Библиотека

Материал из «Знание.Вики»

Библиотека — это социальный институт, осуществляющий собирание и хранение различных видов печатной продукции, где определённым образом систематизируется собрание произведений печати и других небумажных документов, цифровых носителей.

Библиотека как организация/учреждение требует создания соответствующей организационной структуры, выделения структурных подразделений, ответственных за выполнение тех или иных технологических функций[1].

Этимология

Впервые в русском языке слово «библиотека» упоминается в тексте Геннадьевской Библии 1499 г.

С XVII по XVIII вв. было актуальным произношение, близкое византийско-греческому, — «вивлиофика».

Многие исследователи отмечают, что слово заимствовано непосредственно из латинского от bibliotheca, возможно, при польском посредстве от biblioteca.

Первоисточником является греческое bibliotheka, образованное от biblio(n) — «книга» и theka — «хранилище». Аналогично греческому apotheka — «склад», произошло латинское apotheca — «аптека».

История

Библиотеки впервые появились на древнем Востоке.

Традиционно первой библиотекой определяют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., находящееся в храме шумерского города Ниппур.

Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии, содержащих юридическую информацию.

В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).

Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека.

В эпоху Древнего Востока и Древней Греции библиотека выполняла роль архива, была призвана сохранять письменные документы в первоначальном виде.

В период Средневековья библиотека сыграла важную роль в формировании и распространении мировых религий, передаче религиозного духовного наследия последующим поколениям. Особенное распространение получили монастырские библиотеки (библиотеки монашеских орденов)[2]. Библиотеки данного периода подвергались многочисленным «чисткам» инквизиции, многие работы светского характера были утеряны.

Библиотеки на арабско-мусульманском Востоке имели другой социальный фундамент, чем в средневековой христианской Европе. Несмотря на то, что в библиотеках аккумулировалась в основном религиозная литература, фонды библиотек отражали все области документированных знаний: труды по истории, поэзию, беллетристику, медицину, право, астрономию, алхимию, магию, философию, математику, ораторское искусство, и они были доступны разным категориям читателей. Объёмы фондов составляли сотни тысяч и даже миллионов экземпляров. В библиотеках велась напряжённая работа по переводу древних трудов с арабского и прочих языков на латынь. Отличительной чертой публичных арабских библиотек было не только хранение и систематизация книг, но так же ещё и образовательная функция: чтение лекций, обучение. Арабские библиотеки создавались также и при больницах или суфийских братствах. Схожие по структуре христианских и мусульманских библиотек имели дворцовые придворные библиотеки.

В эпоху Древнего мира и Средневековья библиотека представляла собой социальный институт для привилегированных классов, элитарным учреждением. Организация доступа к информационным ресурсам имели в основном высшие сословия и священнослужители. Книжные хранилища определялись и функционировали как закрытые системы. Исследователи отмечают, что книги наделялись священными свойствами, а их высокая стоимость делала их недоступными широким аудиториям. Умение читать могло вести к почитанию и возвышению грамотных над остальными членами социума[3].

В эпоху Возрождения и Нового времени появляется новый тип читателя — энциклопедист, и сама библиотека воспринимается современниками как своеобразная материализованная идея энциклопедии — собрание книг, охватывающее весь универсум знаний.

С приходом Просвещения библиотеки становятся открытыми и доступными для читателей. Важной миссией библиотеки в этот период выступает просвещение широких масс населения.

Типология библиотек

Типология библиотек является одной из наиболее сложных и дискуссионных проблем библиотековедения.

Типизация библиотек производится в зависимости от их миссии и роли на различных стадиях культурно-исторического развития[4].

В библиотековедении в качестве основного, главного признака деления принято считать социальное назначение библиотеки, в соответствии с которым все библиотеки подразделяются на общественные и личные.

В 1920-е гг. большинство советских библиотековедов выделяли три типа библиотек:

  • массовые,
  • научные,
  • школьные.

В 1930-е гг. против разделения библиотек на массовые и научные выступил М. А. Потапов и предложил классифицировать библиотеки на два типа: универсальные и специальные, беря за основу состав книжных фондов.

Но все же большинство ученых выделяют следующие разновидности библиотек:

  • национальные,
  • публичные,
  • учебные,
  • академические,
  • специальные.

ЮНЕСКО предложена такая классификация:

  • Национальные библиотеки.
  • Библиотеки высших учебных заведений.
  • Другие крупные и крупнейшие универсальные общедоступные библиотеки.
  • Учебные библиотеки.
  • Специальные библиотеки (библиотеки НИУ, общественных организаций, ведомственные, профсоюзов, музеев и др.).
  • Массовые общедоступные (или народные) библиотеки.

Наряду с отраслевыми научными библиотеками в типологическую схему библиотек входят многие виды специальных библиотек, сформированные по какому-либо иному типологическому признаку (как правило, по нескольким признакам одновременно):

  • по языковому признаку выделяются библиотеки разной административной подчиненности и составу фондов: библиотеки иностранной литературы (Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы — ВГБИЛ), библиотеки зарубежных информационных центров в России, библиотеки литературы на национальных языках, как ближнего зарубежья, так и России;
  • по вероисповеданиям — православные (Синодальная библиотека Русской Православной церкви, приходские библиотеки), мусульманские, католические, буддийские и др.;
  • по видам документов: патентно-технические, нотные, литература брайлевского шрифта для слепых, библиотеки периодики, библиотеки электронных документов и др.

Концепция библиотеки как «Третьего/четвертого места»

Культурологи XX и ХХI века сформировали образ современной библиотеки, как третьего места. Библиотека — «четвертое место», где ни находилась, является местом, где люди приходят и уходят, и где есть возможность для передачи знаний, а также апгрейд того, чтобы другие могли дать и внести свой вклад. Это место, где единственным правилом является учиться и обучаться. Виктория Перес — Лабурдет считает, что библиотека «четвертое место» представлена своими создателями как смесь между библиотекой «третье место» (место для встреч), библиотека «learning center» (место обучения и исследований) и Fablab (место что-то сделать)[5].

Литература

Библиотековедение. Общий курс : учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» / С. А. Басов, А. Н. Ванеев, М. Я. Дворкина и др.; науч. ред. А. Н. Ванеев, М. Н. Колесникова. — Санкт-Петербург : Профессия, 2013. — 240 с. — (Учебник для бакалавров).

Примечания

  1. Библиотековедение. Общий курс : учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» / С. А. Басов, А. Н. Ванеев, М. Я. Дворкина и др.; науч. ред. А. Н. Ванеев, М. Н. Колесникова.. — Санкт-Петербург: Профессия, 2013. — С. 111. — 240 с.
  2. Степанова Н.А. Системы классификации в монастырских библиотеках средневековой Европы // Культура: теория и практика.. — 2019. — № 1 (28).
  3. Арасланова Светлана Салаватовна. Феномен библиотеки в пространстве элитарной и массовой культуры // Ярославский педагогический вестник.. — 2019. — № 2.
  4. Арасланова Светлана Салаватовна. Homo legens в историко-философском дискурсе // Ярославский педагогический вестник.. — 2018. — №2..
  5. Савова Ю.С. Развитие концепции библиотеки как «Третье место», или как понимать библиотеку как «Четвертое место» в цифровой среде // Культура: теория и практика. — 2019. — № 2(30).