Красота
Крaсота́ — категория эстетики, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание свойств объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота — одна из самых важных категорий в культуре. Безобразное — противоположность прекрасному[1]. Красота (прекрасное) является качеством явлений жизни и произведений искусства. Красота способна доставлять эстетическое удовольствие чувствам человека. Категория эстетики, которая характеризует явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Обычно связана с чувством формы, ориентирована на созерцание и воображение[2]. Красота — всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет нравственное и эстетическое наслаждение[3].
Этимология
Слово «красота» произошло от праславянского «краса». В праславянском и древнерусском языках слово красный означало «красивый», «светлый», «прекрасный». От этого значения возникло, например, название «красная площадь». В то время оно не обозначало название цвета «красный» (этот цвет передавался с помощью слов, имеющих корень «черв», что сохраняется до настоящего времени в украинском, болгарском, польском, словацком, чешском языках)[4].
История
Древние греки понимали красоту как неотъемлемое свойство мира, космоса. Аристотель считал, что красота — проявление высшей гармонии, упорядоченности мира, его закономерностей. Проявлением высшей красоты, исходящей от Бога, в средние века считалась красота тел. В Эпоху Возрождения красота понималась как строгая соразмерная гармония всех частей предмета и, прежде всего, человека. Человек становится высшим мерилом красоты. В эпоху Просвещения красота рассматривалась как связующее звено между долгом, разумом, чувствами, естественными влечениями, как единство идеала и правды в искусстве. Сентиментализм определял красоту естественным, неиспорченным началом в природе и человеке. Иммануил Кант и Дэвид Юм отрицали объективность существования красоты, считали её лишь проявлением субъективного суждения об объекте. В период Романтизма красота объяснялась проявлением духовного идеала в мире природных стихий и эмоций. До настоящего времени продолжается спор об объективном и субъективном в прекрасном, о его природном или общественном начале. Неясно, что является источником прекрасного — природа или её восприятие человеком. Источником прекрасного является сам человек, его труд. Красота — ценность, которая выражает объективное эстетическое значение явлений, преломлённое через призму вкусов и идеалов людей, субъективные эстетические оценки[2].
В трудах Аристотеля, Гераклита, Платона сформировались первые философские представления о красоте. Эти представления связывались с образом космоса, который воспринимался как проявление всеобщей гармонии, порядка, определённости. В древнегреческой скульптуре и древнеримской архитектуре воплотились представления о прекрасном, о гармоничности бытия. Основным объектом изобразительного искусства эпохи Возрождения стало прекрасное человеческое тело. Красота проявляется в человеческом отношении к миру, в том случае, если человек встраивается во всеобщую гармонию вселенной. Способность предмета удовлетворять духовные потребности человека, мерило его эстетического совершенства — это и есть красота[5].
Красота выражает высокую меру совершенства явлений природы, человека, предметов, произведений художественной культуры и искусства. Красота имеет исторически обусловленный характер, её понимание в каждую эпоху различно[6].
У Аристотеля важнейшими признаками красоты являлись величина и порядок. Отличительными качествами красоты считались гармония, симметрия, сообразность, мера, пропорциональность частей и целого. Красота соотносилась с понятиями блага и добра[6].
Платон разграничил понятия духовной, телесной и вещественной красоты. Под духовной красотой подразумевалась красота чистого знания, нравов и законов[6].
Позднее Гегель, годы жизни 1770 год—1831 год обосновал связь красоты с познавательными возможностями человека и провозгласил единство красоты и истины. По его мнению, красота есть внешняя реализация идеи и проявляется в единстве содержания и формы, средства и цели, внешнего и внутреннего.
Кант, годы жизни 1724 год —1804 год внёс значительный вклад в разработку понятия. С его точки зрения, красота — предмет всеобщего любования вне всякой практической пользы. В русской философии XIX века красота имела всеобщее значение и характер основополагающей силы в преобразовании природы, общества и человека. Красота рассматривается как высшая степень совершенства преобразующей, творческой деятельности человека как субъекта культуры. Понятие красоты чаще всего употребляется в сфере эстетики и художественной культуры. Красота признаётся высшей ценностью произведения, одной из главнейших целей его создания и высшей степенью совершенства предмета искусства, который соответствует идеалам человека. Понятие красота в эстетике является более частным по отношению к категории прекрасного[6].
Трактовки понимания понятия
Красота — универсальная форма существования материального мира в сознании человека, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внутренние и (или) внешние качества, которые вызывают наслаждение, удовольствие, моральное удовлетворение. Прекрасное является высшей степенью красоты, проявлением её сути, её эстетического начала. В отличие от прекрасного как идеала эстетики восприятие красоты в повседневной жизни не вычленяется из целостного восприятия окружающего мира, а служит эмоционально — эстетическим продолжением общей картины, которую создают человеку его органы чувств. Искусство, природа, материальные и духовные произведения получают оценку исходя из законов целесообразности и красоты[7].
Красота — то, что нравится всем, без утилитарного интереса, своей чистой формой (И. Кант). Суждения вкуса выражающие красоту не свести ни к категориям познания, ни к понятиям морали, объединяя их в высшем синтезе. В красоте единство находят Истина и Благо (Мудрость)[8].
Примеры красоты
Природа
Архитектура
Скульптура
Изобразительное искусство
Ссылки
Объективное восприятие красоты человеком
Примечания
- ↑ Бычков В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2006. — 573 с.
- ↑ 2,0 2,1 Садохин А. П. Мировая художественная культура. Учебник. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 495 с.
- ↑ Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — Москва: Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - Азбуковник, 2000. — С. 304.
- ↑ Красота . Значение слова. Дата обращения: 25 марта 2024.
- ↑ Некрасова Н. А., Некрасов С. И., Садикова О. Г. Тематический философский словарь. — Москва: МИИТ, 2009. — 162 с.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Фёдоров А. А. Введение в теорию и историю культуры. — Москва: Флинта, 2017. — 463 с.
- ↑ Эстетика: словарь / под ред. А. А. Беляева, Л. И. Новиковой, В. И. Толстых. — М.: Политиздат, 1989. — С. 162. — 447 с. — ISBN 5-250-00659-0.
- ↑ Красота - это... . Инсай - вертикальное развитие. Дата обращения: 29 марта 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |