежащего в основе страха (Angest). Кьеркегор был тут первым — философом, психологом, теологом, разграничившим «страх-боязнь» (Frygt), этот мучительный страх, лишённый рациональных объяснений. По мысли Кьеркегора, истоком страха может быть лишь первое искушение, в которое впал Адам, — ведь это и есть тот самый грех, что открыл дорогу смерти"[16].

Кьеркегор утверждал: «Страх есть головокружение свободы»[17], по его мнению «ещё никогда не существовало гения без чувства страха, разве что он был одновременно и религиозен»[18]. Во время этого чувства всё незначительное отступает на задний план, а остаётся само существование. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Прежде он был ведомый ими, но теперь словно отторжен от них, теперь он целиком опирается на трансцендентного (в опыте не явленного) Бога или (если отвергает веру в Его существование) на самого себя, — и лишь в этом проявляется истинная свобода. Для большинства экзистенциалистов слово Бог не выражает и не отражает современной понятийной базы как в науке, так и в философии. Как следствие, страх у экзистенциалистов становится наивысшим достижением человека, так как только в нём открывается истинное существование.

«Подлинность» в философии экзистенциализма

Тема подлинности существования человека является одной из важнейших для философов и писателей экзистенциализма. Идея о подлинном бытии включает для человека «создание себя». Подлинное бытие — то, которое совершается в согласии со свободой и принятием ответственности. По словам Сартра: — «Первым делом экзистенциалист отдаёт каждому человеку во владение его бытие, и возлагает на него полную ответственность за существование»[19]. Часто подлинность описывается через предварительную демонстрацию неподлинности.

Всё творчество Жана — Поля Сартра можно выразить тезисом: — «От абсолютной и бесполезной свободы — к свободе исторической!»[20] Сартр даёт нам примеры таких «персонажей», которые совершают свои действия исходя из внешнего давления к тому, чтобы «казаться» человеком с определёнными качествами, давления вести определённый образ жизни, давления к игнорированию своих моральных и эстетических возражений ради «более комфортного существования». Или примеры персонажей, не понимающих собственные причины поведения и игнорирующих ключевые факты о себе, чтобы избежать «неудобной правды». Понимая всю остроту свободы, Сартр говорит: «…Человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал, и всё-таки свободен, потому что однажды брошенный в мир, отвечает за всё, что делает»[21]. С позиции Сартра, опыт «свободы», необходимый для подлинности, может быть таким неприятным, что ведет людей к неподлинным способам существования.

Обычно подлинность рассматривается как очень общий концепт, не связанный с конкретной политической или эстетической идеологией. Это необходимый аспект подлинности, поскольку она тревожит отношения человека с миром, она не может возникать просто через повторение набора действий или через приверженность ряду взглядов, таким образом, подлинность связана с творчеством.

В противоположность этому, неподлинное бытие — это отказ жить в соответствии со свободой. Есть много вариантов того, как это может проявляться: — рассмотрение выбора как чего-то бесполезного и случайного, убеждение в детерминизме, или та или иная мимикрия, когда человек живёт как «следовало бы». Но это не значит, что любое существование в согласии с социальными нормами — неподлинно. Ключевой момент здесь — какую позицию занимает человек по отношению к свободе и ответственности, и в какой степени он ведет себя в соответствии со свободой. Так, например, подлинность у Кьеркегора — это настойчивость в индивидуальном поиске подлинной веры («мужество веры», «прыжок веры», и возможности становления «быть верным самому себе». Значительное внимание понятию «подлинности» уделяет и Хайдеггер в своих работах: «Письмо о гуманизме» и «Бытие и время»[22]. Впоследствии тема «подлинности», «аутентичности» найдет свое развитие в экзистенциальной психотерапии.

Предшественники и представители экзистенциализма

Своими предшественниками современные экзистенциалисты считают: Блеза Паскаля, Сёрена Кьеркегора. Фёдора Достоевского, Генрика Ибсена, Льва Толстого, Фридриха Ницше, Мигеля де Унамуно, Франца Кафку.

На экзистенциализм оказали влияние «философия жизни» и феноменология Э. Гуссерля. В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918: Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев.

В СССР экзистенциальные идеи развивал «философ подполья» Яков Друскин.

В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны: К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер

В период Второй мировой войны (1939—1945) экзистенциализм нашёл своих последователей во Франции: Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар.

В 1940—1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах: Австрия: В. Франкль (логотерапия), Италия: Э. Кастелли, Н. Аббаньяно, Э. Пачи; Испания: Х. Ортега-и-Гассет (относительно близок).

В США идеи экзистенциализма популяризировали: В. Кауфман, У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди, И. Ялом (экзистенциальная психология), Ролло Мэй, Эрнест Хемингуэй; Великобритания: Айрис Мёрдок, Уильям Голдинг; Польша: Витольд Гомбрович; Аргентина: Эрнесто Сабато; Словения: Эдвард Коцбек.

Родственные направления

К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: Русская религиозная философия[23], развивающая категорию правды, близкую к экзистенциальной истине: Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, Л. И. Шестов, С. Франк

Французский персонализм: Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа (фр.)

В немецком протестантизме — диалектическая теология: К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман

Ключевые понятия

Экзистенциализм Ж. П. Сартра:[24] — Если Хайдер описывает человеческое бытие через экзистенциалы, минуя, по — возможности, категорию сознания, то Сартр считает, что вне «сознательного измерения» такое описание бессмысленно. Человеку не дано «выпрыгнуть» из своего сознания. Равно как и у Хайдеггера, посылки Сартра вполне феноменологичны: — фактическая данность и необходимость сознания. В отличие от предшествующей философии, знавшей лишь познающее сознание, Сартр рассматривает сознание радикально онтологически, так как оно есть. Отличает позиции двух экзистенциалистов базовое категориальное различие: если для Хайдеггера это различие бытия и сущего, то для Сартра это различие бытия/сущего и сознания.

Экзистенциализм К.Ясперса:[25] — Встать на позицию Ясперса — значит принять основополагающий факт человеческого бытия: мы даны самим себе иначе, чем нам даны объекты. В то же время мы знаем себя и как вещь (объект) среди других вещей. Обычный человек не может провести границу в себе: — между своим личностным, свободным бытием, по Ясперсу — экзистенцией, и своим объективированным существованием. Задачу философии Ясперс видит именно в том, что в ней человек обретает свои истоки. Каждое истинно философское положение «отбрасывает человека к самому себе», то есть к его экзистенции.

Страх — в философии Хайдеггера — состояние, в котором человеческое существование, благодаря собственному бытию, оказывается перед самим бытием. Причина страха — само бытие в мире. Страх обособляет и раскрывает человеческое существование как возможное и свободное бытие. Свободное в понимании и выборе самого себя. По Сартру, страх — это боязнь самого себя (вследствие свободы недетерминированного характера), которую нельзя предвидеть.

Экзистенциальным называют всё то, что есть в жизни каждого человека. Выделяют 4 экзистенциальные данности (по теории Ирвина Ялома): — Смерть; Свобода; Одиночество; Бессмысленность. Отстаивая свободу человека, экзистенциалисты связывают её с полной его ответственностью как личности за свою экзистенцию. «Никто не умрёт вместо меня»[26] — говорил Ж. П. Сартр.

Литература

  • Больнов О. Ф. «Философия экзистенциализма». СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 224с. (исследования)
  • Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. −976 с.
  • Великовский С. И. Умозрение и словесность (Умозрение и словесность во французском экзистенциализме и далее)// Великовский С. И. Умозрение и словесность Очерки французской культуры. — Русские Пропилеи — М СПб Университетская книга 1999 ISBN 5-7914-0033-0 c.13-249
  • Великовский С. И. В поисках утраченного смысла --М Художественная литература 1979 с.294
  • Гайденко П. П. Экзистенциализм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Гайденко П. П. Экзистенциализм // Глава VII. Кризис буржуазной философии в современную эпоху / Под ред. М. А. Дынника и др.. — М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1965. — Т. VI, кн. 2. История философии. — С. 10—27. — 17 000 экз.
  • Кьеркегор С. Страх и трепет / [пер. с дат.: Н. В. Исаева, С. А. Исаев]. — 2-е изд., доп. и испр. — Москва : Культурная революция, 2010. — С. 5-119.
  • Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «философским крохам».// Логос. Философско — литературный журнал № 10, /1997/, Изд — во РГТУ, М., 1997. ISSN 0869-5377
  • Кьеркегор С. Наслаждение и долг. (Или — или) — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 416 с.
  • Лукач Д. Экзистенциализм (Перевод с немецкого и примечания И А. Болдырева. Перевод выполнен в 2004 г. по изданию: Lukas G. Der Existentialismus // Existentialismus oder Maixismus? Aufbau Verbag. Berlin, 1951. S. 33-57.)
  • Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. — ТОО ТК «Петрополис», Санкт-петербург, 1997. — С. 406—407.
  • Сартр Ж.- П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов./Сост. и общ.ред. А. А. Яковлева: Перевод А. Санина. — М.: Политиздат, 1990. — С. 319—344. ISBN 5 — 250 — 01275 — 2
  • Сартр Ж — П. Бытие и ничто (заключение) //Философский поиск, 1995, № 1
  • Современная западная философия: Словарь. М., 1998. — 544 с. (в раздел справочная литература).
  • Трыков В. П. Экзистенциализм. Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2011). Дата обращения: 29 января 2012. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года.
  • Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997. — С. 438[27]
  • Хайдеггер М. Бытие и время. Издательство «Ad Marginem», перевод В.Бибихин, редактор В.Айрапетян, Москва, 1997
  • Шестов Л. Киркегард — религиозный философ.// Кьеркегор С. Наслаждение и долг. — ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — С. 384—411
  • Ячин С. Е. Философские основания современного научного познания: учебное пособие для аспирантов. — Владивосток: Изд — во Дальнев. гос. техн.ун-та, 1986 — 252с. — ISBN 5-7596-0051-6

Примечания

  1. Экзистенциализм. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия».. Дата обращения: 6 сентября 2023.
  2. Грицанов А.А. [Всемирная энциклопедия: Философия XX век ] / Главн. науч. ред. и сост. Грицанов А.А.. — 2002.
  3. Грицанов А.А. [Всемирная энциклопедия: Философия XX век Главн. науч. ред. и сост.Грицанов А.А.]. — 2002.
  4. [Сайт: bigenc.ru экзистенциализм]. Сайт: bigenc.ru. Дата обращения: 6 сентября 2023.
  5. Главн. науч. ред. и сост. Грицанов А.А. [Всемирная энциклопедия: Философия XX век ] / Главн. науч. ред. и сост. Грицанов А.А.. — 2002.
  6. Кьёркегор С. [заключительное ненаучное послесловие к "философским крохам2 ] / Главн.ред. анашвили В.В.. — 1997.
  7. Главн. ред.анашвили В.В. [Логос. философско - литературный журнал ] / Главн. ред.анашвили В.В.. — 1997.
  8. Кьеркегор С. [Заключительное ненаучное послесловие к философским крохам ] : журнал. — 1997. — 10 октября (№ № 10). — ISSN = 0869-5377 ISSN = 0869-5377.
  9. Хайдеггер М. [Бытие и время ] / ред. В.Айрапетян, перевод В.Бибихин. — 1997.
  10. Хайдеггер М. [Бытие и время ] / ред. В.Айрапетян. — 1997.
  11. Кьеркегор С. [Наслаждение и долг ] / изд - во "феникс".
  12. Кьеркегор С. [заключительное ненаучное послесловие к "философским крохам" ] / ред. В.В.Анашвили. — 1997.
  13. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия / А. В. Ахутин. — М.: Прогресс, 1992. — 302 с. — ISBN 5-01-003827-9.
  14. Больнов О.Ф. [Философия экзистенциализма ] / перевод С.Э.Никулина. сост. Ю.А.сандулов. — 1999.
  15. Сартр Ж. П. [экзистенциализм - это гуманизм ] / сост и ред. А.А.Яковлев. — 1990.
  16. Кьеркегор С. [страх и трепет ] / пер. с дат.: Н.В. Исаева, С.А.Исаев. — 2010.
  17. Кьеркегор С. [Страх и трепет ] / пер.с дат.: Н.В.Исаева, С.А.Исаев. — 2010.
  18. Кьеркегор С. [страх и трепет ] / пер. с дат.: Н.В.Исаева, С.А.Исаев. — 22010.
  19. Сартр Ж.- П. [Бытие и ничто ] / Философский поиск. — 1995.
  20. Реале Д.., Антисери Д. [Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. от романтизма до наших дней. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. от романтизма до наших дней] / перевод с итал. С. Мальцевой, научный редактор Ю.А.Кимелев. — 1997.
  21. Сартр Ж.- П. [экзистенциализм - это гуманизм ] / ред. А.А.Яковлев. — 1990.
  22. Хайдеггер М. [Бытие и время ] / пер. В.В.Бибихина. — 1997.
  23. Шестов Л. [Киркегард - религиозный философ ] / изд - во "Феникс". — 1998.
  24. Ячин С.Е. [Философские основания современного научного познания Философские основания современного научного познания] / Издательство ДВГТУ, - ISBN 5-7596-0051-6. — 1998.
  25. Ячин С.Е. [философские основания современного научного познания философские основания современного научного познания] / Издательство ДВГТУ, 1998. - С. 100, - ISDN 5-7596-0051-6. — 1998.
  26. Сартр Ж.- П. [Экзистенциализм - это гуманизм ] / ред. А.А.Яковлев. — 1990.
  27. Ред. - сост. Губский Е.Ф. [Философский энциклопедический словарь ] / Ред. - сост. Губский Е.Ф.. — М.: ИНФРА-М: Издательский Дом ИНФРА-М, 1997. — С. 435. — 576 с. — ISBN ISBN 5-86225-403-Х.