Наука

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Атом — символ науки

Наука — особый вид познавательной деятельности человека, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире[1].

Эта деятельность имеет свои признаки, виды и уровни научного познания, а так же решает определенные задачи в обществе (функции). Научная деятельность имеет чёткую структуру: сбор фактов, их критический анализ, обобщение и синтез новых знаний. На основе этой деятельности описываются природные и общественные явления, устанавливаются причинно-следственные связи и осуществляется прогнозирование[2].

В широком смысле слова наукой называют любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает прямое или опосредованное исследование предмета с целью его познания, что находит выражение прежде всего в эксперименте как методе научного познания. С другой стороны, наука не является единственным доступным человеку способом получения знаний (способом познания), кроме научного существуют как минимум религиозное (основанное на вере) и эмпирическое (основанное на личном практическом опыте) виды знания, а также философия.

Научное исследование — это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом — структура системы, взаимодействие её элементов, различные свойства, закономерности развития[3].

В ходе исторического развития общества и познания человеком окружающего мира и себя появились различные виды наук, выделились уровни научного познания. Развитая наука имеет три взаимосвязанных стороны:

  1. Знание (высшей формой которого является научная теория и научная картина мира как система теорий);
  2. Деятельность (система теоретических и эмпирических методов);
  3. Социальная организация (наука является социальным институтом).

Понятие науки

Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во‑первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности — система полученных научных знаний. В‑третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт. В последнем значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включает системы научной информации, норм и ценностей науки[4][5].

Непосредственные цели науки — получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины. Задачи науки:

  • собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
  • обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;
  • систематизация полученных знаний;
  • объяснение сущности явлений и процессов;
  • прогнозирование событий, явлений и процессов;
  • установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Структура (система) науки может быть представлена по разному в зависимости от оснований деления составляющих её элементов. Так, В. П. Кохановский[4] по одному из оснований деления различает:

  • науку, которая наряду с истинным включает неистинные результаты (религиозные, магические представления, определенные противоречия и парадоксы, личные пристрастия, антипатии, ошибки и т. д.);
  • твердое ядро науки — достоверный, истинный пласт знаний;
  • историю науки;
  • социологию науки.

Науку можно рассматривать как систему, состоящую:

Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы:

  • объект (предмет) — то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание;
  • субъект — конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация;
  • научную деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.

Признаки науки

  1. Объективность. Предмет научного исследования — объективная реальность, не зависящая от оценочных суждений исследователя, личных или групповых интересов. Объективность рассматривается как идеал для научных исследований[6].
  2. Доказательность. Этот принцип основан на многократном получении одного и того же вывода разными исследователями[7].
  3. Проверяемость (верифицируемость). Научный факт или утверждение должны быть принципиально проверяемы с помощью иных исследований позволяющих подтвердить их или опровергнуть. Непроверяемые, и что важнее, принципиально неопровержимые утверждения, научными по определению не являются.
  4. Системность. Научная теория и практика имеет строгую структуру и причинно-следственные связи[8].
  5. Логичность. Этот принцип предполагает выведение суждений на основе имеющихся фактов и обнаружение связей между этими фактами[9].
  6. Специальные методы. Наука пользуется своими специфическими методами исследования, которые отличают её от других форм духовной деятельности человека (морали, религии, искусства и образования).
  7. Терминология. Учёные в своей деятельности используют специфические термины и понятия, появившиеся в результате научных исследований[10].

Классификация наук

Различные варианты классификации наук

Наибольшую известность получила классификация наук, данная Ф. Энгельсом в «Диалектике природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки. На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук Б. М. Кедрова[11]. Он различал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную.

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций), разработанных научно-методическими советами — отделениями УМО по направлениям образования, выделены:

  • естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и другие);
  • гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и другие);
  • технические науки (строительство, полиграфия, теле‑ коммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.); 
  • сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

В этом Классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.

В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (2021 год)[12] указаны следующие области науки:

Каждая из названных областей наук подвергнута дальнейшему членению.

Существуют и другие классификации наук. Например, в зависимости от связи с практикой науки делят на:

  • фундаментальные (теоретические), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику;
  • прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социально-технических проблем и практическое применение научных знаний.

Оригинальную классификацию наук предложил Л. Г. Джахая[13]. Разделив науки о природе, обществе и познании на теоретические и прикладные, он внутри этой классификации выделил философию, основные науки и отпочковавшиеся от них частные науки. Кроме того, он дал классификацию так называемых «стыковых» наук:

  • промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия);
  • скрещенные науки, которые образовались путем соединения принципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизика, экономическая география);
  • комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение).

В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы науки в зависимости от оадминистративной организации научно-исследовательских подразделений: академический, отраслевой, вузовский и заводской.

Место философии в системе научного знания

Неоднократно выдвигались мнения, что философия также является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного (или же субъективного, в зависимости от философской системы) материального (или не материального, опять же в зависимости от системы) мира[13]. Однако, если исходить из выше приведённых критериев научности знания, то можно заключить, что философия однозначно не является наукой, так как основная часть философских утверждений эмпирически не проверяема и не опровержима. В философии нет и никогда не было господствующей теории или парадигмы, то есть совокупности методов, технических средств, способов решения исследовательских задач и используемых подходов, разделяемых всем или большей частью научного (в данном случае философского) сообщества. В философии всегда шла борьба частных мнений, идей, течений, школ, направлений которые с трудом или совсем не могут быть выстроены в единую самонепротиворечивую систему. Философские аксиомы и максимы не предполагают эмпирических обоснований. Большинство философских утверждений невозможно объективно оценивать ни как истинные, ни как ложные[14]. Таким образом, философия являет собой хороший пример разновидности ненаучного знания.

Однако, если под наукой понимается не система получения знаний (одна из множества таких систем, наряду с религиозным, эмпирическим и другими), а лишь методически организованное мышление, то философия, бесспорно, должна быть отнесена к гуманитарным наукам. При этом, как гуманитарная наука философия говорит не о законах, а о смыслах бытия и сознания.

Естественные (точные) науки

Вид научного знания и деятельности, изучающий внешние по отношению к человеку явления. Такие явления носят название природных («естество» — природа). В широком смысле это науки, изучающие материальный мир Вселенной[3]. Множество наук этого направления объединены в единую систему — естествознание. Происхождение естественных наук связано с античной философией — натурализмом и научными исследованиями природы. Все современные естественные науки так или иначе используют математический аппарат для описания рассматриваемых явлений.

На стыке этих наук формируются междисциплинарные научные области, которые позднее оформляются в отдельные самостоятельные науки, такие как астрофизика, геофизика, биофизика, биохимия, геохимия, физическая химия, химическая физика, метеорология, климатология, почвоведение, материаловедение, молекулярная биология, кибернетика, геохимия, сейсмология и многие другие. В из составе формируется длинный ряд прикладных отраслей науки таких как медицина, горное дело, химическая технология, агрохимия, метрология и многие другие.

Основные естественные науки
Наука Изображение Описание Предмет изучения
Физика
Плазменный шар
Наука о наиболее общих законах природы, материи, её структуре, движении и правилах трансформации. Материя находится в непрерывном движении, под которым понимается всякое изменение вообще. Материя существует и движется в пространстве и во времени, которые являются формами бытия материи. Физические законы устанавливаются на основе обобщения опытных фактов и выражают объективные закономерности, существующие в природе. Понятия физики и её законы лежат в основе всего естествознания. Материя и наиболее общие формы её движения, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи.
Математика
Математика
Наука о наиболее общих отношениях и числах, а также правилах их трансформации. Это самая абстрактная из естественных наук. Фактически, математика это наука об отношениях между объектами, о которых ничего более не известно, кроме описывающих их некоторых общих свойств. Общие математические законы лежат в основе всего естествознания и формируют аппарат всех без исключения частных наук, как точных, так гуманитарных Числа и наиболее общие формы их отношений. Наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.
Химия
Периодическая таблица химических элементов
Наука, изучающая вещества, также их состав и строение, их свойства, зависящие от состава и строения, их превращения, ведущие к изменению состава — химические реакции, а также законы и закономерности, которым эти превращения подчиняются. Вещества, их свойства и превращения.
Биология
Строение клетки
Наука о живых существах из разных царств природы: грибы, растения, животные и бактерии. Изучает все аспекты их жизни и взаимодействие со средой обитания. Все проявления жизни, строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой.
Астрономия
Галактика Млечный путь
Наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел (планет, звёзд, астероидов, и т. д.) и систем. Звёзды, планеты, кометы, метеоры, туманности, галактики, материя, находящаяся в межзвёздном пространстве.
География
Географическая карта 1689 года
Наука, изучающая структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки, взаимодействие и распределение в пространстве природных и природно-общественных геосистем и их компонентов. География изучает поверхность Земли, её природные условия, распределение на ней природных объектов, населения и экономических ресурсов. Географическая оболочка с включением в нее социосферы.
Геология
Строение Земли
Наука о строении Земли, её происхождении и развитии, основанных на изучении геологических процессов, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы всеми доступными методами с привлечением данных других наук и дисциплин. Геологические процессы в литосфере Земли.
Экология
Экология
Естественная наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней. Изучает взаимоотношения живой и неживой природы. Экосистемы, совокупность или структура связей между организмами и средой.

Социально — гуманитарные науки

Вид научного знания и деятельности, изучающий «вторую природу», то есть всё, что создается человеком. В процессе развития человек выделился из окружающей его природной среды и стал создавать формы объединений (называемые социальные группы), способы взаимодействия в них и стили управления. В общем понимании — это науки об обществе и человеке как члене этого общества[3].

Разделение естественных наук и социально-гуманитарного знания произошло после того, как окончательно выявилась несводимость общественных процессов к законам механики, а тем более не сводимость к ним духовного мира человека. Объектом социально-гуманитарного познания является человек с его внутренним миром, мышлением и сознанием, вовлеченный в общественные связи и создаваемые им коллективные формы деятельности.

Основные социально — гуманитарные науки
Наука Изображение Описание Предмет
История
Богиня Клио. Муза — покровительница истории.
Наука, исследующая прошлое, реальные факты и закономерности смены исторических событий, эволюцию общества и отношений внутри него, обусловленных человеческой деятельностью на протяжении многих поколений. Человеческое общество в целом, закономерности его развития.
Экономика
График динамики спроса и предложения
Наука, изучающая закономерности, особенности и процессы производства, распределения, обмена и потребления благ — товаров и услуг, то есть производственно-хозяйственные взаимоотношения. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека.
Политология
Герб Российской Федерации
Наука о политике, в том числе о политической деятельности, политических процессах и политических системах, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Политическая жизнь во всем её разнообразии, выявление её основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.
Социология
Социальные группы
Наука, изучающая общественную жизнь, структуру общества, его элементы и условия существования, общие формы воспроизводства и изменения основных форм социальных взаимодействий, социальные отношения и общественное сознание. Социальная сфера жизни общества в истории и настоящем.
Психология
Символ психологии — греческая буква пси
Наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
Филология
Радзивилловская летопись. Рюрик, Игорь и Олег
Совокупность наук (языкознания, текстологии, литературоведения, источниковедения, палеографии и другие), изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Слово, текст в культуре и искусстве пользования им, правила и прецеденты создания словесных произведений.
Культурология
«Витрувианский члеовек» Леонардо да Винчи
Наука, изучающая теорию и историю культуры, научные концепции её происхождения и развития, культурно-исторические особенности различных эпох, регионов и стилей. Культура как исторически-социальный опыт людей, выраженный в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение.
Педагогика
Пеликан — символ педагогики. Герб РГПУ им. Герцена
Наука о воспитании и обучении человека в течении всей его жизни на основе явлений действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Целостный педагогический процесс, направленный на гармоничное развитие личности в условиях её воспитания, обучения и образования.
Юриспруденция
Весы — символ правосудия
Наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки. Закономерности возникновения и развития правовых явлений и процессов.
Лингвистика
Современный символ для языков
Наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира (существующих сейчас, когда-либо существовавших и могущих возникнуть в будущем) как отдельных его представителях. Язык, рассматривает законы образования слов, построения предложений и словосочетаний.

Технические науки

Это вид знания и научной деятельности в области естествознания, изучающие явления, важные для создания и развития техники. Деятельность учёных технических наук осуществляется в рамках научно-технической деятельности и носит преимущественно прикладной характер. Эти науки изучают количественно точные закономерности и используются строгие методы проверки гипотез, основанные на воспроизводимых экспериментах и строгих логических рассуждениях[15].

Этот вид научного исследования и деятельности выделился в период нового и новейшего времени, как ответ на вызов общества, когда научные изобретения и открытия перестали рассматриваться как самодостаточные объекты приобретения знания (мудрости) отдельных учёных, а стали массово служить человеку в его повседневной жизни.

Точные (технические) науки
Наука Изображение Описание Предмет
Архитектура
Средневековые архитекторы
Наука о принципах и методах формообразования и построения планировочной структуры в конкретных условиях: социальных, природно-климатических, экономических, в условиях культуры, науки, техники и градостроительной среды. Проектирование зданий и сооружений, создающих пространственную среду.
Информатика
Файл:Computer-science-education.jpg
Символ веб — сайтов Stack Exchange
Наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений. Программное, аппаратное обеспечение средств вычислительной техники.
Механика
Гидромеханика
Наука, изучающая движение материальных тел и взаимодействие между ними, при этом движением в механике называют изменение во времени взаимного положения тел или их частей в пространстве. Общие законы движения и взаимодействия материальных тел.
Машиностроение
Движение шестеренок
Наука о производстве машин, изучающая технологические процессы, применяемые на машиностроительных предприятиях при изготовлении машин требуемого качества, в установленном программой количестве и при наименьшей себестоимости. Технологические процессы для изготовления машин.
Материаловедение
Материал
Наука, изучающая изменения свойств материалов как в твёрдом, так и в жидком состоянии в зависимости от изменения факторов. Свойства материалов и их изменяемость.
Электротехника
Предупреждающий знак для объектов под напряжением
Наука, занимающаяся получением, распределением, преобразованием и использованием электрической энергии, а также c разработкой, эксплуатацией и оптимизацией электронных компонентов, электронных схем и устройств, оборудования и технических систем. Технологии применения электрической энергии.
Кораблестроение
Строение корабля
Наука создания плавучих сооружений, таких как суда, корабли и плавучие объекты, основывающаяся на законах математики, физики и механики плавсредства и их создание
Системотехника
Системное решение для международных оплат
Наука, охватывающая проектирование, создание, испытание и эксплуатацию сложных систем технического и социально-технического характера. Имеет другое название — системная инженерия. системных решения, касающиеся людей, продукта и процесса, которые удовлетворяют потребности заказчика
Биотехнология
Логотип генной инженерии
Наука, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии. модификации биологических организмов для обеспечения потребностей человека
Химическая технология
Пробирка
Наука о наиболее экономичных и экологически обоснованных методах химической переработки сырых природных материалов в предметы потребления и средства производства. Технология переработки неорганического и органического сырья.
Космонавтика
Брюс Маккендлесс во время выхода в открытый космос
Наука и технология, которая при помощи различных космических летательных аппаратов даёт возможность освоения космоса и внеземных объектов для нужд человечества, наука и технология космических полётов. Освоение человеком космоса с помощью технических устройств и космическая биология.
Ядерная энергетика
Предупреждающий символ радиации
Наука и промышленная технология, в которой разрабатываются и используются на практике методы и средства преобразования ядерной энергии в тепловую и электрическую. Энергия, содержащаяся в атомных ядрах и выделяемая при ядерных реакциях и радиоактивном распаде.

Формальные науки

Совокупность наук, занимающихся исследованием формальных систем. К формальным наукам относятся: математика, космология, теоретическая физика, логика, кибернетика, теоретическая информатика, теория информации, теория систем, теория принятия решений, статистика, некоторые аспекты лингвистики.

В противоположность естественным и социальным наукам формальные науки в известном смысле логически и методологически независимы от эмпирических методов. В формальных науках подход к исследуемым объектам абстрактен, вместе с тем получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей в объективной реальности[16].

В XX—XXI веке к формальным наукам стали относить и философию, как науку, изучающую всеобщие законы развития реальности и бытия человека[15]. Философия иногда причисляется к наукам, на основании обладания своим предметом и методами исследования, наличием всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира[13]. Однако, методическая несостоятельность философии, прежде всего в части принципиальной не верифицируемости её знания объективно препятствует рассмотрению её в качестве области научного знания[14].

Уровни познания

Эмпирические методы

Оформление результатов опроса в виде диаграммы

Эмпирические методы — это способ познания, связанный с непосредственным контактом с реальностью. Наука опирается на твёрдо установленные факты, полученные эмпирическим, то есть опытным путём. На эмпирическом уровне происходит накопление фактов, их первичная систематизация и классификация. Эмпирическое знание делает возможным формулирование эмпирических правил, закономерностей и законов[17]. Однако эмпирическое знание само по себе не тождественно научному. Как бы велик не был наш личный эмпирический опыт, знания полученные этим путём ещё не является наукой, до тех пор пока процесс их получения и проверки не будут соответствовать критериям научности (смотрите выше).

Основные методы эмпирического знания это:

  • Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности без внесения изменений в реальность, что исследуется.
  • Измерение — выявление количественных характеристик изучаемой реальности. В результате измерения происходит сравнение объектов по определенным свойствам.
  • Опрос — основной метод сбора эмпирической информации в социологических исследованиях, классификация опросов зависит от сферы их использования.
  • Описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах и явлениях.
  • Эксперимент — наблюдение за объектами и явлениями в контролируемых или искусственно созданных условиях с целью выявления их существенных характеристик.
  • Сравнение — одновременное выявление соотношения и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков.

Информация, полученная с помощью эмпирических методов, сама по себе ещё не является научным знанием и для того чтобы претендовать на научность должна подвергаться проверке и обработке, например статистической. После этого исследователь может сопоставить известные данные и сделать определённые обобщения. Для того чтобы считаться научным фактом, полученная информация должна быть верифицирована (то есть независимо проверена), поэтому учёные обязаны подробно указывать источники информации и точно описывать применяемые методы исследования.

Теоретические методы

Гипотеза Птолемея о Земле в центре Вселенной
Взаимосвязь дедукции и индукции в научном исследовании

На основе данных, полученных эмпирическим путём, возможно проведение теоретических исследований. С помощью теоретических методов научного исследования полученные эмпирические данные вписываются в определённую систему. В то же время без определенных теоретических принципов невозможно начать ни одно эмпирическое исследование[17] по крайней мере такое, которое может претендовать на научность.

Таким образом, суть теоретического знания — объяснение и систематизация процессов и закономерностей, выявленных эмпирическим путём, а также попытка целостного охвата действительности и получения некоторых предсказаний ещё не зафиксированных эмпирически процессов и явлений.

Основные методы теоретического исследования — это:

  • Формализация— построение абстрактных моделей, которые должны объяснить суть исследуемых явлений.
  • Анализ — метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.
  • Выявление закономерностей — нахождение присущих исследуемой предметной области устойчивых взаимосвязей в виде логических правил, с последующим построением их структуры.
  • Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое, систему.
  • Индукция — метод исследования от частного к общему, вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта.
  • Дедукция — метод исследования от общего к частному, вид логического исследования, позволяющий на основании общих положений делать частные умозаключения.
  • Выдвижение гипотез — научное предположение или догадка, утверждение, которое, в отличие от аксиом, постулатов, требует доказательства.
  • Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователей.
Гипотезы о местоположении Атлантиды

В отношении структуры научного познавательного процесса основные компоненты теоретического знания — это:

  • Проблема — форма знания, содержанием которого является то, что ещё не познано, но что нужно познать, то есть это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа; проблема включает два основных этапа движения познания — постановку и решение.
  • Гипотеза — форма знания в виде предположения, сформулированного на основе ряда фактов. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. Одни гипотезы впоследствии превращаются в теории, тогда как другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, а третьи отбрасываются как ложные. Решающим критерием истинности гипотезы является практика во всех своих формах, то есть соответствие наблюдаемой картины мира предсказаниям с практически реализуемой точностью. Логический (теоретический) критерий истины играет вспомогательную роль.
  • Теория — знание, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Теория строится с целью объяснения объективной реальности. Главная задача теории — описание, систематизация и объяснение всех имеющихся эмпирических данных. Однако теория не описывает непосредственно окружающую действительность. При формулировании теории исследователи оперируют идеальными объектами. Главное отличие теории от гипотезы это её предсказательная сила. Если гипотеза выдвигается в отношении какого-то конкретного объекта или явления, то теория систематизирует знания о целом классе подобных объектов и явлений и позволяет на основе общих закономерностей предсказать ещё неизвестные факты.

Историк науки И. Н. Веселовский выделял три основы современной науки[18]:

Современная наука, по существу, опирается на следующие три основы:

1) применение эксперимента, наблюдения и опыта при изучении природы;

2) логические доказательства выводов, полученных из основных предпосылок;

3) возможность математического представления природных процессов

Функции науки

  1. Познавательная — познание и объяснение законов устройства и развития мира;
  2. Прогностическая — наука прогнозирует будущее на основе имеющихся знаний;
  3. Социальная — наука влияет на процессы, происходящие в обществе, и её открытия помогают совершенствовать социальную и экономическую жизнь
  4. Производственная — наука создаёт технологии, которые внедряются в производство и делают его более быстрым и качественным;
  5. Мировоззренческая — наука как элемент духовной сферы влияет на формирование мировоззрения человека.

Классификация научных исследований

Научное исследование — это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом — структура системы, взаимодействие её элементов, различные свойства, закономерности развития.

Научные исследования классифицируются по видам связи с общественным производством, целевому назначению, степени важности для народного хозяйства и источникам финансирования.

По видам связи с общественным производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин, конструкций, повышение эффективности производства, улучшение условий труда и т. п.

По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки.

  • Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования. Цель фундаментальных исследований — открытие новых законов, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий. Фундаментальные исследования связаны со значительным риском и неопределенностью с точки зрения получения конкретного положительного результата, вероятность которого не превышает 10 %. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного. Несмотря на это, именно фундаментальные исследования составляют основу развития как самой науки, так и общественного производства.
  • Прикладные исследования- создание новых либо совершенствование существующих средств производства, предметов потребления и т. д. Прикладные исследования, в частности исследования в области технических наук, направлены на «овеществление» знаний, полученных в результате фундаментальных исследований. Прикладные исследования в области техники, как правило, не имеют непосредственного дела с природой. Объектом исследования в них обычно являются машины, технологии или организационная структура, то есть искусственная природа. Практическая ориентация и конкретное целевое назначение прикладных исследований делает вероятность получения ожидаемых от них результатов весьма значительной, не менее 80 — 90 %. В результате прикладных исследований на основе научных понятий создаются технические. Прикладные исследования, в свою очередь, подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
  • Поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований. В результате научно-исследовательских работ создаются новые технологии, опытные установки, приборы. Целью опытно-конструкторских работ является подбор конструктивных характеристик, определяющих логическую основу конструкции.

По степени важности для народного хозяйства научные исследования подразделяются на важнейшие работы, выполняемые по научно-техническим программам, утвержденным Государственным комитетом по науке и технологиям, работы, выполняемые по планам отраслевых министерств и ведомств и работы, выполняемые по планам научно-исследовательских организаций.

В зависимости от источника финансирования научные исследования делят на госбюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые.

Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

История развития науки

Зиккураты в Месопотамии — первые астрономические обсерватории
Иллюстрация гелиоцентрической системы мира из атласа Андрея Целлария Harmonia Macrocosmica (1708)

Наука явление конкретно-историческое, имеющее своё начало и проходящее в своём развитии ряд качественно-своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и её критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе[19].

Рациональное мышление отделилось от обыденного знания в ещё в глубокой древности. Однако первоначальные, способы познание нельзя было отнести к научному. Так, хотя мышление позволило человеку выделить новый предмет изучения окружающего мира — явления природы, на протяжении тысячелетий, способ познания оставался мифологическим (или религиозным). Хотя первые признаки становления научного знания стали появляться уже в древнем Египте, Месопотамии и Индии ещё на границе второго и третьего тысячелетий до н. э., когда возникли древняя медицина, астрология, математика (точнее, система счисления), возникновением именно научного знания человечество обязано появлению в древней Греции сначала философии, а вслед за ней и науки в её классическом понимании. Первые классические научные теории и появление логики, как основы научного метода появились не ранее 4 века до н. э. и связаны с Академией Платона. Основой для античного мировоззрения являлся космоцентризм, то есть природа понималась как космос — вечный и неизменный порядок, где все имеет своё естественное место и подчиняется космическому закону.

В эпоху средневековья на развитие науки огромное влияние оказывала христианская религия. Космоцентрическое мировоззрение не исчезло, но космос стал представляться как творение Бога; соответственно, основным опытом средневекового человека был Бог, а не природа. Более того, с введением византийским императором Юстинианом христианства как государственной религии Римской Империи, формирование научного знания было фактически законодательно запрещено[20]. Так в 529 г. на всём пространстве империи были запрещены и закрыты все «языческие», то есть классические греческие школы (включая знаменитую платоновскую Академию в Афинах) в которых науки преподавались на основе базовых научных принципов доказательности, верификации и фальсифицируемости (опровержения) знаний. Их заменили раннехристианские школы, основа обучения в которых строилась на свойственном христианству принципе каноничности, когда любое отклонение от ранее установленного и признанного «безусловно истинным» знания отвергалось и даже прямо запрещалось вне зависимости от фактических данных. Так, например, явная ошибка, допущенная ещё Аристотелем о том, что «у женщин (якобы) меньше зубов чем у мужчин» не смотря на очевидную неверность, последовательно повторялась в средневековых источниках более десяти веков[21].

С VII-го, вплоть примерно до XI века основным локомотивом развития науки в европейском и переднеазиатском регионе были арабские исследователи. Ранний ислам не только не запрещал научно-исследовательскую деятельность, но и всячески приветствовал получение новых знаний, прежде всего в практических областях. Именно арабским учёным VII—XII веков мы обязаны основным открытиям в области физиологии, медицины, алгебры, астрономии, механики, материаловедения, кораблестроения и мореплавания (в части навигации). Позднее, отношение к поиску новых истин изменилось и в исламе, что вновь привело к стагнации. Лишь в эпоху Возрождения и особенно в Новое время ситуация стала кардинально меняться: центр «научной» проблематики смещается от Бога к человеку (антропоцентризм). Именно тогда происходит рождение современной науки. Физическая природа начинает пониматься как объект человеческого исследования и господства при помощи науки и техники. Природа становится материалом, используемым человеком для своей пользы, а сам человек решительно противопоставляет себя природе. Одним из решающих факторов, повлиявших на культуру того времени, стала научная революция.

Основные черты науки, сформировавшейся в Новое время свойственны и нашему времени. Так, метод новой науки состоит в аналитическом рассмотрении явления. Вначале формулируется проблема, затем гипотеза, являющая собой рационально упорядоченный априорный опыт, а затем доказывается её истинность (как правило, с помощью эксперимента). Экспериментом подчеркивается соединение теории с практикой: математический метод доказывает свою действенность в реальном мире. Именно поэтому происходит интенсивное развитие практически ориентированных наук, а также техники[22].

На рубеже тысячелетий остро встала проблемы этики науки[23]. Современная наука несет вклад в области не только технологических новаций, но и на концептуальном уровне. Например концепция самоорганизации (синергетики), возникнув в естественных науках, сегодня оказывается приложимой к развитию экономики, образования, культуры в целом.

На современном этапе наука как вид познания и способ деятельности представлены на многих научно — популярных сайтах[24].

Примечания

  1. Стёпин В.С. наука. АНО БРЭ, 2022 — 2023 (4 октября 2023). Дата обращения: 12 ноября 2023.
  2. Алексеев И. С. Наука / гл. ред. А. М. Прохоров. — М. ,: Большая советская энциклопедия в 30 т., Т.17, 1974.
  3. 3,0 3,1 3,2 Колмогоров Ю.Н. ,Сергеев А.П., Тарасов Д.А., Арапова С. П. Методы и средства научных исследований. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. — С. 29—32. — 152 с.
  4. 4,0 4,1 Кохановский В.П. Философия и методология науки : учебник для вузов / Кохановский В.П.. — Ростов‑на-Дону: Феникс, 1999. — 576 с.
  5. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации : учеб. пособие для вузов / / Лешкевич Т.Г.. — М.: Издательство ПРИОР, 2001. — 428 с.
  6. Трофимов В.В. Объективность науки и теоретические формы знания // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. : журнал. — 2017. — Вып. 3. — С. 47.
  7. Цветков В.Я. Логика в науке и методы доказательств. — Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Akademic, 2012. — 84 с. — ISBN 9783659151156.
  8. Кудж С.А, Цветков В.Я. Системный подход в диссертационных исследованиях // Перспективы науки и образования : журнал. — 2014. — № 3. — С. 26—32.
  9. Господинов С.Г. Логическое обоснование в научных исследованиях // Информационные технологии в науке, образовании, управлении : журнал. — 2018. — № 6. — С. 41—46.
  10. Максимов В.Е. Причины, условия и этапы развития научной терминологии // Актуальные вопросы экономических наук : журнал. — 2014. — С. 43—45.
  11. Кедров Б.М. Энгельс и его предшественники // Б.М. Кедров // Классификация наук : в 3 т.. — Издательство ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1961. — Т. 1.
  12. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 24 февраля 2021 г. № 118 "Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093". Гарант. ру. Информационно - правовой портал (9 апреля 2021). Дата обращения: 7 июля 2023.
  13. 13,0 13,1 13,2 Джахая Л.Г. Классификация наук как философская и науковедческая проблема / Джахая Л.Г.. — Сухуми: Алашара, 1969. — 256 с.
  14. 14,0 14,1 Никифоров, А. Н. Природа философии: Основы философии. — М.: Идея-Пресс, 2001.
  15. 15,0 15,1 Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник для высших учебных учреждений. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 34—44. — 574 с.
  16. Классификация наук // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина., 2004.
  17. 17,0 17,1 Рузавин Г.И. Методология научного познания : Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — С. 40—70. — 287 с.
  18. Веселовский И.Н. Аристарх Самосский - Коперник античного мира // Историко-астрономические исследования : Вып.VII. — 1961. — С. 29.
  19. Традиции и революции в истории науки / по ред. Гайденко П.П.. — М.,: Наука, 1991. — 264 с. — ISBN ISBN 5020081302.
  20. Ведешкин, М. А. Правовой статус язычников и языческих культов в Римской империи IV—VI вв.: законодательство и практика // Император Юлиан. Полное собрание творений / пер. Сидаш Т.Г.. — Quadrivium, 2016. — С. 786—789. — 1088 с. — ISBN 978-5-7164-0697-1.
  21. Аристотель. О частях животных. (Серия «Классики биологии и медицины») / Пер. В. П. Карпова.. — М.: Биомедгиз, 1937.
  22. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. — М.: Наука, 1988. — С. 213—220. — ISBN ISBN 5020033243.
  23. Торосян В.Г. История и философия науки. — М.,: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2012. — С. 9—10. — 368 с. — ISBN ISBN 978-5-691-01584-7..
  24. Борисов М. Гиперболоид Владимира Шухова. https://elementy.ru/. © 2005–2023 «Элементы» (21.03.2023). Дата обращения: 22 апреля 2023.

Литература

  1. Джахая Л. Г. Классификация наук как философская и науковедческая проблема. — Сухуми: Алашара, 1969
  2. Кедров Б. М. Классификация наук : в 3 т.. — Издательство ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1961.
  3. Кохановский В. П. Философия и методология науки: учебник для вузов / Кохановский В. П..— Ростов‑на-Дону: Феникс, 1999
  4. Ракитов А. И. Анатомия научного знания. — М.,: Политиздат, 1969
  5. Рузавин А. Г. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
  6. Торосян В. Г. История и философия науки. — М.,: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2012