Буслаев, Фёдор Иванович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Фёдор Иванович Буслаев
Буслаев Фёдор Иванович.jpg
Дата рождения 13 (25) апреля 1818(1818-04-25)
Место рождения Керенск, Пензенская губерния, Российская империя
Дата смерти 31 июля (12 августа) 1897(1897-08-12) (79 лет)
Место смерти Люблино, Московская губерния
Страна Российская империя
Научная сфера филология, лингвистика
Место работы Московский университет
Альма-матер Московский университет
Учёное звание Действительный член Петербургской Академии наук
Награды и премии

Фёдор Ива́нович Бусла́ев (13 (25) апреля 1818, Керенск, Пензенская губерния — 31 июля (12 августа) 1897, Люблино, Московская губерния) — выдающийся русский учёный-филолог, лингвист, историк культуры и литературы. Буслаев вошел в историю русской науки как высокообразованный ученый энциклопедических познаний, крупнейший искусствовед, фольклорист, глава русской мифологической школы. Буслаев — признанный педагог, создатель методики преподавания русского языка, профессор Московского университета, академик Петербургской Академии наук. Его труды «О преподавании Отечественного языка» (1844) и «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858) дали ему право именоваться «учителем Отечественного языка». Имя Буслаева составляет славу России, её науки и культуры[1][2].

Он стал основателем научных школ и направлений, оставил после себя многочисленных учеников и последователей, среди которых А.Н. Веселовский, А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня, А.И. Кирпичников, Н.П. Кондаков[3].

Биография

Родина фёдора Буслаева: город Керенск (Пензенская губерния).

Фёдор Буслаев родился в 1818 году в уездном городе Керенске Пензенской губернии (ныне село Вадинск) в небогатой дворянской семье. В Керенске его отец занимал скромную должность чиновника судебных дел, стряпчего. Мать происходила из семьи суворовского офицера Ивана Андреевича Андреева, в 1804 году внесенного во 2 часть Дворянской родословной книги Пензенской губернии. Замуж вышла в 14 лет. Семейное счастье было недолгим, глава семьи заболел и умер, когда Фёдору было 5 лет[4].

Детство и юность в Пензе

Мать с маленьким сыном обосновалась в Пензе, купила дом с мезонином и палисадником на берегу реки Пенза, недалеко от приходской Казанской церкви. Дом не сохранился. Позднее, в 1860-е годы, его территория вошла в ограду Троицкого женского монастыря[5].

Детство и юность провёл в Пензе. В пензенском крае зрели ум и чувства, формировалась личность крупнейшего ученого-лингвиста. Буслаев в мемуарах «Мои воспоминания» особо отметил пензенский период жизни[4]:

«Там всегда были для меня моя собственная личная и семейная старина, там были дорогие предания ранних годов моей юности».

— Фёдор Буслаев

Мать Мария Ивановна вторично, в 20 лет, вышла замуж за мещанина, записавшегося в купцы, И. Р. Ваныкина. Буслаев вспоминал слова матери о «безрассудном замужестве», которое отняло у неё все — имя, состояние, здоровье. Разгульный отчим умер во время холеры. Семья (мать, Фёдор и ещё две его сестры) осталась в крайней бедности. От нищеты спасало трудолюбие, бережливость и любовь матушки: она сдавала комнату семинаристам, которые и обучали Фёдора греческому и немецкому языкам. Мать всегда была для Федора умным, требовательным и заботливым другом. Много сил отдала она образованию сына. Ученый вспоминал, как в доме они много читали с матушкой, разучивали стихи, у Фёдора даже сложилась своя библиотека из рукописных копий, сделанных им с понравившихся произведений[6].

Здание бывшей Пензенской мужской гимназии, где учился Фёдор Буслаев.

 Буслаев учился в Пензенской мужской гимназии (в историческом здании ныне находится Литературный музей)[7]. Свои впечатления о гимназии он изложил в мемуарах. Ярким воспоминанием была встреча с Виссарионом Белинским. Буслаев запомнил, что в первом классе, в отсутствие учителя, занятия доверили вести гимназисту старшего класса — Виссариону Белинскому, успехи которого в русской словесности были неоспоримы. Спустя много лет, к 50-летнему юбилею гимназии, Буслаев в поздравительном письме-адресе отметит[7]:

«В пензенской гимназии, под руководством Евтропова и Белинского я впервые узнал и полюбил русскую словесность, которой посвятил всю свою жизнь в лекциях с кафедры Московского университета».

— Фёдор Буслаев.

Московский университет

Буслаев окончил гимназию в 15 лет и ждал год до 16-летия, чтобы поступить в Московский университет. Первоначально юноша решил учиться на врача, чтобы помогать семье, но матушка, видя его склонность к филологическим наукам, настояла на выборе любимых Фёдором наук. Необходимо было сдать экзамен хорошо, чтобы быть зачисленным на казенное содержание[8]. В 1834 году Буслаев поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета.

Позже в воспоминаниях он напишет[4]:

«Не выдержи я экзамена, мне пришлось бы в Москве помереть с голоду, а о возвращении в Пензу нечего было и думать без копейки в кармане».

— Фёдор Буслаев.

У 16-летнего казённокоштного студента всё было казенное — постель, пища, одежда, книги, свечи, бумага, карандаши, чернила, перья, перочинный ножичек, но это было спасением — он мог учиться, не думая о куске хлеба. И хотя в письме к матери признавался: «Нет беднее меня», — бедность не угнетала его, способный ученик вскоре сам стал давать уроки, подрабатывать репетиторством. Мать не оставляла его своей заботой и любовью. В письмах сыну звучала её неизбывная горячая любовь[8]:

«Друг мой, Феденька! Напиши всё ко мне: почём нанял квартиру, и что заплатил извозчику, и много ли у тебя осталось денег. Хозяйский чай не пей, а свой всегда пей: это дешевле и лучше. Не мори себя, покупай на завтрак белый хлеб, ты любишь его: кушай, а мы себе откажем в лакомстве — нас много, мы и чёрный будем есть, он у нас сделался вполовину дешевле…»

— Фёдор Буслаев. Воспоминания.

Мать была первой слушательницей его «лекций», когда он рассказывал ей об обретённых знаниях. Но в 1836 году, когда Федору было 18 лет, мать умерла, и юноша остался один, теперь он не имел не только материальной поддержки, но и лишился ласковой заботы[6]. Но остался её завет и последнее благословение[4]:

«Ты поехал в Москву с хорошей нравственностью, и это в глазах добрых и честных людей ценится лучше графства и княжества».

— Фёдор Буслаев. Воспоминания.

Поучительна биография академика Буслаева. Всё, чего он достиг в жизни, было сделано собственным трудом. Буслаев все свое время отдавал учёбе, его отличала страсть к науке. Он неустанно изучал новые языки: латинский, французский, древнеиндийский; от друзей научился польскому, еврейскому, болгарскому. Увлёкся изучением трудов немецкого учёного Якоба Гримма[9].

Преподавательская деятельность

Обучавшийся за счёт государственных средств, Буслаев после окончания университета должен был шесть лет отработать в гимназии. В 1838 году Фёдор Буслаев начал преподавательскую работу во 2-й московской гимназии. Невероятной удачей стало приглашение графа С. Г. Строганова, попечителя Московского учебного округа, который предложил Фёдору поехать в качестве домашнего учителя его детей в Европу. На протяжении двух лет, с 1839 года по 1841 год, Буслаев знакомился и изучал Германию, Францию, Италию с жадностью и восторгом. Постигал итальянский язык, пешком ходил от Неаполя до Помпей, вёл записи о том, что видел, изучал археологию, историю искусств, европейскую литературу[9].

С 1841 года по 1847 год Буслаев преподавал русский язык в 3-й московской гимназии и одновременно служил домашним учителем в семье графа Строганова. В этот период была издана книга «О преподавании отечественного языка» (1844).

С 1847 года Фёдор Иванович начал читать в Московском университете лекции по сравнительной грамматике и истории церковнославянского и русского языков. В 1848 году защитил магистерскую диссертацию «О влиянии христианства на славянский язык. Опыт языка по Остромирову евангелию».

С 1848 года Буслаев — адъюнкт в Московском университете, с 1850 года — экстраординарный профессор. С 1859 года по 1881 год — в чине статского советника ординарный профессор Московского университета, возглавлял кафедру русской словесности. В этот период Буслаев стал доктором русской словесности (1861), причём без защиты диссертации; членом-корреспондентом Императорской академии наук (1852), с 1860 года — академиком.

В 1868 году Буслаев достиг чина действительного статского советника, в 1877 году — тайного советника.

Последние годы жизни

В 1881 году по состоянию здоровья Буслаев вынужден был оставить преподавательскую работу в университете. Вплоть до 1888 года он занимался узкоспециальной научной областью — изучением миниатюр в старинных священных книгах. В последние годы жизни учёный ослеп, но не оставлял работу: собрал свои статьи и исследования и издал их в 2-х сборниках: «Мои досуги» (1886) и «Народная поэзия» (1887), а потом немедленно начал диктовать интересные и поучительные «Воспоминания» о своём жизненном пути, о своих исследованиях. Воспоминания Буслаева печатались с 1890 года в журнале «Вестник Европы», а в год смерти, в 1897 году, «Мои воспоминания» вышли отдельной книгой. Воспоминания представляют замечательное произведение изящной словесности, прекрасный образец автобиографии, вполне законченной и художественно написанной[4].

Большой популярностью пользовались встречи и беседы на московской квартире Буслаева близ Арбатских ворот, на Молчановке, куда приходили и студенты, и профессора, и учителя, и литераторы. Его богатая библиотека с редкими книгами предоставлялась в распоряжение гостей. Его запомнили ласковым и приветливым по отношению к молодёжи.

Умер Фёдор Буслаев в 1897 году на даче в подмосковном Люблино. Похоронен на Новодевичьем кладбище[5].

Научная деятельность

Сферы научной деятельности Буслаева поражают свои разнообразием. Он занимался языкознанием, фольклором, древнерусской литературой и искусством, педагогикой и методикой преподавания. Ф. И. Буслаев считается основателем русской мифологической школы, первой из многочисленных школ в русской фольклористике и литературоведении. Статьи 1850-х годов вошли в его книгу «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861), за которую учёному без защиты диссертации была присуждена степень доктора русской словесности.

Кроме того Буслаев проявил себя и как литератор: заслуживают внимания его «Воспоминания» и «Записки путешественника»[10].

Лингвист.

В 1844 году, ещё будучи учителем гимназии, Буслаев на основе своего педагогического опыта выпустил книгу «О преподавании отечественного языка». Этот труд Буслаева имел огромное значение для школьного образования — книга предназначалась для учителей, в ней давались советы, как преподавать, обучать русскому языку. До 1828 года русскую грамматику в учебных заведениях не преподавали, считая, что человек по природе своей знает родной язык. Учебники первой половины XIX века оставляли желать лучшего. Буслаев, молодой, никому не известный учитель, в новом учебнике утверждал, что цель учителя русской словесности — воспитание благородных, честных, великодушных чувств. И хотя в гимназии начались насмешки и травля, но журналы «Современник» и «Отечественные записки» назвали книгу «драгоценным подарком для школы». Россия признала в нём учителя по отечественному языку[11].

Буслаев после защиты диссертации «О влиянии христианства на славянский язык» (1846) становится приват-доцентом (внештатным преподавателем) Московского университета, затем профессором. В 1867 году удостоен степени доктора. На протяжении 30 лет Буслаев возглавлял кафедру, и всю жизнь самозабвенно занимался наукой. Творческое наследие ученого огромно и разнообразно[12].

Его книга «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858) переиздавалась 5 раз до революции и в советское время (1959). В ней Буслаев поставил задачу узнать, как возникали и утверждались формы и слова, а также проследить их развитие на протяжении истории. Это был первый опыт по истории всего русского языка, представляющий этимологию и синтаксис русского языка в его историческом развитии. Биографы признают этот труд самым главным из всех его трудов, он лёг в основание последующих научных представлений о русском языке[10].

Буслаев создаёт ещё ряд историко-лингвистических работ, среди которых «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков» (1861). Этот масштабный труд включает в себя 135 произведений древнерусской письменности XI-XVII веков, 69 из которых были опубликованы впервые. Книга предназначалась учащимся военно-учебных заведений[13].

Искусствовед

Среди трудов Буслаева многочисленные исследования на разнообразные темы, например, учёный исследовал жития святых русских женщин, «Изображения Страшного суда по русскому подлиннику XVII века», написал работы «Общие понятия о русской иконописи». Особое значение приобрёл он как знаток древнерусского искусства, исследователь Лицевого свода Апокалипсиса[14].

Буслаев выступил как историк культуры, исследуя русскую старину и древнерусское искусство. Учёный справедливо полагал, что оно является историко-культурным феноменом[15]. Его книга «Исторические очерки русской народной словесности и искусства», (1861) вызвала особый интерес. Буслаев учил понимать ценность фольклора, например, погребальных плачей, заклятий[16], призывал считать народную поэзию предметом науки, а фольклор — «основой на которой стоит здание многовековой цивилизации». Для учёного устное народное творчество (былины, сказки, загадки) — это те же летописи, только не записанные, а пропетые. Буслаев изучал орнаменты, иконографию, народный быт. Этому вопросу он посвятил свой труд «Сравнительное изучение народного быта и поэзии» (1874)[16].

Изучение иконописи и национального искусства

В 1864 году было создано Общество древнерусского искусства при Московском Публичном музее. Буслаев стал одним из его основателей и первые три года — секретарём. Целью общества явилось собирание и изучение памятников древнерусского искусства, преимущественно иконописи, и распространение знаний о ней. Общество издавало журнал, а в 1866 году выпустило первый сборник исследований, где Буслаев опубликовал статью «Общие понятия о русской иконописи». В ней ученый показал значение лицевых подлинников для изучения древнерусских икон. Главный его вывод: русская иконопись, так же как и западная, — наследница византийского искусства[17].

Во второй половине XIX века обозначается интерес к народным ремеслам, поэзии, костюму, искусству — и появляются исследования по истории русской культуры — Россия только начинает познавать себя. Буслаев советовал не верить иностранным путешественникам: их мнение часто зависело от вкуса (не так как в Европе, значит плохо) или от непонимания (факт искажался от непонимания его сути). Буслаев пишет специальную статью «Отзывы иностранцев о русском национальном искусстве», чтобы показать, как иностранцы мало знают о русских и как их ложные представления потом становятся чуть ли не научным авторитетом. Так археолог О. Мотес описанию русских храмов отвел полторы строчки: «приходские церкви называются вассилии, а большие — кодопр» то есть, увидев много изображений с храмом Василия Блаженного, иностранец пришел к мысли, что все церкви называются васильями, а под кодопром подразумевал собор (слово, прочитанное как латинское и искаженное)[18].

Последний научный труд Ф. И. Буслаева «Русский лицевой Апокалипсис». Фрагмент экспозиции в Пензенском литературном музее

Русский лицевой Апокалипсис

Одним из фундаментальных трудов ученого стал «Русский лицевой Апокалипсис. Свод изображений по русским рукописям с XVI по XIX века». Исследование об Апокалипсисе стоило Буслаеву пяти лет упорного, неустанного труда. Книга в 900 страниц текста, в котором каждая фраза есть результат тщательных кропотливых наблюдений и сличений. Это текст, в котором нет ни одной праздной и непроверенной строки, содержит и атлас в 308 таблиц, в котором каждая чёрточка срисовывалась художником в квартире Буслаева, под непосредственным его руководством и наблюдением. Буслаеву шёл уже седьмой десяток, он не потерял свежести и ясности ума, но потерял над Апокалипсисом зрение[14].

Мои досуги

Фёдор Иванович Буслаев принадлежит также к даровитым писателям, что особенно явствует из более поздних его произведений, как «Мои досуги» (1886). Он отличался широкой эрудицией, разнообразием интересов, обладал даром изложения. «Мои досуги» вобрали статьи: «Памятник Тысячелетию России», «Комик Щепкин о Гоголе», «Басни Крылова в иллюстрации академика Трутовского» и другие. Уже в конце жизни начал статью о стиле и языке Ивана Тургенева.

В ряду работ Буслаева есть небольшая статья, посвященная древнерусской бороде и свидетельствующая о её проникновении в скульптурную и иконописную символику, о том, как взаимосвязаны искусство и жизнь[19].

ФЁДОР БУСЛАЕВ. МОИ ДОСУГИ. ДРЕВНЕРУССКАЯ БОРОДА.

Христианское искусство сначала подражало греческому с его культом молодости, силы, красоты. Затем от античных типов переходит к изображению героев, как они описаны в Библии — здесь уже борода — знак старости, духовной зрелости. Борода становится живописной характеристикой лица и фигуры как в жизнеописаниях святых, так и на иконах. Культ бороды поддерживался церковной литературой и иконописью (еретиков изображали в аду безбородыми). Борода стала символом православия, верности старорусским обычаям, и когда пришли новые веяния в XVII веке при Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче, то борода воспринималась символом Руси, а брадобритые — антихристами. При Петре Великом бессмысленное пристрастие к старине и косность связывались с наивным обереганием бороды. В 1705 году царь указом дал расценки на бороду: дворянин за ношение бороды платил 60 рублей купец — 100, крестьянин у себя в деревне носил бороду бесплатно, но при въезде в город или выезде платил 1 копейку. В 1715 году установлен единый налог на бородачей — 50 рублей.

— Фёдор Буслаев

Идеальный профессор

Сам о себе Буслаев говорил: «Служил университету только своей наукой, других талантов за собой не знал»[3]. Он стал знаменитым учёным благодаря своей огромной эрудиции, широте научного кругозора, необыкновенной энергии в работе и редкому таланту исследователя. Современники называли его образцовым профессором прежде всего потому, что он идеально честно относился к своим профессорским обязанностям[3]. Один из учеников, Александр Кирпичников, свидетельствовал, что при высоком понимании своей миссии и при обширных знаниях Буслаев был «безусловно свободен от нелепой гордости своим званием и от педантизма, что при твёрдости убеждений отличался поразительной терпимостью к чужим мнениям, положительным непониманием племенной или иной массовой ненависти, добротой и гуманностью, что на университетскую молодёжь смотрел не только как на объект своей деятельности, а как на семью свою, как на дорогих товарищей, любовь которых приобрёл прямотой, сердечным участием и честным трудом на их пользу, и готовностью жертвовать личными интересами ради общего с ними дела»[20].

Наука воспитывает гуманность

В своих многочисленных трудах Фёдор Буслаев показывал, как важно знать прошлое для того, чтобы понимать настоящее, что от развития науки зависит культура общества. Учёный-филолог был убеждён: «Наука воспитывает гуманность»[21]. Надо сначала понять, а не осуждать: «Не ходите к купальским огням в белых перчатках и лаковых сапогах» — образно увещевал он собратьев по науке. Изучение народного искусства позволяло ему сделать вывод, что у всех наций, народов языки, мифы, предания восходят к древнеиндийским священным ведам, похожи на азиатские и американо-индейские, а потому нет оснований для исключительности какой-то нации[16].

Научные труды Ф. И. Буслаева. Фрагмент экспозиции Пензенского литературного музея.

Научные труды

История церковнославянского языка:

  • Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков.
  • О влиянии христианства на славянский язык: опыт истории языка по Остромирову Евангелию.
  • Учебник русской грамматики, сближенной с церковнославянской, с приложением образцов грамматического разбора.

Церковное искусство, иконопись:

  • Образцы иконописи в Публичном музее.
  • Общие понятия о русской иконописи.
  • Московские молельни.
  • Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX.
  • Сочинения по археологии и истории искусства. Том 1.
  • Сочинения по археологии и истории искусства. Том 2.
  • Сочинения по археологии и истории искусства. Том 3.

О литературе и искусстве:

  • Русская хрестоматия: памятники древнерусской литературы и народной словесности, с историческими, литературными и грамматическими объяснениями, с словарем и указателем[15].
  • Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Том I.
  • Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Том II[15].
  • Сочинения по археологии и истории искусства. Том 1.
  • Сочинения по археологии и истории искусства. Том 2.
  • Сочинения по археологии и истории искусства. Том 3.

Письма и воспоминания:

  • Мои воспоминания[4].
  • Письма русского путешественника.

Награды

Орден Святого Станислава 2-й степени.

Орден Святой Анны 2-й степени.

Орден Святого Владимира 3-й степени.

Орден Святого Станислава 1-й степени.

Орден Святой Анны 1-й степени.

Орден Святого Владимира 2-й степени[10].

Значение трудов Буслаева-педагога

В 1860-х годах возникает целая школа педагогов (Ушинский, Водовозов, Острогорский, Стоюнин), которые, идя по пути, указанному Буслаевым, разработали в деталях намеченные им вопросы: объяснительное чтение, методику грамматического обученья, ведение письменных упражнений, чтение собственно литературное. Сам Буслаев, по свойственной ему скромности, никогда не заявлял о своих заслугах; но должно признать его основателем современного направления педагогики[2].

После книги «О преподавании отечественного языка» Буслаев ещё три раза выступал, как составитель программы преподавания русского языка и словесности. В первый раз в 1852 году, вместе с А. Галаховым, он составил «Конспект русского языка и словесности для руководства в военно-учебных заведениях». Здесь те же начала, как и в первой книге, но материал тщательно распределён по возрастам, указаны статьи и стихотворения для классного чтения, определены виды разбора, начиная с вещественного и до историко-литературного. Метода преподавания та же — практическая. Везде сначала факты, примеры, потом анализ и потом уже правило. Везде широкая постановка преподаваемого предмета, доверие к силам учащихся, доверие к преподавателю. Таким же характером отличается «Программа русского языка и словесности для желающих поступить в студенты Московского университета», составленная Буслаевым в 1863 году. Здесь видное место в круге занятий гимназистов отведено произведениям из иностранной словесности: в программу введены Гомер, Шекспир, Шиллер и прочие, и указан метод чтения их произведений[22].

В 1886 году по просьбе московского дворянства, Фёдор Иванович составил «Общий план и программы обучения языкам и литературе», предназначавшиеся для предполагавшегося в то время Московского дворянского института девиц[20].

Личность Буслаева в воспоминаниях

Ученики Фёдора Буслаева оставили воспоминания, в которых живо и наглядно обрисовывается светлая и привлекательная личность глубоко-нравственного деятеля с возвышенными помыслами и стремлениями, направленными к бескорыстному служению истине и благу просвещения своего отечества[20].

Фёдор Иванович Буслаев — фольклорист, языковед, академик Петербургской Академии наук.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О БУСЛАЕВЕ:

«Буслаев в своих работах не сухой, бесстрастный исследователь истины. В каждом, самом специальном вопросе, который он разрабатывает, вы чувствуете „душу живу“ автора. Он не только старается убедить вас фактами и доводами: он старается внушить вам то же чувство любви и художественного наслаждения, которое испытывает сам. И это достигается им легко, без обычных украшений риторики, без витиеватых или изящных фраз, — достигается душевной теплотой, искренностью и непосредственностью натуры самого автора. Читатель испытывает такое чувство, как будто с ним лично ведёт откровенную беседу хороший, умный и сердечный знакомый с высоко-гуманными воззрениями на человека, с искренней любовью к природе и науке, с тонко развитым чувством изящного. Что может быть отраднее такой беседы?»

— Всеволод Миллер

Буслаев — всесторонне образованный, обаятельный в общении, бескорыстный, деликатный человек, романтически влюбленный в науку — увлекал слушателей глубокими знаниями, эрудицией, красотой логики своего ума. Современники говорили о нём: «идеальный профессор». Не было пределов его доброте в отношениях с учениками. Буслаев считал их младшими товарищами[1].

Эстетическому развитию Буслаев придавал очень важное значение, и способность наслаждаться прекрасным развивал в себе и в окружающих всеми мерами. В нём самом все было просто, но красиво, начиная с его манер и одежды. Всякая фраза его, о чём бы ни писал он, была грациозна и гармонична. Чутье к красоте слова было у него развито до такой степени, что иногда он приходил в восхищение даже от хорошего выражения неверной мысли: «Это вздор, нелепость, говорил он бывало: но смотрите, как хорошо сказано!». И он по пяти раз повторял меткую фразу[20].

Один из учеников говорил: «От общения с Буслаевым молодой ученый благодатно зреет, а зрелый радостно молодеет»[20]. Ученый оставил по себе прекрасную память не только трудами в лингвистике, педагогике, фольклористике, искусствоведении, этнографии, но и как бескорыстный, честный, скромный, благожелательный человек[23].

Семья

Женат на Анне Алексеевне Сиротининой (1824—1867).

Памятник на могиле Фёдора Буслаева. Новодевичье кладбище. Москва.

Сын Владимир (1850 — ?) служил директором гимназии Московского учебного округа.

Вторично Ф. И. Буслаев женился на Лидии Яковлевне Троновой (? — 1912). После смерти Ф. И. Буслаева вдова ученого преподнесла его личную библиотеку в дар Императорскому Московскому университету: около 1430 томов книг по истории искусства; западноевропейской литературы, старопечатных книг XVI—XVII веков, рукописей[20].

Память

Буслаеву посвящён экспозиционный раздел в Вадинском районном краеведческом музее[24].

Буслаеву посвящен раздел в Литературном музее города Пензы.

Имя учёного носит Буслаевская псалтирь XV века.

Проводятся Буслаевские научные конференции в Московском государственном университете, Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (СПб), в Пензенском государственном университете, в Пензенском литературном музее[13][23].

Литература

  1. Чурмаева Н. В. Ф. И. Буслаев. — М.: Просвещение, 1974. — 112 с.
  2. Буслаев Ф. И. Мои воспоминания // Временник любителей старины. — Пенза, 1992. — № 2.
  3. Памяти Фёдора Ивановича Буслаева : [Сборник статей] : — Москва : Учеб. отд. О-ва распространения техн. знаний, 1898. — 199 с.
  4. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / сост. И. Ф. Протченко. — М.: Просвещение, 1992. — С. 410—472. — 512 с. — ISBN 5-09-004461-9.
  5. Фёдор Иванович Буслаев: традиции и новаторство: Материалы проблемной группы 2–3 февраля 2008 г. / под ред Т. К. Донской. — СПб., 2008. — 146 с.
  6. Буслаев Ф. И. Исцеление языка. Опыт национального самосознания: Работы разных лет / Сост. А. А. Чех. — СПб.: Библиополис, 2005. — 520 с.
  7. Буслаев Ф. И. Мои досуги. Воспоминания. Статьи. Размышления / сост. Т. Ф. Прокопов. — М.: Русская книга, 2003. — 608 с. — ISBN 5-268-00522-7.
  8. Донская Т. К. Фёдор Иванович Буслаев: прошлое — настоящее — будущее. — Белгород; СПб.: Северная звезда, 2013. — 158 с.
  9. Дейкина А. Д., Янченко В. Д. История методики преподавания русского языка в биографических очерках: Учеб. пособие. — М.: МПГУ, 2017. — 348 с.
  10. Буслаев Ф. И. Загадка русского книжного орнамента. — М.: Вече, 2023. — ISBN 978-5-4484-4478-4.

Основные труды

Примечания

  1. 1,0 1,1 Протченко И. Ф. Ф. И. Буслаев - выдающийся филолог и педагог // Ф. И Буслаев. Преподавание отечественного языка : учебное пособие для студентов педагогических институтов / сост. И. Ф. Протченко. — М.: Просвещение, 1992. — С. 5—24. — ISSN 5-09-004461-9.
  2. 2,0 2,1 Айналов Д. В. Значение Ф. И. Буслаева в науке истории искусств. Дата обращения: 10 августа 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Чурмаева Н. В. Ф. И. Буслаев. — М.: Просвещение, 1974.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Буслаев Ф. И. Мои воспоминания // Временник любителей старины : журнал / под ред. А. И. Дворжанского. — 1992. — Вып. 2.
  5. 5,0 5,1 Основные даты жизни и деятельности Ф. И. Буслаева // Фёдор Иванович Буслаев: Традиции и новаторство : сборник. — СПб., 2008. — С. 143—146.
  6. 6,0 6,1 Чурмаева Н. В. Моя милая матушка // Чурмаева Н. В. Ф. И. Буслаев : Книга для учащихся. — Просвещение, 1984. — С. 12—19.
  7. 7,0 7,1 Фёдор Иванович Буслаев — гордость гимназии // Предметное краеведение : Учебное пособие / под ред. Г. П. Редя, О. В. Ивлиевой. — Пенза, 2000. — Т. 1. — С. 68—77.
  8. 8,0 8,1 Чурмаева Н. В. Алма матер // Чурмаева Н. В. Ф. И. Буслаев : Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1984. — С. 12—19.
  9. 9,0 9,1 Чурмаева Н. В. Биография Ф. И. Буслаева // Ф. И. Буслаев : Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1984. — С. 108—111.
  10. 10,0 10,1 10,2 Будде Е. Ф. О заслугах Буслаева как ученого лингвиста и преподавателя (Речь, читанная в торжественном заседании Казанского общества археологии, истории и этнографии 28 сентября 1897 года) // Преподавание отечественного языка : Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». — М.: Просвещение, 1992. — С. 512.
  11. Дейкина А. Д. Великий учитель Ф. И. Буслаев (к 180-летию со дня рождения) // Русский язык в школе : журнал. — 1998. — № 3. — С. 56–60..
  12. Буслаев Ф. И. Эпизоды из истории Московского университета // Буслаев Ф. И. Мои досуги. Воспоминания. Статьи. Размышления : сборник / сост. Т. Ф. Прокопов. — М.: Русская книга, 2003. — С. 414—427. — ISSN 5-268-00522-7..
  13. 13,0 13,1 Наследие академика Ф. И. Буслаева: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения (Пенза, 16—18 апреля 2008 года). — Пенза, 2008. — С. 16—23.
  14. 14,0 14,1 Вздорнов Г. И. Христианство в искусстве. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. Дата обращения: 10 сентября 2024.
  15. 15,0 15,1 15,2 Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. — М., 1861.
  16. 16,0 16,1 16,2 Буслаев Ф. И. Сравнительное изучение народного быта и поэзии // Русский вестник : журнал. — 1874.
  17. Алпатов М. Буслаев и русская наука об искусстве // Искусство : журнал. — 1961. — № 8.
  18. Чурмаева Н. В. Стихии чужеземные // Чурмаева Н. В. Ф. И. Буслаев : Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1984. — С. 33—38.
  19. Буслаев Ф. И. Сочинения по археологии и истории искусства. Том 2. Дата обращения: 10 сентября 2024.
  20. 20,0 20,1 20,2 20,3 20,4 20,5 Памяти Федора Ивановича Буслаева. Дата обращения: 10 августа 2024.
  21. Чурмаева Н. В. Наука воспитывает гуманность // Ф. И. Буслаев : Книга для учащихся. — 1984. — С. 72—98.
  22. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / сост. И. Ф. Протченко. — М.: Просвещение, 1992. — С. 410 — 472. — 512 с. — ISBN 5-09-004461-9.
  23. 23,0 23,1 Фёдор Иванович Буслаев: традиции и новаторство. Материалы проблемной группы, 2-3 февраля 2008 года. / под ред. Т. К. Донской. — СПб.: Сударыня, 2008.
  24. Первушкин В. И., Кайманова Т. А. Пензенская область: Путеводитель / под ред. О. В. Ягова. — Пенза: Областной издательский центр, 2019. — С. 40—44. — 159 с. — ISBN 978-5-906-589-22-4.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!