Фольклористика
Фольклори́стика — наука о фольклоре; занимается собиранием, публикацией и изучением произведений устного народного творчества. Фольклористика — это наука на стыке нескольких дисциплин: музыковедения, литературоведения, языкознания, этнографии. Она изучает народное творчество: песенный и инструментальный фольклор, эпос, танцевальную культуру[1].
Этимология слова
Фолькло́р — заимствовано в начале XX века из английского языка, где folklore — folk «народ» и lore «мудрость», буквально «народная мудрость». В современном значении «устное народное творчество». Слово известно ещё с IX века, когда его значение было гораздо шире — «народоведение». Производные слова: фольклорный, фольклорист, фольклористика[2].
Предмет изучения
Предметом изучения фольклористики является фольклор. Фольклор — духовная культура того или иного народа[3].
История
Зарождение фольклористики
Фольклористика, как специализированная область знания, начала формироваться на стыке XVIII и XIX веков, вызванная растущим интересом к древним мифам. Научное любопытство к фольклору было стимулировано работой просветителей XVIII века; значительный вклад в развитие этой дисциплины внес романтизм, в рамках которого возникло первое направление в изучении фольклора – мифологическая школа. К ее основателям относятся братья В. и Я. Гримм, М. Мюллер, а также российские исследователи, такие как А. Н. Афанасьев и Ф. И. Буслаев. Одной из первостепенных научных школ фольклористики стала мифологическая школа, и ее основоположником считается Ф. И. Буслаев, который, следуя за братьями Гримм, подтвердил связь между фольклором, языком и мифологией и обозначил коллективный характер народного творчества. А. Н. Афанасьев, развивая методы мифологической школы в сравнительном исследовании, связывал происхождение мифов с историей языка и объяснял сходство фольклорных сюжетов разных народов через общие доисторические религиозные представления[4].
Конец XIX века — начало XX века
Во второй половине XIX века в европейском фольклористическом дискурсе сформировалась антропологическая школа, объяснявшая сходство сюжетов в фольклоре различных народов единством биологической природы человечества. В начале XX века возникла народно-психологическая школа, стремившаяся выявить психологические принципы, определяющие появление сюжетов и жанров в фольклоре. В это же время обрел популярность социологический подход, известный в России как историческая школа, которая считала, что фольклор тесно связан с социальной жизнью (например, В. Ф. Миллер, Ю. М. Соколов). В зарубежной фольклористике выдающимся представителем антропологической школы стал Дж. Фрезер, автор книги «Золотая ветвь» (1890), посвящённой первобытным ритуалам, песням и другим фольклорным жанрам. А. Н. Веселовский разработал теорию миграций, утверждающую универсальность типологических заимствований. Исходя из различных определений фольклора, возникли разные исследовательские традиции. Во Франции были введены термины tradiciones populaires и demopsychologie. Фольклористика пересекается с такими науками, как история, этнография, и лингвистика, однако её основным фокусом остается народное традиционное слово в его многообразии. Формирование фольклористики как теоретической дисциплины произошло благодаря работам таких исследователей, как М. К. Азадовский, В. Я. Пропп и других[5].
Конец XX века — начало XXI века
На рубеже XX—XXI веков происходит принципиальное сближение фольклористики с этнографией, этнологией, социологией, культурологией, социальной психологией, этномузыковедением, этнолингвистикой, семиотикой, формирование понимания фольклора как явления народной культуры, включающего в себя помимо системы жанров систему обрядов и мифологических представлений[6].
Наследие русской фольклористики
Научные издания русского фольклора начали появляться с 1930—1940-х годов XIX века. Прежде всего это сборники профессора Московского университета И.М. Снегирева «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» в четырёх частях (1837–1839), «Русские народные пословицы и притчи» (1848). Ценные материалы содержат сборники учёного-фольклориста И.П. Сахарова «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков». Постепенно в работу по собиранию фольклора включились широкие общественные круги. Этому способствовало созданное в 1845 году в Петербурге Императорское Русское географическое общество. В нём было отделение этнографии, активно занимавшееся сбором фольклора во всех губерниях России[7][8].
В 1930–1940-х годах П.В. Киреевский и его друг поэт Н.М. Языков широко развернули и возглавили собирание русских народных эпических и лирических песен (былин, исторических песен, песен обрядовых и внеобрядовых, духовных стихов). Киреевский готовил материалы к печати, однако безвременная смерть не позволила ему полностью осуществить задуманное. При его жизни вышел единственный сборник: духовные стихи. «Песни, собранные П.В. Киреевским» впервые были опубликованы только в 1960–1970-х годах XIX века (былины и исторические песни, так называемая "старая серия") и в XX веке (песни обрядовые и внеобрядовые, "новая серия"). В те же 1930–1940-е годы протекала собирательская деятельность В.И. Даля. Он записывал произведения разных жанров русского фольклора, однако, как исследователь «живого великорусского языка», Даль сосредоточился на подготовке сборника малых жанров, наиболее близких разговорной речи: пословиц, поговорок, присловий и т. д. Другим подробным фольклорным изданием стал сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки», в который большой собирательский вклад также внёс Даль, передавший Афанасьеву около тысячи записанных им сказок. Сборник Афанасьева выходил в 8 выпусках с 1855 по 1863 год. Сказок, записанных самим Афанасьевым, немногим более десятка, в основном он использовал архив Русского географического общества, личные архивы В.И. Даля, П.И. Якушкина и других собирателей, а также материалы из старинных рукописных и некоторых печатных сборников[7][8].
Методы в фольклористике
- Метод «Включённого наблюдения» (используется при стационарной форме собирательской работы). При использовании данного метода создаются условия непринуждённого общения во время сбора материала.
- Статистический метод (был разработан Б.К. Малиновским) проводится на основе составления карт и таблиц.
- Системный (комплексный) метод предполагает всестороннее изучение фольклора, в соотношении с определёнными бытовыми, этнографическими реалиями.
- Картографический метод имеет целью выявление географии распространения тех или иных жанров фольклора, изучение фольклорных явлений «в пространстве и во времени»[9].
В дело всестороннего изучения народного искусства значительную роль играют исследования археологов и этнографов. В 1930-е годы, наряду с активной сборной и научной деятельностью, началась масштабная практика по взаимодействию с действующими народными промыслами. В этот период активно проявил себя Кустарный музей ( Музей народного искусства), на базе которого в 1931 году был основан Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП), занимавшийся художественным управлением промыслами. Результатом работы 1930-х годов в области науки и практики с промыслами стало издание Институтом художественной промышленности сборника «Народное искусство СССР в художественных промыслах». В послевоенный период исследования отечественных ученых стали новой вехой в искусствоведении, отличающейся обращением к более широкому кругу ранее не изученных материалов.
В 1940—1950-х годах в советском искусствоведении лидирующую роль сыграли работы А. Б. Салтыкова. Основное внимание он уделял керамике, но также обсуждал множество общих проблем развития народного искусства, продолжая идеи своих предшественников — Стасова, Воронова и Бакушинского.
Метод А. Б. Салтыкова заключался в творческом подходе к традиционному искусству: он искал пути использования традиций прошлого в современном искусстве, применительно к современному быту. Таким образом, к настоящему времени сложилась следующая проблематика исследований народного художественного творчества:
1. Этнологические исследования, раскрывающие взаимосвязи традиционного уклада жизни, национального характера и своеобразие художественного творчества того или иного народа.
2. Фольклористические исследования, фиксирующие образцы народного художественного творчества и изучающие историю русской фольклористики.
3. Искусствоведческие исследования, направленные на анализ художественно-эстетических особенностей любительского искусства (художников-самоучек, самодеятельных авторов).
4. Социологические исследования, выявляющие роль и место народной художественной культуры (НХК) в жизни этноса, тенденции и социальные факторы развития.
5. Педагогические исследования народной художественной культуры, помогающие определить духовно-нравственные ценности и творческие способности личности в процессе непрофессиональной художественной деятельности[9].
Современные российские исследователи применяют широкий спектр методов для проведения научных изысканий. В их арсенал включены эмпирические подходы, анкетное исследование, наблюдение, тесты, интервью, социометрические методы, а также анализ и контент-анализ. Кроме того, они используют системный анализ, педагогическое моделирование и эксперименты в области педагогики. Эти методы позволяют ученым осуществлять теоретические исследования, направленные на выявление сущности, принципов, функций и закономерностей развития НХТ, а также проводить прикладные исследования, которые посвящены изучению определённых процессов и явлений в области развития НХТ.)[9]
Жанровая классификация фольклористики
В советской фольклористике жанровая классификация в значительной степени сохраняла свою связь с литературоведением, основываясь на аналогичных принципах структурирования жанров. В 1976 году В. Я. Пропп опубликовал статью, озаглавленную «Жанровый состав русского фольклора», в которой изложил свою иерархическую схему классификации[10]:
- роды;
- области;
- виды;
- жанры;
- типы;
- сюжеты;
- версии;
- варианты.
Основными категориями данной классификации являются роды народного творчества, такие как эпическая, лирическая и драматическая поэзия. Каждый род делится на области, например, эпика разделяется на области эпической прозы и стихотворной эпики. Области, в свою очередь, подразделяются на виды; сказки представляют собой вид народной прозы. Жанры сказок включают волшебные, кумулятивные, о животных и другие. В. Я. Пропп далее уточняет понятие «тип», который разделяется на сюжеты, а сюжеты на версии и варианты. Эта классификация послужила основой для ряда последующих исследований, касающихся жанровой разбивки фольклора[3].
Начиная с 1998 года, в Институте языка, литературы и истории (ИЯЛИ) под руководством заведующей фондом фонограмм В. П. Кузнецовой была инициирована цифровизация звуковых и рукописных архивов, а также создание информационных систем и баз данных, посвящённых фольклорным материалам. Это привело к необходимости пересмотра действующей классификации архивных данных с учётом современных научных взглядов на жанровую классификацию и особенности процесса ввода материалов в базу данных. Сотрудники ИЯЛИ, включая В. П. Кузнецову и И.А. Разумову, разработали многоуровневую прикладную жанровую систему, основанную на жанрово-тематической классификации Б. Н. Путилова. Это позволило значительно расширить список жанров, принимая во внимание современное понимание фольклора. В результате были выделены основные категории: фольклор, этнография, языкознание и история. В дальнейшем мы более детально рассмотрим раздел, посвященный «фольклору»[3].
Примечания
- ↑ Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований / Под ред. А. П. Евгеньевой. — М.,: Полиграфресурсы, 1999.
- ↑ Происхождение слова фольклор . Этимологические онлайн-словари русского языка. Дата обращения: 16 апреля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Ситников В. И. Типология современного фольклоризма // Ученые записки НовГУ : журнал. — 2023. — № 3.
- ↑ Русская литература и фольклор . feb-web.ru. Дата обращения: 16 апреля 2024.
- ↑ История фольклористики // История мировой славистики: Указатель литературы. — 2010. — № 1999.
- ↑ Богданов К. А. Фольклористика и т. д. . Санкт-Петербургский государственный институт. Дата обращения: 16 октября 2024.
- ↑ 7,0 7,1 Становление и развитие отечественной фольклористики . Дата обращения: 8 мая 2024.
- ↑ 8,0 8,1 Фетисова Л. Е. Фольклорное наследие как часть культурного потенциала Тихоокеанской России в образовательных программах по истории региона // Россия и АТР : журнал. — 2017. — № 1.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Методы изучения народного художественного творчества, традиционные народные праздники и обряды . ftp.lgaki.info. Дата обращения: 16 апреля 2024.
- ↑ Марковская Е.В. Классификация жанров фольклора // Альманах североевропейских и балтийских исследований : журнал. — 2019. — № 4.
Литература
- Фольклористика // Большая российская энциклопедия. Том 33. — М., 2017. — С. 457.
- Минц С. И., Померанцева Э. В. Русская фольклористика: Хрестоматия для вузов : (Для филол. фак. ун-тов и пед. ин-тов). — М.: Высшая школа, 1965. — 472 с. — 15 000 экз.
- Иванова Т. Г. История русской фольклористики XX века: 1900—первая половина 1941 г. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. — 800, [16] с. — ISBN 978-5-86007-609-9.[1]
- Русские фольклористы: Библиографический словарь. XVIII—XIX вв.: в 5 томах / РАН, Институт русской литературы (Пушкинский дом); Под ред. Т. Г. Ивановой. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2016. — Т. 1: А—Г. — 960 с. — ISBN 978-5-86007-820-8, ISBN 978-5-86007-835-2.
Ссылки
- Терминология и понятия современной фольклористики. Институт высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского. РГГУ.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |