Григорович, Дмитрий Васильевич

Материал из «Знание.Вики»
Дмитрий Григорович
И. Н. Крамской. Портрет Д. В. Григоровича. 1876 Третьяковская галерея, Москва
И. Н. Крамской. Портрет Д. В. Григоровича. 1876
Третьяковская галерея, Москва
Дата рождения 19 марта (21 марта) 1822(1822-03-21)
Место рождения Никольское-на-Черемшане, Симбирская губерния
Дата смерти 22 декабря 1899 (3 января 1900)(1900-01-03) (77 лет)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Род деятельности прозаик
Направление реализм
Жанр рассказ, повесть, роман

Дми́трий Васи́льевич Григоро́вич (19 (31) марта 1822, село Черемшан, Ставропольский уезд, Симбирская губерния, Российская империя22 декабря 1899 (3 января 1900), Санкт-Петербург, Российская империя) — русский писатель, прозаик, художник и искусствовед; действительный статский советник (1889).

Один из главных представителей Натуральной школы[1]. Член-корреспондент Петербургской академии наук (1888). Автор известной повести «Антон-Горемыка» впервые публикованный в 1847 году в журнале «Современник». Почётный вольный общник и почётный член Императорской Академии художеств.

Биография

Происхождение и воспитание

Родился 19 (31) марта 1822 года в селе Черемшан Ставропольского уезда Симбирской губернии в дворянской семье происходившего от рода Григоровичей. Его отцом был помещик и отставной гусарский офицер, а мать — француженка, дочь погибшего на гильотине во время террора роялиста де Вармона. Григорович рано лишился отца, устроившего семью в имение Дулебино в Каширском уезде Тульской губернии, и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему чисто французское воспитание. В 1830 году его отвезли в Москву, где он пробыл около трёх лет обучаясь во французском пансионе Монигетти[2][3].

В 1836 году поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге, в котором познакомился и подружился с Фёдором Достоевским. Он стал первым читателем повести Достоевского «Бедные люди», который пробудил в нём тягу к литературе. Помимо Достоевского, его товарищами по корпусу были будущие известные генералы Эдуард Тотлебен и Фёдор Радецкий. К точным наукам, составлявшим главный предмет преподавания, Григорович не имел ни малейшего призвания. Его влекло к себе искусство, и, кроме рисования, к которому у него был талант, он мало чем занимался в училище. В 1840 году после того, как Григорович не увидел и не отдал честь великому князю Михаилу Павловичу, он был посажен в карцер. После этого случая Григорович перевёлся в Императорской Академии художеств, где познакомился с Тарасом Шевченко[2][3].

Творческая деятельность

Д. В. Григорович в 1856 году
Групповой портрет членов редколлегии журнала в 1856 году: Гончаров, Тургенев, Толстой, Григорович, Дружинин и Островский
В редакции журнала «Современник». И. И. Панаев, Н. А. Некрасов, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой. Подписано цензором И. А. Гончаровым. Лист из сатирического альбома «Знакомые». Автор: Степанов Н. А.

Начинал литературную деятельность как переводчик с французского языка, переведя сборник «Переводчик, или сто одна повесть» для издателя А. А. Плюшара, а так же повесть А. Пишо «Плавучий маяк». Первые литературные опыты Григоровича — рассказы «Собачка», «Театральная карета», напечатанные в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“», были не очень удачны в художественном отношении.

В 1841 году он познакомился с Николаем Некрасовым, в то время издававшим разные юмористические сборники. В них появились пробы пера молодого писателя — «Штука полотна» и «Петербургские шарманщики». Кроме того, он писал небольшие очерки в «Литературной газете» и театральные фельетоны в «Северной пчеле». Вскоре появляется коллективное произведение Григоровича, Достоевского и Некрасова «Как опасно предаваться честолюбивым снам». Первое самостоятельное произведение рассказ 1844 года «Театральная карета»[2].

Известность Григоровичу принесли физиологический очерк «Петербургские шарманщики» 1844 года и антикрепостнические, пронизанные сочувствием к крестьянину повести «Деревня» 1846 года и «Антон-Горемыка» 1847 года, вышедшие в «Отечественных записках» и в «Современнике» и имевшие широкий общественный резонанс и высоко оценённые Виссарионом Белинским, который написал, что «по прочтении повести Григоровича в голове читателя поневоле теснятся мысли грустные и важные»[4][2].

В 1848–1860 год Григорович является постоянным сотрудником литературного и общественно-политического журнала «Современник» основанный поэтом Александром Пушкиным. В «Современнике» напечатал повести «Капельмейстер Сусликов» 1848 года, «Похождение Никитова» и «Четыре времени года» 1849 года, роман «Рыбаки» 1853 года, «Пахарь» 1856 года, «Кошка и мышка» 1857 года, «Пахотник и бархотник» 1860 года, рассказы «Бобыль», «Мать и дочь», «Смедовская долина» и «В ожидании парома». В 1850-е годы Григорович обратился к крупным прозаическим формам, написав романы «Просёлочные дороги» 1852 года и «Переселенцы» 1855–1856 годов напечатанные в «Отечественных записках»[2]. В 1858—1859 годах Григорович по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан».

Помимо Григоровича в «Современнике» работали Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров («Обыкновенная история»), А. И. ГерценКто виноват?», «Сорока-воровка», «Записки доктора Крупова»), Н. П. Огарёв, А. В. Дружинин («Полинька Сакс»), П. В. Анненков. На его страницах печатались произведения Л. Н. Толстого, статьи Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, К. Д. Кавелина, публиковались переводы произведений Ч. Диккенса, Жорж Санд, Теккерея и других западных писателей[5]. Руководителем журнала с 1853 года стал, наряду с Некрасовым, Н. Г. Чернышевский и с 1856 года — Н. А. Добролюбов. С 1858 года «Современник» вёл резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, стал идейным центром и трибуной революционно-демократического направления русской общественной мысли. Это повело к расколу в редакции: её покинули Толстой, Тургенев и Григорович[5].

С 1864 года Григорович работал по Обществу поощрения художеств в качестве секретаря. Благодаря его энергии, при ОПХ организована рисовальная школа, устроен художественный музей при обществе, мастерские, библиотека и, наконец, пожалован обществу бывший дом градоначальника на Большой Морской. За долголетние труды по обществу Григоровичу были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия[3]. В 1868 году Григорович становится почётным членом Императорской Академии художеств[1].

В середине 1880-х годов Григорович снова взялся за перо и написал одно из лучших своих произведений «Гуттаперчевый мальчик», повествующей о безжалостной эксплуатации ребёнка. Опубликована в 1883 году в журнале «Нива». Повесть называют «наиболее удачным из поздних произведений писателя», написанной в «манере, напоминавшей реалистические произведения Григоровича 40-х и середины 50-х годов»[6][7]. Повесть дважды экранизирована. Первая экранизация — российский немой фильм 1915 года «Гуттаперчевый мальчик» режиссёра Владимира Касьянова, в главной роли А. Иванин[8]. В 1957 году Владимир Герасимов снял цветной художественный фильм по повести, также под названием «Гуттаперчевый мальчик».

9 (21) декабря 1888 года Дмитрий Григорович был избран член-корреспондентом Петербургской академии наук по Отделению русского языка и словесности[9].

В 1895—1896 годы Григорович являлся организатором и заведующим художественно-промышленного отдела Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде[10].

Скончался 22 декабря 1899 (3 января 1900) года в Петербурге, похоронен на Литераторских мостках.

Библиография

  • Полное собрание сочинений в 11-ти томах. — СПб., изд. Н. Г. Мартынова, 1884—1889.
  • Полное собрание сочинений в 10-ти томах. — СПб., изд. Н. Г. Мартынова, 1889—1890.
  • Полное собрание сочинений в 12-ти томах. — СПб., изд. А. Ф. Маркса, 1896
  • Сочинения в 3 томах. — М., Художественная литература, 1988.

Память

Примечания

  1. 1,0 1,1 Григорович, Дмитрий Васильевич Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1992. — Т. 2 : Г—К. — С. 28—31. — 623 с. — (Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 60 000 экз. — ISBN 5-85270-011-8. — ISBN 5-85270-064-9 (т. 2).
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Григорович Дмитрий Васильевич. Чувашский государственный художественный музей. Дата обращения: 16 ноября 2024.
  4. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Собрание сочинений в трёх томах / Под общей редакцией Ф. М. Головенченко. — Москва: ОГИЗ, ГИХЛ, 1948. — Т. III. Статьи и рецензии 1843—1848.
  5. 5,0 5,1 Сикорский Н. М., Котрелев Н. В. «Современник» // Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 7. — С. 17—22. Егоров Б. Ф. Краевский // Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1966. — Т. 3
  6. Лотман Л. М. Григорович // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956. — Т. VII: Литература 1840-х годов. — 1955. — С. 596—618.
  7. Журавлёва А. И. Кое-что из былого и дум: О русской литературе XIX века. — М.: Издательство Московского университета, 2013. — С. 148.
  8. Вишневский Вен. Художественные фильмы дореволюционной России (1907—1917). — М.: Госкиноиздат, 1945. — С. 57.
  9. Григорович, Дмитрий Васильевич. Архив Российской академии наук. Дата обращения: 16 ноября 2024.
  10. Высшие чины Российской империи. [в 3 т.] : (22.10.1721 - 2.03.1917) : биографический словарь / [сост. Е. Л. Потемкин]. — Москва : [б. и.], Т. 1 : А — З. — 2017. — 623 с

Литература

Ссылки