Чернышевский, Николай Гаврилович
Чернышевский Николай Гаврилович | |
---|---|
![]() Портрет | |
Полное имя | Николай Гаврилович Чернышевский |
Дата рождения | 12 (24) июля 1828 |
Место рождения | Саратов, Российская империя |
Дата смерти | 17 (29) октября 1889 (61 год) |
Место смерти | Саратов, Российская империя |
Подданство | Российская империя |
Род деятельности | философ, прозаик, публицист, журналист, литературный критик, педагог |
Годы творчества | 1889 год—1934 год |
Направление | Реализм |
Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (12 (24) июля 1828, Саратов, Российская империя — 17 (29) октября 1889, Саратов, российская империя) — русский литературный критик, революционер-демократ, теоретик утопического социализма, философ-материалист, публицист и писатель[1]. Новаторские взгляды Чернышевского оказали значительное воздействие на Владимира Ильича Ленина. Роман автора «Что делать?» пользовался огромной популярностью в советскую эпоху[2].
Николай Чернышевский родился в семье священника, но он не продолжил отцовское дело. Чернышевский стал одним из первых политических заключённых и символом российского революционно-демократического движения XIX века[1].
Биография
Детство и юность
Николай Чернышевский появился на свет 12 (24) июля 1828 года в Саратове. Его отец, Гавриил Иванович, священник, происходил из семьи крепостных. Он решил самостоятельно обучать сына на дому. Отец привил Николаю любовь к литературе.
До 14 лет Николай обучался дома. Он предпочитал чтение играм с ровесниками. Друзья и знакомые отца восторгались обширными знаниями и образованностью Чернышевского-младшего.
В 1842 году Николай начал обучение в духовной семинарии. По знаниям он опережал как своих сверстников, так и многих педагогов. Качеством образования в семинарии Николай был недоволен, и потому принял решение обучаться самостоятельно. Чернышевский стал изучать грамматику, иностранные языки, литературу и географию. Не завершив полный курс семинарии, в 1846 году Николай поступил на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета[1].
Студенческие годы
Во время студенческой жизни сформировалось мировоззрение будущего революционера. Чернышевский начал готовиться к просветительской деятельности и активно начал писать художественные произведения. Хотя он обучался в духовной семинарии и происходил из религиозной семьи, Чернышевский решительно отверг принципы православия.
В период студенчества автор познакомился с Михаилом Михайловым, который представил его кругу петрашевцев. Молодой студент не стал регулярно посещать их встречи, он иногда появлялся на собраниях. Особенное внимание Николая привлекала беседа с Иринархом Введенским — основателем русского нигилизма. Когда петрашевцев арестовали, Чернышевского удивило, что они не думали о восстание.
Период учёбы в университете поспособствовал окончательному формированию взглядов Чернышевского. Он осознал, что готов сам заниматься просветительской деятельностью.
Через два года после окончания университета ему предложили место преподавателя в кадетском корпусе. Он обрадовался этому предложению, полагая, что сможет распространять там свои идеи. Николай переехал в Петербург вместе с женой. Ученики полюбили нового преподавателя за его доброжелательность, однако наладить дружеские отношения с коллегами ему не удалось. В результате одного инцидента с офицером молодой преподаватель был вынужден уволиться[2].
Личная жизнь
В 1853 году супругой Чернышевского стала Ольга Сократовна Васильева. Любовь к жене была слепа и безусловна, и Николай видел в браке возможность испытания новых принципов, стремясь установить равенство, чтобы избавиться от угнетения женщин в домашней жизни. При их первой встрече Чернышевский откровенно сказал, что увлечён «темами, связанными с каторгой», но это не испугало Ольгу. Получив её согласие на замужество, писатель начал вести «Дневник моих отношений с той, которая сейчас является моим счастьем», реализуя свои революционные идеи в повседневной жизни.
Он утверждал, что супруги должны быть равны в правах и обязанностях. Чернышевский даровал Ольге полную свободу, позволяя даже измены, считая, что она вправе распоряжаться своей жизнью по собственному желанию. Когда у жены завязался роман с семейным другом Иваном Савицким, он предложил ей свободу, искренне желая её счастья. Ольга, впечатлённая таким благородством, решила остаться с мужем.
Личный опыт Чернышевского стал основой романтической линии в его произведении «Что делать?», а описанные им отношения между одной женщиной и двумя мужчинами известны в западной литературе под названием «русский треугольник».
Родственники Николая Гавриловича неприязненно относились к его избраннице. Переезд молодожёнов в Петербург воспринимался как побег от устаревших норм и предвзятости. Обостряло ситуацию то, что свадьба состоялась вскоре после смерти матери Николая Гавриловича, он не стал соблюдать траурные обычаи.
Чернышевские жили вместе девять лет. Философа сослали в Сибирь, он написал супруге триста писем, но вскоре прекратил переписку, полагая: чем быстрее Ольга его забудет, тем лучше.
В семье родились трое сыновей — Михаил, Виктор и Александр. В 1866 году она с младшим ребёнком отправилась к супругу, но путь занял шесть месяцев, и им удалось провести лишь четыре дня вместе. Николай Гаврилович умолял её начать новую жизнь, но Ольга не согласилась[3].
Смерть
Чернышевский вернулся в Саратов в июне 1889 года, но спокойно провести оставшиеся дни в родном городе ему было не суждено. Условия каторжного труда сказались на его здоровье, и в 55 лет писатель стал слабым стариком. Осенью 1889 года он заболел малярией и вскоре скончался. Основной причиной его смерти стало кровоизлияние в мозг. Могила Николая Гавриловича Чернышевского расположена на Воскресенском кладбище в Саратове[2].
Творческая деятельность
Чернышевский является автором произведений в области художественной литературы, философии и литературной критики, а также исследований по этическим и эстетическим вопросам. Статьи Николая Гавриловича, посвящённые общественно-политическим устройствам, революционным лозунгам и агитациям. В большинстве работ Чернышевский выражает свои радикальные революционные идеи, сформированные на концепциях материализма и утопического социализма. Он выступал за упразднение крепостного права, подчёркивал важность сохранения общинной собственности на землю[1].
Литературная карьера Николая началась в конце 1840-х годов. Его первые небольшие статьи появились в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских ведомостях». В дальнейшем писатель начал сотрудничать с «Современником», а в 1855 году фактически возглавлял журнал вместе с поэтом Некрасовым.
С приходом Николая Гавриловича «Современник» стал центром революционной пропаганды. Это привело к тому, что такие писатели, как Толстой, Тургенев и Григорович, прекратили сотрудничество с журналом. Чернышевский назначил Добролюбова руководителем отдела критики, их объединяли схожие социальные идеи и взгляды на педагогические концепции.
Писатель не стремился превращать «Современник» в радикальную трибуну. Это вызвало конфликты с либеральными литераторами, такими как Анненков, Боткин и Дружинин.
10 мая 1855 года в Санкт-Петербурге Чернышевский защитил магистерскую диссертацию. Работа называлась «Эстетические отношения искусства к действительности» и задумывалась как отражение философских взглядов Чернышевского. Николай Гаврилович утверждал, что реальность выше идеала, что жизнь важнее искусства. Искать красоту следовало не в искусстве, а в окружающей действительности. В трактате Чернышевского формулировка «Прекрасное есть жизнь» неоднократно перерабатывается. Отказ от идеализма в его диссертации свидетельствует о стремлении обратиться к действительности и пересмотреть понятие красоты как эстетической категории, ассоциируя её с женской красотой[3][4]:
«Чувство, вызываемое прекрасным, — это радость, которая напоминает ту, что возникает от присутствия любимого существа. Мы искренне любим прекрасное, наслаждаемся им, как радуемся общению с близким человеком»
В 1858 году Чернышевский начал редактировать «Военный сборник», что позволило вовлечь в революционные идеи нескольких офицеров. После того как был объявлен Манифест об отмене крепостного права в 1861 году, Чернышевский опубликовал ряд статей, критиковавших эти изменения. В 1860 году выходит наиболее значимый философский труд Чернышевского «Антропологический примат в философии». Чернышевский официально не входил в кружок «Земля и воля», он стал его идейным лидером и оказался под тайным наблюдением полиции.
В мае 1862 года издание «Современник» было закрыто на восемь месяцев, обвиняя в «вредном направлении», а в июне Николай Чернышевский был арестован. Ситуацию усугубило письмо Герцена к революционеру и публицисту Николаю Серно-Соловьевичу, в котором Герцен выражал намерение издавать журнал за границей. Чернышевского обвинили в связях с революционерами-эмигрантами и отправили в Петропавловскую крепость.
Следствие по делу «врага Российской империи номер один» затянулось на полтора года. За это время Чернышевский создал роман «Что делать?» (1862—1863), опубликованный в вновь открывшемся «Современнике», а также незаконченный роман «Повести в повести» и несколько повестей. В феврале 1864 года ему вынесли приговор — 14 лет каторги без права на возвращение из Сибири. Император Александр II сократил срок до семи лет, но в целом Чернышевский провёл в заключении более двадцати лет[5].
Библиография
Работы Чернышевского[3]:
- 1862—1863 — «Что делать?»
- 1863 — «Алферьев»
- 1883 — «Заметки о Некрасове»
- 1854 — «Критический взгляд на современные эстетические понятия»
- 1855 — «Эстетические отношения искусства к действительности»
- 1855 — «Возвышенное и комическое»
- 1855 — «Характер человеческого знания»
- 1858 — «Критика философских предубеждений против общинного владения»
- 1860 — «Антропологический принцип в философии»
- 1888 — «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь»
См. также
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Николай Гаврилович Чернышевский . Биограф.ру. Дата обращения: 4 ноября 2024.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Николай Чернышевский . ФКУ «Цифровая культура». Дата обращения: 4 ноября 2024.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 Чернышевский Николай . История .РФ. Дата обращения: 4 ноября 2024.
- ↑ Демченко, А.А. Николай Чернышевский: к 180-летию со дня рождения / А.А. Демченко. — Известия Саратовского университета. Сер.: Филология, 2009. — Т. 9. — 36-44 с.
- ↑ «Дворянчик», мученик, борец . Коммерсант (23 июля 2023). Дата обращения: 4 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 24 июля
- Родившиеся в 1828 году
- Родившиеся в Саратове
- Умершие 29 октября
- Умершие в 1889 году
- Умершие в Саратове
- Философы по алфавиту
- Философы Российской империи
- Философы России
- Философы XIX века
- Писатели по алфавиту
- Писатели Российской империи
- Писатели России по алфавиту
- Писатели России XIX века
- Публицисты по алфавиту
- Публицисты Российской империи
- Публицисты XIX века
- Журналисты по алфавиту
- Журналисты Российской империи
- Журналисты XIX века
- Литературные критики по алфавиту
- Литературные критики Российской империи
- Литературные критики XIX века
- Педагоги по алфавиту
- Педагоги Российской империи
- Педагоги XIX века
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Выпускники историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета
- Преподаватели Второго кадетского корпуса
- Революционеры России
- Социалисты-утописты
- Русские писатели XIX века
- Редакторы по алфавиту
- Редакторы Российской империи
- Главные редакторы Российской империи
- Эстетики
- Социалисты
- Деятели культуры Саратова
- Писатели Саратова
- Сожжение книг
- Персоналии:Атеизм
- Революционные демократы
- Репрессированные в Российской империи
- Заключённые Петропавловской крепости
- Ссыльные в Якутии
- Персоналии:Вилюйск
- Умершие от инсульта
- Николай Чернышевский