Праздник

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Пра́здник (от старославянского праздьнъ — «праздный», «свободный от работы») — день торжества, установленный в честь или память кого-либо, или чего-либо, представляет собой культурно-массовое действо, являющееся событием для каждой отдельно взятой личности и общества в целом[1][2]. Представляя собой многогранное явление, имеющее глубокие исторические и культурные корни, праздник способствуют сохранению культурных традиций, обычаев и обрядов, которые передаются из поколения в поколение и играют значительную роль как в жизни человека в частности, так и в формировании общества в целом.

В зависимости от масштаба и статуса, праздничный день может иметь характер выходного (например, государственные праздники) или обычного трудового дня (например, День космонавтики).

Научные концепции происхождения праздника

На современном этапе известен ряд основных концепций, раскрывающих суть природы происхождения праздника, его характерные черты и специфические особенности разделения праздников по тому или иному признаку[3].

Описательная концепция

Исследование И. М. Снегирёва является стартовой точкой отсчёта теоретического обоснования значения праздника.

В своём труде «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1837) автор описывает ключевые характерные черты праздника:

  • Годовой праздничный календарь делится на четыре сезона: весна, лето, осень и зима.
  • Церковные праздники неразрывно связаны с циклическими процессами, заложенными в природе.
  • Праздник представляет собой антитезу будней, проявление особой празднично-свободной жизни, отличной от будничной, каждодневной[4].
  • Для каждой территории характерны свои специфические праздники.
  • Обрядово-ритуальные действия, входящие в состав праздников, вызывают сложности при их описании.

Мифологическая концепция

Мифологическая или солярная концепция праздников сформулирована учёными-фольклористами А. Н. Афанасьевым, А. А. Потребня, Ф. И. Буслаевым. На основе изучения жизненного цикла древних славян, их представлений о мире и почитании древнего светила, исследователи определили взаимосвязь праздничных дней со сменой времён года [5].

Так, поэтические представления о солнце породили ряд обрядово-ритуальных действий, проводимых в периоды солнцеворотов. Например, весной, в ознаменование возрождения солнца древние славяне проводили обряд спуска зажжённых колес с гор в реку, что предвещало начало жизненного цикла и богатый урожай[6].

По мнению исследователей данной концепции, праздничный календарный год делился на два цикла — летний и зимний, в то время как осенние и весенние циклы представляли собой некую предшествующую ступень перед наступлением зимы и лета. Следовательно, основными праздниками всего годового цикла являлись праздники периодов зимнего и летнего солнцеворотов — Рождество и день Ивана Купалы.

Религиозно-мифологическая концепция

Сформулирована религиоведом, этнографом и философом М. Элиаде. В фундаментальных работах «Миф в вечном возвращении» и «Аспекты мифа», исследователь утверждает о подражательном характере празднеств, присущем обществу с религиозно- мифологическим типом мышления. Человек подражал жизни божеств в которых веровал и следовал их философии[7]. Первобытные народы, вне зависимости от разных культурных контекстов восприятия мира, едины в веровании о необходимости ежегодного его обновления (год — подобен циклу жизни).

Использование масок и костюмов, имитация трудовой деятельности и бытовых действий, воспроизведение явлений природы, прием ритуальной пищи, произнесение молитв, безоговорочное участие в обрядах и ритуалах празднества в честь того или иного божества, по мнению архаического общества, гарантировали благо всей общины, как живых так и мёртвых[8].

Концепция заимствования

П. Брейгель «Битва Масленицы и Поста»

Ряд исследователей в лицах А. Н. Веселовского, Е. В. Аничкова и В. Ф. Миллера выдвинули утверждение об отсутствии отечественных праздников[9][10].

Праздники народов мира, согласно концепции заимствования, схожи по своему обрядово-ритуальному началу, заимствованы и сохранены в нашей культуре по сей день. Например, праздник Масленицы в славянской традиции перекликается с западноевропейским карнавалом. Оба праздника празднуются с особым размахом, а программы праздников наполнены игровым действием, участники которых соблюдают традицию «ряжения». Все действо заканчивается подготовкой к строгому посту и возвращению к молитве.

В свою очередь, русские святки, по мнению А. Н. Веселовского, пришли к скоморохам из Византии, а сам праздник не что иное, как римские сатурналии[11].

Карнавальная концепция

«Праздник — не отдельный институт, а сама жизнь, оформленная игровым способом» — ключевая мысль карнавальной концепции, автором которой является М. М. Бахтин[12]. Праздник, по М. М. Бахтину, — является способом подведения итогов трудового цикла и готовит участников к новым вызовам новых трудовых будней[12].

На примере анализа масленичного средневекового карнавала, автор показывает значение смехового стержня праздника, как способа выпуска негативных эмоций человека, накопленных в период трудовых будней.

Карнавалы проходили в преддверии постов и были не просто событием, а образом жизни общества, в тот или иной отрезок времени. Праздник представлял собой шумное, балаганное действо, где не было разделение на артистов и зрителей. На время карнавала, от его начала действа и до его логического завершения (начала поста), все жители становились неотъемлемой частью праздника. Действо было наполнено костюмированными шествиями, маскарадами, потешными драками на сырах и колбасах, представлениями обличающими всевозможные мирские пороки (обжорство, алчность, похоть), пародиями на похоронную процессию при участии «чумы» и «смерти», а также пародиями на высокие чины (епископа и даже короля). Участниками и организаторами праздничной вакханалии являлись сами горожане. Во время карнавала стирались границы между «мирами» и чинами, можно было всё, что запрещалось в обычные дни. Иерархия нарушалась, привычные нормы переворачивались — но как только праздник заканчивался, жизнь возвращалась в обычное русло.

Празднество ( всякое) — это очень важная первичная форма человеческой культуры. Празднество всегда имеет отношение к времени. В основе его лежит определённая и конкретная концепция ( космического), биологического и исторического времени. При этом празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с кризисными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека. Моменты смерти и возрождения, смены и обновления всегда были ведущими в праздничном мироощущении. Именно эти моменты — в конкретных формах определённых праздников и создавали специфическую праздность праздника.М.М. Бахтин

Коммуникативная концепция

В рамках коммуникативной концепции, праздник рассматривается как способ общения и передачи от поколения поколению накопленного опыта, традиций и ценностей[13].

Комплексное исследование феномена праздника в советской этнографии впервые представил А. И. Мазаев. Автор понимает праздник как первичную форму человеческой культуры, характеризующейся «систематичностью, коллективностью, протеканием во времени, в истории сменяющихся поколений».

Функции праздника

Теме обоснования значения и роли праздника в теоретическом и практическом аспекте, занимались представители разных областей знаний. В том числе, особое внимание уделено функциональному значению праздника как феномена культуры в работах: Я. П. Белоусова, Д. М. Генкина, А. Коновича, А. Чечетина, К. Жигульского, М. М. Бахтина, М. Мазаева и других исследователей[13][12][14][2][1]. Междисциплинарный подход к изучению праздника, определил ряд общепринятых функций, присущих данному явлению.

Функция Характеристика
Педагогическая / воспитательная Выступая в роли гибкой воспитательной системы, праздник является способом нравственного воспитания общества (любовь к языку, культуре, народу, родной земле). Принимая участие в обрядово-ритуальных действах, зритель приобретает знания о правилах, нормах и нравственных принципах, принятых в обществе.
Идеологическая /консолидирующая Праздник может выступать в роли способа продвижения какой-либо идеи в сознании людей, объединения участников праздничного действия вокруг транслируемой идеи, способствует формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа[15].
Интегративная Среди празднующих появляется чувство сопричастности к культурным ценностям.
Коммуникативная Праздник представляет собой время для общения, знакомств, трансляции и передачи накопленного опыта посредством участия в обрядово-ритуальных действах и играх.
Компенсаторная Праздник удовлетворяет потребности человека в разнообразии будней (будни / праздничные дни), восполнение энергии посредством отдыха.
Рекреативная Восстановление духовных и физических сил.
Гедонистическая Сопричастие к праздничному событию вызывает положительные эмоции, приносит эстетическое удовольствие и радость.

Многообразие классификаций массовых праздников

Классификация праздников формировалась исследователями, исходя из доминирующего / объединяющего критерия. Следует отметить, что один и тот же праздник может быть представлен в разных группах (например, праздник Масленица относится к «подвижным» и в тоже время является «народным»).

Кустодиев Б. «Масленица», 1919
Вигго Юхансен (Viggo Johansen) «Светлое Рождество», 1891
Кустодиев Б. Н. «Вербный торг на красной площади у Спасских ворот», 1917
Кустодиев Б. М. «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого», 1921
XXII летние Олимпийские игры. Центральный стадион имени Ленина (Лужники). Россия, Москва, 1980
Автор

классификации

Критерий Вид
И. М. Снегирёв Не имеют точной даты празднования (Масленица, Пасха) Подвижные[4]
Имеют точную дату празднования

(Рождество Христово)

Не подвижные[4]
Н. О. Мизов Праздники связанные с основными сферами общественной жизни
  • бытовые,
  • культурные,
  • политические праздники,
  • религиозные.
Праздники, идущие от личности и общественных групп
  • личные,
  • семейные,
  • племенные,
  • народно-национальные,
  • классово-партийные,
  • международные.
К. Жигульский Разделение по пространственным характеристикам праздника
  • местные,
  • локальные,
  • региональные,
  • национальные,
  • государственные,
  • международные
Д. М. Генкин Праздники основанные на принципах общественной значимостей масштабности событии Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.
  • великие праздничные даты нашей страны, имеющие историческое значение,
  • эпохальные события истории и наших дней[14].
Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определённой празднующей общности. Масштаб события определяет масштаб празднующей общности[14].
  • праздники отдельных возрастных групп (женские, мужские, детские, молодёжные и так далее);
  • национальные праздники (Сабантуй, Наурыз, Вороний день и другие[16][17]);
  • праздники профессий (День нефтяника, день электрика и другие);
  • праздники городов и сёл;
  • праздники трудовых коллективов;
  • праздники учебных заведений[14].
Личностные, вызываемые событием, имеющим значение отдельной личности или группы людей[14].
  • День рождения,
  • свадьба,
  • юбилей и другие.

Государственные праздники России

Праздник неразрывно связан с историей своего государства. Смена эпох, религиозных взглядов, правителей государства и исторических событий в целом, повлияли на формирование и трансформацию праздничного календаря России.

На современном этапе официальными нерабочими праздничными днями России, утверждёнными трудовым кодексом Российской Федерации ст. 112 ТК РФ являются[18]:

Международные дни, утверждённые ООН

Полный список международных дней и неделей перечислены на официальном сайте Организации Объединённых наций[19].

Знаменитые масштабные праздничные события мира

Примечания

  1. 1,0 1,1 Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / Рецензенты: Б. И. Петров, проф. (ЛГИК им. Н. К. Крупской); В. А. Триадский, доц. (МГИК); И. Г. Широт, проф. (ГИТИС им. А. В. Луначарского). — М.: Высш. шк., 1990. — С. 69. — 122 с.
  2. 2,0 2,1 Белоусов Я. П. Праздники старые и новые (некоторые философские аспекты проблемы празднования). — К., 1974. — С. 6.
  3. Литвинова М.В. Классификация и типология массовых праздников и зрелищ // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право : журнал. — 2012. — № 14 (133).
  4. 4,0 4,1 4,2 Снегирёв М.И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. — М,: Унив. тип., 1837.
  5. Потребня А.А. О мифических значениях некоторых обрядов и поверий. — 1865. — 419 с.
  6. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрение славян на природу. — М., 1995. — С. 79.
  7. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. — М., 2000. — 420 с. — ISBN 5-86218-315-9.
  8. Элиаде М. Аспекты мифа. — ACADEMIA, 1994. — С. 21. — 106 с. — ISBN 5-87538-006-3.
  9. Аничков Е. Весенняя обрядовая песня на западе и у славян. — СПб., 1905. — 430 с.
  10. Миллер В.Ф. Опыт исторической обозрения русской словесности. — М., 1865.
  11. Веселовский А.Н. Румынские, славянские и греческие колядки. — М., 1883.
  12. 12,0 12,1 12,2 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1965.
  13. 13,0 13,1 Мазаев А.И. Праздник как социально-культурное явление: опыт историко-теоретического явления. — М.: Наука, 1978.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 Генкин Д.М. Массовые праздники. — М.: Просвещение, 1975. — С. 12. — 256 с.
  15. Гуджова И.В. Целостная модель праздника как феномена культуры // Вестник Томского государственного педагогического университета : Сборник. — 2006. — С. 91.
  16. Кузнецова А.М. Праздник финно-угорских народов «Вороний день»: причины трансформации и способы сохранения национальной самобытности // Universum: философия и искусствоведение. — 2021. — № 4 (82). — С. 17—22.
  17. Синицкая О.А. Башкирский праздник Сабантуй в трудах ученых и исследователей // Magistra Vitae : электронный журнал по историческим наукам и археологии. — 2014. — С. 8 (337).
  18. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023). Дата обращения: 25 августа 2023.
  19. Организация Объединённых наций. Дата обращения: 29 августа 2023.

Ссылки