Гегель, Георг Вильгельм Фридрих
Ге́гель Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel) — (27 августа 1770, Штутгарт, Герцогство Вюртемберг, Священная Римская империя — 14 ноября 1831, Берлин, Королевство Пруссия, Германский союз) — немецкий философ, создатель системы абсолютного идеализма. Гегель считается одной из самых важных фигур в немецком идеализме и одним из основоположников западной философии, чьё влияние распространяется на весь спектр современных философских проблем, от эстетики до онтологии и политики, как в аналитической, так и в континентальной традиции[1].
Биография
Ранние годы: 1770—1801. Происхождение, образование
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в семье высокопоставленного государственного служащего — Георга Людвига Гегеля (1733—1799), занимавшего пост секретаря казначейства при дворе герцога Карла Ойгена Вюртембергского. Мать философа, Мария Магдалина Луиза Гегель (урождённая Фромм), родилась в 1741 году и скончалась в 1783 году от жёлчной лихорадки, когда Гегелю не было и тринадцати лет. Она была дочерью юриста Людвига Альбрехта Фромма, служившего при Вюртембергском дворе. Происхождение Гегеля восходит к лютеранскому роду из Каринтии, вынужденному покинуть Австрию в XVI веке во время Контрреформации. Гегель учился в Штутгартской гимназии, где изучал древние языки, античную историю и литературу. В период с 1788 по 1793 год Гегель обучался в Тюбингенском теологическом институте вместе с Фридрихом Шеллингом и Фридрихом Гёльдерлином, где посещал курсы философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию по философии и богословию. С 1793 по 1796 год он работал репетитором в Берне, а затем, с 1797 по 1800 год, — во Франкфурте-на-Майне. После смерти отца в 1799 году, оставившего ему скромное наследство в размере 3 000 гульденов, Гегель оставил преподавание и посвятил себя научной деятельности, начав также преподавать в академической среде[1][2].
Йена, Бамберг и Нюрнберг: 1801—1816
В начале 1801 года Гегель представил в Йенский университет, где в дальнейшем получил должность приват-доцента (1801—1805), и защитил свою диссертацию, посвященную исследованию траекторий небесных тел. В этот период он читал лекции по логике, метафизике, моральной философии, а также истории философии. Совместно с Шеллингом, также преподававшем в Йене, Гегель издавал «Критический журнал философии» (1802—1803), в котором публиковались его работы. С 1805 по 1806 год он занимал должность экстраординарного профессора в Йенском университете. Именно в Йене завершился процесс формирования философии Гегеля, получившей всестороннее обоснование в его первом крупном труде — «Феноменологии духа» («Phänomenologie des Geistes», 1807). В 1807—1808 годах Гегель был редактором газеты в Бамберге. В 1808—1816 он занимал пост ректора классической гимназии в Нюрнберге. В 1811 году он вступил в брак с Марией Еленой Сузанной фон Тухер (1791—1855), которая была моложе Гегеля на двадцать лет. Она принадлежала баварской аристократии. В их семье родились трое детей: дочь, не дожившая до младенчества (1812), Карл Гегель (1813—1901), ставший историком, и Иммануил Гегель (1814—1891), посвятивший себя праву и государственной службе. В период с 1812 по 1816 год Гегель опубликовал свой значительный труд — «Науку логики» («Wissenschaft der Logik») в трех томах[1].
Профессор в Гейдельберге и Берлине: 1816—1831
Гейдельберг (1816—1818)
С 1816 года по 1818 год — профессор философии в университете Гейдельберга.
Получив предложение занять должность от университетов Эрлангена, Берлина и Гейдельберга, Гегель выбрал последний и перебрался туда в 1816 году. Вскоре после этого, в апреле 1817 года, к нему переехал его незаконнорождённый десятилетний сын Людвиг Фишер (1807—1831)[2]. Мать Людвига умерла, когда мальчику было четыре года. До переезда к отцу он жил в приюте.
Берлин (1818—1831)
С 1818 года Гегель преподавал философию в Берлинском университете. По приглашению министра просвещения Пруссии Карла Альтенштейна он возглавил кафедру философии в этом вузе и опубликовал свой труд «Философия права» («Grundlinien der Philosophie des Rechts», 1821). В 1820-е годы его имя стало широко известно в научном сообществе, его лекции привлекали большое количество слушателей, включая и иностранных мыслителей. Философия права и государственного устройства Гегеля всё чаще рассматривалась как официальная идеология прусского государства, хотя сам философ не полностью поддерживал политику его руководства. В 1830 году Гегель занял пост ректора Берлинского университета, а в 1831 году король Фридрих Вильгельм III отметил его заслуги перед прусским государством, наградив орденом Красного орла 3-й степени[2].
В августе 1831 года Берлин был поражен эпидемией холеры, и Гегель временно покинул город, укрывшись в Кройцберге. В октябре, к началу нового учебного года, он вернулся в Берлин, полагая, что эпидемия отступила. Гегель скончался 14 ноября. Более вероятной причиной смерти считается заболевание желудочно-кишечного тракта. Согласно завещанию, похороны Гегеля состоялись 16 ноября рядом с Фихте и Зольгером на Доротеенштадтском кладбище в центре Берлина[3].
Философские взгляды
Философские взгляды Гегеля во многом опираются на труды Иммануила Канта, основоположника немецкой классической мысли, но в итоге оформились в оригинальную систему, базирующуюся на положениях «абсолютного идеализма», диалектики, целостности и историзма. Гегель утверждал, что его учение невозможно представить в сжатой, понятной и, тем более, во французской форме. Его диалектический подход предполагает исследование природы и человеческой истории в их постоянном развитии и взаимовлиянии. Согласно его концепции, ничто не остается неизменным — все подвержено движению, которое осуществляется через разрешение внутренних противоречий. В основе всего сущего, по мнению Гегеля, находится «абсолютное понятие» или «абсолютный дух»: его проявление в пространстве является природой, а во времени — историей. Гегелю приписывают фразу, согласно которой «история повторяется: в первый раз — как трагедия, а во второй — как комедия». Работа Гегеля «Философия права», где государство определяется как «реализация нравственной идеи» и «воплощение разума», оказала влияние на общество[4].
Основные сочинения
- Феноменология духа (1807)
- Наука логики (1812—1816)
- «Энциклопедия философских наук» (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften)
- Философия права (1821)
- «Наука логики»
- «Наука логики» (Wissenschaft der Logik, 1812—1816, переработанное издание 1831; также называется «Большой логикой»)
- «Философия природы» (Naturphilosophie)
- «Философия духа» (Philosophie des Geistes)
- «Феноменология духа» (Phänomenologie des Geistes, 1806/07 — первоначально первая часть первого, неполного варианта системы под заглавием «Система наук»)
- «Философия права» (Grundlinien der Philosophie des Rechts, (1821)
- «Философия истории» (Philosophie der Geschichte)
- «Лекции по эстетике» (Vorlesungen über die Ästhetik)
- «Философия религии» (Philosophie der Religion)
- «Лекции по истории философии» (Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie)
- «Философская пропедевтика»
- «Позитивность христианской религии» (Die Positivität der christlichen Religion, 1795/96)
- «Дух христианства и его судьба» (Der Geist des Christentums und sein Schicksal, 1799/1800)
- «Состояние Германии» (Die Verfassung Deutschlands, 1800-02)
- Различные формы, которые имеют место в нынешней философии (Mancherlei Formen die beim jetzigen Philosophieren vorkommen, 1801)
- «Различие философских систем Фихте и Шеллинга» (Die Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie, 1801)
- «О сущности философской критики» (Über das Wesen der philosophischen Kritik, 1802)
- «Как общечеловеческий разум понимает философию» (Wie der gemeine Menschenverstand die Philosophie nehme, 1802)
- «Отношение скептицизма к философии» (Verhältnis des Skeptizismus zur Philosophie, 1802)
- «Вера и знание, или Рефлекскивная философия субъективности в полноте её форм как философия Канта, Якоби и Фихте» (Glauben und Wissen oder Reflexionsphilosophie der Subjektivität in der Vollständigkeit ihrer Formen als Kantische, Jacobische und Fichtesche Philosophie, 1803)
- «О научных способах трактовки естественного права» (Über die wissenschaftlichen Behandlungsarten des Naturrechts, 1803)
- «Кто мыслит абстрактно?» (Wer denkt abstrakt? — 1807, фрагмент)
- «Сочинения Фридриха Генриха Якоби» (Friedrich Heinrich Jacobis Werke, 1817)
- «Слушания в собрании земских чинов Вюртембергского королевства в 1815 и 1816 году» (Verhandlungen in der Versammlung der Landstände des Königreichs Württemberg im Jahr 1815 und 1816, (1817)
- «Сочинения и переписка Зольгера…» (Solgers nachgelassene Schriften und Briefwechsel, 1828)
- «Сочинения Гаманна» (Hamanns Schriften, 1828)
- «Об основании, членении и хронологии мировой истории» (Über Grundlage, Gliederung und Zeitenfolge der Weltgeschichte. Von J. Görres, 1830)
- «Об английском Билле о реформе» (Über die englische Reformbill, 1831)
Литература
- Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля. — Тбилиси, 1958.
- Быкова М.Ф. Мистерия логики и тайна субъективности: О замысле феноменологии и логики у Гегеля. — М.: Наука, 1996. — 238 с. — ISBN 5-02-008245-7.
- Гайм Р. Гегель и его время. — СПб., 1861.
- Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. — М., 1918. — Т. 1–2.
- Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». — М., 1984.
- Овсянников М.Ф. Философия Гегеля. — М., 1959.
- Ойзерман Т.И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы. — 1993. — № 11.
- Философия Гегеля и современность / Константинов Ф.В., Митин М.Б., Асмус В.Ф., Ильенков Э.В., Лекторский В.А., Нарский И.С., Оруджев З.М. и др.; отв. ред. Суворов Л.Н.. — М.: Мысль, 1973. — 431 с.
- Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. — 2. — Шаблон:М.–Л., 1933. — Т. полутом 1.
- Avineri Sh. Hegels Theorie des modernen Staates. — Frankfurt am Main, 1976.
- Baum M. Die Entstehung der Hegeischen Dialektik. — Bonn, 1986.
- Bubner R. Zur Sache der Dialektik. — Шаблон:Stuttg., 1980.
- Dilthey W. Die Jugendgeschichte Hegels. — Stuttg. – Gott., 1963. — Т. Bd. 3, 4.
- Dösing K. Das Problem der Subjektivität in Hegels Logik. — Bonn, 1976. — (Hegel-Studien, Beiheft 15).
- Findlay J.N. Hegel. — L.–N.Y., 1958.
- Gadamer H.-G. Hegels Dialektik. Fünf hermeneutische Studien. — Tüb., 1971.
- Glockner H. Hegel. Schwierigkeiten und Voraussetzungen der Hegeischen Philosophie. — Stuttg. – Bad Cannstadt, 1965. — Т. Bd 1.
- Haering Th. Hegel. Sein Wollen und sein Werk. — Lpz.–B., 1929–38. — Т. 2 Bde.
- Harris H.S. Hegel’s development. Toward the sunlight 1770–1801. — Oxf., 1972.
- Haym R. Hegel und seine Zeit. — В., 1857.
- Henrich D. Hegel im Kontext. — Frankfurt am Main, 1971.
- Hyppolite J. Études sur Marx et Hegel. — P., 1955.
- Kimmerle H. Zur Chronologie von Hegels Jenaer Schriften. — 1967. — Т. 4. — С. 125–176.
- Kimmerle H. Das Problem der Abgeschlossenheit des Denkens. Hegels «System der Philosophie» in den Jahren 1800–1804. — Bonn, 1970. — (Hegel-Studien, Beiheft 8).
- Kojève A. Introduction à la lecture de Hegel. — P., 1947.
- Kroner R. Von Kant bis Hegel. — 2 Aufl. — Tüb., 1961. — Т. 2 Bde.
- Lasson G. Hegel als Geschichtsphilosoph. — Шаблон:Lpz., 1920.
- Lugarini L. Hegel dal mondo storico alla filosofia. — Roma, 1973.
- Lukács G. Der junge Hegel. Über die Beziehung von Dialektik und Ökonomie. — 3 Aufl. — Neuwied – В., 1967.
- Löwith K. Von Hegel zu Nietzsche. — Шаблон:Stuttg., 1950.
- Markuse H. Vernunft und Revolution. Hegel und die Entstehung der Gesellschaftstheorie. — Darmstadt – Neuwied, 1976.
- Materialien zu Hegels Rechsphilosophie / Riedel M. (Hrsg.). — Frankfurt am Main, 1975. — Т. 2 Bde.
- Rosenkranz K.G. W.F.Hegel’s Leben. — В., 1844.
- Schilling K. Hegels Wissenschaft von der Wirklichkeit und ihre Quellen. Bd. 1: Begriffliche Vorgeschichte der Hegelschen Methode. — München: Reinhardt Verlag, 1929.
- Schulte G. Hegel und das Bedürfnis nach Philosophie. — Hildesheim – Z., 1982.
- Taylor Ch. Hegel. — Frankfurt am Main, 1983.
- Theunissen M. Hegels Lehre vom absoluten Geist als Theologisch-politischer Traktat. — В., 1970.
- Theunissen M. Sein und Schein. Die kritische Funktion der Hegeischen Logik. — Frankfurt am Main, 1980.
- Trede J.H. Hegels frühe Logik (1801–1803/4). Versuch einer systematischen Rekonstruktion. — 1972. — Т. 7. — С. 123–168.
- Wahl J. La malheur de la conscience dans la philosophie de Hegel. — P., 1929.
- Ziesche E. Unbekannte Manuskripte aus der Jenaer und Nürnberger Zeit in Berliner Hegel-Nachlaß. — 1975. — Т. 29. — С. 430–444.
- Zimmerli W. Die Frage nach der Philosophie. Interpretationen zu Hegels «Differenzschrift». — Bonn, 1974. — (Hegel-Studien, Beiheft 12).
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Коротких В. И., Попов Ю. Н. Философы. Большая российская энциклопедия (23 мая 2022). Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Гегель, Георг Вильгельм Фридрих. Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ Гегель - биография и труды философа, основные идеи. Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ Гегель (Hegel). Большая Советская энциклопедия. Дата обращения: 22 августа 2025.
Ссылки
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 27 августа
- Родившиеся в 1770 году
- Умершие 14 ноября
- Умершие в 1831 году
- Кавалеры ордена Красного орла
- Философы по алфавиту
- Философия XiX века
- Родившиеся в Штутгарте
- Умершие в Берлине
- Выпускники Тюбингенского университета
- Выпускники Йенского университета
- Выпускники штутгартской гимназии Эберхарда Людвига
- Преподаватели Йенского университета
- Преподаватели Гейдельбергского университета
- Кавалеры ордена Красного орла 3 степени
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Ректоры вузов Германии
- Философы Германии
- Философы искусства
- Философы немецкой философской школы
- Философы права
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN