Литературоведение
Наука | |
Литературоведение | |
---|---|
Предмет изучения | художественная словесность |
Основные направления | история литературы, теория литературы |
Литературове́дение (лат. lit(t)eratura, — «написанное» от lit(t)era — «буква» + ведать — «знать») — наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры, её просхождение, сущность, специфику словесно художественного мышления и творчества, закономерности историко-литературного процесса. Включает ряд дисциплин, основные из которых — теория литературы и история литературы. Вспомогательные дисциплины: библиография, текстология, палеография.
История литературоведения
Зарождение литературоведения восходит к трудам Аристотеля «Поэтика» и «Риторика», в которых были представлены термины и понятия, которыми и сегодня оперирует литературоведение. На данном этапе осмыслению подвергались отдельные теоретические проблемы литературоведения, в том числе, проблемы стиля, сущности ораторского искусства, жанровой классификации и кодификации и т. д. Иначе говоря, на данном этапе осуществляется формирование основ теории литературы как одного из разделов литературоведения. В Средневековье изучение литературы велось преимущественно в библиографическом и комментаторском аспекте[1].
Зарождение истории литературы связано с александрийской филологией, представители которой начали работу по собиранию текстов писателей и по установлению их канонических версий, занимались комментированием произведений, прежде всего поэм Гомера. В эпоху Возрождения в произведениях античного мира особое внимание уделяется проблеме народного языка, в частности Данте (трактат «О народной речи», 1304—1307), Ж.Дю Белле («Защита и прославление французского языка», 1549). До середины XIX века литературоведение развивалось преимущественно в русле философских и эстетических концепций. Основоположником литературоведения как исторической науки считается Иоганн Гердер (1744—1803), который «впервые стал рассматривать своеобразие художественной словесности разных народов с точки зрения его обусловленности обстоятельствами национально-исторической жизни»[2].
Дальнейшее развитие литературоведения осуществлюсь под влиянием немецкого сентиментализма, романтизма, идей просвещения. Формированию литературоведения как самостоятельной науки в середине XIX века предшествовало возникновение эстетики, в которой предметом анализа стала, в частности, литература как проявление прекрасного. В отличие от нормативной поэтики, дававшей автору набор конкретных предписаний, эстетика стремилась выявить общие законы литературного творчества и литературного процесса, предвосхищая тем самым проблематику современной теории литературы. В рамках эстетики впервые был поставлен вопрос о специфике литературы как вида искусства: Г. Э. Лессинг в трактате «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766) показал принципиальное различие литературы и изобразительного искусства. В «Лекциях по эстетике» (тома 1-2, 1835—1838) Г. В. Ф. Гегеля дана развёрнутая характеристика литературных родов, которая была унаследована современной теорией литературы[3]. В европейских странах развивается культурологический подход к изучению словесности той или иной этнической группы (с этим связано, например, появление такой дисциплины, как славяноведение). В отечественной науке проявляется интерес к древней русской литературе (в 1846 году выходит из печати книга «История русской словесности, преимущественно древней» С. П. Шевырева)[2].
У истоков литературоведения в России — поэтики и риторики XVII— начала XVIII веков (митрополита Макария, Феофана Прокоповича и др.), стиховедческие трактаты В. К. Тредиаковского, филологические труды М. В. Ломоносова, пособия 1770—1790-х годов по теории поэзии (А. Д. Байбакова, 1774) и прозы (И. С. Рижского, В. С. Подшивалова, оба 1796). Первые историко-литературные опыты носили комментаторский характер: таковы примечания А. Д. Кантемира к выполненным им переводам сборника анакреонтики (1736, изд. 1867) и посланий Горация (1744); примечания А. П. Сумарокова к «Эпистоле о стихотворстве» (1747), в которых прокомментированы все встречавшиеся в тексте имена писателей, и др. Первым крупным историко-литературным трудом стал «Опыт исторического словаря о российских писателях» Н. И. Новикова (1772).
Значительную роль в развитии литературной теории и разработке историко-литературных проблем в этот период продолжает играть литературная критика (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. В. Дружинин, П. В. Анненков, В. П. Боткин, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и др.)[3].
Выделение литературоведения в самостоятельную область научного познания в России произошло в XIX веке, когда под влиянием критических заметок Белинского, творчества А. С. Пушкина, Н. Гоголя, Л. Толстого, дискуссий на страницах «Современника», «Русского вестника» стали формироваться принципы и подходы к изучению литературных произведений[3].
Способствовала развитию литературоведения и борьба, которая разгорелась на страницах ведущих журналов этого времени: «Современник», «Отечественные записки» и пр. Огромное влияние на развитие литературоведения оказали теоретическая поэтика А. Потебни, историческая поэтика А. Веселовского, формальная школа Ю. Тынянова[4].
В середине прошлого века в целостную систему окончательно оформились взгляды М. М. Бахтина: представления о полифоническом романе, хронотопе, диалогичности, которые стали основой для формирования концепции интертекстуальности в зарубежном литературоведении.
В это же время были разработаны теории лирического (Л. Гинзбург), типического (А. Ревякин), изучены многочисленные проблемы жанров древнерусской литературы (Д. Лихачев).
Во второй половине минувшего столетия огромный вклад в развитие литературоведения привнесли ученые тартуско-московской школы (Б. Успенский, Ю. Лотман)[4].
Академические школы в литературоведении
К ХIХ веку относится появление общеевропейских методологических школ, прежде всего мифологической школы. Это учение было разработано в 20-30-е годы XIX века немецкими филологами братьями Вильгельмом и Якобом Гримм («Немецкая филология»). Мифологическая школа опиралась на эстетику Ф.Шеллинга и братьев А. и Ф.Шлегелей. В России в русле мифологической школы работали Ф. И. Буслаев и А. Н. Афанасьев.
Сторонники биографического метода, впервые применённого французским критиком Ш. О. Сент-Бёвом (автор «Литературно-критических портретов», тт.1-5, 1836—1839; в русском переводе — «Литературные портреты. Критические очерки», 1970), рассматривали биографию и личность писателя как определяющий момент творчества. Этот метод в той или иной степени применяется и в современном литературоведении[2].
В основу концепции культурно-исторического направления был положен философский позитивизм Конта, отчасти «биографический метод» в литературной критике Сент-Бёва, культурологические концепции поздних немецких просветителей и романтиков и французской романтической историографии (Ф. Гизо и О. Тьерри). Важнейшей предпосылкой культурно-исторической школы явились успехи естествознания, общий подъём науки: с позиций культурно-исторической школы, филология как наука должна руководствоваться точными методами изучения фактов, быть подчинена принципам доказательства, точности, логическому объяснению явлений искусства. В русле этой школы в России работали Н. С. Тихонравов, А. Н. Пыпин, Н. И. Стороженко и др. Культурно-историческая школа внесла вклад в создание историй национальных литератур (в контексте истории общественной психологии и материальной культуры народов)[5]
Исследования устного народного творчества и литературы древности способствовали формированию сравнительно-исторического литературоведения. Компаративисты объясняли сходство литературных фактов сходством в социальной истории и истории культуры тех или иных народов, а также культурными и литературными контактами между ними. В России уже с 1880-х годов почти во всех университетах существовали кафедры «всеобщей литературы». В Санкт-Петербурге эту кафедру возглавил А. Н. Веселовский — родоначальник сравнительно-исторического метода в отечественной науке, автор «Исторической поэтики»[6].
В последней трети ХIХ века возникла психологическая школа, которая отразила общий поворот гуманитарного знания (прежде всего социологии, философии и эстетики) к психологизму и главным предметом изучения для которой стала психологическая сторона творческого процесса, Внимание этой школы было направлено на душевную жизнь автора, поскольку искусство отражает и внешние, и внутренние впечатления создателя художественного произведения. В Западной Европе психологическая школа была представлена прежде всего трудами В.Вундта. В России идей психологического направления придерживался А.Потебня («Мысль и язык», 1862), впоследствии — его ученики (Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. Г. Горнфельдт и др.)[3].
Психологическая школа сосредоточились на исследовании психологии творчества. Они рассматривали художественное произведение как сублимацию переживаний писателя, отражение его внутренней жизни, складывающейся из впечатлений внешнего мира и собственно движений души, а восприятие произведения связывали с личностными особенностями и жизненным опытом читателя. Крупнейшие представители психологической школы в Германии — В. Вундт, В. Вец, И. Фолькельт; во Франции — С. М. Жирарден, Э. Эннекен. В России основы психологического направления заложил А. А. Потебня[7].
Русская формальная школа возникла в 1910-х годах как реакция на общий кризис эстетики. Формалисты раскритиковали социологические и психологические методы как несоответствующие природе литературы — литература воспринималась ими как совокупности технических приёмов (нем. Kunstgriff, у формалистов и структуралистов «приём», в чешском структурализме «postup»). Русский формализм возникает под влиянием немецкого формизма второй половины XX века. Понимание искусства как ремесла, совокупность технических средств и акцентирование специфичности литературы связало воедино несколько литературных теоретиков и критиков. К ним относятся Виктор Шкловский (1893—1984), [[ Эйхенбаум, Борис Михайлович|Борис Эйхенбаум]] (1886—1959), Юрий Тынянов (1894—1943), Роман Якобсон (1896—1982), Борис Томашевский (1890—1957), Виктор Жирмунский (1891—1971), Виктор Виноградов (1895—1969), востоковед Евгений Поливанов (1891—1938) и др. Представители формальной школы плодотворно исследовали некоторые, не изученные ранее проблемы, в том числе соотношение семантики и стиховой конструкции (Ю.Тынянов), ритма и метра (Б.Томашевский), сюжетосложение (Б.Шкловский) и др[8][2].
Социологический метод в литературоведении представлен работами П. Н. Сакулина, В. М. Фриче, В. Ф. Переверзева.
Литературные направления
Под понятием «литературное направление» понимают общность определённых литературных, духовных, эстетических свойств произведений, которые находят место в творчестве некоторой группы писателей на протяжении некого исторического промежутка[9].
К признакам литературного направления относятся:
- схожесть у произведений в отношении мирового порядка
- схожая идеология и философия
- произведения отражают текущие реалии, острые социальные проблемы
Основными литературными направлениями принято считать:
- классицизм
- сентиментализм
- романтизм
- реализм
- модернизм
- постмодернизм
Классицизм
Классицизм (от лат. classicus — образцовый), стиль и художественное направление в литературе, архитектуре и искусстве XVII— начала XIX веков, представители которого ориентировались в своём творчестве на классические образцы античной литературы. Теоретик европейского классицизма Н. Буало в поэме-трактате «Поэтическое искусство» (1674 г.) разработал его ведущие принципы, где он придавал исключительное значение «чистоте жанров». К высоким жанрам он относил оду, героическую поэму, к низким — сатиру, комедию и басню. Особенности: культ разума, соблюдение правила «трех единств»: места, времени и действия, использование высокой и низкой лексики в соответствии с жанром, деление героев на положительных и отрицательных, герои — выдающиеся личности, основной конфликт — между чувством и разумом, долгом и волей. Представители в мировой литературе: П.Корнель, Ж.Расин, Ж.-Б.Мольер, в русской литературе: А.Кантемир, В.Тредиаковский, А. Сумароков, М.Ломоносов[10]
Сентиментализм
Сентиментализм (от фр. sentiment — чувство, чувствительность) — литературное направление второй половины XVIII—начала XIX века, в отличие от классицизма, признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. Сентименталисты преследовали определённую цель — раскрыть духовное богатство простого человека, показать его добродетели, врождённую нравственность. Основные жанры: семейный роман, дневник, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание. Представители в мировой литературе: С.Ричардсон, Ж.-Ж.Руссо, Ф.Шиллер. В русской литературе: М. Р. Державин. Н. М. Карамзин[11].
Романтизм
Романтизм (франц. romantisme, англ. romanticism, нем. romantik), идейно-художественное движение в европейской и американской культуре конца первая половина XIX века. Особенности жанра: неудовлетворённость окружающей действительностью, «романтическое двоемирие», внимание к внутреннему миру человека, углублённый психологизм, новый тип героя, бунтаря, одиночки, обыкновенно с трагической судьбой, обращение к героическому прошлому, экзотике, фольклору. Представители в мировой литературе: Г.Гейне, Дж. Байрон, А.Мицкевич. В русской литературе: В.Жуковский, ранний А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. Основные жанры: исторический роман, поэма, баллада, поэтические жанры[10].
Реализм
Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный), философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, толкуемую либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта познавательного процесса и опыта (философский реализм XX в.). Особенности жанра реализма: верность действительности, типичные характеры и явления, принципы народности и историзма, новые типы героев: тема «маленького человека», «лишнего человека», «нового героя» (А. С. Пушкин, Ф.Достоевский, Л.Толстой, А. П. Чехов). Особенности жанров критического реализма: критика социальных пороков общества. Особенности жанров социалистического реализма (1920—1980): коммунистический общественно-политический и эстетический идеал, пафос революционной перестройки мира, вера в социализм и коммунизм (Н.Островский, М.Шолохов, А. Толстой и др)[10].
Модернизм
Модернизм (от франц. moderne — новый, новейший, современный), совокупность художественных явлений в литературе и искусстве последней трети XIX—1-й половины XX века, связанных со стремлением к обновлению художественного творчества. Цель модернизма — поиск нового стиля и творческого метода. Фактически «модернизм» — собирательное название огромного числа разнообразных направлений: акмеизм, футуризм, имажинизм ит.д.[12].
Литературоведческие дисциплины
Литературоведение включает в себя 3 основные дисциплины: литературную критику, историю литературы, теорию литературы. Литературная критика — наиболее оперативный отклик на состояние литературы. Критик имеет дело с новыми произведениями, ещё неизвестными именами; события прошлого и авторитеты используются им как материал для сопоставления[13].
Черты критики:
- избирательность: обсуждает то, что того достойно;
- описание художественного и нехудожественного контекста произведения (справка об авторе, исторический фон текста и т. д.);
- влияние на восприятие текста, формирование устойчивых представлений об искусстве.
История литературы — созданная база данных, относящаяся к прошлому литературы. Схематически масштаб охвата объектов истории литературы можно представить так: литературные «моноистории» → история литературы одной страны → история нескольких литератур, близких по типу культуры и языка → история всемирной литературы. Исторический литературный процесс можно рассматривать как регрессивный, то есть как постоянное разрушение её более ранних ценностей, и как прогрессивный, то есть как формирование новых и более высоких ценностей[13].
Теория литературы изучает природу и общественную функцию литературного творчества и вырабатывает методологию его анализа. Круг вопросов, на которые пытается ответить теория искусства (и литературы):
- какова общественная функция произведения;
- каково соотношение искусства и действительности;
- какое место занимает искусство в ряду других систем коммуникации;
- какими свойствами обладает художественное произведение и каким закономерностям оно подчинено;
- каковы общие законы развития искусства и т. п.
В некоторых случаях теория литературы понимается ещё шире и ставит вопросы методического характера: они относятся к принципам анализа как отдельного произведения, так и всего исторического процесса[13].
Примечания
- ↑ История литературоведения . Дата обращения: 22 апреля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Литературоведение . www.lomonosov-fund.ru. Дата обращения: 22 апреля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Россия. Литературоведение . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 22 апреля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Разделы литературоведения . spravochnick.ru. Дата обращения: 22 апреля 2024.
- ↑ Культурно-историческая школа . Дата обращения: 22 апреля 2024.
- ↑ Академические школы в литературоведении . studfile.net. Дата обращения: 22 апреля 2024.
- ↑ Психологическая школа . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 22 апреля 2024.
- ↑ Яна Костинцева, Иво Поспишил. Основы литературоведения . www.uhk.cz. Дата обращения: 22 апреля 2024.
- ↑ Литературное направление . Дата обращения: 22 апреля 2024.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 О.В.Лапотинская. Введение в литературоведение . Дата обращения: 22 апреля 2024.
- ↑ Классицизм и сентиментализм . foxford.ru. Дата обращения: 22 апреля 2024.
- ↑ Литературные течения поэзии русского модернизма . spravochnick.ru. Дата обращения: 22 апреля 2024.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Литературоведение как наука . upload.pgu.ru. Дата обращения: 22 апреля 2024.
Литература
- Литературоведение // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 475—483. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
- Литературоведение // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 181—196. — 509 с. — 300 000 экз.
Ссылки
- Луков В. А. Литература: теоретические основания исследования // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 136—140.
- Раздел Литературоведение на страницах научно-просветительского журнала «Скепсис»
- Тарасова Е. К. Современное немецкое литературоведение: традиции и перемены // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 159—164.