Стандарты JCI

Материал из «Знание.Вики»
Стандарты JCI
Золотая медаль аккредитации JCI

Стандарты JCI предназначены для повышения безопасности медицинской деятельности, и применяются во всем мире. Аккредитацию по JCI считают показателем высшего уровня качества здравоохранения. В России по стандартам JCI работает Клинический центр Сеченовского медуниверситета (Москва)[1].


Проблема безопасности пациентов

По данным ВОЗ, в мире ежегодно умирает порядка 2,6 млн пациентов из-за небезопасного оказания медицинской помощи — внутрибольничных инфекций, врачебных ошибок, например введения не того препарата или дозировки, несчастных случаев при использовании сложной медицинской техники, несвоевременного оказания помощи и т. д. Поэтому проблема качества и безопасности оказания медицинской помощи по-прежнему актуальна во всем мире.

Безопасность пациента — это не только правильно и качественно оказанная медицинская помощь. Не меньшее значение имеет среда медицинской организации — планировочные решения, удобные для пациента, в том числе пожилого или имеющего ограниченные возможности, организация потоков персонала, пациентов и посетителей, минимизирующая риск возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. Хорошо известно, что во многих крупных госпиталях за рубежом число дней, в течение которых не возникло ни одного случая инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, отслеживается и является одним из ключевых критериев эффективности. Безопасность пациента, таким образом, начинается на этапе проектирования медицинской организации и требует интегральных решений.

История разработки и внедрения стандартов безопасности в медицине

Стандарты серии начали разрабатываться в США в 1995 году компанией Joint Commission International (JCI), которая вела разработку единого стандарта качества для медицинских учреждений. Ранее на территории США действовал стандарт Hospital Standardizations, который в 1950-х годах и был оформлен в вышеназванную компанию-разработчик стандарта, который был бы применим для работы во всех странах мира. С 1998 года в США идет активная работа по внедрению стандарта JCI примерно в 20 000 медицинских учреждениях в стране[2].

Структура стандарта

Цели по безопасности

Всего международных целей по обеспечению безопасности пациентов шесть. Первая — повышение точности идентификации пациентов, которая призвана исключить ошибки. Например, случаи введения человеку не того лекарственного препарата или проведения ему «чужой» операции. В Клиническом центре Сеченовского Университета для этого используют специальные идентификационные браслеты, в которых «зашита» вся информация о пациенте и его назначениях.

Вторая — повышение качества коммуникации между медицинскими работниками, исключающее неточную передачу информации. Например, чтобы медсестра, не расслышав указания врача, не перепутала дозировку препарата. Или чтобы лаборант, получив критический жизнеугрожающий результат анализа пациента, четко знал, куда и как быстро он должен передать эту информацию. Это очень важно. По статистике, 70 % случаев событий, приведших к смерти или инвалидизации пациента, вызваны небезопасной коммуникацией между медицинскими работниками.

Третья — повышение безопасности применения лекарственных препаратов.

Четвёртая — исключение ошибок при проведении операций. Использование хирургического чек-листа приводит к снижению смертности на 47 %, и на 36 % уменьшаются хирургические осложнения. При этом речь идет о таких шагах, как применение маркировки области вмешательства или использование процедуры тайм-аута, когда вся хирургическая бригада замирает перед операцией и озвучивает основные параметры предстоящего хирургического вмешательства.

Пятая — профилактика инфекций при оказании медицинской помощи.

Шестая — предотвращение падений пациентов.

Помимо перечисленных, есть и другие сферы, где требуется введение стандартов. Например, безопасность и эксплуатация зданий, информационная безопасность, вовлечение и обучение пациентов и т.д[1].

Принципы аккредитации JCI

Программы аккредитации постоянно обновляются и пересматриваются особой рабочей группой. Получение аккредитации тесно связано с культурными и религиозными особенностями страны, с учётом которых стандарт имеет широкие границы изменчивости.

Базовые параметры оценки учреждения включают в себя:

  • качество оказываемых медицинских услуг и его стабильность;
  • безопасность их для пациентов и персонала учреждения;
  • работу над качеством для компании в постоянном режиме.

Несмотря на достаточную новизну стандарта, в России ведется подготовка к прохождению аккредитации и существуют руководства для внедрения стандарта, разработанные экспертами в данной области.

Стандарты JCI разделены на виды деятельности[3]:

  • JCI для учреждений, оказывающих амбулаторную помощь;
  • JCI для стационаров;
  • JCI для оказания медицинской помощи на дому;
  • JCI для оказания первичной медицинской помощи;
  • JCI для медицинских лабораторий;
  • JCI для транспортировки пациентов;
  • JCI для долгосрочной медицинской помощи;
  • JCI для отдельных программ медицинской помощи при узких заболеваниях.

Порядок плучения JCI-аккредитации

Аккредитацию медицинские учреждения получают добровольно. Учреждение создает команду по внедрению стандарта, обеспечивает соответствие своих процедур принятым стандартам, после что приглашает аудиторов Joint Commission International для проведения проверки, по результатам которой присваивается аккредитация, сроком на три года.

Значение аккредитации по JCI для учреждений

Получение данного стандарта позволяет решать несколько задач для медицинских учреждений. Во-первых, качественные стандарты улучшают работу с пациентами и повышают лояльность как клиентов учреждения, так и персонала. Во-вторых, это подтверждает высокие стандарты обслуживания[4], что улучшает маркетинговые показатели учреждения. Со стороны руководства получение аккредитации — важный момент в менеджменте, когда руководитель компании смотрит на бизнес с позиций «клиента»[5], а не собственника и лидера, что зачастую открывает для него новые грани и недоработки его структуры.

В Российской Федерации в 2020 году аккредитацию по стандарту прошли два учреждения[6].

В Сеченовском университете многолетний опыт, наработки и правила безопасности работы клиник объединили в единый документ — «Сеченовский стандарт». В Клиническом центре университета впервые в отечественной практике проведено исследование уровня культуры безопасности по адаптированной международной методологии Agency for Healthcare Research and Quality (далее — AHRQ). В исследовании участвовало порядка 1050 работников, что показало высокий уровень вовлеченности медицинских работников. Показатель уровня культуры безопасности Клинического центра (64 %) оказался выше, чем усредненный показатель по странам Организации экономического развития и сотрудничества (52 %)[7].

При внедрении стандарта в группах Клинического центра, используя FMEA-анализ, анализировали вероятность возникновения рисков в процессах и разрабатывали предложения по их минимизации или профилактике. Провели конкурс «Сеченовцы за безопасность», приуроченный ко Всемирному дню безопасности пациентов. В нём участвовали представители всех подразделений Клинического центра, номинациями для победителей конкурса были: лидер качества и безопасности в стационаре и лидер качества и безопасности по оказанию медицинской помощи в амбулаторных условиях. Целью конкурса было разработать наиболее простую, не ресурсоемкую, но максимально эффективную меру обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности. В ходе конкурса командами были разработаны и защищены такие проекты, как: автоматизация «красных флагов» для мониторинга состояния пациентов и повышения эффективности коммуникации при передаче критических результатов, навигационные QR-коды для маршрутизации пациентов, повышение хирургической безопасности за счет интегрированного чек-листа, инструменты стандартизированной коммуникации с пациентами, испытывающими болевой синдром, проект «Все в руках человека» с целью снижения уровня инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи[1].



Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Ректор Сеченовского Университета Петр Глыбочко: «Мы формируем новую культуру безопасности пациентов» (19 сентября 2023). Дата обращения: 30 сентября 2023.
  2. Facts about the Joint Commisson (англ.). Дата обращения: 17 декабря 2020. Архивировано 13 августа 2020 года.
  3. Manuals | Joint Commission International. Дата обращения: 17 декабря 2020. Архивировано 4 декабря 2020 года.
  4. Как международные стандарты JCI помогают пациентам выбрать клиники с доказанным качеством медицинской помощи. Ведомости. Дата обращения: 17 декабря 2020. Архивировано 28 апреля 2017 года.
  5. «За год я узнал свою компанию лучше, чем за последние десять лет». vademec.ru. Дата обращения: 17 декабря 2020. Архивировано 18 января 2021 года.
  6. JCI-Accredited Organizations | Joint Commission International. Дата обращения: 17 декабря 2020. Архивировано 6 февраля 2020 года.
  7. Игорь КУЛЕШОВ. «Мы формируем новую культуру безопасности пациентов» // Медицинская газета : газета. — 2023. — 20 сентября (№ 37). — С. 5.