Агрономия

Материал из «Знание.Вики»
Наука
Агрономия
Ротоватор.jpg
Предмет изучения Флора
Основные направления Ботаника, физиология растений, генетика, биохимия, микробиология, почвоведение
Значительные учёные Михаил Васильевич Ломоносов, Андрей Тимофеевич Болотов, Клемент Аркадьевич Тимирязев, Василий Васильевич Докучаев, Дмитрий Николаевич Прянишников

Агроно́мия (от др.-греч. ἀγρός — поле, νόμος — закон) — ком­плекс на­ук о воз­де­лы­ва­нии рас­те­ний, ра­цио­наль­ном ис­поль­зо­ва­нии сельскохозяйственных уго­дий, по­вы­ше­нии пло­до­ро­дия поч­вы и уро­жай­но­сти сельскохозяйственных куль­тур. Агрономия вклю­ча­ет зем­ле­де­лие, аг­ро­хи­мию, аг­ро­фи­зи­ку, рас­те­ние­вод­ст­во, се­лек­цию, фи­то­па­то­ло­гию, сельскохозяйственную эн­то­мо­ло­гию; ба­зи­ру­ет­ся на бо­та­ни­ке, ге­нети­ке, мик­ро­био­ло­гии, фи­зио­ло­гии и био­хи­мии рас­те­ний, эко­ло­гии, поч­во­ве­де­нии, ме­тео­ро­ло­гии и других ес­тественных нау­ках[1].

Специалисты сельского хозяйства, обладающие всесторонними знаниями в данной области, называются агрономами.

История возникновения агрономии как науки

Портрет агронома Андрея Болотова (1738—1833)

История развития агрономической науки тесно связано с историей развития общественно-исторических формаций. Из­на­чаль­но опыт зем­ле­де­лия пе­ре­да­вал­ся уст­но из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Агрономические правила и наставления были известны в Древнем Египте, Древней Греции (Аристотель), Древнем Риме (Катон, Варрон, Колумелла, Плиний Старший) несколько тысячелетий назад[2]. Это был период античной агрономии. Научные основы её были заложены в XVIIXVIII веках. Этот период совпадает с развитием капитализма в Западной Европе, с повышением спроса на сельскохозяйственную продукцию и развитием естественных наук. Во 2-й половине XVIII века агрономическая мысль была направлена на поднятие производительности земледелия[3].

Ста­нов­ле­ние на­учной агрономии свя­за­но с име­на­ми А. Юн­га в Ве­ли­ко­бри­та­нии, А. Тэе­ра, Ю. Ли­би­ха в Гер­ма­нии, А. Л. Ла­ву­а­зье, Ж. Бус­сен­го во Фран­ции. Работа Тэера («Ос­но­вы ра­цио­наль­но­го сель­ско­го хо­зяй­ст­ва» («Grundsätze der rationellen Landwirt­schaft», 1809-12, Bd 1-4) сыграла прогрессивную роль в развитии агрономии, показав важное влияние органического вещества на плодородие почвы[4].

Крупный вклад в развитие научной агрономии в период XVII—XVIII веков сделали русские учёные и практики — М. В. Ломоносов, А. Т. Болотов, М. И. Афонин, В. А. Левшин, И. М. Комов и др. Они доказали значимость зональной агротехники и недопустимость копирования западно-европейских агрономических приёмов в русских условиях.

В 1765 году бы­ло ос­но­ва­но Воль­ное эко­но­мическое общество, ко­то­рое сыг­ра­ло боль­шую роль в ста­нов­ле­нии отечественной агрономии. В его ра­бо­те ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли А. Т. Бо­ло­тов и И. М. Ко­мов, пред­ло­жив­шие за­ме­нить па­ро­вую сис­те­му зем­ле­де­лия пло­дос­мен­ной. В 1-й половине XIX века зна­чительный вклад в агрономию внёс М. Г. Пав­лов, им было раскрыто значение почвенных процессов в питании растений, разработана теория применения удобрений. Д. И. Менделеев и Д. Н. Прянишников исследовали вопросы питания растений и применения удобрений. 2-я половина XIX века бы­ла свя­за­на со спе­циа­ли­за­ци­ей зем­ле­де­лия и с по­ис­ком но­вых форм сис­тем зем­ле­де­лия, что на­шло от­ра­же­ние в ра­бо­те А. В. Со­ве­то­ва «О сис­те­мах зем­ле­де­лия» (1867). Он впер­вые до­ка­зал за­ви­си­мость сис­тем зем­ле­де­лия от об­ще­ст­вен­но-эко­но­мических ус­ло­вий, дал их клас­си­фи­ка­цию и ис­торию раз­ви­тия[4]. К. А. Тимирязев развил учение о фотосинтезе и показал, что растение может в несколько раз увеличить использование солнечной энергии. В конце XIX—начале XX веков из агрономии выделяется селекция (работы Д. Л. Рудзинского, И. В. Мичурина, Л. Бёрбанка и др.). Важ­ный вклад в уче­ние о сис­те­мах зем­ле­де­лия вне­сли А. Н. Шиш­кин, А. С. Ер­мо­лов, И. А. Сте­бут и другие[5]. Осо­бое зна­че­ние для раз­ви­тия агрономии име­ла дея­тель­ность русских учё­ных в об­ла­сти поч­во­ве­де­ния и зем­ле­де­лия: В. В. До­ку­ча­ева, который дал первую в мире научную классификацию почв по их происхождению; П. А. Кос­ты­чева, давшего агрономическую оценку чернозёмов и обосновавшего рациональные приёмы их обработки; В. Р. Виль­ямса, внёсшего огромный вклад в изучение структуры почвы; А. Г. Доя­рен­ко, который разработал ряд оригинальных методов исследований физических свойств почвы. Он придавал большое значение в земледелии занятым парам и промежуточным культурам[4].

Особую роль в развитии русской агрономии сыграли опытные учреждения и учебные заведения. В 1867 году Вольное экономическое общество приступило к проведению опытов с удобрениями. В 1902 году создана сеть опытных станций при сахарных заводах для разработки приёмов возделывания сахарной свёклы, селекции и сортоиспытания этой культуры. В 1908 году было положено начало новому направлению в организации сельскохозяйственного опытного дела в России — размещению сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений в соответствии с природными зонами страны; созданы государственные опытные станции — Запольская (Петербургская губерния), Костычевская (Самарская губерния), Энгельгардтовская (Смоленская губерния) и Шатиловская (Тульская губерния). На опытных станциях и полях изучали и разрабатывали приёмы обработки почвы, севообороты, агротехнику отдельных культур и другие вопросы, имеющие важное значение в земледелии. В 1-й половине XIX века открыт Новоалександрийский институт сельского хозяйства и лесоводства (ныне Харьковский сельскохозяйственный институт им. В. В. Докучаева) и Горы-Горецкий институт (ныне Белорусская сельскохозяйственная академия). В 1865 году учреждена Петровская земледельческая и лесная академия (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева), ставшая центром развития агрономии и подготовки агрономических кадров[6].

В конце XIX—начале XX века в Рос­сии бы­ла соз­да­на сеть сельскохозяйственных опыт­ных стан­ций и сис­те­ма сельскохозяйственного об­ра­зо­ва­ния. После Октябрьской революции 1917 году в СССР были созданы новые научно-исследовательские учреждения по агрономии. В 1920-х годах от­кры­лись но­вые на­учные и учеб­ные сельскохозяйственные за­ве­де­ния. В 1922 в Москве организован Государственный центральный институт опытной агрономии. В 1929 году учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ). В 1985 году работало 315 научно-исследовательских институтов с сетью опытных станций и опытных полей, 1500 сортоиспытательных участков, машиноиспытательные станции. Советскими учёными проделана большая работа по изучению видового состава, сортового и экологического разнообразия сельскохозяйственных культур; выявлено много ранее неизвестных науке видов растений, установлены основные центры происхождения культурных растений (Н. И. Вавилов, П. М. Жуковский, Л. Л. Декапрелевич и др.). Се­лек­цио­не­ры П. И. Ли­си­цын, В. Я. Юрь­ев, В. С. Пус­то­войт, П. П. Лукь­я­нен­ко и др. вы­ве­ли сот­ни но­вых сор­тов сельскохозяйственных куль­тур. Во всех поч­вен­но-кли­ма­тических зо­нах бы­ла за­ло­же­на сеть по­ле­вых опы­тов по при­мене­нию удоб­ре­ний, изу­че­нию се­во­обо­ро­тов, об­ра­бот­ке поч­вы, за­щи­ты её от эро­зии и др[3].

На ру­бе­же XX—XXI веков ус­ко­ре­ние на­учно-тех­нического про­грес­са и рас­ши­ре­ние ме­ж­ду­народных свя­зей спо­соб­ст­во­ва­ли ин­тен­сив­но­му раз­ви­тию агрономии во всём ми­ре. Мно­го­численные от­кры­тия в об­лас­ти ес­те­ст­во­зна­ния по­зво­ли­ли ис­поль­зо­вать в агрономии био­тех­но­ло­гию (в том числе ге­не­ти­че­скую и кле­точ­ную ин­же­не­рию), с по­мо­щью ко­то­рой со­зда­ют но­вые фор­мы и сор­та ра­сте­ний, об­ла­да­ю­щие по­лез­ны­ми приз­на­ка­ми, ус­той­чи­вые к бо­лез­ням. Бла­го­да­ря дос­ти­же­ни­ям хи­мии по­сто­ян­но по­пол­ня­ет­ся ас­сор­ти­мент аг­ро­хи­ми­ка­тов. Раз­ра­бо­та­ны эко­ло­ги­че­ски без­о­пас­ные и поч­во­за­щит­ные тех­но­ло­гии в рам­ках аг­ро­ланд­шафт­ных сис­тем зем­ле­де­лия[3].

Некоторые разделы агрономии

Земледелие и растениеводство — две смежные отрасли в сельскохозяйственной науке. Они изучают взаимосвязь культурных растений и почвенной системы, на основе которой разрабатываются практические рекомендации по повышению плодородия почв и созданию оптимальных условий для растений с целью получения оптимальных урожаев высокого качества, соответствующие экологическим ГОСТам.

Исследования в области земледелия как науки соприкасаются и переплетаются с исследованиями ряда смежных наук (растениеводство — агротехника отдельных культур, почвоведение — регулирование эффективного плодородия почв, агрохимия, микробиология — регулирование условий питания, защита растений), а также экономикой, механизацией, гидромелиорацией, метеорологией и др.[7]

Объект исследований в растениеводстве — преимущественно само растений с его требованиями к условиям выращивания, воздействие на последние агротехническими средствами. Растениеводство в вопросах почвенной среды и размещения культур в севообороте опирается на разработки земледелия и агрохимии, в вопросах роста и развития растений — на ботанику, физиологию, селекцию и семеноводство, фитопатологию и энтомологию.

Проблема воспроизводства плодородия почв и оптимизации питания растений требует мобилизации знаний учёных и специалистов на поиск различных альтернативных видов агрохимического сырья для непосредственного использования в качестве удобрений и химических мелиорантов. В связи с этим возникает необходимость дальнейшего совершенствования методических вопросов использования агрохимических средств, агроэкологической их оценки, разработки технологий использования новых видов удобрений и химических мелиорантов, повышения рентабельности их применения, экономико-энергетической окупаемости технологий[7].

Развитие растениеводства, производство экологически чистой продукций во многом зависит от экологической политики проводимой государством, состояния экономики этого государства и уровня развития науки и техники. Экологическая политика государства предполагает разработку природоохранительных законов и четкое их соблюдение[3].

Задачи современного земледелия

Земледелие как наука решает следующие задачи:

1. Получение максимального количества растениеводческой продукции высшего качества с единицы сельскохозяйственных угодий.

2. Обеспечить наиболее рациональное использование земельных, водных, растительных и других ресурсов и всего биоклиматического потенциала (солнечной энергии, тепла, осадков и т. д.).

3. Осуществлять интенсификацию использования земли, не нарушая экологии, органически сочетаясь с природными экосистемами, образуя с ними единую устойчивую и высокопродуктивную агроэкосистему.

4. Повышать плодородие почв и не допускать эрозионных процессов, химического и другого загрязнения с.-х. угодий, водных источников и производимой продукции.

5. Разрабатывать способы ускоренного преобразования низкоплодородных почв в высокоплодородные[6].

Примечания

  1. Агрономия. ГАУН РБ «Башкирская энциклопедия». Дата обращения: 20 апреля 2024.
  2. История развития агрономической науки. www.activestudy.info. Дата обращения: 20 апреля 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 История и основные этапы развития агрономии. achgaa.ru. Дата обращения: 20 апреля 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Агрономия. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 20 апреля 2024.
  5. В.И. Солодун.Основы и методология научных исследований. Дата обращения: 20 апреля 2024.
  6. 6,0 6,1 Научные основы земледелия. www.vavilovsar.ru. Дата обращения: 20 апреля 2024.
  7. 7,0 7,1 Основы научных исследований в агрономии. www.kgau.ru. Дата обращения: 21 апреля 2024.

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!