Руссо, Жан-Жак

Материал из «Знание.Вики»
Жан-Жак Руссо
фр. Jean-Jacques Rousseau
Портрет Жан-Жака Руссо (портрет Мориса Кантена де Латура, написанный в 1753 году)Портрет Жан-Жака Руссо (портрет Мориса Кантена де Латура, написанный в 1753 году)
Псевдонимы гражданин Рену
Дата рождения 28 июня 1712(1712-06-28)
Место рождения Женева, Женевская республика
Дата смерти 2 июля 1778(1778-07-02) (66 лет)
Место смерти Эрменонвиль, Королевство Франция
Страна  Королевство Франция
Язык(и) произведений французский
Направление
Период
Основные интересы
Значительные идеи
Премии Премия Академии Дижона
Подпись Jean-Jacques Rousseau Signature.svg

Жан-Жак Руссо́ (28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль) — философ эпохи Просвещения, писатель, поэт, композитор, драматург, теоретик искусства и политический мыслитель. Родившись в семье кальвиниста, Жан-Жак Руссо в юности принял католическую веру и, не получив системного образования, усиленно занимался самообразованием. Установившаяся в 1740-х годах тесная связь с ведущими французскими философами-энциклопедистами была расторгнута Жан-Жаком Руссо из-за его с ними расхождения в социально-политических взглядах. Был приверженцем деизма и «естественной религии», противопоставлявшейся всем существующим религиям. До конца своих дней зарабатывал на жизнь перепиской нот, поместил в приют четверых своих детей, оправдание чему попытался дать в посмертно опубликованной «Исповеди»[1][2][3][4].

В художественных произведениях Жан-Жак Руссо восторженно описывал патриархальный жизненный уклад, труд простых крестьян, их мысли и чувства, утверждая идеи сентиментализма. Равенство людей в естественном состоянии он противопоставлял социальному неравенству, возникающему в государствах, уклонившихся от общественного договора. Его педагогические идеи сводятся к утверждению равенства задатков детей и их изначальной свободы, которые подавляются обществом, с царящей в нём несправедливостью. Идеи Руссо о естественном состоянии легли в основу руссоизма — широкого идейно-философского движения, популяризировавшего миф о «добродетельном дикаре». Анализируя проблему отчуждения человека от социальных институтов, Жан-Жак Руссо выдвинул идеи суверенитета народа и необходимости превращения государства в инструмент, обеспечивающий органическое слияние равенства и свободы в общественном состоянии[5][6][7][8].

Биография

Жан-Жак Руссо родился в семье часовщика Исаака Руссо и племянницы протестантского пастора Сюзанны Бернар. Рождение Жан-Жака стоило жизни его матери и его воспитанием занимался отец. За первые десять лет жизни Исаак Руссо привил сыну интерес к книгам. В сферу интересов Жан-Жака попадали как современные для него романы, так и «Метаморфозы» Овидия, и «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, восхвалявшего античные республиканские добродетели. В 1722 году Исаак Руссо покинул Женеву после ссоры с французским офицером Готье, на сторону которого встали местные власти, квалифицировавшие поведение отца Жан-Жака Руссо, как «вооружённое нападение». Исаак Руссо был приговорён к трём месяцам тюрьмы, штрафу и церковному покаянию, но, не желая подчиняться решению суда, бежал в Нион[1][2][3][5].

Дом в Женеве, в котором родился Жан-Жак Руссо.

Дядя Жан-Жака Руссо по материнской линии, бывший кальвинистским пастором, отдал племянника в пансионат, а через год в ученики к гравёру, от тирании которого Жан-Жак Руссо бежал в марте 1728 года. Суровому обращению, как пишет Жан-Жак Руссо в своей «Исповеди»[9], он подвергался из-за того, что много читал, причём даже в рабочее время. Проявляя интерес к чтению, Жан-Жак Руссо продолжал читать и обращал свой взгляд не только на античных авторов, но и на работы современных ему мыслителей, благодаря чему он прочитал «Рассуждение о всеобщей истории» Жака Боссюэ. Жан-Жак Руссо покинул Женеву 14 марта 1728 года и отправился на поиски лучшей доли в соседнее герцогство — Савойю[1][2][3].

В поисках лучшей жизни

Савойя незадолго до этого вошла в состав Сардинского королевства, оставаясь по языку и культуре французской. Именно в Савойе Жан-Жак Руссо повстречал католического священника Понверра, под влиянием которого отказался от веры предков — кальвинизма. По рекомендации Понверра Жан-Жак Руссо познакомился в Аннеси с 28-летней швейцарской дворянкой Луизой де Варанс, которая занималась подготовкой молодых людей к обращению в католичество. Она приютила Жан-Жак Руссо и впоследствии отправила его в Турин, в приют для новообращённых. Но иезуитам не удалось уловить в свои сети душу будущего апостола Просвещения, после чего Жан-Жак Руссо покинул «дом господень». В Турине Жан-Жак Руссо некоторое время служил лакеем и секретарём, что позволило ему в очередной раз ощутить всю горечь унижений, связанных с сословным неравенством. После этого Жан-Жак Руссо вернулся к Луизе де Варанс, которая даровала ему своё покровительство и дружбу, а позднее и более нежное чувство — любовь. Жан-Жака Руссо не устраивало то, что госпожа де Варанс имела и другого возлюбленного, тоже швейцарца — Клода Анэ. Хотя после его смерти между Жан-Жаком и Луизой установилась идиллия, но была она недолгой, так как госпожа де Варанс вскоре познакомилась с другим молодым и симпатичным швейцарцем[1][2].

Весной 1740 года Жан-Жак Руссо покинул дом госпожи де Варанс и отправился в Лион, где стал гувернёром детей начальника судебных установлений Мабли. В семье Мабли Жан-Жак познакомился с историком и моралистом Габриэлем Бонно де Мабли и философом Этьенном Боно де Кондильяком. Гувернёр из Жан-Жак Руссо не вышел, поэтому вскоре он покинул Лион и ненадолго посетил Луизу де Варанс, «для которой когда-то был всем»[9]. В 1741 году Жан-Жак Руссо направился в Париж, где в течение двух лет зарабатывал на жизнь уроками музыки, мелким литературным трудом и перепиской нот, которой он зарабатывал на жизнь до конца своих дней[2][3][4]. Находясь в крайне стеснённых материальных условиях, Жан-Жак Руссо пытался найти путь к более обеспеченной жизни. Один знакомый иезуит посоветовал Жан-Жаку познакомиться с дамами высшего света, чтобы использовать их влияние. Получив от святого отца рекомендации, Жан-Жак Руссо познакомился с госпожой де Безенваль и её дочерью — маркизой де Брольи, госпожой Дюпон и прочими дамами света[1][4].

Благодаря установившимся связям Жан-Жак Руссо вскоре получил возможность служить в качестве секретаря французского посланника в Венеции с июня 1743 года по август 1744 года. Посол, у которого служил Жан-Жак Руссо, — граф де Монтегю — был аристократом. Его грубые придирки приведут к тому, что Жан-Жак Руссо покинет эту должность и подаст жалобу на графа, вернувшись в Париж. В 1745 году Жан-Жак Руссо завязал отношения с Терезой Левассёр — дочерью приехавшего из провинции бедного чиновника, которая зарабатывала на жизнь трудом швеи. Жан-Жак Руссо пытался привить ей навыки культуры, ведь, ему была приятна её сердечная привязанность, что не мешало, однако, ему влюбляться в дам света, а детей от Терезы он помещал в воспитательный дом. Мотивы этих поступков Жан-Жак Руссо так объяснял мадам Франкейль: «Природа позволяет всем иметь детей, — так как она доставляет всем достаточно пропитания, но класс богатых, то есть ваш класс, крадёт у моего класса хлеб моих детей»[4][5][10].

Дружба с энциклопедистами и популярность Жан-Жака Руссо

В Париже Жан-Жак Руссо сблизился с «партией философов» — энциклопедистами: Дени Дидро, Жаном д`Аламбером и с уже знакомым ему Этьенном де Кондильяком. Жан-Жак Руссо еженедельно встречался с Дени Дидро и Этьенном де Кондильяком за обедом, где он познакомился и с математиком д`Аламбером. Дени Дидро, занимаясь подготовкой «Энциклопедии», предложил Жан-Жак Руссо написать ряд статей о музыке, что тот и сделал. В 1749 году Дени Дидро, за написанные им «Письма о Слепых», был арестован и заключён в башню Венсенской крепости. Именно при посещении тюрьмы Жан-Жак Руссо прочитал объявление в журнале «Французский Меркурий» о конкурсе, объявленным дижонской академией на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусства очищению нравов?»[1][2][3][4][5].

С «Рассуждения о влиянии наук и искусств», сделавшего Жан-Жака Руссо известным, начинается расхождение в его взглядах и в воззрениях его «друзей»-просветителей. Жан-Жак Руссо в своём «Рассуждении о влиянии наук и искусств» (фр. Discours sur les sciences et les arts) осуждает исчезновение в искусстве гражданственных начал и воспитательного значения, свойственного ему в античности. Нравственность, по мнению Руссо, является спутником простоты, поэтому чем ближе человек к природе, где нет промышленности, наук и искусства, тем он добродетельнее. Идее противопоставления естественного состояния общественному и антагонизма природы и цивилизации Жан-Жак Руссо придерживался всю жизнь. Жан-Жак Руссо также обличал просветительство, как источник иллюзий того, что прогресс в науке автоматически приведёт к всестороннему развитию общества и позволит преодолеть и решить все социальные проблемы. Жан-Жак Руссо осудил науку и искусство за то, что они порождены роскошью и впоследствии пришёл к мысли, что в неравенстве заключена причина порчи человеческих нравов[1][2][6][10][11].

Первый источник зла – неравенство; из неравенства возникли богатства, они породили роскошь и праздность, роскошь породила искусства, а праздность – науки.Ответ Жан-Жака Руссо Станиславу Лещинскому

Жан-Жак Руссо вынес свой «приговор» безнравственной роскоши и аморальному богатству аристократов и предложил альтернативу эгоизму — добродетель умеренности и гражданственную этику. В данном случае предполагалось, что необходимо подчинить науку и искусство морали и направить их в правильном направлении, чтобы не позволить людям стать ещё хуже. «Рассуждение» было удостоено дижонской академией первой премии, но положило разделение между Жан-Жаком Руссо и просветителями, превозносившими роскошь, как источник заработка для бедняков и как стимул развития производительных сил общества. В полемике вокруг «Рассуждения о влиянии наук и искусств» принял участие даже польский король — Станислав Лещинский. Польский король, публиковавшийся под псевдонимом «Благодетельный философ», выступил с «Опровержением рассуждения о науках и искусствах Жан-Жака Руссо» в сентябрьском номере журнала «Французский Меркурий» за 1751 год[6][7][8][11][12].

Поиски ответа на вопрос о происхождении социального неравенства

Титульный лист «Рассуждения о происхождении неравенства», изданного в Амстердаме.

В 1752 году была поставлена одноактная опера Руссо «Деревенский колдун» (фр. Le devin du village), а в 1753 году Жан-Жак Руссо издаст комедию «Нарцисс» (фр. Narcisse), написанную за двадцать лет до этого и поставленную на сцене годом ранее. В этом же году в селенье Сен-Жермен вблизи Парижа Жан-Жак Руссо напишет для конкурса по проблемам морали, учреждённым дижонской академией, «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (фр. Discours sur l'origine et les fondements de l'inégalité parmi les hommes). Это произведение Жан-Жака Руссо, которое не будет удостоено премии, выйдет в свет в 1755 году и вызовет огромный резонанс[4][5][6][10].

В книге указывается, что с появлением частной собственности появилось неравенство, начали портиться нравы и появилось государство, как результат договорённости между людьми для обеспечения прав и благополучия отдельных индивидов. Но экономическое неравенство, будучи узаконено государством, было дополнено политическим неравенством, которое превратило подданных в рабов, а государственную власть в деспотизм, перестав защищать интересы большинства людей. Жан-Жак Руссо подчёркивал преимущество естественного состояния и возражал тем, кто, как Томас Гоббс, полагал, что человек от природы зол и в первобытном состоянии существовала «война всех против всех» (лат. bellum omnium contra omnes). Но восхваляя естественное состояние, Жан-Жак Руссо понимал, что к нему вернуться нельзя[1][2][6][7][8].

Общество и законы … наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор человеческий род на труд, рабство и нищету.Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми.

Это произведение Жан-Жак Руссо вызвало гнев и ярость у тех, кто посчитал этот выпад против идеи естественности частной собственности не просто литературными изысканиями, а реальным покушением на основы государственности. Против французского эгалитариста выступил с критикой один из патриархов Просвещения — Вольтер. На полях книги «Рассуждения о происхождении неравенства» Вольтер написал: «Вот философия нищего, который желал бы, чтобы бедняки обокрали богатых». Помимо этого эпистолярный спор между Вольтером и Жан-Жаком Руссо концентрировался вокруг проблемы теодицеи или оправдания Бога за существующее в мире зло. Если Вольтер в «Поэме о гибели Лиссабона» критиковал идею всеблагого теистического Бога, то Жан-Жак Руссо в «Послании о Провидении» выступал в защиту несущего только добро Провидения. На это Вольтер ответил своей философской повестью «Кандид, или Оптимизм», в которой подверг также критике схожие взгляды Готфрида Лейбница[1].

Любовные коллизии и разрыв с энциклопедистами

В 1756 году Жан-Жак Руссо переехал в коттедж «Эрмитаж» (с фр. — «Уединённый») близ Монморанси, который ему предоставила Луиза д`Эпине. Именно в Эрмитаже 44-летний Жан-Жак Руссо влюбился в 26-летнюю невестку мадам д`Эпине — Софи д`Удето, которая была любовницей энциклопедиста Жана-Франсуа де Сен-Ламбера. Эта любовная история стала прототипом будущего романа Жан-Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» (фр. Julie ou la nouvelle Héloïse), который принесёт его автору мировую известность. Вскоре романтические отношения Жан-Жака и Софи были нарушены неожиданным появлением маркиза Сен-Ламбера, который был извещён анонимным письмом, в отправлении которого Жан-Жак Руссо обвинил Луизу д`Эпине[1].

После публикации в седьмом томе «Энциклопедии» статьи д`Аламбера «Женева» Жан-Жак Руссо в «Письме д`Аламберу о зрелищах» (фр. Lettre à M. D’Alembert sur les spectacles) выступил с резкой критикой восхваления театральных представлений, как орудия нравственного воспитания[2][3]. К 1757 году у французского эгалитариста окончательно обозначился разрыв с энциклопедистами, причём особенно тяжёлые переживания у Жан-Жака Руссо вызвала ссора с Дени Дидро. Разрыв с Дени Дидро произошёл из-за того, что Луиза д`Эпине попросила Жан-Жака Руссо сопровождать её в Женеву для встречи с врачом. Жан-Жак Руссо отказался, после чего Дени Дидро также попросил его появиться в Женеве вместе с госпожой д`Эпине, на что Жан-Жак ответил отказом и публичным извещением, что знать более не желает Дени Дидро. Жан-Жак Руссо полагал, что его хотят выставить на посмешище, как лакея откупщицы[1].

Статуя Жан-Жака Руссо в Женеве

Общественное переустройство, всемирная известность и новая педагогика

Жан-Жак Руссо в 1757 году покинул Луизу д`Эпине и переехал к герцогу Люксембургскому, владельцу замка Монморанси, где и прожил следующие четыре года. В 1761 году Жан-Жак Руссо опубликовал роман «Юлия, или Новая Элоиза», который принёс ему всеобщее признание и звание почётного гражданина Женевы. Роман «Новая Элоиза» способствовал развитию во Франции нового направлению в литературе — сентиментализма. Этот роман изобилует как картинами патриархального быта крестьян и экзальтированными описаниями природы, так и историей любви дворянки Юлии к своему незнатному, но благородному и добродетельному учителю Сен-Пре. Любовь в данном романе изображается как самое естественное и чистое чувство, заложенное в человеке природой[2][8].

Титульный лист «Общественного договора»

В 1762 году Жан-Жак Руссо опубликовал трактат «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (фр. Du contrat social; ou, Principes du droit politique) и роман «Эмиль, или О воспитании» (фр. Émile, ou De l’éducation)[1]. Отказавшись от категоричного осуждения частной собственности, Жан-Жак Руссо в трактате «Об общественном договоре» продвигает идеи эгалитаризма, рекомендуя не допускать в обществе «ни богачей, ни нищих». В этом трактате обосновывается необходимость заключения договора между людьми в связи с переходом от естественного состояния к общественному и возможность «пересмотра» этого договора[2][3][6][10].

Основными тезисами этого трактата являются идеи о том, что сувереном государства является народ, суверенитет народа неотчуждаем и неделим, поэтому законодательная власть может принадлежать только самому народу. Следовательно, народ имеет право не только передавать власть, но и вернуть эту власть себе обратно, вырвав кормило власти из рук меньшинства, «когда ему будет угодно». Это произведение Жан-Жака Руссо подготавливало возможность оправдания революционного насилия ради всеобщего блага — блага народа, хотя сам философ признавал крайность и кратковременность таких средств, как революция и диктатура[2][6][10].

В романе «Эмиль, или О воспитании» и «Об общественном договоре» Руссо указывает на проблемы французского общества и сравнивает воспитание в выродившейся цивилизации, то есть в условиях феодально-абсолютистской монархии, и в демократической народной республикой. Воспитание, которое происходит в неблагоприятных условиях общественных формаций, «уклонившихся» от справедливого «общественного договора», заключается в том, чтобы изолировать воспитуемого от всех внешних негативных факторов. Воспитуемый должен быть оставлен с воспитателем, который деликатно вырастит честного и порядочного человека. Воспитание в данном случае должно следовать не за искусственными потребностями, культивируемыми цивилизацией, а в соответствии с потребностями, заложенными в человеке природой. Но природосообразное воспитание не спасёт воспитуемого от развращающего влияния цивилизации, в результате чего Эмиль и Софи, оказавшись в городе, утратили все свои достоинства. Софи была развращена светской жизнью, а Эмиль превратился в человека уже не способного любить свою супругу[12]. В благоприятных же условиях народного правления воспитание может быть характеризовано, как «общественное воспитание в правилах, предписываемых правительством, и под надзором магистратов, поставленных сувереном», то есть народом. Целью такого воспитания является развитие неприхотливости и любви к Отечеству, причём человек, воспитанный таким образом стремится не к материальным благам, а к общественному признанию[2][6][7][8][10].

Портрет Жан-Жака Руссо, написанный в 1766 году шотландским художником Алланом Рэмзи.

Содержавшаяся в одной из глав романа («Исповедание веры савойского викария») проповедь «естественной религии», отрицающая официальную церковную догматику, привела к тому, что роман «Эмиль», как и трактат «Об общественном договоре», был запрещён парижским парламентом. Весь тираж романа «Эмиль», опубликованный в 1762 году, спустя десять дней после публикации в Париже был конфискован и сожжён[6]. Жан-Жак Руссо был вынужден бежать из Французского королевства в Швейцарию, где он поселился в местечке Мотье, Невшатель. Амстердамский тираж романа «Эмиль» также весь был сожжён, а впоследствии внесён католической церковью в индекс запрещённых книг, сам же автор был предан анафеме папой Клементом XIII. Просвещённая императрица Екатерина II, прочитав труд Жан-Жак Руссо, неодобрительно о нём отозвалась, после чего ввоз данного романа в Российскую империю был запрещён[1][4].

Вместе с этим с оглядкой на концепцию Жан-Жака Руссо создавались Декларация независимости США и Декларация прав человека и гражданина. Роман «Эмиль», как и «Общественный договор», вдохновляли деятелей Великой французской революции, которые видели в них план-программу изменения будущего общества и воспитания нового человека. Утопист Гракх Бабёф назвал своих детей именами героев романа «Эмиль», а Иоганн Генрих Песталоцци решил заняться педагогикой после прочтения этой книги[1][4].

В 1765 году Жан-Жак Руссо покинул Швейцарию и отказался от швейцарского гражданства, после чего некоторое время находился по приглашению Дэвида Юма в Англии. А в 1767 году Жан-Жак Руссо вернулся во Францию, где находил убежище под именем гражданина Рену у симпатизировавших ему аристократов, переезжая из одного поместья в другое. В этот жизненный период Жан-Жака Руссо особенно сильно терзало «воображение», он стал мнительным, ему казалось, что его хотят то сделать посмешищем, то обмануть. Тем не менее в 1768 году французский эгалитарист опубликовал «Музыкальный словарь» (фр. Dictionnaire de musique), который являлся одним из наиболее авторитетных справочных изданий о музыке XVIII века[1][4][5].

В 1770 году, когда произошло бракосочетание французского дофина Людовика XVI с Марией-Антуанеттой, Жан-Жак Руссо вернулся в Париж, где вёл уединённый образ жизни. На этом жизненном этапе Жан-Жак Руссо напишет во многом автобиографичные романы «Руссо судит Жан-Жака» (фр. Rousseau juge de Jean-Jacques) и «Прогулки одинокого мечтателя» (фр. Les Rêveries du promeneur solitaire)[4].

Смерть Жан-Жака и бессмертие Руссо

Временный мавзолей для праха Жан-Жака Руссо перед его захоронением в Пантеоне.
Гробница Жан-Жака Руссо в Пантеоне

В мае 1778 года Жан-Жака Руссо пригласил маркиз де Жирарден пожить в Шато де Эрменонвиль, где его сумел разыскать и пообщаться с ним «невзрачный на вид юноша, в потрёпанном платье, с умными выразительными глазами, излучавшими глубокое благоговение», которого звали Максимилиан Робеспьер. 2 июля 1778 года Жан-Жак Руссо скончался и был похоронен на одиноком островке посреди озера близ Шато де Эрменонвиль. Скоропостижная смерть и обнаружение кровоточащей раны на лбу дали пищу для ошеломительной новости: быстро распространился слух, что Жан-Жак Руссо покончил жизнь самоубийством[1].

После французской революции в 1791 году прах Жан-Жака Руссо по решению Законодательного собрания был перенесён в Париж[5]. Вскоре якобинцы перенесли прах Жан-Жака Руссо в Пантеон, где его останки поместили рядом с прахом Вольтера. В соответствии с религиозными идеями Жан-Жака Руссо в революционной Франции был введён религиозный Культ Верховного Существа, праздник которого отмечался 8 июня 1794 года[6]. Через двадцать с небольшим лет, во время Реставрации Бурбонов два преступника похитили прах философа. В честь Жан-Жака Руссо в 1835 году был назван остров в Женеве, на котором установили памятник великому мыслителю[13].

Почтовая марка СССР с изображением Жан-Жака Руссо

Революционно-демократический потенциал социально-политических идей Жан-Жак Руссо не был исчерпан в XVIII—XIX веках. В 1960-х годах руссоизм переживал возрождение, когда народы Азии, Африки и Латинской Америки развернули борьбу против колониализма. Многие политические деятели признавали, что их путь в политику вдохновлялся чтением трудов Руссо. Например, Фидель Кастро утверждал, что Жан-Жак Руссо был его учителем и что, сражаясь против режима Батисты, команданте Кастро носил с собой книгу «Об общественном договоре». К 250-летию со дня рождения Жан-Жака Руссо в СССР была выпущена марка с изображением Руссо и издана обществом «Знание» брошюра Валентина Фердинандовича Асмуса о жизни и философии Жан-Жака Руссо[3][14].

Социально-педагогические и философско-религиозные воззрения Жан-Жака Руссо

Естественное состояние и прогресс общества

Философия Жан-Жака Руссо начинается с обличения двойственности прогресса цивилизации, который приносит не всеобщее благоденствие, а благо лишь для некоторых людей и тяготы для многих других. Основными «виновниками» извращений общества Жан-Жаком Руссо первоначально считались способствующая умножению жизненных удобств и распространению роскоши наука и искусство, в частности музыка и театр. Если искусство, сковывая тело и дух человека, воспитывает не свободного гражданин, а создаёт раба и лакея, то роскошь приводит как к порабощению и эксплуатации народа, так и к развращению аристократии. Впоследствии Жан-Жак Руссо пришёл к мысли о том, что основанием для появления роскоши и праздности, а также наук и искусства является социальное неравенство, возникающее вместе с государством. Собственно же социальное неравенство, неотделимое от политического и экономического неравенства, возникает в результате появления частной собственности, развитие которой всё больше усугубляет положение человека[3][8][10][11].

Среди французских просветителей Жан-Жак Руссо выделялся тем, что он первый после Жана Мелье усмотрел несправедливость во всех формах экономического и политического преобладания одних групп людей над другими. Подобная несправедливость нарушает как естественные права, так и принципы разумного устройства общества. Деспотизм, по мнению Руссо, есть «последний предел неравенства», при котором «отдельные лица вновь становятся равными», так как перед лицом тирана «они суть ничто». Свержение такого деспота является вполне разумным и закономерным явлением, целью которого является превращение неравенства в равенство, «но не в старое, стихийно сложившееся равенство бессловесных первобытных людей, а в более высокое равенство общественного договора»[3][8][10][11].

На данном этапе развития собственных взглядов Жан-Жак Руссо отошёл от категоричного осуждения частной собственности, которая более не рассматривалась им как фатальный источник всех социальных противоречий. Выступая, как выразитель идей третьего сословия, Жан-Жак Руссо говорит о необходимости достижения свободы и равенства, снимающих отчуждение человека от социальных институтов. Но под свободой он понимает не всеобщую свободу, а эмансипацию от норм и правил феодально-аристократического общества с сохранением частной собственности. Говоря о равенстве, Жан-Жак Руссо подразумевает равенство всех перед законом, то есть утверждает идеи юридического равенства, требуя отмены привилегий аристократов[3][8][10][11].

Философские и религиозные взгляды Жан-Жака Руссо

Философские воззрения Руссо весьма противоречивы. Его собственное понимание природы и место человека в ней во многом материалистично, хотя он сам отказывался причислять себя к философам, а тем более к материалистам. Идеи, которые Жан-Жак Руссо рассматривал как здравый смысл, обнаруживают свою зависимость от механистического материализма Нового времени: физики Рене Декарта и сенсуализма Джона Локка. Человека Руссо рассматривал натуралистически, в духе гносеологической робинзонады, а в познавательном отношении признавал первичность чувственного опыта. В целом же Жан-Жак Руссо полагал, что мир приводится в движение могущественной имматериальной силой, которую по причине закономерности необходимо признать разумной. Эта мудрая и могущественная сила есть благой Бог, существование же зла обусловлено свободой воли человека. Человек обладает бессмертной душой, что является необходимым для установления торжества божественной справедливости, которой нет в земной жизни. Рациональная неубедительность этих положений дополнялась тезисом о том, что эта наивысшая мировоззренческая истина постижима разумом только в соединении с «сердцем» (эмоциями, чувствами)[3].

Тезис о необходимости чувств и эмоций в жизни человека содержался уже в первых философских работах Руссо. Его критика цивилизации являлась в то же время и критикой рассудочности. Жан-Жак Руссо пытался преодолеть антагонизм разума и чувств, которые противопоставлялись «отцом» рационализма — Рене Декартом. Ведь, Декарт полагал, что разум сам по себе ошибаться не может, а вот чувственным данным однозначно верить нельзя, ведь они являются источниками заблуждений. Жан-Жак Руссо выступал же с позиций антирационализма не против разума, а против цивилизации, которая разъяла целостную природу человека и объявила разум — «высшим судьёй» и мерилом истины, а чувства — неистинным и обманчивым заблуждением. Если в концепции «разумного эгоизма», развивавшейся французскими просветителями, отдаётся решающее значение частному интересу, осмысляемому разумом, то в руссоизме утверждается первенство чувств и эмоций, требующих объединения обособленных индивидов ради удовлетворения чувства справедливости и прочих требующих решительных действий эмоций. Критика разума, как и критика отчуждённых форм общественных отношений была впоследствии позаимствована у гражданина Женевы романтиками[3].

Жан-Жак Руссо, утверждая, что народ является сувереном, права которого неотчуждаемы, указывает на необходимость религии для существования общества. Положительное отношение к религии, как и отрицание значимости науки и искусства, разделило Жан-Жака Руссо и просветителей. Жан-Жак Руссо отрицал теологическое происхождение государства. Он придерживался позиции того, что правители для придания себе авторитета объявляли себя выразителями воли Бога, поэтому «при рождении нации религия служит орудием политики». Но все существующие религии Руссо рассматривал с антиклерикальных позиций, причём самая резкая критичность выражалась при характеристике христианства. Жан-Жак Руссо находил в богах всех религий антропоморфные черты и делал вывод, что эти боги есть продукты человеческого воображения. И эта идея сочеталась с убеждённостью в том, что Бог, которого никто из людей не видел, тем не менее существует, к выводу о чём может прийти любой человек, осмысливший реальность. Значит, Жан-Жак Руссо, как деист, выступал одновременно как против официальной католической церкви и прочих институционализировавшихся религий, так и против современных ему материалистических (атеистических) учений. Атеистов Жан-Жак Руссо критиковал за то, что «они оставляют огорчённых без последнего утешения в бедствиях»[8][9][10][11].

По мнению Жан-Жак Руссо, самая лучшая вера — это «естественная религия», основывающая на простоте и ясности своих положений. Священной книгой должна быть «книга природы», которая учит как служить Творцу и поклоняться ему. Эта «гражданская религия» имеет деистический характер, поэтому Жан-Жак Руссо, не имея рациональных доводов в обосновании к её необходимости, требовал её законодательной «освящения». Эта религия содержала шесть догматов, пять положительных и один отрицательный, в соответствии с которыми признавалось[10]:

  1. «существование могучего, разумного, благодетельного, предусмотрительного и заботливого божества»,
  2. «будущая жизнь», то есть бессмертие души,
  3. вера в «счастье справедливых» и «наказание злых»,
  4. вера в «святость общественного договора и законов»,
  5. при этом «эти догматы относятся к морали и обязанностям, которые тот, кто её исповедует, обязан исполнять по отношению к другим. Каждый может иметь, кроме этого, какие ему угодно мнения, и суверену, вовсе не положено их знать. Ибо, поскольку он не обладает никакими полномочиями в ином мире, то какова бы ни была судьба его подданных в грядущей жизни, — это не его дело, лишь бы они были хорошими гражданами в этой»,
  6. достойны изгнания те, кто проповедует, что «вне церкви нет спасенья».

Верховенство воспитания

Большое внимание в социальной философии Руссо уделялось проблеме воспитания. Средством утверждения и поддержания гражданских добродетелей является целенаправленное и глобальное педагогическое воздействие, начинающееся с самого раннего возраста. Подобный эдукационизм (лат. educatio — воспитание) Руссо близок идеям Гельвеция о всесилии воспитания, но отличается тем, что Жан-Жак Руссо различает воспитание в обществах, уклонившихся от общественного договора, и воспитания при благоприятных условиях народного правления[9][11][12].

Воспитание первого типа, описанное в романе «Эмиль», происходит на лоне природы, вдали от развращающего влияния города и цивилизации, что с большей степенью вероятности позволяет вырастить высоконравственного человека, который также будет умным, красивым и физически здоровым. Природосообразное воспитание происходит в отрыве от сверстников и родителей; всё и всех воспитуемому заменяет воспитатель. Воспитание в изоляции требует гармоничного физического развития, обучения естественным наукам, воспитания чувств, происходящего в «период бурь и страстей», осуществления познавательного путешествия по различным странам, завершающегося женитьбой воспитанника[3][8][10].

О воспитании второго типа подробно говорится в социально-философских трактатах Руссо. Образцом и идеалом такого воспитательного процесса является спартанец, который любит своё Отечество, трудится и довольствуется жизненно необходимым минимумом материальных благ. Подлинным счастьем для гражданина является не удовлетворение собственных интересов, приобретение богатств или поиск наслаждений, а достижение общественного призвания, являющегося самой сладостной наградой[9][10].

Место женщины в обществе

Жан-Жак Руссо приписывал женщине и мужчине изначальное существование врождённых женских и мужских качеств. Так, социальная активность и сила типичны для мужчины, пассивность и слабость являются природными атрибутами женщины. Женщина живёт впечатлениями и чувствами, поэтому перед ней закрыта сфера теоретического разума и научных знаний, право открытия закономерностей в которой принадлежит мужчине. Мужчины и женщины, по мнению Руссо, равны друг другу в том смысле, что каждый из них выполняет взаимодополняющие функции, без которых не может быть общественного организма. Воспитание детей, которым занимается женщина, аналогично маленькой должности, ведь семья — это ячейка общества, снабжающая Отечество хорошими гражданами[9].

Данная позиция Жан-Жака Руссо вызывала и вызывает критику со стороны приверженцев феминизма, иногда французского мыслителя обвиняют в мизогинии. Критике подобные взгляды Жан-Жака Руссо подвергала британская писательница Мэри Уоллстонкрафт в своём эссе «В защиту прав женщин»[15], а также Симона де Бовуар[16]. При этом тезис о необходимости распространить политические права на женщин одной из первых высказывала Олимпия де Гуж, разработавшая «Декларацию прав женщины и гражданки» в 1791 году, за что и была казнена поклонниками Руссо два года спустя[17].

Личность Жан-Жака Руссо и его идейное наследие не только вызывало и вызывает критику, но вдохновляло и восхищало как революционеров и политиков, так и поэтов и писателей. Жан-Жаком Руссо восхищался Байрон. Александр Сергеевич Пушкин в своём романе «Евгений Онегин» называл Руссо «защитником вольности и прав», а Лев Толстой причислял Руссо к своим ближайшим литературным предшественникам[10].

Он одарён был Пифии глаголом,
И в мире целом он зажёг пожар,
И разрушеньем угрожал престолам.
Не Франции ль, гнетомой произволом
Наследственным — принёс он этот жар?Джордж Гордон Байрон, Паломничество Чайльд-Гарольда

Основные труды

  • Военнопленные (фр. Les prisonniers de guerre) — комедия была написана в 1743 году, издана в 1782 году[4].
  • Исповедь (фр. Les Confessions) была посмертно опубликована в 1782 году[9].
  • Музыкальный словарь (фр. Dictionnaire de musique) был издан в 1768 году[4].
  • Нарцисс (фр. Narcisse) — комедия была написана в 1733 году, поставлена на сцене в 1752 году, издана в 1753 году[9].
  • Об общественном договоре, или Принципы политического права (фр. Du contrat social; ou, Principes du droit politique) — трактат был опубликован в 1762 году[10].
  • Письмо д`Аламберу о зрелищах (фр. Lettre à M. D’Alembert sur les spectacles) было издано в 1756 году[4].
  • Прогулки одинокого мечтателя (фр. Les Rêveries du promeneur solitaire) были опубликованы в 1776 году[9].
  • Рассуждение о влиянии наук и искусств (фр. Discours sur les sciences et les arts) опубликовано в 1750 году[10].
  • Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (фр. Discours sur l'origine et les fondements de l'inégalité parmi les hommes) издано в 1755 году[10].
  • Руссо судит Жан-Жака (фр. Rousseau juge de Jean-Jacques) — роман был опубликован в 1772—1775 годах[4].
  • Эмиль, или О воспитании (фр. Émile, ou De l’éducation) был издан в 1762 году[12].
  • Юлия, или Новая Элоиза (фр. Julie ou la nouvelle Héloïse) — роман, в основу которого легла история любви из жизни Жан-Жака Руссо, был издан в 1761 году[9].

Литература

  • Асмус В. Ф. Жан-Жак Руссо : (К 250-летию со дня рождения). — Москва: Знание, 1962. — 48 с.
  • Баткин Л. М. Личность и страсти Жан-Жака Руссо. — Москва: РГГУ, 2012. — 260 с. — ISBN 978-5-7281-1298-3.
  • Бернадинер Б. М. Социально-политическая философия Жан-Жака Руссо. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 1940. — 160 с.
  • Веревский Ф. А. Жан-Жак Руссо : (Историко-литературный эскиз) : Публичная лекция в пользу бедных учеников Стародубской прогимназии. — Воронеж: Типография В. И. Исаева, 1889. — 23 с.
  • Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. — Москва: Художественная литература, 1976. — 310 с. — ISBN 978-5-7889-0180-0.
  • Гёффдинг Г. Ж. Ж. Руссо и его философия. — Санкт-Петербургиздательство=Журнал «Образование», 1898. — 172 с.
  • Голосов А. А. Разбор воззрений Ж. Ж. Руссо на индивидуум и человеческое общество. — Харьков: Епархиальная типография, 1915. — 8 с.
  • Грэхем Г. Г. Ж.-Ж. Руссо : Его жизнь, произведения и окружающая среда. — Москва: В. Н. Маракцев, 1908. — 251 с.
  • Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. — Москва: Наука, 1980. — 111 с.
  • Делакруа Ж. В. Слово похвальное Жан Жаку Руссо. — Санкт-Петербург: На иждивении П. Богдановича : Печаталось у Гека, 1787. — 73 с.
  • Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо : (от концепции просвещённого абсолютизма к теориям гражданского общества). — Москва: ИФ РАН, 2006. — 249 с. — ISBN 5-9540-0050-6.
  • Жан-Жак Руссо: pro et contra : Идеи Жан-Жака Руссо в восприятии и оценке русских мыслителей и исследователей / Составитель, вступительная статья и комментарии А. А. Златопольской. — Санкт-Петербург: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2005. — 832 с. — ISBN 978-5-88812-220-3.
  • Занадворова Т. Л. Сентиментализм Ж.-Ж. Руссо. — Челябинск: ЧПИ, 1983. — 86 с.
  • Занин С. В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское просвещение XVIII века. — Санкт-Петербург: Miръ, 2007. — 533 с. — ISBN 978-5-98846-038-1.
  • Засулич В. И. Жан Жак Руссо : Опыт характеристики его общественных идей. — Санкт-Петербург: Издательство П. Б. Струве, 1898. — 156 с.
  • Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции: Жан-Жак Руссо. Оноре-Габриэль Рикетти де Мирабо. Максимилиан Робеспьер. — Москва: Мысль, 1979. — 440 с.
  • Морлей Дж. Руссо. — Москва: URSS : ЛИБРОКОМ, 2011. — 441 с. — ISBN 978-5-397-02219-4.
  • Мисава Т. Великий реформатор воспитания и образования Жан-Жак Руссо. — Москва: Типо-литография товарищества И. Н. Кушнерев и К°, 1912. — 16 с.
  • Роланд-Гольст Г. Жан Жак Руссо : Его жизнь и сочинения. — Москва: Новая Москва, 1923. — 290 с.
  • Трефилов А. А. Жан-Жак Руссо об уголовном процессе и уголовном праве. — Москва: НИПКЦ Восход-А, 2020. — 77 с. — ISBN 978-5-93055-462-5.
  • Троицкий И. В. Жан Жак Руссо перед судом педиатрии XX-го века. — Харьков: Типо-литография «Художественный труд» Р. Радомышельского, 1908. — 37 с.
  • Труссон Р. Жан-Жак Руссо. — Москва: Молодая гвардия, 2015. — 325 с. — ISBN 978-5-235-03854-7.
  • Шюка А. М. Ж.-Ж. Руссо. — Москва: Посредник, 1896. — 196 с.
  • Южаков С. Н. Жан-Жак Руссо : Его жизнь и литературная деятельность : Биографический очерк С. Н. Южакова. — Санкт-Петербург: Типография товарищества «Общественная польза», 1894. — 79 с.
  • Cassirer E. Rousseau, Kant, Goethe : two essays. — New York: Harper & Row, 1965. — 98 с.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. — М.: Наука, 1980. — 111 с.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 Длугач Т. Б. Руссо // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Руссо // Западноевропейская философия XVIII века. — М.: Высшая школа, 1986. — С. 212—235. — 400 с.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 Пахсарьян Н. Т., Длугач Т. Б., Андерсон К. М., Кириллина Л. В. Руссо Жан-Жак. БРЭ (29 ноября 2023). Дата обращения: 24 января 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Можейко М. А. Руссо Жан Жак // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, М.. — С. 885—887. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 6,9 Длугач Т. Б. Руссо // Философы Франции: словарь / Под общей редакцией И. И. Блауберг. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. — С. 380—381. — 464 с. — ISBN 978-5-98712-632-5.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Момджян Х. Н. Руссо // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 8,8 8,9 Момджян Х. Н. Руссо // Французское просвещение XVIII века : Очерки. — М.: Мысль, 1983. — С. 129—152. — 447 с.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 9,8 9,9 Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения : в 2-х томах. Том 2 / Составитель А. Н. Джуринский ; под редакцией и с предисловием Н. Джибладзе. — М.: Педагогика, 1981. — 336 с.
  10. 10,00 10,01 10,02 10,03 10,04 10,05 10,06 10,07 10,08 10,09 10,10 10,11 10,12 10,13 10,14 10,15 10,16 Руссо Ж.-Ж. Трактаты / Подготовили В. С. Алексеев-Попов, Ю. М. Лотман, Н. А. Полторацкий, А. Д. Хаютин ; комментарии В. С. Алексеева-Попова и Л. В. Борщевской. — М.: Наука, 1969. — 703 с.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 Толстых В. И. Искусство и мораль : (О социальной сущности и функции искусства). — М.: Политиздат, 1973. — 440 с.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения : в 2-х томах. Том 1 / Составитель А. Н. Джуринский ; под редакцией и с предисловием Н. Джибладзе. — М.: Педагогика, 1981. — 656 с.
  13. Войнелович М. Чем известен Жан-Жак Руссо? Знаменитому философу и педагогу 310 лет. rg.ru (2022-0628). Дата обращения: 1 февраля 2024.
  14. Асмус В. Ф. Жан-Жак Руссо : (К 250-летию со дня рождения). — М.: Знание, 1962. — 48 с.
  15. Wollstonecraft M. A Vindication of the Rights of Woman with Strictures on Political and Moral Subjects (англ.). Early Modern Philosophy. Дата обращения: 2 февраля 2024.
  16. Бовуар С. де. Второй пол. Том 1 и 2 / Общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой. — М.: Прогресс, 1997. — 832 с. — ISBN 5-01-003638-X.
  17. Кавалли А. «Набат разума раздается по всему миру»: как Олимпия де Гуж стала прабабушкой феминизма. Forbes (29 марта 2021). Дата обращения: 1 февраля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!