Пёстрые рассказы (Чехов)
Пёстрые рассказы | |
---|---|
Пёстрые рассказы | |
Жанр | сборник рассказов |
Автор | Антон Павлович Чехов |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1883—1885 |
Дата первой публикации | 1886 год (в издании журнала «Осколки)») |
«Пёстрые рассказы» — второй изданный сборник рассказов Антона Павловича Чехова опубликованный в 1886 году в издании журнала «Осколки)». Сборник состоял из семидесяти семи рассказов написанных в период с 1883—1885 год[1].
Предыстория
Второй сборник рассказов Антона Павловича Чехова опубликованный в издании журнала «Осколки)» в 1886 году. Сборник состоял из семидесяти семи рассказов написанных в период с 1883—1885 год. В период написания сборника Чехов сочинял не только сатирические, но и юмористические произведения, юмористические в собственном смысле этого слова, то есть весёлые и добродушные. В основе этих рассказов всегда лежала какая-нибудь комичная ситуация, в которой просматривалось нечто многозначительное. В основе чеховского рассказа в сборнике это чаще всего небольшой эпизод. В письме к писателю Дмитрию Григоровичу Чехов не без иронии писал о новом сборнике, который пользовался популярностью у общественности и читателей благодаря рассказам вошедшим в в золотой фонд русской литературы: «Книжка моя мне очень не нравится. Это винегрет, беспорядочный сброд студенческих работишек, ощипанных цензурой и редакторами юмористических изданий». Чехов хотел выпустить книгу через издателя Николая Лейкина с которым и вёл переговоры об издании «Пестрых рассказов», при этом он сомневался что цензура пропустит его. 1 апреля 1885 года Чехов писал Николаю Лейкину: «В Москве находятся издатели-типографы, но в Москве цензура книги этой не пустит, ибо все мои отборные рассказы, по московским понятиям, подрывают основы…». Но так или иначе книга вышла из печати в конце апреля-начале мая 1886 года. Обложку в две краски рисовал художник Фёдор Шехтель[1][2][3].
Содержание
Сборник «Пёстрые рассказы» состоял из шести рассказов написанные в в 1883—1886 годах:
- Конь и трепетная лань (1885)
- Добродетельный кабатчик (1883)
- Дочь Альбиона (1883)
- Раз в год (1883)
- Патриот своего отечества (1883)
- Отставной раб (1883)
- Смерть чиновника (1883)
- Герой-барыня (1883)
- Тёмною ночью (1883)
- Егерь (рассказ) (1885)
- Орден (рассказ) (1884)
- Верба (рассказ) (1883)
- Сонная одурь (1885)
- Случай из судебной практики (1883)
- Размазня (рассказ) (1883)
- Живая хронология (1885)
- Козлы отпущения (1885)
- Шило в мешке (рассказ) (1885)
- Кухарка женится (1885)
- На гвозде (1883)
- Оба лучше (1885)
- Последняя могиканша (1885)
- Мыслитель (рассказ) (1885)
- Мелюзга (рассказ) (1885)
- Злоумышленник (рассказ) (1885)
- Мёртвое тело (рассказ) (1885)
- Симулянты (рассказ) (1885)
- Репетитор (рассказ) (1884)
- Разговор человека с собакой (1885)
- Надлежащие меры (1884)
- Горе (рассказ) (1885)
- Вор (рассказ) (1883)
- Налим (рассказ) (1885)
- Старость (рассказ) (1885)
- Канитель (рассказ) (1885)
- В аптеке (1885)
- Трифон (1884)
- Певчие ((рассказ) (1884)
- Циник (рассказ) (1885)
- У предводительши (1885)
- Капитанский мундир (рассказ) (1885)
- В рождественскую ночь (1883)
- Осенью (1883)
- Экзамен на чин (рассказ) (1884)
- Хирургия (рассказ) (1884)
- Русский уголь (рассказ) (1884)
- Хамелеон (рассказ) (1884)
- Клевета (рассказ) (1883)
- Брожение умов (1884)
- Винт (рассказ) (1884)
- Дачница (рассказ) (1884)
- Зеркало (рассказ) (1885)
- Тоска (рассказ) (1886)
- Детвора (рассказ) (1886)
- Не судьба (1885)
- Упразднили (1885)
- Брак по расчёту, или за человека страшно! (1884)
- Устрицы (рассказ) (1884)
- Тапёр (рассказ) (1885)
- Анюта (рассказ) (1886)
- Шведская спичка (1883)
- Заблудшие (1885)
- Иван Матвеич (1886)
- Художество (рассказ) (1886)
- Восклицательный знак (рассказ) (1885)
- Толстый и тонкий (1883)
- «Господа обуватели» (1884)
- Пересолил (рассказ) (1885)
- Актёрская гибель (1886)
- Комик (рассказ) (1884)
- Ну, публика! (1885)
- Загадочная натура (1883)
- О вреде табака (1886)
- Он понял! (1883)
- Свистуны (1885)
- Стена (1885)
- Два газетчика (1885)[1][4].
Оценки и критика
В 1886 году литературный критик Александр Скабичевский опубликовал свою рецензию на сборник в литературном журнале «Северный вестник» где отдавая должное таланту Чехова, утверждал, что тот тратится он на пустяки, что автору «Пёстрых рассказов», увешавшему себя побрякушками шута, абсолютно безразлично, о чём ни писать, что вся книга в целом представляет собой «трагическое зрелище самоубийства молодого таланта»[2]
Литературный критик Семён Венгеров в своих воспоминаниях писал что сборник Чехова обратил «на себя внимание своею талантливостью»[5]
Известный русский писатель и Нобелевский лауреат Иван Бунин вспоминал как первый раз прочитал сборник Чехова: «… я эту книгу прочел в поезде, не отрываясь, купив её в Ельце, на вокзале, в шестнадцать лет. И пришел в восторг»[6]
Драматург Виктор Билибин в своей рецензии на сборник писал:
Можно смело сказать, что г. Чехов обладает крупным и притом весьма симпатичным талантом, выдвигающим его из рядов «наших молодых беллетристов» Слог г. Чехова прост, образен, описания природы кратки, но кратки «картинно», художественно; и природа, и изображаемые автором людишки согреты внутренним огоньком, его чувство искренно и подкупает читателя в пользу того маленького, неудачливого, робкого, подчас с виду смешного человечка, который является героем рассказа. Двумя-тремя штрихами г. Чехов умеет нарисовать тип или характер, на четырёх страничках рассказать трогательную жизненную драму. Вместе с тем молодой автор обладает заразительным, струей бьющим юмором[7]
Литературный критик Владимир Петерсон (Н. Ладожский), разделявший рассказы Чехова на «шаржи, типы и жизненные драмы», писал:
Достаточно прочитать вообще какой-нибудь рассказ из разряда драм, чтобы сразу увидеть, что отделяет рассказы этого нового газетного беллетриста от рассказов и сценок Н. Лейкина, Горбунова и даже Глеба Успенского. Сохраняя весь внешний реализм в своих очерках, г. Чехов весьма далек от всякого намерения насмешить своего читателя только словами или позабавить его, так сказать, одною анекдотическою стороною фабулы рассказа Другая особенность дарования молодого автора — прирождённый здоровый юмор, прекрасно рекомендующий себя рядом с вымученным, однообразно-шаблонным юмором Н. Лейкина… Одним из самых «больших и редких» достоинств автора «Пестрых рассказов» является отсутствие явной, прямой тенденциозности, внимание в первую очередь к человеку, а не к его мундиру или политическим мнениям…[8]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Антон Павлович Чехов: 1860—1904. — Москва ; Ленинград : Искусство, 1950. — 195 с.
- ↑ 2,0 2,1 Бердников Г. П.: Чехов. 5. Пестрые рассказы . chehov-lit.ru. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Чехов. Пёстрые рассказы . Лаборатория Фантастики. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Пестрые рассказы / Антоша Чехонте. — СПб. : Азбука-классика, 2004. — 412 с. — ISBN 5-352-00734-0
- ↑ С. А. Венгеров. Антон Чехов. — «Вестник и библиотека самообразования», 1903, № 32, 7 августа, стлб. 1328
- ↑ О Чехове : Незаконч. рукоп. / И. А. Бунин; Предисл. М. А. Алданова. — Нью-Йорк : Изд-во им. Чехова, 1955. — 412 с.
- ↑ «Петербургская газета», 1886, № 142, 26 мая
- ↑ «Санкт-Петербургские ведомости», 1886, № 167, 20 июня
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |