Афанасьев, Александр Николаевич

Материал из «Знание.Вики»
Александр Николаевич Афанасьев
Aleksandr Afanasyev 1.jpeg
Дата рождения 12 (24) июля 1826(1826-07-24)
Место рождения Богучар, Воронежская губерния, Российская империя
Дата смерти 23 сентября (5 октября) 1871(1871-10-05) (45 лет)
Место смерти Москва, Российская империя
Место работы Московский главный архив
Альма-матер Московский университет (1848)
Известен как исследователь духовной культуры славянских народов
Награды и премии
Орден Святого Станислава 2-й степени Орден Святой Анны 3-й степени Орден Святого Станислава 3-й степени

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев (12 [24] июля 1826, Богучар, Воронежская губерния23 сентября [5 октября1871, Москва) — русский историк, литературовед и фольклорист; надворный советник и камер-юнкер Императорского двора.

Являлся одним из главных представителей в России «мифологической школы»[1]. Исследователь по русской литературе, народной словесности, поэзии, мифологии и фольклора, а так же духовной культуры славянских народов. Являлся автором фундаментального труда «Поэтические воззрения славян на природу» 18651869 годов, в котором наиболее последовательно выражена славянская кабинетная мифология. Действительный член Общества любителей российской словесности при Императорском Московском университете, Императорского общества истории и древностей Российских и Императорского Русского географического общества[1].

Биография

Происхождение и воспитание

Родился 12 [24] июля 1826 года в Богучаре Воронежской губернии в семье уездного стряпчего, титулярного советника Николая Ивановича Афанасьева и его жены Варвары Михайловны Афанасьевой. В 1829 году его семья переехала в город Бобров. В семье было семеро детей. Мать умерла рано, и воспитание дети получили от отца, который высоко ценил образование и привил эту любовь детям[2].

В 1837 году Афанасьев поступил в первый класс Воронежской мужской гимназии, в которой окончил курс в 1844 году. В гимназии Афанасьев обнаружил литературные способности и начал писать стихи. Поступив в 1844 году на юридический факультет Императорского Московского университета, он слушал так же лекции словесности и всеобщей истории вместе со студентами первого отделения философского факультета, и был учеником профессоров С. П. Шевырева и Т. Н. Грановского. В годы учебы в Московском университете испытал влияние сторонника историко-юридической школы К. Д. Кавелина и Ф. И. Буслаева[3][4].

Творческая деятельность

С 1847 года Афанасьев приступил к самостоятельным научным занятиям и начал сотрудничать в литературных журналах Современник и Отечественные записки, где были напечатаны его первые литературоведческие статьи. В первом он напечатал большую статью о «Государственном хозяйстве при Петре Великом», а во втором свою монографию «О вотчинах и поместьях»[3]. 21 сентября (3 октября1848 года Афанасьев в присутствии министра народного просвещения С. С. Уварова прочитал лекцию «О влиянии государственного (самодержавного) начала на развитие уголовного права в XVI и XVII столетиях на Руси», которая была найдена слишком либеральной и по окончании университета со степенью кандидата университета Афанасьеву было отказано в возможности продолжать в нём дальнейшие научные занятия[2][5].

В 1848—1849 годах преподавал русскую историю и словесность в московском пансионе Эннеса. В 1849 году Афанасьев поступил на службу в Московский главный архив Министерства иностранных дел под руководством князя М. А. Оболенского. В 1855 году Афанасьев становится начальником отделения, а вскоре и правителем дел состоящей при этом учреждении Комиссии печатания государственных грамот и договоров. В 1859 году произведён в чин надворного советника. Научную деятельность начал как историк, опубликовав на рубеже 1840–1850-х годов ряд историко-юридических сочинений. В период службы в архиве Афанасьев начал печатать свои мифологические исследования[3]. В это время он предпринял издание и исследование русских народных сказок и легенд, в 1855—1863 годах написав сборник «Народные русские сказки». Помимо русских, в сборник вошли сказки «на малороссийском и белорусском наречиях» (в современной филологической терминологии — на украинском и белорусском языках). Эти сказки Афанасьев печатал на языке оригинала, без изменений. Иллюстрации из изданий книги «Русские детские сказки» вошли в золотой фонд русской живописи: сборник иллюстрировали Иван Яковлевич Билибин, Юрий Алесеевич Васнецов, Николай Николаевич Каразин, К. Кузнецов, Александр Михайлович Куркин, Эрнест Эрнестович Лисснер, Татьяна Алексеевна Маврина, Георгий Иванович Нарбут, Елена Дмитриевна Поленова, Евгений Михайлович Рачёв[6][7].

Афанасьев в 1871 году

Афанасьев так же изучал русскую литературу ХVIII века и особенно тогдашние сатирические журналы. В 1858—1859 годах издавал журнал «Библиографические записки», где поместил ряд своих статей и много учёных материалов для истории русской литературы. Занимался библиографическими работами, составив два указателя по русской географии, статистике и русскому праву для «Отечественных записок» и «Северного архива». Поместил множество рецензий на труды по русской истории и отчасти истории литературы преимущественно в «Современнике», «Русском вестнике» и «Московских ведомостях». Свои статьи по славянской мифологии Афанасьев начал в 1850 году, в «Архиве историко-юридических сведений о России», издававшемся Николаем Калачовым и в «Известиях Императорской Академии наук». Сотрудничал в «Книжном вестнике». Исследование о сатирических журналах 1769—1774 годов, до сих пор не утратившее своего историко-литературного значения, сначала было напечатано в «Отечественных записках», а затем вышло в 1859 году отдельным изданием. В 1860 году Афанасьев издал сборник «Русские народные легенды», который однако был изъят из продажи цензурой. Этот сборник включал тридцать три рассказа о жизни святых и ИсусаХриста с точки зрения народного православия, некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками Русской православной церкви, вследствие чего он был запрещён по настоянию Святейшего правительствующего Синода и лично митрополита Филарета[3].

С 1840-х годов Афанасьев общался с представителями «московского кружка», сплотившегося во многом вокруг фигуры историка западника Т. Н. Грановского, куда входил и К. Д. Кавелин. Члены кружка поддерживали отношения с революционным демократом А. И. Герценом, отправляя ему для публикации в Лондон те материалы, которые по цензурным соображениям не могли быть опубликованы в России. Контакты с политическими эмигрантами, в том числе В. И. Кельсиевым привели к тому, что Афанасьев был привлечен к одному из крупнейших политических процессов 60-х годов — «Процессу тридцати двух», однако был оправдан, но ему было запрещено работать на государственной службе[1][8][5].

В конце шестидесятых годов Афанасьев опубликовал капитальный труд «Поэтические воззрения славян на природу» по славянской мифологии, впервые изданное в 1865—1869 годах. Главный труд автора, над которым он работал семнадцать лет, и, возможно, всей мифологической школы в русских этнографии и фольклористике XIX века. Книга оказала большое влияние на современников и имеет большое историческое значение[9]. В этой работе наиболее последовательно выражена славянская кабинетная мифология[10]. К этой книге не раз обращались за вдохновением русские поэты и писатели: А. А. Блок, С. А. Есенин, П. И. Мельников-Печерский, А. Н. Островский, А. М. Ремизов, А. К. Толстой, В. Хлебников[11]. Направление, взятое Афанасьевым и Ф. И. Буслаевым, подвергли резкой критике Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Они указали на оторванность их теоретических построений от жизни и интересов народа, на недопустимость механических сопоставлений совершенно разнородных явлений, на шаткость и неубедительность выводов[12]. А. Н. Афанасьев отвечал на критику Н. Г. Чернышевского[13].

После 1865 года работал в Московской городской думе в качестве секретаря мировых судей. Афанасьев являлся членом Общества любителей российской словесности при Императорском Московском университете, Императорского общества истории и древностей Российских и Императорского Русского географического общества[1].

Умер 23 сентября (5 октября1871 года, в возрасте 45 лет от чахотки. Похоронен на московском Пятницком кладбище.

Семья

Библиография

Награды

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Афанасьев Александр Николаевич. Санкт-Петербургский государственный университет. Дата обращения: 17 ноября 2024.
  2. 2,0 2,1 Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово / Сост. А. И. Баландина. — М.: Советская Россия, 1988. — С. 6. — (Художественная и публицистическая библиотека атеиста)
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Афанасьев, Александр Николаевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  4. Афанасьев, Александр Николаевич Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  5. 5,0 5,1 Андреев А. Ю. Афанасьев Александр Николаевич // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 38. — ISBN 978-5-8243-1429-8
  6. Афанасьев А. Н.. www.my-article.net. Дата обращения: 17 ноября 2024.
  7. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. / Подготовка текста, предисловие и примечания В. Я. Проппа. — М.: Государственное Издательство Художественной литературы (Гослитиздат), 1957—1958
  8. Лемке М. Процесс 32-х // Очерки освободительного движения шестидесятых годов / Лемке М.. — СПб., 1908.
  9. Журавлев А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» / Отв. ред. С. М. Толстая. — М.: Индрик, 2005. — 1004 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-318-2.
  10. Кабинетная мифология / Топорков А. Л. // Славянская мифология : энциклопедический словарь / редколлегия: С. М. Толстая (отв. ред.), Т. А. Агапкина, О. В. Белова, Л. Н. Виноградова, В. Я. Петрухин; Ин-т славяноведения РАН. — 2-е изд. — М. : Междунар. отношения, 2002. — С. 212. — ISBN 5-7133-1069-8
  11. Башкатов И. Слово и миф: славянская мифология, или Духовный подвиг Александра Афанасьева // Афанасьев А. Н. Славянская мифология (Поэтические воззрения славян на природу; Происхождение мифа). — М.: Эксмо, СПб.: Мидгард, 2008. — С. 5—11. — 1520 с. — (Гиганты мысли). — ISBN 978-5-699-27982-1
  12. Гусев В. Е. Русские революционные демократы о народной поэзии. М., 1955. С. 94—143.
  13. Топорков А. Л. А. Н. Афанасьев в полемике с Н. Г. Чернышевским? (Эпизод из журнальной полемики 1850-х гг.) // Из истории русской фольклористики. СПб., 2013. Вып. 8. С. 369—418.

Ссылки