Эмоции

Эта статья входит в число хороших статей
Материал из «Знание.Вики»
Многообразие человеческих эмоций

Эмо́ции — класс психических процессов и состояний, выражающих в форме непосредственного и пристрастного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта и направляя её на жизненно значимые цели, эмоции (лат. emoveo — волновать, возбуждать) во всём своём многообразии выступают одним из главных механизмов регуляции психической деятельности и поведения[1].

Эмоции тесно связаны с такими телесными процессами, как двигательные акты, секреторные реакции, биохимические и нейродинамические процессы в нервной системе и различаются по интенсивности, длительности и общей динамике протекания, а также по направленности на оценку случившихся либо предвосхищаемых событий[2].

Эволюционное происхождение эмоций

В процессе биологической эволюции эмоции возникли как «механизм» или средство организма, позволяющее оценивать полезность / вредность воздействий внешней среды и направлять на них активность живого существа. Простейшей формой эмоций является эмоциональный тон ощущений, состоящий из положительных или отрицательных эмоциональных переживаний. Эмоциональный тон ощущений сопровождает отдельные жизненно важные воздействия на организм и побуждает особь к их сохранению или устранению[3]. Эмоции, являющиеся для отдельного организма формой актуализации видового опыта, определяют уровень энергетической мобилизации организма через вегетативную нервную систему. Особь, ориентируясь на эмоции, совершает необходимые действия, например, по избеганию опасности или продолжению рода, целесообразность которых остается для неё скрытой[1].

Закрепившиеся в процессе биологической эволюции формы выражения эмоций в мимике, пантомимике, голосовых реакциях служат главным средством коммуникации животных. При этом эмоции, имеющие внешнее проявление — в мимике, изменении тона кожи, тембре голоса, двигательных реакциях, запахе, являются средством как внутривидовой, так и межвидовой коммуникации. Например, в Африке один и тот же водный источник иногда используется для водопоя одновременно разными животными: гну, зеброй, водяным козлом и другими животными. Если зебра с её острым слухом и обонянием чует приближение льва или другого хищника, её действия информируют об этом соседей по водопою, и они соответственно реагируют[4]. Также проводилось экспериментальное исследование мимических способностей собак, у которых была выявлена и зафиксирована «намеренная трансляция эмоций — о чём свидетельствует более выразительная мимика при наличии внимания со стороны человека, нежели при отсутствии, когда человек поворачивается к собаке спиной»[5].

Иллюстрация из книги Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных»

Эмоции также участвуют и в ситуациях приобретения индивидуального опыта, ведь осуществляя функцию положительного или отрицательного подкрепления, они способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм индивидуального поведения. Выполняя функцию положительного или отрицательного подкрепления, эмоции создают возможность для организма предвосхищать успехи и затруднения в будущем и этим облегчают поиск оптимальных путей достижения необходимого[3][6]. Эмоции являются одним из мощных регуляторов поведения в экстремальных условиях, так при неспособности индивида справиться со сложившейся ситуацией, развиваются аффекты — особый вид эмоций, отличающихся большой силой. Аффекты (лат. affectus — страсть) обладают способностью тормозить другие психические процессы и «навязывать» определённые стереотипные способы «аварийного» разрешения ситуации, реализующиеся особью в типичных биологических условиях: оцепенение или фризинг («замри»), бегство («беги»), агрессия («бей»)[1].

Идея приспособительного значения эмоций была сформулирована британским учёным Чарльзом Дарвином в его работе «Выражение эмоций у человека и животных», в которой он отмечал общность выражения эмоциональных реакций у животных и человека[2]. Чарльз Дарвин выстроил непрерывный ряд выражения эмоций у человека и животных и полагал, что некоторые эмоции являются унаследованными формами поведения, утратившими для человека своё функциональное значение. В данной работе британский натуралист выдвинул три принципа выражения эмоций:

  • принцип полезных ассоциированных привычек — совершение живым существом привычных действий, удовлетворяющих определённые потребности,
  • принцип антитезиса — при возбуждении состояния, прямо противоположного полезному, у живого существа проявляется непроизвольное стремление к прямо противоположному действию,
  • принцип порождения действий свойствами нервной системы или наследственностью[7][8].

Идея Чарльза Дарвина о взаимосвязи эмоционального реагирования и реагирования в двигательной сфере (двигательное возбуждение, торможение, дискоординация) и особенно в сфере непроизвольных движений (в сердечной деятельности, внешней и внутренней секреции) нашла впоследствии своё выражение в физиологических теориях эмоций[2]. Вместе с этим Чарльз Дарвин, будучи честным исследователем, не мог не признаться в невозможности объяснения происхождения ряда человеческих эмоций (стыд, тревога, вина и прочие), не имеющих аналогов в животном мире[7].

Этологи в отличие от радикальных бихевиористов, как указывает Франс де Вааль, отмечают наличие эмоций не только у млекопитающих, но и «у остальных представителей животного царства — от рыб до птиц и насекомых, и даже у моллюсков с развитым мозгом (таких как осьминог)»[5]. Ведь, эмоции помогают организму ориентироваться в сложном мире и «делают» поведение живого существа пристрастным и целенаправленным. Эмоции маркируют объекты и ситуации, значимые для организма, закрепление чего происходит на гормональном уровне. Так, повышение уровня гормона стресса — кортикостерона у пар жёлтобрюхих полёвок, образующих моногамные пары, приводит к усилению взаимного груминга, который действует на особей успокаивающе. Вместе с этим блокирование выделения окситоцина у полёвок в экспериментальной ситуации, способствовало тому, что особи переставали реагировать на стрессовое состояние партнёра[5].

Эмоция – это временное состояние, вызванное значимым для организма внешним стимулом. Оно характеризуется определёнными изменениями в организме и сознании – в мозге, гормонах, мышцах, внутренних органах, в сердце, готовностью к действию и так далее. О том, какая именно эмоция вызвана, можно догадаться по ситуации, в которой находится организм, а также по изменениям в его поведении и по невербальным выражениям. Связь между ними и последующим поведением не односторонняя, эмоции сочетают индивидуальный опыт с оценкой окружающей среды, подготавливая тем самым организм к оптимальной реакции.Франс де Вааль, Последнее объятие мамы: чему нас учат эмоции животных

Эмоции, по мнению современного приматолога де Вааля, «в том или ином виде обнаруживаются у всех млекопитающих, различаясь лишь особенностями, степенью развития, применением и интенсивностью», подтверждением этого служит сходство «нейронного отклика у собаки и бизнесмена в предвкушении вознаграждения». Отличие же эмоций от чувств заключается в том, что «эмоции поддаются наблюдению и измерению, отражаются в физических реакциях, в действиях и поступках … эмоции в общем и целом универсальны». Чувства же представляют собой осознанные переживания, то есть «чувства возникают, когда эмоции проникают в сознание» и «представляют собой личные, скрытые от посторонних глаз ощущения и переживания». Отсутствие однозначного соответствия между эмоциями и чувствами является основанием для выдвижения положения о том, что «любые попытки толковать чувства животных лежат вне плоскости науки, оставаясь по-прежнему всего лишь проекциями и домыслами»[5]. Данное высказывание Франса де Вааля созвучно идеям одного из основоположников этологии и Нобелевского лауреата по физиологии или медицине Конрада Лоренца. В своей популярной книге «Агрессия» бывший член НСДАП писал[9]:

Мы не знаем и не можем знать, что субъективно происходит в гусе, который проявляет все объективные симптомы человеческого горя. Но мы не можем удержаться от чувства, что его страдание сродни нашему!

Исследования мозговых процессов, лежащих в основе эмоций человека, связывали прежде эмоции с лимбической системой, таламусом, ретикулярной формацией, гиппокампом, но современные исследования позволяют утверждать, что определяющую роль играет миндалевидное тело, гипоталамус и префронтальная кора. Биохимической основой эмоций являются медиаторы — вещества, передающие нервные импульсы химическим путём — дофамин, участвующий в регуляции эмоционального состояния, серотонин и эндорфины, вырабатывающиеся при улучшении настроения[2].

Эмоции в истории человечества

В истории человечества в целом эмоции противопоставлялись разуму человека и рассматривались в качестве активных сил, способных направлять мысли и поступки человека, но чаще всего их необходимо преодолевать, подавлять либо направлять в необходимом разуму направлении, что является доминирующей тенденцией классической философии и ряда мировых религий[2]. Во многих культурах имеются запреты на проявление эмоций, запрещены как улыбки и смех на похоронах, так и слёзы на свадьбе, проявление эмоций участниками деловых или военных переговоров может поставить их в неловкое положение. Например, в странах европейской культуры существуют ограничения на интенсивность, длительность и тип эмоционального выражения, особенно у мужчин[7].

Искушение святого Антония (Ян Велленс де Кок)

Истоки данной тенденции обнаруживаются уже в ряде диалогов Платона, который рассматривает душу или психику как иерархическое единство разума, воли и чувств, где разум представляет собой кучера, управляющего парой коней: «добрым конём» — волей и «дурным конём» — чувствами. Воля, имеющая божественно-трансцендентальное происхождение помогает разуму в том, чтобы справляться с неуправляемыми и необузданными — свойствами тела — эмоциями и страстями[10]. Идеалом античных философов выступал человек, преодолевший все волнения и тревоги, причём существенным признаком подобного мудреца являлось такое свойство как атараксия (греч. άταραεία — безмятежность), обозначающее невосприимчивость души к аффектам[11].

Подобное — «укротительское» — отношение к эмоциям или страстям представлено во всех мировых религиях, где каждому человеку, подобно святому Антонию, предписывается противостояние искушениям и борьба с эмоциональными порывами. В христианстве греховность человека заключается в пленении страстями, которые, начинаясь с мимолётного помысла, вносимого в сердце, в своём развитии, по утверждению преподобного Нила Сорского, проходят пять этапов: прилог — сочетание — сложение — пленение — страсть[12]. Максим Исповедник буквально воспроизводит концепцию трёхчастного разделения души, предложенную ранее Платоном, и указывает место, которое должны занимать эмоции в жизни человека[13]:

Нечистота души состоит в том, что она не действует по естеству; ибо от сего рождаются в уме страстные помыслы. Действует же душа по естеству тогда, когда страстные силы её, то есть, раздражительная и вожделевательная, во время воздействия на них вещей и помышлений по поводу их, остаются бесстрастными.Добротолюбие, том III, 35

В буддизме, утверждающем принципиальную неудовлетворительность существования (духкха), эмоции как форма проявления «жажды жизни» рассматриваются как препятствующая восприятию мира и себя пелена (аварана), которую необходимо преодолевать[14]. В Коране (79:40-41) прямо указывается, что рай будет уготован тем, кто удерживал себя от страстей, причём высшая часть души — рух противопоставляется её низшей части — нафс, под которой понимаются страсти человека[15]. При этом правоверному мусульманину вменяется в обязанность в течение всей своей жизни бороться со страстями и искушениями[16].

Эмоции в философии Нового времени

Изучением собственно эмоций в Новое время попытался заняться математик и философ Рене Декарт, который считал, что человек состоит из абсолютно независимых друг от друга души как обладающей врождёнными идеями и волей субстанции и телесного механизма (психофизический параллелизм), интегративное взаимодействие которых возможно благодаря эмоциям или страстям[17]. В трактате «Страсти души» Картезий утверждал идею о том, что существует два вида страстей: страдательные и активные, первые из которых являются результатом чувственного познания окружающего мира и, влияя на тело, влекут за собой слабую душу. Активные страсти — это целенаправленные желания, которые исходят непосредственно от души, зависят только от неё и «настраивают душу желать того, что природа преподносит нам как полезное и не менять своего желания»[18]. Рене Декарт выделял шесть первичных страстей: радость, печаль, любовь, ненависть, удивление и желание, из которых складывается всё многообразие разнообразных человеческий переживаний, эмоций и чувств[18].

Влиянием эмоций на человека и его жизнь интересовался не только Рене Декарт, но и его идейный оппонент — Бенедикт Спиноза, полагавший, что никакой отдельной человеческой души не существует, так как душа и тело есть различные способы выражения единой субстанции, представляющей собой всеобщую и единую основу всех конечных тел[19]. В своём трактате «Этика» он утверждал, что эмоции или аффекты — это состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуя или ограничивая эту способность. Согласно Спинозе, существует три аффекта — радость, печаль и желание — и каждый предмет может являться причиной вышеназванных аффектов. Используя эти три аффекта, Бенедикт Спиноза постарался при помощи «геометрического метода» объяснить сущность всего многообразия эмоций и чувств[20]:

Радость есть переход человека от меньшего к большему совершенству.
Любовь есть радость, сопровождаемая идеей внешней причины.
Гордость состоит в том, что из любви к себе имеют о себе мнение больше надлежащего.
Превознесение состоит в том, что о ком-нибудь из любви к нему имеют мнение больше надлежащего.

Вместе с этим, если человек подвергся влиянию двух аффектов, то впоследствии, подвергаясь одному аффекту, он будет испытывать и другой аффект, причём от силы эмоции зависит то, насколько сильно будет желание человека к определённому предмету, вызывающему аффект. Бенедикт Спиноза убедительно доказал, что эмоции или аффекты оказывают различное влияние на людей и могут быть причиной определённых поступков, могут объединяться с другими аффектами, могут служить показателем стремлений и ценностей человека. К тому же не только различные люди со стороны одного и того же предмета могут подвергаться различным аффектам, но и один и тот же человек в разные периоды жизни может подвергаться различным аффектам от воздействия одного и того же предмета (Этика, часть 3, положение LI)[20].

Несмотря на анализ эмоциональной жизни человека, осуществлённый Рене Декартом и Бенедиктом Спинозой, платоновская схема подразделения психики или души на разум, волю и чувства, сохранявшаяся на протяжении всего средневековья, оставалась доминирующим представлением в европейской мысли. Эта триада (разум, воля, чувства) находила своё выражение даже в работах новоевропейских философов Иоганна Тетенса и Иммануила Канта, которые продолжали подразделять психические явления на интеллект, волю и эмоции, где последние занимали ведомое место[21].

Изучение эмоций в физиологии и психологии

Одним из первых психологов, начавшим экспериментально изучать эмоции и придавшим им первостепенное значение, являлся основатель первой в мире психологической лаборатории — Вильгельм Вундт, с именем которого связывают оформление психологии как науки в 1879 году. Вильгельм Вундт полагал, что «элементами» сознания являются элементарные чувства и ощущения, из которых, как из «кирпичиков», складываются сложные психические образования. Если ощущения соответствуют объективным внешним воздействиям, то элементарные чувства являются необходимым и неотъемлемым субъективным дополнением каждого ощущения. Следовательно, целостность и структурированность человеческого восприятия определяется субъективной панэмоциональностью, то есть человек благодаря непрерывному эмоциональному тону слышит не последовательность дискретных звуков, а мелодию, видит не мозаику отдельных ощущений, а целостный образ[22].

Множество всевозможных чувств, обладающих определёнными качествами и интенсивностью, составляет, по мнению Вильгельма Вундта, единый непрерывный континуум, где элементарное чувство является точкой в «гедонистическом пространстве» — системе координат с тремя измерениями[22]:

  • удовольствие — неудовольствие,
  • возбуждение — успокоение,
  • напряжение — разрешение (от напряжения).

Такие традиционные эмоции как радость, печаль, надежда, гнев выделялись немецким психологом в особый класс, который он называл «аффекты», представлявшие собой в некоторой мере автономные от внешних воздействий совокупности элементарных чувств[22].

Происхождение человеческих эмоций: между физиологическими процессами и рассудком

Эмоции как осознание произошедших телесных изменений

Американский психолог Уильям Джеймс и датский патологоанатом Карл Ланге известны тем, что независимо друг от друга разработали оригинальную концепцию эмоций. Суть периферической концепции эмоций Джеймса-Ланге заключается в том, что эмоции — осознание висцеральных, то есть внутренних (Уильям Джеймс), или вазомоторных, то есть связанных с регуляцией тонуса кровеносных сосудов (Карл Ланге), изменений в организме. Основным положением данной концепции является утверждение о том, что эмоция представляет собой осознание происходящей в организме физиологической реакции[23]. Согласно этой парадоксальной теории, физиологические реакции первичны по отношению к эмоциям и полностью их определяют, что предельно кратко может быть выражено высказыванием американского психолога, ставшего афоризмом[24]:

Мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьём другого; боимся, потому что дрожим.

Физиологи Уолтер Кеннон У. и Филипп Бард, решившие опровергнуть теорию эмоций Джеймса-Ланге заметили, что искусственное висцеральное возбуждение, осуществляемое путём введения адреналина, не вызывает соответствующей эмоциональной реакции. Вместе с этим при различных эмоциональных реакциях происходят одни и те же висцеральные изменения, причём висцеральные изменения происходят довольно часто после возникновения эмоции. Проведя опыты на кошках, которым отделяли чувствительные нервы симпатической части вегетативной нервной системы, Уолтер Кеннон и Филипп Бард разработали центральную (таламическую) теорию эмоций. В соответствии с этой теорией, центр эмоций находится в головном мозгу, только не в коре больших полушарий, а в нижележащих подкорковых структурах (таламус), что обусловливает почти одновременное протекание физиологических реакций и эмоциональных переживаний[2][25].

Защитить концепцию Джеймса-Ланге хотел всемирно известный физиолог Чарльз Шеррингтон, который, проводя свои опыты на собаках, осуществлял перерезание блуждающего нерва и полностью отделял спинной мозг собакам, после чего вызывал у них эмоциональную реакцию. Но его опыты не подтвердили периферическую теорию эмоций и даже послужили опровержением концепции Джеймса-Ланге. «Старейшина физиологов мира» и Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов по поводу эксперимента Чарльза Шеррингтона на одной из «павловских сред» высказывал своё крайнее негодование[26]:

Когда он докладывал в 1926 году об этом в Стокгольме, то я, грешный человек, сидел и негодовал: для чего ты бедных собак калечишь, никакого же толку из этого не выходит, что ты этим подтверждаешь? Зачем было 20-30 собак калечить только для того, чтобы выявить этот факт?

Эмоции как функция оценивания человеком своего состояния

Опираясь на исследования Уолтера Кеннона и Филиппа Барда, социальные психологи Стенли Шехтер и Джером Сингер разработали когнитивную или двухфакторную теорию эмоций. Суть этой теории состоит в том, что эмоции возникают на базе физиологического возбуждения и рациональной оценки данного состояния, что требовало соответствующего экспериментального подтверждения не на кошках или собаках, а на людях. Суть ряда экспериментов сводилась к тому, что добровольцам вводили инъекцию, в одном случае — эпинефрина (синтетический адреналин), в другом — физиологического раствора. Различными были инструкции, которые давали испытуемым и заключались они в том, что в одном случае испытуемые должны были испытывать эйфорию, в другом — гнев, в третьем — радость, в четвёртом — страх. После предоставления соответствующей информации испытуемых помещали в различные комнаты, где находились ассистенты экспериментатора, игравшие роль таких же испытуемых, якобы получивших аналогичную инъекцию препарата. Результаты ряда экспериментов показали, что знак и качество эмоции зависит не от индивидуальных ощущений и не от вводимого препарата, а от интерпретации ситуации испытуемым, которая включает в себя его прежний опыт и оценку актуальной ситуации[25][27].

Результаты, подтверждающие факт порождения эмоций в процессе когнитивной оценки, были также получены американским психологом Ричардом Лазарусом, который показывал испытуемым кинофильм об обряде инициации среди аборигенов Австралии в нескольких вариациях: немое кино; кино, сопровождающееся печальной музыкой и трагическим голосом диктора; кино, где отрицался какой-либо возможный вред участникам съёмок; документальное кино, бесстрастно повествующее об обрядах народов Австралии. Электрическая активность кожи (кожно-гальваническая реакция) испытуемых показала, что рациональная оценка влияет на эмоциональные реакции, но сам процесс оценивания зависит не только от ситуации, но и от свойств личности испытуемого[28].

На позициях, одновременно близких к когнитивной и периферической концепциям эмоций, стоял советский физиолог Павел Васильевич Симонов, который полагал, что эмоция — это «отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретённого индивидуального опыта»[29]. Эмоция (Э) представляет собой разность имеющейся информации (Ии) и информации необходимой (Ин) для удовлетворения потребности (П) и является оценкой «меры незнания»[25]:

Э = — П * (Ин — Ии)

Согласно потребностно-информационной теории эмоций, дефицит информации о возможности удовлетворения потребности всегда порождает только отрицательную эмоцию, в то время как избыток информации — только положительную, отсутствие же потребности определяет отсутствие эмоции[2]. Положение о том, что между потребностями и эмоциями существует прямая и однозначная связь, где потребности — первичны, а эмоции — не просто вторичны, но являются, как утверждал советский физиолог, лишь индикаторами «степени их удовлетворения» критиковалось рядом советских и российских психологов[30][31][32].

Теории базовых эмоций как ренессанс концепции врождённых идей

К середине XX века сложилась альтернативная тенденция в изучении эмоций, в которой аксиоматично утверждается наличие у любого человека неизменных, универсальных и независимых от культуры эмоциональных модальностей, аналогичных «врождённым идеям» Рене Декарта и представляющих собой первичные или базовые эмоции. Изучение базовых эмоций, проявляющихся посредством выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица, проводилось в рамках межкультурных исследований. Из этих врождённых эмоций, количество которых варьируется у различных исследователей, складываются как из «кирпичиков» более сложные эмоции и чувства[25][27]. В данном направлении эмоциональная сфера человека рассматривается как система, состоящая из дискретных модулей или сложных эмоций и чувств, составляемых из ограниченного количество первичных эмоций. Сами перечни первичных эмоций, предлагаемые сторонниками концепций базовых эмоций, представляют собой эмпирические классификации, которые не дают ответа на вопрос, почему в развитии психического сложились и закрепились именно эти эмоции[33].

Одним из основоположником концепции базовых эмоций может считаться англо-американский психолог Уильям Мак-Даугалл, являвшийся одним из основателей социальной психологии и автором термина «социальная психология», который он ввёл в 1908 году. С точки зрения Уильяма Мак-Даугалла, любой организм от рождения обладает определёнными склонностями или инстинктами, которые обладают побудительной и управляющей функцией, предустанавливая готовность к совершению определённых действий и соответствующего эмоционального возбуждения. Данный психолог утверждал, что существует двенадцать видов инстинкта, каждому из которых соответствует специфическая эмоция, которые могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено прижизненным опытом. Инстинкту бегства соответствует — страх, инстинкту неприятия — отвращение, инстинкту любознательности — удивление, инстинкту агрессивности — гнев, инстинкту самоуничижения — смущение, инстинкту самоутверждения — воодушевление, родительскому инстинкту — нежность. Инстинкту продолжения рода, пищевому инстинкту, стадному инстинкту, инстинкту приобретательства и инстинкту созидания англо-американский психолог не нашёл соответствующих эмоций[34].

Популярный современный психолог Пол Экман, как и Уильям Мак-Даугалл, выделяет семь базовых эмоций, причём три эмоции из этого списка совпадают с рядом первичных страстей Рене Декарта: радость, печаль, удивление, презрение, отвращение, гнев, страх[35]. Другой американский психолог Роберт Плутчик выделяет, в свою очередь, восемь базовых эмоций, которые подразделяет на четыре пары: радость (воспроизведение) — уныние (лишение), гнев (разрушение) — страх (защита), одобрение (принятие) — отвращение (отвержение), ожидание (исследование) — удивление (ориентация)[25]. Наибольшее количество базовых эмоций предложил Кэролл Изард, который полагал, что базовых эмоций ровно десять: гнев, презрение, отвращение, горе-страдание, страх, вина, интерес, радость, стыд, удивление[36].

Сводная таблица базовых эмоций
Автор Рене Декарт Уильям Мак-Даугалл Пол Экман Роберт Плутчик Кэролл Изард
Базовые эмоции радость воодушевление (инстинкт самоутверждения) радость радость (воспроизведение) радость
печаль смущение (инстинкт самоуничижения) печаль уныние (лишение) горе-страдание
удивление удивление (инстинкт любознательности) удивление удивление (ориентация) удивление
ненависть гнев (инстинкт агрессивности) гнев гнев (разрушение) гнев
любовь нежность (родительский инстинкт) одобрение (принятие)
страх (инстинкт бегства) страх страх (защита) страх
отвращение (инстинкт неприятия) отвращение отвращение (отвержение) отвращение
желание инстинкт приобретательства ожидание (исследование) интерес
стадный инстинкт презрение презрение
пищевой инстинкт
инстинкт продолжения рода стыд
инстинкт созидания вина

Одним из современных противников теории базовых эмоций является американский психолог Лиза Фельдман Баррет, утверждающая идеи социального конструкционизма. Эмоции и чувства, которые данный психолог не дифференцирует, конструируются мышлением и полностью определяются языком и культурной принадлежностью индивида. Невозможность выделить базовые эмоции, по её мнению, обусловлены тем, что эмоции динамичны и являются функцией оценки ситуации человеком, на способность оценивания которого всегда влияет прошлый жизненный опыт[5].

Современная методология кросс-культурных исследований, стремящаяся ко всё более дифференцированному анализу, обнаружила, что если на более абстрактном и обобщённом уровне обнаруживается сходство между эмоциональными сферами представителей разных культур, то при более конкретном анализе, учитывающем социокультурный контекст и функцию эмоций в этом контексте, выявляется всё больше культурных различий. Например, при просмотре кинофильма в одиночестве и у японцев, и у американцев было идентичное эмоциональное реагирование, но в присутствии представителей своей культуры японцы в большей мере, чем американцы скрывали свои негативные эмоции и старались их маскировать положительными[25].

Если любовь как чувство, связанное с интимными отношениями двух людей, существует в подавляющем большинстве культур, то содержательное понимание феномена «любви» может расходиться в различных человеческих общностях. Согласно исследованию Френсис Хсю, в американской культуре любовь «индивидуально-центрирована» («Какие чувства я испытываю») с выраженным акцентом на эмоции, в то время как любовь в китайской культуре может считаться «ситуативно-центрированной» («Что об этом скажут другие»). Поэтому, скорее всего, универсальны базовые взаимоотношения человека с человеком и их средой обитания, определяющие типичность реакции на неизвестное (удивление) или негативной реакции на потенциальный вред (страх), или на уже причинённый вред: в случае признания своей вины — стыд, в случае признания вины других людей — гнев, в случае объективных обстоятельств произошедшего — печаль[27].

Культурно-историческая психология и производство эмоций и чувств

Многочисленные межкультурные исследования внешнего выражения и опознания эмоций показали, что даже так называемые базовые эмоции у человека являются продуктами культурно-исторического развития[2]. Концепция исторического происхождения эмоций и чувств вошла в идейный фонд советской науки через работы психологов и педагогов: Льва Семёновича Выготского, Антона Семёновича Макаренко, Александра Ивановича Мещерякова, Сергея Леонидовича Рубинштейна[10][37][38][39]. В работах данных авторов утверждалась идея необходимости развития и формирования устойчивых эмоциональных отношений и чувств как важнейшего условия развития человека, как главная цель и конечный продукт воспитания.

Основным же положением, объясняющим всё многообразие человеческих эмоций и чувств, выступал тезис зависимости эмоций и чувств человека от уровня культурно-исторического развития общества, производящего не только предметы, но и человека соответствующего времени, способного потреблять данные предметы. В ходе общественно-исторического развития у человека не произошло изменений в физиологии сенсорных систем, так как современный человек рождается с таким же мозгом, глазом и ухом как и кроманьонец, но видит и чувствует мир современный человек иначе, потому что в процессе прижизненного усвоения культурно-исторического опыта индивид усваивает «алфавит чувств», посредством которого он распознает и осознает свои и чужие эмоции и чувства[40][41]. Ведь, как писал Сергей Леонидович Рубинштейн в своём труде «Основы общей психологии»[31]:

Чувства человека — это чувства исторического человека.

На содержание «алфавита чувств» влияет как уровень культурно-исторического развития общества, так и богатство предметной среды и многообразие человеческих отношений, значимость которых для индивида выражается в его непосредственных переживаниях. Развитие эмоций осуществляется в процессе их отделения от телесных реакций и соединения с познавательными процессами, что способствует их последующей дифференциации и усложнению, причём на переживание эмоций человеком влияет мышление, в частности, интерпретация и языковое обозначение эмоциональных состояний[2].

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, Илья Ефимович Репин, 1885 год

Эмоции и их прижизненное развитие

Основное содержание эмоциональной жизни человека составляют ситуативные эмоции, высшим же продуктом развития эмоций человека являются чувства. Чувства отличаются независимостью от складывающихся ситуаций и состояний организма и выражают стабильные эмоциональные отношения человека к общественным явлениям, другим людям и самому себе. Чувства, возникая как результат обобщения эмоционального опыта, начинают в свою очередь определять динамику и содержание ситуативных эмоций. Ситуативные эмоции и события, способные повлиять на жизненные планы человека, могут вызывать диффузные эмоциональные состояния, проявляющиеся в качестве общего эмоционального фона — настроения[1].

Аффектами в современной психологии называют сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может изменяться под влиянием воспитания и самовоспитания[42]. Обычно данные состояния, имеющие отчётливо выраженный ситуационный характер, возникают в результате интенсивного по субъективной значимости и внезапного внешнего воздействия, для реакции на которое у индивида нет готовых средств, примером которой может послужить картина Ильи Ефимовича Репина[27].

Вместе с этим эмоции и определённые эмоциональные состояния могут превращаться в индивидуальную ценность, в результате чего у человека формируется особое, психологически обусловленное тяготение к определённым переживаниям. Симферопольский психолог Борис Игнатьевич Додонов выделил десять эмоций, задающих человеку стремление, направленность к переживанию соответствующей внутреннему миру «эмоциональной мелодии»[30]:

  • альтруистические эмоции возникают на основе потребности содействии, помощи, покровительстве другим людям;
  • коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении;
  • глорические (лат. gloria — слава) эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе;
  • праксические эмоции возникают на основе деятельности, как чувство увлечённости, захваченности, приятном напряжении, возникающем в процессе труда, сочетающимся со стремлением успешно завершить начатое;
  • пугнические (лат. pugna — борьба) эмоции возникают на основе потребности в преодолении опасности, при испытании себя в борьбе с чем-либо или с кем-либо;
  • романтические эмоции возникают на основе стремления к необычайному, необыкновенному и таинственному;
  • гностические (греч. γνώσις — знание) эмоции возникают при когнитивной гармонии, когда в новом, неизвестном из ряда вон выходящем отыскивается знакомое, привычное, понятное, приводя актуальную информацию к общему знаменателю;
  • эстетические эмоции возникают при гармонии человека и окружающего мира, то есть при соответствии, совпадении мер человека и мер предметов;
  • гедонистические эмоции связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте;
  • акизитивные (фр. acquisition — приобретение) эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

Искусство и педагогика как формы воспитания эмоций и чувств

Мелодрама (Оноре Домье)

Прижизненно формирующаяся способность контролировать и управлять своими эмоциями изучается в настоящее время в контексте исследований эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности, но огромное, если не первостепенное, значение в воспитании чувств и формировании человеческих эмоций играет искусство[2]. Искусство рассматривается представителем культурно-исторической психологии — Львом Выготским как «общественная техника чувств», как способ формирования и систематизации эмоций и чувств, выражаемых в словах, образах, звуках и движениях[43]. Поэтому через литературу, живопись, музыку и танец, создающих чувство прекрасного, человек усваивает надындивидуальные, общественные по происхождению чувства, которые связывают его невидимыми нитями с другими людьми и позволяют чувствовать «чужое» как своё и делают индивида сопричастным миру[44]. Лев Семёнович писал в своей работе «Психология искусства»[43]:

Переплавка чувств вне нас совершается силой социального чувства, которое объективировано, вынесено вне нас, материализовано и закреплено во внешних предметах искусства, которые сделались орудиями общества.

Поэтому надындивидуальностью происхождения чувств человека может быть объяснён парадокс Дидро, суть которого заключается в том, что актёр не испытывает тех чувств, которые должен испытывать его персонаж, ведь он производит чувства на публику, изображает их, в то же время не сливаясь с изображаемыми эмоциями[45]. Актёр, раздваиваясь на себя и своего героя, идеально удерживает в себе соответствующие замыслу образа чувства, которые не имеют натурального субстрата в его теле. Содержание эмоций и чувств персонажа, задаваемого искусством, принадлежит не актёру, а пространству культурно-исторического бытия, в котором актёр находится вместе с зрителями. В искусстве как форме общественного сознания воплощается в концентрированном виде духовная атмосфера общества, ведь эмоции и чувства человека вырабатываются и формируются как в стихийном процессе непосредственного человеческого общения, так и в процессе воспитания или при взаимодействии с предметами культуры (произведениями искусства)[41].

Целенаправленное развитие и формирование эмоциональных (двигательных и мимических) выражений может быть проиллюстрировано на примере обучения слепоглухих детей в Загорском интернате, опыт воспитания которых был обобщён тифлосурдопедагогом Александром Ивановичем Мещеряковым[39]. У слепоглухих и даже слепых детей, лишённых возможности воспринимать выражение лица и пантомимику, бывает невыразительная или не соответствующая ситуации или внутреннему состоянию мимика. Ведь, если зрячие дети, подражая окружающим, незаметно для себя и окружающих усваивают этот своеобразный «язык», то слепоглухие и слепые дети не способны стихийно усвоить экспрессивно-выразительные движения лица и тела. Поэтому для слепоглухих детей проводились занятия, на которых воспитанники, ощупывали гипсовые мимические маски, с запечатлёнными внешними выражениями различных эмоциональных состояний, после чего активно их воспроизводили[46].

Литература

  • Бреслав Г. Психология эмоций. — Москва: Смысл, 2007. — 541 с. — ISBN 978-5-89357-222-3.
  • Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — Москва: Издательство МГУ, 1987. — 174 с.
  • Додонов Б. И. Эмоция как ценность. — Москва: Политиздат, 1978. — 272 с.
  • Изард К. Психология эмоций. — Москва: Питер, 2006. — 460 с. — ISBN 5-314-00067-9.
  • Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — Москва: Прогресс, 1979. — 392 с.
  • Экман П. Психология эмоций. — Санкт-Петербург: Питер, 2017. — 446 с. — ISBN 978-5-4461-0471-0.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Вилюнас В. К. Эмоции // Новая философская энциклопедия / Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Леонтьев Д. А. Эмоции. БРЭ. Дата обращения: 15 мая 2023.
  3. 3,0 3,1 Вилюнас В. К. Эмоции // Общая психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  4. Сотская М. Н. Зоопсихология и сравнительная психология. — М.: Управление информационных технологий и дистанционного обучения, 2005.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Вааль Франс де. Последнее объятие Мамы: чему нас учат эмоции животных. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — 441 с. — ISBN 978-5-00139-186-9.
  6. Анцупов А. Я. Эмоции // Словарь конфликтолога. — М.: Питер, 2006. — 527 с. — ISBN 5-469-01216-6.
  7. 7,0 7,1 7,2 Бреслав Г. М. Природа эмоций (рус.) ?. Psychology OnLine.Net. Дата обращения: 17 мая 2023.
  8. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Сочинения. Т. 5 / Под ред. акад. Е. Н. Павловского. — М.: Издательство АН СССР.
  9. Лоренц К. Агрессия. — М.: Прогресс, 1994. — 269 с. — ISBN 5-01-004449-8.
  10. 10,0 10,1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Питер, 2012. — 705 с. — ISBN 978-5-459-01141-8.
  11. Солопова М. А. Атараксия // Античная философия: энциклопедический словарь / П. П. Гайденко. — М.: Прогресс-Традиция, 2008. — С. 194—196. — 895 с. — ISBN 5-89826-309-0.
  12. Преподобный и Богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский и Устав его о скитской жизни. Азбука веры. Дата обращения: 15 мая 2023.
  13. Добротолюбие. Том III. Азбука веры. Дата обращения: 15 мая 2023.
  14. Коробов В. Б. Аварана // Философия буддизма: энциклопедия / М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 78—79. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  15. Ан-Назиат | Исторгающие. Коран. Дата обращения: 15 мая 2023.
  16. Ибрагим Т. К., Сагадеев А. В. Рух // Ислам. Энциклопедический словарь / С. М. Прозоров. — М.: Наука, 1991. — С. 200. — 315 с.
  17. Гайденко П. П. Декарт. БРЭ. Дата обращения: 18 мая 2023.
  18. 18,0 18,1 Декарт Р. Страсти души // Сочинения: в 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1989. — С. 481—572. — 654 с.
  19. Ильенков Э. В. Мышление как атрибут субстанции // Диалектическая логика. Очерки истории и теории. — М.: Политиздат, 1974. — 271 с.
  20. 20,0 20,1 Спиноза Б. Этика. Читалка. Дата обращения: 17 мая 2023.
  21. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер. — 508 с. — ISBN 5-318-00720-1.
  22. 22,0 22,1 22,2 Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Издательство МГУ, 1990. — 288 с. — ISBN 5-211-01031-0.
  23. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Общ. ред. О. В. Овчинниковой. — М.: Прогресс, 1979. — 392 с.
  24. Джемс У. Психология. — М.: Педагогика, 1991. — 367 с. — ISBN 5-7155-0402-3.
  25. 25,0 25,1 25,2 25,3 25,4 25,5 Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2001. — 752 с. — ISBN 5-318-00236-6.
  26. Павлов И. П. Критика концепций Шеррингтона // Рефлекс свободы. — СПб.: Питер, 2001. — 424 с. — ISBN 5-318-00280-3.
  27. 27,0 27,1 27,2 27,3 Бреслав Г. М. Психология эмоций. — М.: Смысл, 2007. — 544 с. — ISBN 978-5-89357-222-3.
  28. Бреслав Г. М. Эксперименты Р. Лазаруса (рус.) ?. Psychology OnLine.Net (16 декабря 2009). Дата обращения: 16 мая 2023.
  29. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — С. 20. — 215 с.
  30. 30,0 30,1 Додонов Б. И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  31. 31,0 31,1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000. — 712 с. — ISBN 5-314-00016-4.
  32. Симонов П. В. М. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — С. 194. — 215 с.
  33. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 288 с.
  34. Кондаков И. М. Мак-Даугалл Вильям // История психологии в лицах: персоналии / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — М.: Per Se, 2005. — С. 288—290. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6.
  35. Экман П. Психология эмоций. — М.: Питер, 2021. — 336 с. — ISBN 978-5-4461-1742-0.
  36. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с. — ISBN 5-314-00067-9.
  37. Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование // Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 6. Научное наследство / М. Г. Ярошевский. — М.: Педагогика, 1984. — 397 с.
  38. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / Под ред. Г. С. Макаренко и В. Н. Колбановского. — М.: Учпедгиз, 1952. — 104 с.
  39. 39,0 39,1 Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. — М.: Педагогика, 1974.
  40. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Издательство МГУ, 1987. — 175 с.
  41. 41,0 41,1 Мареев С. Н. Л. С. Выготский: философия, психология, искусство. — М.: Академический проект, 2017. — 227 с. — ISBN 978-5-8291-1956-0.
  42. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций. — М.: Издательство Московского университета, 1971. — 38 с.
  43. 43,0 43,1 Выготский Л. С. Психология искусства / Общ. ред. В. И. Иванова. — М.: Искусство, 1968. — 576 с.
  44. Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актёра // Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 6. Научное наследство / М. Г. Ярошевский. — М.: Педагогика, 1984. — С. 319—328. — 397 с.
  45. Дидро Д. Парадокс об актёре. — Л.-М.: Искусство, 1938. — 168 с.
  46. Апраушев А. В. Рукотворение души. — М.: Знание, 1986. — 96 с.