Фауст (трагедия)
«Фа́уст (траге́дия)» (нем. Faust. Eine Tragödie) —трагическая пьеса в двух частях, которая считается главным трудом Иоганна Вольфганга фон Гёте. Наиболее известная интерпретация легенды о докторе Фаусте.
В течение 60 лет Гёте трудился над идеей о Фаусте. Первая часть (нем. Faust: der Tragödie erster Teil) была начата ещё в 1790-х годах, а закончена в 1806 году, опубликована через два года. Она неоднократно пересматривалась самим Гёте при последующих изданиях (последний раз в 1828 году). Вторая часть (нем. Faust: der Tragödie zweiter Teil) была создана им уже на старости лет; она увидела свет лишь после его ухода из жизни, в 1832 году. В 1886 году был обнаружен текст «Прафауста» (нем. Urfaust), написанный Гёте в молодости, в период с 1772 по 1775 год. Трагедия «Фауст» признана одним из величайших произведений немецкой литературы [1].
История создания
Иоганн Вольфганг Гёте начал работу над своей знаменитой трагедией «Фауст», когда ему было двадцать лет. В основу сюжета положена легенда о средневековом чернокнижнике и маге докторе Иоганне Фаусте. Это был существовавший человек, но с выдающимися личностными качествами, наделенный неординарными способностями. О нём уже при жизни ходили в народе легенды и сказания, где правда нередко причудливо переплеталась с вымыслом. Вскоре после этого в Германии даже появилась книга неизвестного автора под названием: «История доктора Фауста, известного волшебника и чернокнижника», осуждающая данную полулегендарную личность за отступничество от церкви и связь с Сатаной. Сюжет этой легенды был переписал и доработан Гёте, в результате чего и родилось легендарное произведение[2].
Сюжет
Первая часть
Трагедия начинается с двух прологов. В первом прологе («Пролог в театре») Гёте, через своих персонажей высказывает взгляды на искусство. В «Прологе на небесах» начинается история жизни главного героя произведения, доктора Фауста. Гёте описывает беседу Бога с дьяволом Мефистофелем. Господь рассказывает Мефистофелю о докторе Фаусте[3].
Между тем Фауста мучают размышления. Он освоил все земные знания, однако так и не обрел ключа к пониманию сути бытия. Мефистофель появляется перед запутанным умом доктора в образе чёрного пса, затем в виде ученика и обеспеченного господина. Он приглашает Фауста в путешествие, пообещав избавить его от уныния и сомнений. Фауст, заключает сделку с ним, отдав свою душу в обмен на воплощение любых желаний. Мефистофель, не нарушая слова, надевает на доктора его волшебный плащ и ведет его в захватывающие приключения[4].
Сначала их путь пролегает через веселый винодельный погреб. Далее они навещают колдунью, чье зелье возвращает Фаусту юность, красоту и энергию. Не проходит и дня, как Фауст встречает на городских улицах девушку Маргариту, в которую влюбляется.
С помощью Мефистофеля Фауст знакомится с Маргаритой. Во время свиданий с доктором она подмешивает снотворное своей матери, но брат девушки Валентин застаёт влюбленных и нападает на Фауста. Валентин погиб в дуэли проклял перед смертью свою сестру. Мать Маргариты также умирает из-за неё: однажды дочь ошибочно дозировала снотворное, которое ей дала[5].
После убийства Валентина Фауст скрывается. Маргарита рожает от него дочь, но затем топит младенца в реке, чтобы избежать позора. Эта ужасная тайна становится известной. Маргариту арестовывают и приговаривают к смертной казни.
В Вальпургиеву ночь, когда Фауст танцует среди колдовства ведьм, к нему в образе тени приходит Маргарита. Доктор просит Мефистофеля о помощи в освобождении своей возлюбленной. Дьявол перемещает Фауста к ней в тюрьму. Доктор готов вынести Маргариту оттуда. Сначала она охвачена радостью, но потом вспоминает свои грехи и решает искупить их, добровольно приняв смерть. Мефистофель радуется, что Маргарита отправится в вечные муки, но голос небесного суда, звучащий сверху, опровергает его: «Спасена!»[6].
Вторая часть
Мефистофель проводит Фауста к двору императора. Казна монарха пуста. Циничный Мефистофель предлагает заполнить её продажей фальшивых ценных бумаг, которые владельцам обещают богатства из недр земли. Обманутый народ скупает эти бумаги за последние деньги, а восхищенные дворяне превозносят Фауста и его друга-дьявола как волшебников.
Мефистофель дарит Фаусту волшебный ключ к дверям в мифическую древность. Доктор встречается с героиней сказаний о Троянской войне – Еленой Прекрасной, у Фауста и Елены рождается сын Эвфорион. Елена исчезает, оставив Фаусту лишь свою одежду: Гёте подчеркивает тем самым идеальную, бестелесную сущность абсолютной красоты[7].
Мефистофель возвращает Фауста в его родные места, где доктор стремится построить плотину, чтобы избавить участок земли от постоянного затопления. Однако строительству мешает старая хижина, в которой живут нищие старики Филемон и Бавкида. Фауст, раздосадованный этим, обращается за помощью к Мефистофелю. Тот поджигает хижину, и старая пара погибает от ужаса.
Фауст стареет, но не останавливается в своем стремлении построить плотину. В процессе работы он слепнет. Не подозревая, что его гроб копают прислужники Мефистофеля, доктор слышит звуки лопат, роющих землю. Наконец он осознает истинный смысл жизни, который так упорно искал в начале своего пути. Фауст понимает, что настоящее счастье не заключается в богатстве, власти, славе или в обладании самой прекрасной женщиной. Оно находится в борьбе за свободу и жизнь. Воображая образ свободного народа, живущего на свободной земле, Фауст испытывает высшее блаженство и молит, чтобы это мгновение остановилось[6]. Он восклицает[7]:
Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!
Этим исполняется условие его договора с дьяволом. Мефистофель готовится забрать душу Фауста, однако прямо перед глазами демона её уносят ангелы. Желанием отдать жизнь за людей доктор искупил свои грехи и был спасён Божьим судом[6].
Культурное влияние
«Фауст» оказал значительное влияние на мировую культуру. В русской литературе к «Фаусту» обращались А. Пушкин, В. Брюсов («Огненный ангел»), М. Булгаков («Мастер и Маргарита», «Роковые яйца») и другие авторы. В музыке есть известная опера Шарля Франсуа Гуно «Фауст»[8].
Примечания
- ↑ Истомина Н. А. Гёте Иоганн Вольфганг // Большая российская энциклопедия : Научно-образовательный портал. — 2024. — 8 апрель.
- ↑ Гёте, И.-В. Фауст. Избранные произведения. — М.: Просвещение, 1969. — С. 56. — 765 с.
- ↑ История создания трагедии Гёте Фауст . портала Проза.ру. Дата обращения: 19 мая 2024.
- ↑ Шпис З. Легенда о докторе Фаусте // Народная книга : Народная книга. — 1978. — С. 35–119.
- ↑ Ишимбаева Г. Г. Русская фаустиана ХХ века / Ишимбаева Г. Г. — М.: Флинта, 2002. — С. 45 - 67. — 124 с.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 «Фауст» Гёте — что нужно знать . Дата обращения: 14 мая 2024.
- ↑ 7,0 7,1 Фауст как вершина мировой литературы . Дата обращения: 19 мая 2024.
- ↑ Горохов П. А. Добро и зло в трагедии И. В. Гете «Фауст»: опыт философского анализа // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2000. — № 2. — С. 9—13.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |