Типография
Типогра́фия (греч. «typos» — оттиск и «graphe» — писание) — полиграфическое производственное предприятие. Истоки типографий восходят к эпохе европейского книгопечатания, когда они были неразрывно связаны с производством и распространением книг. Со временем типографии превратились в самостоятельную отрасль промышленности. Технологии печати, применяемые в типографиях, претерпели значительную эволюцию, начиная с ручных печатных станков XV века и заканчивая современными 3D-принтерами[1].
История
Возникновение ранних типографий было обусловлено переходом от рукописных книг к печатным в середине XV века в Европе. Историки Люсьен Февр и Анри-Жан Мартен подчёркивают, что книгопечатание стало возможным благодаря развитию производства бумаги и постепенному замещению пергамента. В XII веке бумага была завезена в Европу через Геную арабскими купцами. Изначально она считалась низкокачественной альтернативой пергаменту из-за своей хрупкости и недолговечности. Её использование было запрещено для официальных документов. Однако позже бумагу начали применять генуэзские нотариусы для временных записей, а затем она нашла применение в административных канцеляриях. Первые бумажные фабрики появились в Италии. К середине XIV века бумага, производимая в окрестностях Фабриано, стала широко известна в Европе[1].
Возникновение центров бумажного производства в итальянской Ломбардии, в частности в районе озера Гарда, послужило толчком к появлению аналогичных предприятий в других частях Европы к концу XIV века. В 1398 году в Париже была основана гильдия производителей бумаги. К моменту зарождения книгопечатания на территории Германии уже действовали несколько бумажных фабрик. Надёжное обеспечение сырьём сыграло решающую роль в развитии печати: в XVI веке для работы одного печатного предприятия ежедневно требовалось от 1,5 до 3 тысяч стоп (480 листов) бумаги. Производители бумаги стали основными инвесторами первых типографий[1].
Революционное изобретение Иоганна Гутенберга — ручной печатный станок (1440 год, Майнц) — коренным образом изменило книгопечатание. Помимо технологического прорыва, этому новшеству способствовали социально-экономические и культурные предпосылки. К середине XV века университеты, ставшие новыми центрами европейской науки, соперничали с монастырями за создание, воспроизведение и контроль знаний. В среде зарождающейся буржуазии появилась прослойка читающей публики. Таким образом, спрос на книги превысил возможности переписчиков рукописей.
Печатный станок Гутенберга решил основные типографские задачи:
- отпечатывание текста с набора отдельных литер;
- массовое воспроизведение литер;
- разработку типографского шрифта;
- разработку состава металлического сплава для литер;
- разработку состава жирной краски для печати на бумаге;
- изобретение конструкции собственно печатного пресса[1].
Во второй половине XV века книгопечатание стремительно распространилось по другим городам Германии, а затем снова в Италию, куда перебрались многие немецкие печатники, а также во Францию, Англию, Испанию, Португалию и другие страны. Типографии с самого начала рассматривались как коммерческие предприятия, работающие по принципам капитализма: мелкие производства быстро становились убыточными, а выживание обеспечивало только расширение бизнеса. Поэтому к концу XV века тиражи книг выросли с первоначальных 150—200 до 1000 экземпляров. Печатники Антон Кобергер и Адольф Руш заложили основы разделения труда в книгопечатании, выделив такие специализации, как предпечатная подготовка, печать, издательство и книготорговля[1].
В XVI веке в Кембридже и Оксфорде появились первые университетские типографии; возникли профессиональные гильдии книгопечатников. В континентальной Европе для распространения идей Реформации появились подпольные типографии, печатавшие агитационные листовки и брошюры. В середине столетия книгопечатание пришло в Россию. В 1553 году был создан Московский печатный двор. В 1564 году первопечатник Иван Фёдоров издал книгу «Апостол», а позже основал Острожскую типографию. В это же время в Европе работал один из величайших типографов эпохи — Кристоф Плантен, который усовершенствовал типографские шрифты, искусство оформления книг и издал более 1000 сочинений на разных европейских языках. Деятельность Плантена ознаменовала конец эпохи мастеров-печатников[1].
XVII век—XVIII век
В XVII веке—XVIII веке в большинстве стран появились типографии, управляемые королевскими или государственными структурами. В 1626 году в Риме была основана папская типография Конгрегации пропаганды веры, которая просуществовала до 1909 года, когда она была объединена с типографией Ватикана и переименована в Многоязычную типографию Ватикана (итал. Tipografia Poliglotta Vaticana). Её первый руководитель Сальвио Пуалино создал матрицы для печати шрифтов на 23 языках. В этот период началось постепенное преобразование основного инструмента типографии — печатного стана. Улучшения, происходившие в течение двух столетий, в основном касались механизации отдельных частей и замены деревянных деталей на металлические. Известен металлический станок, созданный французским типографом Франсуа-Амбруазом Дидо и установленный в Королевской типографии в Париже, но особую популярность приобрёл цельнометаллический станок с противовесом, разработанный английским изобретателем Чарльзом Стэнхоупом. Появлялись и принципиально новые технологические решения[1].
До середины XVIII века в типографском деле не существовало стандартизации шрифтов. Первую попытку создать типографскую систему мер (типометрии) предпринял парижский словолитчик Пьер-Симон Фурнье, разработавший свою систему в 1737 году и опубликовавший в Париже двухтомное «Руководство по типографике» в 1764 году—1766 годах. Фурнье ввёл меру в один типографский пункт, равный 0,375 мм. Дидо внёс коррективы в систему Фурнье: пункт, равный 0,3759 мм; 12 пунктов составляли одно цицеро; четыре цицеро — один квадрат. Система Дидо использовалась вплоть до второй половины XX века[1].
В XVIII веке произошло возрождение ксилографии. На раннем этапе книгопечатания основным методом иллюстрирования была углублённая гравюра, которая позволяла добиться высокого качества и детализации изображений, но была трудоёмкой и не позволяла совмещать печать иллюстрации и текста. Английский типограф Томас Бьюик изобрёл торцовую ксилографию — печать с помощью гравюр на досках поперечного распила. Изобретение Бьюика позволило создать эффект однородности текста и иллюстраций[1].
В конце столетия появилась ещё более революционная технология иллюстрирования — литография. Немецкий типограф Алоиз Зенефельдер открыл способ химического разделения краски для печатающих и пробельных элементов, сконструировал первый литографский станок и написал учебник по литографии. Этот метод значительно упрощал и удешевлял процесс иллюстрирования[1].
XIX век
XIX век оказал значительное влияние на книгопечатание, изменив его инструментальную базу. В этот период происходила масштабная механизация типографий, ознаменовавшая завершение старой ремесленной традиции книги. На данном этапе углублялась специализация в книгопечатании: типографии, издательства и книготорговые предприятия окончательно разделились. В 1803 году немецкий механик Фридрих Кёниг создал механический печатный станок, который совмещал нанесение краски с созданием необходимого давления для её фиксации на бумаге. Первоначальный механический печатный станок был громоздким и малопроизводительным. В 1812 году Кёниг представил усовершенствованную модель, в которой для печати использовался вращающийся цилиндр, — плоскопечатную механическую машину с производительностью до 800 оттисков в час. В 1814 году Кёниг увеличил производительность до 1100 оттисков в час — такая машина была установлена в типографии газеты The Times в Лондоне. Кёниг продолжал совершенствовать своё изобретение и в 1817 году вместе со своим партнёром Андреасом Фридрихом Бауэром открыл первый завод полиграфического машиностроения, на котором производились печатные машины. После изобретения Кёнига многие изобретатели середины XIX века занялись разработкой ротационных печатных машин. В 1846 году компания R. Hoe & Company под руководством типографа Ричарда Хоу начала производство высокопроизводительных ротационных машин, получивших название «молниеносных» (англ. lightning presses). Их производительность достигала 25 000 оттисков в час. Эти машины оставались громоздкими и также назывались «мамонтами» (англ. mammoth)[1].
Революционным стало изобретение типографа Уильяма Баллока, который в 1865 году представил более компактную ротационную машину, печатавшую с полуцилиндрических стереотипов на рулонном полотне. Такая машина была установлена в типографии газеты The Philadelphia Inquirer и могла выпускать 10 000 газетных номеров в час. В XIX веке в типографиях также использовались тигельные печатные машины, которые уступали в производительности плоскопечатным и ротационным, но позволяли добиться более высокого качества печати при меньших тиражах. На протяжении столетия в ходу оставались и ручные станки, которые, как и тигельные машины, были переориентированы на специализированные цели. Ручной пресс Columbia с рычажной системой, разработанный Джордж Клаймером, использовался вплоть до начала XX века для печати небольших тиражей. В это же время появились первые фотомеханические способы иллюстрирования в книгопечатании[1].
XX век
В начале XX века в типографиях появились новые типы печатных процессов, основанные на технологиях XIX века: глубокая ракельная и офсетная печать. Глубокая ракельная печать представляла собой попытку автоматизировать печать гелиогравюр с использованием светочувствительных химических соединений. Офсетная печать заключалась в применении промежуточного эластичного цилиндра. Возникли технологии копирования текста, среди которых наиболее известной является ксерография (первоначально называвшаяся электрофотографией), разработанная физиком Честером Карлсоном и запатентованная в 1942 году[1].
На рубеже XIX века—XX веков в наборе текста стала применяться технология фотографии. Возможности фотонаборных машин были значительно расширены благодаря ЭВМ. Так, в 1966 году компания немецкого инженера-изобретателя Р. Хелла выпустила фотонаборную машину дигисет (нем. Digiset), которая использовала цифровое кодирование при наборе текста. На протяжении XX века печатные машины постепенно вытеснялись принтерами, использующими различные технологии. В 1925 году Хелл создал прототип матричного принтера — телетайпное устройство на основе ударно-оттисковой печати, которое впоследствии стало основой компьютерной цифровой печати. К другим типографским технологиям относятся струйная, лазерная и термопечать. В современных типографиях также используются 3D-принтеры, позволяющие печатать трёхмерные полимерные объекты[1].
Типография в современной жизни
Типографская отрасль тесно связана с историей книгопечатания, изобретённого Иоганном Гуттенбергом. Несмотря на значительный технологический прогресс, основные принципы производства печатной продукции остались неизменными.
В современном мире типографии играют важную роль, предоставляя широкий спектр печатной продукции:
- Книги.
- Журналы.
- Газеты.
- Брошюры.
- Рекламные материалы[2].
Эта продукция востребована как бизнесом (малым, средним и крупным), так и частными лицами. Несмотря на развитие цифровых технологий и Интернета, печатная продукция сохраняет свою актуальность. Она часто более удобна и доступна, чем электронные источники информации. Поэтому типографская отрасль продолжает оставаться важной и востребованной в современном обществе[2].
Этапы типографии
Этапы производства полиграфической продукции
Допечатная подготовка
- Создание макета и утверждение его с заказчиком.
- Определение параметров печати (формат, количество страниц, тираж).
- Выбор бумаги и других материалов.
Тиражирование:
- Печать утверждённого макета.
- Контроль качества печати[3].
Послепечатная подготовка
Финишная обработка напечатанной продукции:
- Обрезка и фальцовка.
- Переплёт (твёрдый, мягкий, брошюровка).
- Ламинирование и другие виды отделки[3].
Роль типографий в рекламном бизнесе
Типографии являются важным звеном в рекламном бизнесе. Некоторые из них специализируются исключительно на печати, в то время как другие предлагают более широкий спектр услуг, включая разработку дизайна, слоганов и других рекламных материалов. Основные виды полиграфической продукции, которые производят типографии для рекламных целей:
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 Типография.Большая энциклопедия . bigenc.ru. Дата обращения: 29 апреля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Аnna. Типография в современном мире . www.hardexpert.net (12 декабря 2019).
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Типография в современной жизни . www.penza-press.ru (7 июля 2020). Дата обращения: 29 апреля 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |