Графика
Грáфика (др.-греч. γραφικός — «письменный, нарисованный») — самостоятельный вид изобразительного искусства, входящий в группу визуальных плоскостных искусств. Базируясь на принципах и технике рисунка, обладает собственным комплексом изобразительных средств и уникальными выразительными возможностями, отличающими её от других видов изобразительного искусства. Истоками графики были древнейшие формы коммуникации, и на протяжении тысячелетий они развивались параллельно с письменностью и книгопечатанием. Сегодня графика включает в себя как традиционные виды и техники, так и современные цифровые технологии, предоставляя художникам широкий спектр выразительных средств[1][2][3].
Основу графики составляет рисунок, который нередко сочетается со шрифтом, усиливая выразительность композиции. Основными средствами художественного выражения в графике служат линия, штрих, пятно, точка, контур и шрифт, позволяющие передавать форму, движение и эмоциональный строй изображения. Одним из ключевых изобразительных средств является тон, реализуемый через градации светотени. При помощи него создается композиция, а также иллюзия объёма и глубины на плоскости[2].
Цвет в графике играет вспомогательную роль и, как правило, не является определяющим фактором художественного образа. Графические произведения могут быть выполнены как в одном цвете, так и с использованием ограниченной палитры, подчинённой общей композиционной идее[2][1].
Обладая общими характеристиками, графика демонстрирует большое разнообразие форм, техник и направлений. Классификация её видов затруднена из-за размытости границ между различными формами и постоянного появления новых методов работы. Особую сложность представляет внедрение цифровых технологий и смешанных техник, которые способствуют созданию гибридных форм визуального выражения, сочетающих традиционные и инновационные подходы[4].
Несмотря на это, можно выделить основные категории графики, каждая из которых обладает своими особенностями, сферой применения и художественными задачами, что делает этот вид искусства универсальным средством визуальной коммуникации в современном мире[2][5][6][4].

Общие характеристики графики
- База: рисунок, часто в сочетании со шрифтом[2][1].
- Средства выражения: линия, штрих, пятно, точка, контур, шрифт на какой-либо плоскости[1].
- Цвет: роль цвета вспомогательная; цветовые решения не являются определяющими. Выполняется одним цветом или несколькими[1].
- Тон: ключевое изобразительное средство построения графики, реализуемое через градации светотени[1].
- Тираж: большинство графических техник основаны на печати и предназначены для создания множества оттисков, что отличает графику от живописи и скульптуры. Как исключение, существует несколько техник уникальной графики, которые, несмотря на отсутствие тиража, относятся к этой области искусства из-за использования характерных графических приемов[7].
Техники графики
Ручная графика
Создается вручную, без использования печатного станка или других механизированных средств тиражирования. Выполняется в единственном экземпляре на бумаге, ткани или другой плоской поверхности разными материалами. Может быть как наброском, подготовительным рисунком к основной работе, так и самоценным произведением. Отдельно стоить отметить комбинированные техники, совмещающие графику с декоративно-прикладным искусством[8].
Классические виды
- Рисунок: самостоятельный и универсальный вид искусства, относящийся к фундаментальной технике графики[9].
- Иллюминирование (ручное оформление рукописей): как вид искусства исчезло к концу XVII века, после изобретения книгопечатного станка Иоганном Гутенбергом в 1440 году[10].
- Станковая графика: самостоятельные произведения графического искусства, созданные для декоративных и экспозиционных целей, могут быть выполнены в ручной и в печатной технике[11].
- Каллиграфия: искусство декоративного письма с акцентом на форму, стиль и эстетику букв[12].
Комбинированные виды
- Батик: графическое изображение создаётся на ткани с использованием ручных техник росписи[13].
- Вышивка: художественная ручная техника вышивки, создаваемая исключительно для эстетики, а не для утилитарного назначения, может быть отнесена к графике, поскольку она основывается на принципах графического искусства, несмотря на то, что реализуется в текстильной форме с помощью нитей[14][15].
- Графический дизайн: графика, выполненная вручную как эскиз или проект для последующего перенесения её на любые объекты.
- Фотография: вид графического искусства, в котором используются различные техники обработки, печати и манипуляции изображением, которые можно сравнить с техниками, применяемыми в других видах графики. Цифровая обработка фотографий также является формой графического редактирования[16] .
- Петроглифы, пиктограммы и протописьменность: древнейшие виды графики, представляющие собой высеченные, вырезанные или нарисованные на каменных поверхностях изображения, знаки и символы. Они создавались первобытными людьми вручную для передачи информации, украшения или ритуальных целей. Петроглифы объединяют элементы графики, символизма и декоративного искусства[17].
- Гравировка монет: не является печатной графикой в классическом понимании, но обладает множеством графических черт и принципов в своем исполнении и цели. Так, гравировка монет — это форма миниатюрного графического дизайна и прикладной графики, реализованная в металле и предназначенная для массового тиражирования[18].
Печатная графика
Печатная графика — это методы, при которых художник не рисует непосредственно на конечном носителе (например, бумаге), а создает матрицу (печатную форму), с которой затем делается оттиск, что в большинстве печатных техник позволяет получить тираж. В печатной графике все экземпляры тиража, подписанные автором, считаются оригиналами[7].

Высокая печать
Технология, при которой изображение находится на выступающих частях матрицы[7][19].
- Ксилография: вырезается на дереве, а затем печатается[20].
- Линогравюра: вырезается на линолеуме. Линолеум обрабатывать легче, чем дерево, что позволяет создавать более плавные линии и детали[21].
- Металлография: безрастровая печать при помощи металлических литер и клише. Используется в типографии и для создания уникальных отпечатков[7].
- Кубовая набойка: традиционная техника ручной печати на ткани с использованием деревянных или металлических форм (кубов) для нанесения узоров[22].
Глубокая печать
Технология, при которой изображение создаётся углублённым в матрицу, которое затем заполняется краской[7][23].
- Офорт: металлическая пластина покрывается кислотостойким лаком, затем изображение процарапывается, и пластина протравливается кислотой[24].
- Резцовая гравюра: изображение вырезается непосредственно на металлической пластине с помощью резца (штихеля). Требует большого мастерства и опыта[25].
- Акватинта: создание формы на металлической пластине с помощью кислоты и смолы. Позволяет имитировать акварельную живопись[26].
- Сухая игла: изображение процарапывается на металлической пластине с помощью иглы, которая оставляет за собой заусенцы (барбы). При печати барбы дают мягкий, бархатистый эффект[27].
- Меццо-тинто: поверхность металлической пластины равномерно покрывается мелкими точками с помощью специального инструмента. Затем художник сглаживает часть точек, создавая светлые участки[28].

Плоская печать
Технология, при которой изображение создаётся на одном уровне с поверхностью матрицы[7][29].
- Литография: изображение рисуется жирным карандашом или тушью на литографском камне, затем камень обрабатывается химическими веществами, чтобы создать жироотталкивающие и водоотталкивающие области. Существует цветная литография (хромолитография) и чёрно-белая. Чёрно-белые оттиски нередко раскрашиваются вручную акварелью или гуашью[30].
- Монотипия: отпечаток, созданный путем нанесения краски на гладкую поверхность и переноса её на бумагу. Каждый отпечаток уникален[31].
- Трафаретная печать: раскрашивание оттисков через трафареты вручную[32][33].
- Шелкография: используется тканевый трафарет, натянутый на раму[34].
- Офсетная печать: вид плоской печати, при котором изображение переносится на бумагу через промежуточный вал[35].
Цифровая печать
Цифровая печать — это революционная технология, которая преобразила мир полиграфического производства. В отличие от традиционных методов, где каждый этап печати требует физического изготовления печатных форм, в цифровой печати изображение формируется и переносится на поверхность с помощью цифровых технологий, управляемых компьютером. Цифровая печать позволяет значительно уменьшить затраты, повысить качество печати и скорость производства[36].
Цифровая графика
К цифровой графике относятся изображения, созданные или обработанные с помощью компьютерных технологий. Она используется для создания иллюстраций, дизайна, анимации и других видов графики в цифровом формате[37].
- Растровая графика: изображения из пикселей. Разрешение определяет детализацию[38].
- Векторная графика: изображения из математических уравнений (векторов), масштабируются без потери качества[39].
- Трёхмерная (3D) графика: создание объёмных объектов и сцен в виртуальном пространстве, включает моделирование, текстурирование, освещение и рендеринг[40].
- Фрактальная графика: изображения на основе самоподобных математических фракталов[41][42].
- Пиксель-арт: форма цифрового искусства, в которой изображения создаются и редактируются на уровне индивидуальных пикселей[43].
Классификация жанров и применения графики
Художественная графика
Изобразительное искусство
- Рисунок (ручные материалы)[9]
- Эстамп (печатная графика)[44]
- Книжная графика[45]
- Станковая графика[11]
- Каллиграфия[46]
- Стрит-арт[47]
- Пиксель-арт[43]
- Фотография[48]
Декоративное искусство
- Графика для интерьеров[49]
- Сценография[50]
- Графика для текстиля (роспись)[51]
- Набойка (ручная печать по ткани)[52][22]
- Графика для предметов быта[53][54]
Графический дизайн
- Обложки музыкальных альбомов[53]
- Журнальная иллюстрация[55]
- Дизайн и верстка книг и журналов[56]
- Дизайн визиток, календарей, открыток[56]
- Художественные постеры[53]
- Шрифт[57]
Функциональная графика
Научная и техническая графика
- Медицинские и биологические визуализации[58][59]
- Ботанические иллюстрации[60]
- Картография[61]
- Инфографика[62]
- Образовательные иллюстрации[59]
- Технические инженерные чертежи[63][64]
- Архитектурные визуализации[65]
Коммуникативная графика
- Логотипы и корпоративные стили[66]
- Рекламные материалы[66]
- Дизайн упаковки[66]
- Информационные постеры и плакаты[67]
- Навигационные системы[68]
- Веб-дизайн[69]
- Геральдика[70]
- Граффити[71]
Цифровые технологии

- 3D-моделирование для архитектуры[40]
- Графические программные решения
- Анимация (2D, 3D, моушн-дизайн)[72]
- Дизайн интерфейсов (UX/UI-дизайн)[73]
- Виртуальная и дополненная реальность[74]
- Ранние технологии печатной графики
Подготовленный к печати литографский камень.
Точная копия ручной печатной машины Иоганна Гутенберга.
Печатный пресс, изготовленный в 1845 году.
Даниель Николаус Ходовецкий. Иллюстрация процесса шелкографии. 1770
Печатная форма из дерева для ксилографии. «Мучения Святого Себастьяна».1470—1475
Почтовая марка СССР «400-летие книгопечатания в России». 1964
Печатные формы в полевой типографии. 1941
Уильям Смолл. Английский первопечатник Кекстон, показывающий королю Эдуарду IV работу печатной машины Гутенберга. 1877
История графики: от петроглифов до современности
Петроглифы (≈40 000 лет до н. э.)
Первые графические изображения, известные как петроглифы, представляли собой рисунки и гравировки на камнях. Они встречаются по всему миру, от знаменитых пещер Ласко во Франции и Альтамиры в Испании, до уникальных петроглифов Карелии и Сибири в России (Онежское озеро, долина реки Томь)[75][76][77].
Изображения охоты, животных и религиозных символов служили средством передачи знаний, отражением мифологии и обрядов первобытных людей. Индская письменность, существовавшая в период расцвета Хараппской цивилизации (ок. 3300-1300 годов до н. э.), также относится к этой древней форме графического выражения[17].
Появление петроглифов стало важным этапом в развитии графики, предвосхитившим будущие формы визуальной коммуникации. Они демонстрируют зарождение изобразительной деятельности человека и его стремление к передаче информации посредством графических знаков. Петроглифы свидетельствуют о развитии когнитивных способностей древнего человека, в частности, способности к абстрактному мышлению, которое стало основой для развития графического искусства[78].
Древняя письменность (≈3100 год до н. э.)
С появлением первых цивилизаций графика преобразовалась в сложные системы письменности. В Месопотамии появилась шумерская клинопись, в Египте — иероглифы. Эти графические символы, сочетающие текст и изображения, использовались для записи информации и украшения предметов. Первые писцы в Шумере и Древнем Египте играли ключевую роль не только в административной и религиозной деятельности, но и в формировании эстетических канонов. Их работа способствовала становлению ранних графических традиций, заложив основы для последующего развития изобразительных и каллиграфических практик. Появление и распространение письменности стало одной из важнейших вех в истории графики, предопределив направления её эволюции в дальнейшем[79][80].
Античная графика (≈500 год до н. э.)
Графика античного периода достигла своего расцвета в Древней Греции и Риме. Искусство мозаики, вазописи, гравировки на монетах и украшения архитектурных сооружений отражали стремление к гармонии и пропорциям. На территории России в это время существовали скифские культуры, чьи декоративные изделия (бронзовые и золотые украшения) содержали сложные графические элементы. Эти орнаменты и мотивы оказали влияние на развитие Древнерусского искусства[18][81].
Античная графика оказала определяющее влияние на Европейское искусство и заложила его фундаментальные принципы. Она сформировала классический канон, разработав основы реализма. Значимой чертой античной графики было использование символизма и аллегорий. Её тесная взаимосвязь графики с архитектурой, скульптурой и литературой способствовала комплексному развитию этих искусств[82].
Средневековая графика (V—XV века)
В средние века графика приобрела религиозный характер. В Европе создавались иллюминированные рукописи — книги, украшенные миниатюрами и орнаментами. На Руси с XI века развивалась традиция украшения рукописных книг, таких как знаменитые «Остромирово Евангелие» (1056—1057 годы) и Изборник Святослава, 1073 год. Искусство каллиграфии стало важной частью книжной культуры, а миниатюры и орнаменты, украшавшие церковные книги, достигли высокого художественного уровня. В позднем Средневековье в Европе появилась ксилография (гравюра на дереве). На территории России развитие графики связано с появлением первых славянских письменностей — глаголицы и кириллицы (IX век), созданных Кириллом и Мефодием. Эти системы не только заложили основу русской письменной культуры, но и стали важным элементом декоративной графики в рукописях[10][83][84][85][86].
Средневековый период обогатил графику новыми формами и техниками. В 1492 году, Леонардо да Винчи создал знаменитый графический лист «Витрувианский человек». Развитие иллюминированных рукописей, каллиграфии и ксилографии заложили основу для дальнейшего развития печатной графики, декоративного искусства и книгопечатания, тем самым расширив выразительные возможности графики и закрепив её важную роль в передаче знаний и культурных ценностей[87][46][84].
Изобретение книгопечатания (XV век)
В 1440 году в Германии Иоганн Гутенберг изобрёл печатный станок, что стало важнейшим событием в истории графики. Массовое тиражирование книг позволило снизить их стоимость, что способствовало широкому распространению знаний и идей. Это привело к ускоренному ослаблению влияния религии на образование: доступ к литературе и научным трудам стал возможен не только для церкви и аристократии, но и для более широких слоев населения. К концу XV века печатные станки распространились по всей Европе, что подготовило почву для Реформации и укрепило влияние гуманистических идей Ренессанса[88].
В России книгопечатание начало развиваться чуть позже, но к концу XV века уже наблюдался рост интереса к письменности и рукописным книгам. Расширение Московского государства и усиление православной церкви способствовали созданию библиотек и копированию священных текстов. Эти процессы подготовили почву для появления книгопечатания в XVI веке[7][89].
Эпоха Возрождения (XVI век)
В течение XVI столетия гравюра на дереве (ксилография) оставалась доминирующей техникой печатной графики в Европе. Широкое распространение получили иллюстрированные издания Библии, а также светские сочинения, украшенные гравюрами, изображающими аллегорические сцены, портреты, геральдические символы и орнаментальные композиции. В Германии, в технике гравюры работали такие мастера, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ганс Гольбейн Младший. Их произведения обогатили ксилографию новыми темами и стилями, оказав значительное влияние на дальнейшее развитие графического искусства. К концу XVI века, наряду с ксилографией, все большее значение стала приобретать гравюра на меди (резцовая гравюра), отличающаяся большей тонкостью и детализацией изображения[90][91].
В России книгопечатание появилось в 1564 году, когда Иван Фёдоров издал первую печатную книгу «Апостол». Гравюры стали неотъемлемой частью русских книг, а мастерство в их создании быстро росло, способствуя распространению знаний и развитию искусства. В это же время продолжала развиваться иконопись, где графика играла важную роль в создании сложных орнаментов и символов[92][93].
Барокко и Рококо (XVII—XVIII века)
Эпоха Барокко и Рококо стала временем расцвета декоративной графики. В Европе гравюры и меццо-тинто (техника полутоновой гравюры) использовались для создания портретов и репродукции живописных работ. В России, благодаря реформам Петра I, графика получила новый импульс. В 1702 году была основана первая государственная типография, а гравюра стала важным инструментом для создания книг, карт и пропагандистских материалов. В этот период графика активно использовалась для оформления интерьеров и предметов роскоши[94].
Следующим значительным этапом в эволюции графики стало изобретение литографии в конце XVIII века Алоизом Зенефельдером. Этот метод печати, основанный на принципе взаимного отталкивания воды и жира, позволил художникам создавать изображения непосредственно на гладкой поверхности камня, что существенно расширило художественные возможности. Литография быстро приобрела популярность, став востребованной техникой для изготовления репродукций, иллюстраций, афиш и этикеток. В XIX веке она оказала существенное влияние на развитие рекламной графики, а также способствовала популяризации сатирических и политических карикатур[95].
Промышленная революция (XIX век)
В XIX веке искусство графики формировалось под влиянием индустриализации и стремительного развития технологий печати, что существенно расширяло возможности тиражирования изобразительных материалов. В 1823—1831 годы, Кацусики Хокусай создал свою знаменитую ксилографию «Большая волна в Канагаве»[96].
Одним из ключевых изобретений этого периода стала литография, разработанная ещё в XVIII веке, но именно в XIX столетии она получила широкое распространение. Благодаря литографским камням и затем появившимся металлическим пластинам художники могли быстрее и дешевле выпускать красочные репродукции, плакаты и рекламные объявления. Параллельно совершенствовалось книгопечатание: с изобретением ротационной печатной машины и внедрением паровых прессов массовое производство иллюстрированных книг, газет и журналов стало ещё доступнее, а сами изображения — более детализированными[78][56].
Второй важный прорыв связан с эволюцией цветной печати. В середине XIX века получила распространение хромолитография, позволившая добиваться высокой точности цветопередачи, что стало революционным шагом для коммерческих и художественных изданий. Растущая городская культура, формирование массовой аудитории и развитие рынка рекламы стимулировали спрос на красочные и выразительные изображения. Издание иллюстрированных журналов, плакатов и «эпохальных» книг также способствовало формированию нового визуального языка, который продолжал развиваться вплоть до конца XIX века. Одним из ярких итогов этого процесса стало взаимодействие графики с фотографией, постепенно завоёвывавшей самостоятельное место в изобразительном искусстве[97].
В России литография появилась в первой половине XIX века и также активно использовалась для создания рекламных плакатов и книжных иллюстраций[56].
Модерн и авангард (конец XIX — начало XX века)
В эпоху модерна графическое искусство претерпело значительную трансформацию, ознаменованную отказом от академических канонов и поиском новых выразительных средств. Стиль модерн в графике характеризуется преобладанием плавных, извилистых линий, стилизацией растительных и природных мотивов, а также повышенным вниманием к декоративности. Русские художники внесли значительный вклад в развитие этого направления, создавая новаторские плакаты и афиши. В этот исторический период Иван Билибин создал свой уникальный стиль, основанный на традициях русской народной культуры и орнаментах, ставший эталоном для оформления сказок и былин[56][98].
Россия в начале XX века стала лидером авангардного движения. Русские графики активно развивали традиции модерна, обогащая их национальными мотивами и художественными приёмами. Значительный вклад внесли представители объединения «Мир искусства». Их графические работы, включавшие книжные иллюстрации, театральные эскизы и журнальные зарисовки, отличались изысканным стилем, утончённостью и вниманием к историческим деталям. Они умело сочетали элементы модерна с ретроспективными тенденциями, создавая гармоничные и эстетически совершенные произведения, отражающие дух эпохи. В это же время рождались новые формы визуального языка, такие как супрематизм и конструктивизм. Эти направления оказали огромное влияние на мировую графику и дизайн[56].
Развитие графического дизайна (XX век)
XX век стал временем, когда графический дизайн превратился в профессию, требующую специальных знаний и умений. Германия, благодаря школе Баухаус, заложила основы современного минимализма в графике. В начале XX века, примерно в 1907 году, англичанин Сэмюэл Саймон совершил революционный прорыв в технологии шелкографии. Он запатентовал инновационный метод создания трафаретов с использованием фоточувствительных материалов, что позволило значительно упростить и автоматизировать процесс печати. Это изобретение открыло новые возможности для художников и дизайнеров по всему миру, позволив создавать яркие массовые работы для рекламы и упаковки[6][56].
В СССР графический дизайн также получил широкое развитие. Книжная графика советского периода достигла значительных высот, характеризуясь разнообразием стилей и высоким профессионализмом художников. А советские плакаты стали знаковыми символами эпохи, искусно сочетая художественные формы с идеологическим содержанием[45].
Эра цифровой графики (вторая половина XX века)
Вторая половина XX века стала эпохой перехода от традиционных методов к цифровым технологиям в области дизайна и искусства. Изобретение компьютеров и программного обеспечения, таких как Adobe Photoshop и CorelDRAW и других, открыло новую эру в графике. Векторная графика, 3D-моделирование и цифровая типографика стали основными инструментами для создания современных визуальных образов. Эти инструменты позволили дизайнерам создавать сложные и реалистичные графические изображения, что привело к появлению новых направлений в области кино, рекламе и мультимедиа, новых стилей и концепций. Это время ознаменовалось новой революцией в развитии графики во всем мире[5][99][100].
Современная графика (XXI век)
В начале XXI века графика прочно вошла во все сферы цифрового мира, став его неотъемлемой составляющей. Развитие цифровых технологий и появление Искусственного интеллекта (ИИ) привели к возникновению новых направлений в графике, включая Веб-дизайн и UX/UI-дизайн. Новые направления цифровой графики включают Веб-дизайн, отвечающий за создание визуального оформления сайтов, и UX/UI-дизайн, фокусирующийся на проектировании пользовательских интерфейсов для обеспечения удобства и интуитивной понятности взаимодействия с цифровыми продуктами. Параллельно развиваются технологии виртуальной и дополненной реальности, открывая новые возможности для цифрового искусства. Автоматизация с помощью ИИ ускорила процесс создания графики, что привело к значительному расширению художественных горизонтов и трансформации роли графического специалиста, позволив ему сосредоточиться на творческих экспериментах[101][102].
Особенности русской школы графики
Духовность
В отличие от Западной Европы, где графика развивалась в разнообразных светских жанрах (портрет, пейзаж, бытовая сцена), русская графика изначально формировалась под сильным влиянием религиозных традиций. Иконопись, книжная миниатюра, лицевое шитьё и народная вышивка заложили фундамент для специфического, сакрального отношения к изображению в русской культуре[103].
Даже выйдя за пределы церковных стен, русская графика сохранила стремление к поиску высшего смысла и осмыслению философских вопросов. Несмотря на господствовавшую в XX веке атеистическую идеологию, художники сумели не только запечатлеть реалии эпохи, но и передать ощущение надмирного, космического порядка[104][105].
Взаимодействие с литературой
Русская графическая школа, начиная с древнерусских рукописных книг, где миниатюры и орнаменты интерпретировали и усиливали текст, всегда была тесно связана с литературой. Художники-графики часто выступали в роли интерпретаторов литературных произведений, создавая иллюстрации, которые органично вплетались в культурный контекст и становились неотъемлемой частью его восприятия[106][84].
Например, Иван Билибин и Елена Поленова внесли значительный вклад в развитие национальной графики, обратившись к русской сказке и фольклору. Их графические работы — это не просто иллюстрации, а целые миры, полные волшебных декораций, детально проработанных образов персонажей и погружения в атмосферу народного быта. Владимир Фаворский в своих ксилографиях к «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина создал глубокие психологические портреты героев, передав трагическое величие пушкинских образов[107].
Социальные темы
Русская графика всегда демонстрировала острую социальную чувствительность, отражая в своих произведениях как радости, так и страдания народа. Художники-передвижники, например, обращались к темам бедности, социальной несправедливости и угнетения, создавая проникновенные и критически настроенные композиции. Эта традиция нашла продолжение и в советской графике, но уже в контексте господствовавшей идеологии. Плакаты Дмитрия Моора и Александра Дейнеки, ставшие символами эпохи, демонстрируют мощь графического искусства как средства агитации и пропаганды[104][108].
Революция в графике
Русский авангард начала XX века произвел настоящую революцию в графике. Художники, такие как Казимир Малевич (супрематизм), Владимир Татлин (конструктивизм) и Александр Родченко (фотомонтаж), разрушили устоявшиеся каноны формы, цвета и композиции, создав радикально новые художественные языки. Их новаторские подходы оказали глубокое влияние на развитие мирового искусства[109].
Вклад в мировое искусство
- Национальная самобытность: русская графика обогатила мировое искусство уникальным взглядом на мир, сочетающим духовность, глубокий психологизм и социальную остроту[103].
- Школа книжной иллюстрации: русская школа книжной иллюстрации (особенно детской) признана одной из лучших в мире[110].
- Театрально-декорационное искусство: русский балет и театральные постановки начала XX века благодаря работе русских художников-графиков поднялись на небывалую высоту, задав новые стандарты искусства сценографии[50].
- Авангардные течения: русский авангард оказал огромное влияние на развитие графического дизайна, плаката, рекламы и других видов прикладной графики[111].
25 знаменитых русских художников-графиков
Многих из них мы знаем по другим жанрам, но они были ещё и прекрасными графиками. Этот список далеко не исчерпывающий, но он даёт представление о богатстве и разнообразии русской графики, её вкладе в мировое искусство и уникальных национальных чертах:
Василий Корень (около 1640 — начало XVIII века) — Гравюра по дереву. Создал первую в России гравированную иллюстрированную Библию[112].
Алексей Зубов (1680—1751) — Резцовая гравюра на меди. Первый русский гравёр-профессионал, создавший серию батальных сцен Северной войны[113].
Евграф Чемесов (1707—1760) — Офорты, резцовая гравюра, портреты деятелей петровской эпохи, виды Москвы[114].
Гавриил Скородумов (1740—1803) — Рисунок, гравюры по картинам европейских мастеров. Первым в России освоил технику пунктирной гравюры[115].
Орест Кипренский (1782—1836) — Акварель, карандашный рисунок, литография. Создал эталонный романтический автопортрет в русском искусстве[116].
Карл Брюллов (1799—1852) — Акварель, карандашный рисунок, литография, портреты. Его альбомные зарисовки Помпей стали образцом архитектурного рисунка[117].
Иван Шишкин (1832—1898) — Офорт, пейзаж. Создал непревзойденную серию офортов русского леса[118].
Лев Бакст (1866—1924) — Акварель, гуашь, пастель. Революционизировал театральный костюм в «Русских сезонах» Дягилева[119].
Елена Поленова (1850—1898) — Акварель, карандаш, бумага, книжная иллюстрация, русский фольклор, модерн. Создала первые профессиональные иллюстрации к русским народным сказкам[120].
Михаил Врубель (1856—1910) — графика, книжное оформление, символизм. Его иллюстрации к «Демону» Лермонтова определили развитие русского символизма[121].
Владимир Татлин (1885—1953) — Коллаж, чертеж. Создал революционный графический язык конструктивизма[122].
Иван Билибин (1876—1942) — Акварель, тушь, перо, иллюстрации к русским народным сказкам. Разработал уникальный «русский стиль» в книжной графике[123].
Казимир Малевич (1879—1935) — Рисунок, графика, акварель, супрематизм, абстракция. Создал новый графический язык супрематизма[124].
Анна Остроумова-Лебедева (1871—1955) — Ксилография, акватинта, цветные гравюры на дереве, пейзаж. Возродила искусство цветной гравюры на дереве в России[125].
Марк Шагал (1887—1985) — литография, офорт; сюрреализм, фольклорные и религиозные мотивы, станковая графика. Создал революционные иллюстрации к Библии[126].
Дмитрий Моор (1883—1946) — Литография, политический плакат, карикатура, агитация. Автор знаменитого плаката «Ты записался добровольцем?»[127].
Владимир Фаворский (1886—1964) — Ксилография, книжные иллюстрации, станковые гравюры. Создал классическую школу советской книжной графики[128].
Савва Бродский (1888—1969) — Офорт, книжная графика, иллюстрации. Создал канонические иллюстрации к произведениям русской классики[129].
Вера Мухина (1889—1953) — Литография, плакаты и афиши в стиле соцреализма. Разработала новый стиль советского агитационного плаката[130].
Александр Родченко (1891—1956) — Графика, фотомонтаж, плакат, конструктивизм, агитационные композиции. Создал революционный стиль конструктивистской рекламы и плаката[131].
Александр Дейнека (1899—1969) — Офорт, литография, театральные афиши, плакаты. Разработал уникальный стиль спортивного плаката[132].
Кукрыниксы (трио авторов: Порфирий Крылов (1902—1990), Михаил Куприянов (1903—1991), Николай Соколов (1903—1959). Создали эталон советской политической карикатуры[133].
Юрий Васнецов (1900—1973) — Линогравюра, цветная гравюра, сценография, иллюстрация. Создал неповторимый сказочный стиль в детской книжной иллюстрации[134].
Евгений Кибрик (1909—1985) — Литография, акварель, тушь, книжные иллюстрации. Создал классические иллюстрации к «Тарасу Бульбе» Гоголя[135].
Виктор Чижиков (1935—2020) — Книжные иллюстрации. Создал образ Мишки, талисман Олимпийских игр 1980 года в Москве[136].
- Галерея работ знаменитых русских художников-графиков
Василий Корень. «Библия для бедных». Ксилография. Оттиск раскрашен вручную. Между 1692 и 1696
Евграф Чемесов по рисунку Жана Луи де Велли. «Портрет графа Орлова». Резец, офорт, сухая игла. 1764
Михаил Врубель. «Тамара и Демон». Акварель, бумага. Между 1890 и 1891
Иван Билибин. Обложка к «Сказке о царе Салтане». Тушь, акварель, гуашь. 1905
Вера Мухина. Эскиз костюма Бертрана к драме «Роза и Крест». Гуашь.1916
Владимир Татлин. «Лес». Эскиз декорации. Сценография. Ручная графика. 1913
Сергей Григорьев. Почтовый конверт с изображением трио художников, работавших под псевдонимом Кукрыниксы. 2003
Граффити по мотивам иллюстраций Юрия Васнецова. Ясеневая улица, Москва. 2014
Виктор Чижиков — автор образа «Олимпийского мишки». Почтовую марку нарисовал Юрий Левиновский. 1980
25 знаменитых художников-графиков мира
- Альбрехт Дюрер (1471—1528) — Германия. Гравюра на дереве и металле, рисунок. Поднял гравюру на уровень высокого искусства[137].
- Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669) — Нидерланды. Офорт, рисунок. Непревзойдённый мастер светотени, психологизма[138].
- Мария Сибилла Мериан (1647—1717) — Германия/Нидерланды. Акварель, гравюра, ботаническая иллюстрация и энтомология[139].
- Уильям Хогарт (1697—1764) — Англия. Гравюра, сатирические серии[140].
- Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778) — Италия. Офорт, архитектурные фантазии[141].
- Франсиско Гойя (1746—1828) — Испания. Офорт, акватинта, рисунок. Оказал огромное влияние на искусство XIX—XX веков[142].
- Уильям Блейк (1757—1827) — Англия. Гравюра, акварель, иллюстрации. Визионер, предвосхитивший романтизм и символизм[143].
- Пьер-Жозеф Редуте (1759—1840) — Бельгия/Франция. Акварель, пунктирная гравюра. Величайший ботанический иллюстратор[144].
- Кацусика Хокусай (1760—1849) — Япония. Ксилография (укиё-э). Один из самых известных японских художников, повлиявший на импрессионистов[145].
- Джон Одюбон (1785—1851) — США. Акварель, гравюра. Создатель монументального труда «Птицы Америки» — одного из самых значительных достижений в истории анималистической графики[146].
- Утагава Хиросигэ (1797—1858) — Япония. Ксилография (укиё-э), пейзаж. Мастер лирического пейзажа[147].
- Оноре Домье (1808—1879) — Франция. Литография, карикатура. Великий карикатурист и социальный комментатор[148].
- Гюстав Доре (1832—1883) — Франция. Гравюра, книжная иллюстрация. Создатель канонических иллюстраций к классическим произведениям[149].
- Эдгар Дега (1834—1917) — Франция. Пастель, офорт, литография, монотипия. Новатор в изображении движения и композиции[150].
- Анри де Тулуз-Лотрек (1864—1901) — Франция. Литография, плакат. Мастер плаката, запечатлевший жизнь парижского Монмартра[151].
- Эдвард Мунк (1863—1944) — Норвегия. Литография, гравюра на дереве, офорт. Один из основоположников экспрессионизма[152].
- Альфонс Муха (1860—1939) — Чехия. Литография, плакат, дизайн. Ярчайший представитель стиля ар-нуво[153].
- Обри Бёрдслей (1872—1898) — Англия. Рисунок тушью. Ключевая фигура эстетизма и стиля модерн[154].
- Артур Рэкхем (1867—1939) — Англия. Книжная иллюстрация, акварель. Один из самых влиятельных иллюстраторов «золотого века» книжной иллюстрации[155].
- Макс Эрнст (1891—1976) — Германия/Франция, коллаж, фроттаж, гравюра. Один из лидеров сюрреализма[156].
- Норман Роквелл (1894—1978) — США. Иллюстрация. Создатель культовых образов американской жизни[157].
- Мауриц Эшер (1898—1972) — Нидерланды. Гравюра, литография. Мастер оптических иллюзий и невозможных фигур[158].
- Сальвадор Дали (1904—1989) — Испания. Офорт, литография. Один из самых известных сюрреалистов[159].
- Энди Уорхол (1928—1987) — США. Шелкография, поп-арт. Икона поп-арта[160].
- Виктор Вазарели (1906—1997) — Венгрия/Франция. Шелкография, оп-арт. Основоположник оп-арта, мастер геометрической абстракции и оптических иллюзий[161].
- Галерея работ знаменитых художников-графиков мира
Альбрехт Дюрер. «Адам и Ева». Гравюра на меди. Оттиск на бумаге. 1504
Мария Сибилла Мериан. «Нарциссы, незабудки и бабочки». Акварель и гуашь на пергаменте. Около 1657—1659
Джованни Баттиста Пиранези. «Колизей». Рисунок итальянским карандашом. 1757
Рисунок Гюстава Доре, гравировка Ж. Гошара Брюнье «Распятие Иисуса». Гравюра на дереве. 1866
Эдгар Дега. «Танцовщица поправляет туфлю». Пастель, бумага. 1885
Анри де Тулуз-Лотрек. Плакат «Японский диван». Цветная литография, отпечатанная с четырёх камней. 1893
Эдвард Мунк. «Мадонна». Литография. Между 1895 и 1902
Обри Бёрдслей. Обложка к книге «Тысяча и одна ночь». Тушь, перо. 1897
Норман Роквелл. Обложка для журнала «The Saturday Evening Post». Литография. 1921
Заключение
История графики — это непрерывный процесс развития технологий, художественных форм и визуальных средств выражения. От первых петроглифов, высеченных в камне, до гравюр эпохи Возрождения и литографических станков Нового времени графика неразрывно связана с культурными потребностями и научными исканиями человечества. Она отражает не только эволюцию художественных стилей, но и прогресс печатного дела, развитие офортных и шелкографических техник, появление фотографии и, в конечном итоге, рождение цифровых инструментов, изменивших способы создания и распространения изображений[56][99].
Сегодня графика находит применение во множестве сфер — от рекламных плакатов и редакционного дизайна до 3D-моделирования и интерфейсов компьютерных программ. Она стала важным средством коммуникации, позволяя художникам, дизайнерам и учёным наглядно демонстрировать свои идеи и результаты исследований. Благодаря сочетанию традиционных приёмов с инновационными технологиями графика продолжает развиваться и обретать новые формы, сохраняя при этом свою вековую миссию — отражать мир в его бесконечном разнообразии и воплощать творческие замыслы в наглядной художественной форме[78].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Молок Ю. А. Графика (вид изобразительного искусства). — Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Булгаков Ф. И. Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства. — СПб.: Изд. А.С. Суворина, 1889.
- ↑ Темирова, Муқаддас Иброгимовна. Изобразительное искусство и его содержательная сущность // IJSSR : журнал. — 2022. — № 2.
- ↑ 4,0 4,1 Белякова Т. В. Стилистическое разнообразие русской книжной и журнальной графики второй половины XVIII—начала XIX в // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2013. — № 3.
- ↑ 5,0 5,1 Meggs, Philip B. Meggs' history of graphic design (англ.). — Hoboken, N. J.: John Wiley & Sons, 2012. — 603 p.
- ↑ 6,0 6,1 Wiedemann Ed. Julius. The History of Graphic Design. 1890—1959 (англ.). — Cologne: Taschen, 2021. — Vol. Т.1. — 480 p. — ISBN 9783836570817.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Печатная графика / составители: Л. А. Антонова, А. В. Киселев. — Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2018. — ISBN 978-5-8021-3331-6.
- ↑ Гончаров М. Н., Тагильцева Н. Г. Формирование навыков владения ручной и компьютерной графикой как условие подготовки востребованного дизайнера // Научное обозрение. Педагогические науки : сайт. — 2021. — № 2. — С. 15—20.
- ↑ 9,0 9,1 Власов В. Г. Рисование, рисунок // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб.: Азбука-Классика, 2008. — Т. VIII. — С. 190—195..
- ↑ 10,0 10,1 Дядюнова Н. А. Иллюминированная рукопись . Большая российская энциклопедия (сайт) (20 сентября 2022). Дата обращения: 31 января 2025.
- ↑ 11,0 11,1 Словарь терминов. Станковая графика . Российская Академия художеств. Дата обращения: 4 февраля 2025.
- ↑ Художественные шрифты и их построение. Руководство по начертанию каллиграфических надписей и шрифтов для чертежей, диаграмм, плакатов, книжных украшений и пр. / А. М. Иерусалимский. — Л.: Благо, 1927.
- ↑ Бекиева Д. Э., Мырадова О. М. Графика батика // Colloquium-Journal : журнал. — 2019. — № 20—4 (44). — С. 9—10.
- ↑ Costa Vieira, Erika Viviane. Embroidered Illustrations: Paratextuality and Book Design with Textile Arts. (англ.) // Lublin Studies in Modern Languages & Literature / Lubelskie Materialy Neofilologiczne, 2022, Vol 46, Issue 3, p15 : Academic Journal. — 2022. — doi:10.17951/lsmll.2022.46.3.15-24.
- ↑ Нейцель А. В. Точка как универсальное выразительное средство в искусстве текстиля, мозаике и компьютерной пиксельной графике // Сборник трудов конференции. — СПбГХПА, 2021. — С. 665—671.
- ↑ Графическое искусство. Художественная энциклопедия. Иллюстрированный словарь искусств и художеств / Составил О. И. Булгаков. — СПб.: Типография. А.С. Суворина, 1886. — Т. Т. I. — С. 218.
- ↑ 17,0 17,1 Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры / М. Ф. Альбедиль; Рос. АН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). — М.: Наука, Изд. фирма «Вост. лит.», 1994.
- ↑ 18,0 18,1 Коллектив авторов. Древнегреческие монеты. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрона. — СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1890—1907. — С. 124—126.
- ↑ Стефанов С. И. Высокая печать // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2023.
- ↑ Стефанов С. И. Ксилография . Большая российская энциклопедия (2016). Дата обращения: 4 февраля 2025.
- ↑ Немировский Е. Л., Стефанов С. И. Линогравюра . Большая российская энциклопедия (сайт) (2017). Дата обращения: 4 февраля 2025.
- ↑ 22,0 22,1 Редакция искусства и архитектуры. Набойка // Большая российская энциклопедия // научно-образовательный портал. — 2022.
- ↑ Стефанов С. И. Глубокая печать // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2007.
- ↑ Веденеева, Наталия Олеговна. Офорт . Большая российская энциклопедия (сайт) (21 мая 2022). Дата обращения: 4 февраля 2025.
- ↑ Редакция искусства и архитектуры. Резцовая гравюра . Большая российская энциклопедия (16 июня 2023). Дата обращения: 4 февраля 2025.
- ↑ Веденеева, Наталия Олеговна. Акватинта . Большая российская энциклопедия (сайт) (22 июня 2023). Дата обращения: 4 февраля 2025.
- ↑ Кравец С. Л.: Сухая игла . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 4 февраля 2025.
- ↑ Власов В. Г. Меццо-тинто // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб.: Азбука-Классика, 2006. — С. 477—479.
- ↑ Стефанов С. И. Плоская печать // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2023.
- ↑ Леман И. И. Гравюра и литография : очерки истории и техники / И. И. Леман. — 2004. — ISBN 5-9524-1035-9.
- ↑ Обухов Г. Г. Монотипия // Краткий словарь терминов изобразительного искусства / Под общей редакцией Г. Г. Обухова. — М.: Советский художник, 1961. — С. 96.
- ↑ Стефанов С. И. Трафаретная печать // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2023.
- ↑ Редакция искусства и архитектуры. Трафарет // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2023.
- ↑ Редакция технологий и техники. Шелкография . Большая российская энциклопедия (сайт) (2017). Дата обращения: 4 февраля 2025.
- ↑ Стефанов С. И. Офсетная печать // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2023.
- ↑ Стефанов С. И. Цифровая печать // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2022.
- ↑ Бердиев Р. К. Понятие и история компьютерной графики- // Экономика и социум : журнал. — 2019. — № 5.
- ↑ Колодников А. И. Ранние формы компьютерного дизайна: пиксельная графика и растровая система // Terra artis. Искусство и дизайн. — 2022. — № 3. — С. 36–41.
- ↑ Коновалов Д. Э. Векторная графика: форматы, преимущества и недостатки // Вестник науки : журнал. — 2024. — № 1.
- ↑ 40,0 40,1 Залогова Л. А. Принципы трехмерной графики в программах трехмерного моделирования и системах виртуальной реальности // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика : журнал. — 2010. — № 3.
- ↑ Никулин Е. А. Компьютерная 2d-графика. Программирование в MathCAD. — СПб.: Лань, 2022.
- ↑ Иванова О. В., Пискорская С. Ю. Фрактальная графика в дизайне // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2012. — № 6.
- ↑ 43,0 43,1 Маслов А. В. Художественные принципы пуантилизма и цифровые медиатехнологии // Вестник МГУКИ : журнал. — 2023. — № 3.
- ↑ Эстамп / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М.: Большая советская энциклопедия, 1926—1947. — Т. 65.
- ↑ 45,0 45,1 Герчук Ю. Я. Советская книжная графика. — М.: Знание, 1986. — 124 с.
- ↑ 46,0 46,1 Санников А. В., Ковердяев Ю. И. Русское письмо. История букв и каллиграфия. — Институт Наследия, 2022. — 60 с.
- ↑ Швиндт У. С. Стрит-арт: подходы к изучению феномена в социальных и гуманитарных науках. // ЖССА. — 2020. — № 1.
- ↑ Ерошкин, Владимир Фёдорович. Фотографика в контексте современной визуальной культуры // ОНВ. — 2014. — № 2.
- ↑ Шакирова Г., Хайруллина А. Искусство обоев в стилевом решении интерьера: от текстиля к графике / // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. — 2015. — № 1.
- ↑ 50,0 50,1 Тарханова, Дарья Игоревна. Русская сценография конца XIX—начала XX века // Театр. Живопись. Кино. Музыка : журнал. — 2010. — № 3.
- ↑ Rolo E. Graphic design and textiles: Visual appropriations in Sebastião Rodrigues’ work. — CRC Press, 2018. — ISBN 9781315100210.
- ↑ Громова, Мария Валентиновна, Морозова, Екатерина Васильевна. Становление и развитие искусства русской набойки кустарного периода // Вестник славянских культур. — 2017. — № 2.
- ↑ 53,0 53,1 53,2 Руденко Т. Ю. Понятие «Графический дизайн» // Вестник Московского университета МВД России. — 2010. — № 8.
- ↑ Алиева М. Н., Уралова Н. С. Сущность понятия декоративно-прикладного искусства // Экономика и социум. — 2020. — № 1.
- ↑ Лазаревич Э. А. Тип журнала и его дизайн. // Вестник Московского университета. — 2008. — № 2.
- ↑ 56,0 56,1 56,2 56,3 56,4 56,5 56,6 56,7 Черневич Е. Русский графический дизайн. 1880—1917 / Составители: М. Аникст и Н. Бабурина. — М.: Внешсигма, 1997. — 160 с. — ISBN 5-8629-19-73.
- ↑ Белов, Сергей Александрович, Чуйко, Лариса Владимировна. Декоративный шрифт // ОНВ : журнал. — 2013. — № 4.
- ↑ Tsafrir J, Ohry A. Медицинская иллюстрация: от пещер до киберпространства (Medical illustration: from caves to cyberspace) (англ.) // Health Information & Libraries Journal : журнал. — 2008. — No. 18(2). — ISSN 1471-1834.
- ↑ 59,0 59,1 Гайсина Л. А., Джохансен Д. Р., Шейл К. Научная иллюстрация в биологии: искусство для образования и науки // Высшее образование в России. — 2019. — № 10.
- ↑ Цаценко, Людмила Владимировна. Роль научной иллюстрации в истории биологии // Научный журнал КубГАУ. — 2012. — № 84.
- ↑ Ушакова Л. А., Карпович Л. Л. Компьютерный дизайн в картографии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 11—7.
- ↑ Орынбай Г. Т., Кажикенова А. Ш., Алибиев Д. Б. Инфографика как современный способ представления информации // Вестник науки. — 2020. — № 12.
- ↑ Антонов, Олег Николаевич. Техническая иллюстрация // Большая российская энциклопедия. — 2022.
- ↑ Воронина М. М., Елисеев Н. А., Соловьева И. М. Техническая графика в творческой деятельности инженера, ученого и педагога А. А. Бетанкура (1758—1824) (к 250-летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. — 2008. — № 4.
- ↑ Куляшова, Наталья Михайловна. [URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-vizualizatsii-arhitekturnyh-obektov Современные технологии визуализации архитектурных объектов] // E-Scio. — 2022. — № 3.
- ↑ 66,0 66,1 66,2 Богаткина, Ольга Сергеевна. Использование компьютерных технологий для рекламы и создания печатной айдентики // Бизнес и дизайн ревю : журнал. — 2016. — № 1.
- ↑ Крымская, Альбина Самиуловна. [URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poster-kak-informatsionnyy-produkt-v-sisteme-nauchnyh-kommunikatsiy Постер как информационный продукт в системе научных коммуникаций] // Библиосфера : журнал. — 2024. — № 1.
- ↑ Новичкова О. Г., Натус Н. И. Дизайн навигационных систем как одно из направлений современного дизайна // Царскосельские чтения. — № Царскосельские чтения.
- ↑ Китаевская, Татьяна Юрьевна. Альтернативные стили в веб-дизайне // Вестник российских университетов. Математика. — 2014. — № 2.
- ↑ Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — М.: Гербы и флаги, 2008. — ISBN 978-5-7034-0222-1.
- ↑ Косякова В. А. Граффити . Большая российская энциклопедия (научно-образовательный портал). Дата обращения: 4 февраля 2025.
- ↑ Долматова П. Д., Фролов В. В., Парфенова А. Г. Моушн-графика в образовании и культурно-просветительской среде // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : журнал. — 2021.
- ↑ Остапенко, Полина Вадимовна. UI/UX дизайн в интерфейсах приложений // Медиасреда : журнал. — 2023. — № 1.
- ↑ Утегенов, Нұрдәулет Бауыржанұлы. Виртуальная и дополненная реальности (VR И AR) // Технические науки : журнал. — 2022. — № 7—1.
- ↑ Писаренко, Дмитрий. Что за послания из палеолита скрыты в пещере Ласко? // АиФ : газета. — 2020. — 12 сентября.
- ↑ Фролов Б. Дело об Альтамире // Вокруг света : журнал. — 1972. — 9 сентября.
- ↑ Дэвлет Е. Г. Томская писаница . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 28 января 2025.
- ↑ 78,0 78,1 78,2 Миронова Е. В. Графика: от наскальной до технической. Эволюционный путь развития мыслеформы // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки : журнал. — 2015. — № 2.
- ↑ Дьяконов, И. М. Клинопись . Большая российская энциклопедия (2004–2017). Дата обращения: 28 января 2025.
- ↑ Коростовцев М. А. Введение в египетскую филологию / Отд. ред. Струве В. В. — М.: Издательство восточной литературы, 1963.
- ↑ Гуляев В. И. Скифы северного причерноморья в VII—IV вв. до н. э.. — М.: ИА РАН, 2019. — ISBN 978-5-94375-271-1.
- ↑ Лебедев В. Э. Античное наследие в истории Запада // СИСП : журнал. — 2016. — Январь.
- ↑ Ульянов О. Г. Происхождение Остромирова Евангелия: к реконструкции древнейшего Устава на Руси. — СПб.: Алетейя, 2011.
- ↑ 84,0 84,1 84,2 Изборник Святослава 1073 г. Сборник статей. / Редколлегия: акад. Б. А. Рыбаков (отв. ред.); Научный совет по истории мировой культуры АН СССР. — М.: Наука, 1977.
- ↑ Коллектив авторов. Кирилло-Мефодиевская энциклопедия. — София: Болгарская академия наук (БАН), 1985. — С. 265—301. — 752 с с.
- ↑ Учуватова, Ирина. Кирилл и Мефодий . Энциклопедия. Всемирная история (сайт) (26 ноября 2021). Дата обращения: 28 января 2025.
- ↑ Studio di proporzioni del corpo noto come Uomo vitruviano. Leonardo da Vinci (итал.). Gallerie Accademia, Venezia (сайт). Дата обращения: 27 января 2025.
- ↑ Варбанец Н. В. Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. Опыт нового прочтения материала. — Москва: Издательство «Книга», 1980.
- ↑ Ефросин и его время . Российская национальная библиотека. Дата обращения: 31 января 2025.
- ↑ Кристеллер П. История европейской гравюры XV—XVIII века / Пауль Кристеллер. — М.: Искусство, 1939. — 520 с с.
- ↑ Редакция искусства и архитектуры. Резцовая гравюра . Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал (16 июня 2023). Дата обращения: 4 февраля 2025.
- ↑ Сидоров А. А. История оформления русской книги / чл.-кор. Акад. наук СССР А. А. Сидоров. — Москва: Книга, 1964.
- ↑ Музей Книги — ГПНТБ СО РАН. Апостол . Музей Книги — ГПНТБ СО РАН. Дата обращения: 31 января 2024.
- ↑ Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедовой : Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI–XX веков. — М.: Искусство, 1987. — 367 с.
- ↑ Леман И. И. Гравюра и литография. Очерки истории и техники. — М.: Центрполиграф, 2004. — 433 с. — ISBN 5-9524-1035-9.
- ↑ Под волнами у берегов Канагавы» (Kanagawa oki nami ura), также известная как «Большая волна», из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи» (Fugaku sanjūrokkei) (англ.). Чикагский институт искусств. Дата обращения: 27 января 2025.
- ↑ Матусевич В. В. Принципы и методы фотографики в рекламном графическом дизайне // диссертация. — ГОУВПО, 2005.
- ↑ Билибин, Иван Яковлевич. Билибин И. Я. Табель-календарь на 1912 год . Изданiе Общины Св. Евгенiи (1910). Дата обращения: 29 января 2025.
- ↑ 99,0 99,1 Charlotte and Peter Fiell. Graphic Design for the 21th Century. — Taschen, 2009. — ISBN 978-3-8228-3878-5.
- ↑ Джамбруно, Марк. 2-е изд // Трёхмерная графика и анимация. — М.: Вильямс, 2002. — 640 с. — ISBN 5-8459-0396-3.
- ↑ Jens Müller, R. Roger Remington. Logo Modernism (англ.). — Taschen, 2022. — ISBN 9783836545303.
- ↑ Дружинина А. А. Художник и нейросеть: конфликт, диалог, сотрудничество? // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки.. — 2024. — № 2.
- ↑ 103,0 103,1 Русское графическое искусство / инж.-архитект. Эд. Л. Леви. — Москва: Типолитогр. Русского т-ва, 1916.
- ↑ 104,0 104,1 Соколов, Михаил Николаевич. Россия. Искусство и культура. Искусство. 10–17 вв. Древнерусское искусство . Большая российская энциклопедия (2024). Дата обращения: 2 февраля 2025.
- ↑ Шабанова О. П. Из истории графического образования России // Электронный научный журнал Курского государственного университета : журнал. — 2017. — Январь.
- ↑ Белякова Т. В. Книжная и журнальная графика в России во второй половине XVIII—начале XIX в. // диссертация. — 2013.
- ↑ Абдулаева З. А. Связь языка литературы и языка изобразительного искусства в творчестве русских художников XIX столетия // Язык и культура : журнал. — 2016. — № 21.
- ↑ Пименова Н. Н., Шпак А. А., Ермаков Т. К. Жанр советского плаката в изобразительном искусстве 1917—1922 гг // СФУ. Гуманитарные науки : журнал. — 2023. — № 4.
- ↑ Ершова, Эльвира Борисовна, Веселов, Александр Александрович. Русский авангард в первой четверти ХХ века // журнал. — 2015. — № 6.
- ↑ Дорофеева Е. Н., Комарова Л. А. Почему советские художники-иллюстраторы детской книги до сих пор пользуются популярностью в наше время // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. : журнал. — 2021. — № 3.
- ↑ Яковлева Елена. Феномен русского авангарда. Будущее 100 лет назад // АиФ : газета. — 2017. — 22 июня.
- ↑ Сакович А. Г. Народная гравированная книга В. Кореня. 1692—1696. — М.: Искусство, 1983.
- ↑ Лебедянский М. С. Алексей Зубов. Первый видописец Санкт-Петербурга. — М.: Белый город, 2003.
- ↑ Геннадьевна И. Б. Чемесов Евграф Петрович . Большая российская энциклопедия (сайт) (12 февраля 2024). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Скородумов Г. И. . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Турчин В. С. Кипренский Орест Адамович . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Калугина Н. А. Брюллов Карл Павлович . Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал (10 ноября 2023). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Большая российская энциклопедия (сайт). Шишкин Иван Иванович . Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Кулаков В. А. Бакст Лев Самойлович . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Киселёв М. Ф. Поленова Елена Дмитриевна . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Муратов А. М. Врубель Михаил Александрович . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Грачёва С. М. Татлин Владимир Евграфович . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Соколов М. Н. Билибин Иван Яковлевич . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Шатских А. С. Малевич Казимир Северинович . Большая российская энциклопедия (сайт) (13 июля 2022). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Грачёва С. М. Остроумова-Лебедева Анна Петровна . Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал (19 мая 2023). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Кулаков В. А. Шагал Марк Захарович . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Моор Дмитрий Стахиевич . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Смекалов И. В. Фаворский Владимир Андреевич . Большая российская энциклопедия (сайт) (11 декабря 2024). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Матвеев А. И. Книжная графика Саввы Бродского. — М.: Изобразительное искусство, 1988.
- ↑ Мухина Вера Игнатьевна . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Лаврентьев А. Н. Родченко Александр Михайлович . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Воронович Е. В. Дейнека Александр Александрович (неопр.) (неопр.) (неопр.) (неопр.). Большая российская энциклопедия (сайт) (7 сентября 2023). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Кукрыниксы . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Муратов А. М. Васнецов Юрий Алексеевич . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Грачёва С. М. Кибрик Евгений Адольфович . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Владимир Гердо. Чижиков, Виктор Александрович . Энциклопедия ТАСС (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Истомина Н. А. Дюрер Альбрехт . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Истомина Н. А. Рембрандт Харменс ван Рейн . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Лукина Т.А. Мария Сибилла Мериан, 1647—1717. — Л.: Наука, Академия наук СССР, 1980.
- ↑ Истомина Н. А. Хогарт Уильям . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Успенский В. М. Пиранези Джованни Баттиста . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Муратов А. М. Гойя Гойя-и-Лусьентес Франсиско Хосе де . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Красавченко Т. Н., Соколов М. Н. Блейк Уильям . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Lack H, Walter. Pierre-Joseph Redoute. The Book of Flowers (англ.) / Walter Lack H.. — Germany, Cologne: Taschen, 2020. — ISBN 978-3-8365-5665-1.
- ↑ Юсупова А. И. Кацусика Хокусай . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Herrick F. H. Audubon the naturalist; a history of his life and time (англ.). — London: D. Appleton, 1917.
- ↑ Гусева А. В. Утагава Хиросигэ . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Стародубова В. В. Домье Оноре . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Доре Гюстав . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Стародубова В. В., Муратов А. М., Кулаков В. А. Дега Эдгар . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Стародубова В. В. Тулуз Лотрек, Тулуз-Лотрек-Монфа Анри Мари Раймон де . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Крючкова В. А. Мунк Эдвард . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Алёшина Л. С. Муха Альфонс . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Кулаков В. А. Бёрдсли Бердслей Обри Винсент . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Бельская А. О. Место Артура Рэкхема в мировой культуре // Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. : журнал. — 2009. — № 11.
- ↑ Макс Эрнст . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Mary Molire. Norman Rockwell encyclopedia : a chronological catalog of the artist's work, 1910-1978 (англ.). Indianapolis, Ind. : Curtis Pub. Co. (1979). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Редакция искусства и архитектуры. Эшер Мориц Корнелис . Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал (21 мая 2022). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Крючкова В. А. Дали Сальвадор . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Крючкова В. А. Уорхол Энди . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 2025-0209.
- ↑ Крючкова В. А. Вазарели Виктор . Большая российская энциклопедия (сайт). Дата обращения: 9 февраля 2025.
Эта статья выставлена на рецензию. Пожалуйста, выскажите своё мнение о ней на подстранице рецензии. |