Иллюминирование
Иллюмини́рование (от латинского illuminare — «освещать, украшать») — вид изобразительного искусства, достигший расцвета в Средневековье, представляющий собой ручное художественное оформление рукописных книг. Термин отражает как декоративную функцию украшения книги, так и метафорическое «освещение» текста посредством визуальных образов. Иллюминирование включало в себя написание самого текста книги, каллиграфию, графические и живописные миниатюры, орнаментальные буквицы, инициалы и бордюры, выполненные с использованием дорогих материалов: золота, серебра, минеральных и органических пигментов. В отличие от простой иллюстрации, иллюминирование являлось комплексным искусством, тесно интегрированным с текстом и призванным не только украшать книгу, но и структурировать информацию, выделять смысловые акценты и создавать визуальное сопровождение содержания. Искусство иллюминирования развилось в эпоху, когда книги были предметами исключительной ценности, а их изготовление требовало наличие художественного таланта, значительных временных и финансовых затрат[1][2].
В средневековой Европе основными центрами создания иллюминированных рукописей стали монастырские скриптории (мастерские по переписке рукописей). Монахи-писцы и художники создавали манускрипты, посвящая этому процессу значительную часть своей жизни. Иллюминирование не ограничивалось декорированием, оно выполняло роль структурной навигации в книге, разделяя текст на главы и разделы, выделяя важные места и облегчая восприятие. Символика цвета, орнаментальных мотивов и изображений отражала религиозные, культурные и социальные представления эпохи. Золото ассоциировалось с божественным светом, а орнаменты нередко включали элементы христианской иконографии, природные мотивы и символические изображения[3][4].
Хронологические этапы развития иллюминирования
Эволюция книжной миниатюры и декоративного оформления рукописей прошла через множество исторических периодов, где каждая эпоха привносила уникальные художественные приёмы, технологические новшества и эстетические концепции, формируя неповторимый облик манускриптов в соответствии с духовными и культурными запросами своего времени[5].
Предшественники иллюминированных рукописей (III тыс. до н. э. — IV век н. э.)
Истоки иллюминирования уходят корнями в древние традиции книжного дела. В Древнем Египте были созданы папирусные свитки, такие как «Книга мёртвых» (Папирус Ани, Папирус Хунефера), содержащие символические иллюстрации загробной жизни, выполненные яркими красками. В Китае в этот период изготавливались шёлковые и бумажные свитки, включая буддийские сутры из Дуньхуана, сочетавшие каллиграфию с простыми орнаментами. В античной Греции и Риме — папирусные свитки, предшествовавшие кодексам. Все эти произведения заложили основу для средневекового иллюминирования[6].
Раннехристианский и Византийский периоды (IV—VII века)
Истоки иллюминирования можно обнаружить в поздней античности, но подлинное развитие началось в раннехристианскую эпоху. В это время центрами создания иллюминированных рукописей стали Византия, Сирия и Египет. Формировались основные типы книжного оформления — миниатюры, орнаментальные заставки, украшенные инициалы. Для раннего периода характерно использование золотого фона, символизирующего божественное сияние, а также преобладание религиозной иконографии и библейских сцен. Важным достижением стало становление кодекса как основной формы книги, заменившей свиток. Примеры рукописей этого периода включают Венский Генезис, Россанский кодекс и Евангелие из Эхтернаха, демонстрирующие переходный стиль от античной традиции к средневековой эстетике[4].
Островное искусство (VII—IX века)
Этот период связан с развитием иллюминирования на Британских островах и Ирландии. Островное искусство отличается исключительной оригинальностью и сложностью орнаментации. Характерны геометрические узоры, спирали, лабиринты, плетёные мотивы, а также зооморфные орнаменты, изображающие стилизованных животных и птиц. Цветовая гамма рукописей этого периода отличается яркостью и насыщенностью. Миниатюры часто выполнялись в условно-плоскостном стиле, с минимальной проработкой объёма и пространства. Ключевыми памятниками островного стиля являются Келлская книга, Евангелие из Линдисфарна, и Книга из Дарроу, которые считаются вершинами средневекового орнаментального искусства и демонстрируют высочайшее мастерство монахов-художников. На Руси в этот период ещё не было своей традиции книжной миниатюры, поскольку письменность и христианство появились позднее[4][7][8].
Каролингское Возрождение (VIII—IX века)
Античные влияния и классицизация (возвращение к принципам классического искусства). Эпоха правления Карла Великого и его преемников отмечена культурным подъёмом и возрождением интереса к античному наследию. В иллюминировании каролингского периода наблюдается стремление к классической ясности, пропорциональности и реалистичности изображений. Вновь актуализируются античные мотивы и стилистические приёмы. Миниатюры становятся более фигуративными и повествовательными, появляется интерес к передаче пространства и объёма. В качестве примеров каролингского иллюминирования можно назвать Евангелие Ады, Евангелие Лорша, и Первую Библию Карла Лысого, которые отражают стремление к сочетанию христианской тематики с классическими формами и идеалами. Важную роль в развитии каролингского иллюминирования играли монастырские скриптории в Туре, Реймсе, и Ахене[9][10][11].
Оттонский период (X—XI века)
X век является эпохой стабилизацией рукописного книжного искусства, характеризующейся укреплением традиций, усовершенствованием техник и расширением книжного производства. В этот период произошло активное смешение византийских, исламских, славянских и других культурных стилей, что привело к появлению уникальных региональных манускриптов. Период связан с правлением Оттонов (Саксонская династия), поощрявших искусство и культуру для укрепления своей власти и демонстрации величия империи. Для рукописей этого периода характерна монументальность, использование золота и сильное влияние византийского искусства. Они были наполнены помпезностью, символизмом и подчёркнутым сакральным характером изображений. Главными центрами производства таких книг были монастыри, где создавались евангелии, сакраментарии, апокалипсисы и другие типы рукописей. Произведения этого времени оказали значительное влияние на развитие романского искусства, став важным звеном в истории иллюминированных рукописей. Значимые примеры включают Евангелие Оттона III, Молитвенник Гертруды, Парижскую псалтырь[12].
Романский период (XI—XII века)
Романское искусство характеризуется эмоциональной выразительностью, монументальностью форм и символическим насыщением образов. В иллюминировании этого периода усиливается декоративность и экспрессивность миниатюр. Фигуры становятся более стилизованными и удлинёнными, появляется динамика и драматизм в композициях. Цветовая гамма становится более насыщенной и контрастной. Орнаментация сохраняет свою важность, но приобретает более свободный и фантазийный характер. Беатус (Комментарии к Апокалипсису), Бамбергский Апокалипсис, и Псалтырь Святого Альбана являются яркими примерами романского иллюминирования, демонстрирующими экспрессивность и символизм эпохи. Центрами романского иллюминирования были французские монастыри Клюни, Сен-Бенуа-сюр-Луар и Сантьяго-де-Компостела[13]. В этот период была создана иллюминированная рукопись «Шахнаме» — выдающийся памятник персидской литературы[14].
На Руси в XI-XII веках книжная миниатюра переживала период становления, находясь под сильным византийским влиянием. В этот период были созданы первые иллюминированные рукописи: Повесть временных лет, Остромирово, Мстиславово и Юрьевское Евангелия, в которых прослеживается византийский иконографический канон и художественные примы. Однако, наряду с этим, начинают формироваться и собственные черты: усиливается декоративность, укрупняются формы, появляется особая выразительность. Важную роль в орнаментике приобретает звериный стиль, вероятно, имеющий скандинавские и византийские корни. В этот период закладываются основы русской традиции книжной миниатюры, которые, впитав византийское наследие, начали развиваться в собственном уникальном направлении[15][16][17][18].
Готический стиль (XIII—XV века)
Готический период стал вершиной развития иллюминирования. Готическое искусство отличается утончённостью, изяществом линий, детализацией изображений и возросшим интересом к реалистической передаче форм. В иллюминировании готики миниатюры становятся более объёмными и пространственными, художники начинают использовать светотень и перспективу. Фигуры становятся более грациозными и вытянутыми, появляется больше эмоциональной выразительности и индивидуализации персонажей. Цветовая гамма становится более нежной и гармоничной. Орнаментация становится более легкой и ажурной, появляются готические архитектурные мотивы и растительные орнаменты. Великолепный часослов герцога Беррийского, Часослов Жанны д’Эврё и Молитвенник Ротшильда являются шедеврами готического иллюминирования, демонстрирующими высочайший уровень мастерства и утончённый стиль эпохи. Париж, Прага, и Бургундия стали важнейшими центрами готического иллюминирования[19].
Книжная миниатюра Руси XIII-XV веков прошла сложный путь развития: от сохранения византийских традиций и преобладания балканского стиля в орнаментике и усилению влияния западноевропейской готики, особенно в Новгороде и Пскове. К концу XV века сформировалась московская школа, отличающаяся торжественностью и ставшая основой для дальнейшего развития русского книжного искусства. Несмотря на внешние влияния и византийский иконографический канон, русская миниатюра сохранила самобытность[15][20][21].
Упадок и исчезновение искусства иллюминирования
Начиная с середины XV века, искусство иллюминирования постепенно стало приходить в упадок. Изобретение Иоганном Гутенбергом в 1440-х годах книгопечатного станка с подвижными литерами произвело революцию в книжном деле. Печатные книги, производимые массовым тиражом, оказались значительно дешевле и доступнее рукописных манускриптов. Это привело к изменению экономической модели книжного производства. Ручной труд иллюминаторов, требующий значительного времени и высокой квалификации, стал экономически невыгодным в условиях массового печатного производства. Процесс упадка иллюминирования был постепенным и занял несколько десятилетий, преимущественно с конца XV до начала XVI века. Первоначально печатные книги всё же украшались элементами ручного иллюминирования, особенно в роскошных изданиях для аристократии и церкви. Однако с совершенствованием техник книгопечатания, включая ксилографию и офорт, гравюра стала основным способом иллюстрирования печатных книг и вытеснила ручную технику. К середине XVI века иллюминирование практически полностью исчезло как вид массового книжного производства, сохраняясь лишь в единичных эксклюзивных заказах для коллекционеров[22][23].
Таким образом, экономическая конкуренция с книгопечатанием, а также изменение эстетических вкусов и появление новых способов иллюстрирования привели к постепенному завершению эпохи иллюминированных рукописей как доминирующей формы книжного искусства. Однако, богатое наследие иллюминированных манускриптов по сегодняшний день остаётся ценным источником для изучения истории искусства, культуры и книжного дела Средневековья[22].
Шедевры искусства иллюминирования
Название | Келлская книга | Евангелие из Линдисфарна | Шахнаме (Книга царей) | Евангелие Ады | Псалтырь Дагульфа | Великолепный часослов герцога Беррийского |
---|---|---|---|---|---|---|
Образец | ||||||
Художник | Монахи о. Иона | Епископ Эдфрит из Линдисфарна | Фирдоуси и Дакики | Неизвестен. Создано при Дворе Карла Великого | Неизвестен. Создано при Дворе Карла Великого | Братья Лимбург |
Год создания | Около 800 | Около 715 | 1011—1000 | Около 790 | Около 783—795 | 1410—1490 |
Место хранения | Ирландия, Дублин, Тринити-колледж, (инв. Ms. A. I. 6,58) | Англия, Британская библиотека, Лондон (инв. Cotton Ms. Nero D IV.) | Франция, Париж, Национальная библиотека (инв. Latin 9389) | Германия, Трир, Городская библиотека (Cod. 22) | Австрия, Вена, Национальная библиотека,(Ms. 1861) | Франция, Музей Конде, Шантийи (инв. Ms. 65) |
Значимость | Шедевр островного стиля, отличается исключительной сложностью орнаментации и богатством декора | Важный памятник англосаксонского искусства, демонстрирует сочетание инсулярских и византийских влияний | Выдающийся пример иллюминированной рукописи, вершина искусства средневековой персидской миниатюры | Яркий образец каролингского возрождения, отличается классической ясностью композиции и использованием античных мотивов | Выдающийся памятник книжного искусства, иллюстрирующий ранний этап развития каролингской миниатюры и каллиграфии возрождение эпохи Карла Великого | Вершина позднеготической миниатюры, знаменит своими реалистичными изображениями пейзажей и жанровых сцен |
Название | Золотой кодекс из Лорша | Беатус (Комментарий к Апокалипсису) | Парижская псалтырь | Молитвенник Ротшильдов | Остромирово Евангелие | Хлудовская псалтырь |
---|---|---|---|---|---|---|
Образец | ||||||
Художник | Неизвестен | Неизвестен. Создано в монастырях Испании | Неизвестен | Неизвестен. Фламандские мастера | Диак Лазарь | Неизвестен |
Год создания | Около 810 | Около 776 | Около 950—960 | Около 1505—1510 | 1056—1057 | IX век |
Место хранения | Италия, Ватиканская библиотека | Испания, Национальная библиотека, Мадрид | Франция, Париж, Национальная библиотека (gr. 139) | США, частная коллекция | Россия, Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека | Россия, Москва, Государственный исторический музей |
Значимость | Роскошный манускрипт каролингской эпохи, написанный золотыми чернилами на пурпурном пергаменте | Уникальный образец испанской романской миниатюры, отличается экспрессивностью и яркими цветовыми решениями | Образец византийского возрождения в иллюминировании, характеризуется классическими пропорциями и гармонией композиции | Поздний пример иллюминированной рукописи, выполненный во Фландрии на заре эпохи Возрождения. Отличается изобилием декора и тонкостью исполнения | Древнейшая датированная русская рукописная книга, представляющая собой важный памятник древнерусской культуры и письменности | Византийская иллюминированная псалтырь с уникальными пояснительными миниатюрами на полях, отражающими события иконоборчества |
Название | Псалтырь Гертруды | Великолепный часослов Жанны д’Эврё | Псалтырь Святого Людовика | Бамбергский Апокалипсис | Лицевой летописный свод | Черный часослов |
---|---|---|---|---|---|---|
Образец | ||||||
Художник | Неизвестен | Жан Пусель | Неизвестен | Неизвестен | Неизвестен | Художник предположительно из окружения Виллема Урэланта |
Год создания | Около 1070—1080 | 1324—1328 | Около 1250—1270 | 1000—1020 | 1568—1576 | Около 1475 |
Место хранения | Италия, Национальный музей Чивидале | США, Нью-Йорк, Библиотека музея Метрополитен | Франция, Париж, Национальная библиотека Франции | Германия, Бамбергская государственная библиотека | Россия, Москва, Российская национальная библиотека | США, Нью-Йорк, Библиотека Моргана (M. 493) |
Значимость | Роскошно иллюстрированное Евангелие, принадлежавшее польской княгине Гертруде. Содержит элементы как романского, так и византийского стиля | Шедевр французской готической миниатюры. Знаменит изяществом, утонченностью линий и монохромной техникой гризайль | Королевская псалтырь, созданная для Людовика IX Святого, отличающийся монументальностью образов и торжественностью композиции | Яркий пример романской иллюминации, характерный экспрессивностью и динамизмом изображений Апокалипсиса | Грандиозный иллюстрированный летописный свод, охватывающий мировую и русскую историю. Ценный исторический и художественный источник | Уникальная рукопись XV века, созданная на чёрном пергаменте с использованием золотых и серебряных чернил, которая символизирует элитарность, роскошь и глубокую религиозность своего времени |
Примечания
- ↑ Лицевые рукописи // Большая советская энциклопедия / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1-е изд. : [в 66 т.]. — М.: Советская энциклопедия, 1926—1947.
- ↑ Лицевые рукописи / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд.. — Москва: Большая советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Дядюнова Н. А. Иллюминированная рукопись . Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (2022). Дата обращения: 9 февраля 2025. Архивировано 9 февраля 2025 года.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 Bologna, Giulia. Illuminated Manuscripts: The Book before Gutenberg (англ.). — New York: Crescent Books, 1995.
- ↑ Гринберг М. В., Бачурина О. А., Альтер О. С. Книжная миниатюра . Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (21 апреля 2023). Дата обращения: 9 февраля 2025. Архивировано 9 февраля 2025 года.
- ↑ Лаврентьева Н. В. Иной мир в иллюстрациях к заупокойным текстам Древнего Египта // Известия РГПУ им. А. И. Герцена : журнал. — 2007. — № 45.
- ↑ Calkins, Robert G. Illuminated Books of the Middle Ages (англ.). — New York: Cornell University Press, 1983.
- ↑ Nordenfalk, Carl. Cetic and Anglo-Saxon Painting: Book illumination in the British Isles 600-800 (англ.). — New York: George Braziller, 1977.
- ↑ Weitzmann, Kurt. Late Antique and Early Christin Book Illumination. — New York: George Braziller, 1977.
- ↑ Сидоров А. И. Способы взаимодействия изображения и текста в каролингских иллюминированных рукописях // Исторический альманах : журнал. — 2021. — № 14.
- ↑ Гаспаров М. Л. Гаспаров M. Л. Каролингское Возрождение (VIII-IX вв.) . Кафедра истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ. Дата обращения: 9 февраля 2025.
- ↑ Ottonian book illumination : an historical study (англ.). — London: Harvey Miller, 1991. — ISBN 1872501745.
- ↑ Williams, John. The Illustrated Beatus: A Corpus of the Illustrations of the Commentary on the Apocalypse. — London: Harvey Miller Publishers, 1994.
- ↑ Шукуров Ш. М. «Шах-наме» Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция. — Москва: Наука, 1983. — 176 с.
- ↑ Перейти обратно: 15,0 15,1 Институт всеобщей истории РАН. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Под общей ред. Мельниковой Е.А., Петрухина В.Я.. — Москва: Ладомир, 2014.
- ↑ Терентьев-Катанский А. П. С Востока на Запад: из истории книги и книгопечатания в странах Центральной Азии VIII-XIII веков. — Москва: Наука, 1990. — 232 с. — ISBN 5-02-016982-X.
- ↑ Papadaki-Oekland, Stella. Byzantine Illuminated Manuscripts of the Book of Job. — Brepols Publishers, 2009.
- ↑ Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник / отв. ред. Толстов С. П.. — М.: Моск. ордена Ленина гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1944. — С. 207—212.
- ↑ Dückers, Rob. The Limbourg brothers : Nijmegen masters at the French court, 1400-1416. — Nijmegen, Holland: Ludion, 2005.
- ↑ Сидоров А. А. История оформления русской книги / чл.-кор. Акад. наук СССР А. А. Сидоров. — Москва: Книга, 1964. — 391 с.
- ↑ Ильина Т. В. Декоративное оформление древнерусских книг. Новгород и Псков. XII—XV вв.. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1978.
- ↑ Перейти обратно: 22,0 22,1 Масаев Ю. А., Масаев В. Ю. История книгопечатания - величайшего изобретения человечества // Вестник КузГТУ : журнал. — 2016. — № 3.
- ↑ Варбанец Н. В. Иоганн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе: Опыт нового прочтения материала. — М.: Книга, 1980.
Эта статья выставлена на рецензию. Пожалуйста, выскажите своё мнение о ней на подстранице рецензии. |