Здоровье

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Здоровье

Здоро́вье — динамическое состояние системы, которое характеризуется наличием резервов механизмов самоорганизации, устойчивостью к воздействию дестабилизирующих факторов и способностью компенсировать патологический процесс. Оно обеспечивается энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации. Здоровье живых организмов служит основой проявления биологических функций, таких как выживаемость и репродукция[1].

Здоровье человека характеризуется устойчивостью состояния организма, которое определяется физическим, психическим и социальным благополучием. Оно тесно связано с важнейшими показателями жизнедеятельности, сохранением постоянства внутренней среды организма (гомеостазом), его приспособительными возможностями (реакциями адаптации), состоянием психических процессов и степенью социальной активности[2]. Это означает, что здоровье позволяет человеку выживать, сохранять свою активность и продолжать род, а также участвовать в общественной жизни и выполнять социальные роли[1].

Здоровье и болезнь являются противоположными состояниями, между которыми нельзя провести резкой границы. Здоровый организм может испытывать перенапряжение или ослабление защитных и приспособительных сил, которые являются резервами здоровья. В случае воздействия на организм вредного фактора, патогенная сила которого выходит за границы возможности компенсации, происходит развитие болезни[2].

Общий взгляд на понятие здоровье

Концептуально «здоровье» может быть интерпретировано как оптимальное функционирование системы в контексте внешней среды, обладающей способностями к восстановлению и саморегулированию. В зависимости от используемых критериев в литературе представлено несколько точек зрения на определение этого термина[1][3].

  1. Биологический подход определяет здоровье как биологическое благополучие организма, которое включает в себя нормальную наследственность, полноценное функционирование органов и систем организма.
  2. Медицинский подход рассматривает здоровье как физическое и психическое благополучие, включающее в себя телесную полноценность, нормальные психические и физиологические функции, отсутствие болезней и повреждений.
  3. Экологический подход рассматривает здоровье в контексте отношений между человеком, обществом и окружающей средой, где адаптационные и дезадаптационные факторы влияют на организм.
  4. Социальный подход определяет здоровье как нормальное функционирование человека в обществе, включая активность, ответственность, труд, воспитание детей и семейное благополучие.
  5. Демографический подход рассматривает здоровье на уровне населения в целом и отдельных этнических групп, учитывая такие характеристики, как численность, рождаемость, смертность, плотность, общую заболеваемость и инвалидность.
  6. Экономический подход связывает здоровье с экономическим благополучием государства, семьи и отдельного человека, учитывая стабильность обеспеченности трудовыми ресурсами и финансовые показатели.
  7. Психологический подход определяет здоровье как гармоничность личности, основанную на сформированности познавательных процессов, включая восприятие, внимание, мышление, память, духовную сферу и речь.
  8. Педагогический подход рассматривает здоровье как состояние, позволяющее получать от предыдущих поколений полноценный интеллектуальный, практический, эмоционально-ценностный опыт, необходимый для жизни, труда и творчества.
  9. Культурологический подход определяет здоровье как состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, национальной и региональной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определённой культуре и выборе соответствующей модели жизни и поведения[1][3].

Понятие «функциональная система» может быть применено к здоровью как живых, так и неживых систем, так как оно характеризуется стремлением к устойчивости и саморегуляции. Здоровье может рассматриваться как функциональная система, которая поддерживает оптимальную деятельность системы путем постоянной оценки достигнутого результата и активного воздействия на него с помощью множественных исполнительных механизмов[4].

Равновесие

Устойчивость здоровья живых систем отличается от устойчивости неживых систем способностью преобразовывать окружающую среду и активно противодействовать разрушающим воздействиям. Здоровье живых систем характеризуется самоорганизацией и способностью поддерживать гомеостатические показатели внутренней среды на оптимальном для метаболизма уровне[4].

Здоровье — это состояние функциональной системы, которая поддерживает оптимальную работу живых и неживых систем через процессы саморегуляции и самоорганизации. Эта система отличается:

  • устойчивостью результатов своей деятельности;
  • постоянным анализом достигнутых результатов;
  • наличием множества исполнительных механизмов, активно влияющих на результаты;
  • взаимодействием между отдельными элементами системы для достижения полезного для системы результата;
  • общей функциональной архитектурой[4].

Здоровье живых систем обладает более активными процессами саморегуляции, а также способностью адаптироваться к окружающей среде и изменять её[4].

Болезнь

Крукшенк. Головная боль

Болезнь, как процесс, возникает из-за воздействия на организм вредного (экстремального) раздражителя внешней или внутренней природы, что приводит к снижению способности организма адаптироваться к окружающей среде и параллельно вызывает мобилизацию его защитных сил. Это нарушение равновесия организма с окружающей средой проявляется в возникновении побочных (неадекватных) реакций[5].

Несмотря на множество исследований болезни, её понимание до сих пор не является чётко определённым. Некоторые учёные, такие как Александр Александрович Богомолец, отрицают качественные особенности болезни по сравнению со здоровьем, считая, что болезнь не создаёт в организме ничего существенно нового. Другие, такие как Пётр Дмитриевич Горизонтов, включают в понятие болезни только биологические закономерности, считая её общим сложным процессом, возникающим в результате нарушения взаимоотношений организма и среды, сопровождающимся развитием патологических процессов, представляющих местные проявления общей реакции организма[5].

Согласно концепции Ганса Селье об общем адаптационном синдроме, болезнь представляет собой напряжение («стресс»), возникающее в организме при воздействии на него экстремального раздражителя[5].

Подходы к понятию здоровье

Уличный знак в Мадриде (Испания) — Улица здоровья

Биологический подход

Здоровье с биологической точки зрения можно определить как оптимальное функционирование организма, обеспечивающее его выживание и воспроизводство[6]. Оно связано с ключевыми показателями жизнедеятельности, такими как стабильность и колебания физиологических процессов, поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), способностью организма приспосабливаться к изменяющимся условиям (реакциями адаптации) и отсутствием болезней или патологий. Это означает, что здоровье рассматривается как состояние, при котором организм способен поддерживать внутреннее равновесие и адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды[7].

Этот подход к пониманию здоровья имеет давнюю историю и встречается у многих авторов, начиная с древнегреческого философа Пифагора, который определял здоровье как гармонию и равновесие, а болезнь как их нарушение. Гиппократ, известный древнегреческий врач, считал, что здоровым можно назвать того человека, у которого имеется равновесное соотношение между всеми органами тела. Герберт Спенсер, английский философ и социолог, определял здоровье как результат установившегося равновесия внутренних отношений к внешним[7].

В рамках биологического подхода к пониманию здоровья выделяют несколько ключевых концепций, таких как гомеостаз, адаптация и стресс. Гомеостаз описывает способность организма поддерживать постоянство внутренней среды путём регулирования физиологических процессов, таких как температура тела, уровень глюкозы в крови и других. Адаптация описывает способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды путём изменения своей структуры и функций. Стресс описывает реакцию организма на внешние и внутренние факторы, которые угрожают его равновесию и здоровью[7].

Медицинский подход

Осмотр у врача

В медицинском подходе здоровье определяется как нормальная функция организма на всех уровнях его организации, включая организм в целом, органы, гистологические, клеточные и генетические структуры, а также нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству[7].

В этом подходе нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия здоровья. Для всех характеристик человеческого организма вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм считается здоровым с медицинской точки зрения, если показатели его функций не отклоняются от известного среднего (нормального) их состояния. Колебания в пределах верхней и нижней границы нормы расцениваются как допустимые. Соответственно, уклонение от нормы, нарушающее структуру органа или ослабляющее его функционирование, может рассматриваться как развитие болезни. Граница между нормой и ненормой (болезнью) не носит жёсткого, разделительного характера. Она расплывчата и достаточно индивидуальна[7].

Представления о норме постоянно уточняются в связи с новейшими достижениями медицины и биологии. Индивидуальная норма не может быть постоянной, жёстко фиксированной. Значение нормы зависит от характеристики изучаемого объекта: видовой принадлежности, пола, этапа онтогенеза, условий существования и других[7].

Медицинский подход к здоровью имеет важное значение для диагностики и лечения различных заболеваний. Он позволяет выявить отклонения от нормы в функционировании организма и разработать эффективные стратегии лечения. Однако этот подход также имеет ограничения, так как он фокусируется в основном на физиологических и биохимических процессах в организме и может не учитывать психологические, социальные и экологические факторы, влияющие на здоровье. Кроме того, медицинский подход может быть слишком узким и не учитывать индивидуальные особенности и потребности пациентов[7].

Граница между здоровьем и болезнью не является чёткой, поскольку здоровый организм может испытывать перенапряжение или ослабление защитных и приспособительных сил, которые являются резервами здоровья. В случае если сила действия негативного фактора выходит за границы адаптивных сил организма, может развиться болезнь. Кроме того, болезнетворное начало может присутствовать в организме, не проявляя себя явным образом, поэтому в медицине существует термин «практически здоров»[6].

Экологический подход

Влияние окружающей среды на здоровье организмов

Прогулка по лесу

Экологический подход к здоровью рассматривает его как сложную систему, которая взаимодействует с окружающей средой на различных уровнях. Этот подход подчёркивает важность равновесия между организмом и окружающей средой для поддержания здоровья и предотвращения болезней[8].

В экологическом подходе к здоровью учитываются физические, химические, биологические и социальные факторы окружающей среды, которые могут оказывать влияние на состояние здоровья.

Экологический подход к здоровью также учитывает взаимосвязь между различными факторами окружающей среды и их влиянием на способность организма адаптироваться к ним. Например, загрязнение воздуха может усугублять последствия изменения климата, а недостаток чистой воды может способствовать распространению инфекционных заболеваний. Кроме того, социально-экономические факторы, такие как бедность и неравенство, могут усугублять последствия других факторов окружающей среды для здоровья человека[8].

Экологический подход к здоровью имеет важные практические последствия для медицины и здравоохранения. Он указывает на важность предотвращения болезней путём сокращения рисков, связанных с окружающей средой, и улучшения условий жизни. Этот подход также отражает важность междисциплинарного сотрудничества между медицинскими работниками, экологами, социологами и другими специалистами для решения сложных проблем здоровья, связанных с окружающей средой[8].

Состояние биосферы как показатель здоровья Земли

Экология

Рассматривая биосферу как сложную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему приходит понимание экологического подхода к здоровью планеты. Сохранение природы играет ключевую роль в поддержании баланса и стабильности биосферы. Биосфера — это сложная система, включающая в себя все живые организмы на Земле, а также их взаимодействие с окружающей средой. Она поддерживает жизнь на планете, обеспечивая круговорот веществ и энергии[9].

Сохранение природы помогает поддерживать биоразнообразие, которое является основой устойчивости экосистем. Чем больше видов живых организмов присутствует в экосистеме, тем она более адаптивна к внешним воздействиям. Каждый вид выполняет свою уникальную функцию в экосистеме и взаимодействует с другими видами, создавая сложные сети взаимоотношений[9].

Кроме того, сохранение природы позволяет поддерживать почвенное плодородие, которое является основой сельского хозяйства. Почвы содержат огромное количество микроорганизмов, которые участвуют в разложении органических веществ и образовании гумуса. Гумус — это важный компонент почвы, который обеспечивает её плодородие и способность удерживать влагу[9].

Также сохранение природы помогает поддерживать климатический баланс. Растительность и леса поглощают углекислый газ и выделяют кислород, что способствует уменьшению парникового эффекта и глобального потепления. В целом, сохранение природы является необходимым условием для поддержания стабильности и устойчивости биосферы, а также для обеспечения благополучия человечества[9].

Социальный подход

Различные подходы к понятию социального здоровья отражают разные аспекты и перспективы на этот комплексный феномен[10].

Глобально-управленческий подход к социальному здоровью

Работа над групповыми заданиями

Глобально-управленческий подход к социальному здоровью рассматривает его как социально-психологическую характеристику общества, отражающую определённый уровень взаимной приемлемости, толерантности социальных групп, социальной идентичности, субъектности, которая обеспечивает комфортное безопасное существование. Этот подход фокусируется на социальных и психологических факторах, влияющих на здоровье населения, и стремится создать благоприятные условия для развития социальной гармонии и стабильности общества[11].

Психолого-социологический подход

Психолого-социологический подход к социальному здоровью рассматривает его как интегральную характеристику развития личности, группы, общества, взятую в единстве их социальных и биологических показателей и в контексте уровня и качества развития общества, находящее выражение в совокупности показателей жизненной удовлетворённости, соматического и психического здоровья и социальной активности. Этот подход также рассматривает социальное здоровье как состояние гармонии личностных смыслов человека с ожиданием социума, способствующее позитивному развитию личности и общества. Этот подход фокусируется на взаимосвязи между личностным и социальным развитием, а также на роли социальных факторов в формировании здоровья и благополучия человека[12].

Комплексный подход к социальному здоровью

Готовность к выполнению социальных ролей является ключевым фактором социального здоровья. Однако невозможно и нецелесообразно ожидать, что человек или группа будут готовы выполнять все возможные роли. Важно, чтобы субъект был готов выполнять те роли, которые актуальны для него в течение его жизни, и эта готовность должна основываться на нравственных нормах и ценностях. Социальное здоровье можно определить как готовность субъекта выполнять актуальные социальные роли на основе нравственных ориентиров. При этом конкретные проявления социального здоровья могут различаться в зависимости от жизненных целей и стратегий субъекта, а также от тех ценностных ориентиров, которые он видит перед собой, будь то благополучие, успех или саморазвитие[10].

В целом, социальное здоровье является важным аспектом здоровья человека и общества, и его достижение зависит от многих факторов, включая личные, социальные, экономические и культурные. Поддержание и улучшение социального здоровья требует комплексного подхода, включающего профилактику социальных проблем, развитие социальных компетенций и поддержку здорового образа жизни[10][13].

Демографический подход

Карта динамики рождаемости в Европе

Демографический подход к здоровью населения

Демографический подход к здоровью рассматривает его как характеристику физического и психического здоровья членов общества. Здоровье населения рассматривает его как один из факторов, влияющих на качество жизни людей. В этом подходе изучаются демографические показатели, такие как рождаемость, смертность, продолжительность жизни, заболеваемость и другие, для оценки здоровья населения. Демографический подход также учитывает социально-экономические факторы, такие как уровень доходов, образования и занятости, которые влияют на здоровье населения[14].

В этом подходе здоровье населения рассматривается как результат взаимодействия многих факторов, включая биологические, психологические, социальные, экономические и экологические. Учитывается влияние культурных и исторических факторов на здоровье населения. Указанный подход к здоровью имеет практическое значение для разработки политики и программ в области здравоохранения. Например, изучение демографических трендов и факторов, влияющих на здоровье населения, может помочь разработать программы профилактики болезней и травматизма, а также программы по улучшению качества жизни людей. В целом, демографический подход является комплексным и междисциплинарным подходом, который учитывает множество факторов, влияющих на здоровье людей[14].

Народонаселение как самостоятельный субъект общества

С другой стороны, народонаселение рассматривается как самостоятельный субъект общества, обладающего собственными характеристиками здоровья. Состояние социума зависит не только от плотности населения, но и других факторов: этнический, возрастной, половой состав, наличие полных и неполных семей, возраст вступления в брак[15].

Демографические характеристики общества отражают его устойчивость и возможность развития общества в целом, то есть являются характеристиками здоровья общества. Для оценки общественного развития выделяется демографическая группа факторов, так как численность и половозрастной состав населения, а также факторы, влияющие на изменения в семейной сфере, имеют основополагающее значение[16].

Демографический детерминизм в истории

В разных исторических периодах мыслители выделяли демографический детерминизм как основной фактор в развитии общества, рассматривая соотношение численности населения и ресурсов как одну из главных проблем развития. Начиная с доиндустриальных эпох, мыслители, включая Конфуция, Платона, Аристотеля, а также средневековых философов, акцентировали внимание на оптимальной численности населения и её соотношении с доступными ресурсами. В феодальную эпоху мыслители обсуждали как положительные, так и отрицательные последствия большого прироста населения, придавая этому фактору большое значение в развитии общества[16].

С развитием промышленности и теорий демографического перехода, включая работы Мальтуса, экономисты, такие как Адам Смит и Карл Маркс, начали рассматривать население с экономической точки зрения, а величину населения связывали с развитием общества. В XIX веке возникли различные подходы к управлению численностью населения, включая идеи об ограничении рождаемости, которые акцентировали значение разумной практики в области репродуктивного поведения. С развитием общественных наук пришло понимание, что демографический взрыв может создать угрозу перенаселения и стать причиной нехватки ресурсов, что требует разумного подхода к регулированию численности населения[16].

Экономический подход

Экономическая составляющая здоровья населения: затраты на здравоохранение, производительность труда и последствия болезней

Экономическая составляющая здоровья рассматривает эту категорию как необходимую для экономики. Здоровье объекта подразумевает его ценность для хозяйственной жизни общества. Экономическая составляющая здоровья включает в себя различные факторы, такие как затраты на здравоохранение, производительность труда, уровень доходов, расходы на лечение и профилактику болезней, а также экономические последствия болезней и инвалидности[17].

Covid-19 Сан-Сальваторе

Одним из ключевых факторов экономической составляющей здоровья является затраты на здравоохранение, которые включают в себя расходы на медицинские услуги, лекарства, профилактику и лечение болезней, а также административные расходы. Затраты на здравоохранение могут быть как прямыми, так и косвенными. Прямые затраты включают в себя расходы на медицинские услуги и лекарства, в то время как косвенные затраты включают в себя потери доходов из-за болезни или инвалидности[17].

По данным Роспотребнадзора, инфекционные заболевания оказали серьёзное влияние на экономику России в 2021 году, причинив государству убытков более чем на 1,19 трлн рублей. Экономический ущерб был особенно высок от заболеваний острыми инфекциями верхних дыхательных путей, составив 758,3 млрд рублей. На втором месте по ущербу оказалась ветряная оспа с 21 млрд рублей, за ней следуют острые кишечные инфекции и другие виды заболеваний. В общей сложности 32 заболевания принесли обществу ущерб в размере 813,9 млрд рублей. Хронические инфекционные болезни, такие как туберкулёз, ВИЧ и гепатит С, вызвали ущерб не менее чем на 382,7 млрд рублей[18].

Затраты на здравоохранение могут иметь значительное влияние на экономику страны. С одной стороны, высокие затраты на здравоохранение могут привести к увеличению налогового бремени и сокращению расходов на другие сферы экономики. С другой стороны, инвестиции в здравоохранение могут привести к улучшению здоровья населения, повышению производительности труда и росту экономики в целом. Производительность труда является ещё одним важным фактором экономической составляющей здоровья. Здоровые люди, как правило, более продуктивны, чем больные или инвалиды. Болезни и инвалидность могут привести к сокращению рабочего времени, снижению производительности труда и потере доходов. Кроме того, болезни и инвалидность могут привести к увеличению расходов на лечение и профилактику, что также может отрицательно сказаться на экономике[17].

Экономическая составляющая здоровья является важной сферой исследований в области экономики и здравоохранения. Инвестиции в здравоохранение, улучшение здоровья населения, повышение производительности труда и снижение расходов на лечение и профилактику болезней могут привести к росту экономики и улучшению качества жизни людей[17].

Здоровье животных, растений и микроорганизмов: экономическое значение и инвестиции в здравоохранение

Здоровье животных, растений и микроорганизмов также имеет большое значение для экономики общества. Эпидемии инфекционных болезней в сельском хозяйстве и дикой природе наносят ощутимый урон уровню доходов государства. Затраты на предотвращение болезней являются необходимым экономическим бременем для общества. Согласно оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), каждый год до 40 % урожая сельскохозяйственных культур, предназначенного для продовольствия, теряется из-за вредителей и болезней растений. Это приводит к значительным экономическим потерям для фермеров и производителей продовольствия, а также к негативному влиянию на продовольственную безопасность во многих регионах мира[19].

Здоровая экономика и общество: взаимосвязь и устойчивое развитие

Другой подход к пониманию экономики как характеристики состояния общества подразумевает соответствие нормативной базы экономических отношений в сложившейся системе производственных сил. Данное соответствие определяет устойчивость общества и его социальных институтов, что в свою очередь является характеристикой здоровья общества в целом. Экономика и общество тесно переплетены друг с другом, и состояние одного непосредственно влияет на состояние другого. В этом контексте важно рассмотреть социально-экономические и организационно-экономические отношения, которые играют ключевую роль в формировании общества и его экономического благополучия[20].

Экономика оказывает существенное влияние на состояние общества. Развитие экономики способствует повышению уровня жизни населения, сокращению бедности и неравенства, росту занятости и улучшению качества жизни. С другой стороны, экономические кризисы и спады могут привести к социальным потрясениям, росту безработицы и бедности, усилению социального неравенства и конфликтов. Выход из кризиса подразумевает оздоровление экономических отношений, то есть приведение их в соответствие с существующей действительностью. Для обеспечения устойчивого развития общества и экономики необходимо учитывать взаимосвязь между социально-экономическими и организационно-экономическими отношениями и стремиться к их гармоничному развитию. Это позволит достичь устойчивого роста экономики, повысить уровень жизни населения и обеспечить социальную стабильность и гармонию в обществе[20][21].

Психологический подход

Психологический подход к здоровью рассматривает его как состояние психического благополучия, эмоциональной стабильности и удовлетворённости жизнью. Этот подход подчёркивает важность психологических факторов в поддержании здоровья и предотвращении болезней. Здоровье тесно связано с личностными особенностями человека, его эмоциями, мотивацией, установками и поведением. Психическое здоровье характеризуется гармоничным функционированием всех аспектов личности, её способностью адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и эффективно справляться со стрессом[22].

Весёлый дед Юрай

Цицерон в I веке до н. э. определял здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Фрейд в 1920 году писал, что здоровье характеризуется относительной силой компонентов сексуального влечения и их применением в течение развития. Адлер в 1930-е годы подчёркивал важность социального окружения в определении критериев здоровья и болезни. Юнг в 1936 году связывал душевное здоровье с интегрированностью и целостностью личности, а Роджерс в 1984 году определял психологическое здоровье как полноценно функционирующую личность, способную эффективно приспосабливаться к окружающей среде и достигать своих целей[22].

Психологический подход к здоровью также подчёркивает важность психологической помощи и поддержки в преодолении стресса, тревоги, депрессии и других психологических проблем, которые могут негативно влиять на физическое здоровье. Психологическое консультирование, психотерапия и другие методы психологической коррекции могут способствовать улучшению психического здоровья и, как следствие, физического здоровья человека[22].

Психология здоровья является научным направлением, которое представляет собой синтез психологии и валеологии. Эта междисциплинарная отрасль знаний привлекает для решения своих задач психологов, врачей, педагогов, социальных работников, социологов и других специалистов. Психология здоровья связана с появлением профилактической медицины и видит своей задачей то, как делать небольных людей здоровыми[23].

Объектом психологии здоровья является здоровая, а не больная личность. Эта наука ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды. Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности. Психология здоровья призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло, вектор движения, пространство бесконечного процесса становления человека, формировать реальный идеал человека и способствовать его достижению[23].

Одной из основных задач психологии здоровья является разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению и развитию своего здоровья. Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья. Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию[23].

Педагогический подход

Существует два основных подхода к определению понятия «здоровье» в педагогике.

Образование и здоровье: вклад в культурное воспроизводство и социальную адаптацию

СССР, 1984, Ростов-на-Дону. Советская школа, школьники

Философия образования обладает собственным методологическим аппаратом, направленным на решение поставленной перед педагогикой цели — воспроизводство опыта культуры. Педагогика действует своими специфическими методами, направленными на целенаправленное формирование личности, развитие её способностей и навыков, социальной адаптации и интеграции. Педагогика также может вносить вклад в формирование здоровья, способствуя развитию социальной компетентности, толерантности, эмпатии, ответственности и других ценностей, необходимых для гармоничного функционирования общества и благополучия личности[10].

Проблема воспроизводства культуры является одним из ключевых вопросов в современном обществе, которая затрагивает социальное, экономическое и политическое развитие страны. В эпоху глобализации, когда культурные границы становятся всё более размытыми, вопрос о сохранении и передаче культурного наследия приобретает особую актуальность. Термин «культурное воспроизводство» был введён социологом Пьером Бурдьё в его работе «Культурное воспроизводство и социальное воспроизводство» (1973). Бурдьё трактует культурное воспроизводство как поддержание господства культуры правящих классов посредством системы образования. Он вводит понятие «культурного капитала», который передаётся элитами своим детям и расширяет возможности их социальной мобильности. Аналогично трактует концепцию культурного воспроизводства Энтони Гидденс, анализируя школьное образование и скрытую программу школы, которая влияет на ценности, установки и обычаи[24].

Проблема культурного воспроизводства тесно связана со стратификацией общества и различием в доступе к культурному капиталу. Этот вопрос требует комплексного подхода и решения на разных уровнях, начиная от государственной политики и заканчивая деятельностью конкретных социальных институтов, таких как семья, школа, музеи и другие культурные учреждения[24].

Сохранение здоровья в образовательном процессе

Здоровьесберегающие технологии в образовании представляют собой комплексные подходы к созданию и поддержанию здоровой образовательной среды, а также способы обучения и воспитания, направленные на укрепление и поддержание физического, психологического и социального благополучия учащихся. Эти технологии включают в себя различные методы, стратегии и программы, целью которых является стимулирование здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающих навыков и воспитание здоровьесберегающих ценностей у обучающихся[25].

Среди основных принципов здоровьесберегающих технологий в образовании можно выделить:

  1. Интеграция здоровьесберегающих аспектов в учебный процесс: внедрение здоровьесберегающего контента в учебные программы и уроки, что позволяет обучать учащихся правильным привычкам заботиться о своём здоровье.
  2. Физическая активность и спорт: стимулирование физической активности среди учащихся, создание условий для занятий спортом, проведение физкультурно-спортивных мероприятий.
  3. Психологическая поддержка: предоставление психологической помощи, обучение стрессоустойчивости, развитие эмоционального интеллекта и навыков саморегуляции.
  4. Здоровое питание: информирование учащихся о здоровом питании, организация здорового питания в школьных столовых.
  5. Содействие безопасной образовательной среде: проведение профилактической работы по безопасности, предупреждение травматизма, обеспечение физической и эмоциональной безопасности в учебных заведениях.
  6. Работа с родителями: вовлечение родителей в программы и мероприятия по здоровьесбережению, обучение родителей методам поддержания здоровья детей[25].

Основная цель здоровьесберегающих технологий в образовании состоит в формировании устойчивых здоровьесберегающих компетенций у учащихся, способствующих сохранению и укреплению их физического и психологического здоровья на протяжении всей жизни[25].

Культурологический подход

Бэби-йога. Асаны. Физическая культура. Москва, Россия

Культурологический подход подразумевает формирование здоровой личности путём рассмотрения явления «культуры» в качестве центрального элемента в духовном развитии человека, его деятельности и жизненного строительства. Развитие культурного и духовного аспектов способствует многомерному развитию интеллектуального, творческого, эмоционального и коммуникативного у человека. Культурологический подход рассматривает педагогические понятия как культурные, способствующие успешной социализации личности путём трансляции определённых норм, установок, ценностей и смыслов, накопленных человечеством. Этот подход служит методом разработки концепций личностно-ориентированного образования, где личность выступает в роли субъекта с определённой жизненной позицией и стратегией будущего жизненного строительства[26].

Здоровье рассматривается как культурообразующий символ, представляющий собой образ человека (идеал), соответствующий определённой системе этико-философских воззрений на мир и место человека в нём, характерной для конкретной социально-культурной общности. При этом подразумевается, что человек не пассивно формируется под влиянием культурообразующей среды, а сам активно воспроизводит культуру. Здоровый индивид способен поддерживать культуру своей непосредственной активностью и субъектной позицией[27].

Социокультурный символ «НЕ-здоровье» описывает образ человека, который не соответствует системе ценностей конкретной социально-культурной общности и, следовательно, испытывает трудности в успешной адаптации. Понятие «болезнь» следует рассматривать как состояние человека, в котором возникают конкретные нарушения в его организме, психике или в характере отношений с окружающим миром, мешающие нормальной жизнедеятельности из-за внутренних или внешних факторов. В данном контексте социокультурный феномен «здоровье» представляет собой характеристику личности, объединяющую системные компоненты практической и смысловой сфер, проявляющуюся в успешной жизнедеятельности и достижении благополучия, обладающей высокой жизнеспособностью. Жизнеспособность описывает способность личности к эффективному использованию средств самовыражения и самореализации в соответствии с конкретным контекстом[27].

Здоровье человека

Эволюция концепции здоровья: от древних времён до современности

Гиппократ

Концепция здоровья развивалась на протяжении истории человечества, и различные определения и понимания здоровья возникали в разные эпохи. В древние времена считалось, что здоровье человека зависит от внутренней гармонии его организма. Гиппократ, например, считал, что здоровье поддерживается правильным смешением четырёх жидкостей (или «соков») в организме: крови, слизи, чёрной и жёлтой желчи. Каждому соку соответствовал определённый темперамент, и нарушение баланса соков могло привести к болезни[28].

Представители методической школы, основанной в Древнем Риме учениками Асклепиада, считали, что жизнедеятельность человека поддерживается не только жидкостями, но и твёрдыми частицами. Соединение жидких и твёрдых частиц создаёт состояния напряжения и расслабления, и правильный баланс между ними необходим для здоровья. Эта школа мысли ввела в медицину концепцию тонуса (состояния равновесия между напряжением и расслаблением) и считала, что болезнь возникает при нарушении тонуса[28].

Гален ввёл концепцию «третьего состояния» между здоровьем и болезнью. Он считал, что существует три состояния человеческого тела: здоровье, болезнь и нейтральное состояние, которое не является ни здоровьем, ни болезнью. Гален ввёл понятие «патоса» — причины болезни, которая вызывает нарушения в организме[28].

Парацельс

Теоретическая медицина практически не развивалась до эпохи Возрождения, когда произошла революция в анатомии, и появились новые представления о человеческом теле. Парацельс, швейцарский врач и алхимик, ввёл концепцию ятрохимии, которая рассматривала процессы в организме как химические по своей природе. Он считал, что те же элементы, которые составляют все естественные тела (ртуть, сера и соль), также присутствуют в человеческом теле, и что нарушение баланса этих элементов может привести к болезни[28].

Древневосточные целители придавали особое значение саморегуляции организма как в здоровье, так и в болезни. Они считали, что способность сопротивляться болезни и преодолевать её является одним из важнейших условий выживания. История развития понятия здоровья берёт своё начало в древних цивилизациях Востока, таких как Индия, Китай и Средняя Азия. Древние египтяне, греки и римляне черпали свои знания в области медицины именно отсюда[28].

Древние иранцы создали одну из первых натурфилософских систем, основанную на представлении о зависимости существования человека от четырёх стихий: солнца, земли, воды и воздуха, а также от четырёх влаг организма: алой, чёрной, белой крови и желчи. Соки организма могут находиться в состоянии борьбы или поддерживать друг друга, что приводит к здоровью или болезни. Иранцы также выдвинули учение о свете, который они подразделяли на видимый и невидимый. Видимый свет ощутим и исходит от солнца и огня, но более важную роль играет невидимый свет, который исходит от растений и животных и даёт тепло организму[28].

Медицина в Иране определялась как искусство сохранять тело в здоровом состоянии, поэтому важное значение придавалось предупреждению болезней. Древнеиндийская медицина также трактовала здоровье как гармоническое сочетание пяти соков человеческого тела, которые соответствовали пяти стихиям мира: земле, воде, огню, воздуху и эфиру. Среди причин, порождающих болезни, важное место занимали погрешности в пище, пристрастие к вину, физическое перенапряжение, голод, изменение климата и возраст[28].

Тибетская медицина также основывалась на представлении о трёх началах, из которых состоит всё существующее в природе: газе, слизи и желчи. Эти элементы находятся в постоянном движении, и их гармоническое сочетание знаменует собой физиологическую норму, а нарушение — патологию. Древнекитайские врачи также считали, что болезни возникают в результате нарушения соотношений активного («ян») и пассивного («инь») начал, которые в организме, как и в природе, находятся в постоянной борьбе. Более 1000 лет назад известный врач и философ Среднего Востока Авиценна предложил классификацию состояний организма, в которой из шести классов только два относились к болезни, а четыре отражали разные уровни здоровья[28].

В 1950 — 1960-е годы крупный советский патолог Ипполит Васильевич Давыдовский разработал теоретические основы медицины будущего, исходя из представлений о здоровье как о приспособительных возможностях организма, и определил болезнь как результат снижения резервов, истощение защитных сил организма[28].

В более современное время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или немощи». Это определение подчёркивает важность комплексного подхода к здоровью, включающего не только физическое, но также психическое и социальное благополучие. На протяжении всей истории концепция здоровья была тесно связана с пониманием болезни и причин заболеваний. Развитие медицины и эволюция научных знаний формировали и продолжают формировать наше понимание здоровья. Несмотря на многие изменения в концепции здоровья на протяжении всей истории, важность поддержания сбалансированного и гармоничного состояния остаётся центральным аспектом здоровья и благополучия[28].

Валеология

Валеология является комплексной наукой, которая изучает здоровье практически здорового человека и методы его сохранения, укрепления и воспроизводства. Валеология появилась в 1980 году благодаря работам Израиля Ицковича Брехмана[29]. Валеология стремится к новому подходу в понимании здоровья, различая индивидуальное и общественное здоровье. Цель валеологии как науки — изучение закономерностей формирования здоровья и разработка путей достижения здорового образа жизни. Цель валеологии как практики — укрепление здоровья человека путём формирования здорового образа жизни. Валеология предлагает новый взгляд на здоровье, выделяя индивидуальное и общественное здоровье, и ищет конструктивные подходы к поддержанию здорового образа жизни[30].

Валеология решает следующий круг задач[30]:

  • изучение механизмов адаптации к окружающей среде и закономерностей формирования здоровья человека;
  • исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека;
  • прогнозирование, диагностика, предотвращение и ликвидация предболезненных состояний организма человека;
  • разработка методов и критериев оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп;
  • изучение внешних (поведенческих) и внутренних факторов, угрожающих здоровью;
  • разработка рекомендаций по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека;
  • пропаганда и формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни[30].

Объект изучения валеологии — здоровый человек или человек, находящийся в состоянии предболезни, так называемом «третьем состоянии». Предмет изучения валеологии — здоровье здорового человека и его резервы, а также механизмы, способы, пути и средства формирования, поддержания и укрепления здоровья[30].

Методы валеологии включают в себя качественную и количественную оценку здоровья человека и его резервов, а также специфичные для валеологии методы исследования путей повышения здоровья человека и его резервов. Валеология также использует разнообразные методы, заимствованные из других дисциплин, таких как диагностические, статистические, математического прогнозирования, физиологические, антропометрические, биохимические, инструментальные, психологического тестирования и социологического опроса[30].

Валеология тесно взаимосвязана с другими науками, такими как психолого-педагогические, философско-социологические, физкультура и спорт, эколого-географические, историко-политологические. Валеология является самостоятельной научной дисциплиной, которая создаёт интегральное знание по диагностике, прогнозу и управлению здоровьем человека. Сегодня она является одним из четырёх основных направлений здравоохранения наряду с медициной, санологией и реабилитологией[29][30].

Здоровый образ жизни

Образ жизни является биосоциальным понятием, которое объединяет представления об определённом типе человеческой жизнедеятельности и характеризуется его трудовой активностью, бытом, способом удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами личного и социального поведения. В других словах, образ жизни можно рассматривать как «личность» индивида, которая также отражает уровень социального развития[31].

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни является одной из основных составляющих здоровья. Это такой образ жизни, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. Соблюдение правил здорового образа жизни позволяет значительно укрепить здоровье, увеличить продолжительность жизни и улучшить её качество. Здоровый образ жизни имеет семь основных «столпов»: правильное питание, физическую активность, гигиенический уход, соблюдение режима дня, укрепление иммунитета, эмоциональный настрой и отсутствие вредных привычек[32][33].

  • Правильное питание предполагает исключение или сокращение употребления ароматизаторов, усилителей вкуса, жирных продуктов, красителей и консервантов. Необходимо соблюдать равномерность и разнообразие питания, следить за ежедневной нормой калорий.
  • Физическая активность необходима для поддержания скорости обмена веществ, предотвращения заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистых и неврологических патологий. Рекомендуется проводить в движении не менее одного часа в день.
  • Гигиенический уход включает в себя поддержание чистоты зубов, предметов личной гигиены, одежды, обуви, регулярные водные процедуры, своевременное мытьё посуды и другие мероприятия, направленные на поддержание чистоты дома.
  • Соблюдение режима дня предполагает полноценный отдых, сон не менее семи — восьми часов в сутки. Важно также следить за биоритмами и особенностями своего организма.
  • Укрепление иммунитета необходимо для защиты организма от инфекций. Для этого нужно своевременно делать прививки, отказываться от вредных привычек, вовремя диагностировать и лечить болезни, не заниматься самолечением.
  • Эмоциональный настрой также влияет на здоровье. Необходимо избегать стрессов, переутомления, плохого настроения, комплексов и недовольства жизнью. Важно также мыслить позитивно, не держать зла, отпустить обиды и меньше общаться с неприятными людьми.
  • Отсутствие вредных привычек является одним из ключевых компонентов здорового образа жизни. Вредные привычки, такие как курение, употребление алкоголя и наркотиков, злоупотребление едой, игромания и другие, негативно влияют на здоровье и качество жизни человека[32][33].

Здоровый образ жизни является комплексным подходом к сохранению и укреплению здоровья. Соблюдение всех его составляющих способствует улучшению самочувствия и качества жизни[32][33].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Иванова С. С., Стафеева А. В. Содержательные аспекты физического, психического и социального здоровья и возможности формирования их гармоничного соотношения // Фундаментальные исследования : журнал. — 2014. — Т. 12, № 11. — С. 2729–2733. — ISSN 1812-7339.
  2. 2,0 2,1 Здоровье / Б. Г. Юдин // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. 3,0 3,1 Кольжецова Т. С., Марков П. Г., Якунчев М. А. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию школьников // Письма в Эмиссия.Оффлайн : сайт. — 2008. — Март. — ISSN 1997-8588.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Королева-Мунц Л. И. Стремление живых и неживых систем к устойчивости. Центр Креативных Технологий. Дата обращения: 15 июля 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 Фролов В. А. Болезнь. Большая советская энциклопедия онлайн. Дата обращения: 15 июля 2024.
  6. 6,0 6,1 Биология: Современная иллюстрированная энциклопедия / гл. редактор Горкин А. П.. — М.: Росмэн, 2006. — 559 с. — ISBN 5-353-02413-3.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Уланова Н. Н. Подходы к пониманию здоровья // Наука молодых : журнал. — 2013. — С. 56 – 60. — ISSN 2311–3820.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Хабабутдинов Д. А. Экологические аспекты здоровья // Физиологические, педагогические и экологические проблемы здоровья и здорового образа жизни: сборник научных трудов X Всероссийской научно-практической конференции, 29 — 30 марта 2017 года : сборник. — 2017. — С. 354—362.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Климов Г. К., Климова А. И. Как сохранить биосферу от глобального загрязнения // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество» : журнал. — 2005. — ISSN 2220-6418.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Покровский Б. Н. Социальное здоровье в педагогическом контексте // Социально-психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Тематический сборник международной секции БПА : сборник. — 2009. — С. 93—94.
  11. Кузьмина А. Ф., Лебедева С. Д., Швецова М. Ж. Духовность как основа социального здоровья нации // Социальное здоровье нации и будущее национальной медицины: Материалы Всероссий-ской научно-практической конференции. Белгород, 3-4 декабря 2006 года : сборник. — 2006. — С. 288.
  12. Актуальные проблемы исследования социального здоровья: опыт социол.-филос. анализа: учеб. пособие для вузов / под ред. Р. А.Зобова, А. А. Козлова. — СПб.: Химиздат, 2004. — С. 37. — ISBN 5-93808-094-0.
  13. Морев М. В. Социальное здоровье российского общества: тенденции и проблемы // Проблемы развития территории : журнал. — 2014. — № 5 (73). — С. 28—45. — ISSN 2076-8915.
  14. 14,0 14,1 Басырова В. Ш. Здоровье населения в контексте обеспечения качества жизни // Казанский социально-гуманитарный вестник : журнал. — 2011. — № 1—2 (3). — С. 17—21. — ISSN 2079-5912.
  15. Щербаков А. И., Мдинарадзе М. Г., Назаров А. Д., Назарова Е. А. Демография: учебное пособие / под общ. ред. д-ра экон. наук, профессора А.И. Щербакова. — М.: ИНФРА, 2017. — С. 9. — 216 с. — ISBN 978-5-16-012222-9.
  16. 16,0 16,1 16,2 Михеева А. Р. Демографический фактор развития общества: оценки и идеи // Мир экономики и управления : журнал. — 2014. — Т. 14, № 2. — С. 155—161. — ISSN 2542-0429.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 Басырова В. Ш. Понимание здоровья с точки зрения различных научных подходов // Альманах современной науки и образования : журнал. — 2011. — № 1 (44). — С. 91—94. — ISSN 1993-5552.
  18. Астахов П. Роспотребнадзор: инфекционные болезни нанесли России экономический ущерб почти в 1,2 трлн рублей. Абзац (22 сентября 2022). Дата обращения: 18 июля 2024.
  19. Охраняя растения, охраняем жизнь. Бюллетень МГОЗР. Дата обращения: 18 июля 2024.
  20. 20,0 20,1 Янова В. В. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: Экзамен, 2005. — С. 18—20. — 384 с. — ISBN 5-472-01013-6.
  21. Руднева Е. Что такое экономика, функции и предмет экономики, роль в обществе. Банки.ру (28 мая 2012). Дата обращения: 19 июля 2024.
  22. 22,0 22,1 22,2 Попов В. В., Новикова И. А. Психологические основы здоровья человека. — СПб.: СпецЛит, 2017. — С. 14—17. — 303 с. — ISBN 978-5-299-00855-5.
  23. 23,0 23,1 23,2 Абдулаева П. З., Османова А. А. Психология здоровья – как новое научное понятие, которое необходимо для полноценного функционирования человека в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического // Научное обозрение. Медицинские науки. : журнал. — 2017. — № 1. — С. 5—11. — ISSN 2500-0780.
  24. 24,0 24,1 Селиверстова Н. А. Культурное воспроизводство: вопросы методологии и методики исследования // Знание. Понимание. Умение : журнал. — 2012. — № 3. — С. 59—63. — ISSN 1998-9873.
  25. 25,0 25,1 25,2 Белоус О. В., Василенко В. Г., Тютюнникова Е. Б. Арушанян Ж. А. Здоровьесберегающие технологии в условиях образовательного пространства // Управление образованием: теория и практика : журнал. — 2022. — Т. 12, № 4. — С. 86—93. — ISSN 2311-2174.
  26. Федосеева И. А., Туркин Е. В. Культурологический подход - важнейший фактор в обеспечении нравственного здоровья нации // Journal of Siberian Medical Sciences : журнал. — 2015. — № 2. — ISSN 1995-0020.
  27. 27,0 27,1 Науменко Ю. В. Здоровье и физическая культура: социально-культурный подход к определению сущности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований : журнал. — 2015. — Т. 1, № 4. — С. 137—141. — ISSN 1996-3955.
  28. 28,0 28,1 28,2 28,3 28,4 28,5 28,6 28,7 28,8 28,9 Шестакова В. Н., Молотков О. В. Определение здоровья: история и современное состояние проблемы // Медицинская сестра : журнал. — 2009. — № 3. — ISSN 2587-9979.
  29. 29,0 29,1 Боковец В. С., Шитов Л. А., Шитова Е.М. Основы валеологии и школьной гигиены: избранные лекции. — Брест: БрГУ, 2013. — С. 4. — 43 с. — ISBN 978-985-473-987-8.
  30. 30,0 30,1 30,2 30,3 30,4 30,5 Борисова Т. С. [и др.] Валеология: учебное пособие / Борисова Т. С.. — Минск: Вышэйшая школа, 2018. — С. 6—8. — 352 с. — ISBN 978-985-06-2825-1.
  31. Щетинина С. Ю. Курс лекций для студентов заочного факультета ускоренного обучения. — Хабаровск: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тихоокеанский государственный университет, 2012. — С. 9. — 63 с.
  32. 32,0 32,1 32,2 Основы здорового образа жизни. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай. Дата обращения: 19 июля 2024.
  33. 33,0 33,1 33,2 Баландин В. М. Валеология: учебное пособие. — Владимир: ВлГУ, 2017. — 120 с. — ISBN 978-5-9984-0825-0.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!