Медицина
Наука | |
Медицина | |
---|---|
Тема | Лечение |
Предмет изучения | Человек |
Период зарождения | с доисторических времен |
Основные направления | Терапия, Хирургия, Психиатрия, Фармакология |
Медиафайлы на Викискладе |
Медици́на (лат. medicīna) — сфера профессиональной и научной деятельности, направленная на диагностику, лечение и профилактику заболеваний, на поддержание и улучшение здоровья и работоспособности, способствует увеличению продолжительности жизни людей. Современная медицина является результатом долгого эволюционного процесса, который включает в себя народное врачевание, традиционные методы лечения, медицину древних цивилизаций. Более поздние достижения европейской и глобальной научной медицины нового времени. Уровень развития медицины всегда зависел от степени прогресса общества, открытий в естественных науках и технологиях, а также от общего культурного уровня населения. Это сочетание навыков, системы научных знаний, и искусства врачей, работающих для сохранения и укрепления здоровья и продления жизни пациентов, и профилактики, диагностики, прогноза, и лечения болезней[1][2].
Задачи медицины
Медицина изучает строение и процессы жизнедеятельности организма человека в норме и при патологии; факторы природной и социальной среды в аспекте их положительного или отрицательного влияния на состояние здоровья людей; собственно болезни человека (их причины, механизмы возникновения и развития, признаки), а также возможности использования различных физических, химических, биологических факторов и технических устройств для предупреждения, обнаружения и лечения заболеваний. На этой основе разрабатываются рекомендации по наиболее рациональному образу жизни, режиму труда и отдыха, питанию; меры, обеспечивающие оптимальные гигиенические условия жизни, безопасные условия труда, рациональное воспитание, а также методы выявления, средства профилактики и лечения различных болезней[3].
Социальные факторы влияют на уровень здоровья и физического развития населения. Они нередко играют роль пускового механизма возникновения и развития того или иного патологического процесса. Биологические последствия воздействия неблагоприятных факторов социальной среды во многом определяются состоянием организма: в одних случаях организм средствами биологической защиты полностью нейтрализует или значительно ослабляет их патогенное действие, в других — неблагоприятные социальные условия создают возможность для реализации имеющейся предрасположенности к болезни или проявлений функциональной неполноценности организма. Тысячелетиями вырабатывались гуманистические принципы медицины[4].
Развитие медицины
Медицину люди практиковали с доисторических времен, причем в тесной связи с религиозными и философскими верованиями. Доисторическая медицина включала травничество, использование частей животных и минералов.
Древние цивилизации: Египет, Китай и Греция, внесли значительный вклад в медицину. Самыми ранними медицинскими текстами из Египта считают гинекологический папирус Кахуна и папирус Эдвина Смита. Китайская медицина восходит к бронзовому веку династии Шан. Основополагающий текст китайской медицины — Хуанди Нэйцзин[4].
Древняя медицина
Древнеиндийский хирург Сушрута описал формы пластической хирургии. Древнегреческий врач Гиппократ ввёл этические основы работы врача — клятву Гиппократа, и классифицировал болезни. Греческий врач Гален выполнял дерзкие операции, в том числе операции на головном мозге и глазах. Вклад иврита в медицину отслеживается с Византийской эпохи[5].
Средневековье
Понятие о больницах как учреждениях для оказания медицинской помощи возникло в Византийской империи. Византийский врач Феофил Протоспафарий осознал потенциал уроскопии в диагностике заболеваний. Исламские врачи переводили на арабский язык произведения Гиппократа, Галена и Сушруты. Пионеры исламской медицины — Авиценна, Абулкасис и Разес.
Карл Великий постановил пристраивать больницы к соборам и монастырям в Европе.
В течение 1620-х годов — 1870-х годов в европейской медицине произошли три научные революции, каждая из которых приводила к радикальному пересмотру представлений о фундаментальных основах жизнедеятельности человеческого организма, причинах и сущности болезней, подходов к диагностике, лечению и профилактике заболеваний человека, то есть не каких-либо отдельных взглядов, теорий, а всей системы представлений о предмете изучения медицины[6].
Ранний современный период
Чёрная смерть в XIV и XV веках привела к сдвигу в медицинском мышлении[6]:
- Андреас Везалий улучшил знания анатомии человека.
- Антони ван Левенгук наблюдал за бактериями и микроорганизмами под микроскопом.
- Эдвард Дженнер открыл вакцину против оспы, а затем открыл антибиотики.
- У. Гарвей математически и экспериментально доказал круговое движение крови в организме.
- В. Племпиус экспериментально доказал, что изображение на сетчатке глаза образуется исключительно благодаря анатомической конструкции глаза без какого-либо участия в этом процессе души.
- Р. Декарт пересмотрел философские основания медицинской науки, представив тело человека как механико-гидравлическую машину.
Стремительно развивались анатомия и ростки физиологии. Здоровье объявлено состоянием беспрепятственного движения частиц, составлявших соки и плотные части тела, а любые нарушения движений — болезнью. Лечение стало предусматривать необходимость скорейшего восстановления нормального движения частиц с помощью сильнодействующих возбуждающих, потогонных, спагирических (комбинация фитотерапевтических и гомеопатических) средств, кровопусканий[7].
Накопление фактического материала к середине 1690-х годов показало невозможность объяснить такие феномены жизнедеятельности, как питание, рост и развитие тела, природу мышечных сокращений, мочеобразование, исключительно на основе картезианских представлений. Началась следующая научная революция, продолжавшаяся до конца XVIII века. Сложилась принципиально новая исследовательская программа, ориентированная на изучение не только форм и движений, но и сил. Получили преимущественное развитие физиология и патология. Болезнь стали рассматривать не как «внутреннее нарушение» в соках или плотных частях тела, а как ответную реакцию «целебной силы», направленную на устранение нарушений и удаление «болезнетворной материи». «Типовые» реакции со строго индивидуальным для заболевания набором «внешних болезненных явлений» (симптомов) позволили к концу XVIII века выделить тысячи отдельных заболеваний. Подходы к лечению стали основываться на представлениях о том, что лечит «целебная сила природы», а задача врача — помогать ей лишь в случаях крайней необходимости и с максимально возможной осторожностью. Это был «золотой век» врачебного сословия. Однако другие специалисты относят этот подход к предыдущим векам, и основателями научной клиники внутренних болезней называют не терапевтов XVIII века Г. Бургаве и его ученика Г. Ван-Свитена, а Сиденгама и Сильвия (XVII век), Корвизара и Лаэннека (XIX век)[7].
На рубеже XVIII—XIX веков началась новая научная революция, продолжавшаяся до 1870-х годов. Она вводила представление о теле человека как о паровой машине, функционирование которой детерминируется исключительно обменом веществ и энергии с окружающей средой. Объектом диагностического исследования снова становились не болезни как абстрактные живые существа, а собственно больной, возникла потребность в новых методах диагностики: физической (перкуссия, аускультация), инструментальной (маточное и уретро-пузырное зеркала, ларингоскоп, офтальмоскоп), лабораторной (общий и химический анализ крови и мочи, микроскопическое исследование мокроты), функциональной (желудочное зондирование, термометрия, определение скоростных показателей дыхания). Вершиной медицинской науки этого этапа явилась клеточная патология Р. Вирхова, утвердившего взгляд на болезнь как на «жизнь при изменённых условиях». Главной движущей силой научных медицинских исследований стали экспериментальная физиология (и патология) и бактериология наряду с морфологией. Развернулась масштабная реформа лечебного дела, определившая появление в арсенале врачей первых лекарственных препаратов, представлявших собой чистые химические вещества с известными фармакологическими свойствами, научно обоснованными дозировками и показаниями к применению[6].
Современная медицина
- Ветеринария отделилась от медицины человека с основанием первой в мире ветеринарной школы.
- Современные биомедицинские исследования заменили досовременные традиции.
- Среди известных современных медицинских исследователей Рудольф Вирхов, Александр Флеминг и Сантьяго Рамон-и-Кахаль[8].
Традиционная и альтернативная медицина
Традиционная и народная медицина, до сих пор широко используемая в отсутствие научной медицины, называется альтернативной медициной. Альтернативные методы лечения, выходящие за рамки научной медицины и связанные с этическими соображениями и соображениями безопасности, называются шарлатанством. Фармакология развилась из травничества, с открытием вакцин и антибиотиков[9].
Доказательная медицина
Доказательная медицина использует систематические обзоры и метаанализ для создания эффективных алгоритмов практики. Кокрановское сотрудничество возглавляет это движение по сбору и распространению данных среди поставщиков медицинских услуг. В развитых странах доказательная медицина пока используется не повсеместно, и около 49 % вмешательств не имеют достаточных доказательств. Методы молекулярной биологии, эволюции и генетики определили гены большинства моногенных генетических нарушений. Эти достижения влияют на медицинские технологии, практику и принятие решений[10].
Персонализированная медицина
Развитие средств связи, персональных средств мониторинга и искусственного интеллекта изменило взаимодействие врача с пациентом: развиваются телемедицина, персонализированные средства самоконтроля течения болезней, популяционные средства диагностики, профилактики и лечения на основе больших данных[11].
Научные основы медицины
Современная медицина применяет для диагностики, лечения и предотвращения травм и болезней данные и технологии биомедицинских, генетических, лабораторных наук.
Отношения между врачом и пациентом и диагностический процесс
Врачи при личном осмотре оценивают состояние пациентов по жалобам, истории данной болезни и жизни пациента, результатам медицинского осмотра, лабораторных и инструментальных исследований. Для доверия и соблюдения юридических требований важно надлежащим образом проинформировать пациента и документировать результаты осмотра[7].
Компоненты медицинского опроса и осмотра
- Основная жалоба, анамнез болезней, семейный анамнез, анамнез настоящего заболевания, лекарственный анамнез, социальный анамнез.
- Непосредственное обследование
Наблюдение за пациентом и оценка симптомов заболевания посредством осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации. Обследование по системам органов: кожа, система дыхания, сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, голова, глаза, ухо, нос, горло, опорно-двигательный аппарат, мочеполовая система, неврологический осмотр, психическое состояние.
- Инструментальные и лабораторные исследования
- Выработка плана лечения и принятие медицинских решений
План лечения может включать дополнительные анализы, терапию, направление к врачу или внимательное наблюдение. Принятие медицинских решений включает анализ данных для составления списка возможных диагнозов и следующих шагов для получения окончательного диагноза[12].
Принцип разделения назначения и отпуска лекарств
Правило медицины и фармации, согласно которому выписывающий рецепт врач независим от фармацевта, выдающего лекарство по рецепту. В западной медицине существует многовековая традиция отделения фармацевтов от врачей[13].
Первичная медико-санитарная помощь
Первичную медико-санитарную помощь оказывают врачи, фельдшеры, медсёстры или другие медицинские работники, вступившие в первый контакт с пациентом, нуждающимся в лечении или уходе. К этому виду помощи относятся лечение острых и хронических заболеваний, профилактика и санитарное просвещение[14].
Квалифицированная медицинская помощь
Квалифицированную медицинскую помощь оказывают врачи-специалисты в специально оборудованных кабинетах или клиниках или в местных больницах. Она включает амбулаторную помощь и стационарные услуги, работу отделений неотложной помощи, реанимацию, хирургические процедуры, физиотерапию[15].
Специализированная медицинская помощь
Специализированную (третичного уровня) медицинскую помощь предоставляют специализированные больницы или региональные клинические центры, оснащенные диагностическим и лечебным оборудованием, которого в местных больницах обычно не имеется. Это кардиологические, травматологические, ожоговые центры, центры трансплантации органов[16].
Медицинская этика
Медицинская этика применяет ценности и суждения к медицинской практике. Общие ценности медицинской этики включают принципы автономии, благодеяния и справедливости, непричинение вреда, уважение к людям, правдивость. При столкновении моральных ценностей могут возникать медико-этические конфликты[17].
Вопросы безопасности пациентов
Безопасность пациента — это не только правильно и качественно оказанная медицинская помощь. Не меньшее значение имеет среда медицинской организации — планировочные решения, удобные для пациента, в том числе пожилого или имеющего ограниченные возможности, организация потоков персонала, пациентов и посетителей, минимизирующая риск возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. Чтобы повысить безопасность медицинской деятельности, в мире применяются различные стандарты. Наиболее известные из них — стандарты JCI. До недавнего времени аккредитация по JCI признавалась как высший уровень качества здравоохранения[18].
Отрасли медицины
К основным отраслям медицины относятся фундаментальные науки и медицинские специальности. Фундаментальные медицинские науки включают[19]:
- анатомию;
- биохимию;
- биомеханику;
- биофизику;
- цитологию;
- эмбриологию;
- генетику;
- гистологию;
- иммунологию.
Медицинские специальности подразделяют на внутреннюю медицину и хирургию, диагностические специальности, и междисциплинарные области, и подразделяют на подспециальности.
Специальности внутренних болезней посвящены:
- профилактике;
- диагностике;
- лечению заболеваний.
Врачей этих специальностей называют терапевтами. Узкие специальности внутренней медицины подразделяют по системам органов, типам вызвавших болезнь факторов, или возрастной группе пациентов. По системам органов выделяют[20]:
По вызвавшим болезнь факторам (этиологии) выделяют[21]:
- инфекционные болезни;
- онкологию;
- профессиональные болезни.
По возрастным группам[22]:
- неонатологию (лечение новорождённых);
- педиатрию (лечение детей);
- гериатрию (лечение пожилых).
Хирургические специальности включают[23]:
- общую хирургию;
- сердечно-сосудистую хирургию;
- нейрохирургию;
- челюстно-лицевую хирургию;
- ортопедическую хирургию;
- колоректальную хирургию;
- эндокринную хирургию;
- пластическую хирургию;
- хирургическую офтальмологию;
- урологию.
Диагностические специальности в медицине включают[24]:
- клинические лабораторные науки;
- клиническую нейрофизиологию;
- диагностическую радиологию;
- ядерную медицину;
- патологию.
Некоторые основные медицинские специальности не вписываются в вышеуказанные категории и включают[20]:
- анестезиологию;
- неотложную медицину;
- семейную медицину;
- медицинскую генетику;
- акушерство;
- гинекологию;
- фармацевтическую медицину;
- физиотерапию;
- реабилитацию;
- ортопедическую медицину;
- профилактическую медицину;
- общественное здравоохранение;
- психиатрию;
- медицина катастроф;
- водолазную медицину;
- эволюционную медицину.
Междисциплинарные области медицины включают[25]:
- наркологию;
- аэрокосмическую медицину;
- биомедицинскую инженерию;
- клиническую фармакологию;,
- консервационную медицину;
- спортивную медицину.
Классификация болезней
Всемирная Организация Здравоохранения приняла Международную классификацию болезней, и регулярно её пересматривает. В настоящее время принята классификация 11 пересмотра, но в Российской Федерации действует классификация 10 пересмотра[26], и Минздрав РФ сообщил, что «в настоящее время решение о сроках и условиях окончательного перехода на МКБ-11 не принято», а рассмотрение этого вопроса отложено до 2025 года[27].
Медицинское образование
Начальное медицинское образование врачи получают в медицинской школе, университете, специализированном медицинском институте. Получив диплом по лечебному делу, хирургии или стоматологии, врач специализируется в клинике под руководством опытных врачей в интернатуре один год и/или ординатуре два года, и получает диплом специалиста по выбранной медицинской специальности. Практикующие врачи проходят непрерывное медицинское образование, получают новые знания из специализированных журналов и на конференциях. В большинстве стран врачи должны получать лицензию или регистрацию, регулярно (обычно каждые пять лет) подтверждать свою квалификацию, проходя аттестацию[28].
Доступность медицинских услуг
Доступность медицинских услуг и клиническая практика в разных странах мира различаются, вследствие культурных и технологических различий этих стран. Общество во всех странах, особенно развивающихся, озабочено проблемами доступа к медицинской помощи и лекарствам. Их оценивают с помощью показателей здоровья населения[29].
Большинство богатых развитых стран предоставляют медицинскую помощь всем гражданам. В Соединенных Штатах Америки здравоохранение считают чрезмерно дорогостоящим. Показатели здоровья населения хуже, чем в аналогичных странах. Одной из основных причин этому считают ограниченный доступ из-за отсутствия медицинского страхования[29].
Примечания
- ↑ Медицина . Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия». Дата обращения: 23 ноября 2024.
- ↑ Медицина: к проблеме классификации науки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований : электронная версия журнала © 2005–2025 Российская академия естествознания. — 2016. — № 2. — ISSN 1996-3955.
- ↑ Названы приоритетные задачи развития российской медицины . Runews24. Дата обращения: 23 ноября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Семинский И. Ж. Медицинская генетика: основные понятия, методы, задачи (сообщение 1) // Байкальский медицинский журнал : журнал. — 2000. — Т. 23, № 4. — С. 83-86.
- ↑ Симонян Р.З. История медицины: с древнейших времён до современности. — Чебоксары: Среда, 2020. — 224 с. — ISBN 978-5-907313-03-3.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Бородулин В.И. К проблеме научных революций в медицине XVII—XIX веков. — Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2017. — Т. 25. — С. 109—113.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Сточик А.М., Затравкин С.Н. Формирование естественнонаучных основ медицины в процессе научных революций 17-19 веков. — М.,: Шико, 2011. — С. 144. — ISBN 78-5-900758-49-7.
- ↑ Развитие и проблемы современной медицины . Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия». Дата обращения: 23 ноября 2024.
- ↑ Шигаева Е.С. Научная и народная медицина: анализ понятий, особенности и общие черты // «Актуальные проблемы образования и воспитания в современной России» Екатеринбург : сборник. — 2007. — № 12.
- ↑ Шульман В. А. Доказательная медицина. Насколько она доказательна? // Сибирское медицинское обозрение : журнал. — 2007. — № 2.
- ↑ Дедов И. И. Персонализированная медицина // Вестник РАМН : журнал. — 2019. — № 1.
- ↑ Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Статья 46. Медицинские осмотры, диспансеризация . Консультант Плюс. Дата обращения: 23 ноября 2024.
- ↑ Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н (ред. от 24.11.2021) «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов...» Общие требования к отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения . Консультант Плюс. Дата обращения: 23 ноября 2024.
- ↑ Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь . Консультант Плюс. Дата обращения: 23 ноября 2024.
- ↑ Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Статья 32. Медицинская помощь . Консультант Плюс. Дата обращения: 23 ноября 2024.
- ↑ Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Статья 34. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь . Консультант Плюс. Дата обращения: 23 ноября 2024.
- ↑ Александрова Д. П. Становление медицинской этики // Учёные записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки : журнал. — 2015. — № 1.
- ↑ Ректор Сеченовского Университета Петр Глыбочко: «Мы формируем новую культуру безопасности пациентов» . Сеченовский университет (19 сентября 2023). Дата обращения: 30 сентября 2023.
- ↑ Зуева М. В. Фундаментальные науки и фундаментальная медицина // Вестник РАМН : журнал. — 2016. — № 1.
- ↑ 20,0 20,1 Какие бывают узкие специалисты в медицине? . Помощь абитуриентам (23 декабря 2021). Дата обращения: 23 ноября 2024.
- ↑ Карпин В. А. Теория патологии: 3. Этиология // Байкальский медицинский журнал. — 2005. — Т. 51, № 2. — С. 22-25.
- ↑ Милюков В. Е., Жарикова Т. С. Критерии формирования возрастных групп пациентов в медицинских исследованиях // Клиническая медицина : журнал. — 2015. — № 11.
- ↑ Какие бывают врачи-хирурги? . operabelno.ru. Дата обращения: 23 ноября 2024.
- ↑ Методы и методология клинической диагностики . 1spbgmu.ru. Дата обращения: 23 ноября 2024.
- ↑ Давыдов А. П. (дата обращения: 23.11.2024). Современные междисциплинарные медицинские специальности // БМИК. — 2013. — № 11.
- ↑ МКБ 10 - Международная классификация болезней 10-го пересмотра . МКБ 10 - Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Костарнова Н. Российские врачи останутся в девяностых // Коммерсант : газета. — 2023. — 19 июня.
- ↑ Медицинское образование в России . UniPage. Дата обращения: 23 ноября 2024.
- ↑ 29,0 29,1 Губин А. В., Овчинников Е. Н., Стогов М. В., Городнова Н. В. Региональный медицинский кластер: организация и перспективы развития // Пространственная экономика : журнал. — 2017. — № 3.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |