Сказки Мельпомены

Материал из «Знание.Вики»
Сказки Мельпомены
Сказки Мельпомены
Жанр сборник рассказов
Автор Антон Павлович Чехов
Язык оригинала русский
Дата написания 1880—1883 года
Дата первой публикации 1884 год
Издательство Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон

«Сказки Мельпомены» — первый изданный сборник рассказов Антона Павловича Чехова опубликованный в 1884 году в Товариществе скоропечатни А. А. Левенсон. Состоял из шести рассказов объединённых театральной темой написанных в 1880—1883 годах, напечатанных в журналах «Минута», «Мирской Толк» и «Осколки» под псевдонимом А. Чехонте: «Жёны артистов», «Он и она», «Два скандала», «Барон», «Месть» и «Трагик».

Предистория

Первый изданный сборник рассказов Антона Павловича Чехова опубликованный в в Товариществе скоропечатни А. А. Левенсон в 1884 году. На публикацию сборника у Чехова не было средств, поэтому издатель Александр Левенсон принял решение печатать сборник в своём издательстве в кредит; сборник был распродан издательством полностью за полгода. Чехов считал это издание не удачным[1]. Сборник состоял из шести рассказов объединённых театральной темой написанных в 1880—1883 годах и напечатанных в журналах «Минута», «Мирской Толк» и «Осколки» под псевдонимом А. Чехонте: «Жёны артистов», «Он и она», «Два скандала», «Барон», «Месть», «Трагик». В некоторых из рассказов поднимается трагическая тема из артистической театральной жизни; там упоминаются мировые литературные произведения в том числе: два скандала из «Фауста» Иоганна Гёте, барон из «Гамлета» Уильяма Шекспира, трагик из «Разбойников» Фридриха Шиллера. Рассказ «Трагик», изданный в 1883 году в журнал «Осколки» при жизни Чехова был переведён на сербохорватский язык[2][3][4].

Структура

Сборник «Сказки Мельпомены» состоял из шести рассказов написанные в в 1880—1883 годах:

Оценки и критика

В 1884 году в газете «Театральный мирок» под редакцией писателя Александра Плещеева была помещена библиографическая заметка о сборнике, в которой было сказано: «Все шесть рассказов написаны бойким, живым языком и читаются с интересом. Автор обладает несомненным юмором»[3]

Журналист и фильетонист Александр Курепин писал в «Новом времени» о сборнике следующее: «Напрасно Антоша Чехонте увлекся нашептываниями Мельпомены. Лучше бы ему обратиться к самой жизни и черпать в ней полною горстью материалы для всевозможных рассказов, и веселых и печальных...[6]

Писатель и драматург Пётр Сергеенко об этом сборнике писал:

...рассказы А. Чехонте живьем вырваны из артистического мирка. Все они небольшие, читаются легко, свободно и с невольной улыбкой. Написаны с диккенсовским юмором... Всюду разлит юмор, юмор без натуги, и Чехонте обращается с ним весьма осторожно, как и следует. А то за последнее время ужасно как все ударились в юмористику... мы только и смеемся, когда начальство острит и нельзя не хихикать, или когда шкуру сдерем с ближнего. Здорового же, веселого, хорошего смеха и в помине у нас не имеется[3]

В 1885 году вышла рецензия на сборник в журнале «Наблюдатель» под редакцией Александра Пятковского было сказано:

Автор этих рассказов придал им несоответственное название: все они взяты из мира театра, но к музе трагедии не имеют никакого отношения; их могла скорее передать муза комедии, веселая Талия, так как в них преобладает комический или юмористический элемент. Написаны эти рассказы недурно, читаются легко; содержание их и выведенные в них типы близки к действительной жизни[3]

Примечания

  1. Громов М. П. Сборник «Шалость» // Чехов. — М.: Молодая гвардия, 1993. — С. 112-113.
  2. 2,0 2,1 Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — Т. 1. [Рассказы. Повести. Юморески], 1880—1882. — М.: Наука, 1974. — С. 547—603
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Громов М.П. Вступительная статья к ПССП-1974. Т. 1. (Рассказы. Повести. Юморески, 1880—1882). chehov-lit.ru. Дата обращения: 20 июля 2023.
  4. Чехов. Сказки Мельпомены. Лаборатория Фантастики. Дата обращения: 20 июля 2023.
  5. Сказки Мельпомены : Шесть рассказов А. Чехонте. — Москва : тип. А. Левенсон, 1884. — 96 с.
  6. «Новое время», 1884, № 3022, 28 июля