Фольклористика
Фольклори́стика — наука о фольклоре; занимается в том числе собиранием, публикацией и изучением произведений устного народного творчества. Фольклористика — это наука на стыке нескольких дисциплин: музыковедения, литературоведения, языкознания, этнографии. Она изучает народное творчество: песенный и инструментальный фольклор, эпос, танцевальную культуру[1].
Этимология слова
Фолькло́р — заимствовано в начале XX века из английского языка, где folklore — folk «народ» и lore «мудрость», буквально «народная мудрость». В современном значении «устное народное творчество». Слово известно ещё с IX века, когда его значение было гораздо шире — «народоведение». Производные слова: фольклорный, фольклорист, фольклористика[2].
Предмет изучения
Предметом изучения фольклористики является фольклор. Фольклор — духовная культура того или иного народа[3].
История
Зарождение фольклористики
Фольклористика как специализированная область знания начала формироваться на стыке XVIII и XIX веков, вызванная растущим интересом к древним мифам. Научное любопытство к фольклору было стимулировано работой просветителей XVIII века; значительный вклад в развитие этой дисциплины внес романтизм, в рамках которого возникло первое направление в изучении фольклора – мифологическая школа. К ее основателям относятся братья Вильгельм и Якоб Гримм, М. Мюллер, а также российские исследователи Александр Николаевич Афанасьев и Фёдор Иванович Буслаев. Одной из первостепенных научных школ фольклористики стала мифологическая школа, и ее основоположником считается Фёдор Иванович Буслаев, который, следуя за братьями Гримм, подтвердил связь между фольклором, языком и мифологией и обозначил коллективный характер народного творчества. Александр Николаевич Афанасьев, развивая методы мифологической школы в сравнительном исследовании, связывал происхождение мифов с историей языка и объяснял сходство фольклорных сюжетов разных народов через общие доисторические религиозные представления[4].
Конец XIX века — начало XX века
Во второй половине XIX века в европейском фольклористическом дискурсе сформировалась антропологическая школа, объяснявшая сходство сюжетов в фольклоре различных народов единством биологической природы человечества. В начале XX века возникла народно-психологическая школа, стремившаяся выявить психологические принципы, определяющие появление сюжетов и жанров в фольклоре. В это же время обрел популярность социологический подход, известный в России как историческая школа, которая считала, что фольклор тесно связан с социальной жизнью (например, В. Ф. Миллер, Ю. М. Соколов). В зарубежной фольклористике выдающимся представителем антропологической школы стал Дж. Фрезер, автор книги «Золотая ветвь» (1890), посвящённой первобытным ритуалам, песням и другим фольклорным жанрам. А. Н. Веселовский разработал теорию миграций, утверждающую универсальность типологических заимствований. Исходя из различных определений фольклора, возникли разные исследовательские традиции. Во Франции были введены термины tradiciones populaires и demopsychologie. Фольклористика пересекается с такими науками, как история, этнография и лингвистика, однако её основным фокусом остается народное традиционное слово в его многообразии. Формирование фольклористики как теоретической дисциплины произошло благодаря работам таких исследователей, как М. К. Азадовский, Владимир Яковлевич Пропп и другие[5].
Конец XX века — начало XXI века
На рубеже XX—XXI веков происходит принципиальное сближение фольклористики с этнографией, этнологией, социологией, культурологией, социальной психологией, этномузыковедением, этнолингвистикой, семиотикой, формирование понимания фольклора как явления народной культуры, включающего в себя помимо системы жанров систему обрядов и мифологических представлений[6].
Наследие русской фольклористики
Научные издания русского фольклора начали появляться с 1930—1940-х годов XIX века. Прежде всего это сборники профессора Московского университета Ивана Михайловича Снегирева «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» в четырёх частях (1837–1839), «Русские народные пословицы и притчи» (1848). Ценные материалы содержат сборники учёного-фольклориста И. П. Сахарова «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков». Постепенно в работу по собиранию фольклора включились широкие общественные круги. Этому способствовало созданное в 1845 году в Петербурге Императорское Русское географическое общество. В нём было отделение этнографии, активно занимавшееся сбором фольклора во всех губерниях России[7][8].
В 1930–1940-х годах Пётр Васильевич Киреевский и его друг поэт Николай Михайлович Языков широко развернули и возглавили собирание русских народных эпических и лирических песен (былин, исторических песен, песен обрядовых и внеобрядовых, духовных стихов). Пётр Васильевич Киреевский готовил материалы к печати, однако безвременная смерть не позволила ему полностью осуществить задуманное. При его жизни вышел единственный сборник: духовные стихи. «Песни, собранные П.В. Киреевским» впервые были опубликованы только в 1960–1970-х годах XIX века (былины и исторические песни, так называемая "старая серия") и в XX веке (песни обрядовые и внеобрядовые, "новая серия"). В те же 1930–1940-е годы протекала собирательская деятельность Владимира Ивановича Даля. Он записывал произведения разных жанров русского фольклора, однако, как исследователь «живого великорусского языка», Владимир Иванович Даль сосредоточился на подготовке сборника малых жанров, наиболее близких разговорной речи: пословиц, поговорок, присловий и т. д. Другим подробным фольклорным изданием стал сборник Александра Николаевича Афанасьева «Народные русские сказки», в который большой собирательский вклад также внёс Даль, передавший Афанасьеву около тысячи записанных им сказок. Сборник Александра Афанасьева выходил в 8 выпусках с 1855 по 1863 год. Сказок, записанных самим Афанасьевым, немногим более десятка, в основном он использовал архив Русского географического общества, личные архивы Владимира Ивановича Даля, П. И. Якушкина и других собирателей, а также материалы из старинных рукописных и некоторых печатных сборников[7][8].
Методы в фольклористике
- Метод «Включённого наблюдения» (используется при стационарной форме собирательской работы). При использовании данного метода создаются условия непринуждённого общения во время сбора материала.
- Статистический метод (был разработан Б. К. Малиновским) проводится на основе составления карт и таблиц.
- Системный (комплексный) метод предполагает всестороннее изучение фольклора, в соотношении с определёнными бытовыми, этнографическими реалиями.
- Картографический метод имеет целью выявление географии распространения тех или иных жанров фольклора, изучение фольклорных явлений «в пространстве и во времени»[9].
В дело всестороннего изучения народного искусства значительную роль играют исследования археологов и этнографов. В 1930-е годы, наряду с активной сборной и научной деятельностью, началась масштабная практика по взаимодействию с действующими народными промыслами. В этот период активно проявил себя Кустарный музей ( Музей народного искусства), на базе которого в 1931 году был основан Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП), занимавшийся художественным управлением промыслами. Результатом работы 1930-х годов в области науки и практики с промыслами стало издание Институтом художественной промышленности сборника «Народное искусство СССР в художественных промыслах». В послевоенный период исследования отечественных ученых стали новой вехой в искусствоведении, отличающейся обращением к более широкому кругу ранее не изученных материалов.
В 1940—1950-х годах в советском искусствоведении лидирующую роль сыграли работы А. Б. Салтыкова. Основное внимание он уделял керамике, но также обсуждал множество общих проблем развития народного искусства, продолжая идеи своих предшественников — Стасова, Воронова и Бакушинского.
Метод А. Б. Салтыкова заключался в творческом подходе к традиционному искусству: он искал пути использования традиций прошлого в современном искусстве, применительно к современному быту. Таким образом, к настоящему времени сложилась следующая проблематика исследований народного художественного творчества:
1. Этнологические исследования, раскрывающие взаимосвязи традиционного уклада жизни, национального характера и своеобразие художественного творчества того или иного народа.
2. Фольклористические исследования, фиксирующие образцы народного художественного творчества и изучающие историю русской фольклористики.
3. Искусствоведческие исследования, направленные на анализ художественно-эстетических особенностей любительского искусства (художников-самоучек, самодеятельных авторов).
4. Социологические исследования, выявляющие роль и место народной художественной культуры (НХК) в жизни этноса, тенденции и социальные факторы развития.
5. Педагогические исследования народной художественной культуры, помогающие определить духовно-нравственные ценности и творческие способности личности в процессе непрофессиональной художественной деятельности[9].
Современные российские исследователи применяют широкий спектр методов для проведения научных изысканий. В их арсенал включены эмпирические подходы, анкетное исследование, наблюдение, тесты, интервью, социометрические методы, а также анализ и контент-анализ. Кроме того, они используют системный анализ, педагогическое моделирование и эксперименты в области педагогики. Эти методы позволяют ученым осуществлять теоретические исследования, направленные на выявление сущности, принципов, функций и закономерностей развития НХТ, а также проводить прикладные исследования, которые посвящены изучению определённых процессов и явлений в области развития НХТ.)[9]
Жанровая классификация фольклористики
В советской фольклористике жанровая классификация в значительной степени сохраняла свою связь с литературоведением, основываясь на аналогичных принципах структурирования жанров. В 1976 году В. Я. Пропп опубликовал статью, озаглавленную «Жанровый состав русского фольклора», в которой изложил свою иерархическую схему классификации[10]:
- роды;
- области;
- виды;
- жанры;
- типы;
- сюжеты;
- версии;
- варианты.
Основными категориями данной классификации являются роды народного творчества, такие как эпическая, лирическая и драматическая поэзия. Каждый род делится на области, например, эпика разделяется на области эпической прозы и стихотворной эпики. Области, в свою очередь, подразделяются на виды; сказки представляют собой вид народной прозы. Жанры сказок включают волшебные, кумулятивные, о животных и другие. В. Я. Пропп далее уточняет понятие «тип», который разделяется на сюжеты, а сюжеты на версии и варианты. Эта классификация послужила основой для ряда последующих исследований, касающихся жанровой разбивки фольклора[3].
Начиная с 1998 года, в Институте языка, литературы и истории (ИЯЛИ) под руководством заведующей фондом фонограмм В. П. Кузнецовой была инициирована цифровизация звуковых и рукописных архивов, а также создание информационных систем и баз данных, посвящённых фольклорным материалам. Это привело к необходимости пересмотра действующей классификации архивных данных с учётом современных научных взглядов на жанровую классификацию и особенности процесса ввода материалов в базу данных. Сотрудники ИЯЛИ, включая В. П. Кузнецову и И. А. Разумову, разработали многоуровневую прикладную жанровую систему, основанную на жанрово-тематической классификации Б. Н. Путилова. Это позволило значительно расширить список жанров, принимая во внимание современное понимание фольклора. В результате были выделены основные категории: фольклор, этнография, языкознание и история. В дальнейшем мы более детально рассмотрим раздел, посвященный «фольклору»[3].
Литература
- Фольклористика // Большая российская энциклопедия. Том 33. — М., 2017. — С. 457.
- Минц С. И., Померанцева Э. В. Русская фольклористика: Хрестоматия для вузов : (Для филол. фак. ун-тов и пед. ин-тов). — М.: Высшая школа, 1965. — 472 с. — 15 000 экз.
- Иванова Т. Г. История русской фольклористики XX века: 1900—первая половина 1941 г. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. — 800, [16] с. — ISBN 978-5-86007-609-9.[1]
- Русские фольклористы: Библиографический словарь. XVIII—XIX вв.: в 5 томах / РАН, Институт русской литературы (Пушкинский дом); Под ред. Т. Г. Ивановой. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2016. — Т. 1: А—Г. — 960 с. — ISBN 978-5-86007-820-8, ISBN 978-5-86007-835-2.
Примечания
- ↑ Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований / Под ред. А. П. Евгеньевой. — М.,: Полиграфресурсы, 1999.
- ↑ Происхождение слова фольклор . Этимологические онлайн-словари русского языка. Дата обращения: 16 апреля 2024.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 Ситников В. И. Типология современного фольклоризма // Ученые записки НовГУ : журнал. — 2023. — № 3.
- ↑ Русская литература и фольклор . feb-web.ru. Дата обращения: 16 апреля 2024.
- ↑ История фольклористики // История мировой славистики: Указатель литературы. — 2010. — № 1999.
- ↑ Богданов К. А. Фольклористика и т. д. . Санкт-Петербургский государственный институт. Дата обращения: 16 октября 2024.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 Становление и развитие отечественной фольклористики . Дата обращения: 8 мая 2024.
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 Фетисова Л. Е. Фольклорное наследие как часть культурного потенциала Тихоокеанской России в образовательных программах по истории региона // Россия и АТР : журнал. — 2017. — № 1.
- ↑ Перейти обратно: 9,0 9,1 9,2 Методы изучения народного художественного творчества, традиционные народные праздники и обряды . ftp.lgaki.info. Дата обращения: 16 апреля 2024.
- ↑ Марковская Е.В. Классификация жанров фольклора // Альманах североевропейских и балтийских исследований : журнал. — 2019. — № 4.
Ссылки
- Терминология и понятия современной фольклористики. Институт высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского. РГГУ.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |