Буслаев, Фёдор Иванович
Фёдор Иванович Буслаев | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 13 (25) апреля 1818 | ||||||
Место рождения | Керенск, Пензенская губерния, Российская империя | ||||||
Дата смерти | 31 июля (12 августа) 1897 (79 лет) | ||||||
Место смерти | Люблино, Московская губерния | ||||||
Страна | Российская империя | ||||||
Научная сфера | филология, лингвистика | ||||||
Место работы | Московский университет | ||||||
Альма-матер | Московский университет | ||||||
Учёное звание | Действительный член Петербургской Академии наук | ||||||
Награды и премии |
|
Фёдор Ива́нович Бусла́ев (13 (25) апреля 1818, Керенск, Пензенская губерния — 31 июля (12 августа) 1897, Люблино, Московская губерния) — выдающийся русский учёный-филолог, лингвист, историк культуры и литературы. Буслаев вошел в историю русской науки как высокообразованный ученый энциклопедических познаний, крупнейший искусствовед, фольклорист, глава русской мифологической школы. Буслаев — признанный педагог, создатель методики преподавания русского языка, профессор Московского университета, академик Петербургской Академии наук. Его труды «О преподавании Отечественного языка» (1844) и «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858) дали ему право именоваться «учителем Отечественного языка». Имя Буслаева составляет славу России, её науки и культуры[1][2].
Он стал основателем научных школ и направлений, оставил после себя многочисленных учеников и последователей, среди которых А.Н. Веселовский, А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня, А.И. Кирпичников, Н.П. Кондаков[3].
Биография
Фёдор Буслаев родился в 1818 году в уездном городе Керенске Пензенской губернии (ныне село Вадинск) в небогатой дворянской семье. В Керенске его отец занимал скромную должность чиновника судебных дел, стряпчего. Мать происходила из семьи суворовского офицера Ивана Андреевича Андреева, в 1804 году внесенного во 2 часть Дворянской родословной книги Пензенской губернии. Замуж вышла в 14 лет. Семейное счастье было недолгим, глава семьи заболел и умер, когда Фёдору было 5 лет[4].
Детство и юность в Пензе
Мать с маленьким сыном обосновалась в Пензе, купила дом с мезонином и палисадником на берегу реки Пенза, недалеко от приходской Казанской церкви. Дом не сохранился. Позднее, в 1860-е годы, его территория вошла в ограду Троицкого женского монастыря[5].
Детство и юность провёл в Пензе. В пензенском крае зрели ум и чувства, формировалась личность крупнейшего ученого-лингвиста. Буслаев в мемуарах «Мои воспоминания» особо отметил пензенский период жизни[4]:
«Там всегда были для меня моя собственная личная и семейная старина, там были дорогие предания ранних годов моей юности».— Фёдор Буслаев
Мать Мария Ивановна вторично, в 20 лет, вышла замуж за мещанина, записавшегося в купцы, И. Р. Ваныкина. Буслаев вспоминал слова матери о «безрассудном замужестве», которое отняло у неё все — имя, состояние, здоровье. Разгульный отчим умер во время холеры. Семья (мать, Фёдор и ещё две его сестры) осталась в крайней бедности. От нищеты спасало трудолюбие, бережливость и любовь матушки: она сдавала комнату семинаристам, которые и обучали Фёдора греческому и немецкому языкам. Мать всегда была для Федора умным, требовательным и заботливым другом. Много сил отдала она образованию сына. Ученый вспоминал, как в доме они много читали с матушкой, разучивали стихи, у Фёдора даже сложилась своя библиотека из рукописных копий, сделанных им с понравившихся произведений[6].
Буслаев учился в Пензенской мужской гимназии (в историческом здании ныне находится Литературный музей)[7]. Свои впечатления о гимназии он изложил в мемуарах. Ярким воспоминанием была встреча с Виссарионом Белинским. Буслаев запомнил, что в первом классе, в отсутствие учителя, занятия доверили вести гимназисту старшего класса — Виссариону Белинскому, успехи которого в русской словесности были неоспоримы. Спустя много лет, к 50-летнему юбилею гимназии, Буслаев в поздравительном письме-адресе отметит[7]:
«В пензенской гимназии, под руководством Евтропова и Белинского я впервые узнал и полюбил русскую словесность, которой посвятил всю свою жизнь в лекциях с кафедры Московского университета».— Фёдор Буслаев.
Московский университет
Буслаев окончил гимназию в 15 лет и ждал год до 16-летия, чтобы поступить в Московский университет. Первоначально юноша решил учиться на врача, чтобы помогать семье, но матушка, видя его склонность к филологическим наукам, настояла на выборе любимых Фёдором наук. Необходимо было сдать экзамен хорошо, чтобы быть зачисленным на казенное содержание[8]. В 1834 году Буслаев поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета.
Позже в воспоминаниях он напишет[4]:
«Не выдержи я экзамена, мне пришлось бы в Москве помереть с голоду, а о возвращении в Пензу нечего было и думать без копейки в кармане».— Фёдор Буслаев.
У 16-летнего казённокоштного студента всё было казенное — постель, пища, одежда, книги, свечи, бумага, карандаши, чернила, перья, перочинный ножичек, но это было спасением — он мог учиться, не думая о куске хлеба. И хотя в письме к матери признавался: «Нет беднее меня», — бедность не угнетала его, способный ученик вскоре сам стал давать уроки, подрабатывать репетиторством. Мать не оставляла его своей заботой и любовью. В письмах сыну звучала её неизбывная горячая любовь[8]:
«Друг мой, Феденька! Напиши всё ко мне: почём нанял квартиру, и что заплатил извозчику, и много ли у тебя осталось денег. Хозяйский чай не пей, а свой всегда пей: это дешевле и лучше. Не мори себя, покупай на завтрак белый хлеб, ты любишь его: кушай, а мы себе откажем в лакомстве — нас много, мы и чёрный будем есть, он у нас сделался вполовину дешевле…»— Фёдор Буслаев. Воспоминания.
Мать была первой слушательницей его «лекций», когда он рассказывал ей об обретённых знаниях. Но в 1836 году, когда Федору было 18 лет, мать умерла, и юноша остался один, теперь он не имел не только материальной поддержки, но и лишился ласковой заботы[6]. Но остался её завет и последнее благословение[4]:
«Ты поехал в Москву с хорошей нравственностью, и это в глазах добрых и честных людей ценится лучше графства и княжества».— Фёдор Буслаев. Воспоминания.
Поучительна биография академика Буслаева. Всё, чего он достиг в жизни, было сделано собственным трудом. Буслаев все свое время отдавал учёбе, его отличала страсть к науке. Он неустанно изучал новые языки: латинский, французский, древнеиндийский; от друзей научился польскому, еврейскому, болгарскому. Увлёкся изучением трудов немецкого учёного Якоба Гримма[9].
Преподавательская деятельность
Обучавшийся за счёт государственных средств, Буслаев после окончания университета должен был шесть лет отработать в гимназии. В 1838 году Фёдор Буслаев начал преподавательскую работу во 2-й московской гимназии. Невероятной удачей стало приглашение графа С. Г. Строганова, попечителя Московского учебного округа, который предложил Фёдору поехать в качестве домашнего учителя его детей в Европу. На протяжении двух лет, с 1839 года по 1841 год, Буслаев знакомился и изучал Германию, Францию, Италию с жадностью и восторгом. Постигал итальянский язык, пешком ходил от Неаполя до Помпей, вёл записи о том, что видел, изучал археологию, историю искусств, европейскую литературу[9].
С 1841 года по 1847 год Буслаев преподавал русский язык в 3-й московской гимназии и одновременно служил домашним учителем в семье графа Строганова. В этот период была издана книга «О преподавании отечественного языка» (1844).
С 1847 года Фёдор Иванович начал читать в Московском университете лекции по сравнительной грамматике и истории церковнославянского и русского языков. В 1848 году защитил магистерскую диссертацию «О влиянии христианства на славянский язык. Опыт языка по Остромирову евангелию».
С 1848 года Буслаев — адъюнкт в Московском университете, с 1850 года — экстраординарный профессор. С 1859 года по 1881 год — в чине статского советника ординарный профессор Московского университета, возглавлял кафедру русской словесности. В этот период Буслаев стал доктором русской словесности (1861), причём без защиты диссертации; членом-корреспондентом Императорской академии наук (1852), с 1860 года — академиком.
В 1868 году Буслаев достиг чина действительного статского советника, в 1877 году — тайного советника.
Последние годы жизни
В 1881 году по состоянию здоровья Буслаев вынужден был оставить преподавательскую работу в университете. Вплоть до 1888 года он занимался узкоспециальной научной областью — изучением миниатюр в старинных священных книгах. В последние годы жизни учёный ослеп, но не оставлял работу: собрал свои статьи и исследования и издал их в 2-х сборниках: «Мои досуги» (1886) и «Народная поэзия» (1887), а потом немедленно начал диктовать интересные и поучительные «Воспоминания» о своём жизненном пути, о своих исследованиях. Воспоминания Буслаева печатались с 1890 года в журнале «Вестник Европы», а в год смерти, в 1897 году, «Мои воспоминания» вышли отдельной книгой. Воспоминания представляют замечательное произведение изящной словесности, прекрасный образец автобиографии, вполне законченной и художественно написанной[4].
Большой популярностью пользовались встречи и беседы на московской квартире Буслаева близ Арбатских ворот, на Молчановке, куда приходили и студенты, и профессора, и учителя, и литераторы. Его богатая библиотека с редкими книгами предоставлялась в распоряжение гостей. Его запомнили ласковым и приветливым по отношению к молодёжи.
Умер Фёдор Буслаев в 1897 году на даче в подмосковном Люблино. Похоронен на Новодевичьем кладбище[5].
Научная деятельность
Сферы научной деятельности Буслаева поражают свои разнообразием. Он занимался языкознанием, фольклором, древнерусской литературой и искусством, педагогикой и методикой преподавания. Ф. И. Буслаев считается основателем русской мифологической школы, первой из многочисленных школ в русской фольклористике и литературоведении. Статьи 1850-х годов вошли в его книгу «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861), за которую учёному без защиты диссертации была присуждена степень доктора русской словесности.
Кроме того Буслаев проявил себя и как литератор: заслуживают внимания его «Воспоминания» и «Записки путешественника»[10].
Лингвист.
В 1844 году, ещё будучи учителем гимназии, Буслаев на основе своего педагогического опыта выпустил книгу «О преподавании отечественного языка». Этот труд Буслаева имел огромное значение для школьного образования — книга предназначалась для учителей, в ней давались советы, как преподавать, обучать русскому языку. До 1828 года русскую грамматику в учебных заведениях не преподавали, считая, что человек по природе своей знает родной язык. Учебники первой половины XIX века оставляли желать лучшего. Буслаев, молодой, никому не известный учитель, в новом учебнике утверждал, что цель учителя русской словесности — воспитание благородных, честных, великодушных чувств. И хотя в гимназии начались насмешки и травля, но журналы «Современник» и «Отечественные записки» назвали книгу «драгоценным подарком для школы». Россия признала в нём учителя по отечественному языку[11].
Буслаев после защиты диссертации «О влиянии христианства на славянский язык» (1846) становится приват-доцентом (внештатным преподавателем) Московского университета, затем профессором. В 1867 году удостоен степени доктора. На протяжении 30 лет Буслаев возглавлял кафедру, и всю жизнь самозабвенно занимался наукой. Творческое наследие ученого огромно и разнообразно[12].
Его книга «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858) переиздавалась 5 раз до революции и в советское время (1959). В ней Буслаев поставил задачу узнать, как возникали и утверждались формы и слова, а также проследить их развитие на протяжении истории. Это был первый опыт по истории всего русского языка, представляющий этимологию и синтаксис русского языка в его историческом развитии. Биографы признают этот труд самым главным из всех его трудов, он лёг в основание последующих научных представлений о русском языке[10].
Буслаев создаёт ещё ряд историко-лингвистических работ, среди которых «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков» (1861). Этот масштабный труд включает в себя 135 произведений древнерусской письменности XI-XVII веков, 69 из которых были опубликованы впервые. Книга предназначалась учащимся военно-учебных заведений[13].
Искусствовед
Среди трудов Буслаева многочисленные исследования на разнообразные темы, например, учёный исследовал жития святых русских женщин, «Изображения Страшного суда по русскому подлиннику XVII века», написал работы «Общие понятия о русской иконописи». Особое значение приобрёл он как знаток древнерусского искусства, исследователь Лицевого свода Апокалипсиса[14].
Буслаев выступил как историк культуры, исследуя русскую старину и древнерусское искусство. Учёный справедливо полагал, что оно является историко-культурным феноменом[15]. Его книга «Исторические очерки русской народной словесности и искусства», (1861) вызвала особый интерес. Буслаев учил понимать ценность фольклора, например, погребальных плачей, заклятий[16], призывал считать народную поэзию предметом науки, а фольклор — «основой на которой стоит здание многовековой цивилизации». Для учёного устное народное творчество (былины, сказки, загадки) — это те же летописи, только не записанные, а пропетые. Буслаев изучал орнаменты, иконографию, народный быт. Этому вопросу он посвятил свой труд «Сравнительное изучение народного быта и поэзии» (1874)[16].
Изучение иконописи и национального искусства
В 1864 году было создано Общество древнерусского искусства при Московском Публичном музее. Буслаев стал одним из его основателей и первые три года — секретарём. Целью общества явилось собирание и изучение памятников древнерусского искусства, преимущественно иконописи, и распространение знаний о ней. Общество издавало журнал, а в 1866 году выпустило первый сборник исследований, где Буслаев опубликовал статью «Общие понятия о русской иконописи». В ней ученый показал значение лицевых подлинников для изучения древнерусских икон. Главный его вывод: русская иконопись, так же как и западная, — наследница византийского искусства[17].
Во второй половине XIX века обозначается интерес к народным ремеслам, поэзии, костюму, искусству — и появляются исследования по истории русской культуры — Россия только начинает познавать себя. Буслаев советовал не верить иностранным путешественникам: их мнение часто зависело от вкуса (не так как в Европе, значит плохо) или от непонимания (факт искажался от непонимания его сути). Буслаев пишет специальную статью «Отзывы иностранцев о русском национальном искусстве», чтобы показать, как иностранцы мало знают о русских и как их ложные представления потом становятся чуть ли не научным авторитетом. Так археолог О. Мотес описанию русских храмов отвел полторы строчки: «приходские церкви называются вассилии, а большие — кодопр» — то есть, увидев много изображений с храмом Василия Блаженного, иностранец пришел к мысли, что все церкви называются васильями, а под кодопром подразумевал собор (слово, прочитанное как латинское и искаженное)[18].
Русский лицевой Апокалипсис
Одним из фундаментальных трудов ученого стал «Русский лицевой Апокалипсис. Свод изображений по русским рукописям с XVI по XIX века». Исследование об Апокалипсисе стоило Буслаеву пяти лет упорного, неустанного труда. Книга в 900 страниц текста, в котором каждая фраза есть результат тщательных кропотливых наблюдений и сличений. Это текст, в котором нет ни одной праздной и непроверенной строки, содержит и атлас в 308 таблиц, в котором каждая чёрточка срисовывалась художником в квартире Буслаева, под непосредственным его руководством и наблюдением. Буслаеву шёл уже седьмой десяток, он не потерял свежести и ясности ума, но потерял над Апокалипсисом зрение[14].
Мои досуги
Фёдор Иванович Буслаев принадлежит также к даровитым писателям, что особенно явствует из более поздних его произведений, как «Мои досуги» (1886). Он отличался широкой эрудицией, разнообразием интересов, обладал даром изложения. «Мои досуги» вобрали статьи: «Памятник Тысячелетию России», «Комик Щепкин о Гоголе», «Басни Крылова в иллюстрации академика Трутовского» и другие. Уже в конце жизни начал статью о стиле и языке Ивана Тургенева.
В ряду работ Буслаева есть небольшая статья, посвященная древнерусской бороде и свидетельствующая о её проникновении в скульптурную и иконописную символику, о том, как взаимосвязаны искусство и жизнь[19].
Христианское искусство сначала подражало греческому с его культом молодости, силы, красоты. Затем от античных типов переходит к изображению героев, как они описаны в Библии — здесь уже борода — знак старости, духовной зрелости. Борода становится живописной характеристикой лица и фигуры как в жизнеописаниях святых, так и на иконах. Культ бороды поддерживался церковной литературой и иконописью (еретиков изображали в аду безбородыми). Борода стала символом православия, верности старорусским обычаям, и когда пришли новые веяния в XVII веке при Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче, то борода воспринималась символом Руси, а брадобритые — антихристами. При Петре Великом бессмысленное пристрастие к старине и косность связывались с наивным обереганием бороды. В 1705 году царь указом дал расценки на бороду: дворянин за ношение бороды платил 60 рублей купец — 100, крестьянин у себя в деревне носил бороду бесплатно, но при въезде в город или выезде платил 1 копейку. В 1715 году установлен единый налог на бородачей — 50 рублей.
Идеальный профессор
Сам о себе Буслаев говорил: «Служил университету только своей наукой, других талантов за собой не знал»[3]. Он стал знаменитым учёным благодаря своей огромной эрудиции, широте научного кругозора, необыкновенной энергии в работе и редкому таланту исследователя. Современники называли его образцовым профессором прежде всего потому, что он идеально честно относился к своим профессорским обязанностям[3]. Один из учеников, Александр Кирпичников, свидетельствовал, что при высоком понимании своей миссии и при обширных знаниях Буслаев был «безусловно свободен от нелепой гордости своим званием и от педантизма, что при твёрдости убеждений отличался поразительной терпимостью к чужим мнениям, положительным непониманием племенной или иной массовой ненависти, добротой и гуманностью, что на университетскую молодёжь смотрел не только как на объект своей деятельности, а как на семью свою, как на дорогих товарищей, любовь которых приобрёл прямотой, сердечным участием и честным трудом на их пользу, и готовностью жертвовать личными интересами ради общего с ними дела»[20].
Наука воспитывает гуманность
В своих многочисленных трудах Фёдор Буслаев показывал, как важно знать прошлое для того, чтобы понимать настоящее, что от развития науки зависит культура общества. Учёный-филолог был убеждён: «Наука воспитывает гуманность»[21]. Надо сначала понять, а не осуждать: «Не ходите к купальским огням в белых перчатках и лаковых сапогах» — образно увещевал он собратьев по науке. Изучение народного искусства позволяло ему сделать вывод, что у всех наций, народов языки, мифы, предания восходят к древнеиндийским священным ведам, похожи на азиатские и американо-индейские, а потому нет оснований для исключительности какой-то нации[16].
Научные труды
История церковнославянского языка:
- Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков.
- О влиянии христианства на славянский язык: опыт истории языка по Остромирову Евангелию.
- Учебник русской грамматики, сближенной с церковнославянской, с приложением образцов грамматического разбора.
Церковное искусство, иконопись:
- Образцы иконописи в Публичном музее.
- Общие понятия о русской иконописи.
- Московские молельни.
- Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX.
- Сочинения по археологии и истории искусства. Том 1.
- Сочинения по археологии и истории искусства. Том 2.
- Сочинения по археологии и истории искусства. Том 3.
О литературе и искусстве:
- Русская хрестоматия: памятники древнерусской литературы и народной словесности, с историческими, литературными и грамматическими объяснениями, с словарем и указателем[15].
- Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Том I.
- Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Том II[15].
- Сочинения по археологии и истории искусства. Том 1.
- Сочинения по археологии и истории искусства. Том 2.
- Сочинения по археологии и истории искусства. Том 3.
Письма и воспоминания:
- Мои воспоминания[4].
- Письма русского путешественника.
Награды
Орден Святого Станислава 2-й степени.
Орден Святой Анны 2-й степени.
Орден Святого Владимира 3-й степени.
Орден Святого Станислава 1-й степени.
Орден Святой Анны 1-й степени.
Орден Святого Владимира 2-й степени[10].
Значение трудов Буслаева-педагога
В 1860-х годах возникает целая школа педагогов (Ушинский, Водовозов, Острогорский, Стоюнин), которые, идя по пути, указанному Буслаевым, разработали в деталях намеченные им вопросы: объяснительное чтение, методику грамматического обученья, ведение письменных упражнений, чтение собственно литературное. Сам Буслаев, по свойственной ему скромности, никогда не заявлял о своих заслугах; но должно признать его основателем современного направления педагогики[2].
После книги «О преподавании отечественного языка» Буслаев ещё три раза выступал, как составитель программы преподавания русского языка и словесности. В первый раз в 1852 году, вместе с А. Галаховым, он составил «Конспект русского языка и словесности для руководства в военно-учебных заведениях». Здесь те же начала, как и в первой книге, но материал тщательно распределён по возрастам, указаны статьи и стихотворения для классного чтения, определены виды разбора, начиная с вещественного и до историко-литературного. Метода преподавания та же — практическая. Везде сначала факты, примеры, потом анализ и потом уже правило. Везде широкая постановка преподаваемого предмета, доверие к силам учащихся, доверие к преподавателю. Таким же характером отличается «Программа русского языка и словесности для желающих поступить в студенты Московского университета», составленная Буслаевым в 1863 году. Здесь видное место в круге занятий гимназистов отведено произведениям из иностранной словесности: в программу введены Гомер, Шекспир, Шиллер и прочие, и указан метод чтения их произведений[22].
В 1886 году по просьбе московского дворянства, Фёдор Иванович составил «Общий план и программы обучения языкам и литературе», предназначавшиеся для предполагавшегося в то время Московского дворянского института девиц[20].
Личность Буслаева в воспоминаниях
Ученики Фёдора Буслаева оставили воспоминания, в которых живо и наглядно обрисовывается светлая и привлекательная личность глубоко-нравственного деятеля с возвышенными помыслами и стремлениями, направленными к бескорыстному служению истине и благу просвещения своего отечества[20].
«Буслаев в своих работах не сухой, бесстрастный исследователь истины. В каждом, самом специальном вопросе, который он разрабатывает, вы чувствуете „душу живу“ автора. Он не только старается убедить вас фактами и доводами: он старается внушить вам то же чувство любви и художественного наслаждения, которое испытывает сам. И это достигается им легко, без обычных украшений риторики, без витиеватых или изящных фраз, — достигается душевной теплотой, искренностью и непосредственностью натуры самого автора. Читатель испытывает такое чувство, как будто с ним лично ведёт откровенную беседу хороший, умный и сердечный знакомый с высоко-гуманными воззрениями на человека, с искренней любовью к природе и науке, с тонко развитым чувством изящного. Что может быть отраднее такой беседы?»
Буслаев — всесторонне образованный, обаятельный в общении, бескорыстный, деликатный человек, романтически влюбленный в науку — увлекал слушателей глубокими знаниями, эрудицией, красотой логики своего ума. Современники говорили о нём: «идеальный профессор». Не было пределов его доброте в отношениях с учениками. Буслаев считал их младшими товарищами[1].
Эстетическому развитию Буслаев придавал очень важное значение, и способность наслаждаться прекрасным развивал в себе и в окружающих всеми мерами. В нём самом все было просто, но красиво, начиная с его манер и одежды. Всякая фраза его, о чём бы ни писал он, была грациозна и гармонична. Чутье к красоте слова было у него развито до такой степени, что иногда он приходил в восхищение даже от хорошего выражения неверной мысли: «Это вздор, нелепость, говорил он бывало: но смотрите, как хорошо сказано!». И он по пяти раз повторял меткую фразу[20].
Один из учеников говорил: «От общения с Буслаевым молодой ученый благодатно зреет, а зрелый радостно молодеет»[20]. Ученый оставил по себе прекрасную память не только трудами в лингвистике, педагогике, фольклористике, искусствоведении, этнографии, но и как бескорыстный, честный, скромный, благожелательный человек[23].
Семья
Женат на Анне Алексеевне Сиротининой (1824—1867).
Сын Владимир (1850 — ?) служил директором гимназии Московского учебного округа.
Вторично Ф. И. Буслаев женился на Лидии Яковлевне Троновой (? — 1912). После смерти Ф. И. Буслаева вдова ученого преподнесла его личную библиотеку в дар Императорскому Московскому университету: около 1430 томов книг по истории искусства; западноевропейской литературы, старопечатных книг XVI—XVII веков, рукописей[20].
Память
Буслаеву посвящён экспозиционный раздел в Вадинском районном краеведческом музее[24].
Буслаеву посвящен раздел в Литературном музее города Пензы.
Имя учёного носит Буслаевская псалтирь XV века.
Проводятся Буслаевские научные конференции в Московском государственном университете, Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (СПб), в Пензенском государственном университете, в Пензенском литературном музее[13][23].
Литература
- Чурмаева Н. В. Ф. И. Буслаев. — М.: Просвещение, 1974. — 112 с.
- Буслаев Ф. И. Мои воспоминания // Временник любителей старины. — Пенза, 1992. — № 2.
- Памяти Фёдора Ивановича Буслаева : [Сборник статей] : — Москва : Учеб. отд. О-ва распространения техн. знаний, 1898. — 199 с.
- Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / сост. И. Ф. Протченко. — М.: Просвещение, 1992. — С. 410—472. — 512 с. — ISBN 5-09-004461-9.
- Фёдор Иванович Буслаев: традиции и новаторство: Материалы проблемной группы 2–3 февраля 2008 г. / под ред Т. К. Донской. — СПб., 2008. — 146 с.
- Буслаев Ф. И. Исцеление языка. Опыт национального самосознания: Работы разных лет / Сост. А. А. Чех. — СПб.: Библиополис, 2005. — 520 с.
- Буслаев Ф. И. Мои досуги. Воспоминания. Статьи. Размышления / сост. Т. Ф. Прокопов. — М.: Русская книга, 2003. — 608 с. — ISBN 5-268-00522-7.
- Донская Т. К. Фёдор Иванович Буслаев: прошлое — настоящее — будущее. — Белгород; СПб.: Северная звезда, 2013. — 158 с.
- Дейкина А. Д., Янченко В. Д. История методики преподавания русского языка в биографических очерках: Учеб. пособие. — М.: МПГУ, 2017. — 348 с.
- Буслаев Ф. И. Загадка русского книжного орнамента. — М.: Вече, 2023. — ISBN 978-5-4484-4478-4.
Основные труды
- Сербская сказка о царе Трояне // Москвитянин. — 1842. — Ч. 6. — № 11.
- О преподавании отечественного языка Архивная копия от 12 марта 2022 на Wayback Machine. — М.: Унив. тип., 1844 (Часть 2)
- Рецензия на кн.: «Слово о полку Игореве», объяснённое по древним письменным памятникам магистром Д. Дубенским. — М., 1844 // Москвитянин. — 1845. — Ч. 1. — № 1.
- О влиянии христианства на славянский язык: Опыт истории языка по Остромирову Евангелию. — М., 1848.
- Об эпических выражениях украинской поэзии: (По поводу Сборника украинских песен, изданных М. А. Максимовичем в Киеве в 1849 году) // Москвитянин. — 1850. — Ч. 5. — № 18. Отд. III. (то же: Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1. — СПб., 1861).
- Дополнения и прибавления ко второму тому «Сказаний русского народа, собранных И. Сахаровым» // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, издаваемый Н. Калачевым. — М., 1850. — Кн. 1. — Отд. IV.
- Историческая грамматика русского языка. — 1858.
- О народной поэзии в древнерусской литературе : Речь, произнес. в торжеств. собр. Моск. университета исправляющим должность э.-орд. проф. рус. словесности, Ф. Буслаевым 12 янв. 1859 г.
- Русская поэзия XI и начала XII века // Летописи русской литературы и древностей, издаваемые Н. Тихонравовым. — М., 1859. — Т. 1. (то же: Исторические очерки… Т. 1.).
- Эпическая поэзия // Исторические очерки… Т. 1.
- Русский быт и пословицы // Исторические очерки… Т. 1.
- Мифические предания о человеке и природе, сохранившиеся в языке и поэзии // Исторические очерки… Т. 1.
- О сродстве славянских вил, русалок и полудниц с немецкими эльфами и валькирями // Исторические очерки… Т. 1.
- Древнесеверная жизнь (По поводу сочинения: Altnordisches Leben. Von С. Weinhold. Berlin, 1856) // Исторические очерки… Т. 1.
- Древнейшие эпические предания славянских племен // Исторические очерки… Т. 1.
- Историческая христоматия церковно-славянскаго и древне-русскаго языков / составлено, на основании наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений …, Ф. Буслаевым. — Москва: в Университетской типографии, 1861. — [8], II, VIII с., 1632 стб.
- Исторические очерки русской народной словесности и искусства. — СПб.: Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1861.
- Образцы иконописи в Публичном музее : (В собр. П. И. Севастьянова). — Москва: Унив. тип., ценз. 1862. — 23 с.
- Русский богатырский эпос // Русский вестник. — 1862. — Т. 38. — № 3; Т. 41. — № 9.; Т. 10. (то же: СОРЯС. — 1887. — Т. 42. — № 2.)
- Общие понятия о русской иконописи Архивная копия от 15 июня 2009 на Wayback Machine // Сборник за 1866 год, изданный обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. — М., 1866. — Отд. 1.
- О преподавании отечественного языка Архивная копия от 12 марта 2022 на Wayback Machine. — Москва: бр. Салаевы, 1867. — [4], IV, 472 с. (переизд.: Л., 1941).
- Рецензия на кн.: Слово о полку Игореве / Издано для учащихся Н. Тихонравовым. — М., 1866 // ЖМНП. — 1867. — Ч. 133.
- История русского языка и словесности: Лекции. Архивная копия от 18 июля 2019 на Wayback Machine — М., 1868. — 108 с.
- Этнографические вымыслы наших предков. — Москва : Унив. тип. (Катков и К°), ценз. 1868. — 10 с.
- Историческая грамматика русского языка, составленная Ф. Буслаевым. — 3-е изд., испр. и доп. [Ч. 1-2]. — Москва: бр. Салаевы, 1868—1869.
- Этимология. — 1868. — [4], 276 с
- Синтаксис. — 1869. — [2], 394 с.
- Учебник русской грамматики, сближенной с церковно-славянскою, с приложением образцов грамматического разбора: Для сред. учеб. заведений. — Москва: бр. Салаевы, 1869. — VIII, 286 с.
- Отзыв о сочинении В. Стасова «Происхождение русских былин» // Отчёт о 12-м присуждении наград графа Уварова. — СПб., 1870.
- Русская хрестоматия: Памятники древнерусской литературы и народной словесности, с историческими, литературными и грамматическими объяснениями, со словарём и указателем. — М., 1870. (с переизданиями)
- Рецензия на кн.: Миллер О. Ф. Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса: Илья Муромец и богатырство Киевское. — СПб., 1870 // Журнал Министерства народного просвещения. — 1871. Апрель.
- Разбор сочинения О. Миллера «Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса: Илья Муромец и богатырство Киевское» // Отчёт о 14-м присуждении наград графа Уварова. — СПб., 1872.
- Лекции Ф. И. Буслаева Е. И. В. Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу (1859—1860 г.) // Старина и новизна. — 1904. — Кн. 8.
- Перехожие повести. — 1874.
- Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX. Архивная копия от 9 февраля 2021 на Wayback Machine — 1884.
- Письма русского путешественника. — [Москва] : Унив. тип., [1886]. — 15 с.
- Общий план и программы обучения языкам и литературе в женских средне-учебных заведениях. — Санкт-Петербург : журн. «Пантеон литературы», 1890. — 64 с.
- Исторические очерки Ф. И. Буслаева по русскому орнаменту в рукописях. — Петроград : Отд-ние рус. яз. и словесности Акад. наук, 1917. — VI, 216 с.
- Догадки и мечтания о первобытном человечестве / Сост., подготовка текста, статья и коммент. А. Л. Топоркова. — М.: РОССПЭН, 2006.
- Преподавание отечественного языка: учебное пособие / Ф. И. Буслаев; [сост.: И. Ф. Протченко, Л. А. Ходякова]. — М.: Просвещение, 1992. — 511 с.: ил. — 13000 экз. — ISBN 5-09-004461-9.
- Переиздания
- Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков / Сост. Б. А. Успенский. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 856 с. — (История русской культуры: Исследования и источники). — ISBN 5-94457-194-2.
- Буслаев Ф. И. Русский быт и предания. — М.: Книга изготовлена по технологии print-on-demand (Печать по требованию), 2021. — 190 с. — 30 экз.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Протченко И. Ф. Ф. И. Буслаев - выдающийся филолог и педагог // Ф. И Буслаев. Преподавание отечественного языка : учебное пособие для студентов педагогических институтов / сост. И. Ф. Протченко. — М.: Просвещение, 1992. — С. 5—24. — ISSN 5-09-004461-9.
- ↑ 2,0 2,1 Айналов Д. В. Значение Ф. И. Буслаева в науке истории искусств . Дата обращения: 10 августа 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Чурмаева Н. В. Ф. И. Буслаев. — М.: Просвещение, 1974.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Буслаев Ф. И. Мои воспоминания // Временник любителей старины : журнал / под ред. А. И. Дворжанского. — 1992. — Вып. 2.
- ↑ 5,0 5,1 Основные даты жизни и деятельности Ф. И. Буслаева // Фёдор Иванович Буслаев: Традиции и новаторство : сборник. — СПб., 2008. — С. 143—146.
- ↑ 6,0 6,1 Чурмаева Н. В. Моя милая матушка // Чурмаева Н. В. Ф. И. Буслаев : Книга для учащихся. — Просвещение, 1984. — С. 12—19.
- ↑ 7,0 7,1 Фёдор Иванович Буслаев — гордость гимназии // Предметное краеведение : Учебное пособие / под ред. Г. П. Редя, О. В. Ивлиевой. — Пенза, 2000. — Т. 1. — С. 68—77.
- ↑ 8,0 8,1 Чурмаева Н. В. Алма матер // Чурмаева Н. В. Ф. И. Буслаев : Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1984. — С. 12—19.
- ↑ 9,0 9,1 Чурмаева Н. В. Биография Ф. И. Буслаева // Ф. И. Буслаев : Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1984. — С. 108—111.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Будде Е. Ф. О заслугах Буслаева как ученого лингвиста и преподавателя (Речь, читанная в торжественном заседании Казанского общества археологии, истории и этнографии 28 сентября 1897 года) // Преподавание отечественного языка : Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». — М.: Просвещение, 1992. — С. 512.
- ↑ Дейкина А. Д. Великий учитель Ф. И. Буслаев (к 180-летию со дня рождения) // Русский язык в школе : журнал. — 1998. — № 3. — С. 56–60..
- ↑ Буслаев Ф. И. Эпизоды из истории Московского университета // Буслаев Ф. И. Мои досуги. Воспоминания. Статьи. Размышления : сборник / сост. Т. Ф. Прокопов. — М.: Русская книга, 2003. — С. 414—427. — ISSN 5-268-00522-7..
- ↑ 13,0 13,1 Наследие академика Ф. И. Буслаева: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения (Пенза, 16—18 апреля 2008 года). — Пенза, 2008. — С. 16—23.
- ↑ 14,0 14,1 Вздорнов Г. И. Христианство в искусстве. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век . Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. — М., 1861.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 Буслаев Ф. И. Сравнительное изучение народного быта и поэзии // Русский вестник : журнал. — 1874.
- ↑ Алпатов М. Буслаев и русская наука об искусстве // Искусство : журнал. — 1961. — № 8.
- ↑ Чурмаева Н. В. Стихии чужеземные // Чурмаева Н. В. Ф. И. Буслаев : Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1984. — С. 33—38.
- ↑ Буслаев Ф. И. Сочинения по археологии и истории искусства. Том 2 . Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 20,3 20,4 20,5 Памяти Федора Ивановича Буслаева . Дата обращения: 10 августа 2024.
- ↑ Чурмаева Н. В. Наука воспитывает гуманность // Ф. И. Буслаев : Книга для учащихся. — 1984. — С. 72—98.
- ↑ Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / сост. И. Ф. Протченко. — М.: Просвещение, 1992. — С. 410 — 472. — 512 с. — ISBN 5-09-004461-9.
- ↑ 23,0 23,1 Фёдор Иванович Буслаев: традиции и новаторство. Материалы проблемной группы, 2-3 февраля 2008 года. / под ред. Т. К. Донской. — СПб.: Сударыня, 2008.
- ↑ Первушкин В. И., Кайманова Т. А. Пензенская область: Путеводитель / под ред. О. В. Ягова. — Пенза: Областной издательский центр, 2019. — С. 40—44. — 159 с. — ISBN 978-5-906-589-22-4.
Ссылки
- Профиль Фёдора Ивановича Буслаева на официальном сайте РАН
- Буслаев, Фёдор Иванович // Энциклопедия «Кругосвет».
- Васильева В. Е. Буслаев Федор Иванович // Православная энциклопедия. — М., 2003. — Т. VI : «Бондаренко — Варфоломей Эдесский». — С. 388—390. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
- Русская фонетика: Федор Иванович Буслаев
- «Родной язык есть неистощимая сокровищница духовного бытия человеческого» Архивная копия от 21 сентября 2017 на Wayback Machine
- Сочинения Буслаева Архивная копия от 27 апреля 2009 на Wayback Machine на сайте Lib.ru: Классика
- Буслаев Фёдор Иванович . Летопись Московского университета. Дата обращения: 28 августа 2017. Архивировано 28 августа 2017 года.
- Статья Архивная копия от 7 января 2018 на Wayback Machine на сайте «Ярус»
- Статья Архивная копия от 14 августа 2018 на Wayback Machine в БЭКМ
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 25 апреля
- Родившиеся в 1818 году
- Родившиеся в Керенск, Пензенская губерния, Российская империи
- Умершие 12 августа
- Умершие в 1897 году
- Умершие в Люблино, Московская губернии
- Кавалеры ордена Святого Владимира 2-й степени
- Кавалеры ордена Святого Владимира 3-й степени
- Кавалеры ордена Святой Анны 1-й степени
- Кавалеры ордена Святой Анны 2-й степени с императорской короной
- Кавалеры ордена Святого Станислава 1-й степени
- Кавалеры ордена Святого Станислава 2-й степени
- Учёные по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по науке
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Все статьи
- Искусствоведы по алфавиту
- Лингвисты России
- Филологи России