Стереотип

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Антанта под маской мира. Художник Дени В. Н. 1920 год

Стереоти́п (стерео — στερεός греч. твёрдый, объёмный + τύπος греч. отпечаток) — термин обозначающий обобщённое, упрощённое и иногда предвзятое представление о группе людей или явлении, которое формируется на основе жизненного опыта или передаётся через культурную среду и различные средства информации. Стереотипы могут быть как негативными, так и позитивными, однако их ключевой особенностью является то, что они генерализуют черты и характеристики на всю группу, игнорируя индивидуальные различия[1].

Стереотипы — это упорядоченные, упрощенные схематичные культурно детерминированные «картинки мира» в сознании человека, позволяющие экономить временной и интеллектуальный ресурсы в процессе социализации и усвоении сложных явлений объективной действительности. Деятельность людей в тех или иных привычных условиях их жизни нередко основана на социальных стереотипах — схематизированных, упрощённых образах того или иного явления действительности, помогающих им ориентироваться среди множества одобряемых обществом моделей мышления и поведения[2].

Стереотипы, выступающие в качестве стимула, призваны вызвать у человека реакцию — это чувства симпатии и антипатии, страха и гнева, любви и ненависти по отношению к тем или иным социальным явлениям. Стереотип является эмоционально-оценочным образованием и складывается из двух компонентов — знания и отношения (установки). Знание зачастую носит стандартный и упрощённый характер, а отношение — эмоциональная составляющая. Отношение, как правило, в стереотипе преобладает[3].

Этимология

Стереотип — плоская или цилиндрическая металлическая пластина, представляющая точное воспроизведение типографского набора и служащая для печатания многотиражных и повторных изданий на обычных и ротационных машинах[4]. Изначально этот термин использовался в типографском деле, авторство термина и изобретения способа книгопечатания с помощью «стереотипа» принадлежат типографу Фирмину Дидо[5].

В современном значении «стереотип» как понятие социального явления впервые употребил американский журналист Уолтер Липпман в своей книге «Общественное мнение» в 1922 году. Все дальнейшие определения этого понятия как языкового, философского, социально-психологического (этнографического, культурно-поведенческого) явления так или иначе опираются на определение Липпманна, в той или иной мере подчёркивая различные аспекты данного феномена[6]. В научный оборот в сфере социальной психологии термин «стереотип» вошёл в 1950-х годах XX века[7].

Стереотип по Липпману

Уолтер Липпманн за своим рабочим столом. 1936 год

Согласно Липпману, стереотипы — это упрощённые, схематичные, зачастую искажённые образы социальных объектов (групп, индивидов, явлений), складывающиеся в условиях дефицита информации и облегчающие ориентацию человека в мире. Люди усваивают стереотипы в процессе социализации, от окружающих, а не вырабатывают их самостоятельно[8].

Четыре ключевые функции стереотипов[9]:

  1. Экономия усилий в восприятии сложных социальных объектов. Стереотипы упрощают процесс познания.
  2. Защита ценностей и интересов индивида и группы. Стереотипы подкрепляют групповую идентичность и оправдывают различия между «своими» и «чужими».
  3. Заполнение пробелов в знаниях. Стереотипы дают иллюзию понимания нового или малознакомого объекта.
  4. Ориентир для построения ожиданий и модели поведения по отношению к группе или её представителям.

Липпман отмечал, что стереотипы устойчивы и могут существовать долгое время, почти не меняясь. Они зачастую усваиваются ещё до реального знакомства с группой. При этом в сознании индивида стереотип активируется раньше, чем он успевает критически осмыслить ситуацию. Таким образом, стереотипы направляют восприятие и оценку информации, порождают ложные обобщения и могут вести к возникновению предубеждений[8].

Согласно Липпману, полностью избавиться от стереотипов невозможно: они выполняют адаптивную функцию и экономят мыслительные ресурсы. Однако осознание стереотипов и критическое отношение к ним помогают минимизировать их негативное влияние на социальное восприятие и поведение[8].

Отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Исследования проблемы природы стереотипа носит выраженный междисциплинарный характер. Как социально-культурный феномен стереотип находит широкое применение во многих сферах. Соответствующие исследования данного феномена нашли своё отражение в трудах психологов (Карл Густав Юнг, Алексей Николаевич Леонтьев, Владимир Сергеевич Агеев, Пётр Николаевич Шихирев, Генри (Анри) Тэджфел), социологов (Уолтер Липпман, Гордон Оллпорт, Игорь Семёнович Кон, Геннадий Семёнович Батыгин), лингвистов (Юрий Александрович Сорокин, Альберт Кашфуллович Байбурин, Юрий Дереникович Апресян, Валентина Авраамовна Маслова, Юрий Евгеньевич Прохоров), специалистов в сфере межкультурной коммуникации (Светлана Григорьевна Тер-Минасова, Светлана Вениаминовна Иванова), этнопсихолингвистов (Ежи Бартминьский, Виктория Владимировна Красных) и других[2].

До 70-х годов XX века ряд исследователей уделяли бо́льшее внимание негативным аспектам стереотипов, подчёркивая их ложность, отрицательные последствия, вызванные ошибочно сформированными суждениями в отношении определённой группы людей. С большей степенью стереотипы связывались с предрассудками, дискриминацией и другими проблемами социальной несправедливости[10].

После 70-х годов XX века, осознав стереотипы как своего рода когнитивную репрезентацию по отношению к определённым социальным группам или другим объектам, социальные психологи отмечали, что важнейшая когнитивная функция стереотипов заключается в том, чтобы как можно быстрее отличать целевую группу от других групп при наименьших усилиях. Теперь стереотипы рассматриваются в качестве сравнительно стабильного, устойчивого отношения и оценок. Считалось, что в аспекте когнитивной обработки формируются стереотипы как правдивые, так и ложные и искажённые. При этом воздействия устоявшихся в сознании стереотипов на восприятие и поведения могут быть положительными и отрицательными[10].

В советской науке понятие социального стереотипа разрабатывалось, но с некоторыми отличиями от подхода Липпмана и западных исследователей. Отечественные учёные рассматривали стереотипы преимущественно с позиций деятельностного подхода, фокусируясь на их адаптивных функциях и роли в регуляции социального поведения[11].

Значительный вклад в изучение стереотипов внёс советский физиолог Иван Петрович Павлов, который в 1930-е годы XX века ввёл понятие «динамического стереотипа». Павлов рассматривал стереотип как устойчивую систему условных рефлексов, формирующуюся при многократном повторении одних и тех же воздействий внешней среды. Динамические стереотипы, по Павлову, лежат в основе привычек, навыков и в целом адаптации организма к окружающему миру[11][12].

Советский философ и социолог Игорь Семёнович Кон анализировал роль стереотипов в массовом сознании. Он отмечал, что стереотипы состоят из двух компонентов: когнитивного (информационного) и аффективного (эмоционально-оценочного). Содержание стереотипов определяется как личным опытом, так и господствующими в обществе представлениями. По мнению Кона, стереотипы амбивалентны: с одной стороны, они упрощают ориентацию в мире, а с другой — могут препятствовать творческому мышлению и порождать ошибки социального восприятия[2][11][12].

Виды, характеристики и особенности стереотипов

Различные ракурсы рассмотрения феномена стереотипа накладывают свою специфику на его определение. Понятие используют и изучают как: стереотип социальный, политический, ментальный, мыслительный, поведенческий, двигательный, культурный, этнический, этнокультурный, расовый, профессиональный, гендерный, языковый, речевой, коммуникативный и так далее. Данный перечень не является упорядоченной и общепринятой классификацией, поскольку указанные в нем термины и обозначения различаются генетически и соотносятся с разными аспектами (уровнями) научного анализа. Один и тот же стереотип может быть охарактеризован как феномен социальный, когнитивный, лингвистический и тому подобное. Например, этнический стереотип как разновидность стереотипа социального, будучи ментальным образованием, может реализовывать себя в нормах поведения и общения, языковых и речевых формах[12].

Эксплицитные и имплицитные стереотипы

Современные исследователи выделяют два уровня функционирования стереотипов: эксплицитный (осознаваемый) и имплицитный (неосознаваемый).

  • Имплицитные (скрытые) стереотипы — это неосознаваемые ассоциации, установки и ожидания в отношении групп, которые автоматически активируются при контакте с представителями этих групп или информацией о них. Имплицитные стереотипы формируются в результате непроизвольного научения через опыт или подверженность определённому социокультурному контексту. Человек может не осознавать или даже отрицать наличие у него предвзятых представлений, но при этом демонстрировать стереотипные реакции на имплицитном уровне[7].
  • Эксплицитные стереотипы — это те обобщённые представления и установки в отношении социальных групп, которые индивид осознаёт и может вербализовать. Они формируются на основе осознанного обобщения собственного опыта взаимодействия с группой или информации, полученной из внешних источников. Человек может произвольно актуализировать эксплицитные стереотипы и в какой-то мере контролировать их влияние на своё поведение[13].

Осознание имплицитных стереотипов и рефлексия над ними требует специальных техник и усилий, но позволяет строить более сбалансированный образ социальных групп и корректировать своё поведение. В то же время даже осознанное стремление к непредвзятости не всегда позволяет полностью контролировать проявление имплицитных стереотипов, особенно в условиях когнитивной нагрузки, стресса или цейтнота[7].

Лингвистические стереотипы

Анализ литературы по исследованиям в области речевой стереотипности выявляет разнообразие и самих объектов данной категории, и их терминологического обозначения: штампы, клише, языковые стереотипы, речевые стереотипы, речевые формулы (пример — речевой этикет), стандартные реплики, «связанные» синтаксические конструкции, жанрово-композиционные каноны (рамки), фразеологизмы, деловые стандарты, излюбленные обороты, крылатые слова, цитаты, афоризмы, лозунги, обрядовые формулы, стереотипные суждения, стереотипные попытки завязать знакомство и тому подобное. Таким образом, лингвистическое понятие стереотипа охватывает довольно широкий круг явлений[12].

Характеристики, свойства, особенности стереотипов

Выделяют некоторые характеристики и свойства стереотипов[14][15]:

  • Устойчивость и ригидность: стереотипы обладают высокой степенью устойчивости к изменениям и могут сохраняться даже при наличии опровергающей их информации.
  • Избирательность восприятия: стереотипы направляют внимание на те характеристики объекта, которые соответствуют сложившемуся образу, игнорируя индивидуальные отличия.
  • Генерализация: одна из важнейших особенностей стереотипов — это распространение характеристик и оценок на всю группу в целом без учёта вариативности её членов.
  • Аффективная насыщенность: стереотипы не просто содержат информацию о группе, но и включают в себя оценочное отношение к ней, будь то позитивные или негативные эмоции.
  • Каузальная атрибуция: стереотипы связаны с приписыванием тех или иных психологических качеств социальной группе и всем её представителям.
  • Связь с Я-концепцией: стереотипы играют роль в поддержании позитивной групповой идентичности через противопоставление «своих» и «чужих».
  • Влияние на поведение: стереотипы могут проявляться не только на уровне суждений и оценок, но и реально влиять на поведение индивида при взаимодействии с представителями других групп.
  • Культурная обусловленность: содержание стереотипов в большой степени определяется культурным и историческим контекстом, господствующей идеологией и ценностями общества.

Самая яркая и первостепенная особенность стереотипов — их обобщающий характер, склонность игнорировать индивидуальность членов группы. Именно генерализация является ключевой чертой, отличающей стереотип от простого обобщения или типизации. Стереотипы упрощают сложную социальную реальность, сводя её к набору легко воспринимаемых характеристик, которые приписываются всем членам определённой группы без учёта их личных качеств и особенностей[15].

При этом активация стереотипа может происходить автоматически, без участия сознания и критической оценки, что и становится основой для ошибок социального восприятия, предубеждений и дискриминации. Этот автоматизм делает стереотипы особенно устойчивыми и трудно поддающимися изменению. Люди часто не осознают, что их суждения основаны на стереотипах, и могут рационализировать свои предвзятые мнения, находя им логические объяснения[10].

Важно отметить, что стереотипы не всегда негативны по своему содержанию. Существуют и позитивные стереотипы, приписывающие группам положительные качества. Однако даже такие стереотипы могут иметь негативные последствия, создавая нереалистичные ожидания и давление на членов группы соответствовать этим обобщённым представлениям[15].

Стереотипы формируются под влиянием различных факторов, включая личный опыт, воспитание, культурные нормы и средства массовой информации. Они выполняют определённые психологические функции, помогая людям быстро ориентироваться в социальном мире и экономить когнитивные ресурсы. Однако цена такого упрощения может быть высока, приводя к искажённому восприятию реальности и несправедливому отношению к отдельным людям и группам[16].

Примечания

  1. Подвойский Д. Г. Стереотип. Большая российская энциклопедия (28 декабря 2022). Дата обращения: 28 октября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Ворожко К. Д. Стереотип как социокультурный феномен в трудах отечественных и зарубежных исследователей // Интерактивная наука : журнал. — 2016. — № 6. — С. 82—84.
  3. Техника дезинформации и обмана / Под ред. Я.Н. Засурского. — М.: Мысль, 1978. — 246 с.
  4. Значение слова стереотип. Что такое стереотип?. Картаслов.ру. Дата обращения: 28 октября 2024.
  5. Вилинбахова Е. Л. Материалы к курсу лекций «Лингвистическое изучение стереотипов»: учебно-методическое пособие. — СПб.: СПбГУ, 2015. — 72 с. — ISBN 978-5-8465-1525-3.
  6. Белова С. В. Человек в системе этнокультурных стереотипов // Образ человека в языке и культуре / Отв. ред. С. М. Толстая. — М.: Индрик, 2018. — С. 160—213. — 326 с. — ISBN 978-5-91674-521-4.
  7. 7,0 7,1 7,2 Хинтон П. Скрытые стереотипы и мозг-прогнозист: познание и культура в «предвзятом» восприятии людей. Springer Nature (1 сентября 2017). Дата обращения: 28 октября 2024.
  8. 8,0 8,1 8,2 Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность. — 2005. — № 4. — С. 125—141..
  9. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004..
  10. 10,0 10,1 10,2 Фань Луди. Стереотипы: понятие, свойства, модели когнитивной обработки и их влияние // Образование и право : журнал. — 2021. — № 11. — С. 276—280.
  11. 11,0 11,1 11,2 Судаков К. В. Динамические стереотипы, или информационные отпечатки действительности. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 128 с. — ISBN 5-9292-0028-9.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Щекотихина И. Н. Стереотип: аспекты и перспективы исследования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина : журнал. — 2008. — № 5 (19). — С. 69—80.
  13. Шляхтин Г.С., Давыдов С. В. Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Социальные науки : журнал. — 2006. — № 1. — С. 137—148.
  14. Питерова А. Ю., Тетерина Ю. А. Социальные стереотипы: особенности формирования и изучения // Наука. Общество. Государство : журнал. — 2016. — Т. 4, № 1 (13).
  15. 15,0 15,1 15,2 Суходольская Н. П. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей // Философия и общество : журнал. — 2007. — № 3 (47). — С. 152—161.
  16. Баязитов Р. Ф. Авторитарный стереотип: сущность и проявления в социальных взаимодействиях. — Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2006. — 175 с..