Графика

Петроглифы Белого моря. Россия. Древнейшие образцы графических изображений. VIV тыс. до н. э.

Грáфика (др.-греч. γραφικός — «письменный, нарисованный») — самостоятельный вид изобразительного искусства, входящий в группу визуальных плоскостных искусств. Базируясь на принципах и технике рисунка, обладает собственным комплексом изобразительных средств и уникальными выразительными возможностями, отличающими её от других видов изобразительного искусства. Истоками графики были древнейшие формы коммуникации, и на протяжении тысячелетий они развивались параллельно с письменностью и книгопечатанием. Сегодня графика включает в себя как традиционные виды и техники, так и современные цифровые технологии, предоставляя художникам широкий спектр выразительных средств[1][2][3].

Основу графики составляет рисунок, который нередко сочетается со шрифтом, усиливая выразительность композиции. Основными средствами художественного выражения в графике служат линия, штрих, пятно, точка, контур и шрифт, позволяющие передавать форму, движение и эмоциональный строй изображения. Одним из ключевых изобразительных средств является тон, реализуемый через градации светотени. При помощи него создается композиция, а также иллюзия объёма и глубины на плоскости[2].

Цвет в графике играет вспомогательную роль и, как правило, не является определяющим фактором художественного образа. Графические произведения могут быть выполнены как в одном цвете, так и с использованием ограниченной палитры, подчинённой общей композиционной идее[2][1].

Обладая общими характеристиками, графика демонстрирует большое разнообразие форм, техник и направлений. Классификация её видов затруднена из-за размытости границ между различными формами и постоянного появления новых методов работы. Особую сложность представляет внедрение цифровых технологий и смешанных техник, которые способствуют созданию гибридных форм визуального выражения, сочетающих традиционные и инновационные подходы[4].

Несмотря на это, можно выделить основные категории графики, каждая из которых обладает своими особенностями, сферой применения и художественными задачами, что делает этот вид искусства универсальным средством визуальной коммуникации в современном мире[2][5][6][4].


Общие характеристики графики

  • База: рисунок, часто в сочетании со шрифтом[2][1].
  • Средства выражения: линия, штрих, пятно, точка, контур, шрифт на какой-либо плоскости[1].
  • Цвет: роль цвета вспомогательная; цветовые решения не являются определяющими. Выполняется одним цветом или несколькими[1].
  • Тон: ключевое изобразительное средство построения графики, реализуемое через градации светотени[1].
  • Тираж: большинство графических техник основаны на печати и предназначены для создания множества оттисков, что отличает графику от живописи и скульптуры. Как исключение, существует несколько техник уникальной графики, которые, несмотря на отсутствие тиража, относятся к этой области искусства из-за использования характерных графических приемов[7].

Техники графики

Ручная графика

Создается вручную, без использования печатного станка или других механизированных средств тиражирования. Выполняется в единственном экземпляре на бумаге, ткани или другой плоской поверхности разными материалами. Может быть как наброском, подготовительным рисунком к основной работе, так и самоценным произведением. Отдельно стоить отметить комбинированные техники, совмещающие графику с декоративно-прикладным искусством[8].

Классические виды

Комбинированные виды

  • Батик: графическое изображение создаётся на ткани с использованием ручных техник росписи[13].
  • Вышивка: художественная ручная техника вышивки, создаваемая исключительно для эстетики, а не для утилитарного назначения, может быть отнесена к графике, поскольку она основывается на принципах графического искусства, несмотря на то, что реализуется в текстильной форме с помощью нитей[14][15].
  • Графический дизайн: графика, выполненная вручную как эскиз или проект для последующего перенесения её на любые объекты.
  • Фотография: вид графического искусства, в котором используются различные техники обработки, печати и манипуляции изображением, которые можно сравнить с техниками, применяемыми в других видах графики. Цифровая обработка фотографий также является формой графического редактирования[16] .
  • Петроглифы, пиктограммы и протописьменность: древнейшие виды графики, представляющие собой высеченные, вырезанные или нарисованные на каменных поверхностях изображения, знаки и символы. Они создавались первобытными людьми вручную для передачи информации, украшения или ритуальных целей. Петроглифы объединяют элементы графики, символизма и декоративного искусства[17].
  • Гравировка монет: не является печатной графикой в классическом понимании, но обладает множеством графических черт и принципов в своем исполнении и цели. Так, гравировка монет — это форма миниатюрного графического дизайна и прикладной графики, реализованная в металле и предназначенная для массового тиражирования[18].

Печатная графика

Печатная графика — это методы, при которых художник не рисует непосредственно на конечном носителе (например, бумаге), а создает матрицу (печатную форму), с которой затем делается оттиск, что в большинстве печатных техник позволяет получить тираж. В печатной графике все экземпляры тиража, подписанные автором, считаются оригиналами[7].

Высокая печать

Технология, при которой изображение находится на выступающих частях матрицы[7][19].

  • Ксилография: вырезается на дереве, а затем печатается[20].
  • Линогравюра: вырезается на линолеуме. Линолеум обрабатывать легче, чем дерево, что позволяет создавать более плавные линии и детали[21].
  • Металлография: безрастровая печать при помощи металлических литер и клише. Используется в типографии и для создания уникальных отпечатков[7].
  • Кубовая набойка: традиционная техника ручной печати на ткани с использованием деревянных или металлических форм (кубов) для нанесения узоров[22].

Глубокая печать

Технология, при которой изображение создаётся углублённым в матрицу, которое затем заполняется краской[7][23].

  • Офорт: металлическая пластина покрывается кислотостойким лаком, затем изображение процарапывается, и пластина протравливается кислотой[24].
  • Резцовая гравюра: изображение вырезается непосредственно на металлической пластине с помощью резца (штихеля). Требует большого мастерства и опыта[25].
  • Акватинта: создание формы на металлической пластине с помощью кислоты и смолы. Позволяет имитировать акварельную живопись[26].
  • Сухая игла: изображение процарапывается на металлической пластине с помощью иглы, которая оставляет за собой заусенцы (барбы). При печати барбы дают мягкий, бархатистый эффект[27].
  • Меццо-тинто: поверхность металлической пластины равномерно покрывается мелкими точками с помощью специального инструмента. Затем художник сглаживает часть точек, создавая светлые участки[28].

Плоская печать

Неизвестный автор. «Карта мира». Изготовлена в Амстердаме. Гравюра на меди, оттиск раскрашен вручную. 1689

Технология, при которой изображение создаётся на одном уровне с поверхностью матрицы[7][29].

  • Литография: изображение рисуется жирным карандашом или тушью на литографском камне, затем камень обрабатывается химическими веществами, чтобы создать жироотталкивающие и водоотталкивающие области. Существует цветная литография (хромолитография) и чёрно-белая. Чёрно-белые оттиски нередко раскрашиваются вручную акварелью или гуашью[30].
  • Монотипия: отпечаток, созданный путем нанесения краски на гладкую поверхность и переноса её на бумагу. Каждый отпечаток уникален[31].
  • Трафаретная печать: раскрашивание оттисков через трафареты вручную[32][33].
  • Шелкография: используется тканевый трафарет, натянутый на раму[34].
  • Офсетная печать: вид плоской печати, при котором изображение переносится на бумагу через промежуточный вал[35].

Цифровая печать

Цифровая печать — это революционная технология, которая преобразила мир полиграфического производства. В отличие от традиционных методов, где каждый этап печати требует физического изготовления печатных форм, в цифровой печати изображение формируется и переносится на поверхность с помощью цифровых технологий, управляемых компьютером. Цифровая печать позволяет значительно уменьшить затраты, повысить качество печати и скорость производства[36].

Цифровая графика

К цифровой графике относятся изображения, созданные или обработанные с помощью компьютерных технологий. Она используется для создания иллюстраций, дизайна, анимации и других видов графики в цифровом формате[37].

Классификация жанров и применения графики

Художественная графика

Изобразительное искусство

Декоративное искусство

  • Графика для интерьеров[49]
  • Сценография[50]
  • Графика для текстиля (роспись)[51]
  • Набойка (ручная печать по ткани)[52][22]
  • Графика для предметов быта[53][54]

Графический дизайн

Функциональная графика

Научная и техническая графика

Коммуникативная графика

Цифровые технологии

Неизвестный мастер. Деревянный блок (набойка) для получения графического оттиска на текстиле. Индия. Около 1900 года.

История графики: от петроглифов до современности

Петроглифы (≈40 000 лет до н. э.)

Первые графические изображения, известные как петроглифы, представляли собой рисунки и гравировки на камнях. Они встречаются по всему миру, от знаменитых пещер Ласко во Франции и Альтамиры в Испании, до уникальных петроглифов Карелии и Сибири в России (Онежское озеро, долина реки Томь)[75][76][77].

Изображения охоты, животных и религиозных символов служили средством передачи знаний, отражением мифологии и обрядов первобытных людей. Индская письменность, существовавшая в период расцвета Хараппской цивилизации (ок. 3300-1300 годов до н. э.), также относится к этой древней форме графического выражения[17].

Появление петроглифов стало важным этапом в развитии графики, предвосхитившим будущие формы визуальной коммуникации. Они демонстрируют зарождение изобразительной деятельности человека и его стремление к передаче информации посредством графических знаков. Петроглифы свидетельствуют о развитии когнитивных способностей древнего человека, в частности, способности к абстрактному мышлению, которое стало основой для развития графического искусства[78].

Древняя письменность (≈3100 год до н. э.)

С появлением первых цивилизаций графика преобразовалась в сложные системы письменности. В Месопотамии появилась шумерская клинопись, в Египте — иероглифы. Эти графические символы, сочетающие текст и изображения, использовались для записи информации и украшения предметов. Первые писцы в Шумере и Древнем Египте играли ключевую роль не только в административной и религиозной деятельности, но и в формировании эстетических канонов. Их работа способствовала становлению ранних графических традиций, заложив основы для последующего развития изобразительных и каллиграфических практик. Появление и распространение письменности стало одной из важнейших вех в истории графики, предопределив направления её эволюции в дальнейшем[79][80].

Античная графика (≈500 год до н. э.)

Графика античного периода достигла своего расцвета в Древней Греции и Риме. Искусство мозаики, вазописи, гравировки на монетах и украшения архитектурных сооружений отражали стремление к гармонии и пропорциям. На территории России в это время существовали скифские культуры, чьи декоративные изделия (бронзовые и золотые украшения) содержали сложные графические элементы. Эти орнаменты и мотивы оказали влияние на развитие Древнерусского искусства[18][81].

Античная графика оказала определяющее влияние на Европейское искусство и заложила его фундаментальные принципы. Она сформировала классический канон, разработав основы реализма. Значимой чертой античной графики было использование символизма и аллегорий. Её тесная взаимосвязь графики с архитектурой, скульптурой и литературой способствовала комплексному развитию этих искусств[82].

Средневековая графика (V—XV века)

В средние века графика приобрела религиозный характер. В Европе создавались иллюминированные рукописи — книги, украшенные миниатюрами и орнаментами. На Руси с XI века развивалась традиция украшения рукописных книг, таких как знаменитые «Остромирово Евангелие» (10561057 годы) и Изборник Святослава, 1073 год. Искусство каллиграфии стало важной частью книжной культуры, а миниатюры и орнаменты, украшавшие церковные книги, достигли высокого художественного уровня. В позднем Средневековье в Европе появилась ксилография (гравюра на дереве). На территории России развитие графики связано с появлением первых славянских письменностей — глаголицы и кириллицы (IX век), созданных Кириллом и Мефодием. Эти системы не только заложили основу русской письменной культуры, но и стали важным элементом декоративной графики в рукописях[10][83][84][85][86].

Средневековый период обогатил графику новыми формами и техниками. В 1492 году, Леонардо да Винчи создал знаменитый графический лист «Витрувианский человек». Развитие иллюминированных рукописей, каллиграфии и ксилографии заложили основу для дальнейшего развития печатной графики, декоративного искусства и книгопечатания, тем самым расширив выразительные возможности графики и закрепив её важную роль в передаче знаний и культурных ценностей[87][46][84].

Изобретение книгопечатания (XV век)

В 1440 году в Германии Иоганн Гутенберг изобрёл печатный станок, что стало важнейшим событием в истории графики. Массовое тиражирование книг позволило снизить их стоимость, что способствовало широкому распространению знаний и идей. Это привело к ускоренному ослаблению влияния религии на образование: доступ к литературе и научным трудам стал возможен не только для церкви и аристократии, но и для более широких слоев населения. К концу XV века печатные станки распространились по всей Европе, что подготовило почву для Реформации и укрепило влияние гуманистических идей Ренессанса[88].

В России книгопечатание начало развиваться чуть позже, но к концу XV века уже наблюдался рост интереса к письменности и рукописным книгам. Расширение Московского государства и усиление православной церкви способствовали созданию библиотек и копированию священных текстов. Эти процессы подготовили почву для появления книгопечатания в XVI веке[7][89].

Эпоха Возрождения (XVI век)

В течение XVI столетия гравюра на дереве (ксилография) оставалась доминирующей техникой печатной графики в Европе. Широкое распространение получили иллюстрированные издания Библии, а также светские сочинения, украшенные гравюрами, изображающими аллегорические сцены, портреты, геральдические символы и орнаментальные композиции. В Германии, в технике гравюры работали такие мастера, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ганс Гольбейн Младший. Их произведения обогатили ксилографию новыми темами и стилями, оказав значительное влияние на дальнейшее развитие графического искусства. К концу XVI века, наряду с ксилографией, все большее значение стала приобретать гравюра на меди (резцовая гравюра), отличающаяся большей тонкостью и детализацией изображения[90][91].

В России книгопечатание появилось в 1564 году, когда Иван Фёдоров издал первую печатную книгу «Апостол». Гравюры стали неотъемлемой частью русских книг, а мастерство в их создании быстро росло, способствуя распространению знаний и развитию искусства. В это же время продолжала развиваться иконопись, где графика играла важную роль в создании сложных орнаментов и символов[92][93].

Барокко и Рококо (XVII—XVIII века)

Эпоха Барокко и Рококо стала временем расцвета декоративной графики. В Европе гравюры и меццо-тинто (техника полутоновой гравюры) использовались для создания портретов и репродукции живописных работ. В России, благодаря реформам Петра I, графика получила новый импульс. В 1702 году была основана первая государственная типография, а гравюра стала важным инструментом для создания книг, карт и пропагандистских материалов. В этот период графика активно использовалась для оформления интерьеров и предметов роскоши[94].

Следующим значительным этапом в эволюции графики стало изобретение литографии в конце XVIII века Алоизом Зенефельдером. Этот метод печати, основанный на принципе взаимного отталкивания воды и жира, позволил художникам создавать изображения непосредственно на гладкой поверхности камня, что существенно расширило художественные возможности. Литография быстро приобрела популярность, став востребованной техникой для изготовления репродукций, иллюстраций, афиш и этикеток. В XIX веке она оказала существенное влияние на развитие рекламной графики, а также способствовала популяризации сатирических и политических карикатур[95].

Промышленная революция (XIX век)

В XIX веке искусство графики формировалось под влиянием индустриализации и стремительного развития технологий печати, что существенно расширяло возможности тиражирования изобразительных материалов. В 18231831 годы, Кацусики Хокусай создал свою знаменитую ксилографию «Большая волна в Канагаве»[96].

Одним из ключевых изобретений этого периода стала литография, разработанная ещё в XVIII веке, но именно в XIX столетии она получила широкое распространение. Благодаря литографским камням и затем появившимся металлическим пластинам художники могли быстрее и дешевле выпускать красочные репродукции, плакаты и рекламные объявления. Параллельно совершенствовалось книгопечатание: с изобретением ротационной печатной машины и внедрением паровых прессов массовое производство иллюстрированных книг, газет и журналов стало ещё доступнее, а сами изображения — более детализированными[78][56].

Второй важный прорыв связан с эволюцией цветной печати. В середине XIX века получила распространение хромолитография, позволившая добиваться высокой точности цветопередачи, что стало революционным шагом для коммерческих и художественных изданий. Растущая городская культура, формирование массовой аудитории и развитие рынка рекламы стимулировали спрос на красочные и выразительные изображения. Издание иллюстрированных журналов, плакатов и «эпохальных» книг также способствовало формированию нового визуального языка, который продолжал развиваться вплоть до конца XIX века. Одним из ярких итогов этого процесса стало взаимодействие графики с фотографией, постепенно завоёвывавшей самостоятельное место в изобразительном искусстве[97].

В России литография появилась в первой половине XIX века и также активно использовалась для создания рекламных плакатов и книжных иллюстраций[56].

Модерн и авангард (конец XIX — начало XX века)

В эпоху модерна графическое искусство претерпело значительную трансформацию, ознаменованную отказом от академических канонов и поиском новых выразительных средств. Стиль модерн в графике характеризуется преобладанием плавных, извилистых линий, стилизацией растительных и природных мотивов, а также повышенным вниманием к декоративности. Русские художники внесли значительный вклад в развитие этого направления, создавая новаторские плакаты и афиши. В этот исторический период Иван Билибин создал свой уникальный стиль, основанный на традициях русской народной культуры и орнаментах, ставший эталоном для оформления сказок и былин[56][98].

Россия в начале XX века стала лидером авангардного движения. Русские графики активно развивали традиции модерна, обогащая их национальными мотивами и художественными приёмами. Значительный вклад внесли представители объединения «Мир искусства». Их графические работы, включавшие книжные иллюстрации, театральные эскизы и журнальные зарисовки, отличались изысканным стилем, утончённостью и вниманием к историческим деталям. Они умело сочетали элементы модерна с ретроспективными тенденциями, создавая гармоничные и эстетически совершенные произведения, отражающие дух эпохи. В это же время рождались новые формы визуального языка, такие как супрематизм и конструктивизм. Эти направления оказали огромное влияние на мировую графику и дизайн[56].

Развитие графического дизайна (XX век)

XX век стал временем, когда графический дизайн превратился в профессию, требующую специальных знаний и умений. Германия, благодаря школе Баухаус, заложила основы современного минимализма в графике. В начале XX века, примерно в 1907 году, англичанин Сэмюэл Саймон совершил революционный прорыв в технологии шелкографии. Он запатентовал инновационный метод создания трафаретов с использованием фоточувствительных материалов, что позволило значительно упростить и автоматизировать процесс печати. Это изобретение открыло новые возможности для художников и дизайнеров по всему миру, позволив создавать яркие массовые работы для рекламы и упаковки[6][56].

В СССР графический дизайн также получил широкое развитие. Книжная графика советского периода достигла значительных высот, характеризуясь разнообразием стилей и высоким профессионализмом художников. А советские плакаты стали знаковыми символами эпохи, искусно сочетая художественные формы с идеологическим содержанием[45].

Эра цифровой графики (вторая половина XX века)

Вторая половина XX века стала эпохой перехода от традиционных методов к цифровым технологиям в области дизайна и искусства. Изобретение компьютеров и программного обеспечения, таких как Adobe Photoshop и CorelDRAW и других, открыло новую эру в графике. Векторная графика, 3D-моделирование и цифровая типографика стали основными инструментами для создания современных визуальных образов. Эти инструменты позволили дизайнерам создавать сложные и реалистичные графические изображения, что привело к появлению новых направлений в области кино, рекламе и мультимедиа, новых стилей и концепций. Это время ознаменовалось новой революцией в развитии графики во всем мире[5][99][100].

Современная графика (XXI век)

В начале XXI века графика прочно вошла во все сферы цифрового мира, став его неотъемлемой составляющей. Развитие цифровых технологий и появление Искусственного интеллекта (ИИ) привели к возникновению новых направлений в графике, включая Веб-дизайн и UX/UI-дизайн. Новые направления цифровой графики включают Веб-дизайн, отвечающий за создание визуального оформления сайтов, и UX/UI-дизайн, фокусирующийся на проектировании пользовательских интерфейсов для обеспечения удобства и интуитивной понятности взаимодействия с цифровыми продуктами. Параллельно развиваются технологии виртуальной и дополненной реальности, открывая новые возможности для цифрового искусства. Автоматизация с помощью ИИ ускорила процесс создания графики, что привело к значительному расширению художественных горизонтов и трансформации роли графического специалиста, позволив ему сосредоточиться на творческих экспериментах[101][102].

Особенности русской школы графики

Духовность

В отличие от Западной Европы, где графика развивалась в разнообразных светских жанрах (портрет, пейзаж, бытовая сцена), русская графика изначально формировалась под сильным влиянием религиозных традиций. Иконопись, книжная миниатюра, лицевое шитьё и народная вышивка заложили фундамент для специфического, сакрального отношения к изображению в русской культуре[103].

Даже выйдя за пределы церковных стен, русская графика сохранила стремление к поиску высшего смысла и осмыслению философских вопросов. Несмотря на господствовавшую в XX веке атеистическую идеологию, художники сумели не только запечатлеть реалии эпохи, но и передать ощущение надмирного, космического порядка[104][105].

Взаимодействие с литературой

Русская графическая школа, начиная с древнерусских рукописных книг, где миниатюры и орнаменты интерпретировали и усиливали текст, всегда была тесно связана с литературой. Художники-графики часто выступали в роли интерпретаторов литературных произведений, создавая иллюстрации, которые органично вплетались в культурный контекст и становились неотъемлемой частью его восприятия[106][84].

Например, Иван Билибин и Елена Поленова внесли значительный вклад в развитие национальной графики, обратившись к русской сказке и фольклору. Их графические работы — это не просто иллюстрации, а целые миры, полные волшебных декораций, детально проработанных образов персонажей и погружения в атмосферу народного быта. Владимир Фаворский в своих ксилографиях к «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина создал глубокие психологические портреты героев, передав трагическое величие пушкинских образов[107].

Социальные темы

Русская графика всегда демонстрировала острую социальную чувствительность, отражая в своих произведениях как радости, так и страдания народа. Художники-передвижники, например, обращались к темам бедности, социальной несправедливости и угнетения, создавая проникновенные и критически настроенные композиции. Эта традиция нашла продолжение и в советской графике, но уже в контексте господствовавшей идеологии. Плакаты Дмитрия Моора и Александра Дейнеки, ставшие символами эпохи, демонстрируют мощь графического искусства как средства агитации и пропаганды[104][108].

Революция в графике

Русский авангард начала XX века произвел настоящую революцию в графике. Художники, такие как Казимир Малевич (супрематизм), Владимир Татлин (конструктивизм) и Александр Родченко (фотомонтаж), разрушили устоявшиеся каноны формы, цвета и композиции, создав радикально новые художественные языки. Их новаторские подходы оказали глубокое влияние на развитие мирового искусства[109].

Вклад в мировое искусство

  • Национальная самобытность: русская графика обогатила мировое искусство уникальным взглядом на мир, сочетающим духовность, глубокий психологизм и социальную остроту[103].
  • Школа книжной иллюстрации: русская школа книжной иллюстрации (особенно детской) признана одной из лучших в мире[110].
  • Театрально-декорационное искусство: русский балет и театральные постановки начала XX века благодаря работе русских художников-графиков поднялись на небывалую высоту, задав новые стандарты искусства сценографии[50].
  • Авангардные течения: русский авангард оказал огромное влияние на развитие графического дизайна, плаката, рекламы и других видов прикладной графики[111].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Молок Ю. А. Графика (вид изобразительного искусства). — Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Булгаков Ф. И. Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства. — СПб.: Изд. А.С. Суворина, 1889.
  3. Темирова, Муқаддас Иброгимовна. Изобразительное искусство и его содержательная сущность // IJSSR : журнал. — 2022. — № 2.
  4. 4,0 4,1 Белякова Т. В. Стилистическое разнообразие русской книжной и журнальной графики второй половины XVIII—начала XIX в // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2013. — № 3.
  5. 5,0 5,1 Meggs, Philip B. Meggs' history of graphic design (англ.). — Hoboken, N. J.: John Wiley & Sons, 2012. — 603 p.
  6. 6,0 6,1 Wiedemann Ed. Julius. The History of Graphic Design. 1890—1959 (англ.). — Cologne: Taschen, 2021. — Vol. Т.1. — 480 p. — ISBN 9783836570817.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Печатная графика / составители: Л. А. Антонова, А. В. Киселев. — Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2018. — ISBN 978-5-8021-3331-6.
  8. Гончаров М. Н., Тагильцева Н. Г. Формирование навыков владения ручной и компьютерной графикой как условие подготовки востребованного дизайнера // Научное обозрение. Педагогические науки : сайт. — 2021. — № 2. — С. 15—20.
  9. 9,0 9,1 Власов В. Г. Рисование, рисунок // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб.: Азбука-Классика, 2008. — Т. VIII. — С. 190—195..
  10. 10,0 10,1 Дядюнова Н. А. Иллюминированная рукопись. Большая российская энциклопедия (сайт) (20 сентября 2022). Дата обращения: 31 января 2025.
  11. 11,0 11,1 Словарь терминов. Станковая графика. Российская Академия художеств. Дата обращения: 4 февраля 2025.
  12. Художественные шрифты и их построение. Руководство по начертанию каллиграфических надписей и шрифтов для чертежей, диаграмм, плакатов, книжных украшений и пр. / А. М. Иерусалимский. — Л.: Благо, 1927.
  13. Бекиева Д. Э., Мырадова О. М. Графика батика // Colloquium-Journal : журнал. — 2019. — № 20—4 (44). — С. 9—10.
  14. Costa Vieira, Erika Viviane. Embroidered Illustrations: Paratextuality and Book Design with Textile Arts. (англ.) // Lublin Studies in Modern Languages & Literature / Lubelskie Materialy Neofilologiczne, 2022, Vol 46, Issue 3, p15 : Academic Journal. — 2022. — doi:10.17951/lsmll.2022.46.3.15-24.
  15. Нейцель А. В. Точка как универсальное выразительное средство в искусстве текстиля, мозаике и компьютерной пиксельной графике // Сборник трудов конференции. — СПбГХПА, 2021. — С. 665—671.
  16. Графическое искусство. Художественная энциклопедия. Иллюстрированный словарь искусств и художеств / Составил О. И. Булгаков. — СПб.: Типография. А.С. Суворина, 1886. — Т. Т. I. — С. 218.
  17. 17,0 17,1 Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры / М. Ф. Альбедиль; Рос. АН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). — М.: Наука, Изд. фирма «Вост. лит.», 1994.
  18. 18,0 18,1 Коллектив авторов. Древнегреческие монеты. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрона. — СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1890—1907. — С. 124—126.
  19. Стефанов С. И. Высокая печать // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2023.
  20. Стефанов С. И. Ксилография. Большая российская энциклопедия (2016). Дата обращения: 4 февраля 2025.
  21. Немировский Е. Л., Стефанов С. И. Линогравюра. Большая российская энциклопедия (сайт) (2017). Дата обращения: 4 февраля 2025.
  22. 22,0 22,1 Редакция искусства и архитектуры. Набойка // Большая российская энциклопедия // научно-образовательный портал. — 2022.
  23. Стефанов С. И. Глубокая печать // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2007.
  24. Веденеева, Наталия Олеговна. Офорт. Большая российская энциклопедия (сайт) (21 мая 2022). Дата обращения: 4 февраля 2025.
  25. Редакция искусства и архитектуры. Резцовая гравюра. Большая российская энциклопедия (16 июня 2023). Дата обращения: 4 февраля 2025.
  26. Веденеева, Наталия Олеговна. Акватинта. Большая российская энциклопедия (сайт) (22 июня 2023). Дата обращения: 4 февраля 2025.
  27. Кравец С. Л.: Сухая игла. Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 4 февраля 2025.
  28. Власов В. Г. Меццо-тинто // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб.: Азбука-Классика, 2006. — С. 477—479.
  29. Стефанов С. И. Плоская печать // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2023.
  30. Леман И. И. Гравюра и литография : очерки истории и техники / И. И. Леман. — 2004. — ISBN 5-9524-1035-9.
  31. Обухов Г. Г. Монотипия // Краткий словарь терминов изобразительного искусства / Под общей редакцией Г. Г. Обухова. — М.: Советский художник, 1961. — С. 96.
  32. Стефанов С. И. Трафаретная печать // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2023.
  33. Редакция искусства и архитектуры. Трафарет // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2023.
  34. Редакция технологий и техники. Шелкография. Большая российская энциклопедия (сайт) (2017). Дата обращения: 4 февраля 2025.
  35. Стефанов С. И. Офсетная печать // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2023.
  36. Стефанов С. И. Цифровая печать // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2022.
  37. Бердиев Р. К. Понятие и история компьютерной графики- // Экономика и социум : журнал. — 2019. — № 5.
  38. Колодников А. И. Ранние формы компьютерного дизайна: пиксельная графика и растровая система // Terra artis. Искусство и дизайн. — 2022. — № 3. — С. 36–41.
  39. Коновалов Д. Э. Векторная графика: форматы, преимущества и недостатки // Вестник науки : журнал. — 2024. — № 1.
  40. 40,0 40,1 Залогова Л. А. Принципы трехмерной графики в программах трехмерного моделирования и системах виртуальной реальности // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика : журнал. — 2010. — № 3.
  41. Никулин Е. А. Компьютерная 2d-графика. Программирование в MathCAD. — СПб.: Лань, 2022.
  42. Иванова О. В., Пискорская С. Ю. Фрактальная графика в дизайне // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2012. — № 6.
  43. 43,0 43,1 Маслов А. В. Художественные принципы пуантилизма и цифровые медиатехнологии // Вестник МГУКИ : журнал. — 2023. — № 3.
  44. Эстамп / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М.: Большая советская энциклопедия, 1926—1947. — Т. 65.
  45. 45,0 45,1 Герчук Ю. Я. Советская книжная графика. — М.: Знание, 1986. — 124 с.
  46. 46,0 46,1 Санников А. В., Ковердяев Ю. И. Русское письмо. История букв и каллиграфия. — Институт Наследия, 2022. — 60 с.
  47. Швиндт У. С. Стрит-арт: подходы к изучению феномена в социальных и гуманитарных науках. // ЖССА. — 2020. — № 1.
  48. Ерошкин, Владимир Фёдорович. Фотографика в контексте современной визуальной культуры // ОНВ. — 2014. — № 2.
  49. Шакирова Г., Хайруллина А. Искусство обоев в стилевом решении интерьера: от текстиля к графике / // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. — 2015. — № 1.
  50. 50,0 50,1 Тарханова, Дарья Игоревна. Русская сценография конца XIX—начала XX века // Театр. Живопись. Кино. Музыка : журнал. — 2010. — № 3.
  51. Rolo E. Graphic design and textiles: Visual appropriations in Sebastião Rodrigues’ work. — CRC Press, 2018. — ISBN 9781315100210.
  52. Громова, Мария Валентиновна, Морозова, Екатерина Васильевна. Становление и развитие искусства русской набойки кустарного периода // Вестник славянских культур. — 2017. — № 2.
  53. 53,0 53,1 53,2 Руденко Т. Ю. Понятие «Графический дизайн» // Вестник Московского университета МВД России. — 2010. — № 8.
  54. Алиева М. Н., Уралова Н. С. Сущность понятия декоративно-прикладного искусства // Экономика и социум. — 2020. — № 1.
  55. Лазаревич Э. А. Тип журнала и его дизайн. // Вестник Московского университета. — 2008. — № 2.
  56. 56,0 56,1 56,2 56,3 56,4 56,5 56,6 Черневич Е. Русский графический дизайн. 1880—1917 / Составители: М. Аникст и Н. Бабурина. — М.: Внешсигма, 1997. — 160 с. — ISBN 5-8629-19-73.
  57. Белов, Сергей Александрович, Чуйко, Лариса Владимировна. Декоративный шрифт // ОНВ : журнал. — 2013. — № 4.
  58. Tsafrir J, Ohry A. Медицинская иллюстрация: от пещер до киберпространства (Medical illustration: from caves to cyberspace) (англ.) // Health Information & Libraries Journal : журнал. — 2008. — No. 18(2). — ISSN 1471-1834.
  59. 59,0 59,1 Гайсина Л. А., Джохансен Д. Р., Шейл К. Научная иллюстрация в биологии: искусство для образования и науки // Высшее образование в России. — 2019. — № 10.
  60. Цаценко, Людмила Владимировна. Роль научной иллюстрации в истории биологии // Научный журнал КубГАУ. — 2012. — № 84.
  61. Ушакова Л. А., Карпович Л. Л. Компьютерный дизайн в картографии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 11—7.
  62. Орынбай Г. Т., Кажикенова А. Ш., Алибиев Д. Б. Инфографика как современный способ представления информации // Вестник науки. — 2020. — № 12.
  63. Антонов, Олег Николаевич. Техническая иллюстрация // Большая российская энциклопедия. — 2022.
  64. Воронина М. М., Елисеев Н. А., Соловьева И. М. Техническая графика в творческой деятельности инженера, ученого и педагога А. А. Бетанкура (1758—1824) (к 250-летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. — 2008. — № 4.
  65. Куляшова, Наталья Михайловна. [URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-vizualizatsii-arhitekturnyh-obektov Современные технологии визуализации архитектурных объектов] // E-Scio. — 2022. — № 3.
  66. 66,0 66,1 66,2 Богаткина, Ольга Сергеевна. Использование компьютерных технологий для рекламы и создания печатной айдентики // Бизнес и дизайн ревю : журнал. — 2016. — № 1.
  67. Крымская, Альбина Самиуловна. [URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poster-kak-informatsionnyy-produkt-v-sisteme-nauchnyh-kommunikatsiy Постер как информационный продукт в системе научных коммуникаций] // Библиосфера : журнал. — 2024. — № 1.
  68. Новичкова О. Г., Натус Н. И. Дизайн навигационных систем как одно из направлений современного дизайна // Царскосельские чтения. — № Царскосельские чтения.
  69. Китаевская, Татьяна Юрьевна. Альтернативные стили в веб-дизайне // Вестник российских университетов. Математика. — 2014. — № 2.
  70. Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — М.: Гербы и флаги, 2008. — ISBN 978-5-7034-0222-1.
  71. Косякова В. А. Граффити. Большая российская энциклопедия (научно-образовательный портал). Дата обращения: 4 февраля 2025.
  72. Долматова П. Д., Фролов В. В., Парфенова А. Г. Моушн-графика в образовании и культурно-просветительской среде // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : журнал. — 2021.
  73. Остапенко, Полина Вадимовна. UI/UX дизайн в интерфейсах приложений // Медиасреда : журнал. — 2023. — № 1.
  74. Утегенов, Нұрдәулет Бауыржанұлы. Виртуальная и дополненная реальности (VR И AR) // Технические науки : журнал. — 2022. — № 7—1.
  75. Писаренко, Дмитрий. Что за послания из палеолита скрыты в пещере Ласко? // АиФ : газета. — 2020. — 12 сентября.
  76. Фролов Б. Дело об Альтамире // Вокруг света : журнал. — 1972. — 9 сентября.
  77. Дэвлет Е. Г. Томская писаница. Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 28 января 2025.
  78. 78,0 78,1 Миронова Е. В. Графика: от наскальной до технической. Эволюционный путь развития мыслеформы // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки : журнал. — 2015. — № 2.
  79. Дьяконов, И. М. Клинопись. Большая российская энциклопедия (2004–2017). Дата обращения: 28 января 2025.
  80. Коростовцев М. А. Введение в египетскую филологию / Отд. ред. Струве В. В. — М.: Издательство восточной литературы, 1963.
  81. Гуляев В. И. Скифы северного причерноморья в VII—IV вв. до н. э.. — М.: ИА РАН, 2019. — ISBN 978-5-94375-271-1.
  82. Лебедев В. Э. Античное наследие в истории Запада // СИСП : журнал. — 2016. — Январь.
  83. Ульянов О. Г. Происхождение Остромирова Евангелия: к реконструкции древнейшего Устава на Руси. — СПб.: Алетейя, 2011.
  84. 84,0 84,1 84,2 Изборник Святослава 1073 г. Сборник статей. / Редколлегия: акад. Б. А. Рыбаков (отв. ред.); Научный совет по истории мировой культуры АН СССР. — М.: Наука, 1977.
  85. Коллектив авторов. Кирилло-Мефодиевская энциклопедия. — София: Болгарская академия наук (БАН), 1985. — С. 265—301. — 752 с с.
  86. Учуватова, Ирина. Кирилл и Мефодий. Энциклопедия. Всемирная история (сайт) (26 ноября 2021). Дата обращения: 28 января 2025.
  87. Studio di proporzioni del corpo noto come Uomo vitruviano. Leonardo da Vinci (итал.). Gallerie Accademia, Venezia (сайт). Дата обращения: 27 января 2025.
  88. Варбанец Н. В. Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. Опыт нового прочтения материала. — Москва: Издательство «Книга», 1980.
  89. Ефросин и его время. Российская национальная библиотека. Дата обращения: 31 января 2025.
  90. Кристеллер П. История европейской гравюры XV—XVIII века / Пауль Кристеллер. — М.: Искусство, 1939. — 520 с с.
  91. Редакция искусства и архитектуры. Резцовая гравюра. Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал (16 июня 2023). Дата обращения: 4 февраля 2025.
  92. Сидоров А. А. История оформления русской книги / чл.-кор. Акад. наук СССР А. А. Сидоров. — Москва: Книга, 1964.
  93. Музей Книги — ГПНТБ СО РАН. Апостол. Музей Книги — ГПНТБ СО РАН. Дата обращения: 31 января 2024.
  94. Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедовой : Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI–XX веков. — М.: Искусство, 1987. — 367 с.
  95. Леман И. И. Гравюра и литография. Очерки истории и техники. — М.: Центрполиграф, 2004. — 433 с. — ISBN 5-9524-1035-9.
  96. Под волнами у берегов Канагавы» (Kanagawa oki nami ura), также известная как «Большая волна», из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи» (Fugaku sanjūrokkei) (англ.). Чикагский институт искусств. Дата обращения: 27 января 2025.
  97. Матусевич В. В. Принципы и методы фотографики в рекламном графическом дизайне // диссертация. — ГОУВПО, 2005.
  98. Билибин, Иван Яковлевич. Билибин И. Я. Табель-календарь на 1912 год. Изданiе Общины Св. Евгенiи (1910). Дата обращения: 29 января 2025.
  99. Charlotte and Peter Fiell. Graphic Design for the 21th Century. — Taschen, 2009. — ISBN 978-3-8228-3878-5.
  100. Джамбруно, Марк. 2-е изд // Трёхмерная графика и анимация. — М.: Вильямс, 2002. — 640 с. — ISBN 5-8459-0396-3.
  101. Jens Müller, R. Roger Remington. Logo Modernism (англ.). — Taschen, 2022. — ISBN 9783836545303.
  102. Дружинина А. А. Художник и нейросеть: конфликт, диалог, сотрудничество? // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки.. — 2024. — № 2.
  103. 103,0 103,1 Русское графическое искусство / инж.-архитект. Эд. Л. Леви. — Москва: Типолитогр. Русского т-ва, 1916.
  104. 104,0 104,1 Соколов, Михаил Николаевич. Россия. Искусство и культура. Искусство. 10–17 вв. Древнерусское искусство. Большая российская энциклопедия (2024). Дата обращения: 2 февраля 2025.
  105. Шабанова О. П. Из истории графического образования России // Электронный научный журнал Курского государственного университета : журнал. — 2017. — Январь.
  106. Белякова Т. В. Книжная и журнальная графика в России во второй половине XVIII—начале XIX в. // диссертация. — 2013.
  107. Абдулаева З. А. Связь языка литературы и языка изобразительного искусства в творчестве русских художников XIX столетия // Язык и культура : журнал. — 2016. — № 21.
  108. Пименова Н. Н., Шпак А. А., Ермаков Т. К. Жанр советского плаката в изобразительном искусстве 1917—1922 гг // СФУ. Гуманитарные науки : журнал. — 2023. — № 4.
  109. Ершова, Эльвира Борисовна, Веселов, Александр Александрович. Русский авангард в первой четверти ХХ века // журнал. — 2015. — № 6.
  110. Дорофеева Е. Н., Комарова Л. А. Почему советские художники-иллюстраторы детской книги до сих пор пользуются популярностью в наше время // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. : журнал. — 2021. — № 3.
  111. Яковлева Елена. Феномен русского авангарда. Будущее 100 лет назад // АиФ : газета. — 2017. — 22 июня.