Афанасьев, Александр Николаевич

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Александр Николаевич Афанасьев
Aleksandr Afanasyev 1.jpeg
Дата рождения 12 (24) июля 1826(1826-07-24)
Место рождения Богучар, Воронежская губерния, Российская империя
Дата смерти 23 сентября (5 октября) 1871(1871-10-05) (45 лет)
Место смерти Москва, Российская империя
Место работы Московский главный архив
Альма-матер Московский университет (1848)
Известен как исследователь духовной культуры славянских народов
Награды и премии
Орден Святого Станислава 2-й степени Орден Святой Анны 3-й степени Орден Святого Станислава 3-й степени

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев (12 [24] июля 1826, Богучар, Воронежская губерния23 сентября [5 октября1871, Москва) — русский историк, литературовед и фольклорист; надворный советник и камер-юнкер Императорского двора.

Являлся одним из главных представителей в России «мифологической школы»[1]. Исследователь по русской литературе, народной словесности, поэзии, мифологии и фольклора, а так же духовной культуры славянских народов. Являлся автором фундаментального труда «Поэтические воззрения славян на природу» 18651869 годов, в котором наиболее последовательно выражена славянская кабинетная мифология. Действительный член Общества любителей российской словесности при Императорском Московском университете, Императорского общества истории и древностей Российских и Императорского Русского географического общества[1].

Биография

Происхождение и воспитание

Родился 12 [24] июля 1826 года в Богучаре Воронежской губернии в семье уездного стряпчего, титулярного советника Николая Ивановича Афанасьева и его жены Варвары Михайловны Афанасьевой. В 1829 году его семья переехала в город Бобров. В семье было семеро детей. Мать умерла рано, и воспитание дети получили от отца, который высоко ценил образование и привил эту любовь детям[2].

В 1837 году Афанасьев поступил в первый класс Воронежской мужской гимназии, в которой окончил курс в 1844 году. В гимназии Афанасьев обнаружил литературные способности и начал писать стихи. Поступив в 1844 году на юридический факультет Императорского Московского университета, он слушал так же лекции словесности и всеобщей истории вместе со студентами первого отделения философского факультета, и был учеником профессоров Степана Шевырева и Тимофея Грановского. В годы учебы в Московском университете испытал влияние сторонника историко-юридической школы Константина Кавелина и Фёдора Буслаева[3][4].

Творческая деятельность

С 1847 года Афанасьев приступил к самостоятельным научным занятиям и начал сотрудничать в литературных журналах Современник и Отечественные записки, где были напечатаны его первые литературоведческие статьи. В первом он напечатал большую статью о «Государственном хозяйстве при Петре Великом», а во втором свою монографию «О вотчинах и поместьях»[3]. 21 сентября (3 октября1848 года Афанасьев в присутствии министра народного просвещения Сергея Уварова прочитал лекцию «О влиянии государственного (самодержавного) начала на развитие уголовного права в XVI и XVII столетиях на Руси», которая была найдена слишком либеральной и по окончании университета со степенью кандидата университета Афанасьеву было отказано в возможности продолжать в нём дальнейшие научные занятия[2][5].

В 1848—1849 годах преподавал русскую историю и словесность в московском пансионе Эннеса. В 1849 году Афанасьев поступил на службу в Московский главный архив Министерства иностранных дел под руководством князя Михаила Оболенского. В 1855 году Афанасьев становится начальником отделения, а вскоре и правителем дел состоящей при этом учреждении Комиссии печатания государственных грамот и договоров. В 1859 году произведён в чин надворного советника. Научную деятельность начал как историк, опубликовав на рубеже 1840–1850-х годов ряд историко-юридических сочинений. В период службы в архиве Афанасьев начал печатать свои мифологические исследования[3]. В это время он предпринял издание и исследование русских народных сказок и легенд, в 1855—1863 годах написав сборник «Народные русские сказки». Помимо русских, в сборник вошли сказки «на малороссийском и белорусском наречиях» (в современной филологической терминологии — на украинском и белорусском языках). Эти сказки Афанасьев печатал на языке оригинала, без изменений. Иллюстрации из изданий книги «Русские детские сказки» вошли в золотой фонд русской живописи: сборник иллюстрировали Иван Яковлевич Билибин, Юрий Алесеевич Васнецов, Николай Николаевич Каразин, Александр Михайлович Куркин, Эрнест Эрнестович Лисснер, Татьяна Алексеевна Маврина, Георгий Иванович Нарбут, Елена Дмитриевна Поленова, Евгений Михайлович Рачёв[6][7].

Александр Афанасьев в 1871 году

Афанасьев так же изучал русскую литературу ХVIII века и особенно тогдашние сатирические журналы. В 1858—1859 годах издавал журнал «Библиографические записки», где поместил ряд своих статей и много учёных материалов для истории русской литературы. Занимался библиографическими работами, составив два указателя по русской географии, статистике и русскому праву для «Отечественных записок» и «Северного архива». Поместил множество рецензий на труды по русской истории и отчасти истории литературы преимущественно в «Современнике», «Русском вестнике» и «Московских ведомостях». Свои статьи по славянской мифологии Афанасьев начал в 1850 году, в «Архиве историко-юридических сведений о России», издававшемся Николаем Калачовым и в «Известиях Императорской Академии наук». Сотрудничал в «Книжном вестнике». Исследование о сатирических журналах 1769—1774 годов, до сих пор не утратившее своего историко-литературного значения, сначала было напечатано в «Отечественных записках», а затем вышло в 1859 году отдельным изданием. В 1860 году Афанасьев издал сборник «Русские народные легенды», который однако был изъят из продажи цензурой. Этот сборник включал тридцать три рассказа о жизни святых и ИсусаХриста с точки зрения народного православия, некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками Русской православной церкви, вследствие чего он был запрещён по настоянию Святейшего правительствующего Синода и лично митрополита Филарета[3].

С 1840-х годов Афанасьев общался с представителями «московского кружка», сплотившегося во многом вокруг фигуры историка западника Т. Н. Грановского, куда входил и К. Д. Кавелин. Члены кружка поддерживали отношения с революционным демократом А. И. Герценом, отправляя ему для публикации в Лондон те материалы, которые по цензурным соображениям не могли быть опубликованы в России. Контакты с политическими эмигрантами, в том числе В. И. Кельсиевым привели к тому, что Афанасьев был привлечен к одному из крупнейших политических процессов 60-х годов — «Процессу тридцати двух», однако был оправдан, но ему было запрещено работать на государственной службе[1][5][8].

В конце шестидесятых годов Афанасьев опубликовал капитальный труд «Поэтические воззрения славян на природу» по славянской мифологии, впервые изданное в 1865—1869 годах. Главный труд автора, над которым он работал семнадцать лет, и, возможно, всей мифологической школы в русских этнографии и фольклористике XIX века. Книга оказала большое влияние на современников и имеет большое историческое значение[9]. В этой работе наиболее последовательно выражена славянская кабинетная мифология[10]. К этой книге не раз обращались за вдохновением русские поэты и писатели: Александр Блок, Сергей Есенин, Павел Мельников-Печерский, Александр Островский, Алексей Ремизов, Алексей Толстой, Велимир Хлебников[11]. Направление, взятое Афанасьевым и Фёдором Буслаевым, подвергли резкой критике Николай Чернышевский и Николай Добролюбов. Они указали на оторванность их теоретических построений от жизни и интересов народа, на недопустимость механических сопоставлений совершенно разнородных явлений, на шаткость и неубедительность выводов[12]. Александр Афанасьев отвечал на критику Николая Чернышевского[13].

После 1865 года работал в Московской городской думе в качестве секретаря мировых судей. Афанасьев являлся членом Общества любителей российской словесности при Императорском Московском университете, Императорского общества истории и древностей Российских и Императорского Русского географического общества[1].

Умер 23 сентября (5 октября1871 года, в возрасте 45 лет от чахотки. Похоронен на московском Пятницком кладбище.

Семья

Библиография

Награды

Литература

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Афанасьев Александр Николаевич. Санкт-Петербургский государственный университет. Дата обращения: 17 ноября 2024.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово / Сост. А. И. Баландина. — М.: Советская Россия, 1988. — С. 6. — (Художественная и публицистическая библиотека атеиста)
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 Афанасьев, Александр Николаевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  4. Афанасьев, Александр Николаевич Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 Андреев А. Ю. Афанасьев Александр Николаевич // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 38. — ISBN 978-5-8243-1429-8
  6. Афанасьев А. Н.. www.my-article.net. Дата обращения: 17 ноября 2024.
  7. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. / Подготовка текста, предисловие и примечания В. Я. Проппа. — М.: Государственное Издательство Художественной литературы (Гослитиздат), 1957—1958
  8. Лемке М. Процесс 32-х // Очерки освободительного движения шестидесятых годов / Лемке М.. — СПб., 1908.
  9. Журавлев А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» / Отв. ред. С. М. Толстая. — М.: Индрик, 2005. — 1004 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-318-2.
  10. Кабинетная мифология / Топорков А. Л. // Славянская мифология : энциклопедический словарь / редколлегия: С. М. Толстая (отв. ред.), Т. А. Агапкина, О. В. Белова, Л. Н. Виноградова, В. Я. Петрухин; Ин-т славяноведения РАН. — 2-е изд. — М. : Междунар. отношения, 2002. — С. 212. — ISBN 5-7133-1069-8
  11. Башкатов И. Слово и миф: славянская мифология, или Духовный подвиг Александра Афанасьева // Афанасьев А. Н. Славянская мифология (Поэтические воззрения славян на природу; Происхождение мифа). — М.: Эксмо, СПб.: Мидгард, 2008. — С. 5—11. — 1520 с. — (Гиганты мысли). — ISBN 978-5-699-27982-1
  12. Гусев В. Е. Русские революционные демократы о народной поэзии. М., 1955. С. 94—143.
  13. Топорков А. Л. А. Н. Афанасьев в полемике с Н. Г. Чернышевским? (Эпизод из журнальной полемики 1850-х гг.) // Из истории русской фольклористики. СПб., 2013. Вып. 8. С. 369—418.

Ссылки