Фольклористика

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Выставка «Русский народный костюм села Красновидово»

Фольклори́стика — нау­ка о фольк­ло­ре; за­ни­ма­ет­ся со­би­ра­ни­ем, пуб­ли­ка­ци­ей и изу­че­ни­ем про­из­ве­де­ний уст­но­го на­род­но­го твор­че­ст­ва. Фольклористика — это наука на стыке нескольких дисциплин: музыковедения, литературоведения, языкознания, этнографии. Она изучает народное творчество: песенный и инструментальный фольклор, эпос, танцевальную культуру[1].

Этимология слова

Фолькло́р — заимствовано в начале XX века из английского языка, где folklorefolk «народ» и lore «мудрость», буквально «народная мудрость». В современном значении «устное народное творчество». Слово известно ещё с IX века, когда его значение было гораздо шире — «народоведение». Производные слова: фольклорный, фольклорист, фольклористика[2].

Предмет изучения

Предметом изучения фольклористики является фольклор. Фольклор — духовная культура того или иного народа[3].

История

Зарождение фольклористики

Фольклористика, как специализированная область знания, начала формироваться на стыке XVIII и XIX веков, вызванная растущим интересом к древним мифам. Научное любопытство к фольклору было стимулировано работой просветителей XVIII века; значительный вклад в развитие этой дисциплины внес романтизм, в рамках которого возникло первое направление в изучении фольклора – мифологическая школа. К ее основателям относятся братья В. и Я. Гримм, М. Мюллер, а также российские исследователи, такие как А. Н. Афанасьев и Ф. И. Буслаев. Одной из первостепенных научных школ фольклористики стала мифологическая школа, и ее основоположником считается Ф. И. Буслаев, который, следуя за братьями Гримм, подтвердил связь между фольклором, языком и мифологией и обозначил коллективный характер народного творчества. А. Н. Афанасьев, развивая методы мифологической школы в сравнительном исследовании, связывал происхождение мифов с историей языка и объяснял сходство фольклорных сюжетов разных народов через общие доисторические религиозные представления[4].

Конец XIX века — начало XX века

Во второй половине XIX века в европейском фольклористическом дискурсе сформировалась антропологическая школа, объяснявшая сходство сюжетов в фольклоре различных народов единством биологической природы человечества. В начале XX века возникла народно-психологическая школа, стремившаяся выявить психологические принципы, определяющие появление сюжетов и жанров в фольклоре. В это же время обрел популярность социологический подход, известный в России как историческая школа, которая считала, что фольклор тесно связан с социальной жизнью (например, В. Ф. Миллер, Ю. М. Соколов). В зарубежной фольклористике выдающимся представителем антропологической школы стал Дж. Фрезер, автор книги «Золотая ветвь» (1890), посвящённой первобытным ритуалам, песням и другим фольклорным жанрам. А. Н. Веселовский разработал теорию миграций, утверждающую универсальность типологических заимствований. Исходя из различных определений фольклора, возникли разные исследовательские традиции. Во Франции были введены термины tradiciones populaires и demopsychologie. Фольклористика пересекается с такими науками, как история, этнография, и лингвистика, однако её основным фокусом остается народное традиционное слово в его многообразии. Формирование фольклористики как теоретической дисциплины произошло благодаря работам таких исследователей, как М. К. Аза­дов­ский, В. Я. Пропп и других[5].

Конец XX века — начало XXI века

На рубеже XXXXI веков происходит принципиальное сближение фольклористики с этнографией, эт­но­ло­ги­ей, со­цио­ло­ги­ей, куль­ту­ро­ло­ги­ей, со­ци­аль­ной пси­хо­ло­ги­ей, эт­но­му­зы­ко­ве­де­ни­ем, эт­но­лин­гви­сти­кой, се­мио­ти­кой, формирование понимания фольклора как явления народной культуры, включающего в себя помимо системы жанров систему обрядов и мифологических представлений[6].

Наследие русской фольклористики

Александр Николаевич Афанасьев, русский фольклорист

Научные издания русского фольклора начали появляться с 19301940-х годов XIX века. Прежде всего это сборники профессора Московского университета И.М. Снегирева «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» в четырёх частях (1837–1839), «Русские народные пословицы и притчи» (1848). Ценные материалы содержат сборники учёного-фольклориста И.П. Сахарова «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков». Постепенно в работу по собиранию фольклора включились широкие общественные круги. Этому способствовало созданное в 1845 году в Петербурге Императорское Русское географическое общество. В нём было отделение этнографии, активно занимавшееся сбором фольклора во всех губерниях России[7][8].

В 1930–1940-х годах П.В. Киреевский и его друг поэт Н.М. Языков широко развернули и возглавили собирание русских народных эпических и лирических песен (былин, исторических песен, песен обрядовых и внеобрядовых, духовных стихов). Киреевский готовил материалы к печати, однако безвременная смерть не позволила ему полностью осуществить задуманное. При его жизни вышел единственный сборник: духовные стихи. «Песни, собранные П.В. Киреевским» впервые были опубликованы только в 1960–1970-х годах XIX века (былины и исторические песни, так называемая "старая серия") и в XX веке (песни обрядовые и внеобрядовые, "новая серия"). В те же 1930–1940-е годы протекала собирательская деятельность В.И. Даля. Он записывал произведения разных жанров русского фольклора, однако, как исследователь «живого великорусского языка», Даль сосредоточился на подготовке сборника малых жанров, наиболее близких разговорной речи: пословиц, поговорок, присловий и т. д. Другим подробным фольклорным изданием стал сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки», в который большой собирательский вклад также внёс Даль, передавший Афанасьеву около тысячи записанных им сказок. Сборник Афанасьева выходил в 8 выпусках с 1855 по 1863 год. Сказок, записанных самим Афанасьевым, немногим более десятка, в основном он использовал архив Русского географического общества, личные архивы В.И. Даля, П.И. Якушкина и других собирателей, а также материалы из старинных рукописных и некоторых печатных сборников[7][8].

Методы в фольклористике

  • Метод «Включённого наблюдения» (используется при стационарной форме собирательской работы). При использовании данного метода создаются условия непринуждённого общения во время сбора материала.
  • Статистический метод (был разработан Б.К. Малиновским) проводится на основе составления карт и таблиц.
  • Системный (комплексный) метод предполагает всестороннее изучение фольклора, в соотношении с определёнными бытовыми, этнографическими реалиями.
  • Картографический метод имеет целью выявление географии распространения тех или иных жанров фольклора, изучение фольклорных явлений «в пространстве и во времени»[9].

В дело всестороннего изучения народного искусства значительную роль играют исследования археологов и этнографов. В 1930-е годы, наряду с активной сборной и научной деятельностью, началась масштабная практика по взаимодействию с действующими народными промыслами. В этот период активно проявил себя Кустарный музей ( Музей народного искусства), на базе которого в 1931 году был основан Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП), занимавшийся художественным управлением промыслами. Результатом работы 1930-х годов в области науки и практики с промыслами стало издание Институтом художественной промышленности сборника «Народное искусство СССР в художественных промыслах». В послевоенный период исследования отечественных ученых стали новой вехой в искусствоведении, отличающейся обращением к более широкому кругу ранее не изученных материалов.

В 19401950-х годах в советском искусствоведении лидирующую роль сыграли работы А. Б. Салтыкова. Основное внимание он уделял керамике, но также обсуждал множество общих проблем развития народного искусства, продолжая идеи своих предшественников — Стасова, Воронова и Бакушинского.

Метод А. Б. Салтыкова заключался в творческом подходе к традиционному искусству: он искал пути использования традиций прошлого в современном искусстве, применительно к современному быту. Таким образом, к настоящему времени сложилась следующая проблематика исследований народного художественного творчества:

1. Этнологические исследования, раскрывающие взаимосвязи традиционного уклада жизни, национального характера и своеобразие художественного творчества того или иного народа.

2. Фольклористические исследования, фиксирующие образцы народного художественного творчества и изучающие историю русской фольклористики.

3. Искусствоведческие исследования, направленные на анализ художественно-эстетических особенностей любительского искусства (художников-самоучек, самодеятельных авторов).

4. Социологические исследования, выявляющие роль и место народной художественной культуры (НХК) в жизни этноса, тенденции и социальные факторы развития.

5. Педагогические исследования народной художественной культуры, помогающие определить духовно-нравственные ценности и творческие способности личности в процессе непрофессиональной художественной деятельности[9].

Современные российские исследователи применяют широкий спектр методов для проведения научных изысканий. В их арсенал включены эмпирические подходы, анкетное исследование, наблюдение, тесты, интервью, социометрические методы, а также анализ и контент-анализ. Кроме того, они используют системный анализ, педагогическое моделирование и эксперименты в области педагогики. Эти методы позволяют ученым осуществлять теоретические исследования, направленные на выявление сущности, принципов, функций и закономерностей развития НХТ, а также проводить прикладные исследования, которые посвящены изучению определённых процессов и явлений в области развития НХТ.)[9]

Жанровая классификация фольклористики

В советской фольклористике жанровая классификация в значительной степени сохраняла свою связь с литературоведением, основываясь на аналогичных принципах структурирования жанров. В 1976 году В. Я. Пропп опубликовал статью, озаглавленную «Жанровый состав русского фольклора», в которой изложил свою иерархическую схему классификации[10]:

  • роды;
  • области;
  • виды;
  • жанры;
  • типы;
  • сюжеты;
  • версии;
  • варианты.

Основными категориями данной классификации являются роды народного творчества, такие как эпическая, лирическая и драматическая поэзия. Каждый род делится на области, например, эпика разделяется на области эпической прозы и стихотворной эпики. Области, в свою очередь, подразделяются на виды; сказки представляют собой вид народной прозы. Жанры сказок включают волшебные, кумулятивные, о животных и другие. В. Я. Пропп далее уточняет понятие «тип», который разделяется на сюжеты, а сюжеты на версии и варианты. Эта классификация послужила основой для ряда последующих исследований, касающихся жанровой разбивки фольклора[3].

Начиная с 1998 года, в Институте языка, литературы и истории (ИЯЛИ) под руководством заведующей фондом фонограмм В. П. Кузнецовой была инициирована цифровизация звуковых и рукописных архивов, а также создание информационных систем и баз данных, посвящённых фольклорным материалам. Это привело к необходимости пересмотра действующей классификации архивных данных с учётом современных научных взглядов на жанровую классификацию и особенности процесса ввода материалов в базу данных. Сотрудники ИЯЛИ, включая В. П. Кузнецову и И.А. Разумову, разработали многоуровневую прикладную жанровую систему, основанную на жанрово-тематической классификации Б. Н. Путилова. Это позволило значительно расширить список жанров, принимая во внимание современное понимание фольклора. В результате были выделены основные категории: фольклор, этнография, языкознание и история. В дальнейшем мы более детально рассмотрим раздел, посвященный «фольклору»[3].

Примечания

  1. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований / Под ред. А. П. Евгеньевой. — М.,: Полиграфресурсы, 1999.
  2. Происхождение слова фольклор. Этимологические онлайн-словари русского языка. Дата обращения: 16 апреля 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Ситников В. И. Типология современного фольклоризма // Ученые записки НовГУ : журнал. — 2023. — № 3.
  4. Русская литература и фольклор. feb-web.ru. Дата обращения: 16 апреля 2024.
  5. История фольклористики // История мировой славистики: Указатель литературы. — 2010. — № 1999.
  6. Богданов К. А. Фольклористика и т. д.. Санкт-Петербургский государственный институт. Дата обращения: 16 октября 2024.
  7. 7,0 7,1 Становление и развитие отечественной фольклористики. Дата обращения: 8 мая 2024.
  8. 8,0 8,1 Фетисова Л. Е. Фольклорное наследие как часть культурного потенциала Тихоокеанской России в образовательных программах по истории региона // Россия и АТР : журнал. — 2017. — № 1.
  9. 9,0 9,1 9,2 Методы изучения народного художественного творчества, традиционные народные праздники и обряды. ftp.lgaki.info. Дата обращения: 16 апреля 2024.
  10. Марковская Е.В. Классификация жанров фольклора // Альманах североевропейских и балтийских исследований : журнал. — 2019. — № 4.

Литература

Ссылки