Страх

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Страх
«Крик» Эдварда Мунка.«Крик» Эдварда Мунка.
МКБ-11 MB24.A
MeSH D005239

Страх — эмоция или чувство, возникающие из-за ощущения опасности[1].

В психологии страх считается негативно окрашенным эмоциональным процессом. Играет как положительную, так и отрицательную роль. В животном мире страх[2] — эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, играющая большую роль в выживании существа.

Страх в психологии

Доктор психологических наук Захаров Александр Иванович[3] определил, что первый страх появляется у детей в возрасте шести месяцев. Со второго года жизни, через наказания со стороны родителей, страх, который обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых, постепенно растёт. Для детей возраста 3-4 лет характерна синтез страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-6 лет может появиться фобия, выражающаяся в страхе перед какими-либо катастрофами, ведущими к гибели мира: нападением инопланетян, войнами, ядерными взрывами, наводнением. К этому же виду страхов относится и боязнь нападения бандитов, хулиганов. Для дошкольников особенно распространены так называемые «медицинские» страхи. При поступлении в школу меняется и вид страхов детей: на первое место выходят страх опоздания, невыученных уроков и наказания родителей. По результату проведённых исследований сделан вывод, что страхи взрослых людей зачастую пускают свои корни в детстве, обладают особенностью переходить из одного возрастного этапа в другой.

В теории дифференциальных эмоций К. Изарда[4] страх отнесён к основным эмоциям, то есть является с рождения эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым внешним проявлением и конкретным субъективным переживанием. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх настраивает организм для реализации избегающего поведения, убегания.

В психологии общения

Страх как основная эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних, внутренних, врождённых или приобретённых причин. Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: чувство одиночества, отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая.

В управлении

Американский психолог Эми Эдмондсон[5] утверждает, что использование страха перед начальством в управлении приводит к разрушению психологической безопасности в коллективе, что, в свою очередь, имеет множество плохих последствий.

Классификация страхов

Выделяют обычный (естественный или возрастной) и патологический уровни страха. Обычный страх не долгий по времени, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, не влияет на его характер, поведение и отношения с окружающими людьми. Патологический уровень страха проявляется в крайних, драматических формах выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или в затяжном, навязчивом, труднообратимом течении, непроизвольности, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятном воздействии на характер, межличностные отношения и приспособление человека к обществу.

Другой классификацией является деление страхов на реальный и воображаемый, острый и хронический, причём если реальный и острые страхи связаны с конкретной ситуацией, то воображаемые и хронические с особенностями личности.

Страх у животных

Животные также испытывают страх[6]. В животном мире страх — «эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, имеющая большое значение для выживания существа». Для изучения страха у животных используют условно-рефлекторную реакцию[7] страха, которая характеризуется следующим:

  • возникает при предъявлении условных стимулов, ранее сочетавшихся с болевым раздражением;
  • в ходе условно-рефлекторной реакции страха животное замирает, у него происходят вегетативные и гормональные изменения;
  • условно-рефлекторная реакция у животного способна со временем угасать, но может после угашения самопроизвольно восстанавливаться. Это указывает на то, что память о страхе сохраняется, а угасают лишь поведенческие проявления страха.

Опыты, проведённые Н. Б. Саульской[8], Н. В. Фофоновой и П. В. Судоргиной над крысами показали, что животные, подвергнутые выработке и реализации условно-рефлекторной реакции страха, через одни сутки после выработки демонстрируют пониженную (по сравнению с контрольными животными) исследовательскую активность в новой камере. Такое снижение активности объясняется тем, что животное становится более осторожным из-за перенесённого негативного опыта. Более того, у животных, подвергнутых выработке условно-рефлекторной реакции страха, через сутки после опыта (он сопровождался разрядом электротока) при появлении нового стимула сильнее внимание и реакция замирания, чем у контрольных животных.

Примечания