Экстериоризация

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Экстериориза́ция (лат. exterior — внешний, наружный; фр. exteriorisation — обнаружение, проявление) — в психологии процесс, в результате которого психическая жизнь человека получает объективную, внешне выраженную форму своего существования[1][2][3]; вынесение вовне умственных действий, воплощение их в материальном продукте, имеющем знаковую и социальную форму[4][5]. Понятие «экстериоризация» является оппозиционным понятию «интериоризация», которые в своём единстве составляют механизм процесса обучения и развития, то есть воспитания в целом[6]. Если в процессе интериоризации происходит усвоение структур и правил социальной деятельности, то есть их преобразование в структуры психики, регулирующие деятельность человека, то процесс экстериоризации есть преобразование структур психики в конкретное поведение[7]. Бинарная оппозиция «интериоризация — экстериоризация» в психологии представляет собой конкретизацию философских категорий «распредмечивание — опредмечивание»[8].

В психиатрии под экстериоризацией понимается субъективистская тенденция к выделению ряда психопатологических феноменов (обвиняющие галлюцинации, бредовые идеи греховности, самообвинения) из фактов предшествующих этому неправильных, порочных поступков, подвергшихся интрапсихической переработке и вызвавших своеобразные комплексные переживания вины[9].

Происхождение и сущность понятия «экстериоризация»

«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» (Николай Богданов-Бельский)

Понятие «эк­сте­рио­ри­за­ция» описывает про­цес­сы «во­пло­ще­ния», объективации субъ­ек­тив­но­го ми­ра ин­ди­ви­да в конкретных прак­ти­ках[7]. Традиционно экстериоризацию иллюстрируют примерами того, как изобретатель реализует свой замысел в той или иной конструкции, выраженной предметно или графически, либо творческого процесса художника, создающего картину. Но под экстериоризацией не следует понимать только итог творческого процесса, как некоторый завершающий этап. При решении любой задачи можно обнаружить тесную связь и чередование процессов экстериоризации и интериоризации[4].

Например, промежуточные результаты умственных действий, совершаемых в процессе решения задачи в уме, записываются учеником словесно, изображаются в виде схемы, либо реализуются в практических действиях (вырезание по шаблону, отпиливание бруска определённого размера) и являются объективированной «точкой», помогающей процессу размышлений[4]. Также экстериоризация обнаруживает себя в те моменты, когда школьник, наученный сверстниками, пытается познакомиться с одноклассницей и потому пытается вести себя уверенно и серьёзно. Значит, субъективный мир человека может воплощаться и находить своё выражение в материальных продуктах человеческой деятельности, в знаковых системах и в поведенческих проявлениях человека[10].

Отличие понятия «экстериоризация» от схожего психоаналитического термина «экстернализация» состоит в том, что при экстериоризации процесс порождения внешних действий, высказываний представляет собой развёртывание внутренних структур, сложившихся в процессе интериоризации[11]. В то же время под экстернализацией в психоанализе понимается защитный механизм, проявляющийся в стремлении индивида воспринимать внутриличностные процессы, силы и конфликты как протекающие вне его и являющиеся внешними по отношению к нему. Понятие «экстернализация» впервые было применено Карен Хорни, которая использовала данный термин для описания тенденции ухода человека от ответственности за своё проблемы, переживания и возложение ответственности за собственные трудности на внешние факторы и обстоятельства жизни[12].

Понятие «экстериоризация» в культурно-исторической психологии

В советский период развития психологии указывалось, что принципиальное значение понятию «экстериоризация» впервые было придано советским психологом Львом Семёновичем Выготским, которой полагал, что человек овладевает собой как одной из сил природы извне — при помощи особой техники знаков, создаваемой культурой. Для проверки основных положений культурно-исторической теории была разработана методика двойной стимуляции, с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования психических функций, а также учениками Выготского прослеживался механизм вращивания («интериоризации») знаков в структуру психических функций — внимания, памяти, мышления, восприятия, эмоций[3][13]. С понятием экстериоризация также связывалась идея объективного метода психологического исследования высших форм поведения, которая получила своё развитие в работах советских психологов Алексея Николаевича Леонтьева и Петра Яковлевича Гальперина[1].

Собственно в работах Выготского понятие «экстериоризация» не обнаруживается, хотя Лев Семёнович использовал по смыслу идентичные понятию «экстериоризация» термины «объективирование», «объективация» и «вынесение вовне» психических функций[14][15][16][17][18][19][20][21]. Таким образом, идея «экстериоризации» неявно представлена в его концепции орудийного опосредствования психических функций и сознания человека как способ реализации человеком культурного поведения. Психические функции ребёнка в процессе совместной со взрослым и опосредствованной знаками деятельности становятся культурными, то есть осознаваемыми и произвольными. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется, сворачивается и превращается в психические структуры, опосредствованные социальными нормами и правилами взаимодействия с людьми и обращения с предметами. Впоследствии психические структуры воплощаются, выражаются — экстериоризируются ребёнком в форме социального поведения и деятельности[1][3].

В постсоветской российской психологии было акцентировано внимание на том, что идея дополнения теории интериоризации понятием «экстериоризация» принадлежит Алексею Николаевичу Леонтьеву, который «экстериоризацией» называл принцип объективации как проявления творческой сущности личности и ввёл его, по утверждению Ксении Александровны Абульхановой-Славской, в 1975 году[22]. Но понятие «экстериоризация» в работах Леонтьева, развивавшего идеи Льва Семёновича Выготского, обнаруживается в более ранний период, например, в его труде «Проблемы развития психики», в котором автор отмечает, что развитие личности происходит в единстве интериоризации и экстериоризации[13][23]. При всём при этом единство этих процессов, протекающих во внешней и внутреней форме, является механизмом усвоения общественно-исторического опыта[24].

Экстериоризация как один из механизмов развития и обучения

Интериоризация как сторона механизма развития высших психических функций в антропосоциогенезе и онтогенезе утверждает первичность коллективного поведения и обучения как формы сотрудничества ребёнка со взрослым по отношению к прижизненно формирующимся высшим психическим функциям. Экстериоризация в качестве обратной стороны механизма развития и обучения предполагает собой аспект проявления человеком своих способностей, созидания жизненных обстоятельств и выражения в объективной форме индивидуального видения мира. Необходимо отметить, что переходы от внешнего предметного действия к предметному и операциональному значениям, к образам, концептам, наконец, к мыслям достаточно хорошо изучены в психологии, чего нельзя сказать о переходах от мысли к образу и от мысли к действию[25].

Экстериоризация — материальное воплощение способностей человека и создание материальных условий жизни происходит ежедневно в процессе реализации совместно-разделённой деятельности, стороной которой является образовательный процесс. Продуктами этой деятельности являются социальные институты, нормы и правила морали, государственные законы и весь предметный мир, созданный людьми — «неорганическое тело человечества»[26]. Огромное значение в развитии деятельных способностей, чувств и сознания человека играет не только педагогика, но и искусство. Искусство, воспитывающее человека на протяжении всей его жизни, рассматривается представителями культурно-исторической психологии как «общественная техника чувств», как способ формирования и систематизации эмоций и чувств, выражаемых в словах, образах, звуках и движениях[27].

Возможности экстериоризации человека в искусстве варьируются в зависимости от того субстрата, в котором воплощается субъективный мир индивида. Например, литература использует знаковую форму, изобразительное искусство — материальную форму, балет — поведенческую форму, кинематограф и театр используют одновременно несколько форм[10]. Помимо различных субстратов, в которых находит воплощение субъективный мир человека, имеются различные способы экстериоризации и передачи насыщенных личностными смыслами образов. Первая стратегия экстериоризации, соотносимая с литературоведческим понятием «лирика», состоит в том, что художник пытается заставить увидеть фрагмент мира или какое-то событие глазами самого художника и пережить то, что пережил сам художник.

«Апофеоз войны» (Василий Верещагин)

Иллюстрацией данной стратегии могут послужить картины «Герника» Пабло Пикассо или «Апофеоз войны» Василия Васильевича Верещагина, либо стихотворение «К ***» Александра Сергеевича Пушкина. Вторая стратегии экстериоризации, соотносимая с понятие «эпос», находит выражение в прорисовывании, обнажении на сюжетном материале смысловых связей поступков людей с их мотивами и последствиями. Такое раскрытие причинно-следственных связей, управляющих людьми, даже в исторической перспективе изумительно показано Эмилем Золя в его цикле романов «Ругон-Маккары» и Львом Николаевичем Толстым в романе «Анна Каренина». Если первый путь экстериоризации в большей мере характерен для живописи и поэзии, то второй — для прозы, театра, кино, хотя стоит заметить, что данное разделение носит условный характер[10].

Соотношение экстериоризации и социализации

Понятия «социализация» и диада «интериоризация — экстериоризация» рассматриваются в психологии в качестве соотносимых и эквивалентных понятий. Прежнее противопоставление данных понятий объясняется тем, что в 1920-е — 1930-е года под социализацией понимался процесс принятия ребёнком чуждых ему социальных схем мысли, внешних и противостоящих его изначальному «Я»[28]. Эта «узкая» трактовка социализации была преодолена в социальной психологии, в результате чего в начале XXI века социализация рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности[29]. Прежнее рассмотрение социализации как процесса только общественного воспитания в институциализированных образовательных системах сменилось взглядом на социализацию как процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека и вне официальных структур, то есть в неформальных объединениях и стихийно возникающих группах[30].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Пузырей А. А. Экстериоризация // Большая советская энциклопедия / Гл ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1978.
  2. Радзиховский Л. А. Экстериоризация // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 73. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5.
  3. 3,0 3,1 3,2 Экстериоризация // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  4. 4,0 4,1 4,2 Мещеряков Б. Г. Экстериоризация // Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  5. Даукша Л. М., Чекель Л. В. Педагогическая психология. — Гродно: ГрГУ, 2008. — 471 с. — ISBN 978-985-515-054-2.
  6. Воспитание. БРЭ. Дата обращения: 22 июля 2023.
  7. 7,0 7,1 Пузырей А. А., Подвойский Д. Г. Интериоризация. БРЭ. Дата обращения: 19 июля 2023.
  8. Батищев Г. С. Опредмечивание и распредмечивание // Новая философская энциклопедия / Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  9. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 638 с. — ISBN 5-87224-067-8.
  10. 10,0 10,1 10,2 Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2003. — 487 с. — ISBN 5-89357-082-0.
  11. Экстериоризация // Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — С. 405. — 431 с.
  12. Лейбин В. М. Экстернализация // Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с. — ISBN 978-5-17-063584-9.
  13. 13,0 13,1 Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. Кн. для учащихся 9— 11 кл. сред. шк.. — М.: Просвещение, 1990. — 158 с. — ISBN 5-09-001760-3.
  14. Выготский Л.С. Психология развития человека. — Москва: Эксмо, 2006. — 1136 с. — ISBN 5-699-13728-9.
  15. Словарь Л. С. Выготского / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 118 с. — ISBN 5-89357-169-X.
  16. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Том 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982. — 488 с.
  17. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Том 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  18. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Том 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  19. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Том 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  20. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Том 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  21. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Том. 6. Научное наследство / Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
  22. Абульханова-Славская К. А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. — М.: Издательство ИП РАН, 1997. — С. 270—374. — 576 с. — ISBN 5-201-02231-6.
  23. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Мысль, 1965. — 572 с.
  24. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 303 с.
  25. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А. А. Реана. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. — ISBN 5-93878-029-2.
  26. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г.. — М.: Прогресс, 1981. — 216 с.
  27. Выготский Л. С. Психология искусства / Общ. ред. В. И. Иванова. — М.: Искусство, 1968. — 576 с.
  28. Асмолов А. Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.: Институт практической психологии, 1996. — С. 32—56. — 768 с. — ISBN 5-87224-106-2.
  29. Абрамнкова В. В. Социализация // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 18. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5.
  30. Петровский А. В. Социализация // Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 86—87. — 176 с. — ISBN 5-9292-0141-2.