Иллюминирование

Эта статья выставлена на рецензию
Материал из «Знание.Вики»
Книжная миниатюра конца XV века, изображающая монаха Жана Миело за написанием сборника «Чудеса Богоматери»

Иллюмини́рование (от латинского illuminare — «освещать, украшать») — вид изобразительного искусства, достигший расцвета в Средневековье, представляющий собой ручное художественное оформление рукописных книг. Термин отражает как декоративную функцию украшения книги, так и метафорическое «освещение» текста посредством визуальных образов. Иллюминирование включало в себя написание самого текста книги, каллиграфию, графические и живописные миниатюры, орнаментальные буквицы, инициалы и бордюры, выполненные с использованием дорогих материалов: золота, серебра, минеральных и органических пигментов. В отличие от простой иллюстрации, иллюминирование являлось комплексным искусством, тесно интегрированным с текстом и призванным не только украшать книгу, но и структурировать информацию, выделять смысловые акценты и создавать визуальное сопровождение содержания. Искусство иллюминирования развилось в эпоху, когда книги были предметами исключительной ценности, а их изготовление требовало наличие художественного таланта, значительных временных и финансовых затрат[1][2].

В средневековой Европе основными центрами создания иллюминированных рукописей стали монастырские скриптории (мастерские по переписке рукописей). Монахи-писцы и художники создавали манускрипты, посвящая этому процессу значительную часть своей жизни. Иллюминирование не ограничивалось декорированием, оно выполняло роль структурной навигации в книге, разделяя текст на главы и разделы, выделяя важные места и облегчая восприятие. Символика цвета, орнаментальных мотивов и изображений отражала религиозные, культурные и социальные представления эпохи. Золото ассоциировалось с божественным светом, а орнаменты нередко включали элементы христианской иконографии, природные мотивы и символические изображения[3][4].

Книжная миниатюра с изображением средневекового оформителя книг. Библиотека Флориды, Гентский университет. 1120 год

Хронологические этапы развития иллюминирования

Папирус Ани. Книга мёртвых. Египет. 1250 год до н. э. Предшественник иллюминированных рукописей

Эволюция книжной миниатюры и декоративного оформления рукописей прошла через множество исторических периодов, где каждая эпоха привносила уникальные художественные приёмы, технологические новшества и эстетические концепции, формируя неповторимый облик манускриптов в соответствии с духовными и культурными запросами своего времени[5].

Предшественники иллюминированных рукописей (III тыс. до н. э. — IV век н. э.)

Истоки иллюминирования уходят корнями в древние традиции книжного дела. В Древнем Египте были созданы папирусные свитки, такие как «Книга мёртвых» (Папирус Ани, Папирус Хунефера), содержащие символические иллюстрации загробной жизни, выполненные яркими красками. В Китае в этот период изготавливались шёлковые и бумажные свитки, включая буддийские сутры из Дуньхуана, сочетавшие каллиграфию с простыми орнаментами. В античной Греции и Риме — папирусные свитки, предшествовавшие кодексам. Все эти произведения заложили основу для средневекового иллюминирования[6].

Евангелист Матфей с иллюминированной рукописью. Византия. XIV век. Местонахождение иконы: Греция, Афон, монастырь Хиландар

Раннехристианский и Византийский периоды (IV—VII века)

Истоки иллюминирования можно обнаружить в поздней античности, но подлинное развитие началось в раннехристианскую эпоху. В это время центрами создания иллюминированных рукописей стали Византия, Сирия и Египет. Формировались основные типы книжного оформления — миниатюры, орнаментальные заставки, украшенные инициалы. Для раннего периода характерно использование золотого фона, символизирующего божественное сияние, а также преобладание религиозной иконографии и библейских сцен. Важным достижением стало становление кодекса как основной формы книги, заменившей свиток. Примеры рукописей этого периода включают Венский Генезис, Россанский кодекс и Евангелие из Эхтернаха, демонстрирующие переходный стиль от античной традиции к средневековой эстетике[4].

Островное искусство (VII—IX века)

Портрет переписчика Мир Абд Аллаха Катиба в компании юноши, полирующего бумагу. Империя Великих Моголов. Около 1602 года

Этот период связан с развитием иллюминирования на Британских островах и Ирландии. Островное искусство отличается исключительной оригинальностью и сложностью орнаментации. Характерны геометрические узоры, спирали, лабиринты, плетёные мотивы, а также зооморфные орнаменты, изображающие стилизованных животных и птиц. Цветовая гамма рукописей этого периода отличается яркостью и насыщенностью. Миниатюры часто выполнялись в условно-плоскостном стиле, с минимальной проработкой объёма и пространства. Ключевыми памятниками островного стиля являются Келлская книга, Евангелие из Линдисфарна, и Книга из Дарроу, которые считаются вершинами средневекового орнаментального искусства и демонстрируют высочайшее мастерство монахов-художников. На Руси в этот период ещё не было своей традиции книжной миниатюры, поскольку письменность и христианство появились позднее[4][7][8].

Каролингское Возрождение (VIII—IX века)

Античные влияния и классицизация (возвращение к принципам классического искусства). Эпоха правления Карла Великого и его преемников отмечена культурным подъёмом и возрождением интереса к античному наследию. В иллюминировании каролингского периода наблюдается стремление к классической ясности, пропорциональности и реалистичности изображений. Вновь актуализируются античные мотивы и стилистические приёмы. Миниатюры становятся более фигуративными и повествовательными, появляется интерес к передаче пространства и объёма. В качестве примеров каролингского иллюминирования можно назвать Евангелие Ады, Евангелие Лорша, и Первую Библию Карла Лысого, которые отражают стремление к сочетанию христианской тематики с классическими формами и идеалами. Важную роль в развитии каролингского иллюминирования играли монастырские скриптории в Туре, Реймсе, и Ахене[9][10][11].

Оттонский период (X—XI века)

X век является эпохой стабилизацией рукописного книжного искусства, характеризующейся укреплением традиций, усовершенствованием техник и расширением книжного производства. В этот период произошло активное смешение византийских, исламских, славянских и других культурных стилей, что привело к появлению уникальных региональных манускриптов. Период связан с правлением Оттонов (Саксонская династия), поощрявших искусство и культуру для укрепления своей власти и демонстрации величия империи. Для рукописей этого периода характерна монументальность, использование золота и сильное влияние византийского искусства. Они были наполнены помпезностью, символизмом и подчёркнутым сакральным характером изображений. Главными центрами производства таких книг были монастыри, где создавались евангелии, сакраментарии, апокалипсисы и другие типы рукописей. Произведения этого времени оказали значительное влияние на развитие романского искусства, став важным звеном в истории иллюминированных рукописей. Значимые примеры включают Евангелие Оттона III, Молитвенник Гертруды, Парижскую псалтырь[12].

Книжная миниатюра с изображением Винсента из Бове, средневекового французского энциклопедиста и богослова, оформляющего рукопись. Британская библиотека герцогов Бургундских. Около 1478—1480 годов

Романский период (XI—XII века)

Романское искусство характеризуется эмоциональной выразительностью, монументальностью форм и символическим насыщением образов. В иллюминировании этого периода усиливается декоративность и экспрессивность миниатюр. Фигуры становятся более стилизованными и удлинёнными, появляется динамика и драматизм в композициях. Цветовая гамма становится более насыщенной и контрастной. Орнаментация сохраняет свою важность, но приобретает более свободный и фантазийный характер. Беатус (Комментарии к Апокалипсису), Бамбергский Апокалипсис, и Псалтырь Святого Альбана являются яркими примерами романского иллюминирования, демонстрирующими экспрессивность и символизм эпохи. Центрами романского иллюминирования были французские монастыри Клюни, Сен-Бенуа-сюр-Луар и Сантьяго-де-Компостела[13]. В этот период была создана иллюминированная рукопись «Шахнаме» — выдающийся памятник персидской литературы[14].

На Руси в XI-XII веках книжная миниатюра переживала период становления, находясь под сильным византийским влиянием. В этот период были созданы первые иллюминированные рукописи: Повесть временных лет, Остромирово, Мстиславово и Юрьевское Евангелия, в которых прослеживается византийский иконографический канон и художественные примы. Однако, наряду с этим, начинают формироваться и собственные черты: усиливается декоративность, укрупняются формы, появляется особая выразительность. Важную роль в орнаментике приобретает звериный стиль, вероятно, имеющий скандинавские и византийские корни. В этот период закладываются основы русской традиции книжной миниатюры, которые, впитав византийское наследие, начали развиваться в собственном уникальном направлении[15][16][17][18].

Готический стиль (XIII—XV века)

Готический период стал вершиной развития иллюминирования. Готическое искусство отличается утончённостью, изяществом линий, детализацией изображений и возросшим интересом к реалистической передаче форм. В иллюминировании готики миниатюры становятся более объёмными и пространственными, художники начинают использовать светотень и перспективу. Фигуры становятся более грациозными и вытянутыми, появляется больше эмоциональной выразительности и индивидуализации персонажей. Цветовая гамма становится более нежной и гармоничной. Орнаментация становится более легкой и ажурной, появляются готические архитектурные мотивы и растительные орнаменты. Великолепный часослов герцога Беррийского, Часослов Жанны д’Эврё и Молитвенник Ротшильда являются шедеврами готического иллюминирования, демонстрирующими высочайший уровень мастерства и утончённый стиль эпохи. Париж, Прага, и Бургундия стали важнейшими центрами готического иллюминирования[19].

Книжная миниатюра Руси XIII-XV веков прошла сложный путь развития: от сохранения византийских традиций и преобладания балканского стиля в орнаментике и усилению влияния западноевропейской готики, особенно в Новгороде и Пскове. К концу XV века сформировалась московская школа, отличающаяся торжественностью и ставшая основой для дальнейшего развития русского книжного искусства. Несмотря на внешние влияния и византийский иконографический канон, русская миниатюра сохранила самобытность[15][20][21].

Упадок и исчезновение искусства иллюминирования

Начиная с середины XV века, искусство иллюминирования постепенно стало приходить в упадок. Изобретение Иоганном Гутенбергом в 1440-х годах книгопечатного станка с подвижными литерами произвело революцию в книжном деле. Печатные книги, производимые массовым тиражом, оказались значительно дешевле и доступнее рукописных манускриптов. Это привело к изменению экономической модели книжного производства. Ручной труд иллюминаторов, требующий значительного времени и высокой квалификации, стал экономически невыгодным в условиях массового печатного производства. Процесс упадка иллюминирования был постепенным и занял несколько десятилетий, преимущественно с конца XV до начала XVI века. Первоначально печатные книги всё же украшались элементами ручного иллюминирования, особенно в роскошных изданиях для аристократии и церкви. Однако с совершенствованием техник книгопечатания, включая ксилографию и офорт, гравюра стала основным способом иллюстрирования печатных книг и вытеснила ручную технику. К середине XVI века иллюминирование практически полностью исчезло как вид массового книжного производства, сохраняясь лишь в единичных эксклюзивных заказах для коллекционеров[22][23].

Таким образом, экономическая конкуренция с книгопечатанием, а также изменение эстетических вкусов и появление новых способов иллюстрирования привели к постепенному завершению эпохи иллюминированных рукописей как доминирующей формы книжного искусства. Однако, богатое наследие иллюминированных манускриптов по сегодняшний день остаётся ценным источником для изучения истории искусства, культуры и книжного дела Средневековья[22].

Шедевры искусства иллюминирования

Название Келлская книга Евангелие из Линдисфарна Шахнаме (Книга царей) Евангелие Ады Псалтырь Дагульфа Великолепный часослов герцога Беррийского
Образец
KellsFol292rIncipJohn.jpg
LindisfarneFol27rIncipitMatt.jpg
Bizhan Shahnameh Met 1970.301.42 n02.jpg
Meister der Ada-Gruppe 001.jpg
Dagulf1.jpg
Limbourg brothers - Les très riches heures du Duc de Berry - Avril (April) - WGA13021.jpg
Художник Монахи о. Иона Епископ Эдфрит из Линдисфарна Фирдоуси и Дакики Неизвестен. Создано при Дворе Карла Великого Неизвестен. Создано при Дворе Карла Великого Братья Лимбург
Год создания Около 800 Около 715 1011—1000 Около 790 Около 783—795 1410—1490
Место хранения Ирландия, Дублин, Тринити-колледж, (инв. Ms. A. I. 6,58) Англия, Британская библиотека, Лондон (инв. Cotton Ms. Nero D IV.) Франция, Париж, Национальная библиотека (инв. Latin 9389) Германия, Трир, Городская библиотека (Cod. 22) Австрия, Вена, Национальная библиотека,(Ms. 1861) Франция, Музей Конде, Шантийи (инв. Ms. 65)
Значимость Шедевр островного стиля, отличается исключительной сложностью орнаментации и богатством декора Важный памятник англосаксонского искусства, демонстрирует сочетание инсулярских и византийских влияний Выдающийся пример иллюминированной рукописи, вершина искусства средневековой персидской миниатюры Яркий образец каролингского возрождения, отличается классической ясностью композиции и использованием античных мотивов Выдающийся памятник книжного искусства, иллюстрирующий ранний этап развития каролингской миниатюры и каллиграфии возрождение эпохи Карла Великого Вершина позднеготической миниатюры, знаменит своими реалистичными изображениями пейзажей и жанровых сцен
Название Золотой кодекс из Лорша Беатус (Комментарий к Апокалипсису) Парижская псалтырь Молитвенник Ротшильдов Остромирово Евангелие Хлудовская псалтырь
Образец
Codexaureus 19.jpg
Monstrous Cavalry.jpg
Psautier de Paris 435v.jpg
Rothschild Prayerbook 6.jpg
Ostromir luke.jpg
Chludov constantine.jpg
Художник Неизвестен Неизвестен. Создано в монастырях Испании Неизвестен Неизвестен. Фламандские мастера Диак Лазарь Неизвестен
Год создания Около 810 Около 776 Около 950—960 Около 1505—1510 1056—1057 IX век
Место хранения Италия, Ватиканская библиотека Испания, Национальная библиотека, Мадрид Франция, Париж, Национальная библиотека (gr. 139) США, частная коллекция Россия, Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека Россия, Москва, Государственный исторический музей
Значимость Роскошный манускрипт каролингской эпохи, написанный золотыми чернилами на пурпурном пергаменте Уникальный образец испанской романской миниатюры, отличается экспрессивностью и яркими цветовыми решениями Образец византийского возрождения в иллюминировании, характеризуется классическими пропорциями и гармонией композиции Поздний пример иллюминированной рукописи, выполненный во Фландрии на заре эпохи Возрождения. Отличается изобилием декора и тонкостью исполнения Древнейшая датированная русская рукописная книга, представляющая собой важный памятник древнерусской культуры и письменности Византийская иллюминированная псалтырь с уникальными пояснительными миниатюрами на полях, отражающими события иконоборчества
Название Псалтырь Гертруды Великолепный часослов Жанны д’Эврё Псалтырь Святого Людовика Бамбергский Апокалипсис Лицевой летописный свод Черный часослов
Образец
Christ irina, Egbert Psalter.jpg
4 Jean Pucelle. Hours of Jeanne d'Evreux. 1325-28, Metropolitan Museum, New-York.jpg
Saint Louis Psalter 30 verso.jpg
Bamberg Apocalypse Msc.Bibl.140 0068 31v The apocalyptic woman and the dragon miniature.jpg
Facial Chronicle - b.09, p.024 - Foundation of Serpukhov.png
Schwarzes Stundenbuch edit (cropped).jpg
Художник Неизвестен Жан Пусель Неизвестен Неизвестен Неизвестен Художник предположительно из окружения Виллема Урэланта
Год создания Около 1070—1080 1324—1328 Около 1250—1270 1000—1020 1568—1576 Около 1475
Место хранения Италия, Национальный музей Чивидале США, Нью-Йорк, Библиотека музея Метрополитен Франция, Париж, Национальная библиотека Франции Германия, Бамбергская государственная библиотека Россия, Москва, Российская национальная библиотека США, Нью-Йорк, Библиотека Моргана (M. 493)
Значимость Роскошно иллюстрированное Евангелие, принадлежавшее польской княгине Гертруде. Содержит элементы как романского, так и византийского стиля Шедевр французской готической миниатюры. Знаменит изяществом, утонченностью линий и монохромной техникой гризайль Королевская псалтырь, созданная для Людовика IX Святого, отличающийся монументальностью образов и торжественностью композиции Яркий пример романской иллюминации, характерный экспрессивностью и динамизмом изображений Апокалипсиса Грандиозный иллюстрированный летописный свод, охватывающий мировую и русскую историю. Ценный исторический и художественный источник Уникальная рукопись XV века, созданная на чёрном пергаменте с использованием золотых и серебряных чернил, которая символизирует элитарность, роскошь и глубокую религиозность своего времени

Примечания

  1. Лицевые рукописи // Большая советская энциклопедия / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1-е изд. : [в 66 т.]. — М.: Советская энциклопедия, 1926—1947.
  2. Лицевые рукописи / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд.. — Москва: Большая советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. Дядюнова Н. А. Иллюминированная рукопись. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (2022). Дата обращения: 9 февраля 2025. Архивировано 9 февраля 2025 года.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 Bologna, Giulia. Illuminated Manuscripts: The Book before Gutenberg (англ.). — New York: Crescent Books, 1995.
  5. Гринберг М. В., Бачурина О. А., Альтер О. С. Книжная миниатюра. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (21 апреля 2023). Дата обращения: 9 февраля 2025. Архивировано 9 февраля 2025 года.
  6. Лаврентьева Н. В. Иной мир в иллюстрациях к заупокойным текстам Древнего Египта // Известия РГПУ им. А. И. Герцена : журнал. — 2007. — № 45.
  7. Calkins, Robert G. Illuminated Books of the Middle Ages (англ.). — New York: Cornell University Press, 1983.
  8. Nordenfalk, Carl. Cetic and Anglo-Saxon Painting: Book illumination in the British Isles 600-800 (англ.). — New York: George Braziller, 1977.
  9. Weitzmann, Kurt. Late Antique and Early Christin Book Illumination. — New York: George Braziller, 1977.
  10. Сидоров А. И. Способы взаимодействия изображения и текста в каролингских иллюминированных рукописях // Исторический альманах : журнал. — 2021. — № 14.
  11. Гаспаров М. Л. Гаспаров M. Л. Каролингское Возрождение (VIII-IX вв.). Кафедра истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ. Дата обращения: 9 февраля 2025.
  12. Ottonian book illumination : an historical study (англ.). — London: Harvey Miller, 1991. — ISBN 1872501745.
  13. Williams, John. The Illustrated Beatus: A Corpus of the Illustrations of the Commentary on the Apocalypse. — London: Harvey Miller Publishers, 1994.
  14. Шукуров Ш. М. «Шах-наме» Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция. — Москва: Наука, 1983. — 176 с.
  15. Перейти обратно: 15,0 15,1 Институт всеобщей истории РАН. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Под общей ред. Мельниковой Е.А., Петрухина В.Я.. — Москва: Ладомир, 2014.
  16. Терентьев-Катанский А. П. С Востока на Запад: из истории книги и книгопечатания в странах Центральной Азии VIII-XIII веков. — Москва: Наука, 1990. — 232 с. — ISBN 5-02-016982-X.
  17. Papadaki-Oekland, Stella. Byzantine Illuminated Manuscripts of the Book of Job. — Brepols Publishers, 2009.
  18. Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник / отв. ред. Толстов С. П.. — М.: Моск. ордена Ленина гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1944. — С. 207—212.
  19. Dückers, Rob. The Limbourg brothers : Nijmegen masters at the French court, 1400-1416. — Nijmegen, Holland: Ludion, 2005.
  20. Сидоров А. А. История оформления русской книги / чл.-кор. Акад. наук СССР А. А. Сидоров. — Москва: Книга, 1964. — 391 с.
  21. Ильина Т. В. Декоративное оформление древнерусских книг. Новгород и Псков. XII—XV вв.. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1978.
  22. Перейти обратно: 22,0 22,1 Масаев Ю. А., Масаев В. Ю. История книгопечатания - величайшего изобретения человечества // Вестник КузГТУ : журнал. — 2016. — № 3.
  23. Варбанец Н. В. Иоганн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе: Опыт нового прочтения материала. — М.: Книга, 1980.