Агрохимия

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Наука
Агрономическая химия
Агрохимия
Soil Survey09 (39041768842).jpg
Тема Агрономия
Предмет изучения сельскохозяйственная химия
Период зарождения XIX век
Вспомогат. дисциплины почвоведение, неорганическая химия, геохимия
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Агрономическая хи́мия (агрохи́мия) — наука, изучающая приёмы воздействия на химические и биохимические процессы, протекающие в почве и в растениях, минеральное питание растений, применение удобрений и средств химической мелиорации почв с целью улучшения плодородия почв и повышения урожайности[1].

История

Развитие агрохимии неразрывно связано с развитием наших знаний о питании растений. Навоз, золу, известь и другие местные удобрения земледельцы применяли задолго до разработки современной теории питания растений. Но тогда положительное действие удобрений не могло быть теоретически объяснено, что закрывало, путь к широкому их применению. Первые научные данные были получены относительно воздушного питания растений[2]. В конце XVIII века Пристли, Ингенгуз и Шёнбейн зкспериментально показали, что зеленые листья растений на свету усваивают из воздуха углекислый газ выделяя из него кислород и оставляя в себе углерод, который используется для построения растительных тканей. Так был открыт фотосинтез у растений[2]. В 1813 году термин Агрикультур химия ввёл английский химик Хэмфри Дэви[3].

В 1761 году шведским химиком Валериусом была выпущена первая книга по основам земледельческой химии. В 30-х годы XIX века французским учёным Буссенго предпринято изучение круговорота веществ в земледелии. В 1840 немецкому учёному Либиху в книге «Химия в приложении к земледелию» удалось доказать, что растения питаются не перегноем, как полагали многие учёные до него, а минеральными солями. Либих предложил перерабатывать костяную муку в суперфосфат, а основатель Ротемстедской станции в Англии Джон Лос построил первый в мире суперфосфатный завод. Начиная с 60-х годов XIX века в Германии агрохимические исследования развернулись на сельско-хозяйственных опытных станциях. В 1859 году немецкие учёные Сакс и Кноп предложили питательные смеси для выращивания растений в искусственных условиях. В 1886 году немецкий агрохимик Герман Хелльригель впервые доказал роль клубеньковых бактерий в усвоении азота воздуха бобовыми растениями. В США развитие агрохимических исследований было связано с организацией в 1887 году сети опытных станций и сельскохозяйственных колледжей при университетах. Работы Гилгарда и Сирил Хопкинс в США дали ценные материалы для изучения Агрохимии почв и системы удобрения в севообороте[1].

В России первые научные высказывания по Агрохимии принадлежат Михаилу Ломоносову, который впервые дал объяснение происхождения гумуса почвы из органических остатков растений. В 1825 году агробиолог Михаил Павлов опубликовал первое русское руководство по Агрохимии «Земледельческая химия». В 60-х годах XIX века начались исследования Александра Энгельгардта, который организовал в Петербургском земледельческом институте агрохимическую лабораторию и предложил использовать на удобрение фосфориты. К этому же времени относится деятельность Дмитрия Менделеева в области Агрохимии. Под его руководством были поставлены географические опыты с минеральными удобрениями. Важное значение для развития Агрохимии в России имела научная и общественная деятельность Климента Тимирязева, который был инициатором постановки первых вегетационных опытов по изучению питания растений. Одним из крупных центров агрохимических исследований в России была кафедра частного земледелия Московского сельскохозяйственного института которую возглавлял Дмитрий Прянишников, другим — кафедра почвоведения Петербургского лесного института которой руководил Пётр Коссович. Большие заслуги в разработке важнейших теоретических и практических проблем Агрохимии принадлежат Дмитрию Прянишникову. Им опубликованы многие работы по вопросам питания растений, действию удобрений, их практическому применению и другим важнейшим вопросам Агрохимии. Велико также значение работ почвоведа-агрохимика Константина Гедройца по изучению поглотительной способности почв и растениевода Алексея Дояренко по разработке серии точных методов исследования динамики почвенных процессов в связи с изменением в ней водно-воздушного режима[1].

В Советский период учёные провели комплекс агрохимических исследований по повышению плодородия почв и урожайности. Видную роль в развитии учения о свойствах почв в связи с питанием растений и применением удобрений сыграли советские исследователи Николай Авдонин, Давид Аскинази, Евгений Бобко, Михаил Каталымов и многие другие. Многое сделано по изучению эффективности разных форм удобрений, способов и доз их внесения, по применению микроэлементов под различные культуры. Советские учёные-агрохимики показали, что внесение суперфосфата в гранулированной форме изменяет его взаимодействие с почвой, микрофлорой и растениями; поглощение его почвой резко сокращается, а использование растениями возрастает. Большое внимание уделялось вопросам локального внесения удобрений в лунки, гнёзда и рядки. Создание в Советском Союзе специальных институтов и опытных станций по изучению возделывания хлопчатника, сахарной свёклы, льна, чая, картофеля и других культур обеспечило проведение большого числа опытов по действию удобрений на величину и качество урожая этих культур. В 1963—1965 годах в Почвенном институте имени В. В. Докучаева была впервые разработана почвенно-агрохимическая карта Советского Союза, на которой выделены семь почвенно-агрохимических зон и внутри каждой зоны районы, различные по эффективности минеральных удобрений. В 1964 в Советском Союзе была создана Агрохимическая служба с сетью агрохимических лабораторий по вопросам химизации сельского хозяйства[1].

Агрохимия как наука

Агрохимия применяет в своих исследованиях химические и биологические методы. Химические методы основаны на химическом анализе образцов почв, растений и удобрений, получившей название Агрохимический анализ и проводятся в агрохимических лабораториях. К биологическим методам относятся вегетационные, полевые и производственные опыты. Ценность биологических опытов состоит в том, что они вполне определённо отвечают на вопрос, как избранная культура отзывается на внесение удобрений. Вегетационный опыт проводится в специальных сосудах, размещающихся в застеклённых помещениях — вегетационных домиках. С помощью этого метода изучают теоретические вопросы питания растений, взаимосвязь между условиями питания и обменом веществ у растений, влияние условий питания в разные периоды роста на химический состав и качество урожая растений. Разработка методики водных культур позволила обеспечить промышленное производство овощей в беспочвенных культурах получило название гидропоника. Полевой опыт проводится на делянках при различных видах, дозах и способах внесения удобрений. Он даёт основание к разработке практических приёмов правильного применения удобрений в хозяйстве и используется в научных исследованиях. Производственный опыт отличается от полевого тем, что действие удобрений проверяется на больших полях с использованием тех приёмов агротехники и машин, которые имеются в хозяйстве. Он позволяет выяснить не только повышение урожайности, но и хозяйственную пригодность рекомендуемых приёмов внесения удобрений. В агрохимических исследованиях применяются достижения физики, в том числе агрофизики и химии. Большую роль в Агрохимии играет метод меченых атомов, который позволяет более точно определить в почве запасы усвояемых веществ, их поступление в растения[1]

Агрохимия изучает также и некоторые другие средства повышения урожайности — гербициды и ростовые вещества. Агрохимия является научной основой химизации сельского хозяйства. По объектам, методам и задачам исследования Агрохимия относится одновременно к химическим и биологическим наукам. Агрохимия тесно связана с почвоведением, земледелием, метеорологией, физиологией и биохимией растений, сельскохозяйственной микробиологией, физикой, химией. Важнейшие разделы Агрохимии: питание растений, взаимодействие удобрений с почвой, изучение эффективности отдельных видов и форм удобрений, способов их внесения, химическая мелиорация почв (известкование, гипсование), исследование и применение химических средств борьбы с сорняками. Основной способ вмешательства человека в этот круговорот — применение удобрений. Внесение минеральных удобрений позволяет вводить в круговорот веществ в земледелии новые количества элементов питания растений, а применение навоза и других отходов растениеводства и животноводства — повторно использовать часть питательных веществ, уже входивших в состав предыдущих урожаев. В результате становится возможным восполнять вынос питательных веществ урожаями и непроизводительные потери их из почвы (вследствие ветровой и водной эрозии, выщелачивания, улетучивания в атмосферу) и таким образом не только поддерживать, но и повышать плодородие почв. Главной целью применения удобрений является регулирование круговорота питательных веществ в земледелии и улучшение питания растений. Как писал Тимирязев:

В конечном счете все задачи земледелия, сводятся к возможно строгому осуществлению питания растений"[2]

Изучение питания растений всегда было одной из важнейших задач агрохимии. Она исследует также обмен веществ в растениях в связи с условиями питания, так как характер его определяет не только величину, но и качество урожая. Исследование этих вопросов связывает агрохимию с физиологией и биохимией растений. Но в задачу агрохимии входит, кроме того, входит изучение и разработка наиболее эффективных методов регулирования питания и обмена веществ в растениях внесением удобрений для повышения урожая и улучшения его качества. При изучении питания растений и разработке способов его регулирования с помощью удобрений должны учитываться также особенности биологии и агротехники отдельных культур. Здесь отмечается связь агрохимии с растениеводством. Вторым объектом исследования в является почва. Изучение содержания и содержания питательных веществ в почве, доступности растениям, разнообразных процессов превращения удобрений в почве, их действия на её свойства — важный раздел агрохимии; по этой линии она связана с почвоведением и почвенной микробиологией. Третий объект исследованиями становятся сами удобрения, изучая их состав, свойства и эффективность, с сельскохозяйственным производством, но и с химической промышленностью, ибо оценка новых видов и форм удобрений, выпускаемых ею, определение заказа на их производство входят в задачу Агрохимии. Три основных объекта, изучаемых в агрохимии — растения, почва и удобрения — находятся в диалектической взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Как писал Дмитрий Прянишников:

Изучение взаимоотношений между растением, почвой и удобрениями всегда являлось главной задачей агрохимиков…причём, что только агрохимия в целях регулирования питания растений внесением соответствующих удобрений для повышения плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур занимается синтезом знаний по трем названным взаимодействующим факторам. В этом состоит её отличие от других смежных наук[2]

Изучение питания растений и взаимодействия между растением, почвой и удобрением составляет теоретическую основу агрохимии. Знание её позволяет творчески решать многие практические вопросы применения удобрений. Это вопросы о наиболее эффективных фор мах, дозах и соотношениях удобрений, рациональных сроках и способах их внесения под различные культуры на разных почвах, о правильном сочетании внесения удобрений с системой обработки почвы, севооборотом, орошением и другими агротехническими приемами. Агрохимия тесно связана с общим земледелием и мелиорацией, а также с экономикой и организацией сельскохозяйственного производства, так как любые приемы использования удобрений обусловлены агротехникой и должны оцениваться с точки зрения их экономической эффективности, а все мероприятия по применению удобрений должны быть увязаны в общем организационно-хозяйственном плане хозяйства[2].

При изучении теоретических и практических вопросов в агрохимии применяют разнообразные методы исследования: 1) лабораторные (химические и физико-химические) анализы растения, почвы и удобрения; 2) вегетационные опыты с растениями (в вегетационных доликах-ir теплицах); 3) полевые опыты с удобрениями в различных азональных почвах 4) производственные опыты на больших площадях в колхозах и совхозах с оценкой экономической эффективности полученных результатов. Приложение агрохимии в практике сельского хозяйства осуществляется главным образом по линии эффективного использования разнообразных местных и промышленных удобрений[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Агрохимия // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Смирнов П. М., Муравин Э. А. Агрохимия. — М.: Колос, 1981. — 319 с.
  3. Davy H. Elements Of Agricultural Chemistry In A Course Of Lectures. — London: Longman, 1813. Деви Г. Основы земледельческой химии. — СПб. 1832

Литература