Пикассо, Пабло

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Пабло Пикассо
Pablo Picasso
Портрет Пикассо в 1908 году
Портрет Пикассо в 1908 году
Имя при рождении Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо
Дата рождения 25 октября 1881(1881-10-25)
Место рождения Малага, Испания
Дата смерти 8 апреля 1973(1973-04-08) (91 год)
Место смерти Мужен, Франция
Гражданство  Испания (до 1939)
 Франция (с 1939)
Жанр художник, скульптор, график, керамист и дизайнер
Учёба Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо (в Мадриде в течение одного года)
Стиль кубизм, сюрреализм, постимпрессионизм
Автограф Автограф
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Па́бло Руи́с-и-Пика́ссо (равнозначный вариант ударения, принятый в русском языке из французского — Пикассо́[1][2], полное имя исп. Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso[3]) — испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер. Родился 25 октября 1881 года в городе Малага, Андалусия, Испания, дата смерти — 8 апреля 1973 года.

Родоначальник кубизма, наряду с Жоржем Браком, переосмыслил условности перспективы, которые доминировали в живописи со времен Возрождения. Этот инновационный шаг оказался поворотным для всего современного искусства. Также оказал значительное влияние на символизм и сюрреализм[4].

Один из самых плодовитых деятелей искусства за всю историю: суммарно весь объём оригинальных и тиражных произведений Пикассо можно оценить в 84 000 работ, которые он создал как художник, скульптор, график, керамист[5], оставивший после себя богатое творческое наследие.

Пикассо занимает одно из первых мест в мировых рейтингах самых продаваемых художников, живших за последние 100 лет: оборот на аукционах составил € 395 млн по данным на 2022 год[6].

Биография

Семья и раннее детство

Пабло Пикассо и его сестра Лола, 1889 год.

Пабло Пикассо родился в Малаге, столице провинции Андалусия, в семье Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо.

Его отец по прозвищу «Пепе» происходил из семьи среднего класса. Он преподавал рисование в Школе изящных искусств Малаги и был куратором городского муниципального музея, а также продавал собственные картины. В детстве Пабло часто наблюдал отца за его работой, как художника, они регулярно ходили в музеи вместе, что оказало большое влияние и передало вкус к живописи с раннего возраста[7].

Дона Мария, мать Пикассо, была домохозяйкой и очень близка со своими детьми. Именно её фамилию Пикассо взял в качестве имени своего художника. Двойная буква S, которая не очень распространена в Испании, указывает на его генуэзское происхождение. У Пабло было две сестры: Долорес по прозвищу «Лола», родившаяся в 1884 году, и Консепшн, которую часто называют «Кончита», младшая в семье, родившаяся в 1887 году.

Друг художника, Хайме Сабартес, рассказывает в своей книге воспоминаний, что маленький Пикассо кричал каждое утро, когда горничная отводила его в школу. В классе он проводил время, рисуя и вырезая фигуры из бумаги. Учитель разрешил ему принести голубя, которого он продолжал рисовать в углу класса[8].

В возрасте 8 лет Пикассо написал свою первую картину маслом «Маленький жёлтый пикадор»[9]. Ребёнок обращается к композиции со стремлением к перспективе, на заднем плане изображены разные персонажи, а также сильная спонтанность линий, поддерживаемая жёлтым цветом и деталями костюма пикадора на его лошади. В возрасте 9 лет его любимыми темами были в основном голуби и сцены корриды, которые он видел, посещая такие представления с отцом[10].

В 1891 году отец Пикассо был переведен в Корунью, на северо-западном побережье Испании, после закрытия музея в Малаге. Вся семья переехала, когда Пабло было 10 лет.

Обучение и образование

Пабло Пикассо, 1896 г., Барселона

В Корунье отец Пабло записывает его в Институт гвардии, который находился в том же здании, что и городской музей изобразительных искусств.

Через три года после переезда, младшая сестра Пабло, Кончита, заболела и умерла от дифтерии в возрасте 7 лет, что стало травмирующим опытом, который он запомнил на всю жизнь и пронес через свое творчество[11].

С 1892 года Пикассо посещал класс рисования в Школе изящных искусств в Корунье, продолжая свое классическое образование (1894—1895 годы). Он продолжал совершенствовать свои навыки рисования и использовал новые материалы, такие как пастель и карандаши. Некоторые темы повторяются, такие как голуби, руки, его сестра Лола, которая остается одной из его любимых моделей в юности.

Он делал небольшие иллюстрированные газеты «Ла-Корунья» и «Азул и Бланко»[10].

В 1895 году дон Хосе взял своего сына в музей Прадо в Мадриде.

Впоследствии семья перебирается в Барселону, так как Дон Хосе был назначен профессором в городской школе изящных искусств La Llotja. По настоянию отца Пабло был допущен к сдаче вступительных экзаменов в эту школу на конкурсной основе, несмотря на то, что ему исполнилось только четырнадцать и он был слишком молод для поступления. В итоге Пикассо закончил экзаменационный тест всего за один день вместо дававшегося срока в месяц, представил работу, демонстрирующую замечательное техническое мастерство, и в сентябре 1895 года поступил в школу изящных искусств.

Сначала он подписывался своим именем по отцу Ruiz Blasco, но затем выбрал фамилию матери — Picasso.

В начале октября 1897 года Пикассо уехал в Мадрид, где поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Из воспоминаний современников: своё пребывание в Мадриде Пикассо использовал в основном для подробного изучения коллекции музея Прадо, а не для учёбы в академии с её классическими традициями.

В 1899 году, в конце этого академического обучения, разделенного между Каталонией и Кастилией, Пикассо вернулся в Барселону, из которой он быстро уехал в Париж, где вскоре начал долгую художественную карьеру.

Творческие периоды

Начало творческой карьеры

В Школе изящных искусств студенты проходили академическую подготовку, которая включала в себя техники рисования и живописи, и поощряла классические и религиозные темы, такие как причастие. Картина Пикассо «Первое причастие», на которой изображена его сестра, принимающая обеты, была принята на выставку декоративного искусства в Барселоне в апреле 1896 года.

В начале 1897 года Пикассо начал писать «Науку и благотворительность», большое полотно, в котором он выбрал тему, которая была в моде в художественных салонах и среди сторонников социального реализма: посещение больных. К академическим моделям художник примешивает образы своей повседневной жизни: отец служил моделью для «доктора», а сюжет перекликался с личной трагедией — смертью его младшей сестры Кончиты в 1895 году. Работа получила почетное упоминание на Национальной выставке изобразительных искусств в Мадриде, а затем завоевала золотую медаль на провинциальной выставке в Малаге. «Наука и благотворительность»[9] — одна из немногих работ, которые художник хранил с юности, прежде чем пожертвовать её в 1970 году Музею Пикассо в Барселоне.

Находясь в Мадриде Пикассо регулярно посещал музей Прадо, где изучал и копировал шедевры великих мастеров.

Летом 1898 года со своим студенческим другом Мануэлем Палларесом-и-Грау Пикассо прибывает в провинцию Таррагона: Орта (Орта-де-Сан-Жоан). Компаньоны исследуют сельскую жизнь и переходят на этап освобождения от академического преподавания. в академии. Работы, выполненные там, отличались более яркими красками, более теплой палитрой и более толстыми мазками.

«Голубой» и «розовый» период

Пабло Пикассо, 1904 г., Париж

В июне 1898 года Пикассо возвращается в Барселону, где вступает в художественное общество Els Quatre Gats, по названию богемного кафе с круглыми столами. В этом кафе в 1900 году прошли его две первые персональные выставки.

В Барселоне он сблизился со своими будущими друзьями Карлосом Касагемасом и Хайме Сабартесом, которые впоследствии стали персонажами его полотен.

В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касагемасом, уехал в Париж, где посетил Всемирную выставку, на которой знакомится с творчеством импрессионистов.

17 февраля 1901 года Касагемас, который был в депрессии, покончил с собой, застрелившись в парижском кафе после несчастной любви.

После этого эпизода Пикассо переживает мрачный период, бедность, смерть друга, и начинает серию картин, окрашенных в синий цвет, ассоциирующийся с глубокой меланхолией. «Голубой автопортрет», датируемый 1901 годом и хранящийся в Национальном музее Пикассо в Париже, является свидетельством душевного состояния художника.

Летом 1901 года Пикассо впервые был выставлен в парижской галерее Амбруаза Воллара. Выставка была организована арт-дилером Педро Маньяком. Именно по этому случаю он познакомился с поэтом Максом Жакобом. Пикассо был вдохновлен своим окружением и местами, которые он часто посещал, создавая серию эротических рисунков, непосредственно представляющих обитателей публичных домов. 1902 год также знаменует создание его первой скульптуры из глины — «Сидящая женщина»[9].

В апреле 1902 года проходит выставка Пикассо в галерее Берты Вайль — первой во Франции.

В этих обстоятельствах Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне был назван «голубым». В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали. В палитре мастера преобладают оттенки синего цвета, отображая человеческие страдания, персонажи картин — слепые, нищие, алкоголики и проститутки.

В мае 1903 года Пикассо воплотил в жизнь композицию, которую он вынашивал в течение нескольких лет, покрыв свою предыдущую картину под названием «Последние мгновения» символическим изображением голубого периода, посвященным теме пары — так родилась картина «Жизнь», аллегория от беременности до смерти. В 1904 году «Пара» и «Селестина» ознаменовали эволюцию в творчестве Пикассо с появлением новых тем и эстетических изменений[12][9].

Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» (1905)[9].

В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты — клоуны, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов.

Африканский период и кубизм

Пабло Пикассо в студии на Монмартре, 1908 г.

В 1906 году Пикассо писал портрет Гертруды Стайн. Недовольный результатом работы, художник переписал картину около 80 раз, этот момент в творчестве художника считается переломным.

В момент поисков художником своего пути в развитии общемирового искусства наука открывает огромный пласт африканской культуры. Пикассо обнаружил иберийскую скульптуру в Лувре в Осуне и Серро-де-Лос-Сантос, которая заинтересовала его, как и африканские маски и скульптура, в которых он видел чувственную простоту их форм и полагал, что они наделены магическими силами. Вероятно, именно влияние Африки и стало определяющим для окончательного варианта портрета[13].

Пикассо активно исследует живопись Сезанна, с которым они разделяли одну и ту же концепцию живописи как визуальной транспозиции. В течение нескольких месяцев Пабло «рассматривает природу с помощью цилиндра, сферы, конуса, все в перспективе».

В 1907 году Пикассо сделал серию рисунков, в которых прослеживается эволюция его художественного стиля. Эти рисунки считаются подготовительными набросками к «Авиньонским девицам» — отправной точке для кубистического периода, где, геометрический язык отличается от «голубого» и «розового» периода множеством точек зрения и перспектив.

В ноябре 1907 года Гийом Аполлинер, поэт и близкий друг Пикассо, организовал встречу с Жоржем Браком, молодым художником, который был частью движения фовистов. В своей мастерской Пикассо показывает незаконченную картину «Авиньонские девицы», которую писал довольно долго по сравнению с остальными работами — более года, тщательно прорабатывая детали. Брак и большинство друзей художника не приняли и раскритиковали работу, тем не менее это полотно стало первым шагом живописи в направлении кубизма[14].

Название скандальной картине дал поэт Андре Салмон, искусствовед и писатель. В 1916 году Салмон организовал выставку, на которой впервые были показаны Les Demoiselles d’Avignon[15].

В период 1909—1910 годов Пабло продолжает работать параллельно с Жоржем Браком и в постоянном сотрудничестве с ним, и это будет продолжаться ещё три-четыре года. Кроме того, он пишет портрет Брака, причем Брак не позирует ему. Пикассо использует фотографию, сделанную им самим[16].

В наши дни больше не ходят в психушку, а основывают кубизмПабло Пикассо

Пабло Пикассо на фоне своей картины, 1912 г., Франция.

В кубизме Пикассо различают несколько этапов:

  • «сезанновский» («Три женщины» (1908), «Бидон и миски» (1908), «Женщина с веером» (1909) и другие работы[9]), для которого характерны зеленоватые, охристые, коричневые тона, типичные, которые использовал сам Сезанн, но при этом более мутные, размытые, изображение построено, формируют более простые геометрические формы.
  • «аналитический» («Портрет Фернанды Оливье» (1909), «Портрет Амбруаза Воллара» (1910), «Портрет Канвейлера» (1910), «Завод в Хорта де Сан Хуан» (1909)[9]), где художник дробит предметы на мелкие фрагменты, четко отграничивает их друг от друга, а предмет и форма как будто расплываются по холсту. Вплоть до 1912 года, кубизм все больше и больше отдаляется от представленного предмета, что приводит к фрагментированному и почти монохромному изображению предмета. Формы определяются кубами, прямоугольниками и цилиндрами, грани которых взаимопроникают, что часто затрудняет их расшифровку[17].
  • «Синтетический» («Бутылка перно (столик в кафе)» (1912), «Натюрморт с плетеным стулом» (1911—1912), «Скрипка и гитара» (1913)[9]), работам придается контрастный и декоративный характер, основное место занимают предметы: ноты, курительные трубки, музыкальные инструменты, бутылки вина, афиши, столовые приборы. Пикассо с Браком начинают вставлять трафаретные надписи в свои работы, а также органические материалы, такие как песок.

Затем Пикассо создал первый в истории искусства коллаж «Натюрморт с палками от стула» в Париже весной. Расцвет кубизма пришелся на осень 1912 года, когда в парижской галерее Ла Боэти состоялась выставка «Золотое сечение». В мероприятии приняли участие около тридцати художников и был опубликован трактат «О кубизме». В этом справочнике изобразительное искусство восходит к Гюставу Курбе, объясняя, что кубизм — это логическое художественное развитие с инновационными аспектами.

Неоклассицизм и русские балеты

Пабло Пикассо, Монпарнас, 1916 г.
Ольга Хохлова в студии Пикассо, весна 1918 г.

В 1914 году начинается Первая мировая, что прерывает расцвет кубизма: многих художников призывают на службу. Пикассо, испанец по национальности, не был призван, но находясь в Париже переосмысляет свою направленность работ и постепенно вернул классическое представление предмета[18].

...Пикассо открывает кубистический классицизм, сменивший романтизм «диких», а от этого классицизма переходит к лирическим ураганам, с быстротой молнии меняя одни понятия на другие, круша железо, кромсая формы, совершая великолепные надругательства над человеческим лицом и чередуя минуты сладостного затишья с новыми приступами бешенства; пока он выбрасывает музейные сокровища на улицу, а ничтожные приметы квартала, где он живет (афишу, вывеску, классики на тротуаре, детские рисунки на стенах домов), делает средствами своего языка...Жан Кокто[19]

В 1916 году через французского режиссёра и драматурга Жана Кокто Пикассо познакомился с Сергеем Дягилевым[20].

Большое творческое сотрудничество с оперной и танцевальная труппой, созданной Дягилевым позволило Пикассо поучаствовать в создании декораций и костюмов для спектаклей и открыть для себя мир сцены. Одновременно художник знакомится с Ольгой Хохловой, русской танцовщицей, на которой он женился и от которой у него родился первый ребёнок.

Для труппы Русский балет Дягилева Пикассо оформил 6 балетов:

  • 1917 — «Парад» Леонида Мясина
  • 1919 — «Треуголка» Леонида Мясина
  • 1920 — «Пульчинелла» Леонида Мясина
  • 1921 — «Квадро фламенко» М. Дальбасина, Р. де Херес
  • 1924 — «Голубой экспресс» Брониславы Нижинской
  • 1927 — «Меркурий» Леонида Мясина[21]

Конец 1910-х — начало 1920-х годов приходится период в жизни и творчестве Пикассо, который принято обозначать как период классицизма. Окружение и среда, в которой живёт художник в это время располагает к реалистичности, фигуративности рисунка, и Пикассо откликается на эту новую ситуацию — влияние античной классики определяет стилистику его работ. Он ведет новый для себя образ жизни — вращается в респектабельной светской среде, поддерживают тесные связи в балетном мире, заводит богатый дом с женой и ребёнком, посещают светские рауты. Античная классика вдохновляет художника, и под этим влиянием Пикассо создал свой собственный вариант классики.

Сюрреализм

После сотрудничества с Дягилевым для русского балета и под влиянием поэта Аполлинера и лидера сюрреалистов Андре Бретона, с которым он познакомился в 1918 году, художник постепенно переходит к искусству, связанному с сюрреализмом, Это течением искусстве полагает своей задачей постижение предельных глубин творчества путем исследования мира бессознательного и снов.

Начиная с 1924 года Пикассо создал большие натюрморты в стиле кубизма и декора. Окрашенная металлическая конструкция «Гитара» знаменует поворотный момент — она была воспроизведена в этом же году весной в первом номере «Сюрреалистической революции» и помещена параллельно с поэтическим текстом Пьера Реверди (1889—1960). Затем работы Пикассо регулярно воспроизводились в журнале сюрреалистов.

14 ноября 1925 года в Галерее Пьер в Париже открылась выставка «Сюрреалистический пейзаж», на которой выставлялись несколько работ Пикассо, в том числе «Ноэль, соседка», «Человек под гитару» и «Тет-а-тет женщины».

Морис Рейналь, художественный критик журнала «L’Intersigeant», прокомментировал выставку так:

Отец кубизма стал приемным сыном сюрреалистов!

В работах Пикассо можно увидеть не противостояние двух течений, скорее связь, наложение. В 1926 году он сделал несколько «гитарных» сборок из холста, веревки, клееной бумаги, обоев, гвоздей и крючков, все варианты считались сюрреалистическими и основывались на принципе кубистической конструкции.

С 1928 года совместно со своим другом, испанским скульптором Хулио Гонсалесом Пикассо экспериментирует над разнообразными абстрактными композициями из металла. В период с 1930 по 1934 Пикассо увлекался скульптурой — несколько скульптурных работ в стиле сюрреализма: «Мужчина с букетом» (1934), «Лежащая женщина» (1932)[9].В этот период созданы также гравюры, иллюстрирующие «Метаморфозы» Овидия и произведения Аристофана (1934)[22].

В 1936 году в Испании развязывается гражданская война, во Франции у власти находился Народный фронт. В мае 1936 года на выставке сюрреалистических предметов, организованной Андре Бретоном в галерее Чарльза Раттона, были представлены шесть работ Пикассо. Был опубликован специальный выпуск «Cahiers d’art» на тему «объект». В Лондоне в июне-июле прошла Вторая Международная выставка сюрреализма, организованная Роландом Пенроузом и группой сюрреалистов: было выставлено одиннадцать работ Пикассо, выставка имела большой успех.

Испанская война и оккупация

26 апреля 1937 года произошла бомбардировка Ге́рники, небольшого баскского городка в Испании. Следуя заказу для испанского павильона Международной выставки искусств и техник, которая проходит в Париже, Пикассо должен выполнить картину. Художник переехал в свою новую парижскую студию, расположенную на улице Гран-Огюстен, в 6 округе, здесь он пишет одну из своих самых известных картин «Герника». Потрясенный трагедией, которая затронула его соотечественников, Пикассо перенаправил свои исследования на представление того, что только что произошло в Гернике. Также есть фотографии Доры Маар, сделанные во время создания картины в студии, по которым можно отследить различные стадии эволюции картины.

Во время гражданской войны в Испании Пикассо становится неравнодушным к политическому делу: в дополнение к своим эстетическим заявлениям (через «Гернику») он начинает воинствующие выставочные проекты, связывается с испанскими эмигрантами, которые нашли убежище во Франции после гражданской войны.

Испанский павильон был открыт 12 июля 1937 года. В дополнение к «Ге́рнике»[23]были выставлены две скульптуры Пикассо: «Tête de femme» (1931) и «Женщина в вазе» (1933)[9], а также работы других испанских художников. После завершения «Герники» Пикассо отказался разрешить вывезти картину в Испанию до тех пор, пока «общественные свободы [не были] восстановлены». С момента создания в 1937 по 1943 год «Герника» демонстрировалась в Европе, затем в Соединенных Штатах и вернулась в Испанию в 1981 году, после смерти Франко и политической стабилизации в стране[24].

Средиземноморский период

Пабло Пикассо, Милан, 1953 г.
«Бык» (Серия литографий) (Le Taureau) (1945—1946 гг.)

После войны Пикассо несколько раз возвращается на юг Франции.. Его первый визит состоялся в 1946 году, когда в сопровождении Поля Элюара он познакомился с парой Сюзанн и Жоржем Рамье, гончарами, которые владели компанией «Мадура», специализирующейся на производстве керамики. В 1947 году Пикассо снова встретился с парой, которая сохранила статуэтки, сделанные ими годом ранее. С тех пор керамика заняли центральное место в творчестве художника, а также в его личной жизни. Пикассо переехал туда со своей партнершей Франсуазой Жило и их детьми.

Параллельно с работой керамиста Пикассо исследовал другие трехмерные медиа. В 1950 году он создал серию больших гипсовых скульптур, в которые он включил, для их поэтической и пластической ценности, разнородные объекты, где переосмыслил их бытовое обычное использование.

Пикассо активно участвовал в развитии города Валлори и инвестировал в связанные с ним проекты.

В 1952 году он украсил заброшенную часовню, расположенную недалеко от площади Марше, где была установлена одна из его скульптур «Человек в мутоне».

Летом 1952 года во время работы в галерее Мадура Пикассо знакомится с Жаклин Рок, родственницей Сюзанны Рами. Жаклин — последняя модель и спутница художника, разделила последние двадцать лет жизни Пикассо, став его женой в 1961 году. Фигура Жаклин присутствует в работах Пикассо с лета 1954 года, узнаваемая по своим чёрным миндалевидным глазам, длинным каштановым волосам и надменной осанке, она стала архетипом средиземноморского женского портрета[25].

Последние годы жизни

В 1965 году Пикассо перенес операцию на желудке, которая потребовала года выздоровления. После операции художник и его жена Жаклин поселились в Мужене.

В 1961 году Пикассо приобрел фермерский дом Нотр-Дам-де-Ви, который стал последней его мастерской и резиденцией. В отличие от его предыдущих мастерских, Жаклин и Пикассо изолировались друг от друга, посещая их лишь изредка. Художник, многие друзья которого исчезли, прожил довольно уединенный период, сосредоточившись на творчестве.

Между 1968 и 1972 годами он написал более ста картин и сделал сотни гравюр. В возрасте более 85 лет его физическое и психическое здоровье позволяло ему продолжать творить.

В этот период Пикассо отделяет себя от приличий, к которым привязаны критики, и раскрывает свою одержимость эротизмом в своих изображениях

В 1966 году выставка «Дань Пикассо» была организована Жаном Лемари в Гран-Пале и Пти-Пале в Париже. Музей был открыт Андре Мальро, министром культуры с ноября 1959 года. Выставка открывает широкой публике многие скульптуры художника.

В большом полотне «Пара», затрагивается тема влюбленных и объятий, что становится иконографией любви и сексуальности и много раз повторяется в работах конца жизни художника[9].

Выставка, посвященная Пикассо, состоялась в 1970 году в Авиньоне, в Папском дворце. Это художественное мероприятие, подготовленное парой Ивонн и Кристианом Зервос, издателем, который сотрудничал с Пикассо, собрало более ста шестидесяти картин и около сорока пяти рисунков. Последние картины Пикассо украсили стены дворца и шокировали яркостью красок, эротизмом сюжетов и гигантскими форматами, эти работы контрастировали со строгой архитектурой дворца, что вызвало неоднозначные отзывы. Выставка позволила познакомиться с последними работами, отобранными самим художником.

В октябре 1971 года, по случаю 90-летия Пикассо, в Большой галерее Лувра была представлена подборка работ из французских публичных коллекций. Пикассо написал серию масштабных картин, которые продолжали исследовать темы на протяжении всей его жизни до самой смерти. 1972 год ознаменовался созданием серии рисованных автопортретов, на которых голова изображена как маска, иногда принимающая вид черепа и скрещенных костей.

Рисунки лежащей обнаженной натуры завершают постановку Пикассо, грубо изображая старых провокационных одалисок, олицетворяющих разложение плоти и разрушение внешности.

Пабло Пикассо умер в 91 год и похоронен 10 апреля 1973 года в парке замка Вовенарг[26].

Личная жизнь

Фернанда Оливье

Фернанда Оливье (1881—1966) — первая муза художника, натурщица, жившая неподалеку. Пригласив юную девушку позировать, Пикассо увлекается ею. Совсем скоро Фернанда и Пабло становятся любовниками и начинают жить вместе, в его мастерской. Эта любовная история вывела художника из депрессии и положила начало теплому «розовому» периоду. Рядом с молодыми людьми жили циркачи и уличные артисты[27]. Отношения продлились 7 лет с 1905 по 1912 год.

Марсель Умбер

В 1911 году, ещё в отношениях с Фернандой, Пикассо познакомился с Марсель Умбер, к моменту знакомства оба были несвободны.

Отправившись с ней в странствия по Европе художник создает серию «Я люблю Еву», основным мотивом которой стал образ Марсель, отождествляемый художником с женственностью, а также мелодиями и музыкальными инструментами.

Это был период синтетического кубизма. Отношения закончились со смертью Марсель от туберкулеза в 1915 году.

Ольга Хохлова

Во время гастролей русского театра в Париже Пикассо знакомится с русской балериной Ольгой Хохловой. .С 1917 по 1955 год Пикассо был официально женат на Ольге Хохловой (1891—1955), взявшей его фамилию, Пикассо не оформил развода: Ольга Хохлова оставалась его законной женой до своей смерти. С 1935 года супруги жили раздельно.

  • сын Пауло (Поль) (1921—1975)
    • внук Паблито (1949—1973)
    • внучка Марина (1950)
    • внук Бернар Руис-Пикассо (1959)[28]

Мария-Тереза Вальтер

В январе 1927 года в Галерее Лафайет Пикассо знакомится с Марией-Терезой Вальтер (1909—1977), которой было 17 лет, художник держал в тайне свою связь с несовершеннолетней девушкой, но изображал на своих картинах того периода.

Появление внебрачного ребёнка стало финальной точкой в семейной жизни Пикассо: Ольга Хохлова уехала от мужа, прекратив с ним все контакты.

Отношения Марии-Терезы Вальтер и Пикассо продолжались в 1927—1940 годах. Спустя 4 года после смерти художника его бывшая возлюбленная повесилась в гараже у своего дома.

  • дочь Майя (1935—2022)
    • Оливье (1961)
    • Ришар (1966)
    • Диана (1974)[28][29]

Дора Маар

В 1936 году Пикассо знакомится с представительницей парижской богемы Дорой Маар. Благодаря её влиянию художник начал свои эксперименты по совмещению живописи и гравюры с фотографией.

В начале 40-х годов неврастения Доры стала больше, чем чертой характера и в 1945 году, опасаясь нервного срыва или суицида, Пикассо отправил Дору на лечение в психиатрическую клинику, поставив, таким образом, точку в их отношениях.

Франсуаза Жило

Знакомство Франсуазы (род. 1921) и Пикассо произошло на профессиональной почве: молодая женщина увлекалась искусством и занималась живописью. Некоторое время она позировала художнику и брала у него уроки. Спустя полгода после знакомства их отношения переросли в роман. Для отображения образа возлюбленной Пикассо прибегает к новым для себя техникам, осваивая литографию и гравюру. Отношения 1943—1953 годах закончились по инициативе Франсуазы, которая узнала о неверности, у пары были внебрачные дети.

  • сын Клод (род. 1947) — французский бизнесмен, режиссёр и фотограф
  • дочь Палома (род. 1949) — французский дизайнер[28]

Жаклин Рок

С последней возлюбленной знакомство состоялось в 1953 году. В то время Пикассо увлекся керамикой и стал посещать мастерские Мадура (Madoura Pottery), где его впервые увидела Жаклин Рок. В 1961 году 79-летний Пабло Пикассо женился на Жаклин, которой исполнилось тогда 34 года. Семнадцать из 20-ти прожитых с Жаклин лет он не рисовал никаких других женщин, кроме неё.

С 1961 до своей смерти в 1973 году Пикассо был женат на Жаклин Рок (1927—1986). После смерти Пабло Пикассо Жаклин Рок взяла на себя миссию распорядительницы наследия художника. Через 13 лет после смерти Пабло, Жаклин Рок покончила с собой.

  • приёмная дочь Катрин Ютен-Бле (род. 1952) — наследница Пикассо

Наследие

Музеи

Перечень картин


Образы в культуре

Литература

  • Герман М. Ю. Пикассо: Путь к триумфу. — М.: Искусство-XXI век, 2013.
  • Голомшток И. Н., Синявский А. Д. Пикассо. — М.: Знание, 1960. — 65 с. — 100 000 экз.
  • Костеневич А.Отд-ние ист.-филол. наук РАН. — М.: Собрание; Наука, 2005. — Т. 1. — C. 118—131.
  • Надеждин Н. Я. Пабло Пикассо: «Пламя Герники»: Биографические рассказы. — 2-е изд. — М.: Издательство «Майор»; Издатель А. И. Осипенко, 2011. — 192 с. — (Серия «Неформальные биографии»). — 2000 экз. — ISBN 978-5-98551-171-0.
  • Пикассо Марина. Дедушка: воспоминания. — М.: Текст, 2006.
  • Пабло Пикассо. Стихотворения. — М.: Текст, 2008.
  • Прокофьев В. Н. Пикассо: Годы формирования // Из истории классического искусства Запада. — М., 1980.
  • Прокофьев В. Н. Феномен Пикассо / Прокофьев В. Н. Об искусстве и искусствознании: Статьи разных лет. — М., 1985
  • Рыков А. В. Пикассо и политика: Проблемы философской интерпретации кубизма // Studia Culturae. Вып. 1 (23). 2015. — С. 74—84.
  • Яворская Н. В. Пабло Пикассо. — М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933. — 45 с.

Примечания

  1. Агеенко Ф. Л. Словарь собственных имён русского языка. — М.: Мир и образование, 202. — 880 с. — ISBN 978-5-94666-846-0.
  2. Валгина Н. С. Активные процессы в области ударения. Активные процессы в современном русском языке. Институт открытого образования Московского государственного университета печати (3 апреля 2002). Дата обращения: 3 апреля 2011. Архивировано 17 мая 2011 года.
  3. Крючкова В. А. Пикассо. Большая российская энциклопедия 2004–2017.
  4. Крючкова В. А. ПИКА́ССО́. Большая российская энциклопедия 2004–2017.
  5. Сколько может стоить весь Пикассо на свете?. Artinvestment (15 июля 2014).
  6. Пабло Пикассо. Аналитика. Artprice.
  7. Евгения Сидельникова. Биография Пикассо. Артхив.
  8. Sabartes, Jaime. Picasso. Retratos y recuerdos. — Madrid: Afrodisio Aguado, 1953. — С. 253.
  9. 9,00 9,01 9,02 9,03 9,04 9,05 9,06 9,07 9,08 9,09 9,10 Picasso Paintings & Sculptures, Bio, Ideas (англ.). TheArtStory.
  10. 10,0 10,1 Детство Пикассо. Музей Пикассо в Париже.
  11. Франсуаза Жило. Моя жизнь с Пикассо. — Олма-Пресс, 2001. — ISBN 5-224-01958-3.
  12. Голубой и розовый периоды. Музей Пикассо в Париже.
  13. Искусство Африки в творчестве Пикассо. Vuzlit. Дата обращения: 25 мая 2020. Архивировано 25 ноября 2020 года.
  14. Кубизм. Культура.РФ.
  15. Michael С. Fitzgerald. Making Modernism: Picasso and the Creation of the Market for Twentieth Century Art. — New York: University of California Press, 1996. — С. 313.
  16. Кубизм. Музей Пикассо в Париже.
  17. Кубизм. Музей Пикассо в Париже.
  18. Русские балеты. Музей Пикассо в Париже.
  19. Жан Кокто. Портреты-воспоминания. Эссе / Составление, предисловие и комментарий В. Кадышева. — М.: Известия, 1985.
  20. Жан Кокто. Портреты-воспоминания. Эссе / Составление, предисловие и комментарий В. Кадышева. — М.: Известия, 1985.
  21. Пикассо и русский балет. Picassolive.
  22. Пикассо и сюрреализм. Музей Пикассо в Париже.
  23. Герника // Словарь имён собственных. Дата обращения: 19 июня 2022. Архивировано 23 февраля 2022 года.
  24. Испанская война и оккупация. Музей Пикассо в Париже.
  25. Средиземноморский период. Музей Пикассо в Париже.
  26. Последние годы жизни. Музей Пикассо в Париже.
  27. OLIVIER Fernande. Picasso et ses amis / Gérard Watelet,. — Paris: Pygmalion, 2001.
  28. 28,0 28,1 28,2 Лия Городнянская. Династия Пикассо. Часть 1. Артхив (8 апреля 2016).
  29. Лия Городнянская. Династия Пикассо. Часть 2. Артхив (8 апреля 2016).

Ссылки

Picasso Adminstration

Picasso Foundation

Государственный Эрмитаж (Произведения Пабло Пикассо)

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков (Произведения Пабло Пикассо)