Камю, Альбер
Альбер Камю | |
---|---|
фр. Albert Camus | |
Дата рождения | 7 ноября 1913 |
Место рождения | Мондови, Алжир, Франция |
Дата смерти | 4 января 1960 (46 лет) |
Место смерти | Вильблевен, Йонна, Бургундия, Франция |
Страна | Алжир, Франция |
Альма-матер | Алжирский университет |
Школа/традиция | экзистенциализм |
Направление | континентальная философия |
Значительные идеи | абсурд, бунт |
Оказавшие влияние | Гренье, Жан, Мальро, Андре, Жид, Андре, Достоевский, Фёдор Михайлович, Ницше, Фридрих, Кьеркегор, Сёрен, Шестов, Лев Исаакович, Хайдеггер, Мартин, Ясперс, Карл, Толстой, Лев Николаевич |
Испытавшие влияние | Онфре, Мишель, Паланик, Чак, Варгас Льоса, Марио, Фаулз, Джон, Деррида, Жак, Оэ, Кэндзабуро, О’Брайен, Конор Круз, Дэвис, Анджела, Сартр, Жан-Поль, Бовуар, Симона де, Мураками, Харуки, Абэ, Кобо |
Премии | Нобелевская премия по литературе (1957) |
Подпись |
Альбе́р Камю́ (фр. Albert Camus; 7 ноября 1913, Мондови, Алжир, Франция — 4 января 1960, Вильблевен, Франция) — французский философ, журналист, писатель, драматург, эссеист, публицист. Автор известных произведений «Посторонний» (1942 год), «Чума» (1947 год). Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года[1] «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
Биография
Альбер Камю родился в городе Мондови (ныне Дреан) в Алжире в семье французов: отец, Люсьен Камю, простой рабочий, погиб в 1914 году во время Первой мировой войны в битве на Марне, мать, Катрин Синтес Камю, не умела читать и писать[2][3]. Его прадед Клод Камю был крестьянином родом из Бордо — он перебрался в Алжир в 1830-е годы. Отец Альбера Люсьен торговал вином[4]. Вместе с матерью и старшим братом после смерти мужа переехали в бедный квартал Белькур города Алжир: там она зарабатывала на жизнь уборкой домов. Камю провёл детство под надзором деспотичной бабушки, а мать, подавленная горем, вела себя холодно и отстраненно. По свидетельству близких, когда с фронта пришла телеграмма о смерти Люсьена, Катрин на время потеряла дар речи, а после говорила мало и невнятно, стала безразличной и безучастной. Боль от холодности матери Камю запомнил на всю жизнь: он описал её в раннем эссе «Между да и нет» и коснулся в романе «Посторонний»[4]. Однако, несмотря на непростое детство, писатель с нежностью вспоминал о стране, в которой рос:
«А всё же этот народ без прошлого, без традиций не чужд поэзии — да, я знаю, это особая поэзия, грубая, чувственная, далекая от всякой нежности, совсем как алжирское небо, но, по правде сказать, только она меня и захватывает и задевает за живое»[5].
В 1918 году поступил в начальную школу Белькура, и позже, благодаря помощи учителя Луи Жермана в 1923 году Альбер был зачислен в лицей. Так как рос Альбер Камю в бедной семье, оплатить образование помог Луи Жермен, который договорился о стипендии. В лицее начал увлекаться футболом, считался результативным форвардом[3].
С детства он хотел стать писателем, и несмотря на скромное воспитание, позже получил возможность учиться в университете в Алжире. В 1930 году на одном из последних курсов лицея ему диагностировали запущенную форму туберкулёза, весь год он провёл в больнице, где наблюдал за неизлечимо больными людьми и впервые начал задумываться о смерти. Там он начал читать Фридриха Ницше, формулировать собственную философскую позицию. Поскольку учёбу Камю оплачивали алжирские меценаты, он не имел права ослушаться или оступиться. Даже когда он стал журналистом и получил Нобелевскую премию, бывшие спонсоры называли его «неблагодарным паразитом»[6], выскочкой, дорвавшимся до успеха. Они не смогли простить писателю резких антиколониальных статей[4].
С 1932 года Камю учится в Алжирском университете, где изучает философию. В это время он много читает, ведёт дневники, пишет эссе («Изнанка и лицо» и «Бракосочетания»). В мае 1936 году получил степень магистра философии за работу «Неоплатонизм и христианская мысль». В университете он знакомится с Жаном Гренье (который работал в университете Алжира с 1930 года по 1938 годы), преподавателем литературы и философии, который стал его наставником и близким другом вплоть до смерти писатели. Тогда же он погрузился в проблематику религиозного экзистенциализма, изучая произведения Сёрена Кьеркегора, Льва Шестова, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Жид, Андре, Марселя Пруста, Андре Мальро, Поля Верлена, Анри де Монтерлана, также Альбер Камю начинает изучать античную литературу и индийских мистиков, следить за современными публикациями в журналах. О лекциян Жана Гранье Камю писал так[6]:
Он рассказывал нам неподражаемым языком, что вся эта видимость прекрасна, но не длится вечно, и потому её нужно безнадёжно и сильно любить. | ||||
Под руководством Жана Гренье Альбер Камю пишет первые статьи в студенческий журнал Sud. Первые две — о поэзии Поля Верлена и Жана Риктюса, третья — критический обзор вышедшей тогда работы философа Анри Бергсона «Два источника морали и религии», а четвёртая — эссе «О музыке», в котором он анализировал эстетические представления Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше[4]. В университетские годы его сильно впечатлил роман Андре де Ришо «Боль»:
«Мне никогда не забыть этой прекрасной книги, которая впервые рассказала мне о том, что я и сам хорошо знал: мать, бедность, вечернее небо… Тогда я понял, что книги приносят не только забвение и развлечение. Моё упорное молчание, безраздельное и смутное страдание, странный мир, окружающий меня, достоинство моих близких, их нищета, наконец, мои тайны — всё это можно было высказать!»[7]
В конце 1930-х годов многие товарищи Камю ушли на фронт. Он тоже попытался уехать, но не прошёл отбор из-за туберкулёза. Писал для газеты «Республиканский Алжир» (фр. Alger Républicaine), где освещал политическую ситуация в стране. Позже газета была запрещена и Камю перебрался в Париж, где работал журналистом, публиковал художественные произведения, в том числе драматургические. Резко критиковал колониальную политику, которую Франция вела в Северной Африке, но никогда не поддерживал выступления местных мусульман за независимость страны из-за жестоких методов их революционной борьбы.
«Прямо сейчас вы взрываете бомбы в трамваях. Моя мать может быть в одном из этих трамваев. Если такова цена независимости, то я лучше предпочту свою мать»
Альбер Камю на одном из публичных выступлений
В 1940 году уезжает в Париж из-за отсутствия работы, там он устраивается в газету Paris-Soir. Из-за наступления фашистов ему приходится со второй женой Франсин Фор бежать в Лион, а потом снова в Алжир, в Оран, где даёт частные уроки детям, которым запрещено учиться в государственных школах. В этот период Камю закончил работу над «Посторонним», «Мифом о Сизифе» и «Калигулой»[4]. Он вновь возвращается в Париж, публикует в издательстве Gallimard роман «Посторонний» и эссе «Миф о Сизифе». Кроме того его значительная роль в Сопротивлении принесли известность: он становится частью круга французских интеллектуалов, в который входили Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Андре Бретон и другие. В этот же период Альбер Камю публикует эссе «Ни жертвы, ни палачи», где пишет: «Я никогда больше не буду одним из тех, кто, кем бы то ни были, мирится с убийствами»[8]. С тех пор Камю придерживался позиции мира. В пьесе «Справедливость», вдохновлённой Фёдором Михайловичем Достоевским, группа русских террористов обсуждает, могут ли быть оправданы случайные смерти мирных граждан во время политического террора. И даёт чёткую позицию, он считает это неправильным. Когда в ноябре 1954 года в Алжире началась борьба за независимость, он не поддержал повстанцев,как и не встал на сторону государства.
В 1957 году по случаю вручения Нобелевской премии по литературе его попросили объяснить, почему он не поддержал повстанцев. Он сказал: «Сейчас люди минируют алжирские трамваи. Моя мать может оказаться в одном из этих трамваев. Если это справедливость, то я предпочитаю свою мать»[8].
Альбер Камю путешествовал и читал лекции в разных университетах США и Латинской Америки. В эти годы он закончил «Бунтующего человека», в котором критиковал тоталитарный коммунизм: здесь его взгляды разошлись с левыми марксистами, в том числе Сартром. Окончательно Камю поссорился с ними после начала Алжирской войны.
В последние годы Камю стал больше времени посвящать театру, которым занимался ещё в юности в Алжире.
Смерть
4 января 1960 года Альбер Камю возвращался домой из Прованса в Париж. В нескольких километрах от города его автомобиль вылетел с дороги в врезался в дерево на обочине. Камю скончался мгновенно, ему было 46 лет. Некоторое время считалось, что это был несчастный случай, но со временем появляются статьи, описывающие иной ход событий. Так, в 2011 году итальянский исследователь Джованни Кателли представил версию событий[9]. В своих мемуарах «Вся моя жизнь» друг философа чешский поэт Ян Забрана вспоминает встречу, который якобы был связан с советской разведкой, который знал, что автомобильная катастрофа была подстроена КГБ[9]. Однако его дочь, Катрин, этого не подтверждает[10]. Французский философ Мишель Онфре вспоминал, что в день своей смерти Альбер Камю должен был вернуться в Париж на поезде — сохранился даже купленный им в тот день неиспользованный билет, а значит, подстроить аварию заранее было невозможно[11]. Кроме того, автомобиль, на котором Камю разбился, принадлежал не ему. Философа предложил подвезти французский издатель Мишель Галлимар, который в той же аварии был серьёзно ранен и через несколько дней скончался в больнице[9][10].
В январе 2010 года в связи с пятидесятилетием со дня гибели Альбера Камю президент Франции Николя Саркози высказал идею о перезахоронении писателя. Саркози хотел перенести тело Камю в парижский Пантеон, где захоронены также Эмиль Золя, Виктор Гюго, Андре Мальро, Александр Дюма-отец (их прах был перенесён в Пантеон по инициативе предыдущего президента Франции Жака Ширака). Однако дети писателя, его друг, Оливье Тодд, отказались. Жан Камю заявил, что отец отстаивал своим творчество идеалы скромности и выступал против показной пышности[12].
Философия
В 1945 году в интервью французской журналистке Жанин Дельпеш (фр. Jeanine Delpech) для журнала «Нув Летирер» (фр. Les Nouvelles Littéraires) на вопрос, «являетесь ли Вы философом?», Альбер Камю ответил «нет»[13], подчёркивая, что «недостаточно верил в причину, чтобы поверить в систему»[14][13]. Он называл себя художником (англ. artist), а не философом, потому что «я думаю в соответствии со словами, не идеями» (англ. I think according to words and not according to ideas)[15].
Философия абсурда: «Миф о Сизифе» и «Бунтующий человек»
Эссе «Миф о Сизифе» является философским, тезисы которого оспаривают саму традицию философии. Эссе представляет собой работу, раскрывающую смысл экзистенциализма, однако Альбер Камю отрицал причастность к этому течению. «Миф о Сизифе», как и «Бунтующий человек» оспаривают наличие смысла жизни, но дают обоснованные советы, как необходимо жить. В этих произведениях Камю чётко и уверенно критикует религию и современность и вместе с тем формирует собственную оригинальную позицию, выстраивая её вокруг понятий абсурда и бунта. Они, по его мнению, позволяют решить вопросы жизни и смерти[13].
Альбер Камю утверждает, что люди не могут не задаваться вопросом «В чём смысл существования?», но он отрицает наличие адекватного ответа, отвергая научную, теологическую или метафизическую цели. Так или иначе, но люди стремятся понять смысл жизни, и Камю занимает скептическую позицию, поскольку природа, Вселенная, человеческие взаимоотношения хранят молчание. Поскольку существование не имеет смысла, человеку необходимо самому научиться переносить пустоту. Абсурдность таким образом заключается в том, что между нашими стремлениями задавать важные вопросы невозможно получить адекватного ответа[13].
В эссе «Миф о Сизифе» абсурд передаётся следующим образом: Сизиф совершает усилие, чтобы поднять камень на вершину горы, позже наблюдает, как он катится вниз, спускает за ним, чтобы начать всё сначала. Люди, подобно Сизифу, бесконечно совершают одно и то же бессмысленное действие, задают вопросы, на которые не получают ответы. Принимая тезис об абсурдности существования и анти-философский подход Камю, возникает вопрос о роли, которая остаётся для рационального анализа и аргумента. Получается, что Альбер Камю управляет смертью: стоит ли совершать самоубийство, оставляя область рационального? Если у жизни нет фундаментального смысла существования или причины, человек не может остановиться перед их поиском. Возможно, Силен был прав, говоря, что лучше было бы не родиться на свет или скорее умереть[16]. Как писал Франсис Жансон в статье литературно-политического журнала «Тан Модерн» (фр. Les Temps modernes) до опубликованной им критики на «Бунтующего человека», и которая ускорила разрыв между Альбером Камю и Жан-Полем Сартром, «разве эта философия абсурда не противоречит понятиям философии вообще, а не только является антирациональной позицией, которая завершается молчанием?»[17][18].
Что же представляет собой человек бунтующий? Это человек, говорящий «нет». | ||||
Альбер Камю, «Бунтующий человек»
|
Первые размышления об абсурде появляются ещё в произведении «Посторонний» (1942 год), который основывается на личном опыте автора, где повествуется о бессмысленном убийстве араба главным героем на пляже Алжира, и жизнь главного героя завершается на гильеотине. Известно, что Альбер Камю интересовался политикой, состоял в алжирской партии французских коммунистов в середине 1930-х, был организатором алжирского театре, где ставились авангардные пьесы с политическим подтекстов, а с октября 1938 по январь 1940 год он вместе с сестрой работал в журналистом «Алжирская республика» (фр. Alger Républicaine). В июне 1939 года он написал серию репортажей о женщинах и бедности в горном прибрежном регионе Кабилии (север современного Алжира), став первым алжирцем европейского происхождения, описавшим чудовищные условия жизни местного населения. После начала Второй мировой войны он стал редактором в газете «Суо Републике» (фр. Le Soir républicain) и выступал против вступления Франции в войну[13].
Критика
При жизни Альбера Камю называли «совестью Запада». Он писал в эссе «Бунтующий человек»[19]:
...люди моего поколения видели слишком много, чтобы мир мог сохранить для них видимость «розовой библиотеки». Они знают, что есть тюрьмы и казни на рассвете, что невинность часто убиваема, а ложь торжествует. Но это не отчаяние! Это — ясность. Подлинное отчаяние означает слепоту. Оно примиряется с ненавистью, насилием и убийством. С отчаянием такого рода я никогда не соглашался. | ||||
Выход «Бунтующего человека» подвёл дружбу с Сартром к уже назревающей конфронтации. КНига требовала рецензии, но Сартр не решался писать её, поэтому поручил написать Франсису Жансому, который не оставил камня на камне от сочинения, обвинив Камю в апологии капитализма[8]. Позже сам Сартр напишет резкую рецензию, на которую Камю не ответит. Однако ссору Альбер переживал сильно[8].
Семья и личная жизнь
Первая жена Симона Хи (Гиэ), с которой поженился 16 июня 1934 года. Пара рассталась в июле 1936 года, а в сентябре 1940 года официально расторгли отношения. В 1937 году познакомился с пианисткой, учительницей математики, Франсин Фор, с которой заключил брак 3 декабря 1940 года. Позже, 5 сентября 1945 года, у супругов родились близнецы, Катрин и Жан.
В интервью журналу The Guardian его дочь, Катрин, вспоминала[10]:
То, что его день рождения не стал национальным праздником, естественно; власть имущие во Франции никогда не любили Камю, и он ненавидел тех, кто находится у власти. Отец всегда говорил, что служит тем, кто пострадал от истории, а не тем, кто её творил. Во многих отношениях Камю по-прежнему остаётся во Франции чужаком, «посторонним». Меня удивляет, что министры не понимают, сколько всего Камю сделал для страны. Я горжусь им и тем, какой он показывал Францию в своих книгах. | ||||
Также дочь вспоминала, что отец никогда их не наказывал, если они сделали что-то не так, он всегда задавал вопросы, почему мы сделали так, о чём думали, когда это делали. Для детей это были сложные вопросы, и затрещина казалась им намного проще. «Он любил жизнь, любил каждого»[10].
Произведения
Романы
- Счастливая смерть (фр. La Mort heureuse; 1938, опубликовано посмертно в 1971).
- Посторонний (фр. L’Étranger; 1942 год).
- Чума (фр.фр. La Peste; 1947 год).
- Падение (фр. La Chute; 1956 год).
- Первый человек (фр. Le premier homme; неоконченный, опубликовано посмертно в 1994 год)[20].
Рассказы
- Изгнание и царство (фр. L'Exil et le royaume; 1957 год).
- Неверная жена (фр. La Femme adultère).
- Ренегат, или Смятенный дух (фр. Le Renégat ou un esprit confus).
- Молчание (фр. Les Muets).
- Гостеприимство (фр. L'Hôte).
- Иона, или Художник за работой (фр. Jonas ou l’artiste au travail).
- Растущий камень (фр. La Pierre qui pousse)[20].
Драматургия
- Восстание в Астурии (фр. Révolte dans les Asturies; 1936 год) (эссе коллективного творчества).
- Недоразумение (фр. Le Malentendu; 1944 год).
- Калигула (фр. Caligula; 1945 год).
- Осадное положение (фр. L’État de siège; 1948 год).
- Праведники (фр. Les Justes; 1949 год).
- Реквием по монахине (фр. Requiem pour une nonne; 1956 год).
- Бесы (фр. Les Possédés; 1959 год)[20].
Эссе
- Изнанка и лицо (фр. L’Envers et l’Endroit; 1937 год).
- Брачный пир (фр. Noces; 1938).
- Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe; 1942 год).
- Письма к немецкому другу (фр. Lettres à un ami allemand; 1945 год).
- Бунтующий человек (фр. L’Homme révolté; 1951 год).
- Лето (фр. L'Été; 1954 год).
- Минотавр или остановка в Оране (фр. Le Minotaure).
- Миндальные рощи (фр. Les amandiers).
- Прометей в аду (фр. Prométhée aux enfers).
- Маленький путеводитель по городам без прошлого (фр. Petit guide pour des villes sans passé).
- Изгнанничество Елены (фр. L'éxil d'Hélène).
- Загадка (фр. L'énigme).
- Возвращение в Типаса́ (фр. Retour à Tipaza).
- Море как можно ближе (фр. La mer au plus près).
- Размышления о смертной казни (фр. Réflexions sur la peine capitale; 1957 год), совместно с Артуром Кёстлером, Размышления о гильотине (фр. Réflexions sur la Guillotine).
- Шведские речи (фр. Discours de Suède; 1958 год).
- Речь 10 декабря 1957 год (На нобелевском банкете): произнесена в Стокгольмской ратуше.
- Речь 14 декабря 1957 год (Нобелевская лекция): прочитана в Уппсальском университете («Художник и его время»)[20].
Автобиографии и дневники
- Дневники, май 1935 — февраль 1942 (фр. Carnets I, mai 1935 — février 1942) (опубликовано посмертно в 1962).
- Тетрадь № 1 Май 1935 года — сентябрь 1937 года.
- Тетрадь № 2 Сентябрь 1937 года — апрель 1939 года.
- Тетрадь № 3 Апрель 1939 года — февраль 1942 года.
- Дневники, январь 1942 — март 1951 (фр. Carnets II, janvier 1942 — mars 1951) (опубликовано посмертно в 1964).
- Дневники, март 1951 — декабрь 1959 (фр. Carnets III, mars 1951 — décembre 1959) (опубликовано посмертно в 1989).
- Тетрадь № 7 Март 1951 года — июль 1954 года.
- Тетрадь № 9 Июль 1958 года — декабрь 1959 года.
- Дневник путешествия (фр. Journaux de voyage) (1946, 1949, опубликовано посмертно в 1978).
- В Северной Америке с марта по май 1946.
- В Южной Америке с июня по август 1949[20].
Примечания
- ↑ The Nobel Prize in Literature 1957 . The Nobel Prize. Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ Биография Альбера Камю . РИА новости (7 ноября 2013). Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 King, A. Camus. — Haus Publishing, 2010. — 165 с. — ISBN 9781906598402.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Мартыненко, Кира. 8 цитат из «Записных книжек» Альбера Камю . Arzamas.academy. Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ Камю А. Лето в Алжире // Изнанка и лицо. — М., Харьков: ЭКСМО-Пресс; Фолио, 1998. — 864 с.
- ↑ 6,0 6,1 Кушкин Е.П. Альбер Камю. Ранние годы. — Л.: ЛГУ, 1982. — 180 с.
- ↑ Фокин С.Л. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь.. — СПб.: Издательство «Алетейя», 1999. — 384 с.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Бейквелл С. В кафе с экзистенциалистами. Свобода, бытие и абрикосовый коктейль / перевод с английского И.В. Митрофанова. — М.: Эксмо, 2023. — С. 320. — 416 с. — ISBN 978-5-04-162183-4.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Спесивцев, Егор. Бунтующий человек. Каким был писатель и философ Альбер Камю . Сноб (07.11.2023). Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 Willsher, Kim. Albert Camus will always be the outsider – and I'm proud of that, says the writer's daughter . The Guardian (23 ноября 2013). Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ Willsher, Kim. Albert Camus might have been killed by the KGB for criticising the Soviet Union, claims newspaper . The Guardian (7 августа 2011). Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ Сын Альбера Камю выступил против перезахоронения праха отца . Lenta.ru (24.11.2009). Дата обращения: 20 ноября 2024.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 The Paradoxes of Camus’s Absurdist Philosophy . Stanford Encyclopedia of Philosophy (13 декабря 2021). Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ Camus, A. Essais / R. Quillot and L. Fauçon (eds.). — Paris: Gallimard, 1965.
- ↑ Camus, A. Notebooks 1942–1951. — New-York: Marlowe, 1995.
- ↑ Plutarch. Moralia. Condolence to Apollonius / with an English Translation by. Frank Cole Babbitt. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1928.
- ↑ Jeanson, F. Albert Camus ou le mensonge de l’absurdité // Revue Dominicaine. — 1947. — № 53.
- ↑ Joseph Frank. Camus and the Algerian War // Dissent Magazine. — 1985.
- ↑ Камю, А. Бунтующий человек. — М.: ТЕРРА-книжный клуб, 1999.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 20,3 20,4 Альбер Камю (фр. Albert Camus) . epwr.ru (25 января 2011). Дата обращения: 11 декабря 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 7 ноября
- Родившиеся в 1913 году
- Родившиеся в Мондови
- Умершие 4 января
- Умершие в 1960 году
- Умершие в Вильблевене
- Философы по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Биографии
- Философы
- Награждённые
- Писатели