Книгопечатание

Материал из «Знание.Вики»
Это статья об истории книгопечатания. О современном состоянии дел см. Издательское дело и Полиграфия.
Французская типография начала XVI века

Книгопеча́тание — процесс создания печатной продукции. Ма­те­ри­аль­но-тех­ническую ос­но­ву современного книгопечатания со­став­ля­ет по­ли­гра­фический про­цесс, ко­то­рый за­клю­ча­ет­ся в фор­ми­ро­ва­нии кра­соч­но­го изо­бра­же­ния, ана­ло­гич­но­го ори­ги­на­лу, и в пе­ре­да­че это­го изо­бра­же­ния на вос­при­ни­маю­щую поверхность, например, бу­ма­гу[1].

Развитие письменности

Египетские иероглифы

Первыми письменными знаками можно считать отметки времени, которые делал первобытный человек в виде насечек на камне или на дереве. Это были первые символические средства общения.  Около 8000 лет до н.э. охотники Испании и Франции использовали разнообразные символы – они красили красной охрой камешки и рисовали на них точки, черточки и волнистые линии. Цивилизация шумеров в Южном Ираке к 4 тысячелетию до н. э. разработала систему счёта, включающую 250 различных типов знаков, которые оттискивались на глиняных табличках с изображением отсылаемых товаров и их перечня. Такие изображения получили название пиктограммы, происходят они из шумерского города Киш около 3500 лет до н. э. и считается, что так была изобретена письменность.  Таким же образом возникла и египетская иероглифическая письменность около 3000 г. до н.э. Пиктограммы совершенствовались и превращались в более стилизованные формы письма, такие как клинообразные знаки Древнего Ирака. Их записывали на мягких глиняных табличках, высушивали или обжигали и надолго сохраняли информацию, создавая подобия глиняных «библиотек»[2].

Шумерская клинопись

Примерно, за 3000 лет до н. э. египтяне изобрели папирус, который изготавливали из тростника, произраставшего в болотистой местности в дельте реки Нил. А в начале первого тысячелетия до н. э. египтяне уже начали поставлять свитки папируса в другие страны, первые же образцы бумаги, изготавливаемой из коры фигового дерева, появились в Мексике начиная с V столетия н. э. С развитием письменности стали появляться школы для обучения грамоте и подготовке будущих «писцов», на обучение которых уходили многие годы из-за сложности доалфавитных систем письма. Самую знаменитую библиотеку древности основал Птолемей I Египетский (323–283 г.г. до н.э.) в своей столице Александрии, в которой было собрано около 200 тысяч манускриптов и была предназначена для учащихся Мусейона. Греческий правитель Пергамского царства в Западной Турции Евмен II (197–159 г.г. до н. э.) создал библиотеку, которая соперничала с александрийской, и взамен папируса начал изготавливать пергамент. Для этого специально обработанные шкуры животных длительное время вымачивали, выскабливали, растягивали и шлифовали, а затем разрезали на листы и использовали для манускриптов, хотя известно, что подобная технология была известна еще в VII век до н. э., но название «пергамент» было связано с Пергамским царством[3].

Финикийский алфавит

Бумага же была изобретена значительно позднее. Изобретение книгопечатания неразрывно связано с не менее значительным изобретением – созданием алфавита, который пришел на смену громоздким системам письма, применяемым тысячелетиями – египетским иероглифам. Слово «алфавит» было заимствовано из греческого языка для обозначения букв, которыми пользуются при письме на том или другом языке. Это слово составлено из названий двух первых букв греческого алфавита – alpha («альфа») и beta («бета» или по другому произношению – «вита»). Точно также получен термин – «азбука» с тем же значением («аз» и «буки»). Алфавит представляет последнюю ступень в развитии письма, когда обозначаются не предметы мысли и не слоги, а отдельные звуки речи[4].

Восточная Азия

Китайская система подвижных литер, изображенная в книге печатника Ван Чжэня в 1313 году

Впервые печатные книги появились в IX веке в Китае. Печатание книг производилось с печатных досок.

Вначале на прямоугольную доску из дерева твердых пород наносили рисунок или текст. Затем острым ножом вырезали вглубь места, не подлежавшие печатанию. На доске получалось выпуклое изображение, которое покрывали краской.

Краску изготавливали из сажи, смешанной с олифой. К покрытой краской доске прижимали лист бумаги, в результате получался оттиск — гравюра. Затем доску вновь покрывали краской и делали новый оттиск.

Согласно дошедшим до нас сведениям, уже в XI веке в Китае кузнец Би-Шэн изобрел способ набора печатного текста глиняными подвижными литерами. Для этой цели он изготавливал из глины буквы или рисунки и обжигал их[5]. Из-за сложности китайского письменного языка (должны были быть тысячи керамических табличек) подвижный шрифт не прижился на востоке еще долгое время.

В Корее процесс печатания с наборных литер был значительно усовершенствован и в XIII веке вместо глиняных литер стали использоваться бронзовые. Книги, напечатанные в Корее в XV веке с помощью бронзовых литер, сохранились до наших дней. Позже печатание с наборных литер распространилось в Японии и Средней Азии[5].

Ближний Восток

Примерно в 1250 году в Египте появилась блочная печать (по-арабски называемая "тарш"). Этот метод блочной печати, использовался почти исключительно мусульманской общиной. Большинство дошедших до нас гравюр свидетельствуют о том, что блочная печать в основном ограничивалась религиозными текстами, такими как амулеты (длинные тонкие полоски бумаги с цитатами из Корана, перечислением имен Бога и другими текстами, призванными отгонять зло). Эти «амулеты» сворачивали в металлические трубочки и носили на шее на цепочке[6].

Европа

В середине XIV — начале XV веков в Западной Европе быстрыми темпами идет переход от ремесел к мануфактуре, успешно закладываются и развиваются основы мировой торговли. Книгопечатание начинает быстро заменять рукописный способ размножения книг[6].

Иоганн Гутенберг

В Европе, как и в Китае, первые книги печатались с досок, на которых вырезался текст и рисунки. Напечатанные таким способом книги были небольшими по объему. Первыми печатными книгами, имевшими большую популярность, были: «Библия бедных», «Зеркало человеческого спасения», «Жизнь и страсти Христа»[5].

Большим спросом пользовались и небольшие учебники по грамматике, латинской грамматике и другие. Таким способом печатались игральные карты, дешевые картины, календари. Вначале печатали лишь на одной стороне листа, со временем стали печатать с обеих сторон. Недорогие книги приобретали со временем все большую популярность и пользовались большим спросом[5].

Книгопечатание с подвижных наборных литер в Европе изобрел немец Иоганн Гутенберг. Выходец из старинного дворянского рода Гонцфлейшей в 1420 году он покинул родной город Майнц и занялся ремеслом, взяв фамилию матери — Гутенберг. Иоганн Гутенберг применил для печати формы, которые собирались из отдельных наборных металлических литер.

Для изготовления литер Гутенберг изобрел специальный сплав из свинца олова и сурьмы. Сплав заливался в матрицу из мягкого металла, в которой были выдавлены углубления в форме букв. После того, как сплав остывал, буквы-литеры извлекались из матрицы и хранились в наборных кассах. Теперь форму для любой страницы можно было собрать в течение нескольких минут из хранившихся в наборных кассах отлитых литер[6].

Гутенбергом были изобретены водостойкие чернила. Но главной заслугой Гутенберга явилось изобретение способа создания изменяющихся, быстро и легко собираемых, универсальных печатных форм. Условной датой книгопечатания в Европе таким способом считается 1440 год. Первыми книгами стали календари и грамматика Доната[7].

В 1455 году Гутенберг издал первую печатную Библию, насчитывавшую 1286 страниц. Гутенберговская технология книгопечатания оставалась практически неизменной до конца XVIII века. Для печатания был изобретен ручной печатный станок. Это был ручной пресс, в котором соединялись между собой две горизонтальные плоскости. На одной плоскости располагался наборный шрифт, к другой плоскости крепилась бумага. Книгопечатание таким способом стремительно распространилось в Европе, в разных городах появлялись типографии. С 1440 по 1500 годы было издано более 30 тысяч разных названий книг[5].

В XIX веке книгопечатание получило второе дыхание. Этому способствовало то, что в европейских государствах уничтожались цеха и открывались мануфактуры, производство книг и газет стало по-настоящему массовым. К тому же бурному развитию типографий способствовали изобретения XIX века — появились новые машины для отливки букв, изобретен станок для двусторонней печати. А в 1810 году изобретен первый в мире паровой печатный станок, который мог печатать до 12 тысяч листов в час[7].

В 1880-х гг. бы­ла изо­бре­те­на стро­ко­от­лив­ная на­бор­ная ма­ши­на — ли­нотип, а в 1890-х гг. — бу­к­во­от­лив­ная на­бор­ная ма­ши­на — мо­нотип. То­гда же про­изош­ли ко­рен­ные из­ме­не­ния в пе­чат­ных тех­но­ло­ги­ях: изо­бре­те­на ли­то­гра­фия, вне­дре­ны ро­та­ци­он­ный прин­цип, оф­сет­ная печать. Раз­ви­ва­лись фо­то­ме­ха­нические про­цес­сы; пред­ло­же­на идея фо­тогра­фического на­бо­ра венгерским изо­бре­та­те­лем Е. Пор­цель­том (1894). Руч­ной труд на по­след­нем эта­пе из­го­тов­ле­ния кни­ги (бро­шю­ро­воч­но-пе­ре­плёт­ные и от­де­лоч­ные про­цес­сы) был ме­ха­ни­зи­ро­ван[1].

Россия

11 марта 1564 года была напечатана первая точно датированная русская книга «Апостол». Она стала результатом трудов Ивана Фёдорова — одного из первых русских первопечатников (только по нему имеется достаточно точная информация).

Памятник Ивану Федорову у Печатного двора в Москве.

Фамилии в их нынешнем виде на Руси ещё не прижились. Поэтому на выходных данных его изданий и в отдельных деловых бумагах Иван подписывался по-разному: Иван Федоров («Апостол», 1564 год), Иван Федорович Москвитин («Псалтырь», 1570 год), Иван, Федоров сын, из Москвы («Острожская Библия», 1581 год). Интересно и то, что кроме книг, первопечатник был еще и мастером по отливу пушек, и многоствольных орудий. Память об Иване Фёдорове сохранилась до наших дней. Во многих городах России имеются улицы, названные в честь Ивана Фёдорова. А в 1909 году рядом со зданием Печатного двора в Москве поставили памятник Фёдорову[8].

В 1552 году царь Иван IV Грозный решил наладить в Москве выпуск печатных книг. Некоторые попытки для этого предпринимались и раньше, но они были неудачными. Для этого в Москву был вызван датский книгопечатник Ганс Мессингейм, уже известный мастер своего дела. Из Польши были привезены книгопечатные станки, запасные части для них и литеры на церковнославянском языке[8].

К 1556 году они были полностью смонтированы и установлены в Московском книгопечатном дворе, который сохранился и до наших дней. Но и тогда мы не видим имя Федорова. Установкой станков и их наладкой занимался человек, известный как первый русский гравер, — Васюк Никифоров. Именно его работы украшали первые русские книги[8].

Официально печатный двор начал работать в 1563 году, и получил щедрые средства из бюджета. Царь, оценив работу, остался доволен и стал лично покровительствовать печатному двору. Уже в следующем году на свет выходят две книги «Апостол» и «Часослов», неразрывно связанные с именем Ивана Фёдорова. На книгах имелись выходные данные, где было прописано его имя[8].

Считается, что всё это время Федоров был учеником Мессингейма, его назначил учиться царь по совету митрополита Макария. Неслучайно первым изданием была книга религиозного характера. В те времена одной из основных задач церкви было образование. А все учебники были так или иначе связаны с религиозными писаниями[8].

Цифровая печать

Начало XX века оз­на­ме­но­ва­лось ав­то­ма­ти­за­ци­ей множества про­цес­сов про­изводства, вне­дре­ни­ем фо­то­на­бо­ра. В 1940-х годах начала зарождаться ксерография, появились ксероксы. Параллельно широко использовались офсетные установки[9].

В 1976 году в массовое производство была запущена первая модель принтера. Цифровая печать стала следующим этапом развития полиграфии после офсетной. В 1980-е годы лазерные принтеры стали гораздо компактней, но в мощности несколько потеряли. Цифровой способ печати пробивал себе дорогу намного медленнее, чем это произошло в свое время с офсетом. При этом лазер заметно выигрывает автоматизацией процесса. Современные компьютерные технологии вывода данных позволяют использовать разные способы книгопечатания и материалы. Постоянно появляются новейшие технологии, которые ускоряют и упрощают распространение информации печатным способом[9].

В конце XX века осу­ще­ст­в­ле­ние многих про­цес­сов ста­ло воз­мож­но бла­го­да­ря ос­вое­нию циф­ро­вых и ла­зер­ных тех­но­ло­гий на ба­зе ком­пь­ю­тер­ных из­да­тель­ских сис­тем: все до­пе­чат­ные про­цес­сы бы­ли объ­е­ди­не­ны в один по­ток — под­го­тов­ка тек­ста (на­бор, об­ра­бот­ка и кор­рек­ту­ра) и об­ра­бот­ка изо­бра­же­ний для ил­лю­ст­ра­ций, вёр­ст­ка и спуск (рас­клад­ка) по­лос; уп­ро­ще­ны про­цес­сы из­го­тов­ле­ния форм для ил­лю­ст­ра­ций, про­цес­сы цве­то­де­ле­ния. В ре­зуль­та­те из­ме­ни­лась не толь­ко струк­ту­ра тех­но­ло­гического про­цес­са про­изводства пе­чат­ной про­дук­ции, но и суть са­мой по­ли­гра­фии: стал воз­мож­ным пе­ре­ход от иден­тич­ных ко­пий в ти­ра­же к мно­го­ва­ри­ант­но­сти эк­зем­п­ля­ров из­да­ния в пре­де­лах ти­ра­жа, что по­зво­ля­ло в пе­чат­ную про­дук­цию вно­сить из­ме­не­ния в со­от­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ния­ми за­каз­чи­ка, а пе­ча­та­ние ти­ра­жа осу­ще­ст­в­лять ма­лы­ми час­тя­ми, оп­ре­де­ляе­мы­ми спро­сом[1].

Полиграфическая отрасль пережила интересный и долгий путь преобразований от появления бумаги и книгопечатания в средневековом Китае до высокотехнологичного печатного оборудования XXI века. Первоначальные открытия заложили базу для дальнейших нововведений. Процесс развития полиграфии продолжается. Важно знать, как это начиналось, чтобы понять, к чему движется наша планета через новые формы тиражирования информации[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Стефанов С. И. Книгопечатание. Большая Российская энциклопедия. Дата обращения: 5 декабря 2023.
  2. Немировский Е. Л. Мир книги: с древнейших времен до нач. XX в.. — Москва: Книга, 1986. — С. 30-40. — 287 с.
  3. Шомракова И. А. Всеобщая история книги. — Санкт-Петербург: Профессия, 2008. — С. 7-14. — 391 с.
  4. Масаев Ю. А., Масаев В. Ю. История книгопечатания — величайшего изобретения человечества // Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2016. — № 3. — С. 150-154.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Книгопечатание. Великие открытия человечества. Дата обращения: 10 декабря 2023.
  6. 6,0 6,1 6,2 Эволюция книгопечатанья. История в кадрах (08.07.2023). Дата обращения: 10 декабря 2023.
  7. 7,0 7,1 Яковлева М. Книгопечатание в Европе. Альманах «Наследие» (19.01.2022). Дата обращения: 11 декабря 2023.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Борисов С. Первопечатник. История Ивана Федорова. История.РФ. Дата обращения: 11 декабря 2023.
  9. 9,0 9,1 9,2 История возникновения полиграфии. Типография ИРМ-1. Дата обращения: 11 декабря 2023.

Ссылки

Книгопечатание: живая история книги. От свитка до кодекса, от манускриптов до ротационных машин

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!