Гегель, Георг Вильгельм Фридрих

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel
Гегель. Портрет кисти Шлезингера[en]Гегель. Портрет кисти Шлезингера[en]
Дата рождения 27 августа 1770(1770-08-27)
Место рождения Штутгарт, Герцогство Вюртемберг, Священная Римская империя
Дата смерти 14 ноября 1831(1831-11-14) (61 год)
Место смерти Берлин, Королевство Пруссия, Германский союз
Страна  Священная Римская империя
 Королевство Пруссия
Учёная степень докторская степень
Учёное звание профессор
Альма-матер Тюбингенский университет, Йенский университет, Гимназия Эберхарда Людвига
Тюбингенская богословская семинария
Язык(и) произведений немецкий
Направление немецкий идеализм, историзм и Гегельянство
Период философия XIX века
Основные интересы философия истории, эстетика, религия, метафизика, эпистемология, политическая философия и социальная философия
Оказавшие влияние Шеллинг, Кант, Гераклит, Спиноза, Монтескьё, Аристотель, Платон, Плотин, Прокл Диадох, Ансельм Кентерберийский, Николай Кузанский, Декарт, Руссо, Бёме, Фихте, Шлейермахер
Испытавшие влияние Розенкранц, Фейербах, Маркс, Энгельс, Бруно Бауэр, Штирнер, Томас Грин, Генрих Густав Гото, Брэдли, Ленин, Лукач, Лифшиц, Хайдеггер, Маркузе, Александр Кожев, Сартр, Карл Барт, Ханс Кюнг, Хабермас, Гадамер, Ильенков, Чарльз Тейлор, Ильин, Киреевский
Награды PRU Roter Adlerorden BAR.svg
Подпись Hegel Unterschrift.svg
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Ге́гель Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel) — (27 августа 1770, Штутгарт, Герцогство Вюртемберг, Священная Римская империя — 14 ноября 1831, Берлин, Королевство Пруссия, Германский союз) — немецкий философ, создатель системы абсолютного идеализма. Гегель считается одной из самых важных фигур в немецком идеализме и одним из основоположников западной философии, чьё влияние распространяется на весь спектр современных философских проблем, от эстетики до онтологии и политики, как в аналитической, так и в континентальной традиции[1].

Биография

Ранние годы: 1770—1801. Происхождение, образование

Stuttgart-Hegel-Birthplace-2006-04-09a.jpg

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в семье высокопоставленного государственного служащего — Георга Людвига Гегеля (1733—1799), занимавшего пост секретаря казначейства при дворе герцога Карла Ойгена Вюртембергского. Мать философа, Мария Магдалина Луиза Гегель (урождённая Фромм), родилась в 1741 году и скончалась в 1783 году от жёлчной лихорадки, когда Гегелю не было и тринадцати лет. Она была дочерью юриста Людвига Альбрехта Фромма, служившего при Вюртембергском дворе. Происхождение Гегеля восходит к лютеранскому роду из Каринтии, вынужденному покинуть Австрию в XVI веке во время Контрреформации. Гегель учился в Штутгартской гимназии, где изучал древние языки, античную историю и литературу. В период с 1788 по 1793 год Гегель обучался в Тюбингенском теологическом институте вместе с Фридрихом Шеллингом и Фридрихом Гёльдерлином, где посещал курсы философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию по философии и богословию. С 1793 по 1796 год он работал репетитором в Берне, а затем, с 1797 по 1800 год, — во Франкфурте-на-Майне. После смерти отца в 1799 году, оставившего ему скромное наследство в размере 3 000 гульденов, Гегель оставил преподавание и посвятил себя научной деятельности, начав также преподавать в академической среде[1][2].

Йена, Бамберг и Нюрнберг: 1801—1816

В начале 1801 года Гегель представил в Йенский университет, где в дальнейшем получил должность приват-доцента (1801—1805), и защитил свою диссертацию, посвященную исследованию траекторий небесных тел. В этот период он читал лекции по логике, метафизике, моральной философии, а также истории философии. Совместно с Шеллингом, также преподававшем в Йене, Гегель издавал «Критический журнал философии» (1802—1803), в котором публиковались его работы. С 1805 по 1806 год он занимал должность экстраординарного профессора в Йенском университете. Именно в Йене завершился процесс формирования философии Гегеля, получившей всестороннее обоснование в его первом крупном труде — «Феноменологии духа» («Phänomenologie des Geistes», 1807). В 1807—1808 годах Гегель был редактором газеты в Бамберге. В 1808—1816 он занимал пост ректора классической гимназии в Нюрнберге. В 1811 году он вступил в брак с Марией Еленой Сузанной фон Тухер (1791—1855), которая была моложе Гегеля на двадцать лет. Она принадлежала баварской аристократии. В их семье родились трое детей: дочь, не дожившая до младенчества (1812), Карл Гегель (1813—1901), ставший историком, и Иммануил Гегель (1814—1891), посвятивший себя праву и государственной службе. В период с 1812 по 1816 год Гегель опубликовал свой значительный труд — «Науку логики» («Wissenschaft der Logik») в трех томах[1].

Профессор в Гейдельберге и Берлине: 1816—1831

Гейдельберг (1816—1818)

С 1816 года по 1818 год — профессор философии в университете Гейдельберга.

Получив предложение занять должность от университетов Эрлангена, Берлина и Гейдельберга, Гегель выбрал последний и перебрался туда в 1816 году. Вскоре после этого, в апреле 1817 года, к нему переехал его незаконнорождённый десятилетний сын Людвиг Фишер (1807—1831)[2]. Мать Людвига умерла, когда мальчику было четыре года. До переезда к отцу он жил в приюте.

Берлин (1818—1831)

С 1818 года Гегель преподавал философию в Берлинском университете. По приглашению министра просвещения Пруссии Карла Альтенштейна он возглавил кафедру философии в этом вузе и опубликовал свой труд «Философия права» («Grundlinien der Philosophie des Rechts», 1821). В 1820-е годы его имя стало широко известно в научном сообществе, его лекции привлекали большое количество слушателей, включая и иностранных мыслителей. Философия права и государственного устройства Гегеля всё чаще рассматривалась как официальная идеология прусского государства, хотя сам философ не полностью поддерживал политику его руководства. В 1830 году Гегель занял пост ректора Берлинского университета, а в 1831 году король Фридрих Вильгельм III отметил его заслуги перед прусским государством, наградив орденом Красного орла 3-й степени[2].

Georg Wilhelm Friedrich Hegel - Dorotheenstädtischer Friedhof - Berlin, Germany - DSC00377.JPG

В августе 1831 года Берлин был поражен эпидемией холеры, и Гегель временно покинул город, укрывшись в Кройцберге. В октябре, к началу нового учебного года, он вернулся в Берлин, полагая, что эпидемия отступила. Гегель скончался 14 ноября. Более вероятной причиной смерти считается заболевание желудочно-кишечного тракта. Согласно завещанию, похороны Гегеля состоялись 16 ноября рядом с Фихте и Зольгером на Доротеенштадтском кладбище в центре Берлина[3].

Философские взгляды

Философские взгляды Гегеля во многом опираются на труды Иммануила Канта, основоположника немецкой классической мысли, но в итоге оформились в оригинальную систему, базирующуюся на положениях «абсолютного идеализма», диалектики, целостности и историзма. Гегель утверждал, что его учение невозможно представить в сжатой, понятной и, тем более, во французской форме. Его диалектический подход предполагает исследование природы и человеческой истории в их постоянном развитии и взаимовлиянии. Согласно его концепции, ничто не остается неизменным — все подвержено движению, которое осуществляется через разрешение внутренних противоречий. В основе всего сущего, по мнению Гегеля, находится «абсолютное понятие» или «абсолютный дух»: его проявление в пространстве является природой, а во времени — историей. Гегелю приписывают фразу, согласно которой «история повторяется: в первый раз — как трагедия, а во второй — как комедия». Работа Гегеля «Философия права», где государство определяется как «реализация нравственной идеи» и «воплощение разума», оказала влияние на общество[4].

Основные сочинения

  1. «Наука логики»
    • «Наука логики» (Wissenschaft der Logik, 1812—1816, переработанное издание 1831; также называется «Большой логикой»)
  2. «Философия природы» (Naturphilosophie)
  3. «Философия духа» (Philosophie des Geistes)
  • «Философская пропедевтика»
  • «Позитивность христианской религии» (Die Positivität der christlichen Religion, 1795/96)
  • «Дух христианства и его судьба» (Der Geist des Christentums und sein Schicksal, 1799/1800)
  • «Состояние Германии» (Die Verfassung Deutschlands, 1800-02)
  • Различные формы, которые имеют место в нынешней философии (Mancherlei Formen die beim jetzigen Philosophieren vorkommen, 1801)
  • «Различие философских систем Фихте и Шеллинга» (Die Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie, 1801)
  • «О сущности философской критики» (Über das Wesen der philosophischen Kritik, 1802)
  • «Как общечеловеческий разум понимает философию» (Wie der gemeine Menschenverstand die Philosophie nehme, 1802)
  • «Отношение скептицизма к философии» (Verhältnis des Skeptizismus zur Philosophie, 1802)
  • «Вера и знание, или Рефлекскивная философия субъективности в полноте её форм как философия Канта, Якоби и Фихте» (Glauben und Wissen oder Reflexionsphilosophie der Subjektivität in der Vollständigkeit ihrer Formen als Kantische, Jacobische und Fichtesche Philosophie, 1803)
  • «О научных способах трактовки естественного права» (Über die wissenschaftlichen Behandlungsarten des Naturrechts, 1803)
  • «Кто мыслит абстрактно?» (Wer denkt abstrakt? — 1807, фрагмент)
  • «Сочинения Фридриха Генриха Якоби» (Friedrich Heinrich Jacobis Werke, 1817)
  • «Слушания в собрании земских чинов Вюртембергского королевства в 1815 и 1816 году» (Verhandlungen in der Versammlung der Landstände des Königreichs Württemberg im Jahr 1815 und 1816, (1817)
  • «Сочинения и переписка Зольгера…» (Solgers nachgelassene Schriften und Briefwechsel, 1828)
  • «Сочинения Гаманна» (Hamanns Schriften, 1828)
  • «Об основании, членении и хронологии мировой истории» (Über Grundlage, Gliederung und Zeitenfolge der Weltgeschichte. Von J. Görres, 1830)
  • «Об английском Билле о реформе» (Über die englische Reformbill, 1831)

Литература

  • Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля. — Тбилиси, 1958.
  • Быкова М.Ф. Мистерия логики и тайна субъективности: О замысле феноменологии и логики у Гегеля. — М.: Наука, 1996. — 238 с. — ISBN 5-02-008245-7.
  • Гайм Р. Гегель и его время. — СПб., 1861.
  • Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. — М., 1918. — Т. 1–2.
  • Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». — М., 1984.
  • Овсянников М.Ф. Философия Гегеля. — М., 1959.
  • Ойзерман Т.И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы. — 1993. — № 11.
  • Философия Гегеля и современность / Константинов Ф.В., Митин М.Б., Асмус В.Ф., Ильенков Э.В., Лекторский В.А., Нарский И.С., Оруджев З.М. и др.; отв. ред. Суворов Л.Н.. — М.: Мысль, 1973. — 431 с.
  • Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. — 2. — Шаблон:М.–Л., 1933. — Т. полутом 1.
  • Avineri Sh. Hegels Theorie des modernen Staates. — Frankfurt am Main, 1976.
  • Baum M. Die Entstehung der Hegeischen Dialektik. — Bonn, 1986.
  • Bubner R. Zur Sache der Dialektik. — Шаблон:Stuttg., 1980.
  • Dilthey W. Die Jugendgeschichte Hegels. — Stuttg. – Gott., 1963. — Т. Bd. 3, 4.
  • Dösing K. Das Problem der Subjektivität in Hegels Logik. — Bonn, 1976. — (Hegel-Studien, Beiheft 15).
  • Findlay J.N. Hegel. — L.–N.Y., 1958.
  • Gadamer H.-G. Hegels Dialektik. Fünf hermeneutische Studien. — Tüb., 1971.
  • Glockner H. Hegel. Schwierigkeiten und Voraussetzungen der Hegeischen Philosophie. — Stuttg. – Bad Cannstadt, 1965. — Т. Bd 1.
  • Haering Th. Hegel. Sein Wollen und sein Werk. — Lpz.–B., 1929–38. — Т. 2 Bde.
  • Harris H.S. Hegel’s development. Toward the sunlight 1770–1801. — Oxf., 1972.
  • Haym R. Hegel und seine Zeit. — В., 1857.
  • Henrich D. Hegel im Kontext. — Frankfurt am Main, 1971.
  • Hyppolite J. Études sur Marx et Hegel. — P., 1955.
  • Kimmerle H. Zur Chronologie von Hegels Jenaer Schriften. — 1967. — Т. 4. — С. 125–176.
  • Kimmerle H. Das Problem der Abgeschlossenheit des Denkens. Hegels «System der Philosophie» in den Jahren 1800–1804. — Bonn, 1970. — (Hegel-Studien, Beiheft 8).
  • Kojève A. Introduction à la lecture de Hegel. — P., 1947.
  • Kroner R. Von Kant bis Hegel. — 2 Aufl. — Tüb., 1961. — Т. 2 Bde.
  • Lasson G. Hegel als Geschichtsphilosoph. — Шаблон:Lpz., 1920.
  • Lugarini L. Hegel dal mondo storico alla filosofia. — Roma, 1973.
  • Lukács G. Der junge Hegel. Über die Beziehung von Dialektik und Ökonomie. — 3 Aufl. — Neuwied – В., 1967.
  • Löwith K. Von Hegel zu Nietzsche. — Шаблон:Stuttg., 1950.
  • Markuse H. Vernunft und Revolution. Hegel und die Entstehung der Gesellschaftstheorie. — Darmstadt – Neuwied, 1976.
  • Materialien zu Hegels Rechsphilosophie / Riedel M. (Hrsg.). — Frankfurt am Main, 1975. — Т. 2 Bde.
  • Rosenkranz K.G. W.F.Hegel’s Leben. — В., 1844.
  • Schilling K. Hegels Wissenschaft von der Wirklichkeit und ihre Quellen. Bd. 1: Begriffliche Vorgeschichte der Hegelschen Methode. — München: Reinhardt Verlag, 1929.
  • Schulte G. Hegel und das Bedürfnis nach Philosophie. — Hildesheim – Z., 1982.
  • Taylor Ch. Hegel. — Frankfurt am Main, 1983.
  • Theunissen M. Hegels Lehre vom absoluten Geist als Theologisch-politischer Traktat. — В., 1970.
  • Theunissen M. Sein und Schein. Die kritische Funktion der Hegeischen Logik. — Frankfurt am Main, 1980.
  • Trede J.H. Hegels frühe Logik (1801–1803/4). Versuch einer systematischen Rekonstruktion. — 1972. — Т. 7. — С. 123–168.
  • Wahl J. La malheur de la conscience dans la philosophie de Hegel. — P., 1929.
  • Ziesche E. Unbekannte Manuskripte aus der Jenaer und Nürnberger Zeit in Berliner Hegel-Nachlaß. — 1975. — Т. 29. — С. 430–444.
  • Zimmerli W. Die Frage nach der Philosophie. Interpretationen zu Hegels «Differenzschrift». — Bonn, 1974. — (Hegel-Studien, Beiheft 12).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Коротких В. И., Попов Ю. Н. Философы. Большая российская энциклопедия (23 мая 2022). Дата обращения: 21 августа 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 Гегель, Георг Вильгельм Фридрих. Дата обращения: 21 августа 2025.
  3. Гегель - биография и труды философа, основные идеи. Дата обращения: 21 августа 2025.
  4. Гегель (Hegel). Большая Советская энциклопедия. Дата обращения: 22 августа 2025.

Ссылки