Феноменология

Материал из «Знание.Вики»
Горение — это наблюдаемое явление или событие, и оно же — феномен.

Феноменоло́гия — учение о феноменах, одно из основных направлений в философии и культуре начала XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт[1]. Как философское направление феноменология связана с именем Эдмунда Гуссерля, непосредственные его предшественники — Франц Брентано и Карл Штумпф. Исходный пункт феноменологии — книга Франца Брентано «Психология с эмпирической точки зрения» 1874 года и книга Гуссерля «Логические исследования», в двух томах[2] . Ядро феноменологии — идея интенциональности и учение о времени.

История и общие черты феноменологического движения

Феноменология представляет собой широкое философское движение, в котором ещё с раннего его периода возникают тенденции, несводимые к философии Гуссерля: учения Макса Шелера и Мартина Хайдеггера, работы мюнхенской группы феноменологов: Йоханнес Дауберт, Адольф Райнах, Александр Пфендер и другие, исходный пункт «реалистической феноменологии», которая, в свою очередь, обнаруживает как тенденцию, близкую к аналитической философии Roderick Chisholm, Guido Küng, Daniel Münch, Robert Sokolowski и другие, так и тенденцию, близкую к традиционной метафизике Дитрих фон Гильдебранд, Йоханнес Зайферт и другие[2].

Главные моменты эволюции феноменологии: 

  • возникновение многообразных её интерпретаций и противостояние основных её вариантов — учений Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера.

Применение феноменологического метода в:

В 2002 году была создана международная Организация феноменологических организаций. Отличительные черты феноменологической практики — нацеленность на вскрытие и приведение к непосредственной очевидности тех пластов нашего опыта, которые в обыденной жизни остаются незримыми[4].

Зачатки феноменологии можно найти в философии Локка, который утверждал о существовании очевидных истин. Однако, наиболее активно феноменология себя проявила в начале ХХ века, работами известных немецких классиков, представителей знаменитых Геттингенской и Мюнхенской школ. Классическая феноменология призвана рассмотреть проблемы самосознания и рефлексии, проблемы описания различных форм и уровней деятельности сознания. Феноменология является одной из наиболее популярных систем познавания мира. Её представители, великие философы — классики, такие как Франц Брентано, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер и другие. Именно в их работах встречаются основные понятия феноменологии. Феноменологическая практика находит своё применение не только в философии, но и в психологии, психиатрии, социологии, исторических науках, искусствоведении, других дисциплинах[5].

Основные методы феноменологии

Феноменологический метод — это выявление и описание поля непосредственной смысловой сопряженности сознания и предмета, поля, горизонты которого не содержат в себе скрытых, непроявленных в качестве значений сущностей. У Гуссерля взаимная несводимость сознания и мира выражается в различии трех видов связей: — между вещами (предметами и процессами внешнего мира), — между психическими актами и состояниями и между значениями. Связь значений — идеальная, а не дедуктивно — или индуктивно — логическая, она дана только в описании как процесс смыслоформирования. Сознание в своей сущности принципиально непредметно, оно не может быть представлено как объект, причинно определяемый или функционально регулируемый[6]. Сознание обнаруживает себя как направленность на предмет, это и есть значение, как бытие осознанности, но не как осознанная предметность. Эдмунд Гуссерль показывает, что:

  1. То, о чём говорится, не тождественно тому, что говорится, утверждается — как в отношении материальных, так и идеальных предметов, например, равноугольный и равносторонний треугольник, то есть один и тот же предмет имеет разные значения;
  2. Переживание значения возможно вне коммуникации — в индивидуальной, или «одинокой», душевной жизни, а следовательно, языковое выражение не тождественно значению, знак — лишь одна из возможностей (наряду с созерцанием) осуществления, или наполнения, значения;
  3. Нет равенства между значением и наглядным образом: нет образа значения, есть образ предмета и значение образа.

У Мартина Хайдеггера различие не — предметного и предметного — это различие бытия и сущего, эти различия преломляются как: 

  • «бытие — сущее»;
  • язык как дом бытия — язык как средство общения;
  • художественное творение — эстетическое переживание[7].

У Жан-Поля Сартра бытие в человеческой реальности проявляется через три формы: «бытие-в-себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого». Это три стороны единой человеческой реальности, разделяемые лишь в абстракции. Возражая Хайдеггеру, Сартр заявляет, что человеческое бытие и экзистенцию с самого начала надо описывать, имея в виду сознание, ибо сознание есть мера человеческого бытия[8].

У Мориса Мерло-Понти — «невидимого» и «видимого». Невозможно, полагает Мерло-Понти, представить себя просто кусочком мира, только объектом биологических, психологических и социологических исследований. Для Мерло-Понти источник смысла — в человеческом одушевленном теле и поле восприятия, «между» сознанием и миром[9].

Взаимосвязь непредметности сознания и взаимной несводимости сознания и мира выражается в фундаментальных для Феноменологии различиях: значение — предмет, значение — знак, значение — образ, или наглядное представление[10].

Интенциональность — как основная идея феноменологии Гуссерля

Эдмунд Гуссерль (1859—1938)
Эдмунд Гуссерль (1859—1938)

Эдмунд Гуссерль родился в Моравии. В Берлине он изу­чал математику, защитив диплом, отправился в Вену слушать лекции Брентано. Уже будучи автором «Философии арифметики», Гуссерль с 1901 году — профессор Геттингенского университета[11]. Среди его работ широко известны следующие:

Около сорока пяти тысяч страниц гуссерлианского архива были спасены бельгийским священником Германном ван Бреда от нацистов[12].

Интенциональность — фундаментальная характеристика феноменологии, исследующей типические модусы являемости феноменов в сознании[13].

Интенциональность — это, прежде всего, теоретико-познавательный принцип, выражающий ориентацию, с одной стороны, на объективное значение феноменов, а с другой стороны — на интенцию субъекта. Интенциональность, по Эдмунду Гуссерлю, становится фундаментальной структурой сознания, лежащей глубже каких-либо определённых, ограниченных переживаний[14].

Если сознание — это всегда знание о чём — то, о чём я думаю, значит, говорит Гуссерль, несовпадение субъекта и объекта дано нам непосредственным образом. Субъект — я, способный ощущать, судить, воображать. Объект — манифестация этих актов: мыслей, образов, воспоминаний. Поэтому необходимо отличать являемость объекта от самого объекта. Если верно, что познанное — это явленное, то также верно, что из видимого живо лишь то, что ясно проявлено. Процесс познания Гуссерль называет «noesis», а то, о чём мы знаем — «noema», среди которых различают факты и сущности[15].

Сознание, таким образом — интенционально. Психические акты характеризуются привязкой к некоему предмету: видеть цветные предметы, но не видеть ощущений цвета. Это не означает, что перед нами — реальность. Сознание отсылает к другому, но это не значит, что другой существует помимо меня. Интенциональность сознания оставляет неразрешимым спор между идеализмом и реализмом. Для феноменолога важно описать пределы такой явленности, что действительно явлено сознанию. Речь не идёт о «кажимости», противопоставленной «вещи в себе». Гуссерль считает необходимым выделить из явления сознания феномен сознания, то есть сознание подвергается феноменологической редукции и появляется чистое сознание, которое интерпретируется как смыслообразование. Таким образом понимаемое сознание и конституирует предмет науки[16]. Вывод Гуссерля таков: начало всех начал — интуиция[17].

Всякая интуиция, изначально конкретизированная, по праву является источником познания. Всё, что предлагается нам в интуиции первичным образом, должно принять таким, как есть…Эдмунд Гуссерль

Трудно отрицать, что феноменология оказала заметное влияние на развитие психологии, антропологии, психиатрии и гуманитарное знание в целом. Феноменология есть первая философия, оставляющая человеку свободу выхода к новым горизонтам. Феноменологическая редукция не может быть завершена, так как её смысл в постоянном возобновлении[16].

Понятие жизненного мира

Мир является последним и необходимым условием обращения к предметам в познании. Понятие мира, первоначально в форме «естественного понятия мира», а затем, как «жизненный мир» является отдельной и большой темой феноменологии. К этой теме обращались Мартин Хайдеггер — «бытие-в-мире» и понятие мирности мира, Морис Мерло-Понти — «бытие-к-миру», Арон Гурвич с его проектом мира доксы и эпистемы, Альфред Шюц с его проектом феноменологически — социологического исследования построения и устройства социального мира. Понятие «жизненного мира» вошло сегодня в обиход не только феноменологически ориентированной философии, но и философии коммуникативного действия, аналитической философии языка, герменевтики[5].

В феноменологии Гуссерля понятие «Жизненного мира» тесно связано с интерсубъективность, телесностью, опытом чуждого и телеологией разума. Первоначально мир выступает самым общим коррелятом сознания или самой обширной его предметностью. Это, с одной стороны, мир науки и культуры, с другой — основание научного представления о мире[18]. Мир находится между его субъектами, выступая средой их жизненного опыта и придавая этому жизненному опыту определённые формы. Интерсубъективность есть условие возможности мира, как и условие объективности всякого знания, которое в «жизненном мире» из моего, субъективного, превращается в принадлежащее всем — объективное. Феноменология превращается в исследование и описание превращения мнений в знания, субъективного в объективное, моего в общезначимое[3].

Размышления позднего Гуссерля о «жизненном мире» связывают воедино все его проекты феноменологии. В рамках «жизненного мира» и его генезиса разворачивается тело самого разума, первоначально имеющего форму наукоучения. Феноменология, описывая двойственный характер «жизненного мира», как основания всякого знания и горизонта всех его возможных модификаций, кладет в его основание двойственность самого сознания, которое всегда исходит из чего-то ему чуждого и с необходимостью его полагает.

Современный феноменолог Бернхард Вальденфельс считает, двойственность сознания является констатацией отличий меня от другого и предпосылкой существования многомерного и неоднородного мира, в котором выстраивание отношения к чуждому моей самости выступает предпосылкой этики. Феноменология в форме феноменологии этики — это описание многообразных форм соотношения меня и другого, принадлежащего и чуждого моей самости. Такая феноменология — есть одновременно и эстетика, и философия повседневной и политической жизни, в которой эти формы воплощены[19].

Литература

Классики феноменологии

  1. Гуссерль Э. Логические исследования. Т.1. — СПб., Перевод Э. А. Бернштейн под ред. С. Л. Франка, Новая редакция Р. А. Громова, М.: Академический Проект, 2011. — 253 с.;
  2. Гуссерль Э. Логические исследования. Т.2. — М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001. — 576 с.;
  3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. — М.: Академический Проект, 2009. — 489 с.;
  4. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология Спб.: Владимир Даль, 2004. — 400 с.;
  5. Брентано Б. Психология с эмпирической точки зрения — М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1996. — 176 с.;
  6. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В. В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503 с.;
  7. Шпет Г. Г. Явление и смысл (Феноменология как основная наука и её проблемы). М.: Гермес, 1914. 219 с.;
  8. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия (1945) / Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. — СПб.: Ювента; Наука, 1999. — 602 с.

О феноменологии

  1. Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля / Пер. А. Денежкина, В. А. Куренного. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
  2. Херрманн Ф. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Минск: Изд-во ЕГУ ЗАО «Пропилеи», 2000. — 192 с.
  3. Мотрошилова Н. В. Идеи Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М.: Феноменология-Герменевтика, 2003. — 720с.
  4. Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. — 456 с.
  5. Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. — Зинатне Рига, 1981. — 229 с.

Примечания

  1. Феноменология — Социологический словарь. Большой толковый социологический словарь (1999). Дата обращения: 30 июля 2023.
  2. 2,0 2,1 Феноменология — Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Философия. Дата обращения: 30 июля 2023.
  3. 3,0 3,1 Новейший философский словарь (А.А. Грицанов, 1999). ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. Философия. Дата обращения: 30 июля 2023.
  4. Третьяк Леонид Леонидович - Клиническая феноменология. Профессиональная мастерская Леонида Третьяка. Дата обращения: 30 июля 2023.
  5. 5,0 5,1 Феноменология, Райнах Адольф, Шелер Макс, Хайдеггер Мартин, Мерло-Понти Морис, Альфред Шюц. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 30 июля 2023.
  6. Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин). Феноменология. Философия. Дата обращения: 30 июля 2023.
  7. Феноменология — Департамент философии. МФТИ — Московский физико-технический институт. Дата обращения: 30 июля 2023.
  8. А. Зарубин. Философия Жана Поля Сартра | noblit.ru. noblit.ru | Лауреаты Нобелевской премии по литературе (27 апреля 2006). Дата обращения: 30 июля 2023.
  9. Феноменология. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий». Дата обращения: 30 июля 2023.
  10. Phenomenology (Stanford Encyclopedia of Philosophy) (англ.). Stanford Encyclopedia of Philosophy (16 ноября 2003). Дата обращения: 30 июля 2023.
  11. В.О. Голубин цев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 502 с.
  12. Феноменология: Феноменология как философское направление связано с име­нем Эдмунда. Философский портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
  13. Интенциональность. Philosophy.ru. Стэнфордская философская энциклопедия: переводы избранных статей. Московский центр исследования сознания при философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова (Пьер Джакоб). Дата обращения: 30 июля 2023.
  14. Терентьева К.А. Интенциональное сознание | Anthropology. Научная конференция к 60-летию философского факультета СПбГУ, 21 ноября 2000 г. Материалы работы секции молодых учёных «Философия и жизнь» Санкт-Петербург. Anthropology | web-кафедра философской антропологии. Дата обращения: 30 июля 2023.
  15. Западная философия от истоков до наших дней. Гуссерль Эдмунд. Философия. Дата обращения: 30 июля 2023.
  16. 16,0 16,1 Д. А. Башков. «Paradigma». Журнал сравнительной философии. ||Д. А. Башков. Заметки по феноменологии.. paradigma. Дата обращения: 30 июля 2023.
  17. Джованни Реале, Дарио Антисери, Перевод С. Мальцевой. История философии. Лекции Соловьевой С.В. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — ТОО ТК «Петрополис» Санкт-Петербург, 1997. — 336 с. — ISBN isbn = 88-350-7271-9, ББК 87.3.-4Ит.
  18. Феноменология - течение западной философии 20 в.. Философия. Дата обращения: 30 июля 2023.
  19. Феноменология. Энциклопедия "История философии". Дата обращения: 30 июля 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!