Агрономия
Наука | |
Агрономия | |
---|---|
Предмет изучения | Флора |
Основные направления | Ботаника, физиология растений, генетика, биохимия, микробиология, почвоведение |
Значительные учёные | Михаил Васильевич Ломоносов, Андрей Тимофеевич Болотов, Клемент Аркадьевич Тимирязев, Василий Васильевич Докучаев, Дмитрий Николаевич Прянишников |
Агроно́мия (от др.-греч. ἀγρός — поле, νόμος — закон) — комплекс наук о возделывании растений, рациональном использовании сельскохозяйственных угодий, повышении плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур. Агрономия включает земледелие, агрохимию, агрофизику, растениеводство, селекцию, фитопатологию, сельскохозяйственную энтомологию; базируется на ботанике, генетике, микробиологии, физиологии и биохимии растений, экологии, почвоведении, метеорологии и других естественных науках[1].
Специалисты сельского хозяйства, обладающие всесторонними знаниями в данной области, называются агрономами.
История возникновения агрономии как науки
История развития агрономической науки тесно связано с историей развития общественно-исторических формаций. Изначально опыт земледелия передавался устно из поколения в поколение. Агрономические правила и наставления были известны в Древнем Египте, Древней Греции (Аристотель), Древнем Риме (Катон, Варрон, Колумелла, Плиний Старший) несколько тысячелетий назад[2]. Это был период античной агрономии. Научные основы её были заложены в XVII—XVIII веках. Этот период совпадает с развитием капитализма в Западной Европе, с повышением спроса на сельскохозяйственную продукцию и развитием естественных наук. Во 2-й половине XVIII века агрономическая мысль была направлена на поднятие производительности земледелия[3].
Становление научной агрономии связано с именами Артура Юнга в Великобритании, Альбрехта Тэера, Юстуса Либиха в Германии, Антуана Лавуазье, Жана Буссенго во Франции. Работа Тэера («Основы рационального сельского хозяйства» («Grundsätze der rationellen Landwirtschaft», 1809-12, Bd 1-4) сыграла прогрессивную роль в развитии агрономии, показав важное влияние органического вещества на плодородие почвы[4].
Крупный вклад в развитие научной агрономии в период XVII—XVIII веков сделали русские учёные и практики — Михаил Васильевич Ломоносов, Андрей Тимофеевич Болотов, Матвей Иванович Афонин, Василий Алексеевич. Левшин, Иван Михайлович Комов и др. Они доказали значимость зональной агротехники и недопустимость копирования западно-европейских агрономических приёмов в русских условиях.
В 1765 году было основано Вольное экономическое общество, которое сыграло большую роль в становлении отечественной агрономии. В его работе активно участвовали А. Т. Болотов и И. М. Комов, предложившие заменить паровую систему земледелия плодосменной. В 1-й половине XIX века значительный вклад в агрономию внёс Михаил Григорьевич Павлов, им было раскрыто значение почвенных процессов в питании растений, разработана теория применения удобрений. Дмитрий Иванович Менделеев и Дмитрий Николаевич Прянишников исследовали вопросы питания растений и применения удобрений. 2-я половина XIX века была связана со специализацией земледелия и с поиском новых форм систем земледелия, что нашло отражение в работе Александра Васильевича Советова «О системах земледелия» (1867). Он впервые доказал зависимость систем земледелия от общественно-экономических условий, дал их классификацию и историю развития[4]. Климент Аркадьевич Тимирязев развил учение о фотосинтезе и показал, что растение может в несколько раз увеличить использование солнечной энергии. В конце XIX—начале XX веков из агрономии выделяется селекция (работы Дионисия Рудзинского, Ивана Владимировича Мичурина, Лютера Бёрбанка и др.). Важный вклад в учение о системах земледелия внесли А. Н. Шишкин, Алексей Сергеевич Ермолов, Иван Александрович Стебут и другие[5]. Особое значение для развития агрономии имела деятельность русских учёных в области почвоведения и земледелия: Василий Васильевич Докучаева, который дал первую в мире научную классификацию почв по их происхождению; Павел Андреевич Костычева, давшего агрономическую оценку чернозёмов и обосновавшего рациональные приёмы их обработки; Василия Робертовича Вильямса, внёсшего огромный вклад в изучение структуры почвы; Алексей Григорьевич Дояренко, который разработал ряд оригинальных методов исследований физических свойств почвы. Он придавал большое значение в земледелии занятым парам и промежуточным культурам[4].
Особую роль в развитии русской агрономии сыграли опытные учреждения и учебные заведения. В 1867 году Вольное экономическое общество приступило к проведению опытов с удобрениями. В 1902 году создана сеть опытных станций при сахарных заводах для разработки приёмов возделывания сахарной свёклы, селекции и сортоиспытания этой культуры. В 1908 году было положено начало новому направлению в организации сельскохозяйственного опытного дела в России — размещению сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений в соответствии с природными зонами страны; созданы государственные опытные станции — Запольская (Петербургская губерния), Костычевская (Самарская губерния), Энгельгардтовская (Смоленская губерния) и Шатиловская (Тульская губерния). На опытных станциях и полях изучали и разрабатывали приёмы обработки почвы, севообороты, агротехнику отдельных культур и другие вопросы, имеющие важное значение в земледелии. В 1-й половине XIX века открыт Новоалександрийский институт сельского хозяйства и лесоводства (ныне Харьковский сельскохозяйственный институт им. В. В. Докучаева) и Горы-Горецкий институт (ныне Белорусская сельскохозяйственная академия). В 1865 году учреждена Петровская земледельческая и лесная академия (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева), ставшая центром развития агрономии и подготовки агрономических кадров[6].
В конце XIX—начале XX века в России была создана сеть сельскохозяйственных опытных станций и система сельскохозяйственного образования. После Октябрьской революции 1917 году в СССР были созданы новые научно-исследовательские учреждения по агрономии. В 1920-х годах открылись новые научные и учебные сельскохозяйственные заведения. В 1922 году в Москве организован Государственный центральный институт опытной агрономии. В 1929 году учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ). В 1985 году работало 315 научно-исследовательских институтов с сетью опытных станций и опытных полей, 1500 сортоиспытательных участков, машиноиспытательные станции. Советскими учёными проделана большая работа по изучению видового состава, сортового и экологического разнообразия сельскохозяйственных культур; выявлено много ранее неизвестных науке видов растений, установлены основные центры происхождения культурных растений (Н. И. Вавилов, П. М. Жуковский, Л. Л. Декапрелевич и др.). Селекционеры Пётр Иванович Лисицын, Василий Яковлевич Юрьев, Василий Степанович Пустовойт, Павел Пантелеймонович Лукьяненко и др. вывели сотни новых сортов сельскохозяйственных культур. Во всех почвенно-климатических зонах была заложена сеть полевых опытов по применению удобрений, изучению севооборотов, обработке почвы, защиты её от эрозии и др[3].
На рубеже XX—XXI веков ускорение научно-технического прогресса и расширение международных связей способствовали интенсивному развитию агрономии во всём мире. Многочисленные открытия в области естествознания позволили использовать в агрономии биотехнологию (в том числе генетическую и клеточную инженерию), с помощью которой создают новые формы и сорта растений, обладающие полезными признаками, устойчивые к болезням. Благодаря достижениям химии постоянно пополняется ассортимент агрохимикатов. Разработаны экологически безопасные и почвозащитные технологии в рамках агроландшафтных систем земледелия[3].
Некоторые разделы агрономии
Земледелие и растениеводство — две смежные отрасли в сельскохозяйственной науке. Они изучают взаимосвязь культурных растений и почвенной системы, на основе которой разрабатываются практические рекомендации по повышению плодородия почв и созданию оптимальных условий для растений с целью получения оптимальных урожаев высокого качества, соответствующие экологическим ГОСТам.
Исследования в области земледелия как науки соприкасаются и переплетаются с исследованиями ряда смежных наук (растениеводство — агротехника отдельных культур, почвоведение — регулирование эффективного плодородия почв, агрохимия, микробиология — регулирование условий питания, защита растений), а также экономикой, механизацией, гидромелиорацией, метеорологией и др.[7]
Объект исследований в растениеводстве — преимущественно само растений с его требованиями к условиям выращивания, воздействие на последние агротехническими средствами. Растениеводство в вопросах почвенной среды и размещения культур в севообороте опирается на разработки земледелия и агрохимии, в вопросах роста и развития растений — на ботанику, физиологию, селекцию и семеноводство, фитопатологию и энтомологию.
Проблема воспроизводства плодородия почв и оптимизации питания растений требует мобилизации знаний учёных и специалистов на поиск различных альтернативных видов агрохимического сырья для непосредственного использования в качестве удобрений и химических мелиорантов. В связи с этим возникает необходимость дальнейшего совершенствования методических вопросов использования агрохимических средств, агроэкологической их оценки, разработки технологий использования новых видов удобрений и химических мелиорантов, повышения рентабельности их применения, экономико-энергетической окупаемости технологий[7].
Развитие растениеводства, производство экологически чистой продукций во многом зависит от экологической политики проводимой государством, состояния экономики этого государства и уровня развития науки и техники. Экологическая политика государства предполагает разработку природоохранительных законов и четкое их соблюдение[3].
Задачи современного земледелия
Земледелие как наука решает следующие задачи:
1. Получение максимального количества растениеводческой продукции высшего качества с единицы сельскохозяйственных угодий.
2. Обеспечить наиболее рациональное использование земельных, водных, растительных и других ресурсов и всего биоклиматического потенциала (солнечной энергии, тепла, осадков и т. д.).
3. Осуществлять интенсификацию использования земли, не нарушая экологии, органически сочетаясь с природными экосистемами, образуя с ними единую устойчивую и высокопродуктивную агроэкосистему.
4. Повышать плодородие почв и не допускать эрозионных процессов, химического и другого загрязнения с.-х. угодий, водных источников и производимой продукции.
5. Разрабатывать способы ускоренного преобразования низкоплодородных почв в высокоплодородные[6].
Примечания
- ↑ Агрономия . ГАУН РБ «Башкирская энциклопедия». Дата обращения: 20 апреля 2024.
- ↑ История развития агрономической науки . www.activestudy.info. Дата обращения: 20 апреля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 История и основные этапы развития агрономии . achgaa.ru. Дата обращения: 20 апреля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Агрономия . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 20 апреля 2024.
- ↑ В.И. Солодун.Основы и методология научных исследований . Дата обращения: 20 апреля 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Научные основы земледелия . www.vavilovsar.ru. Дата обращения: 20 апреля 2024.
- ↑ 7,0 7,1 Основы научных исследований в агрономии . www.kgau.ru. Дата обращения: 21 апреля 2024.
Литература
- Агрономическая помощь в России. СПб: Издание Деп. земледелия, 1914.
- Тышкевич Г. Л. Экология и агрономия / Отв. ред. д-р биол. наук А. Ф. Палий. — Кишинёв: Штиинца, 1991. — 272 с. — ISBN 5-376-01040-6.
Ссылки
- Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Агрономия. ГАУН РБ «Башкирская энциклопедия»
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |