Зависть
У этого термина существуют и другие значения, см Зависть (значения)
Зависть — эмоция, которая может возникать у человека в различных ситуациях. Она может быть как источником конфликтов, так и мощным стимулом для роста и развития. Зависть, это социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо, чем хочет обладать завидующий, но не обладает[1].
По Словарю Даля, зависть — это «досада по чужом добре или благе», завидовать — «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого». По Словарю Ушакова, вызывается «желанием иметь то, что есть у другого». Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье». В словаре русского языка Ожегова зависть определяется как «чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого»[2] .
Природа зависти: психологические аспекты
Зависть — это чувство, которое хотя бы однажды испытывал каждый человек. Тем не менее, люди стыдятся признаться в том, что они завидуют: зависть воспринимается в общественном сознании как порок. Истоки такого отношения как в религиозной традиции, относящей зависть к числу худших грехов, так и в тех негативных последствиях, которые это чувство способно вызывать. Завистник, как правило, испытывает депрессию, занимается «самоедством», а зачастую стремится унизить, опорочить и даже устранить соперника. Зависть разрушительна для личности, обрекает человека на постепенную изоляцию от окружающих[3].
Известно, что наиболее питательную среду зависть получает в застойном, косном обществе. Так как единообразие быта и идеологических установок, тождественность моральных чувств и похожесть мыслительных процессов, характерных для подобного общества, способствуют подавлению любого превосходства над общим уровнем[4].
Зависть, это состояние дискомфорта, вызванное у человека осознанием превосходства другого человека в какой-либо области. Зависть включает в себя чувство недовольства и желание обладать тем, что имеет другой человек. Зависть возникает из-за социального сравнения и стремления к самоутверждению.
Виды зависти
- Деструктивная (разрушительная) зависть
Это тот вид зависти, который приводит к отрицательным последствиям и межличностным конфликтам. Она порождает агрессию, стремление восстановить справедливость путем ущерба другому человеку и отрицания собственных недостатков.
Завистливый человек причиняет огорчения самому себе, словно своему врагу.Демокрит
- Конструктивная зависть
Это тот вид зависти, который способствует развитию и росту. Человек, испытывающий такую зависть, старается улучшить свои навыки и достижения, чтобы сравняться с теми, кому он завидует.
Зависть прочих художников всегда служила мне термометром успеха.Сальвадор Дали
Зависть как область интереса исследователей
Феномен зависти
Аристотель определял зависть как «некоторого рода печаль, являющаяся при виде благоденствия подобных нам людей». Сократ говорил, что зависть в среде дружественно настроенных нравственных людей устраняется тем, что они всё считают общим.
Философы Нового времени, такие как Ф. Гегель, И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. Ларошфуко, Б. Спиноза, А. Шопенгауэр внесли новые оттенки в изучение вопроса зависти, различая её причины и условия возникновения. Например, Фрэнсис Бэкон в своем «Эссе о гражданской и моральной жизни» писал, что никакая страсть так не околдовывает человека, как любовь и зависть. И кому не хватает собственного блага и достоинств, тот будет питаться чужим несчастьем, будет стараться нанести ущерб благополучию другого[5].
В католическом богословии зависть (лат. invidia), определяясь как «скорбь о благополучии ближнего», является одним из семи смертных грехов, потому что предполагает мысль о несправедливости установленного Богом порядка. Предостережения по поводу зависти содержатся уже в десятой заповеди Моисея из Нового Завета: «Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Исх., 17). И, конечно, главным прообразом зависти часто называют то, что двигало Каином, когда он убил своего брата[6].
В психологии проблемы зависти касались представители самых разных направлений. Зигмунд Фрейд придавал большое значение зависти и считал, что на фаллической стадии развития у мальчика развивается кастрационный комплекс, а у девочки — зависть к пенису, когда она обнаруживает, что этот орган у нее отсутствует. Зигмунд Фрейд в работе «Будущность одной иллюзии», а за ним Альфред Адлер в своем исследовании порядка рождения говорят о зависти, которая возникает у братьев и сестер по отношению друг к другу и рассматривают её влияние на развитие характера. Адлер также рассматривает зависть как явление, которое сопутствует стремлениям человека к власти и превосходству, а завистливость — как один из очевидных признаков неполноценности. Он даже постулирует, что зависть может «привести к тому, что человек будет получать удовольствие, причиняя своим ближним боль», но при этом настаивает на том, что в небольшой степени зависть может помогать нам продвигаться по жизни. Гордон Олпорт подчеркивал, что «разрушительные эффекты ненависти, тревоги и зависти в личной жизни — чрезвычайно важная проблема психической гигиены. Сложными путями такие индивидуальные состояния психики вмешиваются в международные отношения. Иногда человек с неразрешенной агрессивностью рассматривает войну как хорошее средство уклонения от семейных сложностей и охотно следует призыву под знамена. Иногда он видит во враге (оправданно или нет) причину своих страданий»[7].
В гуманистической теории личности Абрахама Маслоу зависть — пережиток психологического нездоровья, который препятствует самоактуализации.
Освещал в своих трудах проблему зависти и создатель логотерапии Виктор Франкл, указывая на то, что даже в условиях концлагеря минимальные преимущества одних заключенных над другими порождали зависть. Из этих наблюдений становилось понятно: больших привилегий иметь не обязательно, у зависти всегда может найтись причина[8].
Понимание зависти в древности
Стремление понять природу чувств и страстей изначально присуще человеку, с тех пор как людей стали волновать вопросы познания собственной сущности. Размышления о зависти мы встречаем у античных авторов: о зависти писали Платон, Аристотель, Ксенофонт. Зависть обличали «отцы Церкви», об этом чувстве рассуждали мыслители Нового времени: Декарт Р., Бэкон Ф., Спиноза Б., Ларошфуко Ф., Кант И. При этом философы в большей мере стремились дать моральную оценку зависти, нежели психологическое обоснование этого явления и его восприятия.
В классической древности зависть понималась через печаль, душевное расстройство, огорчение, досаду: «Зависть — огорчение по поводу благ, имеющихся у друзей в настоящем или бывших у них в прошлом» Платон. Платон считал зависть важнейшим пороком, препятствующим в продвижении к истинной добродетели. Аристотель писал, что зависть — есть «некоторого рода печаль, являющаяся при виде благоденствия подобных нам людей»[9] . Есть свидетельства, что древние греки признавали зависть, затем люди стали менее откровенными в отношении своих недостатков.
Возможно, одно из древнейших литературных описаний зависти дано в произведении Овидия «Метаморфозы». Там рассказывается, как Дедал, владеющий многими ремёслами, убил своего талантливого ученика Талоса, видя, что юноша очень способен и со временем превзойдёт своего учителя[9].
В Ветхом Завете само понятие зависти практически отсутствует. В Новом Завете, напротив, зависть и ревность упоминаются многократно. Всюду подчеркивается, что зависть греховна.
Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его.Библия. Ветхий завет
Ещё со времён Древней Греции существует миф о зависти Богов. Согласно ему Боги ревностно относятся к людской удаче, благополучию, богатству, любому человеческому счастью. Считалось, что если у человека что-то хорошо, то Боги могут наказать его из зависти. Пережитки этого мифа существуют и по сей день в виде различных предрассудков: люди боятся «сглазить», стучат по дереву, «плюют» через левое плечо и т. д. Кроме того, у представителей различных профессий есть свои приметы. Например, артисты стучат по сцене кулаком, прежде чем на неё выйти, диспетчеры аэропортов не покупают своим детям игрушечные самолётики — чтобы не уронили и т. д.
Французский мыслитель Франсуа Ларошфуко так писал о зависти: «Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться»[10].
В отечественной научной литературе изучению феномена зависти посвящено небольшое число работ. Причем большинство из них опубликовано уже в постсоветский период. Возможно, это связано с тем, что в Советском Союзе зависть воспринималась как порок, присущий миру капитала. По мнению Согомонова А. Ю., зависть плохо изучена, так как её исследование не умещается в узко сформулированные рамки предмета этики, социологии или психологии.[9] Следует также отметить, что эмпирических данных, раскрывающих сущность зависти, её детерминанты, явно недостаточно. Это, в свою очередь, создаёт необходимость разработки диагностического инструментария для изучения феномена зависти и представлений о нём[9][11].
Психологическая сущность зависти
Как отмечает Муздыбаев К., зависть — ущербное чувство. Оно пытается заполнить пустоту или какой-нибудь личностный недостаток, отсутствие психологического равновесия и гармонии[4]. Нисбет Р. считал, что если зависть широко распространена в популяции, то любое социальное согласие, проявление прав и свобод, справедливости совершенно невозможным. В целом, зависть оценивается как дезорганизующая сила, поэтому институализация зависти может быть признанием доминирования агрессивности, озлобленности, недоброжелательности в обществе. Зависть, если она свойственна многим членам общества, деформирует его целостность, вносит в социальную систему конфликты, сдерживает развитие и самоактуализацию как отдельных индивидов, так и социальных групп, социума в целом. Зависть — это качество, которое маскирует некомпетентность, ленность и другие деструкции. Но вместе с тем, как показывают психологические исследования, это качество деформирует целостное развитие личности, способствуя формированию таких качеств как скрытность, тревожность, одиночество, делает поведение человека неадекватным. В то же время, зависть, как правило, не свойственна людям самодостаточным, независимым, увлечённым своим собственным делом[4].
Известно, что явление зависти нередко возникает при необходимости политических реформ, социальных революций, для установления нового общественного порядка. При этом дореволюционные и послереволюционные фазы часто поддерживаются усилением мотивации зависти. Более того, ряд доктрин, такие, как эгалитаризм (требование равенства), демократия (требование народовластия, свободы и равенства граждан) также питают свою силу из чувства зависти. Демократия завистлива: «Именно зависть и побуждала демократические республики отменять титулы, почётные звания, ордена. Они очень гордятся этой отменой. Однако место графов и маркизов заняли генералы и доктора наук»[4] .
Но политик, эксплуатирующий зависть, играет на предубеждениях людей, разжигает между ними ненависть, сеет конфликты в обществе. Как заметил Шоек: «Общество, которое поднимает среднего завистливого человека на положение законодателя, неспособно функционировать»[4].
Для зависти характерна полярность в обладании ценностями, когда один полюс представляет неимущий завистник, а другой — имущий индивид, вызывающий зависть. Полюса эти связаны друг с другом. Как правило, человек, которому завидуют, не подозревает о зависти, поскольку внешне она безмолвствует, тогда как внутри всегда на взводе. Завистник может поддерживать длительные партнерские отношения с тем, кому он завидует. Он сравнивает себя со своим визави, убеждается в его материальном, физическом и интеллектуальном превосходстве. Загипнотизированный совершенством своего партнёра, завистник внезапно ощущает болезненное чувство. «Ведь получается, что я хуже его», — говорит он себе.
Таким образом, зависть заявляет о себе при появлении подходящего объекта, выступающего в роли внешнего возбудителя, требующего разрядки. Однако чувство зависти гнездится в душе завистника, которого преследуют самоистязательные и саморазрушительные фантазии. Он угрюм, он страдает под бременем тяжких размышлений. Зависть отравляет его, подтачивает его изнутри, паразитируя на душе, словно червь[12] . Очень завистливый человек ненасытен, он никогда не будет удовлетворен, потому что его зависть идёт изнутри, и всегда найдётся объект её приложения.[13] . Муздыбаев Куанышбек, обобщая различные точки зрения на это явление, считает, что понятие зависти включает: восприятие человеком чьего-то превосходства; чувство досады, огорчения, унижения; неприязненное отношение (ненависть) к тому, кто его превосходит; желание или причинение ему вреда; лишения его предмета зависти.
Уровни проявления зависти
- сознания (осознание более низкого своего статуса, который его не устраивает);
- эмоционального переживания (чувство досады, раздражения, злобы, агрессии и др.);
- реального поведения (разрушение, устранение предмета зависти или силовое овладение им).
Ещё Бэкон отмечал, что зависть может принимать деструктивную форму поведения: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию»[5] . Агрессивно-разрушительный поведенческий компонент в интерпретации зависти более явно обозначен позже у Декарта: «Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражён, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других»[14] .
Зависть может принимать форму ярко выраженной и направленной вовне ненависти. Завистник втайне пытается навредить тому, кому он завидует. Зачастую завистник не ограничивается одним человеком; он изводит открытыми упреками и язвительными замечаниями тех, кто попадается ему под горячую руку. Нередко под горячую руку попадает супруг, дети, которые вынуждены выслушивать постоянные, скептические замечания и терпеть вспышки раздражения недовольных собой завистников, жертвующих близкими. Они оскорбляют, используют и компрометируют своих партнеров, детей, друзей, клевещут на них. Плетя коварные интриги, завистники стремятся компенсировать свои страдания. В данном случае зависть принимает форму причинения вреда окружающим.
С психологической точки зрения зависть может быть понята и как эмоция (ситуативная зависть), и как чувство (устойчивая зависть), и как страсть (всеохватывающая зависть)[9] .
С точки зрения психоанализа самым первым объектом зависти становится кормящая грудь, поскольку младенец ощущает, что она обладает всем, что ему нужно, и что существует неограниченный поток молока и любви, который грудь оставляет для собственного удовлетворения. Затем зависть находит себе другие объекты. Один из глубочайших источников вины всегда связан с завистью к кормящей груди и с чувством порчи её добра своими завистливыми нападками.[13] .
Психоанализ свидетельствует о том, что зависть, которую испытывает младенец к материнской груди, к этому неисчерпаемому источнику, к этой молочной реке с кисельными берегами, отзывается во взрослом возрасте. Известный психоаналитик Мелани Кляйн впервые заговорила о деструктивном влиянии младенческой зависти, которое выявляется в процессе психоаналитического лечения детей; в настоящее время это общепризнанный факт[13]. Кроме того, подобная зависть заявляет о себе и в процессе психоаналитической терапии взрослых людей.
О зависти у детей можно с полным основанием сказать то же, что говорит Монтень о лживости: «Она растет вместе с ними»[15] . Взрослые способствуют развитию зависти у ребёнка тем, что потакают его желаниям, своим личным примером (так как сами завистливы)[15].
Ни одна страсть не околдовывает человека так, как любовь и зависть.Ф.Бэкон
Жизнь с завистью
Можно попытаться превратить зависть в здоровую конкуренцию. Вместо того чтобы зариться на чужую собственность и расходовать все силы на зависть, мы могли бы, следуя мысли Гёте, постараться самостоятельно получить то, чем желаем владеть. Необходимо критически анализировать сложившуюся ситуацию всякий раз, когда возникает соблазн недооценивать собственные и переоценивать чужие возможности. Завистнику следовало бы обратить внимание на собственные преимущества, которые он не замечает, зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть. Так, женщина, завидующая превосходству мужчин и их лидирующему положению в обществе, может произвести «переоценку ценностей» и открыть для себя преимущества, которые таит в себе её невостребованная женственность[16].
Разумеется, различия между людьми от этого не исчезнут. Поэтому идея общества, свободного от зависти, — это утопия. Однако родители способны воспитать у своих детей чувство собственного достоинства. Несмотря ни на что, надо стараться не показывать детям пример преувеличенного карьеризма, основанного на зависти. Это лучший способ её предотвращения. Несомненно, успех предприятия зависит также от более или менее стабильных условий существования семьи. Однако заботиться об этом — задача государства. Что же касается уверенности в собственных силах, то это личная задача каждого из нас .
На социальном уровне методами сдерживания зависти могут служить: учреждение позитивных законов, культивирование уважения к индивидуальной свободе, терпимости к различиям, раскрытие в средствах массовой коммуникации порочности зависти, наконец, религия, проповедующая отказ от соблазна покушаться на чужое.
Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье.Достоевский Ф.М
На индивидуальном уровне также существует ряд способов её нейтрализации. В некоторых странах менеджеры не афишируют размеры заработной платы сотрудников, чтобы не вызвать чувство зависти. Тормозит возникновение чувства зависти самоконтроль и самовоспитание. Сэмьюэл Джонсон, знавший годы лишения и бедность, оказывается, так боялся роста в нём духа зависти, что умышленно культивировал в себе гордость и милосердие, которые, как он считал, должны блокировать появление зависти. По мнению Нисбета, Джонсон был необычайно свободен от зависти.
Зависть может доставлять серьёзные неудобства, заставлять испытывать стыд и отчаяние. Она мешает строить здоровые отношения с людьми, в семье и на работе. Влияет на самочувствие. Негативные переживания забирают очень много сил, поэтому часто завистливые люди вынуждены прибегать к определённым моделям поведения, якобы спасающим их от разъедающей зависти[17].
Вот некоторые из них:
Чтобы не испытывать зависть и злость по отношению к тому, кто живёт «лучше», человек может перестать общаться с тем, кому завидует, заблокировать его во всех средствах связи, стараться не ходить в места, где возможна встреча.
Унижение достоинств и принижение значимости достижений другого человека. Завистник может прибегать ко множеству изощрённых способов того, как объяснить незначительность успехов друга, коллеги, соседа.
- Вызывание зависти у других
Иногда человек начинает намеренно общаться с теми людьми, которые по его мнению ниже его по каким-то параметрам и (опять же, по его мнению) должны ему завидовать. Так он старается компенсировать свои негативные эмоции.
Действия из мести могут быть так хорошо замаскированы, что увидеть их в других и в себе порой очень сложно. Мы можем специально проводить время с человеком, которому завидуем, чтобы чаще иметь возможность высмеивать его перед другими.
Преодоление зависти
Возникновение зависти великий нидерландский философ Спиноза связывал с переживаниями, которые человек испытывает, видя удачи и успехи другого. С некоторых пор это чувство довольно сильно распространилось в нашем обществе. Оно отравляет существование, как самому человеку, который испытывает это чувство, так и окружающим его людям.
Чтобы выбраться из психологического капкана зависти, наверное, не следует постоянно сравнивать свои достижения с достижениями своего соседа или коллеги. В японской национальной культуре чувство зависти в обществе к кому-либо распространено довольно незначительно. Это происходит потому, что в традициях японского воспитания принято сравнивать своего ребёнка не с другими, а с самим собой, сколько он смог добиться по сравнению с каким-то прошлым периодом своей жизни.
Такой подход не даёт развиться чувству зависти, в противоположность другому, когда мы в своей культуре успехи одного человека ставим в укор другому. Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству.
Но с другой стороны можно чувство зависти сделать источником для своего личностного роста, видя как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности. Напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы — это ли не хорошее занятие для достойного человека?
Не завидуй кому-то, просто возьмись и добейся еще большего!
Человек, который может без зависти наслаждаться творческой работой и счастьем других людей, свободен от мук зависти, обид и преследования. Поскольку зависть — это источник большого несчастья, относительная свобода от неё, видимо, является подоплёкой благополучных и мирных состояний души и, в конце концов, психического здоровья. Это также, на самом деле, основа внутренних ресурсов и жизнерадостности, которые мы видим у людей, способных даже после больших несчастий и душевной боли восстанавливать душевный покой. Это отношение, которое включает благодарность за удовольствие в прошлом и наслаждение тем, что может дать настоящее, и проявляет себя в прояснённости, безмятежности, просветлённости. Пожилым это позволяет примириться со знанием, что молодость не вернётся, и получать удовольствие и испытывать интерес к жизни молодых. Хорошо известный факт, что родители заново проживают свои жизни в детях и внуках, если это не является проявлением чрезмерного собственничества и искажённых амбиций, — иллюстрирует это.[13]
Можно попытаться превратить зависть в здоровую конкуренцию. Вместо того чтобы зариться на чужую собственность и расходовать все силы на зависть, мы могли бы, следуя мысли Гёте, постараться самостоятельно получить то, чем желаем владеть. Необходимо критически анализировать сложившуюся ситуацию всякий раз, когда возникает соблазн недооценивать собственные и переоценивать чужие возможности. Завистнику следовало бы обратить внимание на собственные преимущества, которые он не замечает, зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть. Так, женщина, завидующая превосходству мужчин и их лидирующему положению в обществе, может произвести «переоценку ценностей» и открыть для себя преимущества, которые таит в себе её невостребованная женственность.
Разумеется, различия между людьми от этого не исчезнут. Поэтому идея общества, свободного от зависти, — это утопия. Однако родители способны воспитать у своих детей чувство собственного достоинства. Несмотря ни на что, надо стараться не показывать детям пример преувеличенного карьеризма, основанного на зависти. Это лучший способ её предотвращения. Несомненно, успех предприятия зависит также от более или менее стабильных условий существования семьи. Однако заботиться об этом — задача государства. Что же касается уверенности в собственных силах, то это личная задача каждого из нас.
На социальном уровне методами сдерживания зависти могут служить: учреждение позитивных законов, культивирование уважения к индивидуальной свободе, терпимости к различиям, раскрытие в средствах массовой коммуникации порочности зависти, наконец, религия, проповедующая отказ от соблазна покушаться на чужое.
Труднее всего человеку дается то, что дается не ему.Жванецкий, М.
На индивидуальном уровне также существует ряд способов её нейтрализации. В некоторых странах менеджеры не афишируют размеры заработной платы сотрудников, чтобы не вызвать чувство зависти. В итоге считается даже неприличным задавать вопросы о доходах. Тормозит возникновение чувства зависти самоконтроль и самовоспитание. Сэмюэл Джонсон, знавший годы лишения и бедность, оказывается, так боялся роста в нем духа зависти, что умышленно культивировал в себе гордость и милосердие, которые, как он считал, должны блокировать появление зависти. По мнению Нисбета, Джонсон был необычайно свободен от зависти.
Заключение
Зависть — ущербное чувство, оно пытается заполнить пустоту или компенсировать недостаток. Стойкая зависть порождается отсутствием внутреннего мировозренческого и психологического равновесия, гармонии. Она не возникает или реже возникает у независимой, самодостаточной, непредубеждённой личности, увлечённой собственными, а не чужими делами. Однажды, беседуя с одним человеком, Унамуно сказал ему: «Самая для меня симпатичная ваша черта то, что я ни разу не заметил у вас и намёка на завистливость». «На зависть у меня просто не хватало времени, — ответил его собеседник. — Меня так занимает дорога, по которой я иду, и так волнует вопрос, куда она меня приведёт, что не остаётся времени глядеть по сторонам, на чужие дороги, и бояться, не продвигается ли по ним кто-нибудь быстрее, чем я по своей»[4].
Примечания
- ↑ Шёк, Гельмут. Зависть: Теория социального поведения / Пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. — М.: ИРИСЭН, 2010. — 544 с.
- ↑ Ожегов С. И. . Словарь русского языка. — Советская энциклопедия, 1972. — 846 с.
- ↑ Мишучкова И. Н. Психология зависти .
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Муздыбаев К. Психология зависти / Психологический журнал № 6. — 1997.
- ↑ 5,0 5,1 Бэкон Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические. Сочинения в 2-х т.. — М.,, 1978. — С. Т. 2.
- ↑ Книга Бытия, 4 глава. Каин и Авель . Энциклопедия Кругосвет.
- ↑ Олпорт Гордон. Становление личности .
- ↑ Франкл, Виктор. ["Проблема зависти" URL: https://studentopedia.ru/psihologiya/problema-zavisti--logoterapiya-v--frankla---zlo-kak-fenomen.html Проблема зависти] . Логотерапия В. Франкла. Дата обращения: 5 мая 2023.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Согомонов А. Ю. Феноменология зависти в Древней Греции / Ред. Гусейнов А.А.. — М.,: Этическая мысль: науч.-публицист. чтения, 1990..
- ↑ Франсуа де Ларошфуко. цитата .
- ↑ .
- ↑ Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей.. — СПб,, 1998.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 Кляйн М. Зависть и благодарность.Исследование бессознательных источников. — СПб., 1997.
- ↑ Декарт Р. Страсти души. Сочинения в 2-х т.. — М.,, 1989. — С. Т. 1..
- ↑ 15,0 15,1 Перэ Б. Нравственное воспитание начиная с колыбели. — М.,, 1910.
- ↑ Куттер П. Природа ревности и зависти, психоаналитические воззрения. .
- ↑ Л. Росс, Р. Нисбетт. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. — М.,: «Аспект Пресс», 1999.
Литература
- 1.Муздыбаев К. Психология зависти // Психологический журнал. № 6, 1997.
- 2.Бэкон Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические. Сочинения в 2-х т. М., 1978. Т. 2
- 3.Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб, 1997.
- 4.Декарт Р. Страсти души. Сочинения в 2-х т. М., 1989. Т. 1.
- 5.Демина Л.Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы. http://irbis.asu.ru/mmc/demina/2.2.7.ru.shtml <25.10.2003>
- 6.Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. СПб, 1998.
- 7. Согомонов А. Ю. Феноменология зависти в Древней Греции / Этическая мысль: науч.-публицист. чтения. Ред. Гусейнов А.А. М., 1990.
- 8.Перэ Б. Нравственное воспитание начиная с колыбели. М., 1910.
- 9.Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Советская энциклопедия, 1972.- 846с.