Онтология
Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — раздел философии, исследует основные принципы конструкции бытия, его источники, сущностные формы, свойства и категории. Фокус онтологии — это само бытие или существование в себе, независимо от субъекта и его деятельности, (от греческого δντος — сущее, бытие) есть наука о бытии, теория бытия[1]. Это содержание проявляется через такие категории, как то, что является и то, что не является, возможное и невозможное, определённое и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и истина, а также через понятия пространства, времени, движения, формы, возникновения, происхождения, перехода и других[1].
Возникновение термина
Термин «онтология» был введён в философский оборот в начале XVII века и происходит от греческих слов «ὤν» (on) — «сущее» и «λόγος» (logos) — «учение» или «знание». Первое упоминание этого термина связывают с работами немецких философов: Рудольфа Гоклениуса и Якоба Лоргарта. Гоклениус использовал термин в своей работе Lexicon philosophicum (1613), а Лоргарт включил его в заголовок своего труда Ontologia sive de ente (1606)[2].
Основная цель введения нового термина заключалась в том, чтобы обозначить отдельную дисциплину, изучающую наиболее общие свойства и категории бытия. Хотя вопросы, которые ныне относят к онтологии, существовали задолго до XVII века и обсуждались в философии с древности, в частности в трудах Парменида, Платона и Аристотеля, они не были выделены в качестве самостоятельного раздела философии.
Таким образом, термин «онтология» возникает в период систематизации философского знания в эпоху Нового времени, когда философы стремились упорядочить и четко разграничить различные области исследований[2].
Теория онтологии
Онтология изучает, что значит существовать, какие сущности существуют, каковы их свойства и взаимосвязи. Фундаментальные вопросы онтологии касаются природы реальности: что существует и какова структура бытия[3]?
Первоначальные онтологические вопросы возникли в античной философии. Древнегреческие мыслители, такие как Парменид и Гераклит, обсуждали природу сущего. Парменид утверждал, что бытие едино, неизменно и неподвижно, в то время как Гераклит настаивал на первенстве изменения и движения, утверждая, что «все течет». Эти противоположные взгляды задали основу для последующих философских споров о природе бытия[4].
Аристотель внес значительный вклад в развитие онтологии, систематизировав категории сущего в своем труде «Метафизика». Он выделял «сущность» (οὐσία) как основную категорию бытия и стремился классифицировать различные типы существующих объектов, разделяя их на субстанции и акциденции. Аристотель также ввел понятие «первичной сущности» как того, что существует само по себе, и «вторичной сущности» — как свойств и атрибутов, которые зависят от первичной сущности[5].
В средневековой философии онтология была тесно связана с теологией. Аврелий Августин и Фома Аквинский пытались синтезировать христианское учение с античной философией. Фома Аквинский, например, использовал аристотелевские концепции для обоснования существования Бога как необходимой сущности. Его онтологические рассуждения были направлены на доказательство того, что Бог — это «чистое бытие» (ipsum esse subsistens), сущность, существующая независимо и безусловно. В этот же период развивается спор о природе универсалий (общих понятий). Реалисты, такие как Ансельм Кентерберийский, считали, что универсалии существуют реально, в то время как номиналисты (например, Уильям Оккам) полагали, что они существуют лишь как имена для конкретных объектов[6].
С наступлением Нового времени онтологические вопросы приняли новый характер под влиянием научных открытий. Рене Декарт, например, ввел разделение на две основные субстанции: протяженность (материю) и мышление (дух). Это разделение на тело и душу стало ключевым моментом для дальнейших обсуждений онтологии в рационалистской и эмпирической традициях[7].
Готфрид Вильгельм Лейбниц развил учение о монадах — неделимых, вечных субстанциях, которые являются элементарными единицами реальности. Монады существуют независимо друг от друга и отражают всю Вселенную, что Лейбниц назвал «предустановленной гармонией». Это учение представляет собой попытку объединить онтологию с метафизикой и объяснить природу связи между душой и телом[7].
Иммануил Кант радикально пересмотрел классическую онтологию, предложив разделение между «вещью в себе» (noumenon) и «вещью для нас» (phenomenon). Он утверждал, что наше знание ограничено феноменальным миром, тогда как ноуменальная реальность остается недоступной. Это привело к сужению онтологических исследований, ограничивающих обсуждение сущего до того, что может быть познано[7].
В XX веке онтология получила новое развитие в контексте феноменологии, экзистенциализма и аналитической философии. Мартин Хайдеггер в своем фундаментальном труде «Бытие и время» вновь поднимает вопрос о смысле бытия, критикуя традиционную метафизику за забвение вопроса о бытии. Хайдеггер вводит понятие «Dasein» — существа, которое осознает своё существование и обладает экзистенциальными характеристиками. Его онтология ориентирована на анализ человеческого бытия, его временности и конечности.
Жан-Поль Сартр развил идеи экзистенциалистской онтологии, полагая, что «существование предшествует сущности», что означает, что человек сначала существует, а затем определяет свою сущность через выборы и действия. В его работе «Бытие и ничто» Сартр исследует проблему свободы и ответственности человека в мире, где не существует заранее заданных сущностей или целей[8].
В аналитической философии Уиллард Ван Орман Куайнн подверг пересмотру традиционные онтологические понятия, выступая с критикой платоновской онтологии. Он предложил эмпирически обоснованный подход к проблеме существования и утверждал, что вопросы онтологии следует решать на основании научных теорий и логического анализа[8].
Современные онтологические исследования включают широкий спектр проблем, связанных с естественными науками, искусственным интеллектом и информационными технологиями. Например, онтологии в компьютерных науках используются для структурирования и классификации данных, что создает новые аспекты изучения сущего в цифровом мире. Современные онтологи, такие как Грэм Харман и другие представители спекулятивного реализма, обсуждают вопросы бытия вне зависимости от человеческого восприятия, утверждая, что реальность существует независимо от нашего понимания её[9].
Таким образом, онтология продолжает оставаться одной из центральных областей философии, исследующей фундаментальные вопросы о том, что значит существовать, какова природа бытия и какие структуры организуют нашу реальность[9].
Ведущие учены и их труды
Античность
- Парменид (ок. 515—450 гг. до н. э.) — один из первых философов, кто рассматривал проблему бытия в своем труде «О природе». Он утверждал, что бытие едино, неизменно и вечно, а любое изменение и многообразие — это иллюзия[10].
- Платон (427—347 гг. до н. э.) развивал идеи Парменидa, утверждая существование мира идей, который представляет собой подлинную реальность, тогда как материальный мир — лишь его отражение. Его основные работы, касающиеся онтологии, — «Государство» и «Софист», где он обсуждает природу идей (форм), их отношение к материальному миру и возможность постижения сущего[11].
- Аристотель (384—322 гг. до н. э.) стал одним из главных основателей онтологии как дисциплины. В его труде «Метафизика» он развил учение о сущностях, субстанциях и акциденциях. Аристотель выделял «сущность» как основную категорию бытия, разделяя её на первичную (конкретные объекты) и вторичную (свойства и атрибуты). Его система оказала огромное влияние на дальнейшее развитие философии[12].
Средние века
- Фома Аквинский (1225—1274) предложил свою версию христианской онтологии, обобщив аристотелевские идеи с христианским учением. В его труде «Сумма теологии» он утверждал, что Бог является необходимой сущностью, а все остальные сущности зависят от Него. Фома развил концепцию «акта бытия» (esse), согласно которой сущность и существование в конечных сущностях различны, тогда как в Боге они совпадают[13].
- Ансельм Кентерберийский (1033—1109), известен своим онтологическим доказательством существования Бога, изложенным в трактате «Прослогион». Он утверждал, что если мы можем помыслить высшее существо (Бога), то оно должно существовать, потому что несуществование такого существа было бы противоречием[14].
Новое время
- Рене Декарт (1596—1650) стал важной фигурой в философии, предложив разделение реальности на две субстанции: мышление (дух) и протяженность (материю). В своей работе «Размышления о первой философии» (1641) он развивал дуалистическую онтологию, ставя под сомнение мир чувств и настаивая на рациональном понимании сущности бытия[15].
- Бенедикт Спиноза (1632—1677), напротив, выступал против дуализма Декарта. В своём труде «Этика» (1677) он утверждал, что существует только одна субстанция — Бог или природа, а все остальные сущности являются модусами этой субстанции. Онтология Спинозы — это пантеизм, в котором Бог и природа идентичны, а все существующее является проявлением одной субстанции[16].
- Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) предложил оригинальное учение о монадах в своем труде «Монадология» (1714). Монады — это неделимые, нематериальные субстанции, каждая из которых отражает Вселенную. Лейбниц рассматривал монады как фундаментальные элементы реальности, действующие независимо друг от друга, но гармонизированные Богом[17].
- Иммануил Кант (1724—1804) предложил новый взгляд на онтологию, радикально пересмотрев её основы. В работе «Критика чистого разума» (1781) Кант утверждал, что мы можем познавать только явления (феномены), а «вещь в себе» (ноумен) остается недоступной для познания. Его трансцендентальная философия поставила под сомнение возможность непосредственного постижения бытия, акцентируя внимание на условиях познания[18].
Современное время
- Мартин Хайдеггер (1889—1976) в своем труде «Бытие и время» (1927) предложил пересмотр традиционной онтологии. Он утверждал, что философия забыла основной вопрос о смысле бытия и сосредоточилась на сущностях. Хайдеггер исследовал бытие человека, вводя понятие Dasein — «бытие-в-мире», описывающее уникальную природу человеческого существования[19].
- Жан-Поль Сартр (1905—1980), развивая идеи экзистенциализма, в своей работе «Бытие и ничто» (1943) рассматривал проблему свободы и ответственности человека. Онтология Сартра базируется на утверждении, что «существование предшествует сущности», и что человек сам создаёт свою сущность через действия и выборы в мире без заранее заданной структуры[20].
- Уиллард Ван Орман Куайн (1908—2000) предложил новый подход к вопросам онтологии. В своей работе «О чём идёт речь?» (1948) он критиковал традиционные онтологические построения, предлагая эмпирически ориентированную онтологию, основанную на научных и логических принципах[21].
- Алексей Фёдорович Лосев (1893—1988) он развивал свою философию в контексте античной философии, философии символов и мифологии. В своем труде «Диалектика мифа» (1930) он предложил уникальную концепцию мифа как особой онтологической формы. Лосев утверждал, что миф есть форма абсолютного бытия, которая отражает глубинные структуры реальности. Он также рассматривал онтологические аспекты символов и числа в таких работах, как «Философия имени» (1927) и «Античный космос и современная наука» (1927), где развивал идеи о том, как миф, имя и числа отражают структуру бытия[22].
- Эвальд Васильевич Ильенков (1924—1979) был одним из самых ярких советских философов, чей вклад в онтологию оказался особенно значимым в рамках марксистской традиции. В своих работах, таких как «Диалектическая логика» (1974) и «Космология духа» (1964), Ильенков развивал идеи диалектического материализма, акцентируя внимание на категории материи и сознания. Он утверждал, что сознание не существует вне материальных процессов, и подчеркивал роль активного человеческого разума в познании реальности. Его идеи оказали влияние на развитие материалистической онтологии в СССР, где акцент делался на социальную и историческую детерминированность бытия[23].
- Грэм Харман (род. 1968), представитель спекулятивного реализма, предложил «объектно-ориентированную онтологию», утверждая, что реальность состоит из объектов, существующих независимо от человеческого восприятия. Его работа «К объектно-ориентированной философии» (2018) внесла значительный вклад в обсуждение онтологических вопросов в современных контекстах[24].
Метаонтология
Метаонтология — это раздел философии, занимающийся изучением природы, статуса и структуры онтологии как дисциплины. Иными словами, метаонтология исследует сами вопросы о существовании и категориях бытия, которые обсуждаются в рамках онтологии, но делает это на более высоком уровне абстракции[25].
Если онтология занимается вопросами типа «Что существует?» или «Какие сущности составляют мир?», то метаонтология обращается к вопросам вроде[25]:
- Что мы вообще подразумеваем, когда спрашиваем «что существует»?
- Какова природа понятий существования и бытия?
- Какие критерии можно использовать для различения существующего и несуществующего?
- Как следует трактовать различные онтологические обязательства?
Метаонтологический анализ помогает определить, какими методами можно подходить к решению онтологических вопросов, и критически оценивает допустимость тех или иных онтологических теорий. Это область, где границы между философией языка, логикой и метафизикой начинают смещаться, поскольку метаонтология часто задействует семантические и логические аспекты для анализа вопросов бытия[25].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Онтология – Гуманитарный портал . gtmarket.ru. Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Значение онтологии. Краткая характеристика онтологии . optolov.ru. Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Онтология . Большая российская энциклопедия (19 июня 2023). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Романенко Юрий Михайлович. Событие античной онтологии в исторической перспективе. Такт первый: досократики — софисты — сократ // Terra Linguistica. — 2017. — Т. 8, вып. 2. — С. 41–51. — ISSN 2687-0525.
- ↑ S. Marc Cohen, C. D. C. Reeve. Aristotle’s Metaphysics (англ.). — 2000-10-08.
- ↑ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОГА В ФИЛОСОФИИ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА И ФОМЫ АКВИНСКОГО - Студенческий научный форум . scienceforum.ru. Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 История западной философии. Часть 2. Новое время. Современная западная философия, §3. Рене Декарт - Виктор Петрович Лега - читать, скачать . azbyka.ru. Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ 8,0 8,1 Аналитическая философия . Большая российская энциклопедия (1 июня 2022). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ 9,0 9,1 Лазуткина В.с, Климов А.а, Куприяновский В.п, Намиот Д.е, Покусаев О.н. Онтологии больших данных, машинного обучения и искусственного интеллекта на цифровой железной дороге // International Journal of Open Information Technologies. — 2019. — Т. 7, вып. 5. — С. 75–88. — ISSN 2307-8162.
- ↑ Парменид из Элеи . Большая российская энциклопедия (1 июля 2022). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Платон (античный философ) . Большая российская энциклопедия (2 февраля 2023). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Аристотель . Большая российская энциклопедия (9 декабря 2022). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Вера Евгеньевна Ковревская. Проблема бытия в философии Фомы Аквинского (рус.). — 2009.
- ↑ Ансельм Кентерберийский . Большая российская энциклопедия (7 марта 2023). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Gary Hatfield. René Descartes (англ.). — 2008-12-03.
- ↑ Спиноза Бенедикт . Большая российская энциклопедия (3 августа 2022). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Монадология Готфрида Лейбница, философский персонализм и богословие личности - епископ Кирилл и епископ Мефодий (Зинковские) - читать, скачать . azbyka.ru. Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Кант Иммануил . Большая российская энциклопедия (1 июня 2022). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ «Бытие и время» . Большая российская энциклопедия (23 мая 2022). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Сартр Жан-Поль . Большая российская энциклопедия (1 июля 2022). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Химма Кеннет Эйнар. ЭТА ДОГМА ВСЕ ЕЩЕ КУСАЕТСЯ: АНАЛИТИЧНОСТЬ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ФИЛОСОФИИ ПРАВА // Правоведение. — 2016. — Вып. 1 (324). — С. 26–45. — ISSN 2658-6037.
- ↑ Лосев Алексей Фёдорович . Большая российская энциклопедия (9 ноября 2022). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Осипов Игорь Дмитриевич. Экзистенциальная диалектика Эвальда Ильенкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. — 2013. — Вып. 4. — С. 29–34. — ISSN 2658-6029.
- ↑ Объектно-ориентированная онтология. Грэм Харман — SPECTATE — Вебзин о современном искусстве. Эссе, подкасты, рецензии на выставки, переводы важных текстов об искусстве (рус.) ?. SPECTATE (24 ноября 2019). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ 25,0 25,1 25,2 Анисов Александр Михайлович. Формальная метаонтология // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. — 2017. — Т. 21, вып. 2. — С. 166–178. — ISSN 2313-2302.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |