Ницше, Фридрих

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Фридрих Ницше
нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche
Портрет Фридриха Ницше, 1882; Одна из пяти фотографий фотографа Густава Шульце, Наумбург, сделана в начале сентября 1882 года.Портрет Фридриха Ницше, 1882; Одна из пяти фотографий фотографа Густава Шульце, Наумбург, сделана в начале сентября 1882 года.
Имя при рождении Фридрих Вильгельм Ницше
Дата рождения 15 октября 1844(1844-10-15)
Место рождения Рёккен, Германский союз
Дата смерти 25 августа 1900(1900-08-25) (55 лет)
Место смерти Веймар, Германская империя
Школа/традиция неклассическая немецкая философия
Направление философия жизни
Основные интересы философия, религия, культура, политика, филология
Значительные идеи сверхчеловек «Бог умер» цикличность перспективистский субъективизм ресентимент
Оказавшие влияние

Сократ Платон Аристотель Паскаль Вольтер

Кант Гегель Гёте Шопенгауэр Вагнер
Испытавшие влияние Шпенглер Ортега-и-Гассет Д’Аннунцио Эвола Хайдеггер Камю Батай Юнгер Бенн

Фри́дрих Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15 октября 1844, Рёккен, Германский союз — 25 августа 1900, Ваймер, Германская империя) — немецкий философ, писатель, композитор, филолог, родоначальник европейской «философии жизни»[1].

Биография

Детство

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в маленьком городке Рёккен, неподалеку от Лютцена. Вырос в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше[1]. Два поколения предков Ницше были связаны со священнослужением — со стороны отца и матери деды Фридриха были лютеранскими священниками[2]. Отец Ницше назвал сына Фридрихом в честь короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV[3].

О, октябрь, благословенный месяц, ты всегда приносишь мне радости, но из всех твоих подарков — это самый проникновенный и чудесный: я даю крещение моему первенцу. Сын мой, твоим именем на земле будет Фридрих Вильгельм, в память короля, моего благодетеля, в день рождения которого ты получил жизнь.Карл Людвиг Ницше

Отец Ницше скончался в 1849 году, не дожив до его пятилетия[4]. После смерти отца Ницше воспитывался в Наумбурге на Заале «в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тётки. Позже он стал посещать школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где погрузился в изучение греческой и латинской классики. В лавке старых книг в Лейпциге он однажды случайно обнаружил книгу „Мир как воля и представление“ немецкого философа Артура Шопенгауэра, которая произвела на него сильное впечатление и повлияла на дальнейшее творчество»[5].

Юность

В 1862 году, Ницше, после окончания школы, обучался в Боннском университете на факультете теологии и философии. В школьные годы Ницше мечтал стать пастором, но в годы учёбы в университете его взгляды изменились и он стал атеистом[6].

Ницше учился музыке с 6 лет, когда мать подарила ему рояль, а в 10 лет уже пробовал сочинять. Он продолжал заниматься музыкой в школьные и студенческие годы[7]. В 18641869 годах изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1868 году в 23 номере «Рейнского научного журнала» опубликованы две первые статьи из работы Ницше о Диогене Лаэртском. Кроме Артура Шопенгауэра влияние на творчество Ницше оказала его дружба с Рихардом Вагнером, с которым он познакомился в 1868 году. С 1869 года, в возрасте 24 лет, Ницше приглашён на должность профессора классической филологии в Базельском университете[6].

18 января 1870 года, в Базельской библиотеке, Ницше читает доклад на тему: «Греческая музыкальная драма», 1 февраля 1870 года выступил с докладом: «Сократ и трагедия». Вскоре, в «Рейнском научном журнале» публикуется статья Ницше «Флорентийский трактат о Гомере и Гесиоде»[6].

15 июля 1870 года Ницше подаёт прошение об отпуске и предоставлении ему возможности отправиться на фронт (Франко-Прусская война), где впоследствии принимает участие в качестве санитара[2][6].

В 1872 году произведение «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше устанавливает два типа культуры и два вечных принципа всякого искусства — «дионисовский» (музыкальный) и «аполлоновский» (пластический) — и усматривает в дионисийских оргиях греков проявление плодотворного жизнеощущения, основанного на трагическом приятии нерасчленённой коллективной стихии становления — бессознательной тёмной глубины жизни во всех её проявлениях. Это произведение получило широкий резонанс[2].

В труде «Несвоевременные мысли» (18731876) Ницше делает вывод о непригодности традиционных исторических методов познания, безличной объективности которых и противопоставляет художественный метод познания культуры. В книге «Человеческое, слишком человеческое» (1878—1879) рассматривает тему освобождение личности от традиционных коллективных норм, принципов мышления и отношения к жизни.

Фридрих Ницше, фото 1875

Ницше — пророк и философ

В 1879 году из-за проблем со здоровьем Ницше пришлось оставить службу, в это время он путешествовал по миру в попытках найти климат и ландшафт, наиболее благоприятные для его телесного и душевного самочувствия[2][6].

Летом Ницше обычно проводил время в Швейцарии, в окрестностях горы Санкт-Мориц, а зимой он жил в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло, а также во французской Ницце. Он жил очень бедно, получая пенсию по инвалидности от Базельского университета и финансовую поддержку от своих друзей, так как доходы от публикации произведений были минимальными[6].

В 1882 году пишет книгу «Весёлая наука». С момента написания книги он всё больше осознаёт свою миссию как педагога и терапевта всего человечества. Он осознаёт себя как «человека рока» и «посланца радости»: «Некогда с моим именем будет связано воспоминание о чём-то чудовищном — о кризисе‚ равного которому доселе не бывало на свете‚ о глубочайшей коллизии совести‚ об осудительном приговоре, накликанном на всё‚ во что люди верили‚ к чему стремились‚ что считали святым»[2].

С 1883 года по 1885 год Ницше пишет сочинение Ницше «Так говорил Заратустра». По замыслу автора это произведение должно было стать «новым евангелием» для человечества. Герой книги, прообразом которого послужил древнеиранский пророк Заратуштра (Заратустра), стремится упразднить мораль, унижающую человека, и возвестить новое учение о жизни, заключающее в себе идеи «сверхчеловека», «вечного возвращения» и «воли к власти». Сверхчеловек — следующая ступень эволюции человечества и развития отдельной личности («человек относится к нему так же, как обезьяна относится к человеку»)[2].

Ницше — композитор

В шесть лет мать подарила Фридриху рояль и его начали учить музыке. Ницше был музыкальным ребёнком, в подростковом возрасте показал себя талантливым пианистом. Наиболее продуктивный период в сочинении музыки пришёлся на 18621865 годы[8]. К этому периоду относится создание таких произведений как: «Эрманарих — симфоническая поэма» («Ermanarich — Symphonische Dichtung»), «Венгерский марш» («Ungarischer Marsch»), «Героическая жалоба» («Helden Klage»), «В лунном свете на Пуште» («Im Mondschein auf der Puszta»), «Там ручей протекает» («Da geht ein Bach») и ряд других[9].

Ницше сочинял фортепианные пьесы и вокальную лирику[8]. Музыка Ницше исполнена различными настроениями — от благодушия, мечтательности, печали, религиозной возвышенности до героики, драматизма, монументальной патетики. В общей сложности Ницше написано 73 музыкальных произведения, большинство из них для фортепиано solo или в четыре руки[9]. Ницше является автором музыки к песне «Заклинание» на стихи Александра Пушкина[8].

Последние годы жизни

В своих последних сочинениях («За пределами добра и зла. Пролог к философии будущего» и «К генеалогии морали») Ницше рассматривает роль морали в истории культуры и эволюции человечества, противопоставляя мораль «рабов» и мораль «господ» как выражение двух противоборствующих типов жизни — соответственно нисходящего, с характерными для него подавленной бессильной мстительностью, «пассивным нигилизмом» и «пессимизмом слабости», и восходящего, с присущими ему «активным нигилизмом» и «пессимизмом силы», аристократическим принципом иерархии ценностей, который Ницше сближает с принципом культуры вообще[2].

В конце 1887 года и начале 1888 года написаны произведения «Антихристианин. Проклятье христианству», «Гибель кумиров», «Се человек» Ницше подвёл итог своему становлению как философа и личности. Творческая деятельность Ницше была прервана в начале 1889 года из-за ухудшения его психического состояния. Причина его болезни до сих пор неясна, но существуют несколько версий. Одна из них связывает его состояние с наследственностью, так как его отец также страдал от душевных проблем в конце своей жизни. Философ был отправлен в провинциальную психиатрическую больницу и умер 25 августа 1900 года. Его похоронили в старинной церкви в его родном городе Рёккен[6].

Основные идеи философии Ницше

Ницше оказал огромное и неоднозначное влияние на всю духовную жизнь Европы XX и начала XXI веков. Один из основных мотивов философии Фридриха Ницше заключается в необходимости освободиться от иллюзий и принять ответственность за свою жизнь. Он утверждал, что человек должен стремиться к своему собственному развитию и выражению своей индивидуальности, вместо того, чтобы подчиняться наружным нормам и стандартам. В его уникальной философии жизни (нем. lebensphilosophie) можно выделить три основополагающих концепта: «Воля к власти», «Вечное возвращение того же самого» и «Сверхчеловек».

Ницше считал, что человеческая воля является локальным проявлением всеобъемлющего принципа силовых отношений, именуемого «волей к власти». Он подчёркивал важность овладения собственной волей и возможностью управлять ею, а не подчиняться внешним обстоятельствам. Ницше являлся критиком традиционной морали и религии: он считал, что они ограничивают, утешают и подавляют свободного человека, желающего обрести радость в отведённой жизни. Вместо этого, он предлагал создать новую мораль, основанную на индивидуальной свободе и жизнеутверждающей ответственности[10].

Из собственной онтологии воли к власти Ницше выводил оригинальную концепцию «вечного возвращения». Он утверждал, что всё повторяется в бесконечном цикле и что все события в мире должны происходить именно так, как они происходят, включая нашу собственную жизнь. В движении вечного возвращения Ницше видел способ порывания с устоявшейся оппозицией между свободной волей и предопределенностью. Он воспринимал это как вызов к активному действию, а не к пассивному принятию. Он считал, что человек должен пережить трагическую природу собственного существования, чтобы смочь каждое своё решение и событие жизни соединить с вечностью. Из этого он выводил этику вечного возвращения, согласно которой единственным ценностным ориентиром человека был бы вопрос, является ли тот или иной поступок или предстоящий выбор чем-то, что он готов переживать бесчисленное количество раз?

Ещё одна важная идея, выдвинутая Ницше, — понятие «сверхчеловека», вытекающее из учения о вечном возвращении, и концептуально завершающееся в формуле «amor fati», что в переводе с латинского означает «любовь к судьбе». Он означает принятие своих потерь, ошибок, вредных привычек, внешности, психических и эмоциональных потрясений, но и принятие всего, будь то причина боли или удовольствия. По его мысли, человек, принявший идею вечного возвращения, необходимо превзойдёт свои ограничения и слабости, достигнув статуса «сверхчеловека». Сверхчеловек, по мнению Ницше, обладает силой и свободой, позволяющими ему создавать свой уникальный мир и собственный смысл жизни внутри круга вечного возвращения[11].

Полное собрание произведений переведённое на русский язык

  • «Рождение трагедии»;
  • «Гомер и классическая филология»;
  • «Греческая музыкальная драма»;
  • «Сократ и трагедия»;
  • «Дионисийское мировоззрение»;
  • «Сократ и греческая трагедия»;
  • «Пять предисловий к пяти ненаписанным книгам»;
  • «Философия в трагическую эпоху греков»;
  • «Давид Штраус — исповедник и писатель (Несвоевременные размышления I)»;
  • «О пользе и вреде истории для жизни (Несвоевременные размышления II)»;
  • «Шопенгауэр как воспитатель (Несвоевременные размышления III)»;
  • «Рихард Вагнер в Байрейте (Несвоевременные размышления IV)»;
  • «Лекции о будущности наших образовательных учреждений»;
  • «Об истине и лжи во вненравственном смысле»;
  • «Призыв к немцам»;
  • «Человеческое слишком человеческое. Книга для свободных умов. Том первый»;
  • «Человеческое слишком человеческое. Книга для свободных умов. Том второй»;
  • «Утренняя заря»;
  • «Веселая наука»;
  • «Мессинские идиллии»;
  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»;
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»;
  • «К генеалогии морали»;
  • «Случай Вагнера»;
  • «Сумерки идолов, или Как философствуют молотом»;
  • «Антихрист: Проклятие христианству»;
  • «ECCE HOMO. Как становятся собою»;
  • «Дионисовы дифирамбы»;
  • «Ницше contra Вагнер. Из досье психолога»;
  • «Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей»;
  • «Черновики и наброски 1869—1873»[12].

Идеи Ницше в литературе и философии

Идеи Ницше оставили глубокий след в литературе и философии XX века[13].

В литературе

  • Людмила Артамошкина — «Образ Ницше в русской культуре».
  • Юрий Кувалдин — «Так говорил Заратустра».
  • Стенли Вейнбаум — «Нулевое кольцо, Новый Адам».
  • Александр Нехамас — «Ницше: Жизнь как литература».
  • Владимир Ермолаев — «Семь дней с Заратустрой».
  • Неля Кутеева — «Полемика с ницшеанской идеей сверхчеловека в романе Джека Лондона „Маленькая хозяйка большого дома”».
  • Дмитрий Шукуров, Мария Красильникова — «Ницшеанский миф и кризис ницшеанства в творчестве Д. С. Мережковского: на примере трилогии «Христос и Антихрист».
  • Салтанат Макашева — «Идеи Ф. Ницше в творчестве М. Цветаевой».
  • Вячеслав Фаритов — «Философские аспекты времени и пространства в творчестве А. С. Пушкина, Пушкин и Ницше: перспективы сравнительного литературно-философского исследования», «Философия времени и земли в лирике Максимилиана Волошина», "Нильс-ницшеанец. Ницшеанские мотивы сказки С. Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции».
  • Валерий Компанеец, Степаненко К. А. «Философия Фридриха Ницше и русский футуризм».
  • Герман Гессе — "Последние страницы романа «Игра в бисер».
  • Даниэль Лезюэр — «Ницшеанка».
  • Л. Онерва — «Рецепция Фр. Ницше в финской литературе начала XX века».
  • Феано — «Море Ницше».
  • Яковлев Д. Е. — «Ницше и Уайльд (Путь эстетизма)».
  • Золкина С. Е. — «Парадоксы символизма: философия Ф. Ницше в творчестве Андрея Белого».
  • Анатолий Ливри «Физиология сверхчеловека», «Набоков ницшеанец», «Ницше в будуаре Сент-Анж» (Ницше и Сад), «Мандельштам в пещере Заратустры».
  • Михайловский А. В. — «Поэт возвращения (О Фридрихе Юнгере)».
  • Павлова Н. — «Уроки Музиля».
  • Дмитрий Фьюче — «О „духовном родстве“ Ницше и Достоевского».
  • Дмитрий Фьюче — «Феномен Ницше», «Ницше „У“ Пелевина».
  • Рэй Брэдбери — «Превращение».
  • Ирвин Ялом — «Когда Ницше плакал».
  • Генри Миллер — «Глава 17 из книги Плексус».
  • Леонид Андреев — «Рассказ о Сергее Петровиче».
  • Ольга Еремеева — «Мифопоэтика творчества Джима Моррисона».
  • Анатолий Лернер — «Симфония Ницше».
  • Алан Жуковский — «Рецепция Ницше в США», «Осмысление наследия Ф. Ницше в творчестве Т. С. Элиота».
  • Олег Цендровский — «Философия Антуана де Сент-Экзюпери: опыт реконструкции».
  • Ирина Скоропанова — «М. Цветаева и Ф. Ницше».
  • Кищук Ю. В. — «Философия Ф. Ницше и её влияние на культуру XX века».
  • Пётр Успенский — «Странная жизнь Ивана Осокина».
  • Валерий Шлыков — "Сверхчеловек Лето Второй и его Золотой Путь в эпопее Фрэнка Герберта «Хроники Дюны».
  • Андрей Бычков — «Лучше Ницше, чем никогда».
  • Перепечина А. С., Матюшова М. П. — «Фридрих Ницше и Кнут Гамсун: аполлонийское и дионисийское в творчестве».
  • Адыева Н. И. — «Реализация образа „сверхчеловека“ в ранних реалистических рассказах М. Горького».
  • Николай Мурзин — «Ницшеанство Горького: сверхчеловек между прозой и поэзией».
  • Беляев Д. А. — «Идея сверхчеловека в творчестве М. Горького».
  • Лисовская Г. К. — «Идеи философии Фридриха Ницше в творчестве Каллистрата Жакова».
  • Богданова О. В. — «Ревизия Ницше в „Старухе Изергиль“ М. Горького».
  • Семенова А. Л. — «Максим Горький: от Ницше к Марксу».

Западная философия

Русская философия

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 Фридрих Ницше — биография, книги, отзывы, цитаты. livelib. Дата обращения: 7 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Ницше Фридрих. БРЭ. Дата обращения: 5 июня 2024.
  3. Даниэль Галеви. «Жизнь Фридриха Ницше». nietzsche.ru. Дата обращения: 19 мая 2024.
  4. Фридрих Ницше. Биография.. РИА Новости (15-10-2014). Дата обращения: 7 мая 2024.
  5. Море Ницше. philosophystorm.org. Дата обращения: 5 июня 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Биография Ницше | Краткая биография. nietzsche.ru. Дата обращения: 7 мая 2024.
  7. Фридрих Ницше философ, критик, филолог, композитор. proza.ru. Дата обращения: 6 июня 2024.
  8. 8,0 8,1 8,2 Аствацатуров А. Г. Какую музыку любил и сочинял Ф. Ницше? // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. — 2015. — № 1.
  9. 9,0 9,1 Великий философ Фридрих Ницше был композитором?. Thecellist.ru. Дата обращения: 7 июня 2024.
  10. Фридрих Ницше: философ, который свёл себя с ума. pravoslavie.ru. Дата обращения: 6 июня 2024.
  11. Философия жизни. Wayback Machine. Дата обращения: 7 мая 2024.
  12. Ницше Ф. Полное собрание сочинений. Фридрих Ницше - 6000 футов над уровнем человека. Дата обращения: 10 мая 2024.
  13. Влияние Ницше. nietzsche.ru. Дата обращения: 19 мая 2024.


Ссылки

Фридрих Ницше — 6000 футов над уровнем человека

Фридрих Ницше: Философ, который свел себя с ума / Православие.Ru