Пёстрые рассказы (Чехов)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Пёстрые рассказы
Пёстрые рассказы
Издание
Жанр сборник рассказов
Автор Антон Павлович Чехов
Язык оригинала русский
Дата написания 1883—1885
Дата первой публикации 1886 год (в издании журнала «Осколки)»)

«Пёстрые рассказы» — второй изданный сборник рассказов Антона Павловича Чехова опубликованный в 1886 году в издании журнала «Осколки)». Сборник состоял из семидесяти семи рассказов написанных в период с 18831885 год[1].

Предыстория

Второй сборник рассказов Антона Павловича Чехова опубликованный в издании журнала «Осколки)» в 1886 году. Сборник состоял из семидесяти семи рассказов написанных в период с 18831885 год. В период написания сборника Чехов сочинял не только сатирические, но и юмористические произведения, юмористические в собственном смысле этого слова, то есть весёлые и добродушные. В основе этих рассказов всегда лежала какая-нибудь комичная ситуация, в которой просматривалось нечто многозначительное. В основе чеховского рассказа в сборнике это чаще всего небольшой эпизод. В письме к писателю Дмитрию Григоровичу Чехов не без иронии писал о новом сборнике, который пользовался популярностью у общественности и читателей благодаря рассказам вошедшим в в золотой фонд русской литературы: «Книжка моя мне очень не нравится. Это винегрет, беспорядочный сброд студенческих работишек, ощипанных цензурой и редакторами юмористических изданий». Чехов хотел выпустить книгу через издателя Николая Лейкина с которым и вёл переговоры об издании «Пестрых рассказов», при этом он сомневался что цензура пропустит его. 1 апреля 1885 года Чехов писал Николаю Лейкину: «В Москве находятся издатели-типографы, но в Москве цензура книги этой не пустит, ибо все мои отборные рассказы, по московским понятиям, подрывают основы…». Но так или иначе книга вышла из печати в конце апреля-начале мая 1886 года. Обложку в две краски рисовал художник Фёдор Шехтель[1][2][3].

Содержание

Сборник «Пёстрые рассказы» состоял из шести рассказов написанные в в 1883—1886 годах:

Оценки и критика

В 1886 году литературный критик Александр Скабичевский опубликовал свою рецензию на сборник в литературном журнале «Северный вестник» где отдавая должное таланту Чехова, утверждал, что тот тратится он на пустяки, что автору «Пёстрых рассказов», увешавшему себя побрякушками шута, абсолютно безразлично, о чём ни писать, что вся книга в целом представляет собой «трагическое зрелище самоубийства молодого таланта»[2]

Литературный критик Семён Венгеров в своих воспоминаниях писал что сборник Чехова обратил «на себя внимание своею талантливостью»[5]

Известный русский писатель и Нобелевский лауреат Иван Бунин вспоминал как первый раз прочитал сборник Чехова: «… я эту книгу прочел в поезде, не отрываясь, купив её в Ельце, на вокзале, в шестнадцать лет. И пришел в восторг»[6]

Драматург Виктор Билибин в своей рецензии на сборник писал:

Можно смело сказать, что г. Чехов обладает крупным и притом весьма симпатичным талантом, выдвигающим его из рядов «наших молодых беллетристов» Слог г. Чехова прост, образен, описания природы кратки, но кратки «картинно», художественно; и природа, и изображаемые автором людишки согреты внутренним огоньком, его чувство искренно и подкупает читателя в пользу того маленького, неудачливого, робкого, подчас с виду смешного человечка, который является героем рассказа. Двумя-тремя штрихами г. Чехов умеет нарисовать тип или характер, на четырёх страничках рассказать трогательную жизненную драму. Вместе с тем молодой автор обладает заразительным, струей бьющим юмором[7]

Литературный критик Владимир Петерсон (Н. Ладожский), разделявший рассказы Чехова на «шаржи, типы и жизненные драмы», писал:

Достаточно прочитать вообще какой-нибудь рассказ из разряда драм, чтобы сразу увидеть, что отделяет рассказы этого нового газетного беллетриста от рассказов и сценок Н. Лейкина, Горбунова и даже Глеба Успенского. Сохраняя весь внешний реализм в своих очерках, г. Чехов весьма далек от всякого намерения насмешить своего читателя только словами или позабавить его, так сказать, одною анекдотическою стороною фабулы рассказа Другая особенность дарования молодого автора — прирождённый здоровый юмор, прекрасно рекомендующий себя рядом с вымученным, однообразно-шаблонным юмором Н. Лейкина… Одним из самых «больших и редких» достоинств автора «Пестрых рассказов» является отсутствие явной, прямой тенденциозности, внимание в первую очередь к человеку, а не к его мундиру или политическим мнениям…[8]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Антон Павлович Чехов: 1860—1904. — Москва ; Ленинград : Искусство, 1950. — 195 с.
  2. 2,0 2,1 Бердников Г. П.: Чехов. 5. Пестрые рассказы. chehov-lit.ru. Дата обращения: 20 июля 2023.
  3. Чехов. Пёстрые рассказы. Лаборатория Фантастики. Дата обращения: 20 июля 2023.
  4. Пестрые рассказы / Антоша Чехонте. — СПб. : Азбука-классика, 2004. — 412 с. — ISBN 5-352-00734-0
  5. С. А. Венгеров. Антон Чехов. — «Вестник и библиотека самообразования», 1903, № 32, 7 августа, стлб. 1328
  6. О Чехове : Незаконч. рукоп. / И. А. Бунин; Предисл. М. А. Алданова. — Нью-Йорк : Изд-во им. Чехова, 1955. — 412 с.
  7. «Петербургская газета», 1886, № 142, 26 мая
  8. «Санкт-Петербургские ведомости», 1886, № 167, 20 июня