Пёстрые рассказы (Чехов)

Материал из «Знание.Вики»
Страница-перенаправление
Перейти к навигации Перейти к поиску
Пёстрые рассказы
Пёстрые рассказы
Издание
Жанр сборник рассказов
Автор Антон Павлович Чехов
Язык оригинала русский
Дата написания 1883—1885
Дата первой публикации 1886 год (в издании журнала «Осколки)»)

«Пёстрые рассказы» — второй изданный сборник рассказов Антона Павловича Чехова опубликованный в 1886 году в издании журнала «Осколки)». Сборник состоял из семидесяти семи рассказов написанных в период с 18831885 год[1].

Предыстория

Второй сборник рассказов Антона Павловича Чехова опубликованный в издании журнала «Осколки)» в 1886 году. Сборник состоял из семидесяти семи рассказов написанных в период с 18831885 год. В период написания сборника Чехов сочинял не только сатирические, но и юмористические произведения, юмористические в собственном смысле этого слова, то есть весёлые и добродушные. В основе этих рассказов всегда лежала какая-нибудь комичная ситуация, в которой просматривалось нечто многозначительное. В основе чеховского рассказа в сборнике это чаще всего небольшой эпизод. В письме к писателю Дмитрию Григоровичу Чехов не без иронии писал о новом сборнике, который пользовался популярностью у общественности и читателей благодаря рассказам вошедшим в в золотой фонд русской литературы: «Книжка моя мне очень не нравится. Это винегрет, беспорядочный сброд студенческих работишек, ощипанных цензурой и редакторами юмористических изданий». Чехов хотел выпустить книгу через издателя Николая Лейкина с которым и вёл переговоры об издании «Пестрых рассказов», при этом он сомневался что цензура пропустит его. 1 апреля 1885 года Чехов писал Николаю Лейкину: «В Москве находятся издатели-типографы, но в Москве цензура книги этой не пустит, ибо все мои отборные рассказы, по московским понятиям, подрывают основы…». Но так или иначе книга вышла из печати в конце апреля-начале мая 1886 года. Обложку в две краски рисовал художник Фёдор Шехтель[1][2][3].

Содержание

Сборник «Пёстрые рассказы» состоял из шести рассказов написанные в в 1883—1886 годах:

Оценки и критика

В 1886 году литературный критик Александр Скабичевский опубликовал свою рецензию на сборник в литературном журнале «Северный вестник» где отдавая должное таланту Чехова, утверждал, что тот тратится он на пустяки, что автору "Пёстрых рассказов", увешавшему себя побрякушками шута, абсолютно безразлично, о чем ни писать, что вся книга в целом представляет собой «трагическое зрелище самоубийства молодого таланта»[2]

Литературный критик Семён Венгеров в своих воспоминаниях писал что сборник Чехова обратил «на себя внимание своею талантливостью»[5]

Известный русский писатель и Нобелевский лауреат Иван Бунин вспоминал как первый раз прочитал сборник Чехова: «… я эту книгу прочел в поезде, не отрываясь, купив ее в Ельце, на вокзале, в шестнадцать лет. И пришел в восторг»[6]

Драматург Виктор Билибин в своей рецензии на сборник писал:

Можно смело сказать, что г. Чехов обладает крупным и притом весьма симпатичным талантом, выдвигающим его из рядов „наших молодых беллетристов“ Слог г. Чехова прост, образен, описания природы кратки, но кратки „картинно“, художественно; и природа, и изображаемые автором людишки согреты внутренним огоньком, его чувство искренно и подкупает читателя в пользу того маленького, неудачливого, робкого, подчас с виду смешного человечка, который является героем рассказа. Двумя-тремя штрихами г. Чехов умеет нарисовать тип или характер, на четырех страничках рассказать трогательную жизненную драму. Вместе с тем молодой автор обладает заразительным, струей бьющим юмором[7]

Литературный критик Владимир Петерсон (Н. Ладожский), разделявший рассказы Чехова на «шаржи, типы и жизненные драмы», писал:

Достаточно прочитать вообще какой-нибудь рассказ из разряда драм, чтобы сразу увидеть, что отделяет рассказы этого нового газетного беллетриста от рассказов и сценок Н. Лейкина, Горбунова и даже Глеба Успенского. Сохраняя весь внешний реализм в своих очерках, г. Чехов весьма далек от всякого намерения насмешить своего читателя только словами или позабавить его, так сказать, одною анекдотическою стороною фабулы рассказа Другая особенность дарования молодого автора — прирожденный здоровый юмор, прекрасно рекомендующий себя рядом с вымученным, однообразно-шаблонным юмором Н. Лейкина... Одним из самых «больших и редких» достоинств автора «Пестрых рассказов» является отсутствие явной, прямой тенденциозности, внимание в первую очередь к человеку, а не к его мундиру или политическим мнениям...[8]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Антон Павлович Чехов: 1860-1904. — Москва ; Ленинград : Искусство, 1950. — 195 с.
  2. 2,0 2,1 Бердников Г. П.: Чехов. 5. Пестрые рассказы. chehov-lit.ru. Дата обращения: 20 июля 2023.
  3. Чехов. Пёстрые рассказы. Лаборатория Фантастики. Дата обращения: 20 июля 2023.
  4. Пестрые рассказы / Антоша Чехонте. — СПб. : Азбука-классика, 2004. — 412 с. — ISBN 5-352-00734-0
  5. С. А. Венгеров. Антон Чехов. — «Вестник и библиотека самообразования», 1903, № 32, 7 августа, стлб. 1328
  6. О Чехове : Незаконч. рукоп. / И. А. Бунин; Предисл. М. А. Алданова. — Нью-Йорк : Изд-во им. Чехова, 1955. — 412 с.
  7. «Петербургская газета», 1886, № 142, 26 мая
  8. «Санкт-Петербургские ведомости», 1886, № 167, 20 июня
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!