Отчуждение
Отчужде́ние (нем. entfremdung; entäußerung; англ. alienation; фр. aliénation) — философская категория, а также понятие, используемое в социологии, психологии, праве. В юриспруденции под отчуждением понимается юридический акт передачи прав собственности от одного лица к другому. Отчуждение осуществляется, главным образом, по воле собственника на основе договора, заключаемого с приобретателем имущества. При этом различается возмездное отчуждение (купля-продажа) и безвозмездное отчуждение (дарение), хотя законом предусматриваются случаи отчуждения имущества помимо воли собственника, например, путём конфискации или реквизиции[1].
В философии категория «отчуждение» означает общественный процесс, в границах которого происходит объективация результатов и продуктов деятельности и отношений человека, противостоящая индивидам как независимая, превосходящая человека сила, подавляющая его и превращающая из субъекта в объект её воздействия[2][3][4][5]. В социологии понятие «отчуждение» используется как общетеоретическое понятие, близкое социально-философскому содержанию категории «отчуждение» в философии. В психологии отчуждение — состояние эмоционально-психологической отстранённости, чуждости по отношению к кому-либо или чему-либо, в том числе и к самому себе[6][7][8], при этом в английском и французском языках термин «отчуждение» обозначает также сумасшествие[4].
В христианском богословии отчуждение понимается двояко: удаление от Бога как следствие свершения человеком первородного греха и отрешение от мирских страстей и греховных помыслов[9].
Отчуждение и его специфика
В античности термин «отчуждение» имел несколько значений: передача собственности в другие руки и исключение человека из общества. В гностицизме отчуждение обозначало освобождение души из темницы тела, в христианстве под отчуждением понималось как отпадение от Бога, так и возврат к нему через дистанцирование от мирских соблазнов, а также отклонение веры от церковного канона, то есть впадение в ересь[9].
Проблема отчуждения в форме противоречия между человеком и социальными институтами была осмыслена теоретиками «общественного договора» (Джон Локк, Жан Жак Руссо и другие). Возникновение общества и государства рассматривалось как акт передачи, отчуждения человеком своих «естественных» прав политическому организму, что трактовалось как порабощение человека. Антагонизм между индивидом и родом дополнялся специфическим восприятием социального мира как чуждого и враждебного новоевропейской личности, а культуры как репрессивной инстанции[3][5][9][10].
Отчуждение в философии и социологии
В немецкой классической философии проблема отчуждения связывалась с человеческой деятельностью в контексте опредмечивания (объективации) и овещнения, которые отождествлялись[2]. Так, Иоганн Фихте утверждал, что полагание предметности в искусстве является отчуждением «Я». В философии Гегеля понятие «отчуждение» совпадает с понятиями «опредмечивание» и «овнешнение» (нем. entäußerung) — полагание субъектом себя вовне, подобное экстериоризации[9][5]. Субъектом деятельности у Гегеля является Абсолютный Дух, который самоотчуждает себя и лишает свободы в природе и истории человечества, чтобы познать себя в этом материализовавшемся состоянии инобытия и, вернувшись к себе, обрести абсолютную свободу[3][4].
Людвиг Фейербах рассматривал отчуждение антропологически в рамках анализа сущности религии, в которой индивид отчуждает от себя свою родовую сущность и переносит её качества на высшее существо — Бога. Делая Бога всемогущим, человек, по мнению Людвига Фейербаха, становится немощным, поэтому неотчуждённое состояние человека связывается им с чувственностью. Отчуждение у Людвига Фейербаха психологизировалось и выражалось в индивидуально-переживаемом чувстве зависимости, страхе и прочих эмоциях. Реальная, чувственная жизнь с её непосредственными взаимоотношениями, высшей формой которых является любовь, противопоставляются Людвигом Фейербахом отчуждённому, неистинному миру[3][4].
Отчуждение и марксизм
Марксистское понимание отчуждения сформировалось в полемике как с объективно-идеалистической концепцией отчуждения (Гегель), так и с антрополого-психологистическим его истолкованием (Людвиг Фейербах)[3]. Карл Маркс в своём анализе отчуждения труда стремился отделить отчуждение человеческих сил от процессов опредмечивания. Немецкий мыслитель различал опредмечивание человеческих сил, присутствующее в предметной деятельности людей на любой стадии развития общества, и овеществление или овещнение, как специфическую форму опредмечивания в условиях товарного производства, при которой человек утрачивает качество субъекта и низводится до положения «винтика в огромном механизме»[11]. Овещнение представляет собой исторически-преходящую форму социальных отношений, при которых личные отношения между людьми становятся ролевыми, что порождает обезличивание и деперсонификацию человека, сводя его жизнь к исполнению готовой роли[12][13]. Овещнение в данном случае полагается базовым по отношению к отчуждению и фетишизации, преобладающих в капиталистической формации, в условиях доминирования товарного производства и абсолютизации товарных отношений[14][15][13].
В господстве вещи, продукта труда на над человеком Карл Маркс видел вещную форму господства одного класса над другим, то есть мнимое порабощение людей вещами является внешним проявлением порабощения людей людьми[16]. Отчуждение у Карла Маркса рассматривается как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других людей, то есть отчуждение является продуктом конкретно-исторических общественных отношений. В условиях товарного производства и отношений собственности человек тем больше отчуждён от других людей и себя, чем выше уровень эксплуатации труда в обществе[2]. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Карл Маркс сформулировал концепцию отчуждённого труда и показал его социально-экономическую природу: в условиях господства частной собственности и товарно-денежных отношений наёмному рабочему не принадлежит не только результат, но и сам процесс труда[3][4][9]. Отчуждение, неотделимое от отчуждённого труда и его результата — частной собственности, является необходимым условием развития буржуазного общества и постоянно воспроизводится на этой экономической основе[16].
Чем больше рабочий выматывает себя на работе, тем могущественнее становится чужой для него предметный мир, создаваемый им самим против самого себя, тем беднее становится он сам, его внутренний мир, тем меньшее имущество ему принадлежит ... чем больше ценностей он создает, тем больше сам он обесценивается и лишается достоинства; чем лучше оформлен его продукт, тем более изуродован рабочий; чем культурнее созданная им вещь, тем более похож на варвара он сам; чем могущественнее труд, тем немощнее рабочий; чем замысловатее выполняемая им работа, тем большему умственному опустошению и тем большему закабалению природой подвергается сам рабочий.Карл Маркс, Экономическо-философские рукописи 1844 года.
В условиях товарного производства происходит отчуждение человека от человека и от его родовой жизни, превращающейся из самоцели в средство. Отчуждение приводит к тому, что индивид мыслит свою жизнь подлинной только вне труда, чувствует себя свободно «действующим только при выполнении своих животных функций — при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае ещё расположась у себя в жилище, украшая себя и так далее, — а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному»[17].
При этом отчуждение совпадает с самоотчуждением, так как труд становится процессом самоотрицания человека. Впоследствии Карл Маркс показал роль капиталистического разделения труда и товарного фетишизма как объективных оснований отчуждения[4]. Отчуждение рассматривалось как исторически преходящая, конкретно-историческая форма опредмечивания человеком своих способностей. Отчуждение проявляется в сознании индивида и выражается в форме разрыва между желаниями человека и нормами, предписываемыми социальной структурой, восприятием этих норм как чуждых и враждебных личности, переживанием чувства изоляции и одиночества[3].
Имущий класс и класс пролетариата представляют одно и то же человеческое самоотчуждение. Но первый класс чувствует себя в этом самоотчуждении удовлетворённым и утверждённым, воспринимает отчуждение как свидетельство своего собственного могущества и обладает в нём видимостью человеческого существования. Второй же класс чувствует себя в этом отчуждении уничтоженным, видит в нём своё бессилие и действительность нечеловеческого существования. Класс этот, употребляя выражение Гегеля, есть в рамках отверженности возмущение против этой отверженности, возмущение, которое в этом классе необходимо вызывается противоречием между его человеческой природой и его жизненным положением, являющимся откровенным, решительным и всеобъемлющим отрицанием этой самой природы.Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании.
Моментами отчуждения, раскрытыми Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, являются[3]:
- отчуждение деятельности от человека, который выходит из процесса труда обеднённым и опустошённым;
- отчуждение условий труда от самого труда, то есть рабочему противостоят в отчуждённой форме не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда, что становится очевидным в отчуждении управления производством и в отчуждении науки от рабочего;
- отчуждение результатов труда от наёмного рабочего;
- отчуждённость социальных институтов и норм, предписываемых ими, от трудящихся, то есть социальные институты превращаются в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу;
- отчуждение идеологии от жизни, приводящее к формированию у членов общества такого уровня притязаний и ожиданий, который не соответствует действительным возможностям общества, что нередко бывает причиной отклоняющегося поведения.
Карл Маркс был убеждён, что возможно снять всякое отчуждение путём ликвидации частной собственности и замены её общественной. Благодаря чему отчуждённый труд превратится в свободную самореализацию сущностных сил человека, который из частичного, абстрактного индивида станет всесторонне-развитой личностью. Но, как отмечал Карл Маркс, процесс преодоления отчуждения не настолько прямолинеен, возможен регресс к грубому, казарменному коммунизму[4][18].
Отчуждение в Новейшее время
В философской и социальной мысли XX и XXI веков в изучении проблемы отчуждения на первый план выдвинулся аспект подлинного бытия личности в машинном, техницизированном, социально-обезличенном и бюрократизированном мире[2]. В социологии XX века были проанализированы различные аспекты отчуждения: бюрократия — Карлом Манхеймом и Максом Вебером, социальная аномия — Эмилем Дюркгеймом и Робертом Мертоном[3]. Автор книги «Закат Европы» — Освальд Шпенглер высказывал идею, что отчуждение нарастает по мере превращения культуры в цивилизацию, в которой господствуют безличные механизмы социальной связи, подавляющие творческое начало личности. Карл Ясперс выдвинул тезис о том, что источником отчуждения является процесс превращения техники в самостоятельную, существующую по собственным законам силу, другие экзистенциалисты утверждали, что источником отчуждения является рационалистическая философия и логический позитивизм[5][9]. В 1960-х годах в связи с усилением в США и странах Западной Европы критики капитализма оживился интерес к категории «отчуждение», как способу анализа социума, что нашло выражение в идеологии «новых левых» (Герберт Маркузе и другие)[3].
Большинство философов XX и XXI веков скептически относятся к возможности преодоления отчуждения. Отчуждение полагается вечной основой общественного бытия человека и основанием любого общественного строя. Отчуждение — это инобытие свободы, её противоположность, без которой не существует и самой свободы. Человек, стремясь преодолеть существующие формы отчуждения и желая достичь более высокого уровня свободы, порождает новые формы отчуждения и вновь попадает под их влияние. При этом главную задачу философии и психологии современные мыслители видят в том, чтобы помочь человеку достойно жить в отчуждённом мире, неотъемлемым атрибутом которого является страх и тревога. Если многие люди, а затем большинство примут такую ориентацию и станут соответственно действовать, то изменится общественный порядок и в социуме станет чуть меньше отчуждения и чуть больше подлинно человеческих отношений. На формирование такой установки направлены экзистенциализм, персонализм и философская антропология[3][4][9][19].
Отчуждение в психологии
В психологии под отчуждением понимается проявление жизненных отношений индивида с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определённых норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому. При всём при этом амплитуда эмоциональной окрашенности этих отношений, в которых индивид испытывает ту или иную степень изолированности, колеблется от дискомфортного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности. Анализ отчуждения социальными психологами фокусируется прежде всего на субъективных переживаниях индивидами своей отверженности, что особо остро переживают жертвы буллинга или моббинга[6]. Феноменологически отчуждение выражается в таких переживаниях человека, как чувство обособленности, одиночества, отверженности, потери своего «Я», чувстве бессилия, неподконтрольности своей жизни и бессмысленности существования. В максимальной форме отчуждение выражается в невротической потере индивидом чувства реальности происходящего (дереализации) или в утрате своей индивидуальности (деперсонализации) и является предметом исследования в психиатрии и клинической психологии[5][6][7].
Понятие отчуждение впервые в психологии было использовано Зигмундом Фрейдом для объяснения патологического развития личности в чуждой и враждебной природе человека культуре[6][7]. В психоаналитической литературе под отчуждением понимается прежде всего отделение, отстранённость личности от самой себя или от отдельных её сторон, психических структур и процессов. В статье «Отрицание» Зигмунд Фрейд писал об «отчуждении субъективного от объективного», а в статье «Гибель эдипова комплекса» соотносил отчуждение с вытеснением. В целом отчуждение рассматривалось Зигмундом Фрейдом в качестве отстранения человека от неудовлетворяющей его реальности и ухода от внешнего мира, являющегося бегством в болезнь[8].
Психолог Эрих Фромм существенно расширил сферу применения понятия «отчуждение» и выделил пять его форм: отчуждение от ближнего, от работы, от потребностей, от государства и от себя[6][7]. Эрих Фромм указывал на сходство явлений отчуждения и переноса и исходил из того, что невротик является отчуждённым существом, то есть «он невротичен, потому что отчуждён». Для того, чтобы преодолеть «внутреннюю пустоту», невротик выбирает объект, на который проецирует свои собственные качества и противоречивые чувства и переживания. Отчуждённый человек, подчиняясь выбранному объекту, чувствует себя в единстве со своими качествами, утрата же объекта для невротика чревата опасностью утраты самого себя. Данная тенденция проецирования собственных качеств сближает идеи Эриха Фромма с концепцией религиозного отчуждения Людвига Фейербаха. Вместе с этим Эрих Фромм утверждал, что отчуждение является необходимым явлением, внутренне присущим развитию человека, который обретает целостность и неотчуждённость в любви[8].
Своеобразная позиция по проблеме отчуждения в XX веке была высказана одним из основателей антипсихиатрии — Рональдом Лэйнгом. Шотландский психиатр полагал существование «нормальных» форм отчуждения. «Нормально-отчуждённой» и психически здоровой может считаться личность, которая действует так же, как и другие люди в конкретном обществе. Иные же формы поведения, «выбивающиеся из господствующего состояния отчуждения, клеймятся „нормальным“ большинством как дурные или безумные». Примером такого нарушающего общепринятые нормы поведения может послужить отказ уступить место в автобусе Монтгомери чернокожей швеёй Розой Паркс белокожему пассажиру-мужчине 1 декабря 1955 года. Рональд Лэйнг, живший в период, когда холодная война могла завершиться взрывом термоядерной бомбы, довёл свою концепцию до логического конца, утверждая мысль о том, что шизофрения является социально-политическим ярлыком, которым может клеймиться неприспособившийся к обществу индивид[8].
Но социальная приспособляемость к плохо функционирующему обществу может быть весьма опасна. В совершенстве приспособленный пилот бомбардировщика может представлять собой большую угрозу человеческому роду, чем госпитализированный шизофреник с манией, что внутри него находится бомба.Рональд Лэйнг, Расколотое «Я».
Американский психолог и психотерапевт Сальваторе Мадди проанализировал феноменологию отчуждения и разработал психодиагностическую методику для выявления той или иной степени отчуждения. Данный исследователь выделял такие формы проявления отчуждения (в порядке возрастания тяжести), как авантюризм, выражающийся в тяге и поиске острых переживаний и суетливой активности, нигилизм или обесценивание ценностей, бессилие и вегетативность или апатия[9].
Литература
- Бахитов С. Б. Капиталистическое отчуждение труда и кризис современной цивилизации. — Москва: Алетейя, 2018. — 218 с. — ISBN 978-5-907030-21-3.
- Грицанов А. А., Овчаренко В. И. Человек и отчуждение. — Минск: Вышэйша школа, 1991. — 126 с. — ISBN 5-339-00586-0.
- Ильенков Э. В. Гегель и «отчуждение» // Философия и культура. — Москва: Политиздат, 1991. — 464 с. — ISBN 5-250-01302-3.
- Кальной И. И. Отчуждение: истоки и современность. — Симферополь: Таврия, 1990. — 192 с. — ISBN 5-778-00324-2.
- Маркузе Г. Одномерный человек. — Москва: АСТ, 2003. — 331 с. — ISBN 5-17-008282-7.
- Нарский И. С. Отчуждение и труд : По страницам произведений К. Маркса. — Москва: Мысль, 1983. — 144 с.
- Ойзерман Т. И. Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме. — Москва: Знание, 1965. — 80 с.
- Отчуждение труда : История и современность / Я. И. Кузьминов, Э. С. Набиуллина, Вад. В. Радаев, Т. П. Субботина. — Москва: Экономика, 1989. — 285 с. — ISBN 5-282-00079-2.
- Фромм Э. «Иметь» или «быть». — Москва: АСТ, 2012. — 314 с. — ISBN 978-5-17-039259-9.
Примечания
- ↑ Отчуждение // Большой юридический словарь / Авт. и сост. А. Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2010. — С. 501. — 848 с. — ISBN 978-5-8041-0462-8.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Абушенко В. Л. Отчуждение // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, 2001. — С. 753. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Огурцов А. П. Отчуждение // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Лапин Н. И. Отчуждение // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Носов Д. М., Рау И. А. Отчуждение // Филофский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Республика, 2001. — С. 406—407. — 719 с. — ISBN 5-250-02742-3.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Абраменкова В. В. Отчуждение // Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 68—69. — 176 с. — ISBN 5-9292-0141-2.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Анцупов А. Я. Отчуждение // Словарь конфликтолога. — М.: Питер, 2006. — С. 299. — 527 с. — ISBN 5-469-01216-6.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Лейбин В. М. Отчуждение // Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с. — ISBN 978-5-17-063584-9.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 Подвойский Д. Г., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Отчуждение . БРЭ. Дата обращения: 3 января 2024.
- ↑ Бурков Р. Б. Проблема отчуждения в философии XVII-XVIII веков // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 5. — С. 45—57.
- ↑ Кон И. С. В поисках себя: личность и её самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — С. 129. — 335 с.
- ↑ Батищев Г. С. Овеществление // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
- ↑ 13,0 13,1 Батищев Г. С. Овеществление // Филофский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Республика, 2001. — С. 393. — 719 с. — ISBN 5-250-02742-3.
- ↑ Абушенко В. Л. Опредмечивание и распредмечивание // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, 2001. — С. 737—738. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
- ↑ Бузгалин А. В. Опредмечивание, овещнение и отчуждение: актуальность абстрактных философских дискуссий // Вопросы философии. — 2015. — № 5. — С. 124—129.
- ↑ 16,0 16,1 Ойзерман Т. И. Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме. — М.: Знание, 1965. — 80 с.
- ↑ Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Сочинения. Том 42. — М.: Политиздат, 1974. — С. 91. — 535 с.
- ↑ Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Сочинения. Том 42. — М.: Политиздат, 1974. — С. 116. — 535 с.
- ↑ Отчуждение // Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. — М.: Политиздат, 1981. — С. 238—239. — 430 с.