Генетика
Гене́тика (греч. γένεσις — происхождение) — это область биологии, которая изучает наследственность и изменчивость организмов. Термин «генетика» был введен Уильямом Бэтсоном в 1906 году[1]. Наследственность означает способность организмов передавать свои характеристики от одного поколения к другому без изменений. Это проявляется на всех уровнях организации живых существ, от молекулярного уровня до уровня популяций и экосистем. Изменчивость, с другой стороны, означает способность организмов приобретать новые признаки при рождении или в течение индивидуального развития, а также существовать в различных формах или вариантах. Изменчивость также проявляется на всех уровнях организации живых существ. Генетика изучает, как гены и другие факторы влияют на наследственность и изменчивость, и как это влияет на эволюцию и биологическое разнообразие[2].
Генетика становится всё более доступной и популярной, благодаря развитию современных технологий, таких как секвенирование генома, редактирование генов и геномная инженерия. Эти технологии позволяют нам изучать генетику и влиять на наследственность с беспрецедентной точностью и масштабом, что приводит к быстрому росту наших знаний в этой области[3].
С другой стороны, развитие генетики также вызывает ряд этических и моральных вопросов, связанных с возможностью манипулирования генетическим материалом и его последствиями. Например, редактирование генов может быть использовано для лечения генетических заболеваний, но также может быть использовано для создания «дизайнерских» детей с определёнными чертами или способностями. Это вызывает озабоченность в отношении этических и моральных последствий таких манипуляций[3].
История развития генетики
Зарождение идей генетики
Теория прямого наследования
Первые представления о наследственности появились ещё в античную эпоху. К IV веку до нашей эры сформировались две основные теории наследования: теория прямого наследования, предложенная Гиппократом, и теория непрямого наследования, предложенная Аристотелем[1].
Теория прямого наследования предполагала, что половые клетки происходят из всех органов тела, и что характеристики родителей передаются непосредственно их потомству через эти клетки. Эта теория просуществовала более двух тысяч лет и была широко принята в течение многих веков. Приверженцы теории прямого наследования, такие как Гиппократ, Ламарк и Дарвин, считали, что характеристики родителей передаются их потомству непосредственно через определённые вещества, собирающиеся в половых клетках[4].
Согласно теории пангенезиса Дарвина, эти вещества назывались геммулами, и они собирались из всех частей тела и передавались половым клеткам. Ламарк считал, что повреждение или сильное развитие органа у родителей может непосредственно передаваться их потомству. Эта концепция называлась наследованием приобретённых признаков[4].
Теория пангенезиса, предложенная Чарльзом Дарвином в 1868 году, была последней серьёзной вариацией теории прямого наследования. Согласно этой теории, все клетки тела содержат частицы, или «геммулы», которые передаются половым клеткам и затем передаются потомству. Эти геммулы содержат информацию об всех характеристиках организма, и их смешение при оплодотворении приводит к наследственности[1].
Теория пангенезиса была отвергнута в конце XIX века после открытия законов Менделя и развития хромосомной теории наследования. Сегодня известно, что признаки передаются через гены, которые находятся в хромосомах, и что характеристики родителей могут передаваться детям через комбинацию генов, которые они получают от каждого родителя[1].
Теория непрямого наследования
Теория непрямого наследования, предложенная Аристотелем в IV веке до нашей эры, предполагала, что характеристики родителей передаются их потомству через смешение их крови. Эта теория также находила своих последователей на протяжении многих веков[1]. Теории непрямого наследования утверждали, что половые клетки образуются в организме отдельно от соматических клеток и не несут информации об изменениях, происходящих в организме родителей[4].
Вейсман в XIX веке предложил теорию наследования, согласно которой наследственная информация содержится только в половых клетках, а соматические клетки не передают наследственную информацию потомкам. Август Вейсман провёл эксперименты с мышами, в течение 22 поколений удаляя им хвосты. После анализа 1500 особей он пришел к выводу, что бесхвостость не является наследуемым признаком и даже не наблюдается никаких признаков укорочения хвоста у потомства. Таким образом, эксперименты Вейсмана доказали, что модификации, которые происходят в течение жизни организма, не могут быть переданы потомству[5].
Он также предложил концепцию «барьера Вейсмана», согласно которой изменения, происходящие в соматических клетках, не могут быть переданы половым клеткам и, следовательно, не могут быть переданы потомству[4]. Теория Вейсмана была в основном умозрительной, но она оказалась чрезвычайно точной в своих предсказаниях[1].
Вейсман также объяснил биологическое значение редукции числа хромосом в мейозе как механизма поддержания постоянства диплоидного хромосомного набора вида и основы комбинативной изменчивости у организмов, размножающихся половым путём. В процессе мейоза количество хромосом в половых клетках уменьшается вдвое, что позволяет поддерживать постоянство числа хромосом в диплоидном наборе вида и обеспечивает комбинативную изменчивость у потомства[1].
Теория Вейсмана была подтверждена открытием хромосом и генов и сегодня является основой современной генетики. Редукция числа хромосом в мейозе играет ключевую роль в поддержании постоянства хромосомного набора вида и обеспечении комбинативной изменчивости у потомства[1].
Работы Г. И. Менделя
В середине XIX века Грегор Иоганн Мендель провел серию экспериментов по гибридизации 22 сортов гороха посевного, отличающихся определёнными признаками, такими как форма и окраска семян. С помощью количественного учёта всех типов гибридов и вариационно-статистического подхода Мендель смог сформулировать закономерности свободного расхождения и комбинирования наследственных факторов, которые сегодня известны как законы Менделя. Главное открытие Менделя заключалось в том, что наследственные факторы являются дискретными и несмешиваемыми при скрещивании[6].
Мендель по результатам своей работы сформулировал следующие выводы:
- Первое поколение гибридов имеет одинаковый набор признаков и демонстрирует доминантный признак одного из родителей. Например, при скрещивании гороха с красными и белыми цветками, все растения первого поколения будут иметь красные цветки.
- Второе поколение гибридов демонстрирует как доминантные, так и рецессивные признаки в определённом математическом соотношении.
- Доминантные и рецессивные признаки могут передаваться независимо друг от друга и сочетаться по-разному. Рецессивные задатки могут оставаться скрытыми в течение нескольких поколений, прежде чем проявиться у гибридов с рецессивными признаками.
- Мужские и женские гаметы соединяются случайным образом, и признаки, которые они несут, не влияют на процесс оплодотворения[7].
Мендель сообщил о результатах своих экспериментов по гибридизации гороха Брюннскому обществу естествоиспытателей в 1865 году. Его классическая работа «Опыты над растительными гибридами» была опубликована в трудах этого общества в 1866 году, но не получила широкого признания при его жизни. Мендель пытался подтвердить обнаруженные им закономерности на растениях ястребинки и пчёлах, но его результаты противоречили тем, которые были получены на горохе. Позже выяснилось, что механизмы оплодотворения у ястребинки и пчёл имеют особенности, которые Мендель не мог учесть в своих экспериментах. Несмотря на это, работы Менделя заложили фундамент для развития генетики[6].
Борис Астауров, выдающийся советский генетик, посвятил много времени изучению и размышлению над научными работами Г. И. Менделя[7].
«Отцу» генетики удалось обнаружить, показать, понять общие законы наследственности. Но биология в те времена ещё не выросла до осознания опытов Менделя, признания фундаментальности его трудов.— Борис Астауров, советский генетик
Только в 1900 году три биолога — Хуго де Фриз, Карл Корренс и Эрих Чермак-Зейзенегг независимо друг от друга подтвердили результаты Г. И. Менделя. После подтверждения теория Г. И. Менделя привлекла всеобщее внимание и положила начало новому направлению в биологии, названному менделизмом, которое впоследствии привело к развитию генетики[6].
В результате 1900 год признан официальным годом зарождения генетики как самостоятельной науки. Название «генетика» было предложено английским учёным-генетиком Уильямом Бэтсоном в 1906 году[5].
Первый этап развития генетики
Первый этап развития генетики с 1900 по 1910 года был отмечен множеством экспериментов, которые подтвердили, что законы наследственности, открытые Г. И. Менделем, имеют всеобщий характер и действуют для всех живых существ, размножающихся половым путём. Эти законы были признаны универсальными для всего органического мира. Этот период стал известен как «период триумфального шествия менделизма по всему миру». В это время изучение закономерностей наследования признаков велось на уровне целостного организма, без учёта каких-либо материальных структур клетки[8].
В 1901 году голландский ботаник Хуго де Фриз разработал мутационную теорию, которая во многом совпала с теорией гетерогенеза, предложенной русским биологом Сергеем Ивановичем Коржинским в 1899 году. Эта теория утверждает, что наследственные признаки не являются неизменными, а могут изменяться скачкообразно в результате мутации их зачатков. В 1909 году датский ботаник и генетик Иогансен Вильгельм Людвиг (1857–1927) предложил термин «ген» для обозначения менделевской единицы наследственности (задатка), «генотип» для обозначения совокупности генов, или генетической конституции, и «фенотип» для обозначения совокупности признаков организма[1].
Второй этап развития генетики
Второй этап развития генетики с 1911 по 1953 года был отмечен открытием материальных основ наследственности. Учёные Теодор Бовери, Уолтер Саттон и Эрнест Вильсон разработали хромосомную теорию наследственности. Было доказано, что гены — это участки хромосом[9]. Теория была подтверждена исследованиями американского генетика Томаса Моргана, проводимых на плодовой мушке — дрозофиле[8]. Хотя идея о том, что наследственная информация содержится в ядре клетки, была впервые выдвинута несколькими учёными, включая Вильгельма Ру, Оскао Гертвига, Эдуарда Страсбургера и Августа Вейсмана, в период между 1883 — 1884 годам[10]
В 1925 году советские учёные Георгий Адамович Надсон и Григорий Семенович Филиппов впервые в мире получили мутации у дрожжевых грибов под воздействием лучей радия. Это открытие привело к появлению новой науки — радиационной генетики, которая изучает физические и химические факторы, вызывающие мутации[8].
В 1920 году советский учёный Николай Вавилов открыл закон гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов. Другой советский учёный Сергей Сергеевич Четвериков внес значительный вклад в развитие генетики популяций и эволюционной генетики[8].
В 1930-х годах советские учёные Александр Сергеевич Серебровский и Николай Петрович Дубинин разработали теорию гена и экспериментально доказали его делимость. В этот период американские учёные Сьюалл Райт, Джон Холдейн и Роналд Фишер разработали генетико-математические методы изучения процессов, происходящих в популяциях[8].
Использование микроорганизмов, таких как нейроспора, в генетических исследованиях стало ключевым этапом в развитии биологии. Преимущества микроорганизмов включают их одноклеточное строение, быструю смену поколений, простоту культивирования и гаплоидный набор хромосом. Эдуард Тейтем и Джордж Уэлс Бидл, используя нейроспору, выделили 380 мутантов и определили основные этапы синтеза аминокислот, сахаров и нуклеиновых кислот. Исследуя цепь биосинтеза аргинина, они установили биохимическую последовательность синтеза. На основе проведённых экспериментов Бидл и Тейтем сформулировали принцип «один ген — один белок», который позже был уточнён до «один ген — одна полипептидная цепь». За эти работы они были удостоены Нобелевской премии[11].
Третий этап развития генетики
Третий этап развития генетики с 1954 года по настоящее время определяется применением методов и принципов исследований точных наук, таких как математика, кибернетика, физика, химия, информатика и др. Основными объектами исследований стали микроорганизмы, такие как грибы, бактерии и вирусы. Изучение материальных основ наследственности перешло на молекулярный уровень, что позволило изучать структурную организацию живой материи[12].
Основными достижениями этого этапа являются установление молекулярной структуры и функции гена, связь воспроизведения клеток со способностью к самоудвоению молекул ДНК, а также сведение явлений наследственности к передаче в ряду поколений способности организмов в течение всей их жизни воспроизводить сходные типы обмена веществ[12].
В 1953 году Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик расшифровали структуру молекулы ДНК (двойная спираль), обобщив данные рентгеноструктурного анализа, полученные в лабораториях Мориса Уилкинса и Розалинд Франклин, а также данные Эрвина Чаргаффа о химическом строении ДНК. Оказалось, что наследственная информация закодирована в последовательности нуклеотидов ДНК, а гены отличаются друг от друга чередованием нуклеотидов. Мутации представляют собой изменения в чередовании последовательности нуклеотидов. В комплементарности нитей двойной спирали ДНК заложена возможность репликации — воспроизведения генов. Доказательство роли ДНК в наследственности символизировало торжество матричного принципа воспроизведения генетического материала, предложенного ещё в 1928 году Николаем Константиновичем Кольцовым[13].
Дальнейшее развитие матричного принципа связано с открытием матричной (информационной) РНК (мРНК или иРНК), выяснением механизма синтеза белка и расшифровкой генетического кода. В период с 1961 по 1965 года Фрэнсисом Криком и его сотрудниками, Маршаллом Ниренбергом, Хар Гобиндом Кораной, а также Северо Очоа и другими. Значение матричного принципа в реализации генетической информации отражает «центральная догма молекулярной биологии» (ДНК→РНК→белок), сформулированная Фрэнсисом Криком в 1958 году[1].
В 1961 году французские исследователи Франсуа Жакоб и Жак Моно предложили теорию оперона — представление о регуляции экспрессии бактериальных генов на уровне транскрипции. Согласно этой теории, существует группа генов, которые транскрибируются вместе как одна единица и регулируются промотором и оператором. Это позволяет регулировать экспрессию генов в ответ на изменения в окружающей среде[14].
Цели проекта «Геном человека» были впервые сформулированы специальным комитетом Национальной академии наук США в 1988 году и позже утверждены в рамках подробных пятилетних планов, разработанных Национальными институтами здравоохранения и Министерством энергетики. К этим целям относились создание высококачественной версии последовательности генома человека, создание физических и генетических карт генома человека, а также картирование и секвенирование геномов пяти модельных организмов, включая мышь. Все эти цели были достигнуты в срок и в рамках бюджета, предварительно оцененного комитетом NAS[15].
Проект стартовал в 1990 году. В процессе реализации проекта были достигнуты и многие дополнительные цели, которые ранее считались невозможными, например, расширенные наброски последовательностей геномов мыши и крысы, а также каталог переменных оснований в геноме человека. Проект «Геном человека» был успешно реализован благодаря активному участию международных институтов. В Соединённых Штатах основными участниками проекта были Национальные институты здравоохранения и Министерство энергетики США. Большая часть фактического секвенирования генома проводилась в университетах и исследовательских центрах по всему миру, включая Соединённые Штаты, Соединённое Королевство, Францию, Германию, Японию и Китай[15].
14 апреля 2003 года Национальный институт исследований генома человека (NHGRI), Министерство энергетики (DOE) и их партнёры по Международному консорциуму по секвенированию генома человека объявили о успешном завершении проекта[15]. Учёным удалось расшифровать около 92 % генома человека, однако оставшиеся 8 % представляли собой сложную задачу из-за большого количества коротких повторяющихся участков. Эти повторяющиеся участки были трудноразличимы и технологии того времени не позволяли эффективно их секвенировать. Лишь спустя два десятилетия, с помощью новейших методов секвенирования учёным удалось завершить работу над расшифровкой генома человека[16].
Современная генетика характеризуется проникновением молекулярных принципов исследований во все области учения о наследственности. Широкое развитие получили исследования и практические работы по проблемам искусственного синтеза генов вне организма, продлённого мутагенеза, гибридизации соматических клеток, клонирование организмов, получения растений с одиночным набором хромосом, регуляции активности генов в процессе онтогенеза, генной и хромосомной инженерии, чтение генетического кода, искусственного синтеза нуклеиновых кислот и пептидов[12].
История развития генетики в России
Йозеф Кёльрёйтер, первый признанный предшественник Грегора Иоганна Менделя, проводил свои исследования в Санкт-Петербурге, в Аптекарском огороде, который сейчас называется Ботаническим садом Российской академии наук. В Санкт-Петербурге Кёльрёйтер опубликовал свою работу «О выведении нового табака» в 1774 году в Трудах Вольного экономического общества. В этой работе он описал явление гетерозиса (улучшения хозяйственных признаков гибридов первого поколения) и показал, что результат реципрокных скрещиваний (когда признаки родителей меняются местами) одинаков. Это открытие стало важным вкладом в развитие генетики и было сделано задолго до знаменитых открытий Менделя[17].
Медицинская генетика возникла как самостоятельное направление из евгеники, которая первоначально фокусировалась на предотвращении рождения людей с физическими и психическими отклонениями. В 1930-х годах евгеника была широко распространена и обсуждалась в научных кругах многих стран. Однако в нацистской Германии она была связана с концепцией расового превосходства, что привело к её дискредитации и ассоциации с нацизмом и фашизмом. Несмотря на это, развитие генетики позволило диагностировать и предотвращать наследственные заболевания, что стало основной целью медицинской генетики, которая с тех пор развивается как самостоятельная научная область[18].
Евгеническое движение в России началось в 1865 году с публикаций Василия Марковича Флоринского, посвящённых улучшению человеческой природы. Евгеника в России была тесно связана с генетикой, так как эти области науки находились в ведении одних и тех же учёных. Основоположниками евгеники в России были Николай Николаевич Кольцов и Юрий Александрович Филипченко, которые создали Русское евгеническое общество и Бюро по евгенике соответственно. В 1920 году Кольцов основал в Москве евгенический отдел в Институте экспериментальной биологии, где были начаты первые работы по генетике человека. Филипченко организовал в Петрограде Бюро по евгенике, где было проведено уникальное популяционно-генетическое исследование творческих способностей людей[18].
Формально медицинская генетика как отдельная научная дисциплина в России появилась 15 мая 1934 года. Это дата конференции в Медико-биологическом институте, когда директор института Соломон Григорьевич Левит выступил с докладом «Антропогенетика и медицина», в котором определил новую научную дисциплину. Соломон Левит был одним из основателей этой области науки. В 1928 году он сформировал Кабинет наследственности и конституции человека при Медико-биологическом институте в Москве. Позже, в 1930 году, кабинет был преобразован в Генетическое отделение Медико-биологического института, а Соломон Левит стал его директором. В 1935 году учреждение было переименовано в Научно-исследовательский медико-генетический институт имени М. Горького. В институте осуществлялись исследования по трём базовым направлениям: клинико-генетическому, близнецовому и цитологическому.[18]
В 1920 — 1930-е годы Институт экспериментальной биологии в Москве стал крупнейшим центром исследований в области генетики. В этом институте Сергей Сергеевич Четвериков провёл основополагающие исследования, раскрыв значение мутационного процесса в природных популяциях. В период с 1929 по 1932 год группа учёных во главе с Александром Сергеевичем Серебровским, используя метод индуцированного мутагенеза, впервые показала сложную структуру гена на примере дрозофилы. Серебровский также сформулировал понятие о генофонде. В 1930 году он основал кафедру генетики в Московском государственном университете и в 1948 году создал классический труд «Генетический анализ», который был опубликован только в 1970 году. В 1932 году в Ленинградском университете была открыта ещё одна кафедра — генетики растений; руководил ею Георгий Карпеченко, который впервые экспериментально объединил два генома разных видов растений, тем самым развив представления об отдалённой гибридизации и видообразовании у растений[1]
Достижения советских генетиков и селекционеров в 1920—1930-е годы получили мировое признание, но в конце 1930-х годов, при в отечественной биологии стали распространяться псевдонаучные взгляды Трофима Лысенко, который выступал против «классической» генетики с позиций вульгарного ламаркизма. После сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) в 1948 году генетика в СССР оказалась под запретом как «буржуазная лженаука». В результате этой абсурдной политики целое поколение было лишено нормального генетического образования, и был нанесён большой ущерб развитию биологии, медицины и сельского хозяйства. Только после 1957 года стали вновь преподавать генетику и были организованы генетические исследовательские институты[1].
Генетика в СССР получила новый толчок в развитии. Например, инициатором и организатором участия в программе «Геном человека» в СССР и РФ стал Александр Александрович Баев[19]. Он создал и укрепил инфраструктуру проекта по всей территории страны и расшифровал первичную структура валиновой транспортной РНК (т-РНК). А. А. Баев возглавил Научный совет программы «Геном человека» от России и был избран членом HUGO. Среди его учеников и соратников, внесших достойный вклад в реализацию международной Программы, следует отметить Андрея Дарьевича Мирзабекова, Георгия Павловича Георгиева, Льва Львовича Киселёва и Николая Павловича Бочкова. К сожалению, имена этих и других известных отечественных учёных редко упоминаются в СМИ и не вошли во все отечественные учебники, в отличие от известных Дж. Уотсона, Ф. Коллинза, К. Вентера. Генетика продолжает своё стремительное развитие в XXI веке, привлекая внимание и захватывая в свои научно-технологические сети новые молодые перспективные кадры для решения как глобальных, так и чрезвычайно актуальных задач Человечества и представителей Биоты[20].
Разделы генетики
- Общая генетика: изучает принципиальные закономерности наследственности и изменчивости.
- Частная генетика: подразделяется на генетику вирусов, бактерий, грибов, растений, животных и человека.
- Цитогенетика: изучает генетические процессы на уровне клеток.
- Молекулярная генетика: исследует генетические процессы на молекулярном уровне.
- Феногенетика или онтогенетика: исследует механизмы, посредством которых гены контролируют развитие организма от зиготы до взрослого состояния.
- Популяционная генетика: изучает генетическую структуру популяций организмов, включая их генетическое разнообразие и эволюционные процессы.
- Эволюционная генетика: рассматривает изменения генетического материала различных организмов в ходе исторического развития жизни на Земле.
- Генетическая токсикология: изучает генетические последствия воздействия токсических веществ на организм.
- Экологическая генетика: исследует генетические механизмы взаимодействия организмов в экосистемах.
- Медицинская генетика: занимается изучением наследственных болезней и разработкой способов их ранней диагностики.
- Иммуногенетика: изучает влияние генетических факторов на иммунную систему.
- Онкогенетика: исследует генетические факторы, связанные с развитием раковых заболеваний.
- Радиационная генетика: исследует влияние радиации на генетический материал.
- Геносистематика: использует генетические методы для классификации и систематизации организмов.
Представленный перечень разделов генетики не является исчерпывающим, регулярно появляются новые[1].
Методы генетики
- Гибридологический анализ: используется для изучения наследственности и изменчивости путем скрещивания организмов.
- Отдаленная гибридизация: применяется для выяснения степени эволюционного родства организмов.
- Гибридизация соматических клеток: используется для исследования генетических процессов в клетках.
- Математический метод: применяется для анализа результатов скрещиваний и сравнения данных с теоретически ожидаемыми.
- Вариационная статистика: используется для изучения изменчивости и наследования количественных признаков.
- Компьютерное моделирование: применяется для исследования генетических процессов в клетках, организмах и популяциях.
- Цитологический метод: используется для изучения структурно-функциональной организации генома.
- Методы иммунологии и иммунохимии: позволяют идентифицировать генные продукты, особенно белки.
- Аналитические, оптические, седиментационные методы: используются для изучения свойств макромолекул.
- Использование меток: применяется для маркирования и идентификации макромолекул.
- Использование модельных объектов: позволяет проводить исследования мутационного процесса, рекомбинации, регуляции действия гена и других генетических процессов[1].
- Геномный анализ, целью которого является установление числа геномов в генотипе и их комплектности по числу хромосом. Этот метод используется для выявления числовых мутаций хромосом, которые могут лежать в основе тяжелых форм наследственной патологии у человека.
- Хромосомный анализ, целью которого является выявление структурных перестроек хромосом без изменения числа хромосом или мутирования входящих в их состав генов. Этот метод используется для выявления хромосомных болезней.
- Мутационный, или генный, анализ — используется для изучения возможных аллельных состояний генов и закономерностей их переходов из одного состояния в другое как спонтанно, так и под влиянием различных средовых мутагенных факторов. Этот метод необходим для изучения сложной структуры генетических локусов высших организмов и выявления внутригенных межаллельных взаимодействий.
- Анализ тонкой структуры гена, целью которого является изучение структуры и функции отдельных генов. Этот метод используется для выявления мутаций, которые могут приводить к наследственным заболеваниям[21].
Модельные организмы
Модельные организмы в генетике — это живые биологические объекты, которые используются для изучения конкретных биологических явлений и процессов. Выбор модельных организмов обусловлен целями генетических и общебиологических исследований, этическими ограничениями, а также необходимостью использования в экспериментах организмов более примитивной организации, проявляющих максимальную гомологию с белками и генами человека[22].
Модельные организмы представляют самые разные таксономические категории, от бактерий до млекопитающих. Обычно предполагается, что открытия, сделанные на модельных организмах, можно использовать для изучения родственных таксономических групп и во многом экстраполировать на человека[22]. Результаты, полученные на модельных организмах, не всегда могут быть полностью перенесены на другие виды. Это связано с тем, что каждый вид имеет свои уникальные особенности и может реагировать на внешние воздействия по-разному. Поэтому при использовании модельных организмов важно учитывать эти различия и проводить дополнительные исследования для подтверждения результатов[23].
Модельные организмы широко используются в генетических исследованиях, а также в медико-биологических экспериментах, направленных на поиск потенциальных причин и способов лечения заболеваний человека, когда подобные испытания на людях были бы неосуществимы или неэтичны[22].
Отбор модельных организмов производится по следующим критериям[22]:
- быстрота размножения и лёгкость выращивания взрослых особей;
- доступность;
- наличие штаммов (для одноклеточных организмов) и линий (для многоклеточных организмов) мутантов с нужными свойствами;
- присутствие информации о геномах в базах биологических данных.
В России использование в научных целях и охрана определённых групп модельных организмов регламентируется Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[24], а также рядом ГОСТов.
Примерами модельных организмов могут служить:
- бактерии, например, кишечная палочка (Escherichia coli);
- дрожжи, например, пекарские дрожжи (Saccharomyces cerevisiae);
- водоросли, например, хламидомонада (Chlamydomonas reinhardtii);
- растения, например, резуховидка (резушка) Таля (Arabidopsis thaliana);
- плоские черви, например, планарии (тип Platyhelminthes, класс Turbellaria);
- круглые черви, например, нематода (Caenorhabditis elegans);
- насекомые, например, дрозофила фруктовая (Drosophila melanogaster);
- рыбы, например, данио-рерио (Danio rerio)[22].
Млекопитающие — группа животных, которая широко используются в качестве модельных организмов для изучения генетики человека:
- инбредные грызуны — это модельные организмы, полученные в результате длительного инбридинга, имеющие практически идентичный генотип. Они используются в исследованиях, где требуется максимальное сходство между подопытными животными;
- свиньи — являются популярными модельными организмами из-за их анатомического и физиологического сходства с человеком. Они используются в изучении метаболических и инфекционных заболеваний;
- собаки — широко используются в генетических исследованиях благодаря их широкому спектру характеристик и давней истории одомашнивания. Они используются для изучения наследственных заболеваний и разработки методов их лечения;
- приматы, такие как макаки-резус, используются в качестве модельных организмов из-за их филогенетического родства с человеком и сходства иммунного ответа. Они используются в изучении тяжёлых инфекций, раковых опухолей и заболеваний репродуктивной системы, а также в тестировании новых лекарств[22].
Генетика человека
Общая характеристика генетики человека
Генетика человека — это комплексная научная дисциплина, которая изучает генетические основы наследственности и изменчивости признаков человека, а также генетические причины заболеваний и патологий. Эта область генетики тесно связана с антропологией, которая изучает происхождение, эволюцию и разнообразие человеческого вида, а также с медициной, которая использует знания о генетике для диагностики, профилактики и лечения различных заболеваний. Генетика человека условно разделяется на два научных направления, каждое из которых дополняет другое: антропогенетику и медицинскую генетику[25].
Антропогенетика
Антропогенетика является одним из направлений генетики человека, которая изучает наследственность и изменчивость нормальных признаков человеческого организма. Эта научная область фокусируется на изучении таких характеристик, как рост, вес, цвет кожи, волос и глаз, форма лица и тела, группа крови и многих других. Антропогенетика тесно связана с эволюционной теорией, так как изучает конкретные механизмы эволюции человека и его место в природе. Эта наука исследует, как наследственность влияет на физические и биологические характеристики человека, и как эти характеристики эволюционировали на протяжении многих поколений. Антропогенетика также изучает, как эволюционные процессы взаимодействуют с окружающей средой и как это влияет на разнообразие человеческих признаков[26].
Более того, антропогенетика имеет тесные связи с психологией, философией и социологией. Это позволяет ей изучать влияние наследственности на поведение, личностные характеристики и социальные взаимодействия человека. Антропогенетика может помочь объяснить, почему люди различаются в своих способностях, навыках и поведении, и как наследственность взаимодействует с окружающей средой в формировании личности[27].
Медицинская генетика
Медицинская генетика концентрируется на анализе наследственных заболеваний, включающих болезни, дефекты и уродства, вызванные генетическими и хромосомными нарушениями. Взаимодействуя напрямую с медициной, эта область изучает причины и механизмы развития наследственных болезней, а также разрабатывает методы их диагностики, профилактики и лечения. Медицинская генетика также рассматривает влияние естественного отбора на частоту наследственных болезней в человеческих популяциях, связывая её исследования с эволюционной теорией[28].
Медицинская генетика имеет глубокое воздействие на общественное здоровье. Она способствует разработке программ массового скрининга и профилактики, улучшению родительского планирования и повышению осведомленности населения о генетическом здоровье. Благодаря этим усилиям можно значительно снизить бремя наследственных заболеваний на общество и улучшить качество жизни людей, страдающих генетическими патологиями[28].
Некоторые из наиболее известных и изученных наследственных заболеваний.
- Синдром Дауна: вызван лишней хромосомой 21 и характеризуется умственными нарушениями и физическими аномалиями.
- Кистозный фиброз: вызывает нарушение функции лёгких и поджелудочной железы.
- Гемофилия: характеризуется нарушением свёртываемости крови.
- Талассемия: нарушение синтеза гемоглобина, приводящее к анемии.
- Серповидноклеточная анемия: изменение структуры гемоглобина, которое вызывает деформацию эритроцитов[29].
Медицинская генетика является ключевой наукой, направленной на улучшение понимания, диагностики и лечения наследственных заболеваний, что крайне важно для обеспечения здоровья и благополучия людей[27].
Методы генетики человека
Клинико-генеалогический метод — это метод изучения генетики человека, который использует анализ клинических данных и генеалогического древа семьи для выявления наследственных закономерностей заболеваний.
Близнецовый метод — это метод, используемый для изучения генетики человека, основанный на анализе однояйцевых и разнояйцевых близнецов с целью определения наследственного влияния на определённые характеристики.
Дерматоглифический метод — это метод, основанный на изучении узоров папиллярных линий на коже, который может использоваться для анализа наследственности изучаемых признаков.
Цитогенетический и молекулярно-цитогенетический методы — это методы изучения генетики человека, которые включают анализ хромосом и структурных изменений в геноме.
Молекулярно-генетические методы — это совокупность методов для изучения генетики человека, которые включают анализ ДНК, РНК и белков с целью выявления генетических вариаций.
Биохимические методы — это методы изучения генетики человека, основанные на анализе биохимических процессов в организме для выявления наследственных заболеваний.
Популяционно-статистический метод — это метод, используемый для изучения генетики человека, основанный на сборе и анализе данных о частоте и распределении генетических вариаций в популяции[26].
Сфера применения генетики
Генетика является относительно молодой наукой, которая занимает центральное место в биологии, медицине и многих других отраслях знания. Она характеризуется стремительным развитием, точностью обобщений и фундаментальностью, основанной на объективизации данных с применением классических и современных методов исследования. Генетика имеет глубокое воздействие на многие другие науки, включая сельское хозяйство, психологию, педагогику, социологию, информатику, археологию, антропологию, философию и экофилософию[20].
Генетика человека и медицинская генетика сформировали свои отрасли, такие как геномика, эпигенетика, клиническая генетика, цитогенетика, онтогенетика, вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), иммуногенетика, фармакогенетика, клеточные и геноинженерные технологии, онкогенетика, экогенетика, популяционная генетика, этногенетика, эволюционная генетика[20].
Генетика тесно связана с любым профилем медицины для объективной диагностики и оценки различных проявлений выхода за пределы адаптивной нормы человека на каждом этапе онтогенеза. С участием генетики медицина XXI века продвигается к реализации принципов персонифицированной (индивидуальной) медицины. Генетика также формирует второе современное направление медицины — предиктивную медицину, цель которой — выявление факторов риска заболевания с целью предупреждения его развития и лечения на ранних стадиях[20].
Генетика играет методологическую роль и поднимает целеполагающие проблемы жизни, этических и юридических барьеров возможного и должного. К генетике тяготеют не только биологические науки, но и философия, этика, культурология, религиоведение, социология, юриспруденция, политология. Сегодня к ней приковано внимание не только молекулярных биологов, врачей-генетиков, армии профессиональных диагностов, но и специалистов образовательной, юридической сфер, активного населения, которое озабочено своим здоровьем и благополучием своих потомков[20]
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 Генетика . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 24 апреля 2024.
- ↑ Дармов И. В. Генетика. Курс лекций: учебно-методическое пособие. — Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2011. — С. 8. — 191 с.
- ↑ 3,0 3,1 Генетика: что это такое и зачем нужно знать об этой науке . Национальный диагностический центр. Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Шапошникова С. В. История генетики (неопр.). Основы биологии: ботаника, зоология, общая биология и др.. biology.su. Дата обращения: 30 июня 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Лобачев Ю. В. Генетика: краткий курс лекций для студентов 2 курса направления подготовки. — Саратов: ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ, 2016. — С. 50. — 85 с.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Мендель Грегор // Большая российская энциклопедия : сайт. — 2022. — 1 июня.
- ↑ 7,0 7,1 Грегор Мендель — биография и открытия ученого биолога . Биограф. Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Лобачев Ю. В. Генетика: краткий курс лекций для студентов 2 курса направления подготовки. — Саратов: ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ, 2016. — С. 4. — 85 с.
- ↑ Чурилова Т. М. Основы генетики. — М.: НОЧУВПО «Московский социально-гуманитарный институт», 2014. — С. 3. — 16 с.
- ↑ История генетики . Образовательный центр Maximum Education. Дата обращения: 1 июля 2024.
- ↑ Винецкий Ю. П., Городецкий С. И. Биохимическая генетика // Большая Медицинская Энциклопедия : энциклопедия. — 1976. — Т. 3.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Лобачев Ю. В. Генетика: краткий курс лекций для студентов 2 курса направления подготовки. — Саратов: ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ, 2016. — С. 5. — 85 с.
- ↑ Кузаев М. «Мы разгадали тайну жизни!» Как была открыта двойная спираль ДНК . Информационное агентство ТАСС. Наука. Дата обращения: 15 июля 2024.
- ↑ Регуляция активности генов. Опероны у бактерий. // Фоксфорд : сайт.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 Human Genome Project Completion: Frequently Asked Questions (англ.). National Human Genome Research Institute (NHGRI) (30 сентября 2010). Дата обращения: 7 июля 2024.
- ↑ Ученые закончили секвенирование генома человека. Что это значит? . Информационное агентство ТАСС. Наука. Дата обращения: 15 июля 2024.
- ↑ Инге-Вечтомов С. Г. Первая кафедра генетики в России (1919-2009) // Biological Communications : журнал. — 2009. — № 4. — С. 3—13. — ISSN 2587-5779.
- ↑ 18,0 18,1 18,2 Полищук А. М. Медицинская генетика в России // Химия и жизнь : журнал. — 2010. — № 2. — ISSN 0130-5972.
- ↑ Баев Александр Александрович . Семейные истории. Дата обращения: 8 июля 2024.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 20,3 20,4 Гордиенко Е. Н. 120 лет генетике - из истории науки и её роли во всеобщем образовании . Социальные аспекты здоровья населения (19 ноября 2021). Дата обращения: 8 июля 2024.
- ↑ Бочков Н. П., Иванов В. И. Генетический анализ // Большая Медицинская Энциклопедия : энциклопедия. — Т. 5.
- ↑ 22,0 22,1 22,2 22,3 22,4 22,5 Богданова О. Ю., Куракин Г. Ф. Модельные организмы . Большая российская энциклопедия (22 июня 2022). Дата обращения: 9 июля 2024.
- ↑ Модельный организм . Indicator. Дата обращения: 9 июля 2024.
- ↑ Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ . Консультант Плюс. Дата обращения: 16 июля 2024.
- ↑ Гринберг К. Н., Прокофьева-Бельговская А. А. Генетика человека // Большая советская энциклопедия : энциклопедия.
- ↑ 26,0 26,1 Снигур Г. Л., Щербакова Т. Н., Сахарова Э. Ю. Основы генетики человека: учебное пособие / Редактор Н. Н. Золина. — Волгоград: ВолгГМУ, 2017. — 120 с.
- ↑ 27,0 27,1 Найдыш В. М., Гнатик Е.Н. Философские проблемы антропогенетики и генной инженерии (статья вторая) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия : журнал. — 2009. — № 3. — С. 31—38. — ISSN 2408-8900.
- ↑ 28,0 28,1 Бабцева А. Ф., Юткина О. С., Романцова Е. Б. Медицинская генетика. Учебное пособие. — Благовещенск: ГБОУ ВПО АГМА, 2012. — 165 с.
- ↑ Чистый А. Г., Чиркуне Е. Е., Микульчик Н. В. Хромосомные болезни : учебно-методическое пособие. — Минск, 2023. — 24 с. — ISBN 978-985-21-1239-0.
Ссылки
- Институт цитологии и генетики СО РАН
- Видео о генетических нарушениях для специалистов
- Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |