Искусственный интеллект

Материал из «Знание.Вики»

Искусственный интеллект (ИИ, англ. artificial intelligence, AI) — свойство искусственных вычислительно-интеллектуальных систем выполнять задачи, традиционно считающиеся прерогативой человека, в первую очередь творческого характера, а также наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. Не следует путать искусственный интеллект с искусственным сознанием. Искусственные интеллекты, существующие на настоящий момент — весьма узкоспециализированные и чаще всего некомпетентны за пределами своей основной задачи.

Описание

Искусственный интеллект — это наука и технология создания интеллектуальных машин, в первую очередь интеллектуальных компьютерных программ. Интеллект в данном случае — это вычислительная способность достигать целей в мире, присущая человеку, многим животным и некоторым машинам. При этом до сих пор в научном сообществе нет чёткого понимания, какие вычислительные функции считать интеллектом в силу понимания только части из них; по этой причине точного общепринятого определения интеллекта, не завязанного на интеллект человека, не существует. Также из-за того, что интеллект — это сложное понятие, состоящее из множества свойств и функций, некоторые из которых до сих пор не поддаются вычислительным машинам, невозможно чётко отделить «интеллектуальные» машины от «не интеллектуальных»; многие из вычислительных систем, созданных для выполнения той или иной функции можно назвать «в какой-то мере интеллектуальными»[1].

Несмотря на то, что в самой идее искусственного интеллекта исследователи ориентируются на интеллект человека, симуляция оного на компьютере — не есть цель большей части проектов. Используемый для оценки человеческого интеллекта коэффициент (IQ) не применим для оценки машинных систем, по причине того, что он завязан на интеллектуальное развитие ребёнка и если на взрослых людей эту шкалу можно экстраполировать, то высокие результаты искусственного интеллекта в тесте на IQ не будут означать высокого интеллекта системы. При этом, некоторые из задач, используемых в этих тестах всё же помогают изучать эффективность конкретного искусственного интеллекта. Также, в то время как интеллект всех людей основывается на примерно одинаковых механизмах и развивается приблизительно по одному пути, в машинном интеллекте дело может обстоять с точностью до наоборот: при наличии превосходящих человеческие возможности вычислительных мощностей он основывается на тех принципах и цепочках, которые заложены в него разработчиком, а потому в каждой системе могут, с одной стороны, присутствовать интеллектуальные функции, развиваемые человеком только с подросткового возраста, а с другой — отсутствовать какие-то механизмы, присущие маленьким детям. Осложняется это тем, что природа человеческого интеллекта до сих пор изучена не до конца[1][2].

Конечная цель практически всех исследований в области искусственного интеллекта — получить ИИ уровня, сопоставимого с человеческим интеллектом. В методах достижения этой цели единства у исследователей нет: кто-то считает, что это достижимо в обозримом будущем с применением существующих технологий и подходов путём увеличения вычислительной и запоминающей мощности несущих ИИ-устройств, а кто-то — что сроки загадывать невозможно, так как существующие подходы к созданию искусственного интеллекта требуют переработки или даже полной замены другими[1].

Признаки ИИ

Главное отличие искусственного интеллекта от других программ в отсутствии чётко заданного алгоритма решении задачи[3]. Согласно одной из распространённых версий, есть необходимый набор свойств для программы, чтобы считаться искусственным интеллектом. Исследователи уточняют, что список может быть неполным, так как какие-то из свойств интеллекта ещё не открыты или достаточно не изучены. Список выглядит так[4]:

  • Логика — программа обычно получает входные данные в виде ситуации, в которой ей необходимо действовать. На основе полученных данных она составляет список действий, необходимых для достижения требуемого конечного результата.
  • Поиск — программа изучает большие массивы данных (например, вероятных ходов в шахматах). Поисковые паттерны постоянно улучшаются.
  • Распознавание образов — сделав какое-либо наблюдение, программа может сравнить результат с имеющимся образом. Например, отыскать на изображении рисунки глаз и носа, чтобы обнаружить лицо. Более сложные варианты — распознание шахматной позиции или текста на естественном языке.
  • Представление — факты о мире всегда представлены в каком-то виде. Чаще всего используется язык математической логики.
  • Вывод — программа может из одних фактов выводить другие. В это входит введённое в 1970-х годах понятие немонотонного рассуждения, то есть рассуждения, вывод которого делается по умолчанию, но может быть отозван, если введено дополнительное условие. Например, если человеку предлагается понятие «птица», то по умолчанию можно сделать вывод, что она может летать. Но если ввести дополнительное условие, что эта птица — пингвин, то вывод о полёте будет отозван.
  • Здравый смысл и обоснование — эта часть интеллекта в ИИ наиболее далека от человеческого уровня, несмотря на активные исследования вопроса с 1950-х годов.
  • Обучение на опыте — эта сфера доступна ИИ, причём имеются два подхода: использование нейросетей и программное обучение путём создания логических цепочек на основе опыта. К сожалению, обучаемость ИИ всё ещё довольно ограничена формальным языком их программ.
  • Планирование — программы могут планировать необходимую последовательность действий на основе логики.
  • Теория познания — программа должна понимать какие отрасли знания необходимы для решения проблемы.
  • Онтология — программа должна знать типы существующих предметов и явлений.
  • Эвристика — программа должна уметь применять различные мыслительные приёмы.
  • Генетическое программирование — навык, позволяющий комбинировать различные программы для достижения необходимого результата.

Исследование ИИ

Исследования в сфере искусственного интеллекта делятся на две категории: теоретические и практические; последние, в свою очередь имеют базовые и прикладные аспекты. Направлений исследования ИИ два. Первое, биологическое, основывается на том, что раз человек обладает интеллектом, искусственные системы должны имитировать его психологию или физиологию. Второе, феноменологическое, изучает само понятие интеллекта, проблемы, стоящие перед миром и способы достижения целей. Оба этих подхода в определённой степени взаимодействуют между собой. Также исследования ИИ тесно взаимодействуют с философией, особенно современной аналитической, так как обе отрасли науки изучают мышление[5].

История

Принцип Теста Тьюринга

В 1930-х годах британский и австрийский математики Алан Тьюринг и Курт Гёдель, а также другие математики пришли к выводу, что не существует универсального алгоритма для решения любых задач в некоторых важных математических областях. Существуют задачи, которые не решаются путём составления алгоритма, но доступны к решению человеком, так что был сделан вывод, что компьютеры по своей природе не могут делать то, что делают люди[1].

Первые попытки теоретического проектирования мыслящих машин были предприняты после Второй Мировой войны сразу несколькими исследователями независимо друг от друга. В 1947 году Алан Тьюринг прочитал первую лекцию об искусственном интеллекте, в которой, вероятнее всего, первым постулировал, что построение оного будет с большей вероятностью заключаться в написании компьютерной программы, чем в проектировании вычислительной машины. Тремя годами позже он выпустил статью «Счётные машины и интеллект» (англ. Computing Machinery and Intelligence), в которой обсудил вопросы оценки интеллектуальности машины и предложил критерий, по которому машина может считаться интеллектуальной, если она может убедительно представиться человеком информированному наблюдателю. Это было названо по имени создателя, «Тестом Тьюринга». При этом, в дальнейшем неоднократно проводились слепые тесты Тьюринга, которые показали, что большинство людей готовы признать человеком довольно глупую программу[1].

Тогда же, в конце 1940-х годов, была впервые выдвинута идея машинного обучения. Согласно им, необходимо сделать программу, которая обладает базовым набором знаний и возможностью усваивать информацию, что позволит делать только «оболочку», которая будет самостоятельно достраивать себя до полноценного ИИ[1].

В 1956 году Джон Маккарти впервые в истории ввёл в оборот термин «искусственный интеллект» (англ. artificial intelligence). Год спустя Аллен Ньюэлл, Герберт Саймон и Клиффорд Шоу разработали первую программу, попавшую в эту категорию. Она предназначалась для игры в шахматы и в отличие от предыдущих основывалась на эвристике, то есть не имела точных теоретических оснований. В 1960 году ими же была разработана программа для решения головоломок, основанная на тех же принципах[3].

В 1960-х годах Стив Кук, Ричард Карп и другие учёные разработали теорию NP-полных задач, которые в теории решаемы, но время, необходимое на решение таких задач зависит от сложности задачи экспоненциально. При этом люди способны решать подобные задачи зачастую за гораздо меньшее время[1]. К началу 1970-х годов наука об искусственном интеллекте признала приоритет программирования систем над построением их материальной части в деле создания ИИ[6]. Примерно в это же время, начался резкий вал критики в отношении идей создания искусственного интеллекта, вылившийся в сокращение финансирования. В первую очередь это было связано с небольшими вычислительными мощностями существовавших тогда компьютеров, не позволявшими запустить сложную многоуровневую программу, из-за чего все практические образцы ИИ оставались на уровне «игрушек» (наибольшего успеха достигли программы для игры в шахматы).

Применение

Робот Kismet с искусственным интеллектом в музее MIT

Искусственный интеллект может применяться как в качестве партнёра в играх (например, шахматах), так и в более серьёзных задачах. Например, с 1990-х годов ИИ используется для распознания речи, что повышает удобство различных сервисов. Способен искусственный интеллект и распознавать живую речь, для чего недостаточно просто распознавать отдельные слова. Ещё один вариант использования — компьютерное зрение. Мир, в котором мы находимся имеет три измерения, в то время как устройства ввода визуальной информации, что у человека, что у машины, воспринимают только двухмерную картинку. Задача ИИ в данном случае — обработать имеющееся изображение для распознания объектов на нём. Также ИИ используются для так называемых «экспертных систем» — систем анализа данных в определённой сфере знаний или деятельности, действующей эффективнее, чем человек за счёт высокой скорости обработки[3][7][8].

Одна из наиболее осуществимых систем применения ИИ — эвристика, то есть сортировка информации по категориям, используя имеющиеся данные. Пример такой деятельности — анализ контрагентов при банковских операциях[7]. Ещё одна сфера, в которой искусственный интеллект необходим — самоорганизующиеся системы, то есть компьютерные системы, способные изменять себя согласно заданным параметрам, условиям окружающей среды или необходимым к выполнению задачам[9].

Большие перспективы у применения искусственного интеллекта в робототехнике, так как это позволит в конечном итоге получить не только мыслящую и планирующую действия машину, но и выполняющую их. В конечном итоге это, в числе прочего, может наградить человечество машиной, сопоставимой по всем возможностям с человеком или даже превосходящей его[10]. Исследуются возможности искусственного интеллекта и в военной робототехнике[11].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 McCarthy J. What is artificial intelligence? // Formal.stanford.edu : интернет-издание. — 2007. — 12 ноября.
  2. Хант, 1978, От редактора перевода, с. 5.
  3. 3,0 3,1 3,2 БРЭ, 2008, с. 733.
  4. McCarthy J. What is artificial intelligence? // Formal.stanford.edu : интернет-издание. — 2007. — 12 ноября.
  5. McCarthy J. What is artificial intelligence? // Formal.stanford.edu : интернет-издание. — 2007. — 12 ноября.
  6. Хант, 1978, Часть 1. Глава 2. Программирование, структура программ и вычислимость, с. 33.
  7. 7,0 7,1 McCarthy J. Applications of AI // Formal.stanford.edu : интернет-издание. — 2007. — 12 ноября.
  8. Хант, 1978, Часть 1. Глава 1. Область искусственного интеллекта, с. 11—28.
  9. Хант, 1978, Часть 1. Глава 1. Область искусственного интеллекта, с. 28—29.
  10. Хант, 1978, Часть 1. Глава 1. Область искусственного интеллекта, с. 30—32.
  11. DARPA tests artificial intelligent dogfighting in two-versus-one simulations (англ.). Flightglobal. Дата обращения: 15 февраля 2023. Архивировано 22 марта 2021 года.

Литература

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!