Палата № 6
Палата № 6 | |
---|---|
Палата № 6 | |
Жанр | повесть |
Автор | Антон Павлович Чехов |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1892 |
Дата первой публикации | 1892 |
«Пала́та № 6» (современниками Чехова название читалось как «Палата номер шестой»[1]) — повесть Антона Павловича Чехова. Впервые опубликована в 1892 году в журнале «Русская мысль»[2]. Произведение учит читателей добросовестно и гуманно относиться к людям.
Главные герои повести[править]
- Андрей Ефимыч Рагин — главный врач городской больницы;
- Иван Дмитрич Громов — пациент 33 лет, бывший судебный пристав и губернский секретарь, страдает бредом преследования
- Евгений Фёдорович Хоботов — молодой уездный врач, послан земством на работу в больницу;
- Михаил Аверьяныч — пожилой почтмейстер;
- Сергей Сергеич — набожный фельдшер, имеет врачебную практику в городе;
- Никита — сторож, старый отставной солдат;
- Семён Лазарич — цирюльник, приходит в больницу стричь пациентов (чаще в пьяном состоянии);
- Моисейка — пациент, еврей, дурачок, помешавшийся, когда у него сгорела шапочная мастерская;
- Дарьюшка — кухарка Андрея Ефимыча.
Содержание[править]
Россия, начало XX века, небольшой провинциальный город. В городской больнице во флигеле, есть палата № 6, где содержатся пять душевнобольных. Первый из них рыжий, худой мещанин, он почти не принимает участие в беседах и постоянно грустит. Второй — еврей Мойсейка, веселый дурачок, он тронулся умом, когда сгорела его шапочная мастерская. Третьим является бывший судебный пристав Иван Громов, страдающий манией преследования. Четвертый обитатель палаты — толстый мужик, утративший способность чувствовать и мыслить. Пятый — блондин, сам себе на уме, который когда-то служил на почте.
Главным врачом в больнице был Андрей Ефимыч Рагин, когда-то он мечтал стать православным священником. У него была грубая мужицкая внешность, но при этом обладал мягким характером. Он видел ужасное состояние, в котором находилась его больница, но изменить ничего не мог, в силу своего безвольного нрава. На первых порах он с необыкновенным энтузиазмом занимался лечением больных. Но позже, к нему пришло понимание, что в таких условиях больных лечить не имеет смысла и стал реже посещать больницу.
Дома Рагин проводил время за чтением книг и рюмкой водки. К нему в гости часто заглядывал пожилой почтмейстер Михаил Аверьяныч, который был его другом и единственным человеком, с которым доктору не в тягость общаться.
Однажды ему на глаза попадается медицинский отчет австрийского знаменитого психиатра Гиммельсдорфа, в котором демонстрируется метод лечения психоза. Рагин решает применить методы Гиммельсдорфа в своей больнице.
Однажды, придя на работу в больницу, Рагин заходит в палату № 6 и начинает общаться с Громовым. Врач считает его интересным собеседником и часто наведывается к нему.
В больнице начинают сплетничать о слишком частых визитах доктора в палату № 6. Слухи об этом доходят и до городского головы, который вызывает доктора к себе. Прибыв на встречу, Рагин понимает, что его пригласили для того, чтобы понять, не сошёл ли он с ума. Уже через неделю его просят уйти в отставку. К своему увольнению Рагин относится с равнодушием и отправляется с другом в Москву.
Вернувшись домой из поездки, он узнаёт, что его место в больнице уже занимает доктор Хоботов. Переехав на новую квартиру, он целыми днями проводит время дома. К нему в гости приходят Хоботов и почтмейстер, постоянно справляясь о его здоровье. В конце концов Рагину это надоедает и он гонит их.
Позже доктора хитростью заманивают в больницу и оставляют на лечение во флигеле для душевнобольных, в той самой палате № 6. Пытаясь выйти из палаты, он получает удар от сторожа. На следующий день Рагин умирает.
Проводить врача в последний путь приходит лишь его друг и бывшая прислуга[3].
Критика[править]
Литературный критик и журналист Пётр Перцов так отозвался о повести «Палата № 6»: «самое счастливое произведение Чехова по тем похвалам, которые оно доставило своему автору»[4].
В статье «Незыблемые основы» В. Голосов написал в рецензии: «Ни в одном из прежних произведений автор не поднимался ещё на такую высоту художественной красоты и серьёзной, глубокой и ясной мысли, как в рассказе „Палата № 6“. Простота, изящество и сила речи, яркость и живость красок, соблюдение строгой причинности событий, глубокий реализм психологии героев и соразмерность, гармония конструкции частей, выдержанность внутренней перспективы, или, как сказал бы Белинский, внутреннее единство произведения, выдвигают его не только из массы написанного автором, но и из всех лучших произведений русской текущей беллетристики»[5].
Экранизации в России[править]
В 2004 году режиссёр Кирилл Серебренников по сценарию Михаила Угарова и Дмитрия Зверькова снял кинофильм «Рагин». Роль врача Рагина сыграл актёр Алексей Гуськов.
В 2009 году режиссёр Карен Шахназаров снял одноимённый фильм. Сценаристами были сам режиссёр и Александр Бородянский. Главную роль в этом фильме исполнил актёр Владимир Ильин.
Литература[править]
- Чехов А. П. Сочинения в 18 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1977. — Т. 8. [Рассказы. Повести], 1892—1894. — С. 72—126, 446—464.
- Скафтымов А. О повестях Чехова «Палата № 6» и «Моя жизнь» // Нравственные искания русских писателей. — М., 1972. — С. 381—386.
Примечания[править]
- ↑ Ирина Левонтина «Какого рода слово кофе — интересный вопрос» Архивная копия от 19 января 2016 на Wayback Machine // Афиша Daily, 12 января 2016.
- ↑ Антон Чехов. Палата № 6 // Русская мысль. — М., 1892. — № 11. — С. 76—123.
- ↑ Краткое содержание Чехов Палата номер 6 для читательского дневника
- ↑ Перцов П. Изъяны творчества. Повести и рассказы А. Чехова // Русское богатство, 1893, № 1, с. 63.
- ↑ Голосов В. Незыблемые основы // Новое слово, 1894, № 1, с. 358.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Другие значения: указана несуществующая страница
- Литературные произведения по алфавиту
- Экранизации произведений Антона Чехова
- Знание.Вики:Готовые статьи по литературе
- Все статьи
- Повести 1892 года
- Повести Антона Чехова
- Произведения, впервые опубликованные в журнале «Русская мысль»
- Художественная литература о психических расстройствах