Кант, Иммануил

Материал из «Знание.Вики»
Иммануил Кант
нем. Immanuel Kant
Кант на картине Иоганна Готлиба Беккера (1768)Кант на картине Иоганна Готлиба Беккера (1768)
Дата рождения 22 апреля 1724(1724-04-22)
Место рождения Кёнигсберг, Пруссия
Дата смерти 12 февраля 1804(1804-02-12) (79 лет)
Место смерти Кёнигсберг, Пруссия
Страна  Королевство Пруссия (1724—1758; 1762—1804)
 Российская империя (1758—1762)
Язык(и) произведений немецкий
Школа/традиция кантианство
Направление немецкая классическая философия
Период философия XVIII века
Основные интересы эпистемология, метафизика, этика
Значительные идеи категорический императив, трансцендентальный идеализм, трансцендентальное единство апперцепции, способность суждения, вечный мир
Оказавшие влияние Платон, Беркли, Вольф, Тетенс, Хатчесон, Монтень, Юм, Декарт, Лейбниц, Локк, Мальбранш, Ньютон, Руссо, Спиноза
Испытавшие влияние Рейнгольд, Якоби, Мендельсон, Бердяев, Гербарт, Соломон Маймон, Фихте, Бранкович, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Фриз, Гельмгольц, Коген, Наторп, Виндельбанд, Риккерт, Риль, Файхингер, Кассирер, Гуссерль, Хайдеггер, Пирс, Витгенштейн, Апель, Стросон, Куайн, Фуко, Делёз, Хабермас, Ницше

Кант Иммануи́л (нем. Immanuel Kant, 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия, ныне Калининград — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, создатель концепции трансцендентального идеализма. Преподавал в Кёнигсбергском университете в качестве приват-доцента и профессора; читал лекции по философии, математике, физике, географии, антропологии. В 1786 и 1788 годах избирался ректором университета[1].

Биография

Детство

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кёнигсберге, современном Калининграде. Согласно «Старому прусскому альманаху» мальчику при рождении дали имя Эмануил, но позже он поменяет имя на Иммануил, так как, по его мнению, такая версия была ближе к древнееврейскому оригиналу имени, которое означает «с нами Бог».

Иммануил Кант родился в семье шорника Иоганна Георга Канта (1683—1746) и Анны Регины Кант (1697—1737), урожденной Рейтер, дочери кёнигсбергского шорника. Иоганн Георг Кант, уроженец Тильзита, и Анна Регина заключили брак 13 ноября 1715 года, который позволил Иоанну Канту сделать карьеру ремесленника и войти в гильдию. Поскольку гильдии строго регулировали количество тех, кто мог открыть в городе свое дело, стать мастером-ремесленником можно было двумя способами — родиться сыном мастера или жениться на его дочери[2].

Иммануил стал четвёртым ребёнком в семье Кантов, но к моменту его рождения в живых осталась лишь пятилетняя сестра. На его крещение Анна Регина написала в книге молитв: «Да хранит его Господь милосердный до последнего вздоха, во имя Иисуса Христа, Аминь»[3].

Мои родители (из сословия ремесленников) были абсолютно честными, добродетельными и порядочными. Они не оставили мне состояния (но не оставили и долгов). Кроме того, они дали мне образование, наилучшее с нравственной точки зрения. Каждый раз, когда я думаю об этом, меня охватывает чувство огромной благодарности.

— Черновик письма Линдблому, 13 октября 1797 года

Обучение и начало карьеры

Своё обучение Кант начинал в начальной школе при госпитале Святого Георга, расположенной неподалеку от родительского дома. Значительную роль в дальнейшем образовании сыграл доктор теологии, священник Франц Альберт Шульц (1692—1763), который впоследствии стал ректором Кёнигсбергского университета. В то время, когда Шульц был священником, мать Канта вместе с детьми посещала его занятия по Библии и проповеди. Сам Шульц, бывая в доме Кантов, заметил одаренность маленького Иммануила и рекомендовал его отцу отправить сына в одну из лучших школ Кёнигсберга. Поэтому в возрасте восьми лет он был определен в латинскую школу «Фридрихс-Коллегиум» (Collegium Fridericianum) — гимназию имени Фридриха, названную так в 1703 году в честь короля Пруссии Фридриха I[4].

Сам Шульц в 1733 году стал директором этой школы, а затем профессором Кёнигсбергского университета, как раз в те годы, когда в нём начал учиться Иммануил Кант и, таким образом, он сопровождал Канта на протяжении всего пути обучения и карьеры.

С весны 1732 года по 1740 год Кант осваивал основные предметы, которые преподавали в гимназии: религия (лютеранский катехизис, Библия), латинский язык, а также древнееврейский и греческий для чтения на языке оригинала текстов Ветхого и Нового заветов. Кроме этого, к числу обязательных предметов относились география, история, немецкий язык, а в старших классах логика и философия. Из математики в обязательные занятия входил только счёт, остальные дисциплины относились к факультативным и преподавалась за отдельную плату. Занятия проходили с семи часов утра и и продолжались до четырёх часов пополудни. Кант нравились занятия по латыни и классической латинской литературе, а о преподавании философии, логики и математики в гимназии в зрелом возрасте Кант высказывался отрицательно[3].

Профессор Шульц также содействовал поступлению Канта в Кёнигсбергский университет и в 1740 году в возрасте 16 с половиной лет он был принят в студенты. Согласно нормативу, заложенным основателем Кенигсбергского университета, молодые люди из бедных семей, чьи способности внушают на надежду и могут быть полезны государству, должны обучаться бесплатно. В этом же году взошёл на прусский престол Фридрих II, о котором Кант потом скажет, что «наш век есть век просвещения, или век Фридриха»[5].

Так как материальное положение семьи ухудшилось, Иммануил переехал из родительского дома на съёмную квартиру и стал зарабатывать на жизнь уроками латинского языка. Начало учёбы для Канта означал переход из гильдии ремесленников в «академическую гильдию», а значит продвижение к высшему социальному слою.

Домашнее преподавание и ранние философские работы

Обложка немецкого издания первого труда И. Канта

Значимым событием для Канта, сформировавшим его научные взгляды, стала встреча с профессором Мартином Кнутценом (1713—1751), физиком и философом вольфианской школы. Профессор привил Канту увлечение ньютоновской физикой, познакомив его с главным трудом Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии». Многое в философском творчестве Канта объясняется его увлечением ньютоновской механикой[3]. Так, первая научная работа Канта — «Мысли об истинной оценке живых сил» — была посвящена формуле количества движения, в которой Кант пытался разрешить спор Декарта и Лейбница, декларируя позицию независимости исследователя физических и философских вопросов от авторитетов. Работа была представлена философскому факультету в летнем семестре 1746 году и издана в 1747 году на деньги дяди Канта — сапожника Рихтера[3].

В 24 марта 1746 году умер отец Канта и материальное положение семьи резко ухудшается. Георг Кант, ранее переживший инсульт, оставил большую семью: сестёр 17 и 14 лет и 9-летнего брата Канта. Поэтому, вскоре после этого Кант оставил университет, не сдав выпускных экзаменов и не защитив диссертацию на степень магистра, и начал зарабатывать домашним преподаванием, чем занимался почти десять лет.

До 1750 года он работал был дом реформистского священника Адерша в деревне Юдтшен (сейчас пос. Весёловка Гусевского района), а затем стал домашним учителем в доме майора Бернхарда Фридриха фон Хюльзена в Гросс-Арнсдорфе (нем. Groß Arnsdorf) между Эльблонгом (Ельбингом) и Оструде (Остерроде)[6]. Третьим местом работы для Канта стало имение графов Кайзерлингов Раутенбург в округе Тильзит-Нидерунг, однако некоторые исследователи, например, философ, последователь неокейнсианства Карл Форлендер, высказывают сомнения относительно этого факта. В августе 1754 года Иммануил Кант вернулся в Кёнигсберг. За время домашнего учительства Кант совершенствовал своё образование путём чтения книг и размышлениям, посвящённым философским и естественнонаучным проблемам, что позволило ему в течение одного года защитить две диссертации. Уже в 1755 году он анонимно опубликовал свою естественнонаучную работу «Всеобщую естественную историю и теорию неба», в которой объяснил конституционное и механическое происхождение Вселенной на основе ньютоновских принципов[7].

В апреле этого же года Кант защитил латинскую диссертацию «Об огне» и получил степень магистра, а в июне — докторскую степень за латинскую диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания», которое стало его первой чисто философской работой. Он получил звание приват-доцента философии, что дало ему право преподавать в университете.

Университетская деятельность Канта

Дальнейшая жизнь Канта связана с Кёнигсбергским университетом, с этого момента начинается период в жизни, который получил у его биографов название годов «элегантного магистра», продлившийся до 1764 года. Зимой 1755 началась лекционная деятельность Канта, где он читал курс логики, математики и метафизики. В следующем семестре сферу его деятельности расширят курсы лекций по физической географии и по общему естествознанию. В дальнейшем он будет читать также лекции по этике, механике, теоретической физике, арифметике, геометрии и тригонометрии. Объём лекционных часов в неделю мог доходить до 34-36, что было продиктовано необходимостью заботиться о средствах к существованию. За этот период он публикует ряд небольших работ, а 1756 году он защищает ещё одну диссертацию по теме «Физическая монадология» и получает на занятие должности ординарного профессора. В том же году он подает прошение королю о занятии должности профессора логики и метафизики, освободившейся после смерти одного из его учителей Мартина Кнутцена. Однако получает отказ.

Определенное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией, в результате которой Кёнигсберг был захвачен русскими войсками, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете Петровне. Кант принёс присягу вместе с другими преподавателями университета. Русское присутствие принесло в жизнь Кенигсберга некоторую роскошь и оживление светских форм общения. Это не прошло бесследно и для Канта, который именно в это время формирует свой образ элегантного магистра. В эти годы улучшилось даже материальное положение Канта, поскольку русские офицеры не только посещали его лекции, особенно, по математике, но он давал им частные уроки, которые хорошо оплачивались. В эти же годы Кант входит в круг общения графов фон Кайзерлинг, игравших важную роль в культуре тогдашнего Кенигсберга. Тёплые отношения у него установились с графиней фон Кайзерлинг, в которой он видел «идеал женщины». Отношения с графиней он поддерживал около 30 лет. После ее смерти в 1791 году он назовет её «украшением своего пола».

В декабре 1758 года в университете освободилось место профессора логики и метафизики и Кант выставил свою кандидатуру по настоянию Шульца, который занимал пост профессора богословия и ректора университета. В результате Академический совет из пяти кандидатов выбрал двух — математика Бока и Канта. Однако Бок был старше по возрасту и по преподавательскому стажу, поэтому получил эту должность.

В 1770 году Кант же получил постоянное место профессора логики и метафизики. Дважды, в 1786 и 1788 годах он был ректором Кенигсбергского университета. В 1783 году Кант купил свой дом на Принцессин-штрассе, недалеко от Королевского замка. Именно в этом доме жизнь его приняла окончательные очертания. В нем проходили знаменитые обеды, оттуда он выходил на свои не менее знаменитые прогулки[3].

Последние годы (1794—1804)

В 1794 году Кант стал почетным членом Российской академии наук[8].

Конец творческого пути Иммануила Канта пришёлся на конец XVIII века, когда в 1799 году его ум, ввиду старости, стал постепенно слабеть, что особенно проявилось в последние два года жизни философа, а к самому себе в беседе с некоторыми из приятелей он просил относиться «как к ребёнку»[6]. Ослабление мыслительной деятельности проходило на фоне протекания проблем медицинского характера: массовое выпадение зубов, дисфункция выделительной системы, потеря вкуса и обоняния, общий упадок сил, а начавшиеся проблемы со зрением затрудняли возможность читать, что для Канта было крайне травмирующим. Всё это привело к формированию у Канта желания умереть: он многократно жаловался, что не знает, как и зачем ему жить, если он больше не может быть полезен миру[9].

С 1803 года состояние Канта ухудшилось: в последнюю зиму ко всему прочему добавились пугающие слуховые галлюцинации, а также ночные кошмары[10]. Это привело к тому, что в последние годы Кант уклонялся от встреч с посторонними.

Однако Кант ждал своего 80-го дня рождения. За несколько недель до смерти, когда ухаживающий за ним Васянский сказал, что «В этот день все ваши друзья вновь соберутся вокруг вас и выпьют за ваше здоровье бокал шампанского», философ не стал ждать: «Это должно произойти сегодня же». Его воля была исполнена, он пил за здоровье своих друзей и в тот день был «довольно весел»[10].

В последние недели и дни жизни, когда Кант уже слабо понимал, что ему говорят, и с трудом говорил на бытовые темы, он, тем не менее, мог общаться по научным вопросам.

Смерть и погребение

Памятник Канту рядом со зданием корпуса № 3 БФУ на Университетской улице, (изготовлен по авторской модели Рауха в 1992 году).

Кант умер 12 февраля 1804 года, произнеся перед смертью Es ist gut («Это хорошо»). Его незаконченная заключительная работа была опубликована как Opus Postumum. При жизни Кант всегда представлял собой любопытную фигуру из-за своих скромных, строго регламентированных привычек, которые были названы «подобными часам». Генрих Гейне отмечал масштабность «его разрушительных, сокрушающих мир мыслей» и считал его своего рода философским «палачом», сравнивая его с Робеспьером, отмечая, что оба мужчины «в высшей степени представляли тип провинциального буржуа. Природа предназначила им взвешивать кофе и сахар, но судьба определила, что они должны взвешивать другие вещи, и положила на весы одного короля, на весы другого бога».

В 1880 году останки Канта были эксгумированы и перезахоронены в профессорском склепе — неоготическая часовня — Кафедрального собора, когда при эксгумации измерили его череп, то обнаружили, что он больше, чем у среднестатистического мужчины, с «высоким и широким» лбом. Его лоб был объектом интереса с тех пор, как стал хорошо известен благодаря его портретам: на портрете Деблера и на его точном, хотя и экспрессионистском воспроизведении Кифера — а также на многих других портретах Канта конца восемнадцатого и начала девятнадцатого века — лоб удивительно большой и явно отступающий.

Могила Канта в Калининграде, Россия

Мавзолей Канта примыкает к северо-восточному углу Кенигсбергского собора в Калининграде, Россия. Мавзолей был построен архитектором Фридрихом Ларом и был закончен в 1924 году, как раз к двухсотлетию со дня рождения Канта. С годами часовня обветшала и была снесена, чтобы освободить место для мавзолея, который был построен на том же месте. Гробница и её мавзолей одни из немногих артефактов времен Германии, сохраненных советами после захвата города во время Второй мировой войны.

Предметы быта, ранее принадлежавшие Канту, были включены в городской музей Кёнигсберга, однако музей был разрушен во время войны. Точная копия статуи Канта, которая во времена Германии стояла перед главным зданием Университета Кенигсберга, была подарена немецкой организацией в начале 1990-х годов и установлена на той же территории. В настоящее время преемником Кёнигсбергского университета, где преподавал Кант, стал Балтийский федеральный университет, 23 мая 2005 года ему было присвоено имя философа Иммануила Канта[11].


«Критический» период творчества

Первое издание «Критики чистого разума» вышло 1781 году в Риге в издательстве И. Ф. Харткноха, оно является одним из трёх основных сочинений Канта критического периода его творчества[12].

Второе издание вышло в 1787 году. В нём автор значительно переработал ряд разделов: «О дедукции чистых рассудочных понятий», «О паралогизмах чистого разума» и другие, и добавил некоторые новые части: «Об опровержении идеализма», «Трансцендентальной аналитики» и другие. В силу этого некоторыми исследователями издания нередко рассматриваются как относительно самостоятельные трактаты с разными философскими акцентами и разной направленностью.

Большая часть его последующих работ была сосредоточена на других областях философии, но в них Кант продолжал развивать моральную философию, прослеживается она и в «Критике практического разума» (известной как вторая критика) 1788 года и «Метафизике морали» 1797 года. В Критике суждения 1790 года (третья критика) система Канта была применена к эстетике и телеологии. Именно в этой критике Кант написал одно из своих самых популярных высказываний: «абсурдно надеяться, что в будущем появится другой Ньютон, который сделает понятным для нас выращивание травинки в соответствии с законами природы».

В 1792 году публикация философского труда Канта — второй из четырёх частей «Религии в рамках голого разума» - в журнале «Berlinische Monatsschrift» встретила противодействие со стороны королевской цензурной комиссии, которая была создана из-за начавшейся Французской революции. Чтобы избежать теологической цензуры Кант опубликовал все четыре части произведения одной книгой посредством философского факультета Йенского университета, за что впоследствии он получил, ставший знаменитым, выговор от короля.

Тем не менее, в 1794 году Кант опубликовал второе издание, и цензурная комиссия добилась издания королевского приказа, который требовал, чтобы Кант никогда не публиковал и даже публично не говорил о религии. Свой ответ на выговор короля Кант внёс в предисловие к трактату «Спор факультетов». В это же время он пишет ряд эссе по истории, религии, политике и другим темам, снискавших широкую популярность у современников. Эти работы утвердили выдающийся статус Канта в философии XVIII века. Существовало несколько журналов посвященных исключительно защите и критике философии Канта.

Философия

Бюст Канта работы Эмануэля Барду, 1798

Как и многие его современники, Кант был сильно впечатлен научными достижениями, достигнутыми Ньютоном и другими. Это новое свидетельство силы человеческого разума поставило под сомнение для многих традиционный авторитет политики и религии. В частности, современный механистический взгляд на мир поставил под сомнение саму возможность морали; ибо, если нет воли, не может быть никакой ответственности.

Цель критического проекта Канта — защитить автономию человека, основу религии и морали, от этой угрозы механизма — и сделать это таким образом, чтобы сохранить достижения современной науки. В «Критике чистого разума» Кант резюмирует свои философские проблемы в следующих трех вопросах:

  1. Что я могу знать?
  2. Что мне делать?
  3. На что я могу надеяться?

Критика чистого разума фокусируется на первом вопросе и открывает концептуальное пространство для ответа на второй вопрос. В нем утверждается, что, хотя мы не можем строго знать, что мы свободны, мы можем — и для практических целей должны — думать о себе как о свободных. По собственным словам Канта, «мне пришлось отрицать знание, чтобы освободить место для веры». Наша рациональная вера в мораль получила дальнейшее развитие в Основах метафизики морали и Критике практического разума.

Статуя Канта в Школе философии и гуманитарных наук (FAFICH) Федерального университета Минас-Жерайс (UFMG), Белу-Оризонти, Бразилия

Влияние

Философия Канта оказала громадное воздействие на последующее развитие европейской философской мысли. Он заложил основы немецкой классической философии — немецкого идеализма — представителями которого стали концепции Иоганна Фихте, Фридриха В. Шеллинга, Георга Гегеля. Кроме этого, влияние кантовской школы испытали Фридрих Шиллер и Артур Шопенгауэр — представители йенского романтизма. Под знаком возвращения к методологии Канта в Германии и других европейских странах складываются во второй половине XIX века различные школы неокантианства. Проблематика идей Канта остаётся актуальной для большинства философских направлений XX века — феноменологии, экзистенциализма, аналитической философии и другие[13].

Однако несмотря на успех Канта и его широкое признание, философское течение двигалось в другом направлении. Многие из наиболее важных учеников и последователей Канта, такие как Рейнгольд и Фихте, трансформировали позицию Канта во все более радикальные формы идеализма. Постепенные этапы пересмотра учения Канта ознаменовали возникновение немецкого идеализма. Однако Кант выступил против этого развития событий и публично осудил Фихте в открытом письме в 1799 году. Это был один из его последних актов, излагающий позицию по философским вопросам.

Фридрих Ницше, "Веселая наука":

«Кант хотел шокирующим для “всего мира” способом доказать, что “весь мир” прав: в этом заключалось тайное остроумие этой души. Он писал против ученых в пользу народного предрассудка, но для ученых, а не для народа».

В 1800 году Готтлоб Бенджамин Йеше, ученик Канта, опубликовал руководство по логике для учителей под названием Logik, которое он подготовил по просьбе Канта. При этом Готтлоб использовал копию учебника логики Георга Фридриха Мейера под названием Auszug aus der Vernunftlehre, в котором Кант написал множество заметок и аннотаций. Логика считалась фундаментально важной для философии Канта и её понимания. Американский философ и логик XIX века Чарльз Сандерс Пирс заметил в неполном обзоре английского перевода «Введения в Logik» Томаса Эбботта, что «вся философия Канта основана на его логике». Кроме того, Роберт Широкауэр Хартман и Вольфганг Шварц написали во введении переводчиков к их английскому переводу «Логики»: «Её важность заключается не только в её значении для „Критики чистого разума“, вторая часть которой представляет собой повторное изложение фундаментальных принципов „Логики“, но и в её месте во всей работе Канта».

Память

Музей

Музей Канта, посвящённый жизни и творчеству философа, размещается в здании Кафедрального собора. В 2005 году

Также при Калининградском государственном университете, который был переименован в федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет имени Иммануила Канта», а с 2010 года в Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, имеется кабинет-музей Иммануила Канта[14]. [15]

Дом музей Канта располагается и в отреставрированном доме протестантского пастора Даниэля Андерша в посёлке Веселовка (бывший Юдтшен), где в 1747—1751 годах Кант служил домашним учителем детей пастора. Музей располагается в объекте культурного наследия регионального значения "Ансамбль «Усадьба пастора прихода Юдшен, связанная с жизнью и деятельностью философа Иммануила Канта, XVIII—XIX веков», действует также как площадка для семинаров, лекториев и других тематических мероприятий[16].

Памятник

В Калининграде 1992 году был восстановлен памятник философа, созданный по скульптуре созданной в Берлине по проекту Христиана Даниэля Рауха в 1857 году. Открытие памятника состоялось в день шестидесятилетия со дня смерти философа. Памятник бесследно исчез во время Второй Мировой войны, но восстановлен и открыт 27 июня 1992 года на Парадеплатц перед зданием Кёнигсбергского университета, ныне — сквер перед зданием Балтийского федерального университета.

300-летний юбилей (2024)

Президент России Владимир Путин 20 мая 2021 года подписал указ о праздновании 300-летнего юбилея философа Иммануила Канта, назначив мероприятию федеральный уровень[17]. По словам ректора БФУ им. И. Канта А. Федорова, это празднование в университете заранее называют «чемпионатом мира по философии». Запланирована «философская олимпиада» — Международный Кантовский конгресс, а также фестиваль, с различными конкурсными мероприятиями, кинопроектами, новыми экскурсионными программами и арт-событиями[18].

Ошибка с портретом

Портрет Фридриха Генриха Якоби

Существует широко распространённое заблуждение, когда под видом портрета Иммануила Канта даётся портрет философа Фридриха Генриха Якоби кисти Иоганна Христиана фон Манлиха[19][20]. Эта ошибка сопутствует не только интернет-публикациям, но и некоторым официальным изданиям. Так, в России под портретом Якоби были неоднократно опубликованы как сочинения самого философа, так и его биографии. Например, «Критика чистого разума»[21], биография Канта, за авторством Манфреда Кюна[1], «Жизнь и учение Канта»[2] и многие другие. Сопутствует эта ошибка и иностранным изданиям, связанным с философом[22]. Комичности ситуации добавляет и тот факт, что Якоби был последовательным критиком Канта, полемизируя с идеями философа.


Сочинения

Русские издания

Примечания

  1. 1,0 1,1 Манфред Кюн. Кант: биография / Валерий Анашвили. — мягкая обложка с клапанами. — Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. — 608 с. — ISBN 978-5-85006-268-2.
  2. 2,0 2,1 Эрнст Кассирер. Жизнь и учение Канта. — 60x90/16. — Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 448 с. — ISBN 978-5-98712-104-7.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Жизнь Канта. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. Дата обращения: 5 мая 2024.
  4. Кант. Путь гения: неизвестный факультет, физика Ньютона, Суворов. РИА Новости. Дата обращения: 5 мая 2024.
  5. Kuehn M. Kant. A Biography. — New York: Cambridge University Press, 2001.
  6. 6,0 6,1 Manfred Kuehn. Kant: A Biography. — Марбург: Cambridge University Press, 2014. — 544 с. — ISBN 9781107050433.
  7. Смотрицкий Е. Ю. Кант и Лаплас.. Е.В. Вейник (23 апреля 1999 года). Дата обращения: 5 мая 2024.
  8. Кант Иммануил. Российская академия наук (26 мая 2022). Дата обращения: 11 мая 2024.
  9. Штольценберг Ю. Кант и медицина // Кантовский сборник. — 2014. — № 4. — С. 61—80.
  10. 10,0 10,1 Васянский Э. А. К. Иммануил Кант в последние годы жизни // Кантовский сборник. — 2012. — № 4. — С. 100—114.
  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2005 г. № 630-р. government.ru. Дата обращения: 5 мая 2024.
  12. Круглов Алексей Николаевич. «Критика чистого разума». БРЭ (12 января 2023). Дата обращения: 5 мая 2024.
  13. Ойзерман Теодор Ильич. Кант Иммануил. БРЭ (1 июня 2022). Дата обращения: 5 мая 2024.
  14. Правительство Российской Федерации, распоряжение от 30 декабря 2010 года N 2483-р «О создании Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта». Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. Дата обращения: 5 мая 2024.
  15. Правительство Российской Федерации, распоряжение от 23 мая 2005 года N 630-р «О переименовании Калининградского государственного университета». Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. Дата обращения: 5 мая 2024.
  16. Дом пастора. Кафедральный собор, Калининград. Дата обращения: 29 июня 2021. Архивировано 29 июня 2021 года.
  17. Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 300-летия со дня рождения И. Канта».. Официальный интернет-портал правовой информации (20 мая 2021). Дата обращения: 20 мая 2024.
  18. Владимир Путин подписал указ о праздновании 300-летия со дня рождения Иммануила Канта. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (21 мая 3021). Дата обращения: 20 мая 2024.
  19. Justin Weinberg. That's Not Kant (неопр.). Daily Nous (20 декабря 2019). Дата обращения: 28 мая 2024.
  20. Кирилл Синьковский. Кант и Якоби: тайна одного недоразумения. Страна 39. ООО Издательство страна (18 мая 2020).
  21. Иммануил Кант. Критика чистого разума. — АСТ (издательство), 2017. — 784 с. — ISBN 978-5-17-102556-4.
  22. Immanuel Kant. Collected Works of Immanuel Kant: Complete Critiques, Philosophical Works and Essays (Including Kant's Inaugural Dissertation) / J.M.D. Meiklejohn, T.K. Abbot, J.H. Bernard. — e-artnow ebooks, 2015. — 1822 с. — ISBN 9788026845430.

Ссылки

Библиографический перечень работ Канта, переведённых на русский язык

Литература

На английском языке
На русском языке
  • А. В. Гулыга. Немецкая классическая философия. — М.: Мысль, 1986. — 334 с.
  • А. В. Гулыга. Кант. — Москва: Молодая гвардия, 1977. — 330 с. — (ЖЗЛ).
  • Эрнст Кассирер. Жизнь и учение Канта = Kants Leben und Lehre. — Санкт-Петербург: Книга света, 1997. — 447 с. — ISBN 5791400233.
  • Т. Г. Румянцева. Немецкий идеализм: от Канта до Гегеля. — Минск: Вышэйная школа, 2015. — 271 с. — ISBN 9789850625816.
  • К. Лавринович. Космогоническая гипотеза И. Канта — сущность и методология // Кантовский сборник. — 1982. — Т. 7, № 1. — С. 43—54.
  • Ю. В. Костяшов. Кто спас усыпальницу Иммануила Канта от разрушения? // Кантовский сборник. — Калининград: Издательство КГУ, 2002. — № 23. — С. 125—131. — ISSN 02076918.
  • А. И. Хотинская. Полемика Иммануила Канта с Эмануэлем Сведенборгом (отношение Канта к эзотерической философии) // Проблемы современного антропосоциального познания. — 2012. — № 10. — С. 103—116. — ISBN 9785898386306.
  • Т. Г. Румянцева. Работа И. Канта «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики» и её значение для становления нового типа метафизики // Веснік БДУ. — 2012. — № 1. — С. 33—37.

Шаблон:Кантианство