Толерантность
Толерáнтность (от лат. tolerantia — «терпимость, выносливость, терпение») — качество или свойство личности, выражающееся в способности принимать и уважать мнения, взгляды, поведение или культурные особенности других людей, несмотря на их различия с собственными. Толерантность предполагает уважение к разнообразию и понимание того, что люди могут иметь разные мнения, убеждения, культурные и религиозные традиции. Важное качество, способствующее гармоничным межличностным отношениям, уважению культурного разнообразия и мирному сосуществованию в обществе. Толерантность подразумевает отсутствие предвзятости и дискриминации, а также готовность слушать и понимать точку зрения других людей[1].
История
Проблема терпимости впервые появилась в религиозных и философских концепциях, особенно в этических аспектах. В различных религиях, таких как христианство, даосизм, джайнизм и буддизм, обсуждались принципы терпения и смирения. Например, в джайнизме эти принципы считались важными в этическом плане, и отклонение от них отрицательно влияло на карму. В буддизме терпимость понималась как смирение и как способ не усугублять страдания. В исламе поощрялось избегание негативных поступков и совершение добрых дел. В христианстве терпение и смирение считаются важными добродетелями[2].
Восточные религии и христианство различны в своём подходе к терпимости. В христианстве этот принцип имеет богатое нравственное содержание, в то время как в восточных религиях он часто рассматривается как средство улучшения кармы, что делает акцент на самом процессе, а не на результатах. Таким образом, многие концепции терпимости находят своё начало в религиозных учениях[2].
Вклад в изучение этой темы внесли Лев Николаевич Толстой, Швейцер Альберт, Николай Константинович Рерих, Иван Александрович Ильин, Сергей Николаевич Трубецкой, Василий Васильевич Розанов. Например, Лев Николаевич Толстой рассматривал терпимость как отказ от насилия и зла, подчеркивая необходимость избавления от гордыни и стремления к превосходству. Николай Константинович Рерих видел терпимость как активную форму межличностного взаимодействия, считая, что нетерпимость исключает милосердие и доверие. Эти мыслители утверждали, что терпимость должна быть воспитана внутри человека[2].
Н. К. Рерих в очерке "Терпимость" писал: "Надпись царя Ашоки гласит: «Не унижение других верований, не беспричинное обесценивание других, но надлежит воздание почитания всем верованиям за всё, что в них достойно почитания». Великий Акбар с мудрой Джод-бай, создавая храм Единой Религии, мыслили о том же великом вмещении, преисполняясь терпимости"[3].
Принципы толерантности
Исследования в области толерантности выявляют принципы этого феномена, поддерживаемые отечественными и зарубежными учёными. Они подчеркивают, что толерантность основана на уважении к разнообразию мнений, стремлении к диалогу, и на мирном сосуществовании культурных, социально-политических и религиозных различий. Принципы толерантности также включают разнообразие как обогащение, умение решать конструктивно конфликты и социальную ответственность в демократии[4].
Активная толерантность не означает отказ от своих убеждений, но подразумевает готовность к сотрудничеству, диалогу и примирению. Это подход, который способствует пониманию других, проявлению эмпатии и стремлению к разнообразию и общему благополучию[4].
Проблемы и вызовы в области толерантности
1. Расизм и ксенофобия. Во многих странах существует проблема расизма и ксенофобии, проявляющаяся в дискриминации и недостатке терпимости к людям других национальностей, цвета кожи и культурных особенностей.
2. Религиозная нетерпимость. Религиозные разногласия и конфликты могут привести к нетерпимости и враждебности между различными религиозными сообществами, а также к дискриминации на религиозной почве.
3. Стереотипы и предвзятость. Негативные стереотипы и предвзятость могут препятствовать развитию толерантного отношения к разным группам людей, основанных на их половой принадлежности, сексуальной ориентации, инвалидности и других характеристиках.
4. Поляризация общества. Рост поляризации общества по политическим, экономическим и культурным вопросам может усилить конфликты и низкую степень толерантности между группами людей.
5. Интернет и социальные медиа. Использование интернета и социальных сетей для распространения ненависти, дезинформации и манипуляции может усилить нетерпимость и конфликты в обществе.
6. Миграция и беженцы. Волны миграции и беженцев могут вызывать напряженность и конфликты между различными группами населения и увеличивать страхи и предвзятость.
7. Недостаточное образование и осведомленность. Недостаточное понимание принципов толерантности, неправильное воспитание и недостаток образования по вопросам межкультурного диалога и уважения к разным группам могут быть причиной низкой толерантности в обществе[5].
Декларация принципов толерантности
С целью борьбы с проблемами и вызовами в области толерантности 16 ноября 1995 года ЮНЕСКО принята Декларация принципов толерантности, являющаяся одной из самых фундаментальных. В этой декларации содержатся следующие основные принципы толерантности:
1. Уважение к правам человека: толерантность основана на уважении к равным правам и свободам всех людей, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного статуса.
2. Ответственность: толерантность требует от всех лиц, групп или органов общественной власти и общества в целом принципиального отказа от неискренности примирения безответственных и неприятельских групп.
3. Воспитание толерантности: общественные и культурные органы ответственны за формирование чувства толерантности, воспитание граждан в духе уважения к разнообразию культур и убеждений[6].
Эти принципы исходят из основополагающей идеи, что толерантность является необходимым условием для обеспечения мира, стабильности и справедливости в обществе. Они подчёркивают важность уважения к различиям, открытости к диалогу и сотрудничеству, а также обязанность каждого человека принимать и уважать других, чтобы создать гармоничное и устойчивое общество.
Примечания
- ↑ Аринова М. Л. Современный мир и проблема толерантности // Журнал. — 2018.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Гулина Н.А., Садкина Т.М., Филимонова Е.И. Понятие толерантности: История и современность (Русский) // SCIENCES OF EUROPE. — 2018. — № 26. — С. 56.
- ↑ Н. К. Рерих. Терпимость . МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ЗНАНИЙ "МироТворчество" имени Н.К. и Е.И. Рерих (1932 г.). Дата обращения: 5 июня 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Иванищева О. Н., Жданова И. И. Толерантный дискурс в современном обществе : учебное пособие. — Мурманск, 2015. — С. 17—18. — ISBN 978-5-4222-0283-6.
- ↑ Сагалакова Г. А. Проблема толерантности и интолерантности в современном мире // Изветие Алтайского государственного университета. — 2013. — С. 230-233.
- ↑ Декларация принципов терпимости . Организация Объединенных Наций. Дата обращения: 26 мая 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |