Зоопсихология
Зоопсихология — наука о психике различных животных[1].
Все люди по разному относятся к животным: кто-то любит их и наблюдает за ними, кто-то к ним относится очень настороженно. Поэтому требуется глубокое познание причин поведения животных в той или иной ситуации. Такого рода анализом и дачей рекомендаций занимаются специалисты в области зоопсихологии. Зоопсихология является наукой, которая занимается изучением психической деятельности животных, её проявлениях, происхождении и развитии в индивидуальном и видовом аспектах. Данной наукой изучаются вопросы восприятия мира со стороны животного, отношение к миру со стороны животного в целом и к конкретным ситуациям, проявляющемся в поведении, доступном для наблюдения со стороны.
История зоопсихологии
Развитие зоопсихологии с античных времен до создания первого эволюционного учения
Формирование и развитие зоопсихологии подразделяется на два периода: 1) Период до момента создания Чарльзом Дарвином эволюционного учения в 1859 году; 2) период после Дарвина. К после Дарвинскому периоду развития зоопсихологии можно применить ещё одно название «научная зоопсихология», ставя тем самым акцент на то, что до развития эволюционного учения научная составляющая зоопсихологии не имела под собой серьёзной научной базы и по этой причине не могла считаться самостоятельной. Но умы многих видных ученых древности и Средневековья можно причислить к зоопсихологам. Приоритетным вопросом исследования в рамках зоопсихологии являлся в античности — существует ли различие между сложной деятельностью животных и разумной деятельностью человека. Этот вопрос являлся дискуссионным, так как по поводу данного вопроса происходили первые столкновения философских школ. В качестве примера стоит упомянуть древнегреческого философа Эпикура, жившего с 341 по 270 гг. до н. э. и его последователей, среди которых стоит отметить римского поэта, философа и ученого Лукреция, жившего и работающего в V в до н. э., главный труд которого называется «О природе вещей», утверждение которых сводились к тому, что животное, по аналогии с человеком, обладает душой, которая по своему характер является материальной. Лукреций утверждал, что совершаемые действия со стороны животных являются ответной реакцией на естественный отбор, потому что выжить в постоянно меняющихся условиях могут лишь животные, которые обладают полезными для организма свойствами. Противоположной точки зрения придерживаются такие древнегреческие философы , Сократ, живший в период с 470 по 399 гг. до н. э., Платон, живший в период с 427 по 347 гг. до н. э., подходили к рассмотрению души с точки зрения божественного явления, не связанного с телом. Согласно Платону, душа гораздо старше тела, и души человека и душа животного по своей природе различны по причине того, что человек обладает чисто мыслительной силой. Животному свойственно лишь низшая форма души — побуждение, влечение. В дальнейшем на основе изложенных мыслей были сформулированы первые представления об инстинктах. К числу первых естествоиспытателей среди представителей философов древности можно считать древнегреческого ученого и философа Аристотеля, жившего в период с 485 по 423 гг. до н. э. и написавшего научный трактат «О душе». Аристотель первым разделил на врожденные и приобретенные компоненты поведения. Аристотель акцентировал внимание на то, что у многих животных имеется способность к индивидуальному научению и запоминанию выученного.
Зоопсихология в XVIII—XIX вв.
Следующие значимые исследования в области зоопсихологии были сделаны после продолжительного перерыва, когда во времена Средневековья стало возрождаться научное творчестве, однако лишь в XVIII в. делаются первые попытки изучить поведение животных на основе прочного фундамента достоверных фактов, которые были получены в результате наблюдений и экспериментов. Именно в этот период времени появляются научные труды выдающихся ученых, философов и натуралистов, которые оказали существенное влияние на дальнейшее изучение психической деятельности животных. В числе первых зоопсихологов можно считать французского философа-материалиста, врача по образованию Ж.-О. Ламеттри, жившего в период с 1709 года по 1751 год, взгляды которого впоследствии оказали влияние на научное творчество Ж-Б. Ламарка. Согласно мнению Ламеттри, инстинкты представляют собой совокупность движений, которые выполняются со стороны животных вынужденно, вне зависимости от размышлений и опыта. Ламеттри предполагал, что направленность инстинктов связана с вопросами выживания вида и имеют строгую биологическую приспособленность. Ламеттри изучает не только инстинктивную деятельность тех или иных видов животных, а ещё занимается сопоставлением психических способностей разных млекопитающих, птиц, рыб, насекомых. По итогам своей работы Ламеттри сделал вывод о том, что происходит постепенное увеличение психических способностей от более простых существ к более сложноорганизованным. В середине XVIII в. французский философ и педагог Э. Б. Кондильяк, живший в период с 1715 года по 1780 год публикует «Трактат о животных». В данном научном трактате Э. Б. Кондильяк рассматривает вопрос о происхождении инстинктов животных. Заметив сходство инстинктивных действий с действиями, которые выполняются по привычке, Кондильяк приходит к выводу о том, что происхождение инстинктов связано с разумными действиями посредством постепенного выключения сознания. Таким образом, по мнению Э. Б. Кондильяка, в основе любого инстинкта лежит разумная деятельность, которая за счет постоянно повторяющихся упражнений входит в разряд привычных действий, превращающихся впоследствии в инстинкт. Данная точка зрения на теорию инстинктов породила немало жарких споров. Одним из ярких представителей противоположной точки зрения Кондильяка стал французский биолог Ш. Ж. Леруа, написавший научную работу в 1802 году под названием «Философские письма об уме и способности животных к совершенствованию», которая была опубликована на 20 лет позже главного труда Кондильяка. В данной работе Э. Б. Кондильяк выдвинул задачу изучения происхождения разума от инстинкта животных в результате повторяющегося действия ощущения и упражнения памяти. В основе научного трактата Леруа были положены многолетние полевые исследования. Ш. Ж. Леруа являлся увлеченным ученым-натуралистом и поэтому настойчиво доказывал тот факт, что психическая деятельность животных, в особенности их инстинкты, могут быть изучены только в том случае, если будут присутствовать всесторонние знания об их естественном поведении и будут учтены их образ жизни. Параллельно с Леруа изучением инстинктов животных занимается другой великий французский натуралист Ж. Л. Бюффон, живший в период с 1707 года по 1788 год, написавший в 1855 году научный труд под названием «Естественная история животных». В основу своих научных исследований Бюффон положил опыты полевой работы и впервые смог правильно объяснить результаты проведенных исследований, избегая при этом антропоморфных толкований поведения. Бюффон полагал, что сложные действия, совершаемые со стороны животных являются совокупностью врожденных природных функций и привычек. Данная концепция, в основе которой лежали многочисленные полевые наблюдения и опыты, дала импульс для последующих исследований в области зоопсихологии. Дальнейшее формирование зоопсихологии как научной переплетается с другим направлением биологии — теорией эволюционного учения. Первое эволюционное учение было предложено французским натуралистом Ж.-Б. Ламарком, жившего в период с 1744 года по 1829 год и написавший научный труд под названием «Философия зоологии». Данное учение ещё не являлось целостным, законченным исследованием и проигрывало более поздним концепциям Чарльза Дарвина, однако это учение выступило в качестве импульса для дальнейшего развития зоопсихологии. Со стороны Ламарка было положено в основу эволюционной концепции представление о целенаправленном действии психического фактора. Ламарк предполагал, что внешняя среда воздействует на животный организм опосредованно, посредством изменения поведения животного. В итоге этого воздействия появляются новые потребности, которые влекут за собой изменения в строении организма путем большего упражнения одних и неупражнения других органов. Таким образом, согласно мнению Ламарка, любое физическое изменение основывается на поведении, то есть Ламарк вслед за Э. Б. Кондильяком определял психическую деятельность как основу самого существования животного. Согласно мнению Ламарка, инстинктивное поведение животных переменчиво и тесно взаимосвязано с окружающей средой. Ламарк предполагал, что инстинкты возникают в процессе эволюции в результате длительных воздействий на организм определённых факторов среды. Данные направленные воздействия приводят к улучшению всей организации животного посредством формирования полезных привычек, которые закрепляются в результате многократного повторения. Ламарк утверждал о наследственности привычек, приобретаемых в рамках одного поколения, так как никто ещё не может дать точный ответ, сколько требуется времени для того, чтобы под воздействием тех или иных упражнений у животного сформировался тот или иной инстинкт. Однако Ламарк также утверждал, что большинство инстинктов очень жизнелюбивы и передаются из поколения в поколение, пока в жизни популяции не произойдет какого- либо масштабного изменения. Ламарк видел в инстинктах животных естественные реакции животного на воздействия внешней среды, которая сформировалась в процессе эволюции. Одновременно стоит упомянуть тот факт, что инстинктивные действия также несут ярко выраженный приспособительный характер, так как постепенно закрепляются выгодные организму компоненты поведения. Кроме того, сами инстинкты рассматривались Ламарком как изменчивые свойства животного.
Развитие зоопсихологии и эволюционное учение Ч. Дарвина
Развитие зоопсихологии как научной отрасли знаний сложно представить без концепций эволюционного учения, разработанного и предложенного Чарльзом Дарвином, жившего в период с 1809 года по 1882год. Дарвин акцентировал внимание на большой роли естественного отбора в формировании инстинктов, в частности, во время данного процесса накапливаются изменения, выгодного для вида, которое продолжается до тех пор, пока не появится новая форма инстинктивного поведения. Кроме того, основываясь на изучении внешних проявлений эмоционального состояния человека, Дарвин создает первое сравнительное описание инстинктов, свойственных как животным, так и человеку. Для Дарвина постоянное сопоставление инстинктов животных и человека является признанием факта общности биологических основ поведения животных и человека и предоставляет возможность изучения их эволюции.
В таких научных трудах как «Происхождение видов», «Выражение эмоций у человека и животных» Чарльз Дарвин дает обоснованное естественно-научное объяснение целесообразности инстинктов животных. Дарвин классифицирует инстинкты так же, как и классифицирует системы органов животного, акцентируя, что естественный отбор сберегает полезные изменения врожденного поведения и упраздняет вредные. Это происходит по причине того, что любые изменения поведения взаимосвязаны с морфологическими изменениями в нервной системе и органах чувств. Именно эти особенности строения нервной системы передаются по наследству и подвергаются изменчивости вместе с другими морфологическими признаками. Целесообразность инстинктов, по мнению Дарвина, является результатом естественного отбора. Исходя из результатов более поздних исследований, такая формулировка со стороны Дарвина не вполне корректна. А идея подразделения психической деятельности на однообразные и изменчивые компоненты по своему характеру является весьма условной, так как в более сложных формах поведения любые элементы поведения будут выступать в комплексе. Значит, на каждом филогенетическом уровне данные элементы достигнут одинаковой степени развития. Однако, для того, чтобы разобраться в этом, прошло не одно десятилетие. Само эволюционное учение Дарвина по своему характеру является знаковым в развитии зоопсихологии: так как впервые на основе огромного количества фактического материала было доказано, что психическая деятельность животных подчиняется тем же естественно-историческим закономерностям, что и все другие проявления их жизнедеятельности.
Зоопсихология в России
Одним из ярких представителей российских эволюционистов, которые работали над учением об инстинкте одновременно с Ч. Дарвином, являлся профессор Московского университета К. Ф. Рулье, живший в период с 1814 года по 1858 год. Карл Францевич был среди первых российских ученых, которые выступали против представлений о сверхъестественной природе инстинкта. Карл Францевич доказал, что инстинкты представляют собой неотъемлемую часть жизнедеятельности животных и их следует изучать наравне с анатомией, экологией и физиологией. Карл Францевич акцентировал внимание на взаимосвязи инстинктов со средой обитания животных. Кроме того, Карл Францевич считал, что возникновение инстинктов и развитие имеют тесную взаимосвязь с другими проявлениями жизнедеятельности, поэтому изучение инстинктов является составной частью комплексного исследования всех основных форм проявления жизнедеятельности. Согласно мнению Карла Францевича, зарождение инстинктов, их дальнейшее развитие подчиняется общей биологической закономерности и являлось результатом материальных процессов, воздействия внешнего мира на организм. Карл Францевич полагал, что инстинкт является выработанной условиями жизни конкретная реакция на проявления среды, которая формируется за многолетнюю историю вида. Согласно мнению Карла Францевича, основными факторами происхождения инстинктов являются наследственность, изменчивость и повышение уровня организации животного в историческом процессе. Карл Францевич также считал, что инстинкты высокоразвитых животных могут изменяться в процессе получения нового опыта.
В дальнейшем российские ученые проводили научные исследования изменчивости инстинктивного поведения животных и его взаимосвязи с процессом научения. К примеру, российский физиолог, ученик Ивана Петровича Павлова Леон Абгарович Орбели, живший в период с 1882 года по 1958 год, анализировал пластичность поведения животных в зависимости от степени их зрелорождения. Российский орнитолог Александр Николаевич Промптов, живший в период с 1898 года по 1948 год, занимался изучением поведения высших позвоночных — птиц и млекопитающих, акцентировал внимание в их инстинктивных действиях на целостные условно-рефлекторные компоненты, которые формируются в процессе онтогенеза, то есть индивидуального развития особи. Именно эти компоненты, по мнению Александра Николаевича, объясняют пластичность инстинктивного поведения. При взаимодействии врожденных компонентов поведения с приобретенными на их основе в течение жизни условными рефлексами дает типичные для вида особенности поведения, которое Александр Николаевич назвал «видовым стереотипом поведения».
Развитие гипотезы Александра Николаевича была продолжено его коллегой, российским орнитологом Елизаветой Вячеславовной Лукиной. В результате опытов с птицами отряда воробьинообразных Елизавета Вячеславовна доказала, что молодые самки, которые гнездятся впервые в жизни, занимаются строительством гнезд, которые являются характерными для своего вида. Однако этот стереотип может нарушаться, если условия среды нетипичны. Например, серая мухоловка, которая обычно строит гнезда в полудуплах, за отставшей корой, в случае отсутствия укрытий подобного рода может построить гнездо и на горизонтальной ветке, и даже на земле. Здесь модификация инстинкта гнездостроения прослеживается в отношении местоположения гнезда. Модификации могут наблюдаться и в замене гнездостроительного материала. Например, птицы, обитающие в крупных городах, в качестве гнездостроительного могут использовать совсем не обычный материал: вату, трамвайные билеты, веревки, марлю. В 1940—1960-х гг. зоопсихология наряду с генетикой в нашей стране была объявлена лженаукой: закрывались многочисленные лаборатории, ученые подвергались массовым репрессиям. Только с середины 1960-х гг. началось её постепенное возрождение.
Примечания
- ↑ Кафедра зоологии позвоночных Биологического факультета Московского университета. Зоопсихология и сравнительная психология .
Ссылки
Это статья-заготовка. Вы можете помочь проекту, дополнив эту статью, как и любую другую в Знание.Вики. Нажмите и узнайте подробности. |