Антропология

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Наука
Антропология
др.-греч. ἄνθρωποςчеловек и
λόγοςнаука
Da Vinci Vitruve Luc Viatour.jpg
Тема научное изучение людей, человеческого поведения и обществ
Предмет изучения человек
Вспомогат. дисциплины археология
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Антрополо́гия (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек и λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением о развитии, происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека[1][2][3]

История

Термин Антропология восходит ещё к античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 год до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Аристотель построил «лестницу животных», расположив их по степени совершенства организации, и нашёл в этой системе место для человека над обезьянами и др. млекопитающими. Древние греки обогатили науку о человеке многими наблюдениями и идеями. Медицина, главным образом в лице Гиппократа (около 460—377 до н. э.), осветила влияние климата и природы на заболевания и на физические особенности людей. Он же своим учением о соках в организме человека и четырёх темпераментах предсказал те пути, по которым впоследствии пошли исследования физиологических различий между типами конституции и связей этих различий с морфологическими особенностями. Другим источником накопления фактов, которые впоследствии вошли в Антропологию, были наблюдения над разными народами, проделанные греческими путешественниками, в особенности Геродотом (5 в. до н. э.). Наибольший вклад в Антропологию был сделан натуралистами и философами — Сократом и Анаксагором, которые ещё до нашей эры обсуждали вопрос о роли руки в том высоком положении, которое человек занимает в мире, а Эмпедокл — о выживании в природе тех существ, строение которых гармонично, и о неминуемом исчезновении уродливых форм[2][3][4].

В эпоху Возрождения для развития антропологических знаний большое значение имел общий прогресс в развитии науки и резко возросший интерес к физической и духовной жизни человека. Огромный шаг вперёд был сделан в изучении анатомии человека, благодаря трудам Везалия и Леонардо да Винчи. Некоторые из анатомов и художников уделяли большое внимание вариациям органов человека, а также разным типам его телосложения. Великие географические открытия (XVXVI веков) расширили горизонты антропологических познаний, познакомив, хотя и поверхностно, европейцев с расовыми типами народов Восточной Азии, населения Америки (Христофор Колумб), с народами Восточной Сибири (Семён Дежнев), Огненной Земли (Фернан Магеллан). В XVIII веке были сделаны первые более или менее серьёзные попытки построить научные гипотезы о происхождении человека и его месте в природе: Жюльеном Ламетри во Франции, Дени Дидро и Кантом в Германии, Александром Радищевым в России. Большое значение для Антропологии имела деятельность шведского натуралиста Карла Линнея, который в труде «Система природы» (1735) выделил среди млекопитающих отряд приматов и подразделил его на четыре рода — человек, обезьяна, лемур и летучая мышь. В соответствии с созданной им двойной, или бинарной, номенклатурой Линней обозначил человека термином «Человек разумный» (лат. Homo sapiens), подразделив на четыре расы, по числу хорошо известных тогда континентов — Человек разумный европейский, азиатский, африканский и американский[2][3][4].

Важнейшим событием в истории Антропологии было утверждение в биологии эволюционного учения. Французский естествоиспытатель Жак Батист Ламарк и, в гораздо большей степени, Чарльз Дарвин оказали огромное влияние на все разделы Антропологии, в особенности на разработку вопроса о положении человека в органическом мире. Серединой XIX века датируется формирование Антропологии как самостоятельной науки. Наибольшая заслуга здесь принадлежит французскому хирургу, анатому и антропологу Поля Брока, основавшему в 1859 году Парижское антропологическое общество, в программу которого входило изучение биологии человеческого рода в связи с его культурой. Вскоре после основания общества в Париже, в 1868 году были организованы Лаборатория для антропологических исследований ив 1875 году — Школа антропологии. Вслед за Францией приступили к организации антропологических учреждений и в других странах: в 1863 году — в Лондоне, в 1864 году — в Москве (1864), в 1865 году — Мадриде, в 1868 году — во Флоренции, в 1869 году — в Берлине (1869), в 1870 году — в Вене (1870). К XX веку относится расцвет применения во всех областях Антропологии математической статистики, позволившей внести большую точность в изучение возрастной морфологии индивидуальной изменчивости, профессиональной, спортивной и прикладной Антропологии[2][3][4].

Антропология в России зародилась в начале XVIII века. Основанная Петром I Кунсткамера может считаться колыбелью отечественных музеев, в которой важное место заняли анатомические препараты, а также препараты различных уродств. Основы для развития анатомии человека в России заложили труды Алексея Протасова, Семёна Забелина, Александра Шумлянского. В начале XIX века русские мореплаватели и исследователи проделали более тридцати кругосветных путешествий, которые обогатили науку этнографическими и антропологическими сведениями о многих народах мира. Большой вклад в Антропологию был сделан этнографом Николаем Миклухо-Маклаем, главным образом исследованиями расового состава и культуры папуасов и других народов Океании, а также научным обоснованием теории монофилетического происхождения человечества. Он первым обосновал в отечественной Антропологии идею равенства человеческих рас. Основателем антропологической школы в Московском университете, оказавшей огромное влияние на развитие Антропологии в России, был профессор зоологии Анатолий Богданов[2][3][4]. В Советском Союзе антропология чаще всего понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть как физическая антропология[3]. В современной России под антропологией до недавнего времени продолжали понимать преимущественно физическую антропологию, но, начиная с 1990-х годов, в вузах России начали появляться кафедры социальной, культурной, политической и философской антропологии[4].

Структура

Морфология человека подразделяется на соматологию и мерологию. Соматология изучает закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма в целом, половой диморфизм в строении тела, возрастные изменения размеров и пропорций от зародышевого периода до старости, влияние различных биологических и социальных условий на строение тела, конституцию человека. Этот раздел наиболее тесно соприкасается с медициной и имеет существенное значение для установления норм физического развития и темпов роста, для геронтологии. Мерология изучает вариации отдельных частей организма. Сравнительно-анатомические исследования, входящие в мерологию, посвящены выяснению сходств и различий каждого органа тела и каждой системы органов человека по сравнению с другими позвоночными животными, главным образом млекопитающими и в наибольшей степени с приматами. В итоге этих исследований выясняются родственные связи человека с другими существами и его место в животном мире. Палеоантропология изучает костные остатки ископаемых людей и высших приматов, близких родственников человека. Сравнительная анатомия и палеоантропология, а также эмбриология служат выяснению проблемы происхождения человека и его эволюции, вследствие чего они входят в учение об антропогенезе, тесно связанное с философией, а также с археологией Палеолита, геологией Плейстоцена, физиологией высшей нервной деятельности человека и приматов, психологией и зоопсихологией. В этом разделе Антропология рассматриваются такие вопросы, как место человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановление того пути, по которому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека, выделение стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа[2][3][4].

Расоведение это раздел Антропологии, изучающий человеческие расы, иногда называется Этническая антропология. Этническая антропология относится только к изучению расового состава отдельных этносов, племён, народов, наций, и происхождению этих общностей. Расоведение, помимо названных проблем, изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки. В той части расовых исследований, которые направлены на изучение этногенеза, Антропология ведёт исследования совместно с языкознанием, историей, археологией. При изучении движущих сил расообразования Антропология вступает в тесный контакт с генетикой, физиологией, зоогеографией, климатологией, общей теорией видообразования. Изучение рас в Антропологии имеет значение для решения многих проблем. Оно важно для решения вопроса о прародине человека современного вида, использования антропологического материала как исторического источника, освещения проблем систематики, главным образом малых систематических единиц, познания закономерностей популяционной генетики, уточнения некоторых вопросов медицинской географии[2][3][4].

Методы антропологии

Основные методы Антропологии включают в себя:

  • Палеонтологический метод — основной метод определения относительного возраста, стратиграфич. расчленения и корреляции осадочных горных пород по последовательности заключённых в них комплексов ископаемых организмов, обусловленной биологич. эволюцией или изменениями условий среды;
  • Анатомо-морфологический метод — установление сходства и различий между особями, популяциями, расами.
  • Группа антропометрических методов — измерение тела. По тому объекту, который служит предметом измерения, различают:
    • Соматометрия — определение длинников тела, диаметров, окружностей, взвешивание. Для оценки физического развития как правило измеряют длину тела стоя (рост), сидя, окружность грудной клетки, проводят взвешивание. Измерение длинников: Длина тела (рост) характеризует состояние пластических процессов в организме;
    • Остеометрия — изучение и измерение скелета человека или животного, особенно в антропологическом или археологическом контексте. В археологии он использовался для различных целей в таких дисциплинах, как зооархеология и биоархеология;
    • Краниометрия — методика измерения черепа, используемая в целях изучения изменчивости его строения;
    • Антропоскопия (Гомеоскопия) — раздел трасологии, изучающий следы человека (рук, ног/обуви, ногтей, зубов, иных участков тела, одежды, следы биологического происхождения) и разрабатывающий средства, приемы и методы их собирания и исследования в целях решения задач раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.
  • Антропометрия — один из основных методов антропологического исследования, заключающийся в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости. В зависимости от объекта исследования различают соматометрию (измерение живого человека), краниометрию (измерение черепа), остеометрию (измерение костей скелета). К антропометрии относят также антропоскопию — качественную (описательную) характеристику форм частей тела, формы головы, черт лица, пигментации кожи, волос, радужной оболочки глаз.

Большое применение в антропологии получили методы статистической обработки материалов, с помощью которых определяется чаще всего встречающаяся в исследуемой группе величина признака, а так же сопоставляются данные между разными группами. Для получения надежных результатов требуется соблюдать правила, учитывать возрастные изменения, патологические нарушения. Широкое применение получили всевозможные шкалы (высокая точность, возможность сравнивать результаты разных исследователей[5].

Примечания

  1. Якимов В. Антропология // Философский энциклопедический словарь. — 2010. // Философская энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Воронцова Л. П., Белик А. А. Антропология // Культурология. XX век. Энциклопедия. — 1998. //«Культурология. XX век. Энциклопедия», Университетская книга, Санкт-Петербург, 1998.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Большая советская энциклопедия / Глав. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 2: Ангола-Барзас. — 1970. — 631 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Антропология / Тишков В. А., Перевозчиков И. В. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  5. Антропология / Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. — 4-е изд. — Москва : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. — 399 с. — ISBN 5-02-010348-9

Литература