Чернышевский, Николай Гаврилович

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Чернышевский Николай Гаврилович
Портрет
Портрет
Полное имя Николай Гаврилович Чернышевский
Дата рождения 12 (24) июля 1828(1828-07-24)
Место рождения Саратов, Российская империя
Дата смерти 17 (29) октября 1889(1889-10-29) (61 год)
Место смерти Саратов, Российская империя
Подданство Российская империя
Род деятельности философ, прозаик, публицист, журналист, литературный критик, педагог
Годы творчества 1889 год1934 год
Направление Реализм

Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (12 (24) июля 1828, Саратов, Российская империя — 17 (29) октября 1889, Саратов, российская империя) — русский литературный критик, революционер-демократ, теоретик утопического социализма, философ-материалист, публицист и писатель[1]. Новаторские взгляды Чернышевского оказали значительное воздействие на Владимира Ильича Ленина. Роман автора «Что делать?» пользовался огромной популярностью в советскую эпоху[2].

Николай Чернышевский родился в семье священника, но он не продолжил отцовское дело. Чернышевский стал одним из первых политических заключённых и символом российского революционно-демократического движения XIX века[1].

Биография

Детство и юность

Николай Чернышевский появился на свет 12 (24) июля 1828 года в Саратове. Его отец, Гавриил Иванович, священник, происходил из семьи крепостных. Он решил самостоятельно обучать сына на дому. Отец привил Николаю любовь к литературе.

До 14 лет Николай обучался дома. Он предпочитал чтение играм с ровесниками. Друзья и знакомые отца восторгались обширными знаниями и образованностью Чернышевского-младшего.

В 1842 году Николай начал обучение в духовной семинарии. По знаниям он опережал как своих сверстников, так и многих педагогов. Качеством образования в семинарии Николай был недоволен, и потому принял решение обучаться самостоятельно. Чернышевский стал изучать грамматику, иностранные языки, литературу и географию. Не завершив полный курс семинарии, в 1846 году Николай поступил на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета[1].

Студенческие годы

Во время студенческой жизни сформировалось мировоззрение будущего революционера. Чернышевский начал готовиться к просветительской деятельности и активно начал писать художественные произведения. Хотя он обучался в духовной семинарии и происходил из религиозной семьи, Чернышевский решительно отверг принципы православия.

В период студенчества автор познакомился с Михаилом Михайловым, который представил его кругу петрашевцев. Молодой студент не стал регулярно посещать их встречи, он иногда появлялся на собраниях. Особенное внимание Николая привлекала беседа с Иринархом Введенским — основателем русского нигилизма. Когда петрашевцев арестовали, Чернышевского удивило, что они не думали о восстание.

Период учёбы в университете поспособствовал окончательному формированию взглядов Чернышевского. Он осознал, что готов сам заниматься просветительской деятельностью.

Через два года после окончания университета ему предложили место преподавателя в кадетском корпусе. Он обрадовался этому предложению, полагая, что сможет распространять там свои идеи. Николай переехал в Петербург вместе с женой. Ученики полюбили нового преподавателя за его доброжелательность, однако наладить дружеские отношения с коллегами ему не удалось. В результате одного инцидента с офицером молодой преподаватель был вынужден уволиться[2].

Личная жизнь

В 1853 году супругой Чернышевского стала Ольга Сократовна Васильева. Любовь к жене была слепа и безусловна, и Николай видел в браке возможность испытания новых принципов, стремясь установить равенство, чтобы избавиться от угнетения женщин в домашней жизни. При их первой встрече Чернышевский откровенно сказал, что увлечён «темами, связанными с каторгой», но это не испугало Ольгу. Получив её согласие на замужество, писатель начал вести «Дневник моих отношений с той, которая сейчас является моим счастьем», реализуя свои революционные идеи в повседневной жизни.

Он утверждал, что супруги должны быть равны в правах и обязанностях. Чернышевский даровал Ольге полную свободу, позволяя даже измены, считая, что она вправе распоряжаться своей жизнью по собственному желанию. Когда у жены завязался роман с семейным другом Иваном Савицким, он предложил ей свободу, искренне желая её счастья. Ольга, впечатлённая таким благородством, решила остаться с мужем.

Личный опыт Чернышевского стал основой романтической линии в его произведении «Что делать?», а описанные им отношения между одной женщиной и двумя мужчинами известны в западной литературе под названием «русский треугольник».

Родственники Николая Гавриловича неприязненно относились к его избраннице. Переезд молодожёнов в Петербург воспринимался как побег от устаревших норм и предвзятости. Обостряло ситуацию то, что свадьба состоялась вскоре после смерти матери Николая Гавриловича, он не стал соблюдать траурные обычаи.

Чернышевские жили вместе девять лет. Философа сослали в Сибирь, он написал супруге триста писем, но вскоре прекратил переписку, полагая: чем быстрее Ольга его забудет, тем лучше.

В семье родились трое сыновей — Михаил, Виктор и Александр. В 1866 году она с младшим ребёнком отправилась к супругу, но путь занял шесть месяцев, и им удалось провести лишь четыре дня вместе. Николай Гаврилович умолял её начать новую жизнь, но Ольга не согласилась[3].

Смерть

Чернышевский вернулся в Саратов в июне 1889 года, но спокойно провести оставшиеся дни в родном городе ему было не суждено. Условия каторжного труда сказались на его здоровье, и в 55 лет писатель стал слабым стариком. Осенью 1889 года он заболел малярией и вскоре скончался. Основной причиной его смерти стало кровоизлияние в мозг. Могила Николая Гавриловича Чернышевского расположена на Воскресенском кладбище в Саратове[2].

Творческая деятельность

Чернышевский является автором произведений в области художественной литературы, философии и литературной критики, а также исследований по этическим и эстетическим вопросам. Статьи Николая Гавриловича, посвящённые общественно-политическим устройствам, революционным лозунгам и агитациям. В большинстве работ Чернышевский выражает свои радикальные революционные идеи, сформированные на концепциях материализма и утопического социализма. Он выступал за упразднение крепостного права, подчёркивал важность сохранения общинной собственности на землю[1].

Литературная карьера Николая началась в конце 1840-х годов. Его первые небольшие статьи появились в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских ведомостях». В дальнейшем писатель начал сотрудничать с «Современником», а в 1855 году фактически возглавлял журнал вместе с поэтом Некрасовым.

С приходом Николая Гавриловича «Современник» стал центром революционной пропаганды. Это привело к тому, что такие писатели, как Толстой, Тургенев и Григорович, прекратили сотрудничество с журналом. Чернышевский назначил Добролюбова руководителем отдела критики, их объединяли схожие социальные идеи и взгляды на педагогические концепции.

Писатель не стремился превращать «Современник» в радикальную трибуну. Это вызвало конфликты с либеральными литераторами, такими как Анненков, Боткин и Дружинин.

10 мая 1855 года в Санкт-Петербурге Чернышевский защитил магистерскую диссертацию. Работа называлась «Эстетические отношения искусства к действительности» и задумывалась как отражение философских взглядов Чернышевского. Николай Гаврилович утверждал, что реальность выше идеала, что жизнь важнее искусства. Искать красоту следовало не в искусстве, а в окружающей действительности. В трактате Чернышевского формулировка «Прекрасное есть жизнь» неоднократно перерабатывается. Отказ от идеализма в его диссертации свидетельствует о стремлении обратиться к действительности и пересмотреть понятие красоты как эстетической категории, ассоциируя её с женской красотой[3][4]:

«Чувство, вызываемое прекрасным, — это радость, которая напоминает ту, что возникает от присутствия любимого существа. Мы искренне любим прекрасное, наслаждаемся им, как радуемся общению с близким человеком»


В 1858 году Чернышевский начал редактировать «Военный сборник», что позволило вовлечь в революционные идеи нескольких офицеров. После того как был объявлен Манифест об отмене крепостного права в 1861 году, Чернышевский опубликовал ряд статей, критиковавших эти изменения. В 1860 году выходит наиболее значимый философский труд Чернышевского «Антропологический примат в философии». Чернышевский официально не входил в кружок «Земля и воля», он стал его идейным лидером и оказался под тайным наблюдением полиции.

В мае 1862 года издание «Современник» было закрыто на восемь месяцев, обвиняя в «вредном направлении», а в июне Николай Чернышевский был арестован. Ситуацию усугубило письмо Герцена к революционеру и публицисту Николаю Серно-Соловьевичу, в котором Герцен выражал намерение издавать журнал за границей. Чернышевского обвинили в связях с революционерами-эмигрантами и отправили в Петропавловскую крепость.

Следствие по делу «врага Российской империи номер один» затянулось на полтора года. За это время Чернышевский создал роман «Что делать?» (1862—1863), опубликованный в вновь открывшемся «Современнике», а также незаконченный роман «Повести в повести» и несколько повестей. В феврале 1864 года ему вынесли приговор — 14 лет каторги без права на возвращение из Сибири. Император Александр II сократил срок до семи лет, но в целом Чернышевский провёл в заключении более двадцати лет[5].

Библиография

Работы Чернышевского[3]:

  • 1862—1863 — «Что делать?»
  • 1863 — «Алферьев»
  • 1883 — «Заметки о Некрасове»
  • 1854 — «Критический взгляд на современные эстетические понятия»
  • 1855 — «Эстетические отношения искусства к действительности»
  • 1855 — «Возвышенное и комическое»
  • 1855 — «Характер человеческого знания»
  • 1858 — «Критика философских предубеждений против общинного владения»
  • 1860 — «Антропологический принцип в философии»
  • 1888 — «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь»

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Николай Гаврилович Чернышевский. Биограф.ру. Дата обращения: 4 ноября 2024.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Николай Чернышевский. ФКУ «Цифровая культура». Дата обращения: 4 ноября 2024.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 Чернышевский Николай. История .РФ. Дата обращения: 4 ноября 2024.
  4. Демченко, А.А. Николай Чернышевский: к 180-летию со дня рождения / А.А. Демченко. — Известия Саратовского университета. Сер.: Филология, 2009. — Т. 9. — 36-44 с.
  5. «Дворянчик», мученик, борец. Коммерсант (23 июля 2023). Дата обращения: 4 ноября 2024.