Культурная среда
Культу́рная среда́ — территория разных культурных взаимодействий и особое пространство социальных ритуалов и ценностно-упорядоченной системы социальных понятий[1]. Культурная среда является динамичным образованием, которое меняется с сознанием общества. Она является сферой социального сознания людей[2].
История изучения
Первый термин «среда» был введен философом И. Тэном и изначально был популярен в сфере философии и социологии, впоследствии увеличения популярности его диапазон применения стал значительно шире. В середине XIX века научная мысль акцентировала внимание на принципе, учитывающем роль культурно-исторических традиций, лежащих в основе термина «культурная среда», поэтому понятие «культурная среда» особенно широко использовалась в прикладных и теоретических знаниях[3]. Более глубоким изучением культурной среды начал заниматься А. Я. Флиер, сын великого советского педагога Я. В. Флиера, в конце XX века. После публикаций многих статей на тему «культурной среды» в начале XXI века эта тема стала популярна среди исследователей[4].
Основные компоненты культурной среды
- Искусство, музыка и литература: живопись, скульптура, музыка, театр и другие формы творчества, которые являются выражением культурных традиций и эстетических предпочтений[5].
- Религия и обряды: религиозные верования, обряды, церемонии и праздники, которые играют важную роль в формировании культурной идентичности общества[5].
- История, традиции и обычаи: исторические события, памятники истории, музеи, национальные и этнические традиции, обычаи и праздники, которые передаются из поколения в поколение[5].
- Образование, технология и наука: технологии, интернет, социальные сети, телевидение, система образования, учебные заведения, научные исследования, которые способствуют распространению знаний и развитию культуры[6].
- Социум: человеческая общность и отдельные личности, отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения, которые создают историю и влияют на развитие культуры[6].
Модернизация культурной среды
Более комфортная культурная среда увеличивает эффективность деятельности человека и группы, которые находятся в ней[1][6]. Улучшение культурной среды приведет к более продуктивным результатам и модернизацию культурной среды можно воспринимать как необходимость. Процесс активного развития культурной среды называется культурной динамикой. Динамика культуры, её причины, цели и способы — один из главных предметов дискуссии теоретиков и историков культуры. Разные точки зрения на этот счёт можно сгруппировать в семь направлений, выраженных в соответствующих методологиях исследования сообществ и их культуры.
- Эволюционная и неоэволюционная методология в изучении культурной динамики основана на принципе: исторического процесса - человечество прогрессирует через усовершенствование социальных структур и методов взаимодействия, а также через эволюцию культурных форм. Эволюция культуры, осуществляемая по эволюционной модели, имеет значительные возможности для развития в регионах с высокой концентрацией интеллектуального потенциала и активного предпринимательского сообщества, которые способны стимулировать рост творческих индустрий, продвижение инновационных культурных инициатив и популяризацию массовой культуры[7].
- Цивилизационистские и иные циклические методологии изучения культурной динамики основываются на принципе: история повторяется в циклическом процессе, касающемся социокультурной адаптации различных народов на различных этапах их существования, начиная с момента рождения и заканчивая исчезновением, а также в проявлении их уникальности в культурном плане. Процесс модернизации культурной среды, осуществляемый в рамках цивилизационного подхода, включает в себя имитацию различных культурных форм, обращение к исторической памяти населения и максимальное использование особенностей местной культурной идентичности. Эти цели достигаются путем создания различных структур, направленных на актуализацию исторической памяти (музеи, памятники, мемориальные комплексы)[7].
- Диффузионистская и близкая ей культурно-историческая методология исследование культурной динамики основывается на подходе, утверждающем, что история представляет собой передачу культуры и технических достижений от одного народа к другому, что способствует их постепенному развитию. Модернизация культурной среды по принципу диффузии осуществляется путем активного заимствования успешных практик организации культурной жизни у более продвинутого общества[7].
- Функционалистская методология мало уделяет внимания проблемам истории. Процесс обновления культурного пространства, осуществляемый в рамках функционалистского подхода, схож с эволюционистской моделью модернизации по общим социальным основаниям. Тем не менее, он отличается своей спецификой, поскольку основная задача функционалистской модернизации заключается не в простом усложнении социальных связей и характеристик культурной атмосферы региона, а в целенаправленном поощрении возникновения новых социальных потребностей среди жителей, новых областей активности и, как следствие, новых форм культурной жизни[7].
- Структуралистская методология изучения культурной динамики обладает своей специфической трактовкой истории и культуры: "История — это процесс постепенного углубления понимания людьми смысла бытия и расширения области применения неизменных структур сознания. Преобразование культурной среды, осуществляемое в рамках структурализма, кажется наиболее сложным. Это преобразование связано с пересмотром привычных культурных, идеологических и других символически значимых форм, с внедрением нового понимания этих форм и нового отношения к ним в сознание населения"[7].
- Постструктуралистская и постмодернистская методология изучения культурной динамики — Основная идея заключается в том, что история является последовательным процессом освобождения человека от строгого культурного контроля, так как культура является формой социального управления индивидом, которая, хотя и не принуждает силой, но все же воздействует на него. Этот культурный прогресс часто происходит спонтанно, однако он может быть активизирован через целенаправленную культурную стратегию, если таковые меры станут необходимы. Примером политического вмешательства в такую культурную эволюцию может служить заметное упрощение языка дипломатии между лидерами различных стран[7].
Системное управление культурной жизнью общества и осуществление модернизации культурной среды практически невозможны без ясного самоопределения управляющего субъекта в том, что он понимает под культурным развитием и по какой модели собирается его реализовывать. Можно выразить уверенность в том, что любые разрабатываемые проекты модернизации культурной среды будут по своим социальным и культурным целям более или менее соответствовать одному из описанных выше вариантов или являться какой-то их интерпретацией. Например, Федеральный проект «Культурная среда» склоняется к цивилизационистскому варианту[8]. Граждане получают дополнительные возможности для творческого развития и самореализации в современных учреждениях культуры, а также более широкий доступ к культурным ценностям, за счёт увеличения количества учреждений культуры, центров культурного развития и других организаций.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 М. В. Логинова, А. В. Макевнин. Малый город в контексте культурной среды // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. : журнал. — 2024. — С. 95—96.
- ↑ А. Я. Флиер. Культурная среда и её социальные черты . Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» (2013). Дата обращения: 23 мая 2024.
- ↑ Кострица Е. И. История возникновения термина «культурная среда» на примере статьи П. Н. Савицкого «Евразийство» // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. : журнал. — 2009. — № 97. — С. 349—356.
- ↑ Сметанина М. Д. Феномен культурной среды // Общество: философия, история, культура. : журнал. — 2019. — № 3. — С. 83—86.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Стрелкова Е. И. Культурная среда и ее системообразующие компоненты // Теория и практика общественного развития. // Теория и практика общественного развития : журнал. — 2014. — № 13. — С. 121—122.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Ковалёва Н. С. Влияние культурной среды ВУЗа на профессиональное самообразование будущих педагогов // Гуманитарная парадигма. : журнал. — 2020. — № 2. — С. 154—162.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Флиер А. Я. Модернизация культурной среды: варианты целеполагания // Знание. Понимание. Умение. : журнал. — 2013. — № 3. — С. 65—73.
- ↑ Министерство культуры Российской Федерации. Федеральный проект «Культурная среда» (2020). Дата обращения: 25 мая 2024.